Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 августа 2020 года №ПП-4796

О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию Национальной системы статистики Республики Узбекистан

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 15.01.2022 г. №УП-52, 17.03.2022 г. №УП-89, 09.06.2022 г. №УП-152, 12.06.2023 г. №УП-92)

В стране проводится последовательная работа по повышению качества и достоверности статистической информации, принимаются меры по обеспечению объективного и достоверного отображения, в том числе в специальных изданиях и базах данных международных организаций социально-экономических процессов, происходящих в республике.

Вместе с тем имеется необходимость дальнейшего повышения качества статистической информации, создания полноценных баз данных статистических показателей, приведения их в соответствие с международными стандартами, внедрения современных методов статистики в социально-экономическую и демографическую сферы.

В целях совершенствования национальной системы статистики, обеспечения независимости государственных органов статистики, повышения объективности и достоверности статистической информации, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":

1. Определить приоритетными направлениями совершенствования национальной системы статистики Республики Узбекистан:

преобразование органов статистики в профессиональную независимую службу, направленную на формирование востребованной, качественной и достоверной информации, повышение прозрачности и открытости статистической информации;

обеспечение полноценного функционирования Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике путем укрепления его полномочий и обязательств, направленных на ведение единой политики в сфере статистики;

организацию целостной системы сбора, обработки, анализа, издания и накопления статистической информации с широким использованием передовых информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование методических основ и руководящих принципов, применяемых в рамках всей национальной системы статистики страны в целях производства, распространения и координации официальной статистики;

поэтапную оптимизацию обследований путем интеграции ведомственных баз данных в единую систему управления данными, уменьшение груза отчетности на респондентов, а также совершенствование системы формирования статистики за счет проведения переписи и замены общих статистических отчетов выборочными обследованиями;

повышение доверия пользователей к статистической информации путем реализации эффективной политики взаимодействия с пользователями статистической информации и повышения осведомленности общественности об имеющейся статистической информации;

поэтапную оптимизацию структур и задач территориальных органов статистики за счет дальнейшего улучшения материально-технической поддержки деятельности государственных органов статистики, создания достойных условий для эффективной работы их работников, а также эффективного внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий;

повышение профессионального уровня работников государственных органов статистики, проведение научных исследований, разработку передовых статистических методов и технологий, в том числе инновационных разработок в сфере открытых данных, для дальнейшего их применения на практике.

2. Установить порядок, в соответствии с которым:

Государственный комитет по статистике осуществляет свои полномочия, связанные с формированием официальной статистики, независимо от всех государственных органов и организаций;

не допускается любое вмешательство в законную деятельность органов статистики, в том числе в процессы сбора официальных статистических отчетов и проведения обследований, а также их издание и опубликование;

статистическая информация, формируемая Государственным комитетом по статистике, публикуется в качестве официальной статистической информации;

управления статистики Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - территориальные управления), а также отделы статистики районов (городов) независимы от органов государственной власти на местах и непосредственно подчиняются Государственному комитету по статистике;

начальники территориальных управлений назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Государственного комитета по статистике, начальники отделов статистики районов (городов) - председателем Государственного комитета по статистике по представлению начальников территориальных управлений.

3. Предоставить Государственному комитету по статистике право:

проведения аудита на предмет соответствия международным стандартам статистических методологий других производителей статистики, по итогам аудита - внесения в министерства и ведомства обязательных к исполнению представлений;

осуществления электронного взаимодействия с информационными системами министерств и ведомств в целях проведения обследований, формирования и анализа официальных статистических материалов.

При этом руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за обеспечение доступа и использование своих информационных систем по запросу Государственного комитета по статистике в пределах его компетенции.

4. Утвердить:

Национальную стратегию развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах (далее - Стратегия), разработанную при содействии Всемирного банка, согласно приложению №1;

"Дорожную карту" по реализации Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №2;

состав Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике согласно приложению №3;

Положение о Статистическом совете при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике согласно приложению №4.

