Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан

3 марта 2017 года №95

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 25 февраля 2017 года №94

О Государственном стандарте высшего профессионального образования в Республике Таджикистан

В соответствии со статьей 32 Закона Республики Таджикистан "Об образовании", статьей 31 Закона Республики Таджикистан "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статьей 51 Закона Республики Таджикистан "О нормативных правовых актах" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Государственный стандарт высшего профессионального образования в Республике Таджикистан (прилагается).

2. Министерству образования и науки Республики Таджикистан, министерствам и ведомствам, имеющим в своих структурах учреждения высшего профессионального образования, осуществлять ведение образовательной деятельности в соответствии с настоящим Стандартом.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 ноября 2011 года, №552 "Об утверждении Государственного стандарта высшего профессионального образования Республики Таджикистан".

Председатель  Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утвержден Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 февраля 2017 года №94

Государственный стандарт высшего профессионального образования в Республике Таджикистан

1. Общие положения

1. Государственный стандарт высшего профессионального образования в Республике Таджикистан (далее - Стандарт) определяет и обеспечивает единую государственную политику в сфере высшего профессионального образования, устанавливает комплекс требований соответствующей ступени образования.

2. Настоящий стандарт разработан на основе Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан "Об образовании", Закона Республики Таджикистан "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и других нормативных правовых актов.

3. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия:

- Государственный стандарт высшего профессионального образования - совокупность норм, определяющих содержание высшего профессионального образования, суть, сроки обучения и методы диагностики качества высшего образования с учетом общечеловеческих достижений;

- образовательная программа высшего профессионального образования - комплекс документов, которые определяют знание и содержание образования по специальности (направлению) отдельной ступени высшего профессионального образования согласно требованиям настоящего Стандарта;

- высшее профессиональное образование - уровень (степень) образования, которое приобретается лицом в учреждении высшего профессионального образования в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, которое базируется на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации;

- дистанционное образование - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных, средств;

- государственный документ о высшем профессиональном образовании - выдается учреждением высшего профессионального образования его получателю с целью подтверждения полного состояния освоения образовательной программы высшего профессионального образования, получения права для продолжения обучения на очередной ступени высшего профессионального образования, осуществления профессиональной и научно-исследовательской деятельности по выбранной специальности (направлению);

- нормативный срок обучения - период освоения выпускником образовательных программ высшего профессионального образования, установленный настоящим Стандартом, которое осуществляется на базе общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования.

4. Настоящий Стандарт применяется ко всем учреждениям высшего профессионального образования Республики Таджикистан, имеющие государственную аттестацию и аккредитацию или претендующие на её получение по специальностям (направлениям) независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.

5. Учреждения высшего профессионального образования Республики Таджикистан, имеющие государственную аттестацию и аккредитацию или претендующие на её получение, обязаны соблюдать требования настоящего Стандарта в процессе разработки проектов государственных образовательных стандартов по специальностям (направлениям).

6. На разработку и применение образовательных программ по специальностям (направлениям) имеют право только те учреждения высшего профессионального образования, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности.

7. Государственный стандарт высшего профессионального образования в Республике Таджикистан:

- определяет структуру высшего профессионального образования и нормативные правовые акты о высшем профессиональном образовании и послевузовском профессиональном образовании (магистратура);

- устанавливает общие требования и условия их применения к образовательным программам высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования (магистратура);

- определяет общие нормы и объем учебной нагрузки студентов учреждения высшего профессионального образования;

- охватывает академическую свободу учреждения высшего профессионального образования в определении содержания высшего и послевузовского профессионального образования (магистратура);

- устанавливает общие требования к перечню специальностей (направлений) высшего профессионального образования;

- устанавливает порядок разработки и утверждения государственных требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования (магистратура), степени подготовки выпускников по специальностям (направлениям) высшего профессионального образования;

- определяет сроки обучения образовательным программам высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования (магистратура) в учреждениях высшего профессионального образования.

2. Структура высшего профессионального образования и документы о высшем профессиональном образовании

8. Структуру высшего профессионального образования формируют совокупность различных по содержанию и сроками освоения образовательных программ высшего профессионального образования, которые представляют ступени высшего профессионального образования (бакалавр, специалист и магистр).

