Дата обновления БД:
07.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
85 / 267
Всего документов в БД:
133423
КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА
О земле
от 25 октября 2004 года
(В редакции Законов Туркменистана от 30.03.2007 г. 01.10.2007 г., 01.03.2014 г., 28.02.2015 г. №203-V, 26.03.2016 г. №389-V, 23.11.2016 г. №484-V, 04.02.2017 г. №507-V, 03.06.2017 г. №578-V, 09.10.2017 г. №624-V, 25.11.2017 г. №669-V, 01.12.2018 г.)
Настоящий Кодекс определяет правовую, организационную и экономическую основы управления землями и направлен на рациональное использование, охрану земель, сохранение и улучшение окружающей природной среды, применение различных форм ведения хозяйственной деятельности на земле, регулирование земельных отношений.
Глава I. Основные положения
Статья 1. Земля в Туркменистане
Земля в Туркменистане является достоянием туркменского народа, находится под охраной государства и подлежит рациональному и эффективному использованию.
Статья 2. Земельное законодательство Туркменистана
1. Земельное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих земельные отношения.
2. Если международными договорами Туркменистана установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, то применяются правила международных договоров.
3. Нормативные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения, принимаются на основе настоящего Кодекса и не могут противоречить его положениям. В случае такого противоречия применяются положения настоящего Кодекса.
4. В земельных правоотношениях любые понятия, определяемые положениями гражданского и земельного законодательства Туркменистана, имеют то значение, которое придается им земельным законодательством Туркменистана, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статья 3. Сфера действия настоящего Кодекса
Действие настоящего Кодекса, регулирующего земельные отношения, распространяется на физических лиц, юридических лиц Туркменистана и иностранных государств, а также на иностранные государства и международные организации.
Статья 4. Задачи земельного законодательства Туркменистана
Задачами земельного законодательства Туркменистана являются:
- регулирование земельных отношений в целях осуществления мероприятий, направленных на рациональное и эффективное использование земельных ресурсов;
- реализация государственной программы по использованию и охране земельных ресурсов;
- установление порядка проведения государственного землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
- определение оснований возникновения, изменения и прекращения прав собственности на землю, землепользования и аренды земель;
- определение порядка осуществления прав и обязанностей собственников земель, землепользователей и арендаторов земель;
- обеспечение проведения мероприятий по повышению плодородия почв и сохранению природной среды;
- создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования на земле.
Статья 5. Государственные гарантии в сфере земельных отношений
Государственные гарантии в сфере земельных отношений включают в себя:
- обеспечение целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Туркменистана;
- осуществление государственной политики в сфере земельных отношений;
- осуществление правовых действий, экономических, организационных, технических и иных мероприятий в сфере земельных отношений;
- защиту прав и законных интересов собственников земель, землепользователей и арендаторов земель;
- обеспечение участия заинтересованных лиц в подготовке предложений, направленных на рациональное использование и охрану земель;
- обеспечение экологической безопасности в сфере земельных отношений;
- обеспечение в порядке, установленном законодательством Туркменистана, заинтересованных лиц информацией о наличии, состоянии, использовании и охране земель;
- проведение работ по государственному землеустройству, ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
- осуществление государственного контроля за соблюдением земельного законодательства Туркменистана;
- защиту интересов государства по земельным вопросам в сфере международного сотрудничества.
Глава II. Земельный фонд Туркменистана
Статья 6. Категории земель
Земельный фонд Туркменистана в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения;
б) земли лесного фонда;
в) земли водного фонда;
г) земли государственного запаса;
д) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
е) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иных отраслей;
ж) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Статья 7. Порядок отнесения земель к категориям и их перевод из одной категории в другую
Отнесение земель к категориям земельного фонда Туркменистана, указанным в статье 6 настоящего Кодекса, и их перевод из одной категории в другую, производятся в соответствии с их целевым назначением в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
Статья 8. Специальные земельные фонды
1. В целях предоставления земельных участков в частную собственность гражданам Туркменистана для строительства личного подсобного хозяйства в сельской местности, самостоятