Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 22 июня 2022 года №938

Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы (далее - Концепция).

2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, ответственным за реализацию Концепции:

1) принять меры по реализации Концепции;

2) представлять информацию о ходе исполнения Концепции в порядке и сроки, установленные Системой государственного планирования.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

4. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент Республики Казахстан

К.Токаев

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №938

Концепция защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы

Раздел 1. Паспорт

Наименование

Концепция защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы

Основание для разработки

Задачи 1, 4 Общенационального приоритета 8 Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636

Поручение Президента Республики Казахстан от 2 ноября 2021 года №21-4788

Государственный орган разработчик

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию

Центральные государственные органы и местные исполнительные органы

Сроки реализации

2022-2026 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

2.1. Оценка текущего состояния конкурентной среды и принимаемых мер по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности

Результаты проведенных антимонопольным органом в период с 2018 по 2021 годы анализов состояния конкуренции на отдельных товарных рынках показывают, что в базовых отраслях экономики страны присутствует высокий уровень концентрации рыночной власти (низкий уровень конкуренции).

В среднем уровень концентрации (определяется как процентное отношение объема реализации (поставки) товара определенным числом крупнейших поставщиков к общему объему реализации (поставки) товара на данном товарном рынке всеми поставщиками) трех крупнейших поставщиков товара (под товаром понимаются товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота) на протяжении последних трех и более лет варьируется в диапазоне от 60 до 100%.

В итоге сформировавшаяся структура рынков создает предпосылки для различного рода злоупотреблений "монопольной рентой". В этой связи усилия антимонопольного органа долгое время были направлены на выявление и пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

Высококонцентрированными характеризуются рынки электрической энергии. Оптовый рынок электроэнергии олигополизирован вертикально интегрированными энергетическими компаниями, совмещающими в себе энергоактивы по производству, транспортировке и розничной реализации электроэнергии (совокупная доля групп компаний "Самрук-Энерго", "Казахстанские коммунальные системы", "Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация" превышает 50%, в отдельных границах рынки практически монополизированы до 100%), и отдельными региональными электростанциями. Относительные доли данных групп за период с 2019 по 2021 годы остаются неизменными или подвержены малозначительным изменениям.

На розничном рынке не удалось в достаточной степени организовать оптимальную структуру товарного рынка для развития конкуренции между энергоснабжающими организациями: фактически доли энергоснабжающих организаций, вертикально интегрированных с электросетевыми и (или) энергопроизводящими организациями, варьируются в диапазоне от 55-70% (в городе Нур-Султане, Туркестанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях) до 90-100% (в остальных регионах).

Наибольший уровень доминирования олигополистических групп в сфере топливно-энергетического комплекса наблюдается также на рынках нефтепродуктов, где доля трех крупнейших поставщиков по итогам 2021 года достигла 80% (в 2019 году - 86%, в 2020 году – 77 %), сжиженного нефтяного газа (доля трех основных поставщиков: "CNPC", "Petrosun", "KMG" более 70%, при этом отдельные локальные производители поставляют газ преимущественно в соответствующий географическому расположению регион).

Анализ рынка коммунально-бытового угля показывает, что рыночная доля 2 крупнейших поставщиков составляет более 70% (в 2019 году - 76%, в 2020 году - 74%), при этом доли АО "Шубарколь Комир" и АО "Каражыра" превышают 30% у каждого. На товарном рынке поставок угля для нужд энергопроизводящих организаций доминирующее положение стабильно занимает ТОО "Богатырь Комир".

Аналогичным образом остается высоким уровень концентрации на товарных рынках в области транспорта и связи. Результаты анализа рынка железнодорожных грузовых перевозок показали, что данный рынок является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. Доля трех крупных поставщиков на данном товарном рынке в 2021 году составила более 93% (в 2019 году - 100%, в 2020 году - более 98%). Основной рыночной долей обладает АО "КТЖ - Грузовые перевозки" (дочерняя организация АО "НК КТЖ"), являющееся национальным перевозчиком грузов, выполняющее также специальные и воинские перевозки и обеспечивающее реализацию плана формирования поездов на всей магистральной железнодорожной сети.