5. Кабинету Министров (Д.А. Кучкаров):

организовать полноценную реализацию Стратегии и "Дорожной карты", установить постоянный мониторинг хода исполнения установленных задач;

в месячный срок сформировать отраслевые рабочие группы, состоящие из квалифицированных специалистов заинтересованных министерств и ведомств, ответственных за реализацию соответствующих мер по направлениям Стратегии;

обеспечить своевременную, качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации Стратегии и "Дорожной карты";

наладить тесное сотрудничество со Всемирным банком в осуществлении мер по реализации Стратегии, а также установить мониторинг целевого расходования средств, выделяемых Всемирным банком на их реализацию;

обеспечить внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан годовой информации о ходе реализации Стратегии и "Дорожной карты".

6. Принять к сведению, что при Государственном комитете по статистике функционирует Общественный совет, являющийся постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

Возложить на Общественный совет следующие дополнительные задачи:

разработку предложений о совершенствовании деятельности Государственного комитета по статистике и механизмов удовлетворения потребности пользователей в официальной статистической информации;

обеспечение повышения прозрачности, открытости и доступности статистической информации;

оказание содействия в формировании Государственным комитетом по статистике актуальной, качественной и достоверной статистики;

установление тесной связи с пользователями для повышения осведомленности и доверия общественности к статистической информации.

7. Государственному комитету по статистике:

принять меры для привлечения к деятельности Общественного совета представителей негосударственных некоммерческих организаций, субъектов предпринимательства, научного сообщества, средств массовой информации, а также национальных и международных экспертов;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно в срок до 1 декабря разрабатывать и вносить в Общественный совет для согласования Программу государственных статистических работ, учитывая при этом достоверность и полноту процессов реформирования национальной экономики и социальной сферы, осуществляемых в нашей стране;

ежегодно в срок не позднее 1 октября обеспечивать внесение в Статистический совет отчета о результатах реализации Программы государственных статистических работ, а также эффективности деятельности по совершенствованию методологии и организации работ в сфере статистики.

8. Выделить Государственному комитету по статистике 65 дополнительных штатных единиц для организации и проведения процессов переписи, в том числе:

центральному аппарату - 17 штатных единиц;

территориальным управлениям - 48 штатных единиц.

При этом увеличение предельной численности управленческого персонала Государственного комитета по статистике и его территориальных управлений осуществляется за счет сокращения численности работников органов государственной налоговой службы.

9. Министерствам и ведомствам, по перечню в соответствии с приложением №5 к настоящему постановлению, в месячный срок в рамках своей предельной численности работников создать отделы, специализированные на формировании ведомственной статистической информации и обеспечении взаимного обмена информацией с Государственным комитетом по статистике.

10. Министерству финансов:

при выделении средств на реализацию Программы государственных статистических работ учитывать предложения, сформированные Статистическим советом и Общественным советом исходя из потребности пользователей в официальной статистической информации;

выделить в рамках параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан средства, необходимые для расходов в рамках реализации настоящего постановления в 2020 году, начиная с 2021 года - ежегодно предусматривать необходимые бюджетные средства.

11. Государственному комитету по статистике совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект Положения о порядке проведения аудита статистических методологий производителей статистики;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

565вления Президента Республики Узбекистан согласно приложению №6.

13. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года №Р-1838 "О составе Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике".

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 август 2020 года №ПП-4796

Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах

Глава 1. Общие положения

Перспективное стабильное развитие национальной системы статистики Республики Узбекистан требует реализации государственной политики в сфере на основе новых подходов. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах (далее - Стратегия) служит основой для реализации данной задачи.

Основная цель Стратегии - комплексное развитие всей национальной системы статистики страны, способствующей повышению актуальности статистики, отвечающей требованиям пользователей, совершенствованию управления и координации системы статистики, а также охватывающей следующие стратегические цели:

улучшение правовой и организационной инфраструктур;

совершенствование статистической инфраструктуры;

улучшение взаимоотношений между пользователями и поставщиками статистической информации;

улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры обработки статистической информации;

совершенствование отдельных статистических направлений и методологий.

Реализация Стратегии в 2020 - 2025 годах предоставляет возможность достижения следующих широкомасштабных стратегических результатов:

высокого уровня удовлетворенности пользователей статистической информации;

качественной мотивации поставщиков статистической информации;

всесторонней поддержки развития национальной статистики правительством и партнерами;

мотивации и высокой квалификации работников;

эффективной координации системы национальной статистики страны.

Развитие национальной системы статистики основывается на достижении основных целевых показателей, определенных в приложении №1, и своевременной реализации мероприятий, изложенных в приложении №2 к Стратегии.

