Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 1 августа 2022 года №41

Об утверждении Авиационных правил организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь

На основании статей 6 и 57 Воздушного кодекса Республики Беларусь, подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. №719, и пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2006 г. №1617 "О реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Авиационные правила организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь (прилагаются).

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 4 декабря 2009 г. №72 "Об утверждении Авиационных правил организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь";

постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 24 августа 2010 г. №37 "О внесении дополнений в постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 4 декабря 2009 г. №72";

подпункт 1.1 пункта 1 постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 26 марта 2019 г. №6 "Об изменении постановлений Министерства обороны Республики Беларусь от 4 декабря 2009 г. №72 и от 19 декабря 2016 г. №38".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр генерал-лейтенант

В.Г.Хренин

Согласовано

Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь

 

Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь

 

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

 

Республиканским государственно-общественным объединением "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь"

 

 

Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 1 августа 2022 года №41

Авиационные правила организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь

Раздел I. Основные положения

Глава 1. Общие положения

1. В настоящих Авиационных правилах регулируется порядок организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь, а также устанавливаются общие требования, предъявляемые к операторам государственных беспилотных летательных аппаратов и лицам, осуществляющим управление полетами беспилотных летательных аппаратов.

2. Для целей настоящих Авиационных правил применяются следующие сокращения и их понятия:

АД – авиационный диспетчер аэродрома, если иное не установлено настоящими Авиационными правилами;

АКБ – аккумуляторная батарея;

АНИ – аэронавигационная информация;

АО – аэродромное обеспечение полетов;

АРЗ – авиационный ремонтный завод;

АСП – авиационное средство поражения;

АТ – авиационная техника;

АТО – аэродромно-техническое обслуживание полетов;

БАК – беспилотный авиационный комплекс;

БЛА – государственный беспилотный летательный аппарат, если иное не установлено настоящими Авиационными правилами;

ВМУ – визуальные метеорологические условия;

ВПП – взлетно-посадочная полоса;

ВРП – воздушная разведка погоды;

ВС – воздушное судно с экипажем на борту, если иное не установлено настоящими Авиационными правилами;

ГОП – группа обеспечения полетов;

ГРП – группа руководства полетами;

ДОСААФ – республиканское государственно-общественное объединение "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь";

ИАО – инженерно-авиационное обеспечение полетов;

ИАС – инженерно-авиационная служба;

ИВП – использование воздушного пространства;

ИПП – инструкция по производству полетов;

ИТС – инженерно-технический состав;

КБП – курс боевой подготовки либо иной правовой документ, регламентирующие объем, содержание и последовательность подготовки операторов БЛА;

КДП – командно-диспетчерский пункт;

КП – командный пункт;

КСА – комплекс средств автоматизации;

КТА – контрольная точка аэродрома;

МУ – метеорологические условия;

НПЭК – наземная поисково-эвакуационная команда;

ОБУ – офицер боевого управления;

ОК – объективный контроль;

ОСП – особый случай в полете;

ОЯП – опасные явления погоды;

ПВО – противовоздушная оборона;

ПВП – правила визуальных полетов БЛА;

ПМУ – приборные МУ;

ПНА – пункт наведения авиации;

ППП – правила полетов БЛА по приборам;

ПРЛ – посадочный радиолокатор;

ПРП – помощник руководителя полетов;

ПУ – пункт управления (КП, КДП, стартовый командный пункт, ПНА, пункт управления авиацией);

ПУА – пункт управления авиацией;

ПЭР – поисково-эвакуационные работы;

РБЗ – руководитель ближней зоны;

РД – рулежная дорожка;

РДЗ – руководитель дальней зоны;

РЗП – руководитель зоны посадки;

РЛИ – радиолокационная информация;

РЛК – радиолокационный контроль полетов;

РЛО – радиолокационное обеспечение полетов;

РЛС – радиолокационная станция;

