Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 3 августа 2020 года №ПП-4796

О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию Национальной системы статистики Республики Узбекистан

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 15.01.2022 г. №УП-52, 17.03.2022 г. №УП-89, 09.06.2022 г. №УП-152, 12.06.2023 г. №УП-92, 04.03.2024 г. №ПП-114, 19.06.2024 г. №УП-91)

В стране проводится последовательная работа по повышению качества и достоверности статистической информации, принимаются меры по обеспечению объективного и достоверного отображения, в том числе в специальных изданиях и базах данных международных организаций социально-экономических процессов, происходящих в республике.

Вместе с тем имеется необходимость дальнейшего повышения качества статистической информации, создания полноценных баз данных статистических показателей, приведения их в соответствие с международными стандартами, внедрения современных методов статистики в социально-экономическую и демографическую сферы.

В целях совершенствования национальной системы статистики, обеспечения независимости государственных органов статистики, повышения объективности и достоверности статистической информации, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":

1. Определить приоритетными направлениями совершенствования национальной системы статистики Республики Узбекистан:

преобразование органов статистики в профессиональную независимую службу, направленную на формирование востребованной, качественной и достоверной информации, повышение прозрачности и открытости статистической информации;

обеспечение полноценного функционирования Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике путем укрепления его полномочий и обязательств, направленных на ведение единой политики в сфере статистики;

организацию целостной системы сбора, обработки, анализа, издания и накопления статистической информации с широким использованием передовых информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование методических основ и руководящих принципов, применяемых в рамках всей национальной системы статистики страны в целях производства, распространения и координации официальной статистики;

поэтапную оптимизацию обследований путем интеграции ведомственных баз данных в единую систему управления данными, уменьшение груза отчетности на респондентов, а также совершенствование системы формирования статистики за счет проведения переписи и замены общих статистических отчетов выборочными обследованиями;

повышение доверия пользователей к статистической информации путем реализации эффективной политики взаимодействия с пользователями статистической информации и повышения осведомленности общественности об имеющейся статистической информации;

поэтапную оптимизацию структур и задач территориальных органов статистики за счет дальнейшего улучшения материально-технической поддержки деятельности государственных органов статистики, создания достойных условий для эффективной работы их работников, а также эффективного внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий;

повышение профессионального уровня работников государственных органов статистики, проведение научных исследований, разработку передовых статистических методов и технологий, в том числе инновационных разработок в сфере открытых данных, для дальнейшего их применения на практике.

2. Установить порядок, в соответствии с которым:

Государственный комитет по статистике осуществляет свои полномочия, связанные с формированием официальной статистики, независимо от всех государственных органов и организаций;

не допускается любое вмешательство в законную деятельность органов статистики, в том числе в процессы сбора официальных статистических отчетов и проведения обследований, а также их издание и опубликование;

статистическая информация, формируемая Государственным комитетом по статистике, публикуется в качестве официальной статистической информации;

управления статистики Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента (далее - территориальные управления), а также отделы статистики районов (городов) независимы от органов государственной власти на местах и непосредственно подчиняются Государственному комитету по статистике;

начальники территориальных управлений назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Государственного комитета по статистике, начальники отделов статистики районов (городов) - председателем Государственного комитета по статистике по представлению начальников территориальных управлений.

3. Предоставить Государственному комитету по статистике право:

проведения аудита на предмет соответствия международным стандартам статистических методологий других производителей статистики, по итогам аудита - внесения в министерства и ведомства обязательных к исполнению представлений;

осуществления электронного взаимодействия с информационными системами министерств и ведомств в целях проведения обследований, формирования и анализа официальных статистических материалов.

При этом руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за обеспечение доступа и использование своих информационных систем по запросу Государственного комитета по статистике в пределах его компетенции.

4. Утвердить:

Национальную стратегию развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах (далее - Стратегия), разработанную при содействии Всемирного банка, согласно приложению №1;

"Дорожную карту" по реализации Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах (далее - "Дорожная карта") согласно приложению №2;

состав Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике согласно приложению №3;

Положение о Статистическом совете при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике согласно приложению №4.

