Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 22 сентября 2016 года №1540-VIII
О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг
(В редакции Законов Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII, 07.12.2017 г. №2237-VIII, 25.04.2019 г. №2712-VIII, 31.10.2019 г. №264-IX)
Этот Закон определяет правовой статус Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ее задачи, функции, полномочия и порядок их осуществления.
Раздел I Общие положения
Статья 1. Статус Регулятора
1. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - Регулятор), является постоянно действующим независимым государственным коллегиальным органом, целью деятельности которого является государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.
(Положения части первой статьи 1 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 г. №5-р/2019)
2. Регулятор является юридическим лицом публичного права, имеет обособленное имущество, являющееся государственной собственностью, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.
3. Работу Регулятора обеспечивают его центральный аппарат и территориальные органы.
4. Территориальные органы Регулятора образуются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по его решению как структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица.
Территориальные органы действуют на основании положений, которые утверждаются Регулятором. Полномочия территориальных органов определяются Регулятором в соответствии с законом.
Статья 2. Сфера деятельности Регулятора
1. Регулятор осуществляет государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг, в частности:
1) в сфере энергетики:
деятельности по производству, передаче, распределению, поставке электрической энергии;
деятельности по транспортировке, распределению, хранению (закачки, отбора), предоставление услуг установки LNG, поставки природного газа;
деятельности по транспортировке нефти, нефтепродуктов и других веществ трубопроводным транспортом;
2) в сфере коммунальных услуг:
деятельности по производству тепловой энергии на теплогенерирующих установках, включая установки для комбинированного производства тепловой и электрической энергии, транспортировки ее магистральными и местными (распределительными) тепловыми сетями, поставке тепловой энергии в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями);
деятельности в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения в объемах более уровня, который устанавливается условиями и правилами осуществления хозяйственной деятельности (лицензионными условиями).
Распределение видов деятельности согласно сфере применения применяется исключительно для целей этого Закона.
2. Государственное регулирование в сферах, определенных в части первой этой статьи, осуществляется Регулятором в соответствии с настоящим Законом, а также законами Украины "О естественных монополиях", "О рынке электрической энергии", "О рынке природного газа", "О трубопроводном транспорте", "О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала", "О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг", "О теплоснабжении", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", другими актами законодательства, регулирующими отношения в соответствующих сферах.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 13.04.2017 г. №2019-VIII)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Цель, формы деятельности Регулятора и его основные задачи
1. Регулятор осуществляет государственное регулирование с целью достижения баланса интересов потребителей, субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, и государства, обеспечения энергетической безопасности, европейской интеграции рынков электроэнергии и природного газа Украины.
2. Регулятор осуществляет государственное регулирование путем:
1) нормативно-правового регулирования в случаях, когда соответствующие полномочия предоставлены Регулятору законом;
2) лицензирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг;
3) формирования ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг и реализации соответствующей политики в случаях, когда такие полномочия предоставлены Регулятору законом;
4) государственного контроля и применения мер воздействия;
5) использования других средств, предусмотренных законом.
3. Основными задачами Регулятора являются:
1) обеспечение эффективного функционирования и развития рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
2) содействие эффективному открытию рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг для всех потребителей и поставщиков и обеспечение недискриминационного доступа пользователей к сетям/трубопроводам;
3) содействие интеграции рынков электрической энергии, природного газа Украины с соответствующими рынками других государств, в том числе в рамках Энергетического Сообщества, сотрудничества с Советом регуляторов Энергетического Сообщества, Секретариатом Энергетического Сообщества и национальными регуляторами энергетики других государств;
4) обеспечение защиты прав потребителей товаров, услуг в сферах энергетики и коммунальных услуг в отношении получения этих товаров и услуг надлежащего качества в достаточном количестве по обоснованным ценам;
5) содействие трансграничной торговле электрической энергией и природным газом, обеспечение инвестиционной привлекательности для развития инфраструктуры;
6) реализация ценовой и тарифной политики в сферах энергетики и коммунальных услуг;
7) содействие внедрению мероприятий по энергоэффективности, увеличению доли производства энергии из возобновляемых источников энергии и защиты окружающей природной среды;
8) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рынков в сферах энергетики и коммунальных услуг;
9) содействие развитию конкуренции на рынках в сферах энергетики и коммунальных услуг;
10) иные задачи, предусмотренные законом.
Статья 4. Основные принципы деятельности Регулятора
1. Основными принципами деятельности Регулятора являются:
1) законность;
2) самостоятельность и независимость;
(Положения пункта 2 части первой статьи 4 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 г. №5-р/2019)
3) компетентность;
4) эффективность;
5) справедливость;
6) предсказуемость и своевременность принятия решений;
7) адресность регулирования;
8) беспристрастность и объективность при принятии решений;
9) открытость и прозрачность, гласность процесса государственного регулирования;
10) недопущение дискриминации;
11) ответственность за принятые решения.
Раздел II Особенности организации деятельности Регулятора
Статья 5. Гарантии независимости Регулятора
1. Во время выполнения своих функций и полномочий в соответствии с законом Регулятор действует самостоятельно и независимо от любого другого органа государственной власти, иного государственного органа, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, а также политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов.
(Положения части первой статьи 5 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 г. №5-р/2019)
2. Члены Регулятора, другие должностные лица Регулятора действуют независимо. Любые письменные или устные указания, распоряжения, поручения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, субъектов хозяйствования, политических партий, общественных объединений, профессиональных союзов или их органов, а также других лиц, касающиеся исполнения членами Регулятора, его должностными лицами своих функций и полномочий в соответствии с законом, является незаконным воздействием.
(Положения абзаца первого части второй статьи 5 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 г. №5-р/2019)
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, субъектам хозяйствования, политическим партиям, общественным объединениям, профессиональным союзам и их органам запрещается вмешиваться в процессы государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг.
(Положения абзаца второго части второй статьи 5 признаны не соответствующими Конституции (неконституционными), в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 13 июня 2019 г. №5-р/2019)
Лица, осуществляющие незаконное влияние на процесс выполнения членами Регулятора, его должностными лицами своих функций и полномочий, несут административную и уголовную ответственность согласно закону.
3. Решения Регулятора не подлежат согласованию с органами государственной власти, кроме случаев, предусмотренных законодательством о защите экономической конкуренции.
Решения Регулятора могут быть обжалованы в судебном порядке. Обжалование решений Регулятора не останавливает их выполнения.
4. Регулятор имеет достаточно человеческих и финансовых ресурсов для выполнения своих задач в соответствии с этим Законом и другими законами. Регулятор самостоятельно распределяет средства, выделенные Регулятору на соответствующий год, и распоряжается ими.
5. Члены Регулятора, другие должностные лица Регулятора действуют независимо от частных интересов. Они не имеют права быть собственниками корпоративных прав любых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, согласно Закону Украины "О предотвращении коррупции".
Регулятор утверждает правила профессиональной этики, которые применяются к членам Регулятора, работникам центрального аппарата и территориальных органов Регулятора. Правила профессиональной этики, в частности, должны содержать:
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 29 декабря 2019 года