Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 29 декабря 2020 года №73-З

О республиканском бюджете на 2021 год

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 года

Статья 1. Утвердить республиканский бюджет на 2021 год по расходам в сумме 27 350 513 330 рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 23 303 568 163 рублей.

Установить размер дефицита республиканского бюджета на 2021 год в сумме 4 046 945 167 рублей и источники его финансирования согласно приложению 1.

Статья 2. Включить в 2021 году:

в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда универсального обслуживания связи и информатизации и республиканского фонда гражданской авиации;

в местные бюджеты средства местных инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Статья 3. Установить в 2021 году:

1. Нормативы отчислений от налога на добавленную стоимость, получаемого на территории Республики Беларусь, в доходы консолидированного бюджета Брестской области - в размере 4,41 процента, Витебской - 3,71 процента, Гомельской - 4,54 процента, Гродненской - 3,36 процента, Минской - 4,82 процента, Могилевской области - 3,35 процента, в доходы республиканского бюджета - в размере 75,81 процента.

2. Нормативы отчислений в областные бюджеты и бюджет г. Минска от получаемых на территориях областей и г. Минска:

2.1. экологического налога:

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в размере 100 процентов;

за сброс сточных вод - в размере 100 процентов;

за хранение, захоронение отходов производства - в размере 100 процентов;

2.2. доходов от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям - в размере 100 процентов.

Статья 4. Утвердить на 2021 год:

доходы республиканского бюджета в сумме 23 303 568 163 рублей согласно приложению 2;

расходы республиканского бюджета в сумме 27 350 513 330 рублей по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов согласно приложению 3;

распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета согласно приложению 4;

перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского централизованного инновационного фонда), по функциональной классификации расходов бюджета и по заказчикам согласно приложению 5;

расходы республиканского бюджета на финансирование государственной инвестиционной программы (без учета резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных земель, ведение лесного хозяйства) в сумме 504 700 000 рублей, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития в сумме 105 204 000 рублей;

расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов, направлениям использования и распорядителям бюджетных средств в сумме 362 052 500 рублей согласно приложению 6.

Статья 5. Установить размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на 1 января 2022 г. в сумме 106 160 000 рублей.

Статья 6. В 2021 году передать:

1. Из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска:

1.1. дотации в сумме 4 016 332 661 рубля, в том числе Брестской области - 827 022 514 рублей, Витебской - 818 514 866 рублей, Гомельской - 740 468 207 рублей, Гродненской - 613 189 739 рублей, Минской - 166 016 900 рублей и Могилевской области - 851 120 435 рублей;

1.2. субвенции на финансирование расходов:

1.2.1. в рамках реализации мероприятий государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС по:

предоставлению льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая выплату компенсаций и обеспечение бесплатным питанием учащихся на территории радиоактивного загрязнения, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. №9-З "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" в сумме 235 427 851 рубля, в том числе Брестской области - 17 433 754 рублей, Витебской - 3 880 599 рублей, Гомельской - 144 589 819 рублей, Гродненской - 6 707 984 рублей, Минской - 14 973 570 рублей, Могилевской области - 15 965 633 рублей и г. Минску - 31 876 492 рублей;

проведению мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер в сумме 84 439 782 рублей, в том числе Брестской области - 3 873 464 рублей, Витебской - 9419 рублей, Гомельской - 52 011 899 рублей, Гродненской - 1 147 669 рублей, Минской - 4 964 535 рублей и Могилевской области - 22 432 796 рублей;

восстановлению и развитию регионов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 102 475 829 рублей, в том числе Брестской области - 11 579 769 рублей, Витебской - 922 283 рублей, Гомельской - 68 658 806 рублей, Гродненской - 512 379 рублей, Минской - 1 537 137 рублей, Могилевской области - 19 060 504 рублей и г. Минску - 204 951 рубля;

совершенствованию организации санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих или обучающихся на территории радиоактивного загрязнения, в сумме 8 000 000 рублей, в том числе Витебской области - 6 000 000 рублей, Минской области - 2 000 000 рублей.