9. Первая ступень высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование, которое должно быть организовано в учреждениях высшего профессионального образования по учебной программе высшего профессионального образования и обеспечить подготовку выпускника имеющего академическую степень "бакалавр" и "специалист".

10. Ступени высшего профессионального образования "бакалавриат" и "специалист" охватывает блоки по обществоведению, социально-экономическим предметам, естествознания и математики с общенаучным характером, а также блоки общепрофессиональных, профессиональных предметов и практик, имеющих профессиональное значение.

11. Нормативный срок обучения в ступенях "бакалавриат" и "специалист" для отдельных специальностей устанавливается в объёме не менее четырех и пяти лет обучения и для интегрированных специальностей в объёме не менее пяти лет обучения. Нормативный срок обучения "специалиста" для специальностей сферы медицины устанавливается в объёме не менее шести лет обучения. Форма обучения на "бакалавриате" и "специалиста" устанавливается: дневное, заочное и дистанционное.

12. Программа высшего профессионального образования заканчивается прохождением выпускником аттестации выпуска, присвоением академической степени "бакалавра" и "специалиста" с вручением документа государственного образца (дипломом).

13. Содержание образовательной программы высшего профессионального образования относительно профессиональной подготовки выпускника устанавливается на основе требований Государственного стандарта к обязательному минимуму содержания и степени его профессиональной подготовки по определенной специальности (направлению).

14. Вторая ступень высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование, которая должна быть организована в учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам высшего профессионального образования, обеспечивающего подготовку выпускника с академической степенью "магистра".

15. Учебные планы высшего профессионального образования "магистра" охватывает блоки фундаментальных предметов по направлению, профессиональных и общепрофессиональных предметов, научно-исследовательских работ и практик, имеющих профессиональное значение.

16. Образовательная программа высшего профессионального образования "магистратуры" охватывает специальную подготовку выпускника по определенной специальности (направлению) с учетом прохождения научно-исследовательских и научно-педагогических практик со сроком двух лет. В "магистратуре", форма обучение устанавливается только дневное.

17. Образовательная программа высшего профессионального образования "магистратуры" завершается аттестацией выпуска, в том числе защитой выпускной квалификационной работы с присуждением выпускнику академической степени "магистр", которое подтверждается документом государственного образца (дипломом).

18. Общий срок обучения для освоения образовательных программ высшего профессионального образования степеней "бакалавр" и "магистр" составляет не менее шести лет.

19. Действующие учебные планы и программы высшего профессионального образования при принятии настоящего Стандарта и срок их освоения признаются равнозначными с определенной программой высшего профессионального образования.

20. Пакет документов программы высшего профессионального образования составляют положения, порядки, государственные учебные стандарты, типовые и рабочие учебные планы, учебные программы по предметам и силлабусы.

21. Нормативный срок обучения специальностям (направлениям) всех ступеней высшего профессионального образования, а также форма документов государственного образца о высшем профессиональном образовании "бакалавриата", "специалиста" и "магистратуры" (диплома) устанавливается Правительством Республики Таджикистан.

22. Документы государственного образца выдаются лицам, которые обучались по определенной специальности (направлению) в аттестированных и аккредитированных учреждениях высшего профессионального образования.

23. Профессионализм выпускников учреждений высшего профессионального образования, который подтверждается выдачей диплома о высшем профессиональном образовании, обеспечивает им возможность проявления высшей профессиональной деятельности по определенной специальности (направлению) высшего профессионального образования.

3. Общие требования к программам высшего профессионального образования и условия их применения

24. Определение обязательного минимума освоения содержания образовательной программы высшего профессионального образования каждой специальности (направлению) осуществляется на основе республиканского блока государственного учебного стандарта, который установил государственные требования к обязательному минимуму содержания и степени подготовки выпускников.

25. Объём кредитов блока обществоведения, социально-экономических предметов, естествознания и математики для ступени образования "бакалавриат" с учетом предметов по выбору составляет не менее 72 кредитов (или не менее 30 процентов общего количества кредитов).

26. Общий объём кредитов блока общеобразовательных предметов высшего профессионального образования ступени "магистратур" составляет не менее 60 кредитов (или не менее 50 процентов общего количества кредитов).