5. Кабинету Министров (Д.А. Кучкаров):

организовать полноценную реализацию Стратегии и "Дорожной карты", установить постоянный мониторинг хода исполнения установленных задач;

в месячный срок сформировать отраслевые рабочие группы, состоящие из квалифицированных специалистов заинтересованных министерств и ведомств, ответственных за реализацию соответствующих мер по направлениям Стратегии;

обеспечить своевременную, качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации Стратегии и "Дорожной карты";

наладить тесное сотрудничество со Всемирным банком в осуществлении мер по реализации Стратегии, а также установить мониторинг целевого расходования средств, выделяемых Всемирным банком на их реализацию;

обеспечить внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан годовой информации о ходе реализации Стратегии и "Дорожной карты".

6. Принять к сведению, что при Государственном комитете по статистике функционирует Общественный совет, являющийся постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

Возложить на Общественный совет следующие дополнительные задачи:

разработку предложений о совершенствовании деятельности Государственного комитета по статистике и механизмов удовлетворения потребности пользователей в официальной статистической информации;

обеспечение повышения прозрачности, открытости и доступности статистической информации;

оказание содействия в формировании Государственным комитетом по статистике актуальной, качественной и достоверной статистики;

установление тесной связи с пользователями для повышения осведомленности и доверия общественности к статистической информации.

7. Государственному комитету по статистике:

принять меры для привлечения к деятельности Общественного совета представителей негосударственных некоммерческих организаций, субъектов предпринимательства, научного сообщества, средств массовой информации, а также национальных и международных экспертов;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно в срок до 1 декабря разрабатывать и вносить в Общественный совет для согласования Программу государственных статистических работ, учитывая при этом достоверность и полноту процессов реформирования национальной экономики и социальной сферы, осуществляемых в нашей стране;

ежегодно в срок не позднее 1 октября обеспечивать внесение в Статистический совет отчета о результатах реализации Программы государственных статистических работ, а также эффективности деятельности по совершенствованию методологии и организации работ в сфере статистики.

8. Выделить Государственному комитету по статистике 65 дополнительных штатных единиц для организации и проведения процессов переписи, в том числе:

центральному аппарату - 17 штатных единиц;

территориальным управлениям - 48 штатных единиц.

При этом увеличение предельной численности управленческого персонала Государственного комитета по статистике и его территориальных управлений осуществляется за счет сокращения численности работников органов государственной налоговой службы.

9. Министерствам и ведомствам, по перечню в соответствии с приложением №5 к настоящему постановлению, в месячный срок в рамках своей предельной численности работников создать отделы, специализированные на формировании ведомственной статистической информации и обеспечении взаимного обмена информацией с Государственным комитетом по статистике.

10. Министерству финансов:

при выделении средств на реализацию Программы государственных статистических работ учитывать предложения, сформированные Статистическим советом и Общественным советом исходя из потребности пользователей в официальной статистической информации;

выделить в рамках параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан средства, необходимые для расходов в рамках реализации настоящего постановления в 2020 году, начиная с 2021 года - ежегодно предусматривать необходимые бюджетные средства.

11. Государственному комитету по статистике совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров:

проект Положения о порядке проведения аудита статистических методологий производителей статистики;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

12. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 19.06.2024 №УП-91

(см. предыдущую редакцию)

13. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года №Р-1838 "О составе Статистического совета при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике".

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев

 

Приложение №1

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 август 2020 года №ПП-4796

Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах

Глава 1. Общие положения

Перспективное стабильное развитие национальной системы статистики Республики Узбекистан требует реализации государственной политики в сфере на основе новых подходов. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах (далее - Стратегия) служит основой для реализации данной задачи.

Основная цель Стратегии - комплексное развитие всей национальной системы статистики страны, способствующей повышению актуальности статистики, отвечающей требованиям пользователей, совершенствованию управления и координации системы статистики, а также охватывающей следующие стратегические цели:

улучшение правовой и организационной инфраструктур;

совершенствование статистической инфраструктуры;

улучшение взаимоотношений между пользователями и поставщиками статистической информации;

улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры обработки статистической информации;

совершенствование отдельных статистических направлений и методологий.

