Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 25 мая 2022 года №336
Об утверждении Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы
В целях реализации пункта 81 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года №413 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий", Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы (далее - Концепция).
2. Государственным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:
1) принять необходимые меры по реализации Концепции;
2) обеспечить своевременное исполнение Плана действий по реализации Концепции (далее - План);
3) не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе реализации Плана в Министерство образования и науки Республики Казахстан.
3. Министерству образования и науки Республики Казахстан не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, представлять в уполномоченный орган по государственному и стратегическому планированию отчет о реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.
5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
А.Смаилов
Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2022 года №336
Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы
Раздел 1. Паспорт
1. Наименование |
Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы |
2. Основание для разработки |
Указ Президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года №413 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий". Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636 "Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан". Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан". |
3. Государственные органы, ответственные за разработку и реализацию программного документа |
Министерство образования и науки Республики Казахстан; Министерство здравоохранения Республики Казахстан; Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан; Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан; Министерство культуры и спорта Республики Казахстан; Министерство национальной экономики Республики Казахстан; Министерство финансов Республики Казахстан; Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан; Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан; Министерство энергетики Республики Казахстан; Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан; Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан; Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан; Министерство иностранных дел Республики Казахстан; Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан; Министерство обороны Республики Казахстан; Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан; местные исполнительные органы. |
4. Сроки реализации |
2022 - 2026 годы |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Настоящая Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы (далее - Концепция) направлена на реализацию задачи 6 Общенационального приоритета 3 "Качественное образование" Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и достижение показателя в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по фактору "Инновационный потенциал" (70-место); задачи 9.5 "Научные исследования и разработки" целей в области устойчивого развития; 81-пункта Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года.
При разработке данной Концепции были учтены рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) из Обзора инновационной политики Республики Казахстан, подготовленного в рамках участия Казахстана в работе Комитета по научной и технологической политике.
Согласно "Докладу Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО) по науке: на пути к 2030 году" от 2015 года: "Разработка успешной национальной политики в области науки и инноваций остается очень сложной задачей. Для всестороннего использования положительных результатов экономического развития, основанного на науке и инновациях, требуется одновременное продвижение в нужных направлениях в целом ряде различных областей политики, включая вопросы, касающиеся образования, фундаментальных наук, технологического развития и достигаемого благодаря ему широкого внедрения устойчивых технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ делового сектора и условий создания экономической основы.".
Развитие науки в современном мире проходит в условиях глобальных вызовов и угроз. По данным Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие от 2021 года: "Сегодняшние проблемы, такие как изменение климата, утрата биоразнообразия, ухудшение здоровья океана и пандемия, являются глобальными. Вот почему мы должны мобилизовать ученых и исследователей со всего мира.".
Развитие науки и технологий в предстоящий период будет происходить в условиях кризисов, обусловленных пандемиями и эпидемиями. Именно они будут иметь доминирующее влияние на развитие науки, технологий и инноваций на мировом, региональном и страновом уровнях.
2.1. Текущее состояние казахстанской науки
Конкурентоспособность научного потенциала является одним из приоритетов государственной политики. Ее последовательная реализация, а также принятый в 2011 году прогрессивный Закон Республики Казахстан "О науке" (далее - Закон) способствовали сохранению ведущих научных школ, формированию новой модели администрирования и финансирования науки, развитию новых институтов научно-технической экспертизы, национальных научных советов, началу коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.
Реализация научных исследований проводится в соответствии с приоритетами развития науки, утвержденными Высшей научно-технической комиссией. Приоритетами на 2022 - 2024 годы являются:
1) рациональное использование водных ресурсов, животного и растительного мира, экология;
2) геология, добыча и переработка минерального и углеводородного сырья, новые материалы, технологии, безопасные изделия и конструкции;
3) энергетика и машиностроение;
4) информационные, коммуникационные и космические технологии;
5) научные исследования в области естественных наук;
6) наука о жизни и здоровье;
7) исследования в области образования и науки;
8) исследования в области социальных и гуманитарных наук;
9) устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции;
10) национальная безопасность и оборона.
Согласно статистическим данным в 2021 году отмечалось увеличение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), проводимые в Республике Казахстан, с 89,0 до 109,0 млрд тенге (2019 год - 82,3 млрд тенге, 2020 год - 89,0 млрд тенге). Однако данное увеличение не оказало существенного влияния на наукоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП), которая в отчетном году составила 0,13 %. Вызвано это, прежде всего, тем что индекс роста затрат на НИОКР в 2021 году оказался ниже уровня 2020 года, сократившись на 5,9 % по сравнению с 2019 годом, и ниже уровня инфляции.
Анализ внутренних затрат на НИОКР в разрезе источников финансирования показывает, что на долю государства приходится 58,2 %, предприятий - 33,5 % и других источников - 8,3 %.
Затраты на исследования в общей сумме внутренних затрат на НИОКР в области инженерных разработок и технологий составили 40 %, исследования в области естественных наук занимают 29 %, сельскохозяйственных наук - 13,4 %, гуманитарных наук - 6,7 %, социальных наук - 2,8 % и медицинских наук - 8,1 %.
В региональном разрезе характеристикой вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность являются удельные индикаторы интенсивности, такие как объемы внутренних затрат на НИОКР в расчете на одного работника и численность работников, выполнявших их, в расчете на 10 тысяч человек, занятых в экономике.
Объемы затрат на одного работника в 2020 году в среднем по республике составляют 3,9 млн тенге. В Мангистауской, Атырауской и Жамбылской областях, а также в городе Нур-Султане отмечаются наибольшие объемы данного показателя - 15,2; 12,2; 6,2 и 4,8 млн тенге, соответственно. В Кызылординской, Костанайской, Павлодарской и Туркестанской областях на одного работника приходится 1,1 - 1,9 млн тенге затрат.
Исходя из вышеуказанных данных в разрезе регионов, можно также отметить, что несмотря на отсутствие законодательных барьеров, ими не уделяется должного внимания развитию НИОКР.
Региональная наука должна быть преимущественно направлена на решение тех проблем, которые стоят в центре внимания экономики области. В числе регионов, снизивших объемы затрат на НИОКР, - Акмолинская, Костанайская и Кызылординская области. Алматы и Нур-Султан являются научно-образовательными центрами республики. На долю Алматы приходится почти 37 % исследований и разработок.
Главным инвестором в научные исследования в 2020 году оставалось государство, на долю которого приходится более половины затрат. В предыдущие два года основным источником финансирования были собственные средства предприятий, которые составили в среднем 47 %, тогда как в 2020 году их доля сократилась до 39,9 %.
Средства из республиканского бюджета на науку выделяются десяти отраслевым центральным государственным органам: министерствам образования и науки (далее - МОН), сельского хозяйства (далее - МСХ), труда и социальной защиты населения (далее - МТСЗН), экологии, геологии и природных ресурсов (далее - МЭГПР), здравоохранения (далее - МЗ), культуры и спорта (далее - МКС), энергетики (далее - МЭ), индустрии и инфраструктурного развития (далее - МИИР), цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (далее - МЦРИАП), торговли и интеграции (далее - МТИ).
В целом финансирование науки из республиканского бюджета в 2020 - 2021 годах возросло почти вдвое и составило в 2020 году 50,1 млрд тенге, в том числе по МОН - 35,6 млрд тенге; в 2021 году - 71,6 млрд тенге, в том числе по МОН - 48,6 млрд тенге.
Финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с Законом по различным формам финансирования на условиях, которые установлены порядком базового, грантового, программно-целевого и прямого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности.
Всего в 2020 - 2021 годах было проведено 15 конкурсов на выполнение научных исследований, из которых 7 по МОН (5 грантовых конкурсов и 2 на программно-целевое финансирование), 8 - отраслевыми государственными органами. В результате конкурсов МОН по грантовому финансированию реализуется 1336 проектов, по программно-целевому финансированию - 59 научно-технических программ, администраторами бюджетных программ по программно-целевому финансированию всего 207 научно-технических программ.
Внедрены новые подходы к финансированию науки, основанные на: принципах обеспечения стратегических интересов государства, устойчивого развития научных школ и научных организаций, сочетания конкурсных и внеконкурсных методов финансирования, полной прозрачности распределения финансирования на всех этапах конкурсных процедур.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2022 года №336
"Об утверждении Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы"
О документе
Номер документа: | 336 |
Дата принятия: | 25.05.2022 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 25.05.2022 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 28.03.2023 |
Документ утратил силу с 28 марта 2023 года в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №248 |
Опубликование документа
Нет сведений
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 25 мая 2022 года.
Документ утратил силу с 28 марта 2023 года в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №248