Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 6 октября 2022 года №215

Об утверждении Изменений в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия

Согласно статьям 7, 15, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 66, 67, 73, 75 Закона "О банках и банковской деятельности", статьям 81, 83, 84 Закона Украины "О платежных услугах", с целью усовершенствования порядка применения Национальным банком мер воздействия к банкам за нарушение законодательства Украины Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Изменения в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 17 августа 2012 года №346, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 сентября 2012 года за №1590/21902 (с изменениями), которые прилагаются.

2. Департаменту методологии регулирования деятельности банков (Наталья Иваненко) после официального опубликования довести до сведения банков Украины информацию о принятии этого постановления.

3. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя

Ю.Гелетий

Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 6 октября 2022 года №215

Изменения в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия

1. В разделе I:

1) в главе 1:

пункт 1.1 после слов "(далее - Закон о финансовых услугах)," дополнить словами ""О платежных услугах" (далее - Закон о платежных услугах),";

пункт 1.2 изложить в следующей редакции:

"1.2. Это Положение определяет основания и порядок применения Национальным банком мер воздействия, финансовых/штрафных санкций (далее - меры воздействия) к банкам, филиалам иностранных банков и другим лицам, которые охватываются надзорной деятельностью Национального банка, в случае:

1) нарушения банками, их обособленными подразделениями, филиалами иностранных банков, банковскими группами, ответственными лицами банковских групп, другими участниками банковских групп или иными лицами, которые являются объектом проверки Национального банка в соответствии с Законом о банках:

банковского законодательства;

валютного законодательства;

законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а именно: Закона о предотвращении легализации, нормативно-правовых актов Национального банка, регулирующих деятельность банков в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - законодательство по вопросам финансового мониторинга);

законодательства по вопросам защиты критической инфраструктуры, киберзащиты и информационной безопасности;

законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (требований по этическому поведению);

требований Национального банка, установленных в соответствии со статьями 66 и 67 Закона о банках;

нормативно-правовых актов Национального банка;

2) нарушения банками, владельцами существенного участия в банке законодательства, регулирующего порядок осуществления платежных операций, кроме законодательства, предусмотренного частью второй статьи 82 Закона о платежных услугах (далее - законодательство, регулирующее деятельность на платежном рынке), и в случае недостаточности мер по управлению рисками, принимаемых для защиты интересов потребителей платежных услуг;

3) осуществления банками, их обособленными подразделениями, филиалами иностранных банков, банковскими группами, ответственными лицами банковских групп, другими участниками банковских групп или иными лицами, которые являются объектом проверки Национального банка в соответствии с Законом о банках, рисковой деятельности, которая представляет угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка;

4) применения иностранными государствами или межгосударственными объединениями или международными организациями санкций к банкам или владельцам существенного участия в банках, которые представляют угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка и/или стабильности банковской системы (далее - применение иностранных санкций).";

2) в главе 2:

пункт 2.1 дополнить словами и цифрами "и пунктами 1 - 6, 8, 10 части первой статьи 84 Закона о платежных услугах";

абзац первый пункта 2.2 после слова "отстранения" дополнить словами "/временного отстранения";

в пункте 2.3:

абзац первый дополнить словами и цифрами "и частью первой (кроме пунктов 6 - 9) статьи 84 Закона о платежных услугах";

абзац второй после слова "мониторинга" дополнить словами "законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке,";

пункт 2.5 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Национальный банк применяет к владельцам существенного участия в банке за нарушение законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, меры воздействия, предусмотренные пунктами 6 и 8 части первой статьи 84 Закона о платежных услугах.";

3) в главе 3:

в пункте 3.1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"3.1. Национальный банк применяет меры воздействия на основании результатов (материалов):";

пункт дополнить двумя новыми абзацами следующего содержания:

"проверок по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке;

безвыездного надзора по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке.";

в пункте 3.2:

абзац второй после слова "банки" дополнить словами ", Закона о платежных услугах";

пункт после абзаца шестого дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

"размера возможных негативных последствий для клиентов (относительно нарушения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке);".

В связи с этим абзацы седьмой и восьмой считать соответственно абзацами восьмым и девятым;

абзац первый пункта 3.7 после слова "мониторинга" дополнить словами ", законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке".

