Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 7 декабря 2018 года №УП-5590

О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 г. №УП-6110, 07.10.2021 г. №УП-6320, 29.11.2021 г. №УП-26, 24.02.2022 г. №УП-78)

В рамках реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике удалось достичь определенных результатов в формировании современной системы оказания медицинской помощи населению.

За истекший период усовершенствована система оказания первичной медико-санитарной помощи путем организации сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник, повышена ее доступность населению. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги гражданам, в том числе на местах.

Реализован ряд целевых национальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. Организованы республиканский и региональные скрининг-центры, обеспечивающие предупреждение рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями.

В результате этого за период 1991 — 2017 гг. коэффициент общей смертности уменьшился на 20 процентов, материнской и младенческой смертности — в 3,1 раза. Продолжительность жизни с 1995 года увеличилась на 4,6 года и составила 73,7 года.

Вместе с тем, накопившиеся за последние годы системные недостатки и проблемы в организации деятельности здравоохранения препятствуют эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан. В их числе:

первое, отсутствуют концепция и стратегические цели в планировании и управлении сферой здравоохранения, в результате чего проводимые реформы носят фрагментарный характер и не позволяют оправдать ожидания и запросы населения по качеству здравоохранения;

второе, система сметного финансирования сферы здравоохранения основана на устаревших, не соответствующих международной практике механизмах, что приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли;

третье, низкая эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний, патронажу и формированию здорового образа жизни является причиной увеличения обращений граждан за специализированной медицинской помощью;

четвертое, слабо развита преемственность между различными уровнями и этапами оказания медицинской помощи населению, включая восстановительное лечение и реабилитацию;

пятое, осуществляемая кадровая политика не позволяет прогнозировать перспективы обеспечения специалистами на всех уровнях оказания медицинской помощи, особенно первичного звена, а также подготовки организаторов и управленческого персонала системы здравоохранения;

шестое, слабая интеграция медицинской практики с образованием и наукой на фоне низкого инновационного потенциала специализированных центров отражает неудовлетворительный уровень внедрения передовых достижений медицины в лечебно-диагностический процесс;

седьмое, отсутствуют единые стандарты в сфере электронного здравоохранения, не внедрены современные программные продукты, обеспечивающие интеграцию и эффективное управление медицинскими услугами, существующие информационные системы и технологии разрознены и носят узконаправленный характер.

В целях формирования концептуально новых моделей организации и финансирования здравоохранения, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи населению, внедрения современных достижений медицинской науки и технологий, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:

1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан:

совершенствование законодательства в сфере здравоохранения путем его унификации и принятия законов прямого действия, направленных на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, а также усиление ответственности и защищенности медицинских работников;

формирование современной системы управления и "кластерной" модели организации здравоохранения регионов, обеспечивающей интеграцию лучших практик менеджмента и управления качеством медицинских услуг на основе международных стандартов, внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности;

совершенствование системы финансирования здравоохранения, определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, внедрение системы оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, а также поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;

повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, поддержку здорового образа жизни и профилактику заболеваний, в том числе путем формирования системы медицинской стандартизации, внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения, эффективных моделей патронажа и диспансеризации;

совершенствование системы охраны материнства и детства на основе развития медицинской генетики, экстренной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям, внедрения современных программ скрининга, создания в регионах многопрофильных медицинских комплексов и информационных систем "Мать и дитя";

развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения;

дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий;

широкое внедрение системы "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.

2. Утвердить:

Концепцию развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы (далее — Концепция) согласно приложению №1;

Программу мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019 — 2021 годах (далее — Программа) согласно приложению №2.

Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Принять предложения Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономики и Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан о:

внедрении с 1 января 2022 года в порядке эксперимента системы финансирования медицинских организаций за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и подушевого финансирования (далее — новые механизмы финансирования) в отдельных районах республики согласно приложению №3;

поэтапном распространении с 1 января 2022 года новых механизмов финансирования во всех регионах республики на основе критического анализа результатов эксперимента;

введении с 1 июля 2019 года механизма смешанного финансирования в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, при котором лечение, не входящее в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, осуществляется на платной основе;

передаче с 1 июля 2019 года отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке на основе разработанных инвестиционных проектов (далее — инвестиционные проекты).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24.02.2022 №УП-78)
(см. предыдущую редакцию)

4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан (далее — Министерство) совместно с:

а) Министерством финансов, Национальной палатой инновационного здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего:

правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования;

определение субъектов обязательного медицинского страхования и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей;

источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования;

б) Министерством иностранных дел Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия со Всемирной организацией здравоохранения и международными финансовыми институтами для обеспечения технического содействия при реализации настоящего Указа, в том числе проведения технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования.

5. Образовать Рабочую комиссию по реализации мер, направленных на кардинальное совершенствование системы здравоохранения (далее — Рабочая комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №4.

Определить основными задачами Рабочей комиссии организацию качественной разработки и внесения в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также принятие практических мер, направленных на реализацию Концепции.

Рабочей комиссии (А.А. Абдухакимов):

в недельный срок создать экспертные группы по подготовке проектов нормативно-правовых актов с привлечением специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества, ведущих зарубежных консалтинговых компаний и международных организаций, организовать их эффективную работу;

обеспечить подготовку проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Программой, на основе критического анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта;

осуществлять постоянный контроль за последовательной и качественной подготовкой, своевременным рассмотрением и внесением в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также реализацией других мероприятий, предусмотренных Программой;

в срок до 1 апреля 2019 года подготовить инвестиционные проекты по передаче отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке и обеспечить их размещение на Инвестиционном портале Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям;

обеспечить мониторинг и широкое распространение лучших практик применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

6. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2021 №УП-26

(см. предыдущую редакцию)

7. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2021 №УП-26

(см. предыдущую редакцию)

8. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29.11.2021 №УП-26

(см. предыдущую редакцию)

9. Министерству в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан структуры и положение об Агентстве.

Определить, что организация деятельности Агентства осуществляется за счет оптимизации штатной численности органов и организаций государственной системы здравоохранения в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на отрасль "Здравоохранение".

10. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы I. Современное состояние здравоохранения Республики Узбекистан II. Цели и задачи дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Узбекистан III. Основные направления дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Узбекистан IV. Ожидаемые результаты от реализации Концепции Приложение Программа мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019 — 2021 годах Перечень отдельных районов республики, в которых с 1 апреля 2019 года внедряется система финансирования за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и подушевого финансирования Состав Рабочей комиссии по реализации мер, направленных на кардинальное совершенствование системы здравоохранения

Указ Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года №УП-5590
"О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан"

О документе

Номер документа:УП-5590
Дата принятия: 07/12/2018
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07/12/2018
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года №06/18/5590/2285

Редакции документа

Текущая редакция принята: 24/02/2022  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики... № УП-78 от 24/02/2022
Вступила в силу с: 24/02/2022


Редакция от 29/11/2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан в связи... № УП-26 от 29/11/2021
Вступила в силу с: 30/11/2021


Редакция от 07/10/2021, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов... № УП-6320 от 07/10/2021
Вступила в силу с: 08/10/2021


Редакция от 12/11/2020, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной... № УП-6110 от 12/11/2020
Вступила в силу с: 13/11/2020


Первоначальная редакция от 07/12/2018