Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 октября 2021 года №2021-П-14/56-1-(ПС)

Об утверждении Правил осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Правила осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики (прилагаются).

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики "О Правилах осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики" от 21 декабря 2015 года №77/4;

2) в постановлении Правления Национального банка Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики" от 8 июня 2017 года №2017-П-14/23-11-(ПС):

- абзац 8 пункта 1 постановления;

- пункт 7 приложения.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

4. Юридическому управлению:

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

5. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций.

6. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений, представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем.

Председатель Национального банка Кыргызской Республики

К.Боконтаев

Приложение

к Постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 октября 2021 года №2021-П-14/56-1-(ПС)

Правила осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики

Глава 1. Общие положения

1. Правила осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики (далее - Правила) устанавливают порядок осуществления Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, порядок, формы и правила предоставления отчетности операторами платежных систем, имеющими лицензию или прошедшими регистрацию в Национальном банке, а также провайдерами платежных услуг и коммерческими банками, имеющими собственные платежные системы и являющимися участниками международных платежных систем (далее - поднадзорные организации), а также порядок информирования Национального банка о новых продуктах/системах в платежной системе и изменениях в системе на этапе внедрения продукта/системы.

2. Коммерческие банки, являющиеся участниками международных платежных систем, предоставляют отчетность в рамках регулятивной банковской отчетности. Отчетность по системам расчетов электронными деньгами предоставляют коммерческие банки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

3. Операторы платежных систем, а также коммерческие банки, имеющие собственные платежные системы, предоставляют отчетность в соответствии с настоящими Правилами в электронной и бумажной формах с сопроводительным письмом при отсутствии электронной подписи или в рамках периодической регулятивной отчетности (далее - ПРО) при наличии электронной подписи удостоверяющего центра Национального банка.

4. При осуществлении надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики Национальный банк использует информацию, полученную от поднадзорных организаций в рамках периодической отчетности и взаимодействия, официальных запросов, отчетов по результатам оценки, заключенных договоров и международного сотрудничества, а также данные из открытых источников.

5. Национальный банк с целью минимизации системного риска в платежной системе Кыргызской Республики в соответствии с установленными критериями значимости не реже одного раза в полугодие пересматривает перечень системно-значимых (далее - СЗПС), значимых (далее - ЗПС), национальных платежных систем (далее - НПС) и провайдеров критичных услуг. Операторам СЗПС, ЗПС, НПС и провайдерам критичных услуг направляются соответствующие уведомления о признании их СЗПС, ЗПС, НПС и провайдером критичных услуг.

6. Поднадзорные организации формируют и предоставляют отчетность в Национальный банк в соответствии со степенью значимости своей платежной системы и критичности платежной инфраструктуры, которая определяется Национальным банком, согласно утвержденным критериям значимости.

7. Национальный банк при осуществлении надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики сохраняет конфиденциальность полученной от поднадзорных и других организаций информации. Раскрытие такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 2. Порядок осуществления мониторинга за платежной системой Кыргызской Республики

8. Национальный банк осуществляет мониторинг за платежной системой Кыргызской Республики на основе сбора и анализа регулярной отчетности, формируемой операторами платежных систем, эмитентами электронных денег, участниками международных платежных систем и провайдерами критичных услуг, позволяющей получить данные по количественным и качественным характеристикам функционирования платежной системы, в том числе:

1) по объему и количеству ежедневных платежей в течение месяца;

2) по коэффициенту концентрации в платежной системе;

3) по платежам в разрезе платежных инструментов, типам платежных систем и каналам для обмена финансовыми сообщениями;

4) по платежам в разрезе по крупным участникам системы;

5) по инцидентам (нештатные ситуации, несанкционированные операции и т.д.);

6) в разрезе по назначению платежей;

7) по неисполненным платежам с указанием причин;

8) по взаимосвязям между платежными системами.