2. В разделе II:

1) заголовок раздела изложить в следующей редакции:

"II. Меры воздействия согласно статье 73 Закона о банках";

2) в подпункте 1 пункта 8.6 главы 8 слова ", но не более чем на шесть месяцев" исключить;

3) подпункт 1 пункта 11.2 главы 11 после слова "законодательством," дополнить словами "законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке".

3. Положение дополнить новым разделом IV следующего содержания:

"IV. Меры воздействия согласно статье 84 Закона о платежных услугах

1. Письменное предостережение

1. Национальный банк в случае необходимости выдвижения банку требования по устранению нарушения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, и/или принятия мер по недопущению таких нарушений в дальнейшей деятельности применяет к банку такую меру воздействия, как письменное предостережение.

2. Национальный банк при применении к банку такой меры воздействия, как письменное предостережение, руководствуется требованиями пунктов 1.2, 1.7 главы 1 раздела II настоящего Положения.

Национальный банк в письменном предостережении выражает банку свою обеспокоенность состоянием его дел, указывает на допущенные нарушения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, и при необходимости, конкретные меры, которые нужно принять банку в определенные сроки с целью их устранения и/или недопущения в дальнейшем.

Национальный банк при применении к банку письменного предостережения по результатам инспекционной проверки/проверки по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, руководствуется требованиями пункта 1.4 главы 1 раздела II настоящего Положения.

3. Банк обязан подать Национальному банку в течение пяти рабочих дней с даты получения письменного предостережения ответ с указанием срока, в течение которого он обязуется решить выявленные проблемы и устранить нарушения и/или принять меры по недопущению таких нарушений в дальнейшей деятельности.

4. Национальный банк после получения ответа банка или невыполнения банком требований пункта 3 главы 1 раздела IV настоящего Положения принимает меры, определенные в абзаце втором пункта 1.5 и пункте 1.6 главы 1 раздела II настоящего Положения.

2. Наложение штрафа

5. Национальный банк имеет право налагать штраф на банк за нарушение законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке.

6. Национальный банк налагает штрафы в размере от трех тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Выбор размера штрафа осуществляется с учетом требований пункта 3.2 главы 3 раздела I настоящего Положения.

7. Решение о наложении штрафа принимает Правление Национального банка или Комитет по вопросам надзора.

8. Решение Национального банка о применении меры воздействия в виде наложения штрафа за нарушение законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, является исполнительным документом и вступает в законную силу со дня его принятия.

К решению Национального банка о применении меры воздействия в виде наложения штрафа за нарушение законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, применяются требования абзацев второго - четвертого пункта 7.36 главы 7 раздела II настоящего Положения.

9. Банк уплачивает начисленную сумму штрафа в течение срока, установленного Национальным банком, и письменно уведомляет Национальный банк об уплате штрафа в установленном Национальным банком порядке.

10. Национальный банк может не налагать штраф в следующих случаях:

1) если взыскание суммы штрафа повлечет существенное ухудшение финансового состояния банка;

2) за третье и последующие однотипные нарушения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке (если применение штрафа не повлияло на прекращение нарушения).

С целью обеспечения исправления ситуации или предотвращения дальнейших нарушений Национальный банк применяет другие адекватные меры воздействия.

3. Временный, до устранения нарушения, запрет предоставления одной или более платежных услуг. Временный, до устранения нарушения, запрет предоставления платежных услуг через коммерческих агентов

11. Временный, до устранения нарушения, запрет предоставления одной или более платежных услуг/запрет предоставления платежных услуг через коммерческих агентов может применяться как:

1) запрет предоставления одного или более видов платежных услуг на определенный срок;

2) запрет предоставления одного или более видов платежных услуг на определенный срок с учетом установленных ограничений по объему/сумме/кругу клиентов/регионам;

3) запрет предоставления одного или более видов платежных услуг через коммерческих агентов на определенный срок.

12. Решение о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов принимает Правление Национального банка или Комитет по вопросам надзора.

13. Объем (перечень) ограничений по предоставлению банком платежных услуг определяется Национальным банком в решении о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов.

