Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 7 августа 2019 года №525

Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2022 г. №29, 31.08.2022 г. №570, 15.11.2022 г. №780 (см. сроки вступ. в силу))

На основании абзаца второго подпункта 2.1 пункта 2 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (прилагаются).

2. Предоставить Министерству здравоохранения право разъяснять вопросы применения специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

Утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 года №525

Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования

Раздел I. Общие положения

1. Настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями устанавливаются:

общие требования к размещению учреждений образования и их территории, планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса и воспитанию, производственному обучению, практике, распорядку дня, медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях образования;

отдельные требования к учреждениям образования с учетом типа учреждения образования (учреждениям дошкольного образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы общего среднего образования (далее – учреждения общего среднего образования), специального образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования (далее – учреждения профессионально-технического образования), учреждениям образования, реализующим образовательные программы среднего специального образования (далее – учреждения среднего специального образования), учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогическим учреждениям и школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

требования к питанию обучающихся (общие требования к организации питания обучающихся, требования к размещению и устройству объектов питания, оборудованию, инвентарю и посуде, личной гигиене работников, транспортировке и хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания, рационам питания детей, технологии приготовления блюд в объектах питания детей).

Требования, не установленные настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, определены в главах 1–4 и 5 (в части требований к плавательному бассейну) общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 г. №570)
(см. предыдущую редакцию)

2. Настоящие специфические санитарно-эпидемиологические требования распространяются на учреждения образования (далее, если не указано иное, – учреждения) вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением воспитательно-оздоровительных учреждений.

Настоящие специфические санитарно-эпидемиологические требования в части требований к условиям и организации образовательного процесса, устройству и оборудованию учебных зданий (помещений) распространяются также на другие учреждения и организации, в которых реализуются образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, иные образовательные программы (санаторно-курортные организации для детей, образовательно-оздоровительные центры, оздоровительные центры (комплексы), дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, организации здравоохранения (стационары, дома ребенка), другие учреждения и организации).

Организация деятельности отдельных учреждений общего среднего образования (суворовское военное училище, специализированный лицей), специальных учебно-воспитательных, специальных лечебно-воспитательных учреждений, других учреждений образования обеспечивается наряду с настоящими специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями локальными правовыми актами при условии, что изложенные в них требования не должны ухудшать условия и организацию образовательного процесса и воспитания обучающихся.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 г. №570)
(см. предыдущую редакцию)

3. Настоящие специфические санитарно-эпидемиологические требования обязательны для исполнения государственными органами, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, деятельностью учреждений, их перепрофилированием.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 г. №570)
(см. предыдущую редакцию)

4. Для целей настоящих специфических санитарно-эпидемиологических требований используются термины и их определения в значениях, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. №7 "О развитии предпринимательства", Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", а также следующие термины и их определения:

объект питания – объект общественного питания в учреждении и ином объекте общественного питания при условии организации питания обучающихся;

объект питания для детей – объект общественного питания в учреждении для детей и иной объект общественного питания при условии организации питания детей, кухня-столовая в детской деревне (городке);

объект питания для взрослых – объект общественного питания в учреждении для взрослых и иной объект общественного питания при условии организации питания обучающихся;

пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) – структурное подразделение учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором оказывается коррекционно-педагогическая помощь обучающимся;

учреждения для детей – учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения;

учреждения для взрослых – учреждения высшего образования при реализации образовательных программ высшего образования (далее – учреждения высшего образования), учреждения дополнительного образования взрослых;

учреждения для детей-сирот – социально-педагогические учреждения (детский дом, детская деревня (городок), социально-педагогический центр, включающий детский социальный приют) и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

электронные средства обучения – электронные устройства ввода-вывода информации, предназначенные для ее визуального отображения (планшеты, электронные книги и иные аналогичные электронные изделия) (далее – ВДТ), персональные электронно-вычислительные машины (далее – ПЭВМ), в том числе моноблоки и портативные (нетбуки, ноутбуки и иные аналогичные электронные изделия);

места проживания обучающихся – жилые, спальные и другие помещения, обеспечивающие условия для проживания обучающихся в интернатах и общежитиях учреждений общего среднего, специального образования, специальных учебно-воспитательных и специальных лечебно-воспитательных учреждений, в учреждениях дошкольного образования и специальных детских садах с 24-часовым режимом деятельности, социально-педагогических учреждениях, общежитиях при учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования взрослых.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 г. №570)
(см. предыдущую редакцию)