9. Национальный банк при надзоре (оверсайте) за платежной системой может:

- направлять запросы в поднадзорные организации для получения информации о состоянии платежной системы и платежной инфраструктуры, инцидентах, жалобах, обращениях и отзывах по платежам, платежным услугам и платежной инфраструктуре, о применяемых способах управления в платежной системе, о составе участников платежной системы, о тарифах, не запрашиваемых Национальным банком в рамках регулятивных отчетов, применяемых текущих технологиях и инновациях;

- обмениваться информацией с государственными органами, международными платежными системами, международными финансовыми организациями и центральными банками других стран;

- организовывать и участвовать в обсуждениях, встречах и многосторонних переговорах, включая переговоры в рабочих группах и участие в комитетах/советах;

- осуществлять взаимодействие в формах, предусмотренных законодательством и соответствующей практикой.

10. Операторы СЗПС на ежедневной основе, за исключением выходных и праздничных дней, передают в электронной форме (файл Excel) в Национальный банк следующую информацию:

- количество и объем платежей в разрезе по каждому участнику, согласно форме, установленной в Приложении 1 к настоящим Правилам;

- количество и объем неисполненных платежных документов с указанием причин неисполнения (нехватка ликвидности, отвергнуты системой, отозваны участником, сбой в системе и т.п.), согласно форме, установленной в Приложении 2 к настоящим Правилам;

- об инцидентах в платежной системе (нарушение регламента работы системы, сбои и ошибки в работе, простои в работе системы, несанкционированный доступ к системе, нарушение бесперебойности, форс-мажорные обстоятельства и т.д.), согласно форме, установленной в Приложении 1 к Положению "О нештатных ситуациях в платежной системе", утвержденному постановлением Правления Национального банка от 2 сентября 2019 года №2019-П-14/46-2-(ПС) (далее - Положение о нештатных ситуациях).

11. Операторы ЗПС, НПС и провайдеры критичных услуг передают в Национальный банк информацию об инцидентах в платежной системе (нарушение регламента работы системы, сбои и ошибки в работе, простои в работе и снижение доступности системы, несанкционированный доступ к системе, нарушение бесперебойности, форс-мажорные обстоятельства и т.д.) по мере их возникновения, согласно форме, установленной в Приложении 1 к Положению о нештатных ситуациях.

12. Операторы ЗПС и провайдеры критичных услуг на ежемесячной основе, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляют в Национальный банк информацию о количестве и объеме платежей (переводов), в том числе в разрезе по участникам, согласно формам, установленным в приложениях 3-6 к настоящим Правилам.

13. Операторы платежных систем, не являющихся СЗПС и ЗПС, а также коммерческие банки (имеющие собственные платежные системы, являющиеся агентами международных систем электронных денег, а также участниками международных платежных систем) и провайдеры платежных услуг на ежемесячной основе, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляют в Национальный банк следующую информацию:

- о количестве и объеме платежей (переводов), согласно форме, установленной в Приложении 3 к настоящим Правилам;

- о количестве и объеме платежей, не принятых в обработку платежной системой, согласно форме, установленной в Приложении 5 к настоящим Правилам;

- об инцидентах, связанных с нарушением бесперебойного функционирования платежной системы и/или правил платежной системы (нарушение регламента работы системы, сбои и ошибки в работе, простои в работе системы, несанкционированный доступ к системе, нарушение бесперебойности, форс-мажорные обстоятельства и т.д.), согласно форме, установленной в Приложении 1 к Положению о нештатных ситуациях;

- об использовании платежных инструментов, согласно форме, установленной в Приложении 6 к настоящим Правилам.

14. Отчеты от поднадзорных организаций должны включать все формы вышеуказанных данных по каждой платежной системе, с которой работает поднадзорная организация.

Отчеты, предоставляемые через регулятивные банковские отчетности, и ПРО направляются в Национальный банк в электронной форме в виде Excel-файла (внутри файла должны быть отдельные листы для каждой формы отчета и в разбивке по платежным системам) с сопроводительным письмом установленного формата, подписанные соответствующей электронной подписью.

Отчеты, предоставляемые не через регулятивную банковскую отчетность, или ПРО направляются в Национальный банк в электронной форме (внутри файла должны быть отдельные листы для каждой формы отчета и в разбивке по платежным системам) и сопроводительное письмо в формате PDF с приложениями в формате Ecxel и PDF на электронный адрес psoversight@nbkr.kg, с последующим направлением в бумажной форме при отсутствии электронной подписи. Информация, направленная в электронном виде, должна быть идентична информации, предоставляемой на бумажном носителе. Датой предоставления отчета на бумажном носителе является дата его регистрации в Национальном банке.

