Действует

Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.

О вступлении в силу документа смотри пункт 1 раздела II

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 15 августа 2022 года №2510-IX

О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и другие законы Украины относительно некоторых вопросов выполнения главы 5 раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести в Таможенный кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012 г., №№44-48, ст. 552) следующие изменения:

1. В части первой статьи 4:

1) пункт 12-1 изложить в следующей редакции:

"12-1) общая декларация прибытия - уведомление о товарах, предназначенных для ввоза на таможенную территорию Украины, в том числе с целью транзита, содержащее сведения, необходимые для проведения анализа рисков с целью оценки безопасности и надежности, предоставленное таможенному органу в установленные порядок и сроки;

2) дополнить пунктом 12-2 следующего содержания:

"12-2) электронные информационные ресурсы таможенных органов - систематизированная информация, включающая данные в электронном виде, право на владение, использование или распоряжение которыми принадлежит таможенным органам в соответствии с законом и которые созданы, получены (в том числе из сведений, содержащихся в документах, предоставляемых во время осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, транспортных средств, а также иных документах, в том числе полученных в соответствии с международными договорами Украины), учтены, обработаны и хранятся на материальных носителях и/или отображены с помощью информационных технологий";

3) в пункте 22 слова "печати, штампы, голографические метки, средства электронного цифрового" заменить словами "пломбы, печати, штампы, голографические метки, средства электронного";

4) пункт 37 изложить в следующей редакции:

"37) перевозчик - лицо, которое перемещает товары или берет на себя обязательства и ответственность за перемещение товаров через таможенную границу Украины и/или таможенной территорией Украины, в частности:

для смешанной (комбинированной) перевозки - лицо, которое использует (эксплуатирует) это транспортное средство, которое непосредственно приводит в движение или перевозит размещенные на нем другие транспортные средства, как активное транспортное средство;

для морской или воздушной перевозки по договору чартера (фрахтования) судна - лицо, заключающее договор и выдающее авиационную грузовую накладную (Air Waybill) или коносамент (Bill of Lading) с целью непосредственной перевозки товаров";

5) дополнить пунктами 51-1- и 52-1 следующего содержания:

"51-1) решение таможенного органа - акт таможенного органа (должностного лица или лиц таможенного органа), который касается применения законодательства Украины по вопросам таможенного дела в конкретном случае и который имеет юридические последствия для заинтересованного лица или заинтересованных лиц";

"52-1) системы, обеспечивающие функционирование электронных информационных ресурсов таможенных органов - совокупность информационных (автоматизированных), электронных коммуникационных и информационно-коммуникационных, информационно-телекоммуникационных, и/или телекоммуникационных систем, обеспечивающих функционирование электронных информационных ресурсов таможенных органов".

2. Название главы 2 изложить в следующей редакции:

"Глава 2. Авторизованный экономический оператор. Упрощения и преимущества".

3. В статье 12:

1) в пункте 1 части второй слово "специальных" исключить;

2) абзац первый части третьей изложить в следующей редакции:

"3. Для предоставления авторизаций применяются следующие критерии:"

3) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Для предоставления авторизации АЭО предприятие подает центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, заявление о предоставлении авторизации АЭО и анкету самооценки в порядке, определенном статьей 19-4 настоящего Кодекса";

4) в части шестой:

в абзаце первом слова "(обновления) действия" заменить словами "(обновления), внесение изменений, отмена";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, безотлагательно, но не позднее, чем на следующий рабочий день со дня принятия решения вносит сведения о предоставлении, отмене или аннулировании авторизации АЭО в Единый государственный реестр авторизованных экономических операторов";

абзацы третий - пятый исключить;

5) часть седьмую исключить;

6) в части восьмой слова "критериям АЭО" заменить словами "указанным критериям";

7) часть девятую изложить в следующей редакции:

"9. Кабинет Министров Украины утверждает:

1) форму, описание и правила использования национального логотипа АЭО;

2) форму сертификата АЭО;

3) порядок ведения Единого государственного реестра авторизованных экономических операторов.

По обращению предприятия, которому предоставлена авторизация АЭО, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику, выдает сертификат АЭО.

Сертификат АЭО выдается руководителю предприятия или уполномоченному им лицу либо направляется предприятию заказным письмом с уведомлением о вручении";

8) часть десятую исключить.

4. Статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Упрощение и преимущества

1. Предприятие имеет право в порядке и на условиях, определенных этим Кодексом, применять такие упрощения:

1) общая гарантия;

2) общая гарантия с уменьшением размера обеспечения базовой суммы на 50 процентов;

3) общая гарантия с уменьшением размера обеспечения базовой суммы на 70 процентов;

4) освобождение от гарантии;

5) самостоятельное наложение пломб специального типа;

6) процедура упрощенного декларирования;

7) процедура выпуска по местонахождению.

2. Предприятие имеет право применять другие упрощения, предусмотренные международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, в порядке и на условиях, определенных такими международными договорами и законодательством Украины по вопросам таможенного дела.

3. Предприятие, которое получило авторизацию АЭО-С, пользуется такими преимуществами:

1) выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;

2) уменьшение автоматизированной системой управления рисками форм и объемов таможенного контроля при осуществлении таможенного оформления товаров, транспортных средств коммерческого назначения;

3) использование специально определенной (при наличии) полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;

4) использование национального логотипа АЭО.

4. Предприятие, которое получило авторизацию АЭО-Б, пользуется такими преимуществами:

1) получение от таможенного органа уведомления о том, что соответствующие товары и транспортные средства коммерческого назначения на основе результатов анализа рисков по общей декларации прибытия избраны для проведения таможенного досмотра в пункте пропуска (пункте контроля) через государственную границу Украины до момента их перемещения через таможенную границу Украины;

2) выполнение таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения в первоочередном порядке;

3) уменьшение автоматизированной системой управления рисками форм и объемов таможенного контроля при осуществлении таможенного оформлении товаров, транспортных средств коммерческого назначения;

4) использование специально определенной (при наличии) полосы движения в пункте пропуска через государственную границу Украины для перемещения автомобильных транспортных средств коммерческого назначения;

5) использование национального логотипа АЭО.

Если по результатам применения системы управления рисками выявлено, что отправка уведомления, предусмотренного пунктом 1 этой части, может повлиять на результаты таможенного досмотра, должностные лица таможенного органа имеют право проводить таможенный досмотр без отправки такого уведомления.

5. Для предоставления авторизации на применение упрощения предприятие подает центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, заявление о предоставлении авторизации на применение упрощения и анкету самооценки в порядке, предусмотренном статьей 19-4 настоящего Кодекса.

6. На применение каждого отдельного упрощения, определенного пунктами 1 - 6 части первой настоящей статьи, предоставляется отдельная авторизация. На применение упрощения, определенного пунктом 7 части первой настоящей статьи, для каждого объекта предприятия (здания, сооружения, открытой или закрытой площадки и тому подобное) предоставляется отдельная авторизация. Сведения о таком объекте предприятия указываются в авторизации.

7. Решение о предоставлении, отказе в предоставлении, приостановлении (возобновлении), внесении изменений, отмене или аннулировании авторизации на применение упрощения оформляется приказом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную таможенную политику.

8. После получения авторизации на применение упрощения предприятие должно придерживаться условий, определенных соответствующей авторизацией, а также не допускать случаев несоответствия критериям и/или условиям предоставления авторизации на применение упрощения.

9. Предприятия-нерезиденты имеют право пользоваться преимуществами, определенными настоящей статьей, в соответствии с международными договорами Украины, предусматривающими взаимное признание предприятий, которым предоставлена авторизация АЭО, и предприятий, выполняющих требования законодательства страны их регистрации, эквивалентные требованиям для предоставления авторизации АЭО в соответствии с настоящим Кодексом".

5. Статью 13-1 исключить.