Реализация Стратегии в 2020 - 2025 годах предоставляет возможность достижения следующих широкомасштабных стратегических результатов:

высокого уровня удовлетворенности пользователей статистической информации;

качественной мотивации поставщиков статистической информации;

всесторонней поддержки развития национальной статистики правительством и партнерами;

мотивации и высокой квалификации работников;

эффективной координации системы национальной статистики страны.

Развитие национальной системы статистики основывается на достижении основных целевых показателей, определенных в приложении №1, и своевременной реализации мероприятий, изложенных в приложении №2 к Стратегии.

Глава 2. Приоритетные направления Стратегии

I. Совершенствование организационно-правовой инфраструктуры

Принимая во внимание важное значение конкретных правовых основ и эффективной организационной структуры в качественном выполнении своих задач, Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики, образующими национальную систему статистики страны, планируется пересмотреть законодательство в сфере статистики и модернизировать организационную инфраструктуру национальной системы статистики.

Внедряется программа управления качеством, усиливается координация национальной системы статистики, планируется более эффективное распределение и распространение статистической информации.

1. Совершенствование законодательства в сфере статистики

Для выполнения Государственным комитетом по статистике и всеми другими производителями официальной статистики своих задач, требуется конкретная правовая и организационная структура официальной статистики, включающая в себя: во-первых, создание национальной системы статистики, правовой статус органов статистики, а также правовой статус, функции, права и обязанности других государственных ведомств и организаций в рамках национальной системы статистики страны; во-вторых, конкретные полномочия организаций национальной системы статистики по сбору статистической информации.

Для устранения пробелов в действующем законодательстве разрабатывается проект закона "Об официальной статистике" в соответствии с общепризнанными международными стандартами. В частности, новый закон направлен на:

повышение прозрачности официальной статистики путем систематизации и объединения в единый закон актов законодательства в данной сфере;

укрепление статуса Государственного комитета по статистике в качестве уполномоченного и независимого органа и расширение полномочий его руководителей;

разработку необходимых нормативно-правовых актов с целью совершенствования межведомственного сотрудничества в сфере статистической деятельности;

пересмотр действующих соглашений между организациями статистики на основе совершенствуемого законодательства с целью обеспечения эффективного сотрудничества и обмена информацией;

создание в государственных ведомствах, производящих информацию и образующих национальную систему статистики страны, производителей информации по отдельным подразделениям статистики;

совершенствование правил обмена информацией для получения и улучшения доступа к информации и документам органов государственного и хозяйственного управления для использования в статистических целях;

учет последних изменений в деятельности органов статистики и других организаций сферы;

создание механизмов постоянного взаимодействия между производителями и пользователями статистической информации, имеющих важное значение в повышении актуальности статистической информации;

конкретное определение производителей официальной статистики, их прав и обязанностей;

разработку методологии формирования, ведения и использования баз данных органов государственного и хозяйственного управления;

проведение мероприятий по переписи, включение процедур об ответственности за участие в данных мероприятиях и ответы на вопросники граждан и субъектов;

определение порядка контроля за качеством распространения статистической информации.

2. Улучшение координации деятельности производителей статистической информации

Статистический совет в качестве межведомственного комитета должен обладать определенными полномочиями для мотивации всех ведомств к соблюдению соглашений, а также достаточным потенциалом для принятия стратегических решений.

Вместе с тем Статистический совет в предыдущем составе не осуществлял деятельность на должном уровне, в последние годы совершенствование координации системы статистики между производителями информации стало актуальным вопросом.

Улучшение координации деятельности ведомств, занимающихся формированием информации, охватывает следующие мероприятия:

укрепление полномочий и обязанностей Статистического совета;

создание технических рабочих групп, обладающих полномочиями в соответствующих сферах для гармонизации информации, методов и классификаторов статистики с национальными интересами;

осуществление пересмотра действующих соглашений, меморандумов и взаимоотношений органов государственного и хозяйственного управления, занимающихся формированием информации, с целью гармонизации их статистики.

3. Совершенствование организационной структуры национальной системы статистики

Наличие тщательно разработанного, осуществляющего эффективную деятельность и обеспеченного достаточными ресурсами органа статистики является основой прочной системы статистики в стране.