5. Отдельные категории работников учреждений должны проходить обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и в дальнейшем периодические осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Гигиеническое обучение должны проходить:

работники объектов питания - перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в год;

руководители, воспитатели и помощники воспитателей учреждений дошкольного образования, уборщики помещений, работники плавательных бассейнов (операторы и медицинские сестры хлораторных установок) и прачечных (кастелянши, рабочие по стирке и ремонту спецодежды и другие), заведующие хозяйством, заместители руководителей по административно-хозяйственной работе учреждений - перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в два года;

работники водопроводных сооружений и канализационного хозяйства (слесари-сантехники) - перед поступлением на работу и в дальнейшем один раз в три года.

6. Прием (поступление) ребенка в учреждение и после перенесенного заболевания, прием документов у детей, поступающих в учреждение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, должен осуществляться по представлении медицинской справки о состоянии здоровья.

Для приема ребенка в учреждение для детей-сирот дополнительно к медицинской справке должна представляться выписка из медицинских документов.

7. Руководитель учреждения должен обеспечить:

санитарно-эпидемиологическое благополучие в учреждении, в том числе прохождение административных процедур в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предусмотренных законодательными актами;

реализацию мер в отношении обучающихся и работников по запрету на курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака на территории и в помещениях учреждения.

Раздел II. Общие требования к устройству и эксплуатации учреждений

Глава 1. Общие требования к размещению учреждений и их территории

8. Земельный участок учреждения должен находиться за пределами санитарно-защитных зон, обеспечивать отвод поверхностных вод, иметь подъездные пути.

9. Земельный участок учреждения для детей должен по внешнему периметру ограждаться полосой кустарниковых насаждений, деревьями, иметь дополнительно строительное ограждение со стороны примыкающих улиц и проездов или по всему периметру (учреждения для детей-сирот, учреждения специального, дошкольного образования, специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения).

10. На территории учреждения для детей:

при проектировании и строительстве не должны предусматриваться здания и сооружения, инженерные коммуникации, не предназначенные для обслуживания учреждения;

запрещается устройство сквозного проезда;

площадь озеленения территории (деревья, кустарники, цветочные клумбы, газоны) должна составлять не менее 40 процентов;

растущие деревья и кустарники не должны затенять учебные помещения.

11. На территории должны выделяться функциональные зоны:

в учреждении для детей - отдыха (игр), физкультурно-спортивная, хозяйственная;

в учреждении высшего образования - физкультурно-спортивная, хозяйственная;

в учреждении дополнительного образования взрослых - хозяйственная.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР) на территории дополнительно выделяется коррекционная зона (сенсорный сад, сенсорные дорожки и другое).

В кадетских училищах на территории дополнительно выделяется строевой плац.

В соответствии с заданием на проектирование в учреждении может дополнительно выделяться учебно-опытная и (или) производственная (подсобного хозяйства) зоны, жилая и другие зоны.

Размещение физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений не допускается.

Подходы к зданиям учреждения, въезды и входы на его территорию, пешеходные дорожки должны иметь твердое ровное покрытие.

В зоне отдыха (игр) в учреждениях дошкольного образования, учреждениях для детей-сирот выделяются места с теневыми навесами, верандами или террасами.

12. Хозяйственная зона в учреждении должна иметь отдельный въезд. В ней должны размещаться здания хозяйственного назначения, площадка для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов.

Площадка для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов должна ограждаться на высоту выше емкостей для сбора отходов, иметь твердое покрытие, находиться на расстоянии не менее 20 м от окон здания учреждения, зон отдыха (игр) и физкультурно-спортивной зоны.

Мусоросборники должны быть с закрывающимися крышками.

На территории и в здании учреждения должны быть созданы условия для сбора мусора.

13. Территория учреждения в вечернее время должна быть освещена. Уровень освещенности поверхности земли должен быть не менее 20 люкс, а игровых площадок и физкультурно-спортивной зоны - не менее 40 люкс.

14. На территории учреждения игровое и спортивное оборудование должно быть исправным и хорошо поддаваться очистке.

Песок для наполнения песочниц в учреждениях для детей должен завозиться из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о непревышении гигиенических нормативов содержания в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов. Песок должен быть чистым, без посторонних примесей.

По окончании рабочего дня песочницы должны закрываться крышками.

Перед игрой песок должен увлажняться.

15. Территория учреждения должна содержаться в чистоте: быть очищена от твердых отходов, в зимнее время дорожки и площадки должны своевременно очищаться от снега и льда.

В зимнее время в учреждениях для детей дорожки должны посыпаться песком, в учреждениях для взрослых могут использоваться другие антигололедные средства.

Игровые площадки до начала пользования при необходимости увлажняются водой.

На территории учреждения не должно быть безнадзорных животных.

Глава 2. Общие требования к планировочной структуре зданий учреждений

16. При проектировании, строительстве, реконструкции, перепрофилировании учреждений должна быть предусмотрена непрерывная инсоляция прямыми солнечными лучами (в период с 22 марта по 22 сентября) основных помещений для детей - не менее 3 часов в день, для взрослых - не менее 2 часов в день, а также выполняться гигиенические нормативы естественного освещения помещений, что обеспечивается ориентацией помещений по сторонам горизонта и их планировкой.

17. Планировочная структура зданий учреждения должна предусматривать выделение основных функциональных групп помещений. Должна быть обеспечена функционально-планировочная связь между группами учебных, жилых, групповых, спальных помещений с помещениями общего назначения (объект питания, спортивный, танцевальный, музыкальный и актовые залы, плавательный бассейн, библиотека, административно-хозяйственные и другие помещения).

Отдельные помещения с пребыванием детей (учебные, жилые, спальные, групповые с зоной отдыха, игровые) должны быть удалены от помещений, являющихся источниками шума, вибрации, запахов.

При наличии отдельно стоящих зданий без переходов в каждом из них должны быть гардеробы для хранения верхней одежды.

Общежития для обучающихся при проектируемых, строящихся учреждениях могут располагаться в отдельном здании на расстоянии не более 500 м от основного здания учреждения.

18. В учреждениях высота помещений от пола до потолка должна быть не менее 3 м. В действующих учреждениях допускается оборудование подвесных потолков при условии сохранения высоты помещений от пола до потолка не менее 2,75 м.

В учреждениях для детей:

размещать в подвальных и цокольных этажах здания учебные помещения, в том числе лаборатории, жилые помещения, групповые ячейки, помещения медицинского назначения, спальные помещения не допускается;

при входах в здания должны предусматриваться двойные тамбуры с теплозащитой.

19. Проектная вместимость учреждений для детей должна предусматривать организацию образовательного процесса в одну смену.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования Раздел I. Общие положения Раздел II. Общие требования к устройству и эксплуатации учреждений Глава 1. Общие требования к размещению учреждений и их территории Глава 2. Общие требования к планировочной структуре зданий учреждений Глава 3. Общие требования к санитарно-техническому благоустройству учреждений Глава 4. Общие требования к освещению помещений учреждений Глава 5. Общие требования к оборудованию помещений учреждений Глава 6. Общие требования к содержанию помещений учреждений Глава 7. Общие требования к образовательному процессу и воспитанию в учреждениях Глава 8. Общие требования к медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях Раздел III. Отдельные требования к учреждениям Глава 9. Отдельные требования к учреждениям дошкольного образования Глава 10. Отдельные требования к учреждениям общего среднего образования Глава 11. Отдельные требования к учреждениям специального образования Глава 12. Отдельные требования к учреждениям профессионально-технического, среднего специального образования Глава 13. Отдельные требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи Глава 14. Отдельные требования к учреждениям для детей-сирот Раздел IV. Требования к объектам питания Глава 15. Требования к питанию обучающихся Глава 16. Требования к размещению и устройству объектов питания Глава 17. Требования к оборудованию, инвентарю, посуде в объектах питания Глава 18. Требования к личной гигиене работников в объектах питания Глава 19. Требования к транспортировке и хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания Глава 20. Требования к рационам питания детей в объектах питания для детей Глава 21. Требования к технологии приготовления блюд в объектах питания для детей Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 года №525
"Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований"

О документе

Номер документа:525
Дата принятия: 07.08.2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15.08.2019
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 14 августа 2019 года, 5/46853

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 15 августа 2019 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15.11.2022  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь № 780 от 15.11.2022
Вступила в силу с: 20.11.2022


Редакция от 31.08.2022, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь № 570 от 31.08.2022
Вступила в силу с: 01.09.2022


Редакция от 17.01.2022, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь № 29 от 17/01/2022
Вступила в силу с: 21.01.2022


Первоначальная редакция от 07.08.2019