6. В статье 14:

1) название изложить в следующей редакции:

"Статья 14. Условия соответствия предприятия критериям предоставления авторизации";

2) в части первой:

абзац первый пункта 1 после слов "по работе с таможней" дополнить словами "работник, ответственный за таможенные вопросы, указанный в части четвертой настоящей статьи";

в пункте 2:

в абзаце первом слова "(таможенных брокеров), а также должностных лиц других предприятий" заменить словами "(таможенных брокеров), перевозчиков";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"систематическими нарушениями таможенных правил считаются пять и более нарушений таможенных правил, совершенных одним или несколькими лицами в течение календарного года. При этом совершение одним или несколькими лицами двух и более нарушений таможенных правил, связанных с осуществлением таможенных формальностей в отношении товаров, транспортных средств коммерческого назначения при их одновременном перемещении через таможенную границу Украины в пределах одной внешнеэкономической операции, считается совершением одного нарушения таможенных правил";

3) в части второй:

в пункте 1:

подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) обеспечивает возможность выделения сведений о товарах с разным таможенным статусом (для авторизаций АЭО-С, авторизаций на применение упрощений, определенных пунктами 4 - 7 части первой статьи 13 настоящего Кодекса, и авторизаций на применение процедуры конечного использования товаров)";

в подпункте "г" слова "информационно-телекоммуникационных" заменить словами "информационно-коммуникационных";

в пункте 7 слова "информационно-телекоммуникационных и компьютерных систем" заменить словами "информационно-коммуникационных и информационных (автоматизированных) систем";

4) в части третьей:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) в течение календарного года, в котором проводится оценка соответствия предприятия указанному критерию, и предыдущих трех календарных лет данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия подтверждают, что такое предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии, который дает возможность обеспечить обязательства предприятия, в том числе связанные с уплатой таможенных платежей. Устойчивое финансовое состояние предприятия означает соответствие расчетных показателей предприятия коэффициентам платежеспособности (финансовой устойчивости) и ликвидности, а также отсутствие отрицательных чистых активов, кроме случаев, когда такие отрицательные чистые активы могут быть обеспечены.

Кабинетом Министров Украины определяются способы обеспечения отрицательных чистых активов, коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости) и ликвидности предприятия, а также порядок проверки соответствия предприятия критерию, определенному пунктом 3 части третьей статьи 12 этого Кодекса, в том числе в зависимости от авторизации, о предоставлении которой подано заявление";

пункт 4 исключить;

5) в части четвертой:

абзац пятый исключить;

абзацы седьмой - девятый изложить в следующей редакции:

"а) взаимодействие с таможенными органами по вопросам соответствия предприятия критериям и/или условиям предоставления авторизации;

б) проведение самостоятельного контроля за соблюдением предприятием соответствия критериям и/или условиям предоставления авторизации и условиям, определенным такой авторизацией;

в) безотлагательное информирование таможенных органов об изменениях в деятельности предприятия, имеющих значение для проведения оценки соответствия, в том числе в отношении утраты или передачи иному лицу права пользования соответствующим объектом (зданием, сооружением, открытой или закрытой площадкой и тому подобное), возникновении событий и/или обстоятельств, которые могут иметь влияние на соблюдение предприятием соответствия критериям и/или условиям предоставления авторизации, и условий, определенных такой авторизацией".

7. Статьи 15 - 18 исключить.

8. Название главы 3 изложить в следующей редакции:

"Глава 3. Решения таможенных органов. Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела".

9. Статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Общие положения относительно решений таможенных органов

1. Таможенные органы принимают решения:

1) по заявлению предприятия;

2) при выполнении таможенных формальностей;

3) по делам о нарушении таможенных правил;

4) при рассмотрении жалоб на решения, действия или бездействие таможенных органов;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством Украины по вопросам таможенного дела.

2. Решения таможенных органов могут быть обжалованы в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса".

10. Дополнить статьями 19-1 - 19-18 следующего содержания:

"Статья 19-1. Формы решений таможенных органов

1. Таможенные органы принимают решения в установленной настоящим Кодексом форме (письменно, устно или путем совершения действий).

2. Письменные решения оформляются в бумажной или электронной форме.

Решение в электронной форме оформляются как отдельный электронный документ или путем внесения отметок, сведений о принятом решении в соответствующие системы, обеспечивающие функционирование электронных информационных ресурсов таможенных органов.

