Утратил силу

Документ утратил силу с 5 августа 2022 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 31 декабря 2010 года №54

Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета

На основании статьи 81 Воздушного кодекса Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2006 г. №1617 "О некоторых мерах по реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" и подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. №719 "Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь", Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 1 ноября 2004 г. №56 "Об утверждении Авиационных правил передачи сообщений, расследования и учета авиационных событий в государственной авиации Республики Беларусь".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2011 г.

Министр генерал-лейтенант

Ю.В.Жадобин

Согласовано

Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-лейтенантом внутренней службы

11 ноября 2010 года 

 

Э.Р.Бариев

Согласовано

Председателем Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майором

23 ноября 2010 года

 

И.А.Рачковский

Согласовано

Исполняющим обязанности Председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь

15 ноября 2010 года

 

Р.А.Головченко

Согласовано

Председателем Центрального совета республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь"

30 ноября 2010 года

 

А.Я.Степук

 

Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №54

Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения

1. Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета (далее - Авиационные правила) разработаны на основании статьи 81 Воздушного кодекса Республики Беларусь.

2. В настоящих Авиационных правилах определяются порядок организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, с иностранными государственными воздушными судами на территории Республики Беларусь, их классификация, а также порядок учета, разработки рекомендаций и мероприятий по их предупреждению.

3. Для целей настоящих Авиационных правил используются следующие термины и их определения:

авария - авиационное происшествие без человеческих жертв*;

авиационная часть - организация или воинская часть, подчиненная республиканскому органу государственного управления или республиканскому государственно-общественному объединению "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" (далее - ДОСААФ), имеющая ВС (воздушные суда) на законном основании и использующая его (их) для полетов;

авиационный инцидент (далее - АИ) - авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией государственного воздушного судна (далее - ВС), которое могло создать или создало угрозу целостности государственного ВС и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

авиационное происшествие (далее - АП) - авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией ВС, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту ВС, и (или) утрате данного ВС. ВС считается утраченным, когда: произошло полное разрушение ВС; местоположение ВС (его обломков) не установлено и официальные поиски прекращены; эвакуация ВС с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений; восстановление ВС невозможно или экономически нецелесообразно;

авиационное подразделение - авиационное звено, авиационный отряд, авиационная эскадрилья или аэромобильный отряд, летно-испытательное подразделение организации-изготовителя или ремонтной организации, а также иная первичная авиационная структура;

авиационное событие (далее - АС) - событие, связанное с эксплуатацией ВС, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация;

авиационно-техническая лаборатория - орган обеспечения технической безопасности полетов ВС;

государство места события - государство, на территории которого имело место АП;

государство регистрации ВС - государство, в реестрах которого зарегистрировано ВС;

государство-эксплуатант ВС - государство, на территории которого находится основное место деятельности организации, эксплуатирующей ВС, или, если организация, эксплуатирующая ВС, не имеет такого места деятельности, постоянное место пребывания данной организации;

заинтересованные государства - государство места события, регистрации ВС, государство-эксплуатант ВС, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку ВС, конструкцию типа ВС, а также государства, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при АП;

катастрофа - АП с человеческими жертвами или пропажей без вести пассажиров или членов экипажа ВС;

комиссия по расследованию АС (далее - комиссия) - специально назначенная группа лиц, уполномоченных осуществлять расследование АС;

летная эксплуатация ВС - процесс эксплуатации ВС, охватывающий период от начала проведения летным составом предполетного осмотра ВС и до момента, когда все лица, находившиеся на борту ВС с целью полета, покинули ВС, за исключением лиц, выполняющих послеполетную подготовку (для беспилотного летательного аппарата (далее - БЛА), - период от начала проведения оператором БЛА предполетного осмотра БЛА и до момента посадки БЛА парашютным способом или выключения двигателя (двигателей) при посадке БЛА по-самолетному (по-вертолетному);

наземное происшествие - событие, не связанное с летной эксплуатацией ВС, произошедшее во время обслуживания, хранения или транспортировки ВС, при котором произошло его повреждение или утрата. К наземным происшествиям не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;

опасный фактор - потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и (или) развитию особой ситуации;

органы обслуживания воздушного движения и управления полетами (далее - органы ОВД) - оперативные органы Единой системы организации воздушного движения и органы пользователей воздушного пространства Республики Беларусь, осуществляющие обслуживание воздушного движения и управление полетами ВС;

особая ситуация - ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации ВС, в результате проявления (воздействия) опасных факторов;

органы управления авиацией - органы управления и структурные подразделения республиканских органов государственного управления и ДОСААФ, осуществляющие организацию и оперативное управление деятельностью государственной авиации;

