Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Казахстан

от 20 июня 2020 года №20880

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

от 18 июня 2020 года №66

О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан и приостановлении действия отдельных норм некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка

(В редакции Постановления Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30.10.2020 г. №106)

В соответствии с законами Республики Казахстан от 31 августа 1995 года "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", от 4 июля 2003 года "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", от 26 ноября 2012 года "О микрофинансовой деятельности" и Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года №286 "О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности" Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка, в которые вносятся изменения и дополнение, согласно приложению 1 к настоящему постановлению (далее - Перечень).

2. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года №144 "Об установлении пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, их нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №13939, опубликовано 22 июля 2016 года в информационно-правовой системе "Аділет") приостановить с 30 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года включительно действие следующих норм:

в Нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов для исламских банков, утвержденных указанным постановлением:

пункта 34, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"34. Размер риска на одного заемщика (Р), в том числе банка, рассчитывается как сумма требований в виде:

1) займов, вкладов, дебиторской задолженности, ценных бумаг (за исключением инвестиций, указанных в пункте 8 Нормативов);

2) условных и возможных обязательств, рассчитанных в соответствии с Таблицей условных и возможных обязательств банка, взвешенных по степени кредитного риска, согласно приложению 5 к Нормативам;

3) секьюритизированных активов, относящихся к заемщикам, по которым у банка отсутствует письменное подтверждение уполномоченного органа на применение рамочного подхода секьюритизации;

4) позиций секьюритизации;

5) кредитов по сделкам секьюритизации со специальной финансовой компанией акционерного общества "Фонд стрессовых активов";

6) требований по корреспондентским счетам к банкам-резидентам Республики Казахстан и банкам-нерезидентам Республики Казахстан, взвешенных с учетом кредитного риска в соответствии с Таблицей активов банка, взвешенных по степени кредитного риска вложений, согласно приложению 2 к Нормативам;

за минусом требований к заемщику в виде:

активов, финансируемых за счет средств, привлеченных по договору об инвестиционном депозите;

суммы сформированных в соответствии с МСФО резервов, а также суммы обеспечения по обязательствам заемщика в виде:

вкладов, предоставленных в распоряжение банка в качестве обеспечения данного обязательства;

государственных ценных бумаг Республики Казахстан, выпущенных Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан;

государственных ценных бумаг, выпущенных центральными правительствами иностранных государств, имеющих суверенный рейтинг не ниже "АА" по международной шкале агентства Standard & Poor"s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;

аффинированных драгоценных металлов;

гарантий Правительства Республики Казахстан;

гарантий акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" и акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро";

ценных бумаг, выпущенных банком и предоставленных в качестве обеспечения по приобретенным банком ценным бумагам, эмитентом по которым является акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", либо их дочерние организации и по которым у банка имеется право на безусловное взыскание такого обеспечения.

В расчет риска на одного заемщика не включаются:

требования к Правительству Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Казахстан, акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", специальной финансовой компании акционерного общества "Фонд стрессовых активов", требования банка к заемщику, списанные с баланса банка, требования банка к заемщику, по которым сформировано сто процентов резервов в соответствии с МСФО;

требования банка к дочерней организации;

требования в виде денег, являющихся взносами в гарантийные или резервные фонды клиринговой организации (центрального контрагента), маржевыми взносами, полным и (или) частичным обеспечением исполнения обязательств по сделкам, заключенным в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов и (или) с участием центрального контрагента;

требования банка к юридическому лицу, ранее являвшемуся дочерним банком, осуществившим реструктуризацию и операцию по одновременной передаче активов и обязательств родительскому банку в соответствии с Законом о банках.";

пункта 37, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"37. В случаях, когда общий объем требований банка к заемщику на дату их возникновения находился в пределах ограничений, установленных Нормативами, но впоследствии превысил указанные ограничения в связи со снижением уровня собственного капитала банка не более чем на 5 (пять) процентов в течение последних 3 (трех) месяцев, норматив максимального размера риска на одного заемщика считается выполненным.

В случаях, когда общий объем требований банка к заемщику на 1 марта 2020 года находился в пределах ограничений, установленных Нормативами, но впоследствии превысил указанные ограничения не более чем на 0,05 (ноль целых пять сотых) от установленного норматива в связи с увеличением требований банка к заемщику из-за увеличения средневзвешенного биржевого курса тенге к иностранным валютам, норматив максимального размера риска на одного заемщика считается выполненным.