Статья 19-2. Виды решений таможенных органов

1. По заявлению предприятия таможенные органы принимают решение относительно:

1) авторизации АЭО;

2) авторизации на применение упрощения;

3) регистрации гаранта;

4) разрешения на осуществление вида деятельности, определенного статьей 404 настоящего Кодекса;

5) авторизации на применение процедуры конечного использования товаров;

6) обязывающей информации;

7) другие решения в соответствии с законами Украины.

Положения статей 19-3 - 19-18 настоящего Кодекса применяются исключительно для решений, определенных пунктами 1 - 6 настоящей части.

2. Решения таможенных органов, определенные пунктами 1 - 6 части первой настоящей статьи, предоставляются бесплатно и действуют бессрочно, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Решения таможенных органов, определенные пунктами 1 - 6 части первой настоящей статьи, могут быть таких видов:

1) о рассмотрении заявления;

2) об отказе в рассмотрении заявления;

3) о продлении срока принятия решения;

4) о запросе документов и/или информации;

5) о предоставлении решения;

6) об отказе в предоставлении решения;

7) о внесении изменений в решение;

8) о пересмотре решения;

9) о приостановлении решения;

10) об оценке принятых мер;

11) о возобновлении решения;

12) об отмене решения;

13) об аннулировании решения;

14) об оставлении решения без изменений.

4. Таможенные органы принимают решения, определенные пунктами 1 - 4 части третьей настоящей статьи, во время рассмотрения любых заявлений, представленных в соответствии с настоящей главой.

Таможенные органы принимают решения, определенные пунктами 5 - 6 части третьей настоящей статьи, по результатам рассмотрения заявления о предоставлении решения.

Таможенные органы принимают решения, определенные пунктами 7 - 14 части третьей настоящей статьи, после принятия и в отношении решений, определенных пунктом 5 части третьей настоящей статьи.

Таможенные органы не принимают решения, определенные пунктами 7 - 11, 14 части третьей настоящей статьи, в отношении решений относительно обязывающей информации.

Таможенные органы, кроме решений, определенных пунктами 1 - 14 части третьей настоящей статьи, принимают другие решения в случаях, предусмотренных законодательством Украины по вопросам таможенного дела.

5. Таможенный орган незамедлительно, но не позднее, чем на следующий рабочий день со дня принятия решения, определенного частью третьей настоящей статьи:

1) направляет предприятию в бумажной или электронной форме информацию о принятом решении (при наличии - такое решение и копию приказа относительно такого решения, в случае если оформление приказа предусмотрено законодательством Украины по вопросам таможенного дела);

2) вносит сведения о принятом решении в системы, обеспечивающие функционирование электронных информационных ресурсов таможенных органов;

3) осуществляет другие мероприятия, определенные законодательством Украины по вопросам таможенного дела для выполнения таможенными органами после принятия соответствующего решения.

6. В решениях, определенных пунктами 2 и 3, 6 - 9, 12 и 13 части третьей этой статьи, указываются основания и причины принятия такого решения со ссылкой на нормы законодательства, а также срок и порядок обжалования решения.

7. В случае принятия решений, определенных пунктами 6, 9, 12 и 13 части третьей этой статьи, таможенный орган вместе с решением направляет копии документов (при наличии), на основании которых было принято соответствующее решение.

8. Порядок принятия решений таможенным органом определяется настоящим Кодексом и другим законодательством Украины по вопросам таможенного дела.

Статья 19-3. Таможенный орган, уполномоченный принимать решение

1. Таможенными органами, уполномоченными принимать решение, является:

1) по авторизации АЭО - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику;

2) по авторизации на применения упрощения - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику;

3) по регистрации гаранта - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику;

4) о разрешении на осуществление видов деятельности, определенных статьей 404 настоящего Кодекса:

а) на осуществление таможенной брокерской деятельности - центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную таможенную политику;

б) на открытие и эксплуатацию магазина беспошлинной торговли - центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, вместе с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере защиты государственной границы;

в) на осуществление видов деятельности, определенных пунктами 3 - 6 статьи 404 настоящего Кодекса, - таможня, в зоне деятельности которой расположены соответствующие территории, помещения, резервуары, холодильные или морозильные камеры, крытые или открытые площадки, которые могут использоваться при осуществлении таких видов деятельности;

5) авторизации на применение процедуры конечного использования товаров - таможня, в зоне деятельности которой будут начаты указанные в заявлении о предоставлении авторизации операции с товарами, к которым будет применена процедура конечного использования товаров;

6) относительно обязывающей информации - таможенный орган, определенный центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную таможенную политику.

Статья 19-4. Подача заявления для принятия решения

1. Для принятия таможенным органом решений, определенных пунктами 3, 5, 7 - 9, 12 части третьей статьи 19-2 этого Кодекса, предприятие подает в соответствующий таможенный орган заявление, и в случаях, установленных законодательством Украины по вопросам таможенного дела, анкету самооценки, а также другие документы, их копии и/или информацию, необходимые для принятия решения таможенного органа.

В случае если предприятие имеет действующую авторизацию, для предоставления которой подтверждено соответствие предприятия критерию и/или условию, соблюдение которых необходимо для предоставления авторизации, в отношении которой подано заявление, анкета самооценки не заполняется в той части, в которой соответствие предприятия критерию и/или условию уже подтверждено.

В случае если предприятие имеет действующую авторизацию, для предоставления которой подтверждено соответствие предприятия всем критериям и/или условиям, соблюдение которых необходимо для предоставления авторизации, в отношении которой подано заявление, анкета самооценки не подается.

2. Заявление для принятия решения таможенным органом и анкета самооценки, другие документы или их копии, прилагаемые к заявлению, подаются одним из следующих способов:

1) в бумажной форме - лично или почтовым отправлением с описью вложения;

2) в электронной форме - с использованием систем, обеспечивающих функционирование электронных информационных ресурсов таможенных органов с соблюдением требований законодательства в сферах электронного документооборота, электронных доверительных услуг и защиты информации.

3. Заявление для принятия решения таможенным органом составляется на государственном языке и подписывается руководителем предприятия или уполномоченным им лицом.

4. Кабинет Министров Украины утверждает:

1) формы заявлений о предоставлении авторизации;

2) форму анкеты самооценки предприятия;

3) форму отчета о результатах оценки (повторной оценки) соответствия предприятия критерию и/или условию предоставления авторизации;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Украины от 15 августа 2022 года №2510-IX
"О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и другие законы Украины относительно некоторых вопросов выполнения главы 5 раздела IV Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны"

О документе

Номер документа:2510-IX
Дата принятия: 15.08.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.10.2022
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 31 августа 2022 года №179

"Правительственный курьер" от 14 сентября 2022 года №198  

Примечание к документу

В соответствии с разделом II пункта 1 настоящий Закон вступает в силу через 30 дней со дня, следующего за днем его опубликования - с 1 октября 2022 года, кроме:

- пунктов 23 (относительно абзаца второго части шестой и абзаца второго части восьмой статьи 31 Таможенного кодекса Украины), 31, 37, 38, подпункта 2 пункта 39, пункта 40, подпункта 4 пункта 41, пунктов 42, 58, 59, абзаца третьего подпункта 1 (об использовании таможенных деклараций, поданных в соответствии с положениями Конвенции о процедуре совместного транзита) пункта 61, подпункта 1 пункта 64, абзаца третьего подпункта 1 пункта 65, пунктов 66, 69, подпункта 2 пункта 72, подпункта 1 пункта 76, пункта 84 (об изменениях в пункте 5 части седьмой статьи 305, части пятой статьи 310, части одиннадцатой статьи 317 Таможенного кодекса Украины), подпункта 3 пункта 99, подпункта 1 пункта 101 и пункта 111 Закона, вступающих в силу со дня вступления в силу для Украины Конвенции о процедуре совместного транзита - с 1 октября 2022 года;

- подпункта 2 пункта 68, который вступает в силу с 19 января 2023 года;

- пункта 84 (относительно пункта 3 части первой и пункта 7 части второй статьи 316 Таможенного кодекса Украины (относительно возможности финансовых компаний выступать гарантами и требований к финансовым компаниям в качестве гарантов), которые вступают в силу с 1 января 2024 года.