Предоставить право Министерству финансов на основании ходатайств областных и Минского городского исполнительных комитетов перераспределять объемы средств по направлениям их использования в пределах общих годовых бюджетных назначений, установленных консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска в соответствии с абзацами вторым-четвертым части первой настоящего подпункта;

1.2.2. по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам "Жилье") в сумме 22 662 266 рублей, в том числе Брестской области - 6 650 000 рублей, Витебской - 1 670 000 рублей, Гомельской - 2 000 000 рублей, Гродненской - 5 546 342 рублей, Минской - 5 620 424 рублей и Могилевской области - 1 175 500 рублей;

1.2.3. по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности на оплату комплекса работ по известкованию кислых почв в сумме 69 788 358 рублей, в том числе Брестской области - 11 009 178 рублей, Витебской - 11 866 055 рублей, Гомельской - 11 595 880 рублей, Гродненской - 10 139 621 рубля, Минской - 14 041 344 рублей и Могилевской области - 11 136 280 рублей;

1.2.4. по проектированию и строительству (реконструкции) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в сумме 416 299 500 рублей, в том числе Брестской области - 73 685 000 рублей, Витебской - 42 878 900 рублей, Гомельской - 61 612 300 рублей, Гродненской - 51 204 800 рублей, Минской - 145 288 500 рублей и Могилевской области - 41 630 000 рублей;

1.2.5. по проектированию и строительству (реконструкции) новых уличных распределительных газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан в сумме 5 652 900 рублей, в том числе Брестской области - 989 400 рублей, Витебской - 1 023 500 рублей, Гомельской - 710 500 рублей, Гродненской - 610 500 рублей, Минской - 1 453 000 рублей и Могилевской области - 866 000 рублей;

1.2.6. связанных с предоставлением гражданам субсидий на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений, и субсидий на погашение основного долга по этим кредитам, в сумме 322 700 000 рублей, в том числе Брестской области - 88 352 912 рублей, Витебской - 39 779 725 рублей, Гомельской - 60 236 975 рублей, Гродненской - 37 813 263 рублей, Минской - 42 303 170 рублей, Могилевской области - 40 153 685 рублей и г. Минску - 14 060 270 рублей;

1.2.7. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2016 г. №268 "О создании и деятельности открытого акционерного общества "Агентство по управлению активами" по:

погашению облигаций, эмитированных областными исполнительными комитетами, в сумме 14 595 580 рублей, в том числе Брестской области - 1 924 800 рублей, Витебской - 1 751 600 рублей, Гомельской - 453 380 рублей, Гродненской - 3 654 800 рублей, Минской - 4 456 000 рублей и Могилевской области - 2 355 000 рублей;

обслуживанию облигаций, эмитированных областными исполнительными комитетами, в сумме 2 772 233 рублей, в том числе Брестской области - 278 881 рубля, Витебской - 256 603 рублей, Гомельской - 378 770 рублей, Гродненской - 710 961 рубля, Минской - 784 093 рублей и Могилевской области - 362 925 рублей.

Субвенции на погашение облигаций, указанные в абзаце втором части первой настоящего подпункта, передаются в областные бюджеты на основе равнодолевого участия средств республиканского бюджета и местных бюджетов в их погашении;

1.2.8. по уплате (выплате) дохода (процентного дохода) по эмиссионным ценным бумагам (облигациям), эмитированным областными исполнительными комитетами, в сумме 28 504 669 рублей, в том числе:

Витебской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2020 г. №70 "О развитии агропромышленного комплекса Витебской области" - в сумме 7 513 701 рубля;

Гомельской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2017 г. №135 "О развитии агропромышленного комплекса Гомельской области" - в сумме 9 338 060 рублей;

Гродненской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 апреля 2017 г. №136 "О вопросах организаций агропромышленного комплекса Гродненской области" и Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2019 г. №100 "О конвертации облигаций Гродненского облисполкома" - в сумме 4 379 794 рублей;

Минской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2016 г. №496 "О мерах по финансовому оздоровлению юридических лиц - участников холдинга "Мясомолпром" - в сумме 4 719 976 рублей;

Могилевской области в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2017 г. №147 "Об организациях агропромышленного комплекса Могилевской области" и Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. №396 "О конвертации облигаций Могилевского облисполкома" - в сумме 2 553 138 рублей.

2. Из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь субвенцию в сумме 1 630 000 000 рублей, в том числе на:

финансирование расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством из республиканского бюджета на выплату государственных пособий семьям, воспитывающим детей, пенсий государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, пенсий гражданам, проходившим альтернативную службу, и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, в сумме 988 775 800 рублей;

финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пособий, не указанных в абзаце втором настоящего пункта, возмещение расходов на выплату пособий по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, а также детского санаторно-курортного лечения и оздоровления в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. №542 "О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения" в сумме 598 685 700 рублей;

возмещение расходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. №107 "Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов" в сумме 42 538 500 рублей.

3. Из республиканского бюджета в консолидированный бюджет Витебской области межбюджетный трансферт в сумме 10 000 000 рублей на проведение капитального и текущего ремонта учреждений физической культуры, культуры, образования и социальной защиты в соответствии с Программой развития Оршанского района на период до 2023 года, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2018 г. №506.

4. Из бюджета г. Минска в республиканский бюджет межбюджетный трансферт в размере 777 586 250 рублей.

Статья 7. Утвердить в 2021 году:

доходы республиканского централизованного инновационного фонда в сумме 98 669 861 рубля;

расходы республиканского централизованного инновационного фонда в сумме 98 669 861 рубля.

Средства республиканского централизованного инновационного фонда в 2021 году распределяются и используются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. №357 "О порядке формирования и использования средств инновационных фондов" в сумме не более 54 525 507 рублей, в оставшейся части - в пределах фактически поступающих доходов этого фонда по решению Правительства Республики Беларусь.

Статья 8. Установить, что в 2021 году республиканский фонд универсального обслуживания связи и информатизации формируется в сумме 48 000 000 рублей и используется в сумме 48 000 000 рублей согласно приложению 7.

Статья 9. Установить, что в 2021 году республиканский фонд гражданской авиации формируется в сумме 13 000 000 рублей и используется в сумме 13 000 000 рублей согласно приложению 8.

Статья 10. Установить, что в 2021 году:

1. Государственный целевой бюджетный фонд национального развития формируется в сумме 108 348 569 рублей и используется в сумме 105 204 000 рублей.

2. Министерством финансов на основании решений Президента Республики Беларусь, в соответствии с которыми определяются источники формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития и направления использования средств этого фонда, отражаются изменения показателей республиканского бюджета по доходам (часть первая статьи 1, абзац второй статьи 4 настоящего Закона и приложение 2), расходам (часть первая статьи 1, абзац третий статьи 4 настоящего Закона и приложение 3) и источникам финансирования дефицита (направлениям использования профицита) (часть вторая статьи 1 настоящего Закона и приложение 1).

Статья 11. Установить, что в 2021 году:

1. Республиканский дорожный фонд формируется в сумме 390 435 163 рублей согласно приложению 9.

Использование средств республиканского дорожного фонда (с учетом направления средств республиканского бюджета в сумме 373 294 740 рублей) осуществляется в сумме 763 729 903 рублей согласно приложению 9.

Распорядителями средств республиканского дорожного фонда являются Министерство транспорта и коммуникаций, областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Распределение расходов фонда между получателями средств осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций, областными и Минским городским исполнительными комитетами.

2. Правительство Республики Беларусь в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право перераспределять объемы средств по направлениям их использования в пределах общих годовых бюджетных назначений, установленных Министерству транспорта и коммуникаций на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог.

3. Средства республиканского дорожного фонда, предусмотренные областным исполнительным комитетам, направляются на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог, погашение основного долга и уплату процентов по кредитам, полученным в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 августа 2017 г. №307 "О финансировании строительства дорог и Минского метрополитена", строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских и местных автомобильных дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, в населенных пунктах, а также Минскому городскому исполнительному комитету, - на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт магистральных улиц радиального направления и Минской кольцевой автомобильной дороги.

Перечни объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, указанных в части первой настоящего пункта, и объемы их финансирования устанавливаются областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством финансов.

Статья 12. Утвердить на 2021 год:

лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 10,5 млрд. рублей;

лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 3,1 млрд. рублей;

лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 20,2 млрд. долларов США;

лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 2,8 млрд. долларов США;

перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета, согласно приложению 10.

В случае превышения фактических размеров внутреннего и (или) внешнего долгов, гарантированных Республикой Беларусь, над утвержденными лимитами Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении новых гарантий не принимаются.

Статья 13. Установить, что в 2021 году:

1. Платежи в иностранной валюте, произведенные из республиканского и местных бюджетов в соответствии с предоставленными гарантиями Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам в иностранной валюте, выданным банками Республики Беларусь, взыскиваются с кредитополучателей в установленном порядке с взиманием процентов по ставке 10 процентов годовых от суммы платежа.

2. При неисполнении заемщиком, пользователем внешнего займа, органом-поручителем (при его наличии) в установленные сроки обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, эти обязательства исполняются Министерством финансов с последующим возмещением в республиканский бюджет заемщиком, пользователем внешнего займа произведенных этим Министерством платежей с уплатой процентов по ставке 10 процентов годовых от суммы задолженности.

В случае невозмещения заемщиком, пользователем внешнего займа в установленные сроки в республиканский бюджет произведенных Министерством финансов платежей по исполнению обязательств по внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Правительства Республики Беларусь, этим Министерством взыскивается в установленном порядке со счетов заемщика, пользователя внешнего займа сумма задолженности по указанным платежам с взиманием процентов по ставке 15 процентов годовых от суммы задолженности.

3. За предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и по внешним займам взимается плата в размере 1 процента от суммы кредита (займа), если иное не установлено законодательными актами.

За предоставление средств внешних государственных займов пользователи этих займов уплачивают в республиканский бюджет единовременно 0,25 процента от суммы займа, если иное не установлено законодательными актами.

Обслуживание внешних государственных займов, погашаемых за счет бюджетных средств, производится банками-агентами с выплатой им вознаграждения в размере 0,02 процента от суммы каждого платежа за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обслуживание внешнего государственного долга Республики Беларусь.

4. При нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных решением Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь и договором сроков возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды начисляются пени:

по бюджетному займу - в размере процентов за пользование бюджетным займом, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;

по бюджетной ссуде - в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день возникновения задолженности.

Начисление пеней при нарушении заемщиком, ссудополучателем установленных сроков возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.

5. Привлечение внешних государственных займов Республикой Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь в целях предоставления их пользователям внешних займов отражается в источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита) республиканского бюджета.

Предоставление средств внешних государственных займов, привлеченных Республикой Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь, пользователям внешних займов отражается в порядке, определяемом Министерством финансов:

в расходах республиканского бюджета - при отсутствии обязательств у пользователей внешних займов по перечислению в республиканский бюджет средств в счет исполнения обязательств по этим внешним государственным займам;

в источниках финансирования дефицита (направлениях использования профицита) республиканского бюджета - при наличии обязательств у пользователей внешних займов по перечислению в республиканский бюджет средств в счет исполнения обязательств по этим внешним государственным займам.

Статья 14. Установить, что в 2021 году бюджетные кредиты предоставляются:

областным бюджетам и бюджету г. Минска по решению Правительства Республики Беларусь - на реализацию инвестиционных проектов и программ с установлением процентной ставки за пользование кредитом в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом;

областным бюджетам, бюджету г. Минска и бюджету государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь по решению Министерства финансов - на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областных бюджетов, бюджета г. Минска и бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, без взимания процентов за пользование кредитом.

При превышении на 1 января текущего года суммарного размера лимитов долга органов местного управления и самоуправления областного территориального уровня и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами областного территориального уровня, устанавливаемых в соответствии с частью пятой пункта 4 статьи 65 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, предоставление бюджетных кредитов областным бюджетам и бюджету г. Минска, указанных в абзаце третьем части первой настоящей статьи, осуществляется с установлением процентной ставки за пользование кредитом в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день начисления процентов за пользование кредитом.

Статья 15. Установить, что в 2021 году:

1. Средства, получаемые:

бюджетными организациями (включая государственные органы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи;

Департаментом по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям от выпуска и заимствования материальных ценностей мобилизационного материального резерва, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, а также от штрафов и пеней за нарушение требований законодательства по операциям с этими материальными ценностями в объемах, необходимых для финансирования операций с материальными ценностями мобилизационного материального резерва;

Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации (Деловым и культурным комплексом, в том числе хозяйственно-административным объединением) от осуществления приносящей доходы деятельности,

остаются в их распоряжении и используются в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Средства, получаемые:

Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Следственным комитетом и Государственным пограничным комитетом от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов;

Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур),

остаются в их распоряжении и после налогообложения используются в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь и (или) законами.

Средства, получаемые находящимися в подчинении или входящими в состав (систему) государственных органов организациями, органами и подразделениями, в том числе воинскими частями, а также научными организациями, подчиненными Национальной академии наук Беларуси, финансируемыми из бюджета, от осуществления приносящей доходы деятельности (за исключением средств, получаемых в соответствии с частями первой и второй настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи и пунктом 9 статьи 21 настоящего Закона), после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством.

2. В счет компенсации расходов республиканского бюджета в республиканский бюджет зачисляются средства согласно приложению 11.

Средства, указанные в части первой настоящего пункта, не облагаются налогами, сборами (пошлинами), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок уплаты указанных средств определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату средств, указанных в приложении 11, поступившая получателям этих средств, перечисляется дополнительно к причитающейся к уплате в республиканский бюджет сумме средств в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Контроль за своевременным и полным перечислением в республиканский бюджет средств в соответствии с частями первой и третьей настоящего пункта осуществляется получателями этих средств.

При нарушении получателями средств установленных законодательством сроков перечисления этих средств в республиканский бюджет начисляются и перечисляются в республиканский бюджет пени в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день возникновения обязательства по перечислению.

Начисление пеней при нарушении получателями средств установленных законодательством сроков перечисления этих средств в республиканский бюджет производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их перечислению, по день перечисления включительно.

3. На едином казначейском счете учитываются средства согласно приложению 12.

Статья 16. Установить, что в 2021 году:

1. Нормативные правовые акты, принятые (изданные) до 2021 года, о выделении бюджетных средств обеспечиваются финансированием из республиканского и местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных в расходах соответствующих бюджетов.

2. Перечни строек и объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе за счет средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития, резервного фонда Президента Республики Беларусь, республиканского дорожного фонда в части строительства и реконструкции республиканских автомобильных дорог, средств, предусмотренных на сохранение и расширение сельскохозяйственных земель, ведение лесного хозяйства, определяются государственной инвестиционной программой, утверждаемой Президентом Республики Беларусь.

В перечни строек и объектов, указанные в части первой настоящего пункта, не включаются объекты:

инфраструктуры национальных парков, Березинского биосферного заповедника;

предусмотренные государственной программой в агропромышленном комплексе;

предусмотренные государственной программой инновационного развития Республики Беларусь;

предусмотренные государственными программами в области национальной обороны;

возводимые за счет установленных Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №240 "О плате за использование радиочастотного спектра" ежегодной и разовой платы за использование радиочастотного спектра, а также платы за выделение полос радиочастот, радиочастотных каналов или радиочастот для радиоэлектронных средств, используемых для оказания услуг электросвязи общего пользования;

финансируемые за счет средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;

дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей.

3. Расходы на оказание помощи в подготовке стационарных оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей к работе в летний период финансируются за счет средств республиканского бюджета.

Статья 17. Установить, что в 2021 году:

1. Правительство Республики Беларусь вправе принимать решения:

о выделении из республиканского бюджета средств, предусмотренных на финансирование расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами;

об оплате в установленном законодательством порядке расходов на командировки за пределы Республики Беларусь за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на иные общегосударственные вопросы, в сумме 365 300 рублей сверх средств, запланированных на эти цели распорядителям бюджетных средств по ведомственной классификации расходов бюджета.

2. Правительство Республики Беларусь либо по его поручению Министерство финансов в процессе исполнения республиканского бюджета имеют право вносить изменения:

в расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета в части расходов на финансирование государственной инвестиционной программы, резервных фондов в пределах утвержденного годового размера;

в расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по направлениям использования и распорядителям бюджетных средств в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной классификации расходов бюджета;

в доходы и расходы республиканского бюджета в соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №240.

3. Министерство финансов в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право:

3.1. вносить изменения в расходы, дефицит (профицит) и источники финансирования дефицита (направления использования профицита) республиканского бюджета в соответствии с пунктом 5 статьи 13 настоящего Закона;

3.2. осуществлять возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей для реализации в рамках государственных программ инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение себестоимости, на основании решений конкурсных комиссий об определении победителя (победителей) конкурса на оказание такой государственной финансовой поддержки и заключенных между заказчиками государственных программ и победителем (победителями) конкурса договоров в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на эти цели.

4. В процессе исполнения республиканского бюджета распорядители бюджетных средств в части расходов:

4.1. на научную, научно-техническую и инновационную деятельность для реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры имеют право вносить изменения в расходы на научную, научно-техническую и инновационную деятельность в части реализации инновационных проектов, организации деятельности и развития материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры по экономической классификации расходов бюджета в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в приложении 6, с учетом норм, установленных абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в бюджетной росписи республиканского бюджета;

4.2. на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, средства массовой информации, социальную защиту, оборону и Вооруженные Силы Республики Беларусь, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (за исключением расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а также в части расходов, указанных в подпункте 4.1 настоящего пункта) имеют право вносить изменения по получателям бюджетных средств в расходы по экономической классификации расходов бюджета в части расходов на мягкий инвентарь и обмундирование, прочие расходные материалы и предметы снабжения, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, оплату геологоразведочных услуг, оплату услуг по типовому проектированию, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг, командировки и служебные разъезды в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной классификации расходов бюджета, предусмотренных этим распорядителям в приложении 3, программной классификации расходов бюджета, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в бюджетной росписи республиканского бюджета.

5. Министерство культуры вправе определять заказчиков и передавать им бюджетные ассигнования на финансирование реставрационно-восстановительных работ на объектах, являющихся историко-культурными ценностями, находящихся в собственности Республики Беларусь, а также на объектах, являющихся материальными историко-культурными ценностями категорий "0", "1" и "2", находящихся в собственности административно-территориальных единиц Республики Беларусь и собственности религиозных организаций, по перечню таких объектов, установленному Советом Министров Республики Беларусь.

6. В процессе исполнения местных бюджетов распорядители бюджетных средств в части расходов государственных учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, участвующих в пилотных проектах по апробации нормативного финансирования, а также государственных учреждений дошкольного и общего среднего образования имеют право вносить изменения в расходы по экономической классификации расходов бюджета в части расходов на мягкий инвентарь и обмундирование, прочие расходные материалы и предметы снабжения, оплату транспортных услуг, оплату услуг связи, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг, командировки и служебные разъезды в пределах утвержденных годовых бюджетных назначений по функциональной, программной классификациям расходов бюджета, предусмотренных решениями местных Советов депутатов, а также в пределах квартальных бюджетных назначений, предусмотренных этим распорядителям в бюджетной росписи местного бюджета.

Статья 18. Установить, что в 2021 году:

1. Финансирование расходов по вопросам досудебного урегулирования споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций, а также в рамках их судебного (арбитражного) разбирательства осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета, предусмотренных на иные общегосударственные вопросы, если представителем Республики Беларусь являются республиканский орган государственного управления или государственная организация, подчиненная Президенту Республики Беларусь или Правительству Республики Беларусь;

местных бюджетов, если представителем Республики Беларусь являются областной, Минский городской исполнительные комитеты.

2. Финансирование расходов по оценке стоимости имущества осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, - находящегося в республиканской собственности;

соответствующих местных бюджетов в порядке, определяемом областными и Минским городским исполнительными комитетами, - находящегося в коммунальной собственности.

3. Общественным объединениям могут выделяться средства республиканского бюджета по решению Президента Республики Беларусь.

4. Предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства составляет в эквиваленте 2000 млн. долларов США.

Статья 19. Установить, что в 2021 году:

1. Платежи за лесопользование, исчисленные по срокам уплаты в 2021 году, поступления от реализации лесной продукции, поступления от ведения охотничьего хозяйства, а также суммы пеней, уплачиваемые лесопользователями за предоставление юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, отсрочки на проведение рубок леса и (или) вывозку древесины, не вырубленной и (или) не вывезенной в установленный срок, остаются в распоряжении организаций, ведущих лесное хозяйство, не облагаются налогами, сборами (пошлинами) и направляются на финансирование мероприятий по ведению лесного и охотничьего хозяйства в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

2. На деятельность юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, применяющих типовой план счетов бухгалтерского учета, осуществляемую за счет средств республиканского бюджета и средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, распространяются нормы, установленные законодательством для бюджетных организаций.

3. Организации, подчиненные Министерству лесного хозяйства, часть средств, полученных в 2021 году от реализации древесины*, направляют Министерству лесного хозяйства с дальнейшим их использованием на строительство лесохозяйственных дорог.

Получатели средств, указанных в части первой настоящего пункта, определяются Министерством лесного хозяйства.

______________________________

* Под частью средств, полученных в 2021 году от реализации древесины, понимается разница между суммой средств, полученных от реализации древесины по таксовой стоимости, установленной на 2021 год Советом Министров Республики Беларусь, и суммой средств, рассчитанной путем уменьшения таких такс на коэффициент, определенный Министерством лесного хозяйства с учетом необходимых в 2021 году объемов финансирования строительства лесохозяйственных дорог.

Статья 20. Установить, что в 2021 году плательщики отчислений в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в случае неуплаты, неполной уплаты указанных отчислений и платежей несут ответственность за неуплату, неполную уплату этих отчислений и платежей, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин).

Статья 21. Установить, что в 2021 году:

1. Максимальный размер дефицита бюджета г. Минска на конец года составляет 200 000 000 рублей.

2. Минимальный размер профицита консолидированного бюджета Брестской области на конец года составляет 8 496 498 рублей, Витебской - 12 819 466 рублей, Гомельской - 11 718 501 рубль, Гродненской - 8 537 934 рубля, Минской - 10 664 890 рублей и Могилевской области - 12 794 948 рублей.

3. Допускается исполнение с превышением максимального размера дефицита бюджета г. Минска, установленного пунктом 1 настоящей статьи, а также с уменьшением минимальных размеров профицита (с дефицитом) консолидированных бюджетов областей, установленных пунктом 2 настоящей статьи, в связи с финансированием расходов государственных учреждений общего среднего образования, обеспечение функционирования которых в 2020 году осуществлялось на основе использования норматива расходов на обучение и воспитание одного обучающегося, а также государственных учреждений дошкольного, профессионально-технического, среднего специального образования и государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, участвовавших в 2020 году в пилотных проектах по апробации нормативного финансирования, за счет использования в установленном законодательством порядке остатков средств местных бюджетов, образовавшихся на 1 января 2021 г.

4. Областные и Минский городской Советы депутатов обеспечивают направление средств из соответствующих местных бюджетов на:

предоставление гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

оказание финансовой поддержки государства молодым и многодетным семьям в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе на приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения (за исключением льготных кредитов, предоставленных гражданам Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами);

строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений для переселения граждан Республики Беларусь из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях жилых помещений республиканского и коммунального государственного жилищного фонда (по территориальному признаку), признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

финансирование части расходов иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью - в пределах нормативов бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образования, специальных яслях-садах, специальных детских садах, установленных государственными социальными стандартами по обслуживанию населения;

оплату труда адвоката в случаях, когда адвокат участвовал в дознании, предварительном следствии и судебном разбирательстве по назначению в соответствии с законодательством;

проведение организациями, осуществляющими ведение охотничьего хозяйства и охоты, мероприятий по расселению охотничьих животных в пределах средств, поступающих от взимания государственной пошлины за предоставление права на охоту.

5. Областные Советы депутатов направляют из соответствующих местных бюджетов средства организациям, осуществляющим деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, на финансирование строительства (реконструкции) и (или) приобретения жилых помещений для граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих и работающих в сельской местности.

6. Минский городской Совет депутатов направляет из бюджета г. Минска средства на:

расходы по индексированным жилищным квотам (именным приватизационным чекам "Жилье");

строительство объектов Минского метрополитена.

7. Областным и Минскому городскому Советам депутатов предоставить право направлять средства местных инновационных фондов на финансирование инвестиционных проектов, приобретение оборудования и иные цели, связанные с развитием регионов, в соответствии с решениями областных и Минского городского Советов депутатов.

8. Местным исполнительным и распорядительным органам предоставить право в процессе исполнения местных бюджетов вносить изменения в расходы местных бюджетов по функциональной классификации расходов бюджета в части расходов на финансирование местных инвестиционных программ в пределах утвержденного годового размера.

9. В счет компенсации расходов местных бюджетов в соответствующие местные бюджеты зачисляются средства согласно приложению 13.

Средства, указанные в части первой настоящего пункта, не облагаются налогами, сборами (пошлинами), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок уплаты указанных средств определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Сумма пеней, начисленных за несвоевременную уплату средств, указанных в приложении 13, поступившая получателям средств, перечисляется дополнительно к причитающейся к уплате в местные бюджеты сумме средств в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Контроль за своевременным и полным перечислением в местные бюджеты средств в соответствии с частями первой и третьей настоящего пункта осуществляется получателями этих средств.

При нарушении получателями средств установленных законодательством сроков перечисления этих средств в местные бюджеты начисляются и перечисляются в местные бюджеты пени в размере ставки рефинансирования Национального банка, установленной на день возникновения обязательства по перечислению.

Начисление пеней при нарушении получателями средств установленных законодательством сроков перечисления этих средств в местные бюджеты производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их перечислению, по день перечисления включительно.

10. Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов в целом по области предоставляются в пределах фактически сложившегося в 2021 году объема погашения основного долга по кредитам, ранее выданным под такие гарантии, за вычетом основного долга, погашенного в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов.

Статья 22. Установить, что в 2021 году:

минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя по Республике Беларусь составляет 760,31 рубля, по областям и г. Минску - 582,99 рубля, в том числе по Брестской области - 558,7 рубля, Витебской - 582,33 рубля, Гомельской - 592,8 рубля, Гродненской - 571,67 рубля, Минской - 529,7 рубля, Могилевской области - 588,9 рубля и г. Минску - 634,38 рубля;

на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом скорой медицинской помощи направляются средства исходя из минимального норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в размере не менее 40 процентов от общего объема финансирования расходов на здравоохранение, предусмотренных для соответствующей административно-территориальной единицы;

минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на образование (без учета средств на капитальное строительство) составляет: по Брестской области - 946 832 170 рублей, Витебской - 767 663 087 рублей, Гомельской - 960 275 723 рубля, Гродненской - 740 828 423 рубля, Минской - 974 977 053 рубля, Могилевской области - 724 247 541 рубль и г. Минску - 1 159 995 356 рублей;

минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на проведение капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства*, включая перевод котельных на местные виды топлива, составляет: по Брестской области - 35 578 127 рублей, Витебской - 54 825 730 рублей, Гомельской - 45 601 532 рубля, Гродненской - 48 802 234 рубля, Минской - 45 181 223 рубля, Могилевской области - 45 660 839 рублей и г. Минску - 161 257 300 рублей.

______________________________

*Под объектами жилищно-коммунального хозяйства для целей настоящего Закона понимаются объекты, указанные в подпункте 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. №535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг".

Статья 23. В 2021 году:

1. Сформировать в республиканском бюджете за счет налога на прибыль, поступающего в объеме свыше 490 729 567 рублей, после отчислений от налога на прибыль, направляемых на формирование республиканского централизованного инновационного фонда согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. №357, резервный фонд Президента Республики Беларусь сверх размера, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 43 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

2. Сформировать в бюджетах областного и (или) базового территориальных уровней за счет налога на прибыль, поступающего в объеме свыше 138 758 307 рублей в консолидированный бюджет Брестской области, 86 751 678 рублей - Витебской, 98 538 285 рублей - Гомельской, 128 307 032 рублей - Гродненской, 359 131 221 рубля - Минской, 50 227 416 рублей - Могилевской области и 1 253 240 668 рублей - в бюджет г. Минска, после отчислений от налога на прибыль, направляемых на формирование местных инновационных фондов согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. №357, резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов сверх размера, определяемого местными Советами депутатов в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Областным Советам депутатов в случае зачисления налога на прибыль в консолидированные бюджеты районов (городов областного подчинения) установить для данных бюджетов объемы налога на прибыль, свыше которых необходимо сформировать резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с частью первой настоящего пункта.

3. Установить, что средства резервного фонда Президента Республики Беларусь, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются по решению Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на:

финансирование расходов, связанных с дополнительным повышением заработной платы (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование) работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в том числе путем передачи межбюджетных трансфертов в консолидированные бюджеты областей;

передачу межбюджетного трансферта в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь при недостаточности средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на финансирование расходов на выплату пенсий, в том числе с учетом обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту и средней заработной платы работников в республике не ниже установленного порогового значения показателя национальной безопасности в социальной сфере, а также пособий, указанных в абзаце третьем пункта 2 статьи 6 настоящего Закона.

Предоставить право Правительству Республики Беларусь направлять остатки средств республиканского бюджета, образовавшиеся на 1 января 2021 г., в виде межбюджетного трансферта в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в сумме до 370 000 000 рублей на выплату пенсий, в том числе с учетом обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту и средней заработной платы работников в республике не ниже установленного порогового значения показателя национальной безопасности в социальной сфере, а также пособий, указанных в абзаце третьем пункта 2 статьи 6 настоящего Закона.

4. Установить, что средства резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов, указанные в пункте 2 настоящей статьи, используются по решению Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на финансирование расходов, связанных с дополнительным повышением заработной платы (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование) работникам бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

5. Суммы превышения остатков средств резервных фондов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, над потребностью в средствах на цели, установленные в пункте 4 настоящей статьи, могут направляться по решению местных исполнительных комитетов на финансирование расходных обязательств, которые не были учтены при утверждении соответствующих бюджетов или были предусмотрены в недостаточном объеме.

Статья 24. В 2021 году приостановить действие:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 года №73-З
"О республиканском бюджете на 2021 год"

О документе

Номер документа:73-З
Дата принятия: 29/12/2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2021
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 1 января 2021 года, 2/2793

Примечание к документу

В соответствии со статьей 26 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статьи 1-24 - с 1 января 2021 года;

- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - со 2 января 2021 года.