27. Государственный стандарт высшего профессионального образования определяет результаты обязательного обучения образовательным программам высшего профессионального образования специальностей (направлений) с учетом профессиональной компетентности, знаний, навыков и способностей. Результаты получения высшего профессионального образования определяет обязательный минимум содержания образовательной программы высшего профессионального образования.

28. Образовательные программы высшего профессионального образования наряду с обязательными предметами должны содержать предметы по выбору. Перечень предметов по выбору определяет учреждение высшего профессионального образования. Объём кредитов предметов по выбору в ступенях высшего профессионального образования "бакалавриат" и "специалист" составляет 25-30 процент, а в магистратуре 50 процентов.

29. Лица, имеющие диплом высшего профессионального образования степеней "бакалавриат" и "специалист" могут продолжить свое обучение в магистратуре по соответствующей специальности (направлению). Также должно обеспечиваться возможность поступления в магистратуру выпускника с другого учреждения высшего профессионального образования или перевода студента во время обучения на другую специальность (направление) и в другое учреждение высшего профессионального образования.

4. Общие нормы определения учебной нагрузки студента учреждения высшего профессионального образования и её объём

30. Учебная нагрузка студента с учетом всех форм его учебной деятельности - аудиторные (участие на учебных занятиях) и внеаудиторные работы (практика, подготовка и защита курсовых и выпускной работы (проекта), прохождения итоговой государственной аттестации) во всех ступенях высшего профессионального образования выражается в кредитах.

31. Один кредит во всех ступенях высшего профессионального образования равен 24 академическим часам. Один академический час в кредитной системе обучения равен 50 минутам.

32. Обязательный максимум кредитов с учетом теоретического обучения, прохождения практик, выполнения курсовых работ (проектов), защиты выпускных работ, подготовки и прохождения итоговой аттестации для получения академической степени "бакалавр" по отдельным специальностям (направлениям) независимо от форм обучения (дневное, заочное, дистанционное) срок обучения устанавливается 4 года в объёме 240 кредитов, "специалиста" и "бакалавра" по интегрированным специальностям (направлениям) независимо от форм обучения (дневное, заочное, дистанционное) срок обучения устанавливается 5 лет в объёме 300 кредитов. Для получения академической степени "магистра" определено 120 кредитов. Обязательный максимум кредитов с учетом теоретического обучения, прохождения практик, выполнения курсовых работ (проектов), защиты выпускных работ, подготовки и прохождения итоговой аттестации для получения академической степени "специалист" для специальностей сферы медицины срок обучения устанавливается 6 лет в объёме 420 кредитов.

33. Годовая учебная нагрузка студента с учетом всех форм его учебной деятельности в одном учебном году согласно установленным нормам (за исключением медицинских специальностей) для всех ступеней высшего профессионального образования определено в объёме 60 кредитов. Годовая учебная нагрузка студента медицинских специальностей в одном учебном году определено в объёме 70 кредитов.

34. Обязательный максимум недельной учебной нагрузки студента с учетом всех форм аудиторных и внеаудиторных учебных работ во всех ступенях высшего профессионального образования не должно превышать 2 кредита (48 часов).

35. Обязательный минимум объёма обязательных аудиторных занятий в дневной форме обучения высшего профессионального образования согласно государственным требованиям определяется обязательным минимумом содержания и степени подготовки выпускника по государственному образовательному стандарту каждой специальности (направления).

36. Объём кредитов аудиторных занятий студента в дневной форме обучения для "бакалавриата" и "специалиста" составляет в период одной недели 1-1,5 кредита (или 24-36 часов) и для магистратуры до 0,75 кредита (или 18 часов).

37. В заочной форме обучения студенту должны обеспечить в период одного года обучения возможность общения с преподавателем на учебных занятиях в объёме не менее 12-14 кредитов (или 288-336 часов).

38. Общий объём каникул в одном учебном году составляет не менее 7 недель, в том числе 2 недели в зимний период обучения.

39. Внедрение дистанционной формы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования разрешается в форме полного освоения требований образовательной программы высшего профессионального образования.

40. Обязательный минимум объёма аудиторных занятий в системе дистанционного обучения составляет не менее 24 кредитов (или 576 часов). Студент в период одного года обучения должен привлекаться на аудиторные занятия с участием преподавателя в объёме не менее 6 кредитов (144 часов).

