Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

28 апреля 2022 года №219

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 26 апреля 2022 года №177

О Порядке проведения медико-социальной экспертизы

В соответствии со статьей 28 Кодекса здравоохранения Республики Таджикистан и статьей 57 Закона Республики Таджикистан "О нормативных правовых актах" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения медико-социальной экспертизы (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 октября 2012 года №543 "Об Перечне медицинских показаний, дающих право детям-инвалидам до 18-ти лет на получение социальной пенсии".

3. Настоящее постановление ввести в действие с 1 мая 2022 года.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утвержден Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 26 апреля 2022 года №177

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

1. Общие положения

1. Порядок проведения медико-социальной экспертизы (далее - Порядок) устанавливает проведения медико-социальной экспертизы определения трудоспособности, временную и длительную потерю трудоспособности, группу и причины инвалидности, длительность инвалидности, проведения повторного осмотра, а также порядок регистрации больничных листов больных и инвалидов. Медико-социальная экспертиза осуществляется с учетом общей оценки состояния организма, на основании анализа клинико-функциональных, бытовых, социальных, профессиональных, трудовых и психических показателей обследуемого лица.

2. Инвалидность, причины, продолжительность, время ее возникновения, степень инвалидности и потребность лица в социальной защите устанавливается путем проведения медико-социальной экспертизы.

3. Медико-социальная экспертиза проводится со стороны Государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - Служба), который является уполномоченным государственным органом медико-социальной экспертизы.

4. Медико-социальная экспертиза профессиональный болезный проводится на основание заключения Государственного учреждения "Республиканский клинический центр профессиональных заболеваний".

5. Военно-медицинская экспертиза с целью определения пригодности к военной службе (приравненной к ним) и обучения по конкретным военным специальностям, а также определения причины инвалидности и заболевания военнослужащих в связи с прохождением военной службы проводятся в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан.

6. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:

- социальная ограниченность (дезадаптация) - неспособность (в связи с нарушением функций и ограничением жизненной деятельности) реализоваться в своей ежедневной жизни;

- неспособность вести самостоятельную жизнь - отсутствие социальных связей и нуждаться в помощи других лиц;

- социальная потребность - необходимость в социальную защиту или принадлежность к уязвимой группе послужившим основанием для определения групп инвалидности;

- критерии жизненной деятельности - наличие возможности самообслуживания, движения, ориентации, самоконтроля, связи с окружающим миром, обучения, а также выполнения трудовой деятельности;

- способность двигаться - возможность эффективно передвигаться (ходить, бегать, преодолевать барьеры, использовать транспорта). Критерия оценки - особенности ходьбы, скорость передвижения, расстояние которую проходит больной, способность самостоятельно пользоваться транспортом, при передвижении нуждаться в посторонней помощи;

- способность к самообслуживанию - способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять свои потребности без помощи других лиц. Критерия оценки - период времени, в течение которого необходима помощь - временная помощь (не менее одного раза в месяц), непрерывная помощь (несколько раз в месяц), постоянная помощь (в неделю несколько раз - планированная помощь, или несколько раз в день - не планированной помощи);

- ориентировка в пространстве - способность самостоятельно определять своё место в пространстве и во времени, а также иметь сведения об окружающих предметах. Главными составляющими ориентировки являются чувства зрения и слуха. Ориентировка оценивается в нормальном состоянии деятельности психики и речи. Критерия оценки - способность различать внешних сходств людей и предметов на увеличивающейся дистанции и в разных условиях (при наличии или отсутствии преград, ознакомления с окружающей средой), способность различать голоса и разговорную речь (ориентироваться по голосу) - при наличии или отсутствии нарушений и степени компенсации нарушения восприятия разговорной речи другими способами (письмо и другие, не устные формы), необходимость использования технических средств для ориентировки и посторонней помощи в повседневной жизнедеятельности (в быту, учёбе и на производстве);

- коммуникативная способность - умение общаться с людьми и налаживать обычные социальные отношения (в данном случае не имеются в виду расторжение отношений, связанные с нарушением психической деятельности). Главным коммуникационным способом является разговорная речь, вспомогательными способами являются чтение, письмо, не устные формы общения (имитация). Критерия оценки - особенности группы людей, с которыми возможна связь, а также необходимость посторонней помощи в процессе обучения и трудовой деятельности;

