Недействующая редакция. Принята: 07.10.2021 / Вступила в силу: 08.10.2021

Недействующая редакция, не действует с 30 ноября 2021 года

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 7 декабря 2018 года №УП-5590

О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 г. №УП-6110, 07.10.2021 г. №УП-6320)

В рамках реализации мер по реформированию системы здравоохранения в республике удалось достичь определенных результатов в формировании современной системы оказания медицинской помощи населению.

За истекший период усовершенствована система оказания первичной медико-санитарной помощи путем организации сельских врачебных пунктов, городских и сельских семейных поликлиник, повышена ее доступность населению. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих высокотехнологичные медицинские услуги гражданам, в том числе на местах.

Реализован ряд целевых национальных программ по укреплению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка. Организованы республиканский и региональные скрининг-центры, обеспечивающие предупреждение рождения детей с наследственными и врожденными заболеваниями.

В результате этого за период 1991 — 2017 гг. коэффициент общей смертности уменьшился на 20 процентов, материнской и младенческой смертности — в 3,1 раза. Продолжительность жизни с 1995 года увеличилась на 4,6 года и составила 73,7 года.

Вместе с тем, накопившиеся за последние годы системные недостатки и проблемы в организации деятельности здравоохранения препятствуют эффективному решению задач по дальнейшему совершенствованию системы охраны здоровья граждан. В их числе:

первое, отсутствуют концепция и стратегические цели в планировании и управлении сферой здравоохранения, в результате чего проводимые реформы носят фрагментарный характер и не позволяют оправдать ожидания и запросы населения по качеству здравоохранения;

второе, система сметного финансирования сферы здравоохранения основана на устаревших, не соответствующих международной практике механизмах, что приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов и хроническому недофинансированию отрасли;

третье, низкая эффективность работы по профилактике и раннему выявлению заболеваний, патронажу и формированию здорового образа жизни является причиной увеличения обращений граждан за специализированной медицинской помощью;

четвертое, слабо развита преемственность между различными уровнями и этапами оказания медицинской помощи населению, включая восстановительное лечение и реабилитацию;

пятое, осуществляемая кадровая политика не позволяет прогнозировать перспективы обеспечения специалистами на всех уровнях оказания медицинской помощи, особенно первичного звена, а также подготовки организаторов и управленческого персонала системы здравоохранения;

шестое, слабая интеграция медицинской практики с образованием и наукой на фоне низкого инновационного потенциала специализированных центров отражает неудовлетворительный уровень внедрения передовых достижений медицины в лечебно-диагностический процесс;

седьмое, отсутствуют единые стандарты в сфере электронного здравоохранения, не внедрены современные программные продукты, обеспечивающие интеграцию и эффективное управление медицинскими услугами, существующие информационные системы и технологии разрознены и носят узконаправленный характер.

В целях формирования концептуально новых моделей организации и финансирования здравоохранения, обеспечивающих кардинальное повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи населению, внедрения современных достижений медицинской науки и технологий, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:

1. Считать важнейшими направлениями реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан:

совершенствование законодательства в сфере здравоохранения путем его унификации и принятия законов прямого действия, направленных на повышение качества медицинских услуг и защиту прав пациентов, а также усиление ответственности и защищенности медицинских работников;

формирование современной системы управления и "кластерной" модели организации здравоохранения регионов, обеспечивающей интеграцию лучших практик менеджмента и управления качеством медицинских услуг на основе международных стандартов, внедрение системы аккредитации медицинских и фармацевтических организаций, лицензирования врачебной и фармацевтической деятельности;

совершенствование системы финансирования здравоохранения, определение объемов гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, внедрение системы оплаты медицинских услуг за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и новых механизмов подушевого финансирования, а также поэтапное внедрение обязательного медицинского страхования;

повышение эффективности, качества и доступности медицинской помощи, поддержку здорового образа жизни и профилактику заболеваний, в том числе путем формирования системы медицинской стандартизации, внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения, эффективных моделей патронажа и диспансеризации;

совершенствование системы охраны материнства и детства на основе развития медицинской генетики, экстренной и специализированной медицинской помощи женщинам и детям, внедрения современных программ скрининга, создания в регионах многопрофильных медицинских комплексов и информационных систем "Мать и дитя";

развитие частного здравоохранения, государственно-частного партнерства и медицинского туризма, создание благоприятных условий и улучшение конкурентной среды для широкого привлечения инвестиций в сферу здравоохранения;

дальнейшее развитие фармацевтической отрасли, совершенствование механизмов ценообразования, расширение объемов и номенклатуры производства лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

формирование эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, развития медицинской науки, в том числе на основе сертификации (аккредитации) медицинских научных и образовательных учреждений по международным стандартам, внедрения современных образовательных программ, методов и технологий;

широкое внедрение системы "электронного здравоохранения", создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов.