В указанных случаях банк немедленно информирует уполномоченный орган и принимает обязательства по устранению превышения на отчетную дату и в течение последующих 6 (шести) месяцев. Если данное превышение не будет устранено в указанный срок, превышение норматива максимального размера риска на одного заемщика рассматривается как нарушение данного норматива со дня выявления указанного превышения.";

пункта 51, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"51. Нормативами устанавливаются следующие лимиты открытой валютной позиции:

1) лимит открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня агентств Moody"s Investors Service и Fitch, и валюте "евро", а также аффинированным драгоценным металлам в размере, не превышающем 12,5 (двенадцать целых пять десятых) процента величины собственного капитала банка, за исключением длинной валютной позиции по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня других рейтинговых агентств, и валюте "евро";

лимит длинной валютной позиции по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня других рейтинговых агентств, и валюте "евро", в размере, не превышающем 7,5 (семь целых пять десятых) процента величины собственного капитала банка;

2) лимит открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг ниже "А" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, в размере, не превышающем 5 (пяти) процентов величины собственного капитала банка;

3) лимит валютной нетто-позиции в размере, не превышающем 12,5 (двенадцать целых пять десятых) процентов величины собственного капитала банка.";

абзаца седьмого подпункта 4) пункта 9 Руководства по формированию провизий (резервов) под обесценение активов банка в виде займов и дебиторской задолженности согласно приложению 1, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

"Для целей настоящего подпункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная в целях реализации государственных программ, реструктуризация, проведенная с отсрочкой платежа по займу, предоставленной в период с 16 марта по 15 июня 2020 года, а также реструктуризация в связи с финансовыми затруднениями заемщика при условии отсутствия у заемщика просрочки платежей по займу более 30 (тридцати) календарных дней в течение последних 12 (двенадцати) месяцев до введения чрезвычайного положения и отсутствия факта проведения реструктуризации за последние 12 (двенадцать) месяцев до введения чрезвычайного положения, связанной с финансовыми затруднениями заемщика.";

Таблицы активов банка, взвешенных по степени кредитного риска вложений, согласно приложению 2, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

Таблицы условных и возможных обязательств банка, взвешенных по степени кредитного риска, согласно приложению 5, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению.

3. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года №170 "Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №15886, опубликовано 25 октября 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан):

в Нормативных значениях и методиках расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размере капитала банка, утвержденных указанным постановлением:

приостановить с 30 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года включительно действие следующих норм:

части второй пункта 57, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

"В расчет риска на одного заемщика не включаются:

требования к Правительству Республики Казахстан, Национальному Банку, юридическому лицу, осуществляющему выкуп ипотечных займов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, сто процентов акций которого принадлежат Национальному Банку, акционерному обществу "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", акционерному обществу "Национальный управляющий холдинг "Байтерек", специальной финансовой компании акционерного общества "Фонд стрессовых активов", требования банка к заемщику, списанные с баланса банка, требования банка к заемщику, по которым сформировано сто процентов резервов в соответствии с МСФО;

требования по ценным бумагам, по которым имеется государственная гарантия Правительства Республики Казахстан;

требования банка к дочерней организации;

требования банка к юридическому лицу, ранее являвшемуся дочерним банком, осуществившим реструктуризацию и операцию по одновременной передаче активов и обязательств родительскому банку в соответствии с Законом о банках;

требования в виде денег, являющихся взносами в гарантийные или резервные фонды клиринговой организации (центрального контрагента), маржевыми взносами, полным и (или) частичным обеспечением исполнения обязательств по сделкам, заключенным в торговой системе фондовой биржи методом открытых торгов и (или) с участием центрального контрагента.";

пункта 58, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"58. В случаях, когда общий объем требований банка к заемщику на дату их возникновения находился в пределах ограничений, установленных Нормативами, но впоследствии превысил указанные ограничения в связи со снижением уровня собственного капитала банка не более чем на 5 (пять) процентов в течение последних 3 (трех) месяцев, норматив максимального размера риска на одного заемщика считается выполненным.

В случаях, когда общий объем требований банка к заемщику на 1 марта 2020 года находился в пределах ограничений, установленных Нормативами, но впоследствии превысил указанные ограничения не более чем на 0,05 (ноль целых пять сотых) от установленного норматива в связи с увеличением требований банка к заемщику из-за увеличения средневзвешенного биржевого курса тенге к иностранным валютам, норматив максимального размера риска на одного заемщика считается выполненным.

В указанных случаях банк немедленно информирует уполномоченный орган о факте превышения ограничений и принимает обязательства по устранению превышения на отчетную дату и в течение последующих 6 (шести) месяцев, а при превышении ограничения по совокупной сумме секьюритизированных кредитов, переданных специальной финансовой компании акционерного общества "Фонд стрессовых активов", - в течение текущего и последующего кварталов. В случае, если данное превышение не будет устранено в указанный срок, превышение норматива максимального размера риска на одного заемщика рассматривается как нарушение данного норматива со дня выявления указанного превышения.";

Таблицы условных и возможных обязательств банка, взвешенных по степени кредитного риска, согласно приложению 6, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;

приостановить с 30 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года включительно действие Таблицы денежных оттоков и притоков банка согласно приложению 14, установив, что в период приостановления данное приложение действует в редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30.10.2020 №106)
(см. предыдущую редакцию)

4. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года №269 "Об утверждении Правил создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №16502, опубликовано 15 марта 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) приостановить с 30 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года включительно действие следующей нормы:

в Правилах создания провизий (резервов) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, утвержденных указанным постановлением:

пункта 16, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"16. По индивидуальному финансовому активу оценивается наличие одного или нескольких следующих событий, являющихся объективными подтверждениями обесценения:

1) наличие обоснованной и подтверждаемой информации о значительных финансовых затруднениях контрагента;

2) наличие просроченной задолженности контрагента по основному долгу и (или) вознаграждению сроком свыше шестидесяти календарных дней;

3) реструктуризация займа в связи с финансовыми затруднениями контрагента один и более раз за последние 12 (двенадцать) месяцев;

4) наличие у финансовой организации обоснованной и подтверждаемой информации о форс-мажорных и (или) иных обстоятельствах, которые нанесли контрагенту существенный материальный ущерб, определяемый согласно Методике расчета провизий (резервов), и (или) не позволяют ему продолжать свою деятельность, включая информацию о лишении либо приостановлении лицензии на проведение банковских и иных операций, а также информацию об отсутствии трудовой деятельности или предпринимательской деятельности контрагента;

5) обоснованная и подтверждаемая информация о высокой вероятности банкротства, реорганизации контрагента на основании обоснованной и подтверждаемой информации и (или) вовлеченности в судебные разбирательства контрагента, которые могут ухудшить его финансовое состояние;

6) смерть контрагента;

7) иные события, предусмотренные МСФО 9 и установленные Методикой расчета провизий (резервов).

Для целей подпункта 3) части первой настоящего пункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения займа, реструктуризация, проведенная с отсрочкой платежа по займу, предоставленной в период с 16 марта по 15 июня 2020 года, а также реструктуризация в связи с финансовыми затруднениями заемщика, при условии отсутствия у заемщика просрочки платежей по займу более 30 (тридцати) календарных дней в течение последних 12 (двенадцати) месяцев до введения чрезвычайного положения и отсутствия факта проведения реструктуризации за последние 12 (двенадцать) месяцев до введения чрезвычайного положения, связанной с финансовыми затруднениями заемщика.".

5. В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2018 года №62 "Об утверждении Правил осуществления классификации активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам, отнесения активов по предоставленным микрокредитам к сомнительным и безнадежным, а также создания провизий (резервов) против них" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №16858, опубликовано 14 мая 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) приостановить с 30 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года включительно действие следующей нормы:

в Правилах осуществления классификации активов и условных обязательств по предоставленным микрокредитам, отнесения активов по предоставленным микрокредитам к сомнительным и безнадежным, а также создания провизий (резервов) против них, утвержденных указанным постановлением:

пункта 25, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"25. По индивидуальному активу по предоставленному микрокредиту оценивается наличие одного или нескольких следующих событий, являющихся объективными подтверждениями обесценения:

1) наличие обоснованной и подтверждаемой информации о значительных финансовых затруднениях заемщика;

2) наличие просроченной задолженности по основному долгу и (или) вознаграждению сроком свыше 60 (шестидесяти) календарных дней;

3) реструктуризация актива по предоставленному микрокредиту в связи с финансовыми затруднениями один и более раз за последние 12 (двенадцать) месяцев;

4) наличие у микрофинансовой организации обоснованной и подтверждаемой информации о форс-мажорных обстоятельствах, которые нанесли заемщику существенный материальный ущерб, определяемый согласно Методике, и (или) не позволяют ему продолжать свою деятельность, включая информацию об отсутствии трудовой деятельности или предпринимательской деятельности заемщика;

5) обоснованная и подтверждаемая информация о вероятности банкротства, реорганизации заемщика на основании обоснованной и подтверждаемой информации и (или) вовлеченности в судебные разбирательства заемщика, которые могут ухудшить его финансовое состояние;

6) смерть заемщика;

7) события, указанные в Методике.

Для целей подпункта 3) части первой настоящего пункта не признается событием, являющимся объективным подтверждением обесценения микрокредита, реструктуризация, проведенная с отсрочкой платежа по микрокредиту, предоставленной в период с 16 марта по 15 июня 2020 года, а также реструктуризация в связи с финансовыми затруднениями заемщика, при условии отсутствия у заемщика просрочки платежей по микрокредиту более 30 (тридцати) календарных дней в течение последних 12 (двенадцати) месяцев до введения чрезвычайного положения и отсутствия факта проведения реструктуризации за последние 12 (двенадцать) месяцев до введения чрезвычайного положения, связанной с финансовыми затруднениями заемщика.".

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 18 июня 2020 года №66
"О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан и приостановлении действия отдельных норм некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам регулирования финансового рынка"

О документе

Номер документа:66
Дата принятия: 18.06.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:22.06.2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 22 июня 2020 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 10 настоящее Постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования - с 22 июня 2020 года, за исключением:

- абзацев с семьдесят седьмого по девяносто восьмой пункта 1 Перечня, которые вводятся в действие с 1 октября 2020 года.

Действие пунктов 2, 3, 4, 5 и 6 настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 30 марта 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30.10.2020  документом  Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнения... № 106 от 30/10/2020
Вступила в силу с: 04.11.2020


Первоначальная редакция от 18.06.2020