- способность самоконтроля - способность самообладания в рамках нравственных и правовых норм окружающей среды. Критерия оценки - способность осознавать себя и соблюдать установленные социальные нормы, сравнивать людей и объекты, понимать отношения между ними, правильно воспринимать, пересказывать, одинаково относится к обычным и необычным обстоятельствам, соблюдать личную безопасность и гигиену;

- способность учиться - способность восприятия, изучать, направлять свои таланты и возможности (бытовые, культурные, профессиональные) в целенаправленный процесс обучения;

- способность обучаться профессии - способность овладеть теоретическими и практическими знаниями, навыками конкретной профессии. Критерия оценки - способность обучатся в обычных или специально созданных условиях (специальных образовательных учреждениях, в группе, обучение дома), воспринимать объем программы, время и режим обучения, способность овладеть различными профессиональными уровнями или отдельной работы, необходимость в использовании специальных средств обучения, и помощи окружающих;

- способность к трудовой деятельности - совокупность физических и моральных возможностей человека, которая определяет состояние здоровья человека для дальнейшего выполнения трудовой деятельности;

- профессиональная пригодность - способность качественно выполнить работу по конкретной профессии, которой предусмотрены условия реализации трудовой деятельности в определенном промышленном пространстве согласно требованиям производственных нагрузок, рабочего графика и производственной среды. Критерий оценки - сохранение или потеря профессиональной пригодности, возможность на профессиональном уровне работать в других сферах равных прежней профессии, оценивать объемы работ и должности, возможность заниматься делом в обычных или специально созданных условиях;

- нарушение трудоспособности - основная причина социальной недостаточности, которая может возникнуть при ограничении жизнедеятельности, при этом не касаясь других уровней жизнедеятельности.

2. Правила проведения медико-социальной экспертизы

7. Служба проводит медико-социальную экспертизу безвозмездно на основании всесторонней оценки состояния здоровья, степени нарушения функций и ограничения жизнедеятельности, с учётом психологического состояния, повторного и социального переосвидетельствования, среды, а также профессиональных факторов.

8. Служба при наличии оснований (показателей) по ограниченности жизнедеятельности больного устанавливает причину и время наступления инвалидности, определяет степень потери профессиональной пригодности (в процентах), для каждого инвалида разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Порядок проведения медико-социальной экспертизы 1. Общие положения 2. Правила проведения медико-социальной экспертизы §1. Определение I группы инвалидности §2. Определение II группы инвалидности §3. Определение III группы инвалидности §4. Определение категории "ребенок-инвалид" §5. Заболевания, по которым детям категория "ребенок-инвалид" устанавливается бессрочно до достижения ими 18 лет 3. Болезни, при которых определяется бессрочная группа инвалидности 4. Анатомические дефекты, при которых инвалидность определяется без указания срока переосвидетельствования 5. Порядок определения причин инвалидности §1. Причина инвалидности: "общие заболевания" §2. Причина инвалидности: "профессиональная болезнь" §3. Причина инвалидности: "трудовое увечье" §4. Причина инвалидности: "Инвалиды с детства" §5. Причина инвалидность вследствие получения травм, контузии, увечья или в связи с операциями в период Великой Отечественной Войны или вследствие военных операциях, при защите конституционного строя, связанная с ликвидацией последствий аварии в Чернобыльской атомной электростанций §6. Причина инвалидности, связанная с военной службой, службой в силовых структурах и при исполнении воинской службы §7. Изменение причин инвалидности 6. Порядок определения степени потери трудоспособности в процентном соотношении 7. Повторная медико-социальная экспертиза 8. Документы, представляемые для прохождения обследования 9. Порядок учёта листов временной нетрудоспособности больных и инвалидов Приложение

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 26 апреля 2022 года №177
"О Порядке проведения медико-социальной экспертизы"

О документе

Номер документа:177
Дата принятия: 26.04.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.05.2022
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вводится в действие с 1 мая 2022 года.