15. В случае каких-либо несоответствий, ошибок, неполного предоставления либо некорректного заполнения форм отчетов соответствующее структурное подразделение Национального банка уведомляет уполномоченного сотрудника из поднадзорной организации по электронной почте и/или телефону о необходимости корректировки отчета. Откорректированные отчеты вместе с сопроводительным письмом должны быть предоставлены в Национальный банк: ежедневные - в течение 2 (двух) рабочих дней, еженедельные отчеты - в течение 3 (трех) рабочих дней, все остальные отчеты - в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от Национального банка.

16. Операторы и участники платежных систем, а также провайдеры критичных услуг на этапе внедрения новых сервисов, продуктов, которые ранее не предоставлялись, внедрения изменений в системе, а также при окончательном прекращении действия системы, должны заранее информировать Национальный банк путем направления уведомления с приложением детальной информации, описывающей разрабатываемый сервис/продукт, предполагаемые изменения/дополнения в системе. Национальный банк анализирует получаемую информацию и в случае выявления рисков для платежной системы Кыргызской Республики, плательщиков или других платежных систем должен информировать оператора/участника платежной системы, провайдера критичных услуг об этом в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента регистрации уведомления в Национальном банке для устранения недостатков. В случае неуведомления участника платежной системы Национальным банком в установленный срок, считается, что рисков не имеется.

17. За непредоставление информации, несвоевременное и/или недостоверное предоставление информации, а также некорректное заполнение отчетов поднадзорная организация несет ответственность, согласно законодательству Кыргызской Республики.

18. В процессе мониторинга Национальный банк анализирует:

- индивидуальные количественные и качественные характеристики каждой платежной системы, функционирующей на территории Кыргызской Республики;

- динамику изменения индивидуальных характеристик каждой платежной системы, функционирующей на территории Кыргызской Республики;

- распределение доли рынка по типам платежных систем;

- вероятность системного риска в платежной системе.

19. Результаты мониторинга систематизируются на ежемесячной основе и используются с целью осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики в рамках регулирования и развития платежной системы Кыргызской Республики.

20. Национальный банк не реже одного раза в квартал размещает на своем официальном интернет-сайте информацию о результатах надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики, соблюдая при этом необходимый уровень конфиденциальности.

21. Информация о результатах надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики может содержать:

- информацию о типичных недостатках и проблемах в функционировании платежной системы;

- результаты мониторинга за функционированием разных типов платежных систем, уровне риска и доступности национальных платежных систем;

- информацию о результатах оценки и анализа различных платежных систем и т.д.

Глава 3. Порядок проведения оценки функционирования платежных систем и платежной инфраструктуры

22. Оценка функционирования платежной системы и платежной инфраструктуры на соответствие требованиям Национального банка и установленным международным стандартам, в том числе Принципам для инфраструктуры финансовых рынков (ПИФР)(1), проводится Национальным банком в отношении СЗПС, ЗПС, провайдеров критичных услуг не реже одного раза в три года на основании количественных и качественных данных, полученных в результате проведения мониторинга, результатов самооценки оператором своей системы и других документов, представленных в рамках оценки.

23. При проведении оценки платежных систем Национальный банк, согласно международным стандартам, проводит не реже одного раза в три года оценку на соответствие Обязанностям центральных банков, регуляторов рынка и других компетентных органов в области инфраструктур финансового рынка (Приложение 11 к настоящим Правилам).

24. Национальный банк за 3 (три) месяца до начала оценки информирует оператора СЗПС, ЗПС, провайдера критичных услуг о дате начала оценки их системы или деятельности, а также уведомляет о необходимости предоставления в Национальный банк к дате оценки результатов проведенной самооценки своей системы в соответствии с приложениями 8, 10, 12 к настоящим Правилам с направлением соответствующих внутренних документов (договоры, операционные правила, внутренние нормативные документы, приказы и т.д.).

25. Самооценка должна проводиться в соответствии с категориями значимости систем (СЗПС, ЗПС) и провайдера критичных услуг, а также содержать развернутую информацию по каждому пункту анкеты.

26. Анализ выполнения требований нормативных правовых актов Национального банка является неотъемлемой частью самооценки системы, проводимой оператором платежной системы и провайдером критичных услуг.

