Утратил силу

Документ утратил силу с 28 марта 2023 года в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №248

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 25 мая 2022 года №336

Об утверждении Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы

В целях реализации пункта 81 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года №413 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий", Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы (далее - Концепция).

2. Государственным органам и иным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять необходимые меры по реализации Концепции;

2) обеспечить своевременное исполнение Плана действий по реализации Концепции (далее - План);

3) не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о ходе реализации Плана в Министерство образования и науки Республики Казахстан.

3. Министерству образования и науки Республики Казахстан не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, представлять в уполномоченный орган по государственному и стратегическому планированию отчет о реализации Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Смаилов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2022 года №336

Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы

Раздел 1. Паспорт

1. Наименование

Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы

2. Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года №413 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий".

Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636 "Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан".

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Государственные органы, ответственные за разработку и реализацию программного документа

Министерство образования и науки Республики Казахстан;

Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;

Министерство культуры и спорта Республики Казахстан;

Министерство национальной экономики Республики Казахстан;

Министерство финансов Республики Казахстан;

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан;

Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан;

Министерство энергетики Республики Казахстан;

Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан;

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан;

Министерство иностранных дел Республики Казахстан;

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

Министерство обороны Республики Казахстан;

Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

местные исполнительные органы.

4. Сроки реализации

2022 - 2026 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

Настоящая Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы (далее - Концепция) направлена на реализацию задачи 6 Общенационального приоритета 3 "Качественное образование" Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и достижение показателя в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по фактору "Инновационный потенциал" (70-место); задачи 9.5 "Научные исследования и разработки" целей в области устойчивого развития; 81-пункта Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года.

При разработке данной Концепции были учтены рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) из Обзора инновационной политики Республики Казахстан, подготовленного в рамках участия Казахстана в работе Комитета по научной и технологической политике.

Согласно "Докладу Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО) по науке: на пути к 2030 году" от 2015 года: "Разработка успешной национальной политики в области науки и инноваций остается очень сложной задачей. Для всестороннего использования положительных результатов экономического развития, основанного на науке и инновациях, требуется одновременное продвижение в нужных направлениях в целом ряде различных областей политики, включая вопросы, касающиеся образования, фундаментальных наук, технологического развития и достигаемого благодаря ему широкого внедрения устойчивых технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ делового сектора и условий создания экономической основы.".

Развитие науки в современном мире проходит в условиях глобальных вызовов и угроз. По данным Доклада ЮНЕСКО по науке: гонка со временем за разумное развитие от 2021 года: "Сегодняшние проблемы, такие как изменение климата, утрата биоразнообразия, ухудшение здоровья океана и пандемия, являются глобальными. Вот почему мы должны мобилизовать ученых и исследователей со всего мира.".

Развитие науки и технологий в предстоящий период будет происходить в условиях кризисов, обусловленных пандемиями и эпидемиями. Именно они будут иметь доминирующее влияние на развитие науки, технологий и инноваций на мировом, региональном и страновом уровнях.

2.1. Текущее состояние казахстанской науки

Конкурентоспособность научного потенциала является одним из приоритетов государственной политики. Ее последовательная реализация, а также принятый в 2011 году прогрессивный Закон Республики Казахстан "О науке" (далее - Закон) способствовали сохранению ведущих научных школ, формированию новой модели администрирования и финансирования науки, развитию новых институтов научно-технической экспертизы, национальных научных советов, началу коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.

Реализация научных исследований проводится в соответствии с приоритетами развития науки, утвержденными Высшей научно-технической комиссией. Приоритетами на 2022 - 2024 годы являются:

1) рациональное использование водных ресурсов, животного и растительного мира, экология;

2) геология, добыча и переработка минерального и углеводородного сырья, новые материалы, технологии, безопасные изделия и конструкции;

3) энергетика и машиностроение;

4) информационные, коммуникационные и космические технологии;

5) научные исследования в области естественных наук;

6) наука о жизни и здоровье;

7) исследования в области образования и науки;

8) исследования в области социальных и гуманитарных наук;

9) устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции;

10) национальная безопасность и оборона.

Согласно статистическим данным в 2021 году отмечалось увеличение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), проводимые в Республике Казахстан, с 89,0 до 109,0 млрд тенге (2019 год - 82,3 млрд тенге, 2020 год - 89,0 млрд тенге). Однако данное увеличение не оказало существенного влияния на наукоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП), которая в отчетном году составила 0,13 %. Вызвано это, прежде всего, тем что индекс роста затрат на НИОКР в 2021 году оказался ниже уровня 2020 года, сократившись на 5,9 % по сравнению с 2019 годом, и ниже уровня инфляции.

Анализ внутренних затрат на НИОКР в разрезе источников финансирования показывает, что на долю государства приходится 58,2 %, предприятий - 33,5 % и других источников - 8,3 %.