РЛЭ – руководство по летной эксплуатации БЛА (документ, регламентирующий летную эксплуатацию БЛА);

РОГУ – республиканский орган государственного управления, иные государственные органы или организации, ДОСААФ, в деятельности по предназначению которых используются БЛА, если иное не установлено настоящими Авиационными правилами;

РП – руководитель полетов;

РСП – радиолокационная система посадки;

РТО – радиотехническое обеспечение полетов;

РТС – радиотехнические средства;

РЭБ – радиоэлектронная борьба;

СЛИ – станция летных испытаний;

СНО ОП – средства наземного обслуживания общего применения;

СРЛ – средства радиолокации;

СС и РТО – средства связи и РТО;

ТО и Р – техническое обслуживание и оперативный ремонт;

ЦЕС ОрВД – центр Единой системы организации воздушного движения Республики Беларусь;

ЦН – целевая нагрузка.

3. Для целей настоящих Авиационных правил используются термины и их определения в значениях, установленных в Воздушном кодексе Республики Беларусь, Правилах использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. №1471, Инструкции по использованию воздушного пространства Минского района полетной информации, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 13 ноября 2017 г. №21, а также следующие термины и их определения:

авиационная часть БАК – воинская часть или организация, подчиненная руководителю РОГУ, имеющая БЛА (БАК) на законном основании и использующая его (их) для полетов;

авиационное подразделение БАК – расчет, авиационный отряд, авиационная эскадрилья, а также иная первичная авиационная структура;

АТО – комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение полетов СНО ОП;

аэродром (вертодром) совместной эксплуатации – аэродром (вертодром) государственной авиации, на котором базируются ВС (БЛА) авиационных частей двух и более РОГУ;

боевой порядок – взаимное расположение БЛА при совместном выполнении полета;

видимость – максимальное расстояние от места нахождения БЛА, с которого видны и опознаются объекты оператором БЛА с использованием технических средств, установленных на борту БЛА;

ВРП (доразведка погоды) – специальный полет БЛА для уточнения метеорологической и орнитологической обстановки в районе (на маршрутах) предстоящих полетов, а также для проверки работоспособности СС и РТО;

время подготовки БЛА к повторному вылету – период времени от момента выключения двигателя (двигателей) после полета (посадки при выключении двигателя (двигателей) в воздухе) до готовности к взлету БЛА (к выруливанию БЛА с места подготовки к месту взлета);

время полета (налет) БЛА – период времени от начала взлета до окончания посадки;

время управления БЛА – суммарное время от момента начала запуска первого двигателя перед полетом (при взлете) БЛА до момента выключения двигателей после выполнения полета БЛА (выпуска посадочного парашюта), в течение которого оператор управлял БЛА;

должностное лицо, организующее полеты, – командир (начальник) авиационной части БАК или иное должностное лицо, на которое по решению руководителя РОГУ (органа управления авиацией) возлагается обязанность по организации полетов в авиационной части БАК;

задание на полет – установленные (заданные) командиром (начальником) оператору совокупность элементов полета БЛА, порядок и последовательность их выполнения, а также условия, при которых они выполняются. Элементы полета определяются в КБП;

контрольное управление БЛА – управление, которое выполняет обучаемый оператор БЛА под контролем оператора-инструктора с целью проверки уровня подготовки оператора к управлению БЛА и его ЦН в соответствии с заданием на полет;

летная смена – период времени, определенный в плановой таблице полетов БЛА, в течение которого выполняются полеты;

МУ – совокупность метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в районе или на маршруте полета БЛА, оказывающих влияние на выполнение задания на полет;

навигационная обстановка – совокупность элементов, характеризующих базирование авиации, распределение воздушного пространства, характер местности, МУ, естественное освещение, оборудование района полетов БЛА (ВС) СС и РТО, средствами РЛО;

наземная подготовка – процесс формирования и совершенствования у курсантов знаний, умений, навыков и профессиональных качеств, необходимых для выполнения функциональных обязанностей при управлении БЛА (управлении полетами БЛА);