14. Национальный банк имеет право принять решение о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов в случае:

1) несоблюдения требований нормативно-правовых актов Национального банка по ведению учета операций, представлению/исправлению отчетности в отношении осуществления деятельности по оказанию платежных услуг, раскрытия информации;

2) предоставления недостоверной информации и отчетности по осуществлению деятельности по предоставлению платежных услуг, непредоставления или несвоевременного их предоставления;

3) невыполнения в установленный срок требований Национального банка по устранению нарушений законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке;

4) признания Национальным банком мер по управлению рисками, принимаемых для защиты интересов потребителей платежных услуг, недостаточными.

15. Национальный банк принимает меры по получению банком решения о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов в соответствии с пунктом 5.7 главы 5 раздела II настоящего Положения.

16. Банк со следующего рабочего дня после дня получения решения Национального банка о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов:

1) в течение определенного этим решением срока (или до определенного срока) заключает договоры и предоставляет услуги исключительно с учетом установленных запретов;

2) на определенный в решении срок (или до определенного срока) теряет право одновременно на оказание таких услуг в определенной решением части и продление срока действующих договоров (заключение новых договоров) о предоставлении услуг, которые запрещены.

17. Банк со дня получения решения Национального банка о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов принимает меры в соответствии с абзацами первым и вторым подпункта "а", подпункта "б" и абзаца шестого пункта 5.13, пункта 5.14 главы 5 раздела II этого Положения.

18. Банк имеет право начать оказание платежных услуг, предоставление которых было запрещено, на следующий рабочий день после истечения указанного в решении срока (периода), на который предоставление соответствующих услуг было запрещено.

19. Банк имеет право подать обоснованное ходатайство о внесении изменений в ранее принятое решение о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов относительно уменьшения перечня установленных ограничений.

Национальный банк по результатам рассмотрения ходатайства банка вправе принять решение о внесении изменений в решение о временном, до устранения нарушения, запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов (решение принимает Правление Национального банка или Комитет по вопросам надзора).).

20. Национальный банк в соответствии с настоящим Положением, если банк не обеспечил выполнение решения Национального банка о запрете предоставления одной или более платежных услуг/запрете предоставления платежных услуг через коммерческих агентов или не исправил выявленные в его деятельности нарушения в установленный срок, или не выполнил условий запрещения, может принять решение о:

1) продлении срока действия меры воздействия в виде запрета предоставления платежных услуг;

2) применении к банку иных мер воздействия.

21. Банк имеет право подать Национальному банку ходатайство о досрочной отмене запрета на оказание платежной услуги/запрета оказания платежной услуги через коммерческих агентов.

Банк вместе с ходатайством подает Национальному банку для рассмотрения вопроса о досрочной отмене запрета:

1) документы, подтверждающие соблюдение банком условий запрета предоставления платежных услуг;

2) отчет, содержащий перечень проведенных банком мероприятий по устранению нарушений;

3) копии надлежащим образом заверенных банком соответствующих документов, подтверждающих устранение нарушений, принятие мер по недопущению нарушений.

22. Национальный банк возвращает ходатайство о досрочной отмене запрета без рассмотрения, если банк не предоставил документов, предусмотренных в пункте 21 главы 3 раздела IV настоящего Положения.

23. Национальный банк принимает решение об удовлетворении ходатайства банка о досрочной отмене запрета на предоставление платежных услуг (отказе в удовлетворении ходатайства в случае несоблюдения банком условий запрета) не позднее 30 рабочих дней от даты поступления в Национальный банк документов, определенных в пункте 21 главы 3 раздела IV настоящего Положения. Удовлетворение ходатайства банка о досрочной отмене запрета на предоставление платежных услуг возможно при условии устранения банком всех выявленных нарушений законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, которые стали основанием для применения соответствующей меры воздействия.

Национальный банк уведомляет (письменно или по электронной почте) банк о принятом решении не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Банк имеет право начать оказание платежных услуг, которые были запрещены, при условии получения уведомления Национального банка о принятом решении о досрочной отмене запрета.

4. Временное, до устранения нарушения, отстранение должностного лица от должности

24. Национальный банк имеет право временно, до устранения нарушения, отстранить должностное лицо банка от должности при наличии фактов, которые свидетельствуют о действиях или бездействии данного должностного лица, приведших к нарушению законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке.