Глава 2. Приоритетные направления Стратегии

I. Совершенствование организационно-правовой инфраструктуры

Принимая во внимание важное значение конкретных правовых основ и эффективной организационной структуры в качественном выполнении своих задач, Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики, образующими национальную систему статистики страны, планируется пересмотреть законодательство в сфере статистики и модернизировать организационную инфраструктуру национальной системы статистики.

Внедряется программа управления качеством, усиливается координация национальной системы статистики, планируется более эффективное распределение и распространение статистической информации.

1. Совершенствование законодательства в сфере статистики

Для выполнения Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики своих задач, требуется конкретная правовая и организационная структура официальной статистики, включающая в себя: во-первых, создание национальной системы статистики, правовой статус органов статистики, а также правовой статус, функции, права и обязанности других государственных ведомств и организаций в рамках национальной системы статистики страны; во-вторых, конкретные полномочия организаций национальной системы статистики по сбору статистической информации.

Для устранения пробелов в действующем законодательстве разрабатывается проект закона "Об официальной статистике" в соответствии с общепризнанными международными стандартами. В частности, новый закон направлен на:

повышение прозрачности официальной статистики путем систематизации и объединения в единый закон актов законодательства в данной сфере;

укрепление статуса Государственного комитета по статистике в качестве уполномоченного и независимого органа и расширение полномочий его руководителей;

разработку необходимых нормативно-правовых актов с целью совершенствования межведомственного сотрудничества в сфере статистической деятельности;

пересмотр действующих соглашений между организациями статистики на основе совершенствуемого законодательства с целью обеспечения эффективного сотрудничества и обмена информацией;

создание в государственных ведомствах, производящих информацию и образующих национальную систему статистики страны, производителей информации по отдельным подразделениям статистики;

совершенствование правил обмена информацией для получения и улучшения доступа к информации и документам органов государственного и хозяйственного управления для использования в статистических целях;

учет последних изменений в деятельности органов статистики и других организаций сферы;

создание механизмов постоянного взаимодействия между производителями и пользователями статистической информации, имеющих важное значение в повышении актуальности статистической информации;

конкретное определение производителей официальной статистики, их прав и обязанностей;

разработку методологии формирования, ведения и использования баз данных органов государственного и хозяйственного управления;

проведение мероприятий по переписи, включение процедур об ответственности за участие в данных мероприятиях и ответы на вопросники граждан и субъектов;

определение порядка контроля за качеством распространения статистической информации.

2. Улучшение координации деятельности производителей статистической информации

Статистический совет в качестве межведомственного комитета должен обладать определенными полномочиями для мотивации всех ведомств к соблюдению соглашений, а также достаточным потенциалом для принятия стратегических решений.

Вместе с тем Статистический совет в предыдущем составе не осуществлял деятельность на должном уровне, в последние годы совершенствование координации системы статистики между производителями информации стало актуальным вопросом.

Улучшение координации деятельности ведомств, занимающихся формированием информации, охватывает следующие мероприятия:

укрепление полномочий и обязанностей Статистического совета;

создание технических рабочих групп, обладающих полномочиями в соответствующих сферах для гармонизации информации, методов и классификаторов статистики с национальными интересами;

осуществление пересмотра действующих соглашений, меморандумов и взаимоотношений органов государственного и хозяйственного управления, занимающихся формированием информации, с целью гармонизации их статистики.

3. Совершенствование организационной структуры национальной системы статистики

Наличие тщательно разработанного, осуществляющего эффективную деятельность и обеспеченного достаточными ресурсами органа статистики является основой прочной системы статистики в стране.

Вместе с тем предлагаемые меры по повышению координирующей роли и совершенствованию статистической деятельности Государственного комитета по статистике, внедрение в данную деятельность Типовой модели производства статистической информации, позволяющей интегрировать информацию и метаинформацию, могут потребовать более эффективной и полномочной структуры.

Кроме того, для своевременного производства высококачественной и достоверной информации наблюдается потребность в пересмотре организационных структур отдельных подразделений статистики и большинства организаций, занимающихся формированием на должном уровне информации без человеческих ресурсов.

Для совершенствования организационной структуры национальной системы статистики предусматриваются следующие мероприятия:

реорганизация организационной структуры Государственного комитета по статистике с соответствующими полномочиями;

оптимизация организационной структуры Государственного комитета по статистике, в том числе обязанностей и должностных инструкций;

определение числа и квалификации требуемых работников, оценка действующего персонала на соответствие требованиям и проведение анализа существующих пробелов в системе.

4. Разработка национальных базовых принципов обеспечения качества национальной системы статистики

Система управления качеством, ведения мониторинга и оценки является неотъемлемой частью национальной системы статистики, обеспечивающей соответствие важных аспектов качества статистической информации и процессов национальным и международным системам оценки качества.

Однако в настоящее время в стране отсутствует единая комплексная политика управления качеством статистической информации, в частности ведется политика сбора и анализа информации, но политика ее планирования и распространения не разработана.

С целью обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством реализуются следующие меры:

внедрение базовых принципов обеспечения качества в соответствии со средствами управления качеством ISO 9001-2008 и руководством по национальным базовым принципам обеспечения качества ООН;

повышение осведомленности работников Государственного комитета по статистике в вопросах управления качеством, обучение их принципам и процессам качества;

разработка инструментов управления качеством и реализация политики в области качества;

совершенствование модели качества, включающей в себя показатели качества статистической продукции, их актуальность, достоверность, своевременность выполнения, удобство, понятность и согласованность;

совершенствование политики в области качества в целях удовлетворения потребности пользователей и обновления действующих процессов;

разработка показателей качества и эффективности, а также систем их измерения и осуществления контроля за качеством, программ проверки качества;

реализация политики в области качества и программы его оценки.

5. Улучшение кадрового потенциала системы статистики

Система управления человеческими ресурсами способствует совершенствованию процессов отбора и подготовки квалифицированных кадров, вносящих вклад в достижение цели предоставления достоверной, качественной и своевременной информации.

Кадровый потенциал органов государственной статистики и других организаций-производителей информации не достаточен для удовлетворения в перспективе статистических потребностей. С целью повышения эффективности и результативности своей деятельности национальная система статистики нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных на должном уровне.

В связи с этим необходимо разработать систему управления человеческими ресурсами с использованием механизмов стимулирования, направленных на привлечение и сохранение квалифицированных кадров.

Институт повышения квалификации кадров и статистических исследований (далее - Институт) осуществляет деятельность по направлению повышения квалификации в сфере статистики.

В данном направлении принимаются следующие меры:

разработка мер по реализации широкомасштабной политики в области человеческих ресурсов и подготовки квалифицированных кадров в системе национальной статистики страны;

осуществление пересмотра соответствующих функций должностных обязанностей и тарифной сетки оплаты труда в направлении улучшения стимулирования;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах Глава 1. Общие положения Глава 2. Приоритетные направления Стратегии I. Совершенствование организационно-правовой инфраструктуры II. Совершенствование статистической инфраструктуры III. Улучшение отношений между пользователями и поставщиками статистической информации IV. Улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры обработки статистической информации V. Совершенствование отдельных статистических направлений и методологий Глава 3. Результаты, ожидаемые от реализации Стратегии Приложение №1 Приложение №2 "Дорожная карта" по реализации Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан в 2020 — 2025 годах Состав Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике Положение о Статистическом совете при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике I. Общие положения II. Задачи Статистического совета III. Функции Статистического совета IV. Полномочия Статистического совета V. Организация деятельности Статистического совета Перечень министерств и ведомств, в которых образуются (определяются) подразделения, ответственные за формирование ведомственной статистической информации и обеспечение обмена информацией с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике Изменения, вносимые в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан

Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2020 года №ПП-4796
"О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию Национальной системы статистики Республики Узбекистан"

О документе

Номер документа:ПП-4796
Дата принятия: 03.08.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.08.2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 4 августа 2020 года, №07/20/4796/1136

Редакции документа

Текущая редакция принята: 12.06.2023  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан в связи с образованием Министерства молодеж
Вступила в силу с: 13.06.2023


Редакция от 09.06.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении дополнений и изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан № УП-
Вступила в силу с: 10.06.2022


Редакция от 17.03.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции... № УП-89 от 17/03/2022
Вступила в силу с: 18.03.2022


Редакция от 15.01.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О создании дополнительных условий для дальнейшего развития сфер туризма, культуры, культурного наследия... № УП-52 от 15/01/2022
Вступила в силу с: 15.01.2022