общая подготовка – процесс приведения в готовность операторов БЛА и лиц, осуществляющих управление полетами (за исключением курсантов), к управлению БЛА (управлению полетами БЛА) и выполнению задач по предназначению на предстоящий месяц;

оператор-инструктор – оператор БЛА (оператор ЦН), имеющий допуск к инструкторской работе;

оператор ЦН – лицо авиационного персонала, осуществляющее управление ЦН БЛА с использованием технических средств;

орган управления полетами – ГРП, дежурные расчеты ПНА и дежурная смена 570 центра организации воздушного движения, а также расчеты ПУА, осуществляющие управление полетами БЛА (экипажами ВС);

организация полетов – комплекс мероприятий, проводимых под руководством соответствующих должностных лиц авиационной части БАК и частей (подразделений) обеспечения по определению задач полетов БЛА (летной смены), порядка и последовательности их выполнения и приведению в готовность сил и средств*, задействованных в их проведении, к выполнению, управлению и обеспечению полетов БЛА;

______________________________

* Для целей настоящих Авиационных правил под силами и средствами, если не определено иное, понимаются: авиационный персонал, БЛА (БАК), аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, полигоны, средства управления и обеспечения полетов БЛА.

органы управления авиацией – органы управления или структурные подразделения РОГУ, силами которых осуществляются организация и управление деятельностью по предназначению авиационных частей (подразделений) БАК своего РОГУ;

освоение типа (модификации) БАК или БЛА – процесс приобретения авиационным персоналом необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасную эксплуатацию БАК (БЛА);

ОЯП – значения метеорологических элементов и атмосферные явления, которые делают невозможным безопасное выполнение полетов в зоне их расположения (влияния) или создают угрозу сохранности АТ на аэродроме;

ПВП – порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих оператору с использованием технических средств, установленных на БЛА, определить местоположение и пространственное положение БЛА по наземным ориентирам и естественному горизонту, визуально (инструментально) выдерживать установленные интервалы между ВС (БЛА), а также между БЛА и другими материальными объектами в воздухе и на земной (водной) поверхности;

переучивание на впервые осваиваемый тип (модификацию) БАК или БЛА (далее, если не определено иное, – переучивание) – комплекс организационных и практических мероприятий, проводимый в целях подготовки операторов БЛА к эксплуатации впервые осваиваемого типа (модификации) БАК или БЛА до установленного в КБП (специальных программах) уровня;

плановая таблица полетов БЛА – документ установленного образца, в котором графически и текстуально изложены (отражены) решение командира авиационной части БАК (должностного лица, организующего полеты) на проведение полетов и задания операторам БЛА;

подготовка операторов БЛА – процесс теоретического и практического обучения (совершенствования) операторов в управлении БЛА. Виды подготовки операторов в практическом управлении БЛА определяются в КБП (специальных программах);

подразделение обеспечения – организация, служба (отдел) или воинское подразделение, осуществляющее обеспечение деятельности авиационной части (подразделения) БАК по соответствующим видам обеспечения полетов;

посадочная площадка БЛА – специально подготовленные земельный участок или искусственная площадка, пригодная для взлета и посадки БЛА, при необходимости имеющая маркировку и оснащенная средствами управления, обеспечения для проведения полетов (далее, если это специально не оговорено, – посадочная площадка);

посадочная площадка БЛА временная – участок земной, водной или иной поверхности, который подобрал личный состав расчета БАК (оператор БЛА), пригодный для взлета и посадки БЛА (далее, если это специально не оговорено, – временная посадочная площадка);

ППП – порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение БЛА определяются по пилотажным и навигационным приборам;

предварительная подготовка – приведение в готовность сил и средств, задействованных в их проведении, к выполнению задач полетов;