причины (факторы) АС - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к АС;

расследование АС - процесс, включающий в себя выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку заключения о причинах АС и рекомендаций по результатам расследования АС;

серьезный АИ (далее - САИ) - АИ, связанный с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности АП, для предотвращения которого требуется выполнение членами экипажа ВС (оператором БЛА) и (или) лицом органа ОВД, осуществляющим руководство и управление полетом ВС, сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета ВС;

САИ с повреждением ВС (далее - САИП) - АИ, при котором восстановление ВС, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно. К серьезным авиационным инцидентам с повреждением ВС не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных в руководстве (инструкции) по технической эксплуатации ВС;

советник уполномоченного представителя - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования АП;

структурное подразделение - структурное подразделение Вооруженных Сил, предназначенное для осуществления функций Министерства обороны Республики Беларусь (далее - Министерство обороны) как специально уполномоченного органа в области обороны по государственному регулированию деятельности государственной авиации;

телесное повреждение со смертельным исходом (только с целью единообразия статистических данных) - телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть;

уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации - Министерство обороны, уполномоченное нормативными правовыми актами Республики Беларусь проводить расследования авиационных происшествий с ВС, учитывать и классифицировать авиационные события с ВС, а также осуществлять межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов;

уполномоченный представитель - лицо, которому руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации поручил участвовать в расследовании АС, проводимого в другом государстве;

чрезвычайное происшествие - не относящееся к АП событие, связанное с эксплуатацией ВС, при котором наступило одно из следующих последствий:

утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона ВС;

гибель людей, находившихся на борту ВС, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

утрата ВС или гибель людей, находившихся на земле, в результате АП с другим ВС;

утрата ВС или гибель людей, находившихся на его борту, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения;

эксплуатант ВС - организация или иной субъект гражданского права, имеющий ВС (воздушные суда) на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на основании договора аренды, договора фрахтования или иного договора и использующий ВС (воздушные суда) для полетов;

эксплуатация ВС** - стадия жизненного цикла ВС с момента принятия его авиационной частью от организации-изготовителя или ремонтной организации, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к данному использованию, использования по назначению, хранения и транспортирования.

______________________________

*К человеческим жертвам относятся лица, находившиеся на борту ВС, смерть которых последовала в результате авиационного происшествия или в течение 30 суток с момента авиационного происшествия.

**К эксплуатации относятся испытательные полеты (облеты), выполняемые силами летно-испытательных подразделений ремонтных организаций на ВС, прошедших сборку и наладку после завершения (на заключительном этапе) ремонта или модернизации.

4. Каждое АС в государственной авиации подлежит обязательному расследованию комиссией.

5. Расследование АС проводится в целях установления его причин и принятия мер по их предотвращению в будущем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования АС.

6. Финансирование работ на месте АС и работ, связанных с расследованием АС, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международными договорами.

7. При проведении правоохранительными органами следственных действий по факту АС председатель комиссии согласовывает с ними свою работу.

8. В случаях ограничения доступа к авиационной технике и (или) изъятия отдельных деталей (фрагментов) ВС, бортовых (наземных) носителей средств объективного контроля (далее - СОК), эксплуатационной и другой документации (далее - материалы) представителями правоохранительных органов командир (начальник) авиационной части (старший авиационный начальник аэродрома) обязан немедленно доложить об этом вышестоящему начальнику (по подчиненности) и запросить от представителей правоохранительных органов документы, подтверждающие правомочность данных действий.

Председатель комиссии докладывает об ограничении доступа к авиационной технике и (или) изъятии отдельных деталей (фрагментов) ВС представителями правоохранительных органов лицу, назначившему комиссию, и по его решению имеет право приостановить расследование.

Глава 2. Классификация авиационных событий

9. АС подразделяются на АП, АИ, чрезвычайные происшествия, наземные происшествия.

10. АП в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

11. АИ в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на АИ, САИ и САИП.

К САИ относятся следующие случаи:

выход ВС за пределы условий летной эксплуатации;

возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и тому подобного) на членов экипажа или пассажиров ВС;

значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных и прочностных характеристик ВС;

значительное снижение работоспособности членов экипажа ВС;

значительное повышение психофизиологической нагрузки на членов экипажа ВС;

возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов ВС в результате пожара, разрушения или рассоединения элементов управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и тому подобное.

Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий

Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии

12. В случае АП должностное лицо органа ОВД (командного пункта (далее - КП), пункта управления (далее - ПУ), осуществлявшее управление полетом ВС, с которым произошло АП, обязано немедленно устно сообщить об этом оперативному дежурному центрального командного пункта (далее - ЦКП) органа управления авиацией Министерства обороны (дежурному оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (диспетчеру авиационного диспетчерского пункта (далее - АДП) - эксплуатанта ВС).

