Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 8 февраля 2021 года №94

О реализации экспериментального проекта по функционированию Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов

(В редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 03.05.2022 г. №522, 02.09.2022 г. №991)

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Согласиться с предложением Министерства цифровой трансформации и Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации о реализации в течение двух лет со дня вступления в силу этого постановления экспериментального проекта по функционированию Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов.

2. Утвердить Порядок функционирования Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов, который прилагается.

3. Установить, что обеспечение функционирования и развития Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов осуществляется Администрацией Государственной службы специальной связи и защиты информации за счет и в пределах расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на соответствующий год, а также других источников, не запрещенных законодательством.

4. Установить, что создание Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов в части построения сооружений электронных коммуникаций, электронных коммуникационных сетей и информационной (автоматизированной) системы, необходимых для оказания им услуг, осуществляется по следующим этапам:

создание (построение), обеспечение функционирования основных защищенных центров обработки данных (дата-центров), предназначенных для обработки (хранения) государственных электронных информационных ресурсов;

создание (построение), обеспечение функционирования и развития резервных защищенных центров обработки данных (дата-центров), предназначенных для обработки (хранения) государственных электронных информационных ресурсов;

обеспечение функционирования и развития основных защищенных центров обработки данных (дата-центров), предназначенных для обработки (хранения) государственных электронных информационных ресурсов.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.2022 №522)
(см. предыдущую редакцию)

5. Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации:

утвердить в месячный срок перечень объектов Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов;

подать в трехмесячный срок на утверждение Кабинета Министров Украины порядок предоставления услуг Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов;

обеспечить развитие Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов в течение периода его функционирования;

обеспечить развитие Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов в течение периода его функционирования;

подать до 31 декабря 2022 г. Кабинету Министров и Аппарату Совета национальной безопасности и обороны Украины отчет о реализации экспериментального проекта по функционированию Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов, а также предложения по внесению изменений в акты законодательства по результатам его реализации.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.05.2022 №522)
(см. предыдущую редакцию)

Премьер-министр Украины 

Д.Шмыгаль

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2021 года №94

Порядок функционирования Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов

1. Настоящий Порядок определяет механизм функционирования Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов.

Национальным центром резервирования государственных информационных ресурсов (далее - Национальный центр) является организованная совокупность объектов, созданных с целью обеспечения надежности и бесперебойности работы государственных информационных ресурсов, кибернетической защиты, хранения государственных электронных информационных ресурсов, резервного копирования информации и сведений государственных электронных информационных ресурсов государственных органов, военных формирований (кроме Вооруженных Сил и Главного управления разведки Минобороны), образованных в соответствии с законами, предприятий, учреждений и организаций.

2. В этом Порядке термины употребляются в таком значении:

пользователь - государственные органы, военные формирования (кроме вооруженных Сил и Главного управления разведки Минобороны), образованные в соответствии с законами, предприятия, учреждения и организации, во владении или распоряжении которых есть государственные электронные информационные ресурсы;

объекты Национального центра - внешние площадки, здания, помещения с установленными инженерными системами обеспечения, которые создают общее физическое пространство и технологическую среду для размещения программно-аппаратных комплексов, электронных и других средств обработки информации и обеспечивают заданную степень доступности (готовности) размещенного оборудования в установленном режиме работы;

резервная копия государственных электронных информационных ресурсов - копия информации и сведений государственных электронных информационных ресурсов, предназначенная для восстановления информации и сведений в случае их повреждения или удаления;

сервис киберзащиты - совокупность программно-технических средств, направленных на предотвращение киберинцидентов, выявление и защиту от кибератак, ликвидацию их последствий, восстановление постоянства и надежности функционирования электронных коммуникационных, технологических систем.

Другие термины употребляются в значении, приведенном в Законах Украины "О защите информации в информационно-коммуникационных системах", "Об электронных коммуникациях", "О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины" и "Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины".

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.09.2022 №991)
(см. предыдущую редакцию)

3. Обработка персональных данных в Национальном центре, в том числе их хранение, осуществляется с соблюдением требований Закона Украины "О защите персональных данных".

4. Обработка информации в Национальном центре осуществляется с соблюдением требований законодательства в сфере защиты информации и киберзащиты.

5. Основными задачами Национального центра являются:

1) обеспечение непрерывности работы государственных информационных ресурсов, резервного копирования информации и сведений государственных электронных информационных ресурсов государственных органов, военных формирований (кроме Вооруженных Сил и Главного управления разведки Минобороны), образованных в соответствии с законами, предприятий, учреждений и организаций;

2) обеспечение надежного функционирования серверного оборудования, системы хранения данных, активного сетевого оборудования, архитектурно-технических решений по резервированию и дублированию информационных систем, постоянно работающей инженерной инфраструктуры; осуществление обязательного контроля за статистическими данными работы по физической защите объектов, системы управления и мониторинга информационных систем, комплекса организационных мероприятий;

3) обеспечение преимущества в уменьшении времени доступа к информации, увеличении доступного для каждого пользователя ресурса для хранения данных, увеличении доступности данных для пользователей, отсутствии затрат времени на резервное копирование и восстановление данных, повышении защищенности системы от сбоев в работе и предотвращении потери информации.

6. В структуру Национального центра входят:

единые основной и резервный защищенные центры обработки данных (дата-центры), предназначенные для обработки государственных электронных информационных ресурсов;

единые основной и резервный защищенные центры обработки данных (дата-центры), предназначенные для сохранения государственных электронных информационных ресурсов.

7. Администрация Госспецсвязи как субъект Национального центра:

1) обеспечивает функционирование Национального центра;

2) обеспечивает разработку и принятие нормативно-правовых и организационно-распорядительных актов в отношении функционирования Национального центра;

3) обеспечивает создание и развитие Национального центра хранения данных и защиты информации в Национальном центре;

4) проводит анализ и осуществляет контроль за качеством функционирования Национального центра;

5) рассматривает предложения (замечания) относительно функционирования Национального центра;

6) устанавливает порядок доступа к объектам Национального центра и порядок взаимодействия между субъектами Национального центра.

8. Государственное предприятие "Украинские специальные системы" является техническим администратором Национального центра и как субъект Национального центра:

1) осуществляет мероприятия по созданию (построению), модернизации, развитию, администрированию и обеспечению функционирования Национального центра, предусматривающие:

техническое и технологическое сопровождение Национального центра;

разработку, создание (построение), модернизацию, развитие, внедрение и сопровождение программного обеспечения Национального центра;

разработку, создание (построение), модернизацию, развитие, внедрение и сопровождение программного обеспечения информационной системы (платформы) для построения и ведения реестров;

приобретение аппаратных и программных средств, необходимых для функционирования Национального центра;

проведение мониторинга функционирования Национального центра, баз данных (справочников) и информационных ресурсов, подключенных к нему;

размещение и администрирование государственных информационных ресурсов пользователей;

предоставление пользователям в установленном порядке доступа к Национальному центру;

рассмотрение предложений (замечаний) относительно функционирования Национального центра, а также предоставление Администрации Госспецсвязи соответствующих предложений;

2) размещает оборудование в электронном коммуникационном шкафу;

3) размещает оборудование в электронном коммуникационном шкафу в общем зале;

4) размещает оборудование в электронном коммуникационном шкафу в экранированном зале;

5) размещает оборудование в электронном коммуникационном шкафу в отдельном экранированном зале;

6) обеспечивает доступ к защищенным узлам Интернета и системам обработки и сохранения электронных государственных информационных ресурсов;

7) предоставляет отдельный физический сервер в аренду;

8) предоставляет динамически распределяемые ресурсы, которые могут быть оперативно предоставлены пользователю и высвобождены через глобальную и локальные сети передачи данных;

9) использует динамически распределяемые ресурсы, которые могут быть оперативно предоставлены пользователю и высвобождены через глобальную и локальные сети передачи данных, для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими вычислительными ресурсами;

10) использует прикладное программное обеспечение динамически распределяемых ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены пользователю и высвобождены через глобальную и локальные сети передачи данных;

11) использует такие технические и программные средства, как операционные системы, системы управления базами данных, программное обеспечение, средства создания и тестирования программного обеспечения и/или информационных систем;

12) обеспечивает функционирование и развитие единых основного и резервного защищенных центров обработки данных (дата-центров), предназначенных для обработки государственных электронных информационных ресурсов, резервного копирования государственных электронных информационных ресурсов;

13) осуществляет по поручению Администрации Госспецсвязи иные мероприятия по функционированию Национального центра.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.09.2022 №991)
(см. предыдущую редакцию)

9. Государственный центр киберзащиты является администратором безопасности Национального центра и как субъект Национального центра:

1) обеспечивает внедрение организационно-технической модели киберзащиты Национального центра;

2) обеспечивает создание и функционирование составных частей системы защищенного доступа государственных органов к Интернету, в том числе построение системы активной киберзащиты в части обеспечения соответствующими технологическими возможностями защиты электронных коммуникационных систем государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

3) обеспечивает построение сервисов киберзащиты на базе динамически распределяемых и настраиваемых ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены пользователю и высвобождены через глобальную и локальные сети передачи данных;

4) обеспечивает создание центров очистки трафика и противодействия кибератакам (DDoSатаки);

5) проводит оценку состояния защищенности государственных информационных ресурсов в информационно-коммуникационных системах Национального центра;

6) обнаруживает уязвимости и реагирует на киберинциденты и кибератаки в отношении объектов киберзащиты Национального центра;

7) обеспечивает эксплуатацию, функционирование, настройку программных, программно-аппаратных и аппаратных средств киберзащиты Национального центра;

8) обеспечивает защиту данных от несанкционированного вмешательства в работу Национального центра, незаконного использования, незаконного копирования, искажения, уничтожения;

9) обеспечивает функционирование и развитие единых основного и резервного защищенных центров обработки данных (дата-центров), предназначенных для хранения государственных электронных информационных ресурсов, резервного копирования государственных электронных информационных ресурсов;

10) обеспечивает защиту от несанкционированного вмешательства в работу составных частей структуры Национального центра и защиту персональных данных;

11) осуществляет послеаварийное восстановление информационных ресурсов, использование динамически распределяемых ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены пользователю Национального центра и высвобождены через глобальную и локальные сети передачи данных и локальной инфраструктуры;

12) осуществляет архивирование резервных копий государственных электронных информационных ресурсов;

13) информирует еженедельно Национальный координационный центр кибербезопасности Совета национальной безопасности и обороны Украины о выявленных в ходе реализации экспериментального проекта уязвимостях и недостатках функционирования Национального центра;

14) осуществляет по поручению Администрации Госспецсвязи иные мероприятия по функционированию Национального центра.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.09.2022 №991)
(см. предыдущую редакцию)

10. Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения, казенное предприятие "Укрспецсвязь" являются операторами Национального центра и как субъекты Национального центра обеспечивают:

1) создание (построение), развитие, модернизацию объектов Национального центра с учетом технологичности, масштабности административной инфраструктуры, энергетической безопасности, эффективности, надежности конструкций, системы безопасности и контроля доступа к работам по его построению;

2) работу электронных коммуникационных сетей и других систем, необходимых для функционирования объектов Национального центра;

3) доступ должностных лиц субъектов Национального центра к объектам Национального центра;

4) организацию и обслуживание системы контроля доступа к объектам Национального центра в соответствии с установленными законодательством требованиями;

5) предоставление ресурсов электронных коммуникационных сетей в соответствии с установленными законодательством требованиями;

6) построение и обслуживание системы круглосуточного видеонаблюдения за помещениями Национального центра в соответствии с установленными законодательством требованиями;

7) организацию и обслуживание системы резервного электроснабжения;

8) построение и обслуживание системы кондиционирования в соответствии с установленными законодательством требованиями;

9) разработку мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, осуществление мер по внедрению автоматических средств выявления и тушения пожаров и использованию с этой целью производственной автоматики в соответствии с установленными законодательством требованиями;

10) осуществление по поручению Администрации Госспецсвязи других мероприятий по функционированию Национального центра.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.09.2022 №991)
(см. предыдущую редакцию)

11. Расходы операторов Национального центра обеспечения функционирования объектов Национального центра и их содержания возмещаются техническим администратором Национального центра.

12. Расходы на создание и развитие Национального центра, а также возмещение расходов технического администратора Национального центра и администратора безопасности Национального центра обеспечения надлежащего функционирования Национального центра осуществляются за счет и в пределах расходов, предусмотренных Администрации Госспецсвязи в Государственном бюджете Украины на соответствующий год, а также других источников, не запрещенных законодательством.

Постановление Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2021 года №94
"О реализации экспериментального проекта по функционированию Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов"

О документе

Номер документа:94
Дата принятия: 08.02.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:10.02.2021
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Правительственный курьер" от 10 февраля 2021 года №27

Официальный вестник Украины от 23 февраля 2021 года №14, стр. 34, статья 578, код акта 103016/2021  

Редакции документа

Текущая редакция принята: 02.09.2022  документом  Постановление Кабинета Министров Украины О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно электронных коммуникаций № 991 от 02.09.2022
Вступила в силу с: 07.09.2022


Первоначальная редакция от 03.05.2022, принята документом Постановление Кабинета Министров Украины Об утверждении Порядка предоставления услуг Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов № 522 от 03.05.2022
Вступила в силу с: 10.05.2022


Первоначальная редакция от 08.02.2021