предполетная подготовка – приведение в готовность сил и средств, задействованных в их выполнении, управлении и обеспечении, к проведению полетов с учетом конкретно складывающейся на данное время метеорологической, орнитологической, воздушной и наземной обстановки;

проведение полетов – процесс согласованных действий авиационного персонала по выполнению, управлению и обеспечению полетов БЛА;

продолжительность летной смены – время, отсчитываемое от момента начала взлета первого и до момента окончания посадки последнего БЛА в летную смену. В продолжительность летной смены не включается время на подготовку и выполнение ВРП;

производство полетов – процесс согласованных действий авиационного персонала по организации, проведению и разбору полетов БЛА;

ПЭР – комплекс мероприятий, направленных на своевременное обнаружение БЛА, потерпевшего бедствие, и его эвакуацию с места обнаружения;

разведчик погоды – оператор БЛА, проводящий ВРП;

расчет БАК – первичная тактическая единица, включающая в себя БАК и авиационный персонал;

РЛК – комплекс мероприятий, выполняемых силами и средствами подразделений связи и РТО, подразделений РЛО, для обеспечения РЛИ лиц, осуществляющих управление полетами, с целью определения местоположения БЛА в воздушном пространстве;

руководящий состав авиационной части БАК – должностные лица авиационного персонала авиационной части БАК от командира авиационного подразделения БАК (начальника службы) и выше;

самостоятельное управление БЛА – управление, которое выполняет оператор БЛА без контроля оператора-инструктора;

СРЛ – наземные радиолокационные комплексы (станции, за исключением РСП), радиовысотомеры, назначенные для РЛО;

СС и РТО – наземное штатное радиотехническое и светотехническое оборудование подразделений связи и РТО, предназначенное для обеспечения полетов;

стартовое время – период времени, в течение которого оператор имеет право управлять БЛА, а лица, входящие в состав ГРП, – управлять полетами БЛА. Стартовое время отсчитывается от фактического времени первого вылета БЛА;

тип БЛА – все БЛА одной и той же типовой конструкции, в том числе все их модификации. Тип БЛА устанавливает его разработчик;

управление БЛА – управление движением БЛА;

управление полетами БЛА – целенаправленная деятельность должностных лиц органов управления полетами по передаче условий полета, команд и информации операторам БЛА для своевременного и безопасного выполнения ими заданий на полет;

устойчивые МУ – МУ, выраженные в величинах дальности видимости, количестве и высоте нижней границы облаков, которые во время выполнения заданий на полет не изменятся в сторону ухудшения, а также отсутствуют условия для образования ОЯП;

ЦН – целевое оборудование и (или) вооружение, установленное на БЛА, позволяющее выполнять задачи по предназначению БАК;

штаб авиационной части БАК – орган управления (структурное подразделение) авиационной части БАК, непосредственно организующий деятельность авиационной части БАК, связанную с производством полетов БЛА.

4. В РОГУ, в зависимости от состава сил и средств их авиационных частей, задач по предназначению, при необходимости и по согласованию со специально уполномоченным органом в области обороны могут разрабатываться локальные правовые акты (далее, если не определено иное, – локальные акты РОГУ), в которых с учетом требований, изложенных в настоящих Авиационных правилах, определяются особенности их деятельности по вопросам организации и выполнения полетов БЛА в части:

4.1. выполнения боевых и специальных (служебных) задач в целях:

отражения воздушного нападения, пресечения акта терроризма, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Республики Беларусь или вооруженного вторжения на территорию Республики Беларусь;

предотвращения и прекращения нарушений требований, изложенных в Правилах использования воздушного пространства Республики Беларусь;

обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь;

проведения оперативно-розыскных мероприятий;

проведения по уголовным делам и материалам проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях, следственных и иных процессуальных действий;

поиска экипажей и воздушных судов, потерпевших бедствие, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в других случаях, угрожающих жизни и (или) здоровью граждан;

выполнения специальных заданий, связанных с обеспечением общественной безопасности и правопорядка;

4.2. уточнения:

обязанностей лиц, входящих в состав расчета БАК;

требований, предъявляемых к подготовке и допуску лиц из состава расчета БАК (БЛА) к исполнению своих должностных обязанностей;

максимально допустимого количества и времени управлений БЛА для оператора в летную смену;

особенностей организации и выполнения полетов на проведение авиационных работ;

особенностей порядка организации управления полетами БЛА;

особенностей организации и проведения полетов БЛА на посадочной площадке, необходимости назначения и состава ГРП, ГОП, постов и их оснащения, назначения других лиц, обеспечивающих полеты БЛА;

необходимых видов обеспечения полетов БЛА, объема и содержания мероприятий, проводимых по ним;

порядка подготовки и проведения ПЭР БЛА;

перечня, форм и порядка ведения необходимых документов, не установленных в настоящих Авиационных правилах.

Глава 2. Виды полетов беспилотных летательных аппаратов

5. Полеты БЛА по предназначению подразделяются на боевые, учебные и специальные.

Боевой полет – полет БЛА, которым управляет оператор при выполнении боевой задачи.

Учебный полет – полет БЛА, которым управляет оператор в учебных целях при выполнении заданий в соответствии с КБП (программами подготовки операторов БЛА).

Специальный полет – полет БЛА, которым управляет оператор при выполнении служебных (специальных) задач. К специальным полетам также относятся испытательные, исследовательские и контрольные полеты БЛА, облеты БЛА, полеты на выполнение летных проверок наземных СС и РТО, СРЛ, демонстрационные полеты, полеты на выполнение ВРП (доразведки погоды) и авиационных работ.

6. По МУ выполнения полеты БЛА подразделяются на полеты в ВМУ и ПМУ.

К полетам в ПМУ относятся полеты в облаках, между слоями облаков и за облаками при облачности 7 и более баллов. Все остальные полеты относятся к полетам в ВМУ.

Глава 3. Государственные беспилотные летательные аппараты

7. БЛА по назначению подразделяются на боевые и специальные.

Боевые БЛА предназначены для выполнения боевых задач.

Специальные БЛА предназначены для выполнения задач, связанных с использованием установленного на них специального оборудования.

Боевые и специальные БЛА могут использоваться для выполнения учебных полетов по упражнениям КБП, программам подготовки операторов БЛА и специальных полетов.

8. Кроме того, БЛА могут классифицироваться в РОГУ (по уровню решаемых задач, принципу построения системы управления (уровню функциональной самостоятельности БЛА), принципу создания подъемной силы, многоразовости применения, количеству и типу двигателей, типу применяемого топлива, массовым, габаритным, высотно-скоростным характеристикам и другим характеризующим их признакам).

Глава 4. Старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации

9. Старшим авиационным начальником аэродрома государственной авиации (далее, если иное не установлено настоящими Авиационными правилами, – старший авиационный начальник) является командир (начальник) авиационной части (авиационной части БАК), как правило, базирующейся на аэродроме.

При отсутствии на аэродроме базирующихся авиационных частей (авиационных частей БАК) старшим авиационным начальником является командир (начальник) воинской части (подразделения) или организации, постоянно базирующейся на аэродроме.

Старшего авиационного начальника назначает руководитель РОГУ, в ведении которого находится аэродром, или должностное лицо, им уполномоченное (руководитель органа управления авиацией).

10. Старший авиационный начальник организует соблюдение на аэродроме установленного порядка обеспечения полетов.

При назначении старшим авиационным начальником командира авиационной части (авиационной части БАК) на него дополнительно возлагаются обязанности по соблюдению на аэродроме установленного порядка организации и выполнения полетов, а также управления ими.

11. Командиры (начальники) других авиационных частей (авиационных частей БАК), базирующихся на аэродроме (использующих аэродром), по вопросам, перечисленным в пункте 10 настоящих Авиационных правил, подчиняются старшему авиационному начальнику.

12. Старший авиационный начальник в случае авиационного происшествия в районе аэродрома и зоне ответственности органа управления полетами данного аэродрома руководствуется правовыми актами, в которых устанавливается порядок передачи сообщений, расследования и учета авиационных событий.

Раздел II. Расчет беспилотного авиационного комплекса

Глава 5. Общие положения

13. Количественный состав расчета БАК устанавливает командир (начальник) авиационной части БАК исходя из решаемых задач (классификации БЛА) в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации БАК (БЛА).

14. Кроме оператора (операторов) БЛА в расчет БАК могут назначаться оператор (операторы) ЦН БЛА, инженер (техник) БАК и другие должностные лица из числа авиационного персонала, имеющие соответствующую специальность (подготовку) и исполняющие функциональные обязанности в составе расчета БАК.

При наличии в расчете БАК двух и более операторов один из них назначается старшим. Начальником (командиром) расчета БАК назначается оператор БЛА.

15. Расчет БАК, как правило, состоит из граждан Республики Беларусь. Включение в расчет БАК иностранных граждан, имеющих соответствующую специальность (подготовку), осуществляется на основании международных договоров Республики Беларусь, законодательных актов Республики Беларусь по приказу (решению) руководителя РОГУ.

16. Персональный состав расчета БАК для выполнения полетов БЛА определяется в приказе командира (начальника) авиационной части БАК и (или) плановой таблице полетов БЛА (полетном листе).

17. При выполнении полета БЛА, продолжительность которого превышает нормы нагрузки на оператора, по решению командира (начальника) авиационной части (должностного лица, организующего полеты) в состав расчета БАК дополнительно включается необходимое количество операторов.

18. В состав расчета БАК может быть включен проверяющий (оператор-инструктор).

Проверяющий (оператор-инструктор), проводящий проверку или обучение оператора (курсанта, слушателя), является старшим в расчете БАК. Он отвечает за безопасность полета независимо от того, управляет ли он БЛА лично или передал управление проверяемому (обучаемому) оператору БЛА.

Глава 6. Общие требования, предъявляемые к операторам беспилотных летательных аппаратов

19. Операторами БЛА назначаются лица из числа авиационного персонала, имеющие соответствующую подготовку, установленную в РОГУ, и курсанты (слушатели) учреждений образования, годные по состоянию здоровья к управлению БЛА и исполняющие обязанности в составе расчета БАК в соответствии с РЛЭ.

20. Операторы БЛА должны соответствовать предъявляемым требованиям к состоянию здоровья.

21. Операторы БЛА (операторы ЦН) в пределах своих должностных (специальных) обязанностей должны обладать знаниями, необходимыми для успешного выполнения задания на полет.

Операторы БЛА (операторы ЦН) должны обладать знаниями:

в области законодательства по вопросам ИВП;

актов законодательства по вопросам организации, выполнения и обеспечения полетов, методических документов;

структуры, общих принципов работы и правил эксплуатации элементов (систем, оборудования) БАК;

методов сбора, обработки, анализа и использования информации, получаемой от бортовых и наземных средств контроля и регистрации полетных данных;

летной эксплуатации БЛА в объеме РЛЭ, методических и учебных пособий по БЛА соответствующих типов;

порядка ведения радиообмена и его фразеологии;

порядка применения используемых при выполнении полетов БЛА СС и РТО, знать их основные тактико-технические данные;

порядка ведения пономерной (эксплуатационной) документации;

авиационной метеорологии и орнитологии;

в области безопасности полетов (требований безопасности по этапам полета БЛА, а также признаков и действий при возникновении особых случаев и аварийных ситуаций в воздухе и на земле).

22. Оператор БЛА (оператор ЦН) в пределах своих должностных (специальных) обязанностей должен уметь:

осуществлять подготовку к полетам, осмотр и обслуживание БЛА в соответствии с РЛЭ;

выполнять задание на полет с соблюдением требований, изложенных в авиационных правилах;

эксплуатировать БЛА в полете в соответствии с РЛЭ;

выявлять и распознавать опасные факторы, прогнозировать возможность их проявления, а также вырабатывать мероприятия по их устранению (локализации), снижению их воздействия;

определять ОСП, грамотно действовать при их возникновении;

осуществлять связь с органом управления полетами с соблюдением порядка ведения радиообмена и его фразеологии;

осуществлять выбор позиции для размещения средств управления БЛА, проводить их развертывание и свертывание в составе расчета БАК.

23. Кроме этого, в РОГУ (органах управления авиацией РОГУ) могут устанавливаться и другие требования, предъявляемые к операторам БЛА (операторам ЦН), с учетом особенностей их деятельности.

Глава 7. Обязанности, права и ответственность личного состава расчета беспилотного авиационного комплекса

24. Лица из состава расчета БАК при проведении полетов БЛА обязаны:

соблюдать порядок выполнения задания на полет и требования, изложенные в РЛЭ;

точно выполнять указания органа управления полетами, осуществляющего управление полетами БЛА. В случае явной угрозы безопасности полета БЛА оператор может принять решение об отступлении от указаний органа управления полетами, но, по возможности, в соответствии с установленными правилами полетов. Расчету БАК запрещается прекращать связь с органом управления полетами, под чьим управлением находится полет БЛА, а также переходить без его разрешения на связь с другим органом управления полетами;

вести наблюдение за воздушной, наземной обстановкой и МУ. При обнаружении ОЯП или опасного сближения с другими БЛА (ВС) принимать все возможные меры для обеспечения безопасного продолжения полета БЛА;

принимать все возможные меры к сохранению жизни и здоровья людей, а также, по возможности, сохранению БЛА при возникновении ОСП.

25. Оператор БЛА обязан:

готовиться к управлению БЛА в соответствии с заданием на полет и к действиям в ОСП;

руководить подготовкой и оценивать готовность личного состава расчета БАК к выполнению задания на полет;

знать:

требования безопасности полетов по планируемому заданию на полет;

порядок использования документов АНИ;

основные тактико-технические данные и порядок применения используемых при выполнении полетов БЛА СС и РТО, в том числе при ограниченном их использовании (без использования);

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь Раздел I. Основные положения Глава 1. Общие положения Глава 2. Виды полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 3. Государственные беспилотные летательные аппараты Глава 4. Старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации Раздел II. Расчет беспилотного авиационного комплекса Глава 5. Общие положения Глава 6. Общие требования, предъявляемые к операторам беспилотных летательных аппаратов Глава 7. Обязанности, права и ответственность личного состава расчета беспилотного авиационного комплекса Глава 8. Порядок допуска операторов к управлению беспилотными летательными аппаратами Глава 9. Порядок проведения проверок операторов беспилотных летательных аппаратов Глава 10. Допустимые перерывы в управлении и восстановление навыков у операторов беспилотных летательных аппаратов Глава 11. Нормы нагрузки и отдыха операторов беспилотных летательных аппаратов Раздел III. Организация полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 12. Общие положения Глава 13. Принятие решения и постановка задач на проведение полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 14. Планирование полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 15. Подготовка операторов к управлению беспилотными летательными аппаратами при проведении полетов Глава 16. Проведение разведки погоды Раздел IV. Выполнение полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 17. Общие положения Глава 18. Запуск двигателей и буксировка (руление) беспилотных летательных аппаратов Глава 19. Взлет беспилотных летательных аппаратов Глава 20. Выполнение полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 21. Посадка беспилотных летательных аппаратов Глава 22. Порядок перехода к выполнению полетов по другому варианту плановой таблицы полетов беспилотных летательных аппаратов Раздел V. Разбор полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 23. Общие положения Глава 24. Межполетный разбор полетов Глава 25. Предварительный разбор полетов Глава 26. Полный разбор полетов Раздел VI. Управление полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 27. Общие положения Глава 28. Общие требования, предъявляемые к авиационному персоналу, осуществляющему управление полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 29. Группа руководства полетами Глава 30. Порядок управления полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 31. Передача управления полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 32. Руководитель полетов на аэродроме (посадочной площадке) Глава 33. Дежурный штурман Глава 34. Руководитель полетов на полигоне Глава 35. Помощник руководителя полетов на полигоне Глава 36. Помощник руководителя полетов на аэродроме (посадочной площадке) Глава 37. Руководитель ближней зоны Глава 38. Руководитель зоны посадки Глава 39. Руководитель дальней зоны Глава 40. Офицер боевого управления Глава 41. Руководитель полетов в аэродромной (пилотажной) зоне Глава 42. Подготовка к управлению полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 43. Допуск к управлению полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 44. Проверки лиц, осуществляющих управление полетами беспилотных летательных аппаратов Глава 45. Допустимые перерывы в управлении полетами беспилотных летательных аппаратов, восстановление навыков лиц, осуществляющих управление полетами Глава 46. Нормы труда и отдыха для лиц, осуществляющих управление полетами беспилотных летательных аппаратов Раздел VII. Обеспечение полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 47. Общие положения Глава 48. Особенности обеспечения полетов беспилотных летательных аппаратов Раздел VIII. Обязанности лиц, входящих в состав группы и команд обеспечения полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 49. Общие положения Глава 50. Старший инженер полетов Глава 51. Дежурный синоптик Глава 52. Дежурный по аэродромно-техническому обслуживанию полетов Глава 53. Комендант аэродрома Глава 54. Дежурный по связи и радиотехническому обеспечению полетов Глава 55. Ответственный за радиолокационное обеспечение полетов Глава 56. Дежурный врач (фельдшер) Глава 57. Авиационный диспетчер аэродрома Глава 58. Хронометражист Глава 59. Наблюдатель за беспилотными летательными аппаратами, заходящими на посадку Глава 60. Начальник наземной поисково-эвакуационной команды Раздел IX. Особенности организации и проведения полетов беспилотных летательных аппаратов. Особые случаи в полете Глава 61. Особенности организации и проведения исследовательских, испытательных полетов, облетов и контрольных полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 62. Особенности организации и проведения демонстрационных полетов беспилотных летательных аппаратов Глава 63. Особенности организации и проведения полетов беспилотных летательных аппаратов с временных посадочных площадок Глава 64. Особенности организации и проведения полетов беспилотных летательных аппаратов в условиях высоких температур воздуха Глава 65. Особенности выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов в облаках Глава 66. Особенности выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов ночью Глава 67. Особенности выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов на малых и предельно малых высотах Глава 68. Особенности выполнения полетов беспилотных летательных аппаратов на проведение авиационных работ Глава 69. Особые случаи в полете Раздел X. Особенности организации полетов беспилотных летательных аппаратов вне воздушного пространства Республики Беларусь Глава 70. Особенности организации полетов беспилотных летательных аппаратов в условиях горной местности Глава 71. Особенности организации полетов беспилотных летательных аппаратов над безориентирной местностью, пустыней и над морем (водной поверхностью) Глава 72. Особенности организации полетов беспилотных летательных аппаратов в полярных районах Раздел XI. Книжка оператора беспилотных летательных аппаратов государственной авиации Республики Беларусь Глава 73. Общие положения Глава 74. Правила заполнения книжки оператора беспилотных летательных аппаратов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10

Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 1 августа 2022 года №41
"Об утверждении Авиационных правил организации и выполнения полетов государственных беспилотных летательных аппаратов Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:41
Дата принятия: 01.08.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29.01.2023
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 28 января 2023 года, 8/39234

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Пвступает в силу после его официального опубликования - с 29 января 2023 года.

Приложения к документу

41-22-4