41. Приём итоговых экзаменов в системе дистанционного обучения в учреждениях высшего профессионального образования должны проводиться с обязательным участием преподавателя.

5. Академическая свобода учреждений высшего профессионального образования в определении содержания высшего профессионального образования

42. Учреждение высшего профессионального образования разрабатывает образовательные программы высшего профессионального образования на основе настоящего Стандарта, определяет технологию их применения с учетом развития сферы экономики Республики Таджикистан, требований внутреннего и мирового рынка труда в согласовании со своими учредителями, и представляет для утверждения в Министерство образования и науки Республики Таджикистан.

43. Учреждение высшего профессионального образования при разработке государственных образовательных стандартов и учебных планов специальностей (направлений) автономно в определении перечня предметов четвертого блока.

44. Учреждение высшего профессионального образования в определенных настоящим Стандартом отраслях имеет и другие права ведения деятельности, которые установлены действующим законодательством сферы образования и типовым Положением учреждения высшего профессионального образования Республики Таджикистан.

6. Общие требования к государственному классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования

45. Государственный классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования охватывает существующие и перспективные отрасли науки, техники и искусства. Каждое направление (специальность) должно иметь свое общественное и индивидуальное значение.

46. Перечень отдельных специальностей (направлений) высшего профессионального образования определяется согласно Государственному классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования.

47. Государственный классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования определяется Министерством образования и науки Республики Таджикистан по согласованию с отраслевыми министерствами и ведомствами, и утверждается постановлением Правительства Республики Таджикистан.

7. Порядок разработки и утверждения государственных требований к обязательному минимуму содержания и степени подготовки выпускника

48. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и степени подготовки выпускников по отдельным специальностям (направлениям) высшего профессионального образования являются частью Государственного стандарта высшего профессионального образования, и носить следующее название:

"Государственный образовательный стандарт специальности (направления). Государственные требования к обязательному минимуму содержания и степени подготовки выпускника".

49. Государственный образовательный стандарт специальности (направления) разрабатывается по каждой специальности (направлению), и охватывает следующие аспекты:

- область применения;

- используемые сокращения;

- описание направления подготовки;

- описание профессиональной деятельности;

- требования к результатам освоения образовательных программ высшего профессионального образования;

- требования к структуре образовательных программ высшего профессионального образования;

- требования к условиям применения образовательных программ высшего профессионального образования;

- мониторинг качества освоения образовательных программ высшего профессионального образования.

50. Тема и содержание каждого предмета должно определяться так, чтобы наравне с полным освоением учебных программ у студента формировался уровень его самостоятельности, навыков и способностей, теоретических знаний.

51. Государственный образовательный стандарт специальностей (направлений), который разрабатывается учреждением высшего профессионального образования по согласованию с отраслевыми учредителями и утверждается Министерством образования и науки Республики Таджикистан, является составной частью данного Стандарта.

8. Государственный надзор соблюдения требований государственного стандарта высшего профессионального образования

52. Государственный надзор соблюдения требований Государственного стандарта высшего профессионального образования осуществляет Министерство образования и науки Республики Таджикистан.

53. Организацию государственного надзора выполнения требований настоящего Стандарта осуществляет Министерство образования и науки Республики Таджикистан совместно с учредителями высших учебных заведениями.

9. Заключительные положения

54. За несоблюдение требований настоящего Стандарта учреждением высшего профессионального образования, к нему применяются меры в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Государственный стандарт высшего профессионального образования в Республике Таджикистан 1. Общие положения 2. Структура высшего профессионального образования и документы о высшем профессиональном образовании 3. Общие требования к программам высшего профессионального образования и условия их применения 4. Общие нормы определения учебной нагрузки студента учреждения высшего профессионального образования и её объём 5. Академическая свобода учреждений высшего профессионального образования в определении содержания высшего профессионального образования 6. Общие требования к государственному классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования 7. Порядок разработки и утверждения государственных требований к обязательному минимуму содержания и степени подготовки выпускника 8. Государственный надзор соблюдения требований государственного стандарта высшего профессионального образования 9. Заключительные положения

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 25 февраля 2017 года №94
"О Государственном стандарте высшего профессионального образования в Республике Таджикистан"

О документе

Номер документа:94
Дата принятия: 25/02/2017
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 95 от 03/03/2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений