Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 апреля 2022 года №250

Об утверждении Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года

(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 17.03.2023 г. №236)

В соответствии с пунктом 66 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года (далее – Концепция).

2. Центральным, местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), и организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:

1) принять необходимые меры по реализации Концепции;

2) представлять информацию о ходе реализации Концепции в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года №790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан

А.Смаилов

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года №250

Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года

Раздел 1. Паспорт

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

Раздел 3. Обзор международного опыта

Раздел 4. Видение развития малого и среднего предпринимательства

Раздел 5. Основные принципы и подходы к развитию малого и среднего предпринимательства

Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты

Приложение: План действий по реализации Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года

Раздел 1. Паспорт

Наименование

Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года

Основание для разработки

Задачи 1, 2, 3, 4 Общенационального приоритета 8 Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №636.

Пункт 2.2 протокольного поручения Президента Республики Казахстан К. Токаева, данного на VIII съезде Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" 28 сентября 2021 года.

Пункт 10 Дорожной карты по реализации рекомендаций Советника Президента Республики Казахстан Сэра Сума Чакрабарти (GapAnalysis), утвержденной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 сентября 2021 года №156-р

Государственный орган, ответственный за реализацию Концепции

Министерство национальной экономики Республики Казахстан

Государственные органы, организации, ответственные за реализацию Концепции

Центральные государственные органы и местные исполнительные органы, субъекты квазигосударственного сектора

Сроки реализации

2022 – 2030 годы

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

Глава 1. Оценка текущей ситуации состояния развития малого и среднего предпринимательства

Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года (далее – Концепция) является документом Системы государственного планирования (далее – СГП), определяющим видение развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Республике Казахстан до 2030 года.

Динамика состояния развития МСП в Республике Казахстан в период с 2015 по 2020 годы демонстрирует положительные результаты, выраженные в следующих показателях:

выпуск продукции МСП увеличился более чем в 2 раза и достиг 33,6 трлн тенге в номинальном выражении;

вклад МСП во внутренний валовой продукт (далее – ВВП) Республики Казахстан за указанный период вырос на 13 трлн тенге и достиг 23,2 трлн тенге в номинальном выражении;

доля МСП в ВВП выросла на 7,9 % и достигла 32,8 %;

общее количество субъектов МСП выросло на 9 % и достигло 1,36 млн субъектов;

общая численность занятых в МСП выросла на 9 % и достигла 3,5 млн человек.

При этом новая модель развития страны, ставящая гражданина в центр государственных интересов, требует продолжения трансформации всех составляющих жизнедеятельности государства, населения и бизнеса.

По состоянию на 1 января 2021 года общее количество субъектов МСП по официальной статистической информации составило 1357500 предприятий, в том числе:

1) субъектов МСП, являющихся юридическими лицами, относящихся к категории малого предпринимательства, 280 тысяч (20,6 %);

2) субъектов МСП, являющихся юридическими лицами, относящихся к категории среднего предпринимательства, 2,5 тысячи (0,2 %);

3) субъектов МСП, являющихся индивидуальными предпринимателями, 858 тысяч (63,2 %);

4) субъектов МСП, являющихся крестьянскими и фермерскими хозяйствами (далее – КФХ), 217 тысяч (16 %).

Несмотря на рост показателей страны в области развития МСП, для обеспечения дальнейшего положительного влияния на диверсификацию экономики, реализацию экспортного потенциала и обеспечения устойчивости долгосрочного экономического роста страны требуются качественные изменения, обусловленные несколькими факторами.

Во-первых, потенциал влияния среднего предпринимательства на диверсификацию экономики и устойчивость экономического роста не реализован.

В торгуемых секторах, способствующих диверсификации и устойчивости экономики, предприятия всех категорий МСП количественно представлены примерно в равных пропорциях: 39 % средних предприятий, 37 % малых предприятий и 32 % микропредприятий. При этом совокупная валовая добавленная стоимость (далее – ВДС) средних предприятий в торгуемых секторах составила 1376 млрд тенге, малых предприятий – 601 млрд тенге, микропредприятий – 63 млрд тенге.

В целом в экономике общий объем выпуска средних предприятий вырос на 33 % до 5,9 трлн тенге. В расчете на одно среднее предприятие объем выпуска увеличился на 54 %. Рост выпуска достигнут на фоне снижения числа средних предприятий на 14 % до 2,5 тысячи и сокращения их доли в общем количестве субъектов МСП с 0,23 % до 0,19 %.

Средняя занятость в расчете на одно среднее предприятие составила 146 человек, увеличившись на 20 %. Производительность труда (по объему выпуска) возросла на 28 %.

Общий объем выпуска малых предприятий увеличился на 55 % до 22,9 трлн тенге, но объем выпуска в расчете на одно предприятие увеличился всего на 6 %. Это свидетельствует о том, что при росте числа предприятий на 47 % до 258 тысяч, в среднем выпуск одного предприятия более чем в 25 раз ниже среднего.

Средняя занятость в расчете на одно малое предприятие составила 5,5 человек, сократившись на 19 %, что привело к росту производительности труда (по объему выпуска) на 31 %.

Доля предприятий МСП в ВВП в 2020 году по данным статистики составила 32,8 %. Средние предприятия обеспечили вклад МСП в ВВП на 19 %, малые (включая микро) предприятия – на 81 %. Однако, если очистить данные по МСП от компаний, относящихся по размеру своего годового оборота к крупным, то доля МСП в ВВП снизится до 12,7 %, а вклад средних предприятий в общий вклад МСП в ВВП увеличится до 30 %, вклад малых предприятий составит 63 %, микропредприятий – 7 %.

Таким образом, несмотря на более высокие темпы роста объема выпуска продукции и услуг, значительно более высокую производительность и занятость на одном предприятии, а также более высокий экспортный потенциал, доля средних компаний в ВВП очень низка по причине своей малочисленности.

Во-вторых, ограниченное влияние МСП на создание качественных рабочих мест.

Основную долю в структуре занятости обеспечивают малые предприятия индивидуальные предприниматели (далее – ИП). Так, в малых предприятиях занято 41 % от общего числа занятых в МСП, в ИП – 40 %, в то время как в средних предприятиях (далее – СП) – 11 %, в КФХ – 9 %. При этом субъекты малого предпринимательства (далее – МП) концентрируются в секторах, прямо зависящих от общего состояния экономики и потребительского спроса.

В силу данных причин, МП подвержены высоким рискам прекращения деятельности при экономическом спаде и не обладают достаточной устойчивостью.

Создаваемые МП рабочие места в большей части не являются качественными рабочими местами, поскольку не обеспечивают постоянных рабочих мест, отвечающих требованиям безопасности труда с заработной платой, выше средней по региону.

Так, среднемесячная зарплата в МП в 2020 году составила 141379 тенге при среднем значении по Казахстану в 169855 тенге. Вместе с тем, среднемесячная зарплата в средних и крупных предприятиях – 207317 тенге.

В-третьих, основной потенциал для развития МСП сконцентрирован в крупных городах. Сельские населенные пункты, малые и моногорода имеют крайне ограниченный потенциал для развития МСП.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года Раздел 1. Паспорт Раздел 2. Анализ текущей ситуации Глава 1. Оценка текущей ситуации состояния развития малого и среднего предпринимательства Глава 2. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан Глава 3. Тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан Раздел 3. Обзор международного опыта Раздел 4. Видение развития малого и среднего предпринимательства Раздел 5. Основные принципы и подходы к развитию малого и среднего предпринимательства Глава 1. Принципы развития малого и среднего предпринимательства Глава 2. Подходы к развитию малого и среднего предпринимательства Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты Глава 1. Конечные результаты Глава 2. Ожидаемые результаты по итогам 2030 года Приложение

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года №250
"Об утверждении Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года"

О документе

Номер документа:250
Дата принятия: 27.04.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:27.04.2022
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан 2022 года, №24, статья 153.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вводится в действие со дня его подписания - с 27 апреля 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 17.03.2023  документом  Постановление Правительства Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан № 236 от
Вступила в силу с: 04.04.2023


Первоначальная редакция от 27.04.2022