25. Перечень должностных лиц банка, которых Национальный банк имеет право временно, до устранения нарушения, отстранить от должности, определен в пункте 10.2 главы 10 раздела II настоящего Положения.

26. Решение о временном, до устранения нарушения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, отстранении должностного лица банка от должности/предоставлении разрешения на восстановление в должности принимается Правлением Национального банка или Комитетом по вопросам надзора.

Должностные лица, которые отстраняются от должности, могут приглашаться на заседание Правления Национального банка или Комитета по надзору.

27. Национальный банк уведомляет о принятом решении о временном, до устранения нарушения законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, отстранении должностного лица банка от должности правление или совет банка.

28. Банк не позднее трех рабочих дней со дня получения решения уведомляет по электронной почте Национальный банк о должностном лице, которое временно будет исполнять обязанности лица, отстраненного от должности (с указанием реквизитов принятого соответствующим органом управления банка решения).

29. Должностное лицо, которое на основании решения Национального банка отстранено от должности, восстанавливается в должности после устранения выявленных нарушений на основании решения Национального банка о предоставлении разрешения на восстановление должностного лица банка в должности или по решению суда, которое вступило в законную силу.

Национальный банк рассматривает вопрос о предоставлении разрешения на восстановление должностного лица банка, которое на основании решения было отстранено от должности, в случае соответствующего обращения банка и при условии предоставления банком документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, в противном случае оставляет обращение без рассмотрения и уведомляет об этом банк.

Национальный банк уведомляет (письменно или по электронной почте) банк о принятом решении о предоставлении разрешения на восстановление должностного лица банка в должности не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

5. Временный, до устранения нарушения, запрет на использование права голоса владельцем существенного участия в банке (временный запрет права голоса)

30. Национальный банк вправе запретить владельцу существенного участия в банке использовать право голоса (голосовать на общем собрании участников банка и любым образом участвовать в управлении банком), если в результате прямого или опосредованного влияния владельца существенного участия банком нарушено законодательство, регулирующее деятельность на платежном рынке.

Такой запрет использования права голоса применяется Национальным банком временно, на срок до устранения банком соответствующего нарушения.

31. Временный запрет права голоса применяется с учетом порядка, определенного в главе 8 раздела II настоящего Положения.

6. Требование к владельцу существенного участия в банке об отчуждении долей или акций банка

32. Национальный банк вправе применить меру воздействия в виде предъявления требования к владельцу существенного участия в банке об отчуждении долей или акций банка в случае неустранения в указанный Национальным банком срок нарушения/нарушений законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, за которое/которые Национальный банк запретил владельцу существенного участия в банке использовать право голоса.

33. Требование Национального банка к владельцу существенного участия в банке по отчуждению долей или акций банка реализуется в порядке, который определен в пунктах 2 - 4 главы 9 раздела II настоящего Положения.

7. Исключение из Реестра платежной инфраструктуры

34. Национальный банк вправе применить меру воздействия в виде исключения из Реестра платежной инфраструктуры банка как эмитента электронных денег, в случае нарушения банком - поставщиком платежной услуги по выпуску и выполнения платежных операций с электронными деньгами, в том числе открытие и обслуживание электронных кошельков, требований законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, и в случае недостаточности мер по управлению рисками, принимаемых для защиты интересов потребителей платежных услуг.

35. Решение об исключении из Реестра платежной инфраструктуры принимает Правление Национального банка или Комитет по вопросам надзора.

36. Национальный банк направляет банку решение об исключении из Реестра платежной инфраструктуры в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Национальный банк не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исключении из Реестра платежной инфраструктуры сведений о банке, вносит в Реестр платежной инфраструктуры соответствующие изменения.

37. Банк со следующего рабочего дня после дня получения решения Национального банка об исключении из Реестра платежной инфраструктуры теряет право предоставлять платежные услуги по выпуску и выполнению платежных операций с электронными деньгами, в том числе открытие и обслуживание электронных кошельков.".

 

Постановление Правления Национального банка Украины от 6 октября 2022 года №215
"Об утверждении Изменений в Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия"

О документе

Номер документа:215
Дата принятия: 06.10.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08.10.2022
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 7 октября 2022 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 8 октября 2022 года.