2. Утвердить:

Концепцию развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019 — 2025 годы (далее — Концепция) согласно приложению №1;

Программу мер по реализации Концепции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан в 2019 — 2021 годах (далее — Программа) согласно приложению №2.

Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Принять предложения Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономики и Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан о:

внедрении с 1 января 2022 года в порядке эксперимента системы финансирования медицинских организаций за "пролеченный случай" по клинико-затратным группам и подушевого финансирования (далее — новые механизмы финансирования) в отдельных районах республики согласно приложению №3;

поэтапном распространении с 1 января 2022 года новых механизмов финансирования во всех регионах республики на основе критического анализа результатов эксперимента;

введении с 1 июля 2019 года механизма смешанного финансирования в стационарных учреждениях областного и районного (городского) уровней здравоохранения, при котором лечение, не входящее в объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, осуществляется на платной основе;

передаче с 1 июля 2019 года отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке на основе разработанных инвестиционных проектов (далее — инвестиционные проекты);

поэтапном внедрении с 1 января 2021 года обязательного медицинского страхования в Республике Узбекистан.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 №УП-6110)
(см. предыдущую редакцию)

4. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан (далее — Министерство) совместно с:

а) Министерством финансов, Национальной палатой инновационного здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта Закона Республики Узбекистан "Об обязательном медицинском страховании", предусматривающего:

правовые основы, механизмы и этапы внедрения обязательного медицинского страхования;

определение субъектов обязательного медицинского страхования и уполномоченного органа по регулированию правоотношений в этой сфере, их прав и обязанностей;

источники формирования средств финансирования программ обязательного медицинского страхования;

б) Министерством иностранных дел Республики Узбекистан принять меры по организации взаимодействия со Всемирной организацией здравоохранения и международными финансовыми институтами для обеспечения технического содействия при реализации настоящего Указа, в том числе проведения технико-экономического обоснования мероприятий по внедрению обязательного медицинского страхования.

5. Образовать Рабочую комиссию по реализации мер, направленных на кардинальное совершенствование системы здравоохранения (далее — Рабочая комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению №4.

Определить основными задачами Рабочей комиссии организацию качественной разработки и внесения в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также принятие практических мер, направленных на реализацию Концепции.

Рабочей комиссии (А.А. Абдухакимов):

в недельный срок создать экспертные группы по подготовке проектов нормативно-правовых актов с привлечением специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества, ведущих зарубежных консалтинговых компаний и международных организаций, организовать их эффективную работу;

обеспечить подготовку проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Программой, на основе критического анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта;

осуществлять постоянный контроль за последовательной и качественной подготовкой, своевременным рассмотрением и внесением в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, а также реализацией других мероприятий, предусмотренных Программой;

в срок до 1 апреля 2019 года подготовить инвестиционные проекты по передаче отдельных лечебно-профилактических учреждений в доверительное управление инвесторам в установленном порядке и обеспечить их размещение на Инвестиционном портале Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям;

обеспечить мониторинг и широкое распространение лучших практик применения государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

6. Создать Агентство медико-социальных услуг при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан (далее — Агентство), определив его основными задачами и направлениями деятельности:

формирование и реализацию единой политики медико-социальной помощи, направленной на дальнейшее совершенствование и координацию медико-социальных услуг, оказываемых престарелым, лицам с инвалидностью и другим социально уязвимым категориям населения;

разработку предложений, направленных на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы с целью создания единой всеохватывающей системы определения инвалидности;

организацию и координацию деятельности медико-социальных учреждений в вопросах медико-социального обслуживания престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения;

организацию и координацию деятельности по обеспечению нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации;

организационно-методическое руководство и координацию деятельности службы медико-социальной экспертизы, реабилитации лиц с инвалидностью.

7. Установить, что:

Агентство является самостоятельным юридическим лицом, имеет баланс, счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан;

Агентство возглавляется директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

директор Агентства имеет одного заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности министром здравоохранения Республики Узбекистан по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

директор Агентства по статусу, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к заместителю министра здравоохранения Республики Узбекистан;

деятельность Агентства финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.