В сообщении об АП указываются:

дата, время (местное) получения информации об АП;

вид АП и его последствия;

район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от ВС на экране радиолокационной станции);

тип ВС и наименование авиационной части (организации), эксплуатирующей ВС;

аэродром вылета;

запланированный маршрут полета;

полетное задание, метеоусловия;

данные о командире экипажа, наличии пассажиров на борту;

сведения о наличии на борту опасных грузов и их характеристики;

данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;

запланированный аэродром посадки.

13. Оперативный дежурный ЦКП органа управления авиацией Министерства обороны (дежурный оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (диспетчер АДП) - эксплуатанта ВС) немедленно устно доводит информацию об АП, предусмотренную пунктом 12 настоящих Авиационных правил, руководителю структурного подразделения и командиру (начальнику) авиационной части, эксплуатирующей ВС.

14. Оперативный дежурный ЦКП органа управления авиацией Министерства обороны (дежурный оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (диспетчер АДП), командир (начальник) авиационной части) немедленно устно сообщает об авиационном происшествии по подчиненности руководителю республиканского органа государственного управления или ДОСААФ - эксплуатанта ВС.

В сообщении указываются:

дата, время (местное) АП;

вид АП и его последствия;

район АП (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от ВС на экране радиолокационной станции);

тип ВС и наименование авиационной части (организации), эксплуатирующей ВС;

аэродром вылета;

запланированный маршрут полета;

полетное задание, метеоусловия;

данные о командире экипажа, наличии пассажиров на борту;

сведения о наличии на борту опасных грузов и их характеристики;

данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;

другие достоверные сведения.

При отсутствии каких-либо из вышеперечисленных сведений с целью исключения задержки передачи сообщения об АП доклад представляется без данных сведений.

15. Руководитель органа безопасности полетов (далее - ОрБП) органа управления авиацией республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (лицо, исполняющее обязанности ОрБП) - эксплуатанта ВС после получения сообщения об АП немедленно устно информирует руководителя структурного подразделения. Письменно информация направляется в течение 24 часов с момента происшествия в соответствии с пунктом 19 настоящих Авиационных правил.

16. Порядок передачи сообщений о чрезвычайном (наземном) происшествии аналогичен порядку передачи сообщений об АП.

17. Дежурные на КП (ПУ) авиационной части, в органе ОВД, на ЦКП органа управления авиацией Министерства обороны, оперативно-дежурной службы республиканского органа государственного управления или ДОСААФ, диспетчер АДП ведут журналы учета оперативной информации об авиационных, чрезвычайных и наземных происшествиях по форме согласно приложению 1.

В журнал заносится информация об авиационных, чрезвычайных и наземных происшествиях с ВС государственной авиации, а также об авиационных происшествиях с ВС гражданской авиации (по указанию начальника ОрБП республиканского органа государственного управления или ДОСААФ).

Основные требования к информации - объективность и полнота.

18. Письменное сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии командир (начальник) авиационной части, эксплуатирующей ВС, направляет по подчиненности руководителю республиканского органа государственного управления или ДОСААФ в течение 24 часов с момента происшествия.

19. В письменном сообщении указываются:

дата, время (местное) авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;

вид авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия;

район авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия (координаты точки потери радиосвязи и пропадания отметки от ВС на экране радиолокационной станции, координаты места падения ВС);

тип ВС и наименование авиационной части (организации), эксплуатирующей ВС;

аэродром вылета;

полетное задание, метеоусловия;

данные о членах экипажа, пассажирах и грузе, находившихся на борту ВС;

последствия авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия для членов экипажа, пассажиров ВС и окружающей среды;

данные о поисково-спасательных работах и необходимости оказания дополнительной помощи в их проведении;

другие сведения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии, известные к моменту представления донесения.

При отсутствии каких-либо из вышеперечисленных сведений с целью исключения задержки передачи сообщения об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии донесение представляется без данных сведений.

Запрещается передавать в сообщении предположительные сведения о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия.

Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий, обязанности и права должностных лиц комиссии расследования авиационного события

20. Расследование АП с пилотируемыми ВС (АП с БЛА, при которых произошла гибель людей) проводит комиссия, которую назначает руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации.

В состав комиссии по предложениям (согласованию) соответствующих руководителей включаются представители эксплуатанта ВС, иных государственных органов и организаций.

21. Расследование АП с БЛА, не повлекших гибель людей, осуществляет комиссия, которую назначает руководитель республиканского органа государственного управления или ДОСААФ (должностное лицо, им уполномоченное) - эксплуатанта ВС.

22. Председателем комиссии назначается должностное лицо с соответствующей специальной подготовкой и, как правило, имеющее летную специальность.

Членами комиссии назначаются должностные лица, имеющие соответствующую специальную подготовку, которые не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими и физическими лицами, причастными к АП, и не причастные к организации подготовки, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета ВС, с которым произошло АП.

Доставку (перевозку) членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту АП и обратно организует руководитель республиканского органа государственного управления или ДОСААФ - эксплуатанта ВС.

23. Председатель комиссии по расследованию авиационного события (далее - комиссия) организует работу комиссии, руководит расследованием и несет ответственность за объективное установление причин авиационного события (далее - АС). Распоряжения и указания председателя комиссии, касающиеся расследования АС, подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами, участвующими в расследовании АС.

24. Председатель комиссии обязан:

организовать работу комиссии в соответствии с требованиями настоящих Авиационных правил и планом расследования АС;

организовать разработку плана расследования АС и утвердить его;

создать рабочие органы комиссии и утвердить их состав;

проинструктировать членов комиссии по требованиям безопасности при работе на месте АС;

осмотреть место падения (вынужденной посадки) воздушного судна (далее - ВС) и дать оценку действиям должностных лиц по проведению поисково-спасательных работ;

принять решение о месте обработки материалов бортовых (наземных) носителей средств объективного контроля (далее - СОК);

обеспечить согласованность в работе членов комиссии и координацию их действий в ходе расследования АС;

регулярно проводить заседания комиссии, на которых заслушивать доклады о результатах работ, проведенных членами комиссии, и в соответствии с этим координировать дальнейшую работу по расследованию АС;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Глава 2. Классификация авиационных событий Раздел II. Расследование авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий Глава 3. Сообщение об авиационном, чрезвычайном или наземном происшествии Глава 4. Организация расследования авиационных и чрезвычайных происшествий, обязанности и права должностных лиц комиссии расследования авиационного события Глава 5. Организация расследования наземных происшествий Глава 6. Действия должностных лиц при авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии Глава 7. Порядок работы комиссии по расследованию авиационного происшествия Глава 8. Проведение разбора по результатам расследования авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Глава 9. Порядок пересмотра заключения комиссии. Окончательное заключение о причинах авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Глава 10. Расследование авиационного происшествия с воздушным судном на территории иностранного государства Глава 11. Расследование авиационного происшествия с иностранным воздушным судном Глава 12. Информация об авиационном (чрезвычайном или наземном) происшествии Глава 13. Разработка мероприятий по результатам расследования авиационного (чрезвычайного или наземного) происшествия Раздел III. Расследование авиационных инцидентов Глава 14. Сообщение об авиационном инциденте Глава 15. Выявление и расследование авиационных инцидентов Раздел IV. Учет авиационных событий Глава 16. Учет авиационных, чрезвычайных и наземных происшествий Глава 17. Учет авиационных инцидентов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 I. Организация воздушной перевозки II. Поисково-спасательные работы III. Данные опроса очевидцев авиационного (чрезвычайного) происшествия IV. Данные об аэродроме V. Данные об эвакуации воздушного судна с места авиационного (чрезвычайного) происшествия VI. Данные об изъятии документов, материалов, относящихся к авиационному (чрезвычайному) происшествию VII. Недостатки, вскрытые при расследовании авиационного (чрезвычайного) происшествия VIII. Заключение IX. Рекомендации Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 I. Члены экипажа ВС (оператор БЛА) II. Данные о командире экипажа (операторе БЛА) III. Данные о воздушном судне, двигателях, агрегате (станции) IV. Обстоятельства серьезного авиационного инцидента V. Состояние авиационной техники VI. Выводы о причине серьезного авиационного инцидента VII. Мероприятия, предложения и рекомендации по результатам расследования серьезного авиационного инцидента Приложение 8 Приложение 9 Раздел I Раздел II Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 I. Авиационные инциденты II. Серьезные авиационные инциденты III. Серьезные авиационные инциденты с повреждением ВС IV. Заметки начальника ОрБП органа управления авиацией (службы, отдела, КП, ЦКП)

Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года №54
"Об утверждении Авиационных правил организации расследования авиационных событий, произошедших с государственными воздушными судами Республики Беларусь, их классификации и учета"

О документе

Номер документа:54
Дата принятия: 31.12.2010
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01.02.2011
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:05.08.2022

Документ утратил силу с 5 августа 2022 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 11 мая 2022 года №23

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу с 1 февраля 2011 года.