Дата обновления БД:
19.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
72 / 276
Всего документов в БД:
133027
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 31 декабря 2010 года №54
Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета
На основании статьи 81 Воздушного кодекса Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2006 г. №1617 "О некоторых мерах по реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" и подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. №719 "Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь", Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета.
2. Признать утратившим силу постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. №56 "Об утверждении Авиационных правил передачи сообщений, расследования и учета авиационных событий в государственной авиации Республики Беларусь".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2011 г.
Министр генерал-лейтенант |
Ю.В.Жадобин |
Согласовано Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-лейтенантом внутренней службы 11 ноября 2010 года |
Э.Р.Бариев |
Согласовано Председателем Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майором 23 ноября 2010 года |
И.А.Рачковский |
Согласовано Исполняющим обязанности Председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь 15 ноября 2010 года |
Р.А.Головченко |
Согласовано Председателем Центрального совета республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" 30 ноября 2010 года |
А.Я.Степук |
Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №54
Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
1. Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета (далее - Авиационные правила) разработаны на основании статьи 81 Воздушного кодекса Республики Беларусь.
2. В настоящих Авиационных правилах определяются порядок организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, с иностранными государственными воздушными судами на территории Республики Беларусь, их классификация, а также порядок учета, разработки рекомендаций и мероприятий по их предупреждению.
3. Для целей настоящих Авиационных правил используются следующие термины и их определения:
авария - авиационное происшествие без человеческих жертв*;
авиационная часть - организация или воинская часть, подчиненная республиканскому органу государственного управления или республиканскому государственно-общественному объединению "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" (далее - ДОСААФ), имеющая ВС (воздушные суда) на законном основании и использующая его (их) для полетов;
авиационный инцидент (далее - АИ) - авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией государственного воздушного судна (далее - ВС), которое могло создать или создало угрозу целостности государственного ВС и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
авиационное происшествие (далее - АП) - авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией ВС, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту ВС, и (или) утрате данного ВС. ВС считается утраченным, когда: произошло полное разрушение ВС; местоположение ВС (его обломков) не установлено и официальные поиски прекращены; эвакуация ВС с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений; восстановление ВС невозможно или экономически нецелесообразно;
авиационное подразделение - авиационное звено, авиационный отряд, авиационная эскадрилья или аэромобильный отряд, летно-испытательное подразделение организации-изготовителя или ремонтной организации, а также иная первичная авиационная структура;
авиационное событие (далее - АС) - событие, связанное с эксплуатацией ВС, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация;
авиационно-техническая лаборатория - орган обеспечения технической безопасности полетов ВС;
государство места события - государство, на территории которого имело место АП;
государство регистрации ВС - государство, в реестрах которого зарегистрировано ВС;
государство-эксплуатант ВС - государство, на территории которого находится основное место деятельности организации, эксплуатирующей ВС, или, если организация, эксплуатирующая ВС, не имеет такого места деятельности, постоянное место пребывания данной организации;
заинтересованные государства - государство места события, регистрации ВС, государство-эксплуатант ВС, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку ВС, конструкцию типа ВС, а также государства, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при АП;
катастрофа - АП с человеческими жертвами или пропажей без вести пассажиров или членов экипажа ВС;
комиссия по расследованию АС (далее - комиссия) - специально назначенная группа лиц, уполномоченных осуществлять расследование АС;
летная эксплуатация ВС - процесс эксплуатации ВС, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра ВС и до момента, когда все лица, находившиеся на борту ВС с целью полета, покинули ВС, за исключением лиц, выполняющих послеполетную подготовку (для беспилотного летательного аппарата (далее - БЛА), - период от начала проведения оператором БЛА предполетного осмотра БЛА и до момента посадки БЛА парашютным способом или выключения двигателя (двигателей) при посадке БЛА по-самолетному (по-вертолетному);
наземное происшествие - событие, не связанное с летной эксплуатацией ВС, произошедшее во время обслуживания, хранения или транспортировки ВС, при котором произошло его повреждение или утрата. К наземным происшествиям не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;
опасный фактор - потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и (или) развитию особой ситуации;
органы обслуживания воздушного движения и управления полетами (далее - органы ОВД) - оперативные органы Единой системы организации воздушного движения и органы пользователей воздушного пространства Республики Беларусь, осуществляющие обслуживание воздушного движения и управление полетами ВС;
особая ситуация - ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации ВС, в результате проявления (воздействия) опасных факторов;
органы управления авиацией - органы управления и структурные подразделения республиканских органов государственного управления и ДОСААФ, осуществляющие организацию и оперативное управление деятельностью государственной авиации;
причины (факторы) АС - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к АС;
расследование АС - процесс, включающий в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку заключения о причинах АС и рекомендаций по результатам расследования АС;
серьезный АИ (далее - САИ) - АИ, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется выполнение членами экипажа ВС (оператором БЛА) и (или) лицом органа ОВД, осуществляющим руководство и управление полетом ВС, сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета ВС;
САИ с повреждением ВС (далее - САИП) - АИ, при котором восстановление ВС, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К серьезным авиационным инцидентам с повреждением ВС не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;
советник уполномоченного представителя - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования АП;
структурное подразделение - структурное подразделение Вооруженных Сил, предназначенное для осуществления функций Министерства обороны Республики Беларусь (далее - Министерство обороны) как специально уполномоченного органа в области обороны по государственному регулированию деятельности государственной авиации;
телесное повреждение со смертельным исходом (только с целью единообразия статистических данных) - телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть;
уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации - Министерство обороны, уполномоченное нормативными правовыми актами Республики Беларусь проводить расследования авиационных происшествий с ВС, учитывать и классифицировать авиационные события с ВС, а также осуществлять межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов;
уполномоченный представитель - лицо, которому руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации поручил участвовать в расследовании АС, проводимого в другом государстве;
чрезвычайное происшествие - не относящееся к АП событие, связанное с эксплуатацией ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона ВС;
гибель людей, находившихся на борту ВС, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
утрата ВС или гибель людей, находившихся на земле, в результате АП с другим ВС;
утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения;
эксплуатант ВС - организация или иной субъект гражданского права, имеющий ВС (воздушные суда) на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на основании договора аренды, договора фрахтования или иного договора и использующий ВС (воздушные суда) для полетов;
эксплуатация ВС** - стадия жизненного цикла ВС с момента принятия его авиационной частью от организации-изготовителя или ремонтной организации, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к данному использованию, использования по назначению, хранения и транспортирования.
______________________________
*К человеческим жертвам относятся лица, находившиеся на борту ВС, смерть которых последовала в результате авиационного происшествия или в течение 30 суток с момента авиационного происшествия.
**К эксплуатации относятся испытательные полеты (облеты), выполняемые силами летно-испытательных подразделений ремонтных организаций на ВС, прошедших сборку и наладку после завершения (на заключительном этапе) ремонта или модернизации.
4. Каждое АС в государственной авиации подлежит обязательному расследованию комиссией.
5. Расследование АС проводится в целях установления его причин и принятия мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АС.
6. Финансирование работ на месте АС и работ, связанных с расследованием АС, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами.
7. При проведении правоохранительными органами следственных действий по факту АС председатель комиссии согласовывает с ними свою работу.
8. В случаях ограничения доступа к авиационной технике и (или) изъятия отдельных деталей (фрагментов) ВС, бортовых (наземных) носителей средств объективного контроля (далее - СОК), эксплуатационной и другой документации (далее - материалы) представителями правоохранительных органов командир (начальник) авиационной части (старший авиационный начальник аэродрома) обязан немедленно доложить об этом вышестоящему начальнику (по подчиненности) и запросить от представителей правоохранительных органов документы, подтверждающие правомочность данных действий.
Председатель комиссии докладывает об ограничении доступа к авиационной технике и (или) изъятии отдельных деталей (фрагментов) ВС представителями правоохранительных органов лицу, назначившему комиссию, и по его решению имеет право приостановить расследование.
Глава 2. Классификация авиационных событий
9. АС подразделяются на АП, АИ, чрезвычайные происшествия, наземные происшествия.
10. АП в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.
11. АИ в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на АИ, САИ и САИП.
К САИ относятся следующие случаи:
выход ВС за пределы условий летной эксплуатации;
возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и тому подобного) на членов экипажа или пассажиров ВС;
значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных и прочностных характеристик ВС;
значительное снижение работоспособности членов экипажа ВС;
значительное повышение психофизиологической нагрузки на членов экипажа ВС;
возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов ВС в результате пожара, разрушения или рассоединения элементов управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и тому подобное.
Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий
Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии
12. В случае АП должностное лицо органа ОВД (командного пункта (далее - КП), пункта управления (далее - ПУ), осуществлявшее управление полетом ВС, с которым произошло АП, обязано немедленно устно сообщить об этом оперативному дежурному центрального командного пункта (далее - ЦКП) органа управления авиацией Министерства обороны (дежурному оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (диспетчеру авиационного диспетчерского пункта (далее - АДП) - эксплуатанта ВС).
В сообщении об АП указываются:
дата, время (местное) получения информации об АП;
вид АП и его последствия;
район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от ВС на экране радиолокационной станции);
тип ВС и наименование авиационной части (организации), эксплуатирующей ВС;
аэродром вылета;
запланированный маршрут полета;
полетное задание, метеоусловия;
данные о командире экипажа, наличии пассажиров на борту;
сведения о наличии на борту опасных грузов и их характеристики;
данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;
запланированный аэродром посадки.
13. Оперативный дежурный ЦКП органа управления авиацией Министерства обороны (дежурный оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (диспетчер АДП) - эксплуатанта ВС) немедленно устно доводит информацию об АП, предусмотренную пунктом 12 настоящих Авиационных правил, руководителю структурного подразделения и командиру (начальнику) авиационной части, эксплуатирующей ВС.
14. Оперативный дежурный ЦКП органа управления авиацией Министерства обороны (дежурный оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (диспетчер АДП), командир (начальник) авиационной части) немедленно устно сообщает об авиационном происшествии по подчиненности руководителю республиканского органа государственного управления или ДОСААФ - эксплуатанта ВС.
В сообщении указываются:
дата, время (местное) АП;
вид АП и его последствия;
район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от ВС на экране радиолокационной станции);
тип ВС и наименование авиационной части (организации), эксплуатирующей ВС;
аэродром вылета;
запланированный маршрут полета;
полетное задание, метеоусловия;
данные о командире экипажа, наличии пассажиров на борту;
сведения о наличии на борту опасных грузов и их характеристики;
данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;
другие достоверные сведения.
При отсутствии каких-либо из вышеперечисленных сведений с целью исключения задержки передачи сообщения об АП доклад представляется без данных сведений.
15. Руководитель органа безопасности полетов (далее - ОрБП) органа управления авиацией республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (лицо, исполняющее обязанности ОрБП) - эксплуатанта ВС после получения сообщения об АП немедленно устно информирует руководителя структурного подразделения. Письменно информация направляется в течение 24 часов с момента происшествия в соответствии с пунктом 19 настоящих Авиационных правил.
16. Порядок передачи сообщений о чрезвычайном (наземном) происшествии аналогичен порядку передачи сообщений об АП.
17. Дежурные на КП (ПУ) авиационной части, в органе ОВД, на ЦКП органа управления авиацией Министерства обороны, оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ, диспетчер АДП ведут журналы учета оперативной информации об авиационных, чрезвычайных и наземных происшествиях по форме согласно приложению 1.
В журнал заносится информация об авиационных, чрезвычайных и наземных происшествиях с ВС государственной авиации, а также об авиационных происшествиях с ВС гражданской авиации (по указанию начальника ОрБП республиканского органа государственного управления или ДОСААФ).
Основные требования к информации - объективность и полнота.
18. Письменное сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии командир (начальник) авиационной части, эксплуатирующей ВС, направляет по подчиненности руководителю республиканского органа государственного управления или ДОСААФ в течение 24 часов с момента происшествия.
19. В письменном сообщении указываются:
дата, время (местное) авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;
вид авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;
район авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от ВС на экране радиолокационной станции, координаты места падения ВС);
тип ВС и наименование авиационной части (организации), эксплуатирующей ВС;
аэродром вылета;
полетное задание, метеоусловия;
данные о членах экипажа, пассажирах и грузе, находившихся на борту ВС;
последствия авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия для членов экипажа, пассажиров ВС и окружающей среды;
данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;
другие сведения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии, известные к моменту представления донесения.
При отсутствии каких-либо из вышеперечисленных сведений с целью исключения задержки передачи сообщения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии донесение представляется без данных сведений.
Запрещается передавать в сообщении предположительные сведения о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия.
Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий, обязанности и права должностных лиц комиссии расследования авиационного события
20. Расследование АП с пилотируемыми ВС (АП с БЛА, при которых произошла гибель людей) проводит комиссия, которую назначает руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации.
В состав комиссии по предложениям (согласованию) соответствующих руководителей включаются представители эксплуатанта ВС, иных государственных органов и организаций.
21. Расследование АП с БЛА, не повлекших гибель людей, осуществляет комиссия, которую назначает руководитель республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (должностное лицо, им уполномоченное) - эксплуатанта ВС.
22. Председателем комиссии назначается должностное лицо с соответствующей специальной подготовкой и, как правило, имеющее летную специальность.
Членами комиссии назначаются должностные лица, имеющие соответствующую специальную подготовку, которые не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими и физическими лицами, причастными к АП, и не причастные к организации подготовки, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета ВС, с которым произошло АП.
Доставку (перевозку) членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту АП и обратно организует руководитель республиканского органа государственного управления или ДОСААФ - эксплуатанта ВС.
23. Председатель комиссии по расследованию авиационного события (далее - комиссия) организует работу комиссии, руководит расследованием и несет ответственность за объективное установление причин авиационного события (далее - АС). Распоряжения и указания председателя комиссии, касающиеся расследования АС, подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами, участвующими в расследовании АС.
24. Председатель комиссии обязан:
организовать работу комиссии в соответствии с требованиями настоящих Авиационных правил и планом расследования АС;
организовать разработку плана расследования АС и утвердить его;
создать рабочие органы комиссии и утвердить их состав;
проинструктировать членов комиссии по требованиям безопасности при работе на месте АС;
осмотреть место падения (вынужденной посадки) воздушного судна (далее - ВС) и дать оценку действиям должностных лиц по проведению поисково-спасательных работ;
принять решение о месте обработки материалов бортовых (наземных) носителей средств объективного контроля (далее - СОК);
обеспечить согласованность в работе членов комиссии и координацию их действий в ходе расследования АС;
регулярно проводить заседания комиссии, на которых заслушивать доклады о результатах работ, проведенных членами комиссии, и в соответствии с этим координировать дальнейшую работу по расследованию АС;
Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №54
"Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета"
О документе
Номер документа: | 54 |
Дата принятия: | 31.12.2010 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 01.02.2011 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 05.08.2022 |
Документ утратил силу с 5 августа 2022 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23 |
Опубликование документа
Нет сведений
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу с 1 февраля 2011 года.
Документ утратил силу с 5 августа 2022 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23