27. Операторы СЗПС и ЗПС, а также провайдеры критичных услуг к дате оценки должны предоставить в Национальный банк следующие документы:

- самооценку функционирования своей платежной системы согласно формам, установленным приложениями 81012 к настоящим Правилам;

- официальную системную документацию (правила системы, договоры и соглашения, касающиеся функционирования платежной системы, бизнес-план оператора за последние 3 (три) года, план обеспечения непрерывности бизнеса, действующие тарифы и др.);

- заключения внешних (при наличии) и внутренних аудиторов по результатам последней проверки деятельности оператора системы;

- результаты последнего IT-аудита;

- другую информацию.

28. В рамках оценки Национальный банк вправе проводить:

- встречи с руководством оператора оцениваемой платежной системы, провайдера критических услуг для обсуждения текущего состояния платежной системы/платежной инфраструктуры, выяснения возникших вопросов и/или направлять соответствующие запросы;

- многосторонние переговоры, включая переговоры в рабочих группах и участие в комитетах/советах.

29. Национальный банк проводит анализ соответствия функционирования провайдеров критических услуг требованиям законодательства, рекомендациям Национального банка и международным стандартам в отношении инфраструктуры финансового рынка.

30. В случае если провайдер критичных услуг не является поднадзорной организацией, оценку такого провайдера Национальный банк проводит самостоятельно при непосредственном взаимодействии с провайдером критичных услуг и соответствующим органом надзора.

31. Анализ соответствия принципам оценивается на качественной основе по 5-балльной шкале:

Балл

Степень соблюдения критерия

Описание

5

Соблюдается

Все выявленные пробелы и недостатки при оценке не относятся к проблемным вопросам и являются несущественными, управляемыми вопросами, которые могут быть урегулированы в штатном режиме

4

В основном соблюдается

Оценка выявила один или несколько проблемных вопросов, которые должны быть разрешены в установленный срок и за которыми необходимо продолжать контроль

3

Частично соблюдается

Оценка выявила один или несколько проблемных вопросов, которые могут стать серьезными, если не будут немедленно разрешены. Должно быть уделено особое внимание для решения этих вопросов

2

Не соблюдается

Оценка выявила один или несколько серьезных проблемных вопросов, требующих немедленных действий, соответственно, эти вопросы должны решаться в первую очередь

1

Не применимо

Данный принцип не применяется к указанному типу оцениваемой платежной системы по причине юридических, институциональных, структурных или других характеристик платежной системы

32. Результаты оценки отражаются Национальным банком в отчете с приложением обоснования конкретной оценки. В соответствии с результатами анализа готовится заключение о функционировании системы и принятие решения:

- о соответствии функционирования системы принятым стандартам и требованиям Национального банка и сохранении действующего уровня функционирования системы (оценка выше 4);

- о необходимости внесения изменений в оцениваемую систему с целью повышения эффективности ее работы, с включением рекомендаций для достижения полного выполнения критериев оценки и указанием сроков их исполнения (оценка 3);

- о применении мер по отношению к оцениваемой системе и указанием сроков их исполнения или о невозможности дальнейшего функционирования системы (оценка 2).

33. Национальный банк предоставляет оператору платежной системы или провайдеру критичных услуг заключение по результатам анализа и оценки, а также при выявлении рисков/нарушений/необходимости улучшения каких-либо процессов и/или процедур направляет соответствующие рекомендации/предписания/требования для последующего исполнения.

34. Оператор платежной системы или провайдер критичных услуг в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения заключения по результатам анализа и оценки, также рекомендаций/предписаний/требований по совершенствованию системы или устранению несоответствий направляет в Национальный банк на согласование план мероприятий по исполнению рекомендаций/предписаний/требований по совершенствованию системы или устранению несоответствий (далее - план мероприятий) в соответствии с Приложением 14 к настоящим Правилам с указанием сроков, что свидетельствует о согласии оператора платежной системы и провайдера критичных услуг с результатами анализа и оценки.

35. После согласования с Национальным банком плана мероприятий оператор платежной системы или провайдер критичных услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет в Национальный банк утвержденный план мероприятий с указанием даты утверждения и наименования утвердившего его органа.