Вместе с тем предлагаемые меры по повышению координирующей роли и совершенствованию статистической деятельности Государственного комитета по статистике, внедрение в данную деятельность Типовой модели производства статистической информации, позволяющей интегрировать информацию и метаинформацию, могут потребовать более эффективной и полномочной структуры.

Кроме того, для своевременного производства высококачественной и достоверной информации наблюдается потребность в пересмотре организационных структур отдельных подразделений статистики и большинства организаций, занимающихся формированием на должном уровне информации без человеческих ресурсов.

Для совершенствования организационной структуры национальной системы статистики предусматриваются следующие мероприятия:

реорганизация организационной структуры Государственного комитета по статистике с соответствующими полномочиями;

оптимизация организационной структуры Государственного комитета по статистике, в том числе обязанностей и должностных инструкций;

определение числа и квалификации требуемых работников, оценка действующего персонала на соответствие требованиям и проведение анализа существующих пробелов в системе.

4. Разработка национальных базовых принципов обеспечения качества национальной системы статистики

Система управления качеством, ведения мониторинга и оценки является неотъемлемой частью национальной системы статистики, обеспечивающей соответствие важных аспектов качества статистической информации и процессов национальным и международным системам оценки качества.

Однако в настоящее время в стране отсутствует единая комплексная политика управления качеством статистической информации, в частности ведется политика сбора и анализа информации, но политика ее планирования и распространения не разработана.

С целью обеспечения эффективного функционирования системы управления качеством реализуются следующие меры:

внедрение базовых принципов обеспечения качества в соответствии со средствами управления качеством ISO 9001-2008 и руководством по национальным базовым принципам обеспечения качества ООН;

повышение осведомленности работников Государственного комитета по статистике в вопросах управления качеством, обучение их принципам и процессам качества;

разработка инструментов управления качеством и реализация политики в области качества;

совершенствование модели качества, включающей в себя показатели качества статистической продукции, их актуальность, достоверность, своевременность выполнения, удобство, понятность и согласованность;

совершенствование политики в области качества в целях удовлетворения потребности пользователей и обновления действующих процессов;

разработка показателей качества и эффективности, а также систем их измерения и осуществления контроля за качеством, программ проверки качества;

реализация политики в области качества и программы его оценки.

5. Улучшение кадрового потенциала системы статистики

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020 - 2025 годах Глава 1. Общие положения Глава 2. Приоритетные направления Стратегии I. Совершенствование организационно-правовой инфраструктуры II. Совершенствование статистической инфраструктуры III. Улучшение отношений между пользователями и поставщиками статистической информации IV. Улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры обработки статистической информации V. Совершенствование отдельных статистических направлений и методологий Глава 3. Результаты, ожидаемые от реализации Стратегии Приложение №1 Приложение №2 "Дорожная карта" по реализации Национальной стратегии развития статистики Республики Узбекистан в 2020 — 2025 годах Перечень министерств и ведомств, в которых образуются (определяются) подразделения, ответственные за формирование ведомственной статистической информации и обеспечение обмена информацией с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике

Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2020 года №ПП-4796
"О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию Национальной системы статистики Республики Узбекистан"

О документе

Номер документа:ПП-4796
Дата принятия: 03.08.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04.08.2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 4 августа 2020 года, №07/20/4796/1136

Редакции документа

Текущая редакция принята: 19.06.2024  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О дополнительных мерах по совершенствованию системы работы с международными рейтингами и индексами и усилению парламентского контроля в данной сфере № УП-91 от 19
Вступила в силу с: 20.06.2024


Редакция от 04.03.2024, принята документом Постановление Президента Республики Узбекистан О мерах по организации деятельности Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан № ПП-114 от 04.03.2024
Вступила в силу с: 05.03.2024


Редакция от 12.06.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан в связи с образованием Министерства молодеж
Вступила в силу с: 13.06.2023


Редакция от 09.06.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении дополнений и изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан № УП-
Вступила в силу с: 10.06.2022


Редакция от 17.03.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции... № УП-89 от 17/03/2022
Вступила в силу с: 18.03.2022


Редакция от 15.01.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О создании дополнительных условий для дальнейшего развития сфер туризма, культуры, культурного наследия... № УП-52 от 15/01/2022
Вступила в силу с: 15.01.2022