По результатам анализа рынка услуг пассажирских железнодорожных перевозок установлено, что наибольшую долю по пассажирообороту занимает группа лиц АО "Пассажирские перевозки" и АО "Пригородные перевозки", доля которых составила 63,5% (в 2018 году - более 76%, в 2019 году - более 75%). АО "Пассажирские перевозки" является национальным перевозчиком по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений.

В общем объеме пассажиропотока на воздушном транспорте, в том числе на отдельных внутренних пассажирских перевозках доминирующее положение занимают АО "Эйр Астана", АО "Авиакомпания "SCAT". Ранее была приостановлена деятельность авиакомпании АО "Век Air" по перевозке пассажиров, что впоследствии усилило доминирующие позиции наиболее крупнейших игроков рынка, совокупная доля которых в 2021 году составила более 93% (в 2019 году - более 86%, в 2020 году - более 89%).

Рынок услуг сотовой связи является дуополистическим с высоким уровнем концентрации (доля основных поставщиков за период с 2019 по 2021 годы составляет 100%). На рынке представлены два субъекта рынка (ранее до 2016 года действовали четыре субъекта рынка: "Алтел", "Мобайл Телеком- Сервис", "Кселл" и "Кар-Тел") - группа лиц "Казахтелеком" и "Кар-Тел". На долю национальной компании с государственным участием — АО "Казахтелеком" приходится более 60% рынка мобильной связи.

Предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства характеризуется наличием большого числа участников рынка, при этом несмотря на это присутствует высокий уровень концентрации, к примеру, на рынках услуг по вывозу твердо-бытовых отходов доля трех крупнейших поставщиков услуг за период с 2019 по 2021 годы превышала 90% (в 2019 году-91,45%, в 2020 году-91,35%, в 2021 году-91,25%), на рынке услуг лифтового обслуживания в 2021 году превысила 89,7% (в 2019 году - 89,5%, в 2020 году - 87,2%), на рынке домофонных услуг в 2021 году превысила 85% (в 2019 году - 85,9%, в 2020 году - 86,5%).

Рынок дорожного битума также показал наличие доминирующих субъектов рынка (АО "Каражанбасмунай", ТОО "PETROSUN", ТОО "Газпромнефть-Битум Казахстан"), доля которых в 2021 году превысила 80% (в 2019 году - 82,6%, в 2020 году - 77,74%).

Ограниченное количество компаний также осуществляют свою деятельность на рынках цветных металлов (ТОО "Корпорация Казахмыс", ТОО "Казцинк", группа компаний KAZ Minerals).

Одним из ключевых принципов взаимодействия государства и субъектов предпринимательства является ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности.

В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее - Кодекс) создание государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц и расширение и (или) изменение осуществляемых видов деятельности государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, требует согласия антимонопольного органа.

В 2021 году отказано в создании 5 компаний квазигосударственного сектора (в 2020 году - 15, в 2019 году - 7). При этом более 80% субъектов квазигосударственного сектора, чье создание было согласовано (в 2021 году - 61, в 2020 году - 44, в 2019 году - 50), относятся к различного рода социальным объектам и объектам жизнеобеспечения.

Меры по сокращению доли участия государства в предпринимательской деятельности осуществляются также посредством сокращения перечня видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №1095 (далее - перечень).

До утверждения перечня субъектам квазигосударственного сектора в форме АО, ТОО разрешалось 652 вида деятельности, после утверждения их количество сократилось до 346.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Республики Казахстан от 22 июня 2022 года №938
"Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы"

О документе

Номер документа:938
Дата принятия: 22.06.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:22.06.2022
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания - с 22 июня 2022 года.