36. При несогласии с рекомендациями/предписаниями/требованиями по совершенствованию системы или устранению несоответствий оператор платежной системы или провайдер критичных услуг направляет в Национальный банк письмо с указанием конкретных причин несогласия по каждому документу не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня получения документов.

37. Национальный банк в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения соответствующего письма от оператора платежной системы или провайдера критичных услуг рассматривает позицию о несогласии с рекомендациями/предписаниями/требованиями по совершенствованию системы или устранению несоответствий, и при необходимости проводит с оператором платежной системы или провайдером критичных услуг встречи в рабочем порядке либо посредством видеоконференцсвязи для решения спорных вопросов.

38. По результатам обсуждений и рассмотрения позиции оператора платежной системы и провайдера критичных услуг при необходимости Национальный банк вправе скорректировать рекомендации/предписания/требования по совершенствованию системы или устранению несоответствий. Предоставление плана мероприятий оператором платежной системы и провайдером критичных услуг осуществляется в соответствии со сроками, указанными в пунктах 34 и 35 настоящих Правил.

39. Отчет о статусе исполнения плана мероприятий должен предоставляться оператором оцененной системы и провайдером критичных услуг ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме в соответствии с Приложением 15 к настоящим Правилам до устранения/исполнения рекомендации/предписания/требования.

40. Национальный банк на официальном интернет-сайте публикует информацию о результатах осуществления надзора (оверсайта) и анализа и оценки эффективности платежных систем и провайдера критичных услуг в регулярных аналитических отчетах по работе платежной системы Кыргызской Республики, соблюдая необходимый уровень конфиденциальности.

Глава 4. Меры по инициированию изменений и совершенствованию платежных систем

41. В случае выявления недостатков в деятельности отдельной платежной системы по результатам мониторинга или проведенной оценки, которые могут привести к нарушению прав потребителей данной системы или повлечь за собой системный риск в платежной системе Кыргызской Республики, Национальный банк информирует оператора платежной системы о данных недостатках и необходимости выполнения следующих мероприятий:

- внесения изменений в правила, договоры и внутренние документы в части функционирования платежной системы, платежной инфраструктуры;

- внесения изменений в систему управления рисками, в том числе для обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы/платежной инфраструктуры;

- совершенствования информационно-коммуникационных технологий в части обеспечения защиты информации и повышения безопасности в платежной системе/платежной инфраструктуры;

- изменения механизмов внутри платежной системы/платежной инфраструктуры;

- устранения недостатков в работе системы;

- повышения уровня финансового состояния оператора СЗПС и ЗПС и провайдера критичных услуг;

- других мероприятий.

42. Национальный банк направляет соответствующие рекомендации/предписания/требования оператору платежной системы или провайдеру критичных услуг.

43. В зависимости от выявленных рисков и степени их влияния на платежную систему Кыргызской Республики в целом, а также в случаях невыполнения решений, принятых по результатам оценки системы, Национальный банк по согласованию с другими органами надзора вправе применить в отношении оператора системы и к поднадзорной организации меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

44. Меры воздействия, подготовленные на основании анализа и оценки, могут быть обжалованы в соответствии с Положением "О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами", утвержденным постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 г. №19/13.

45. Национальный банк может обратиться в суд в отношении поднадзорной организации для принудительного исполнения своего решения.

Приложение 1

к Правилам осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики

Информация о платежах 

в__________________________________________________ по участникам

(наименование системно-значимой платежной системы)

за "___" _______________________ 20__ г.

 

Наименование участника

Исходящие платежи

Входящие платежи

Кол-во платежей

Объем платежей (тыс. сом)

Кол-во платежей

Объем платежей (тыс. сом)

1

2

3

4

5

Участник 1

 

 

 

 

Участник 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Участник n

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

Руководитель

____________________

__________________________

 

 

(подпись)

(ФИО)

 

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 13 октября 2021 года №2021-П-14/56-1-(ПС)
"Об утверждении Правил осуществления надзора (оверсайта) за платежной системой Кыргызской Республики"

О документе

Номер документа:2021-П-14/56-1-(ПС)
Дата принятия: 13.10.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29.10.2021
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальный веб-сайт Национального банка Кыргызской Республики от 14 октября 2021 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 29 октября 2021 года.