Затраты на исследования в общей сумме внутренних затрат на НИОКР в области инженерных разработок и технологий составили 40 %, исследования в области естественных наук занимают 29 %, сельскохозяйственных наук - 13,4 %, гуманитарных наук - 6,7 %, социальных наук - 2,8 % и медицинских наук - 8,1 %.

В региональном разрезе характеристикой вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность являются удельные индикаторы интенсивности, такие как объемы внутренних затрат на НИОКР в расчете на одного работника и численность работников, выполнявших их, в расчете на 10 тысяч человек, занятых в экономике.

Объемы затрат на одного работника в 2020 году в среднем по республике составляют 3,9 млн тенге. В Мангистауской, Атырауской и Жамбылской областях, а также в городе Нур-Султане отмечаются наибольшие объемы данного показателя - 15,2; 12,2; 6,2 и 4,8 млн тенге, соответственно. В Кызылординской, Костанайской, Павлодарской и Туркестанской областях на одного работника приходится 1,1 - 1,9 млн тенге затрат.

Исходя из вышеуказанных данных в разрезе регионов, можно также отметить, что несмотря на отсутствие законодательных барьеров, ими не уделяется должного внимания развитию НИОКР.

Региональная наука должна быть преимущественно направлена на решение тех проблем, которые стоят в центре внимания экономики области. В числе регионов, снизивших объемы затрат на НИОКР, - Акмолинская, Костанайская и Кызылординская области. Алматы и Нур-Султан являются научно-образовательными центрами республики. На долю Алматы приходится почти 37 % исследований и разработок.

Главным инвестором в научные исследования в 2020 году оставалось государство, на долю которого приходится более половины затрат. В предыдущие два года основным источником финансирования были собственные средства предприятий, которые составили в среднем 47 %, тогда как в 2020 году их доля сократилась до 39,9 %.

Средства из республиканского бюджета на науку выделяются десяти отраслевым центральным государственным органам: министерствам образования и науки (далее - МОН), сельского хозяйства (далее - МСХ), труда и социальной защиты населения (далее - МТСЗН), экологии, геологии и природных ресурсов (далее - МЭГПР), здравоохранения (далее - МЗ), культуры и спорта (далее - МКС), энергетики (далее - МЭ), индустрии и инфраструктурного развития (далее - МИИР), цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (далее - МЦРИАП), торговли и интеграции (далее - МТИ).

В целом финансирование науки из республиканского бюджета в 2020 - 2021 годах возросло почти вдвое и составило в 2020 году 50,1 млрд тенге, в том числе по МОН - 35,6 млрд тенге; в 2021 году - 71,6 млрд тенге, в том числе по МОН - 48,6 млрд тенге.

Финансирование субъектов научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с Законом по различным формам финансирования на условиях, которые установлены порядком базового, грантового, программно-целевого и прямого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности.

Всего в 2020 - 2021 годах было проведено 15 конкурсов на выполнение научных исследований, из которых 7 по МОН (5 грантовых конкурсов и 2 на программно-целевое финансирование), 8 - отраслевыми государственными органами. В результате конкурсов МОН по грантовому финансированию реализуется 1336 проектов, по программно-целевому финансированию - 59 научно-технических программ, администраторами бюджетных программ по программно-целевому финансированию всего 207 научно-технических программ.

Внедрены новые подходы к финансированию науки, основанные на: принципах обеспечения стратегических интересов государства, устойчивого развития научных школ и научных организаций, сочетания конкурсных и внеконкурсных методов финансирования, полной прозрачности распределения финансирования на всех этапах конкурсных процедур.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Концепция развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы Раздел 1. Паспорт Раздел 2. Анализ текущей ситуации 2.1. Текущее состояние казахстанской науки 2.1.1. Кадровый и научный потенциал 2.1.2. Научные институты и инфраструктура 2.1.3. Коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности 2.1.4. Научно-технологическое развитие Раздел 3. Обзор международного опыта 3.1. Кадровая политика в научной сфере 3.2. Современная исследовательская инфраструктура 3.3. Развитие НИОКР и стимулирующие меры 3.4. Научно-технологическая политика Раздел 4. Видение развития сферы науки Раздел 5. Основные принципы и подходы развития науки 5.1. Укрепление кадрового и научного потенциала ученых 5.2. Модернизация научной инфраструктуры 5.3. Развитие экосистемы коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности 5.4. Координация научно-технологического развития Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2022 года №336
"Об утверждении Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы"

О документе

Номер документа:336
Дата принятия: 25.05.2022
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:25.05.2022
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:28.03.2023

Документ утратил силу с 28 марта 2023 года в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года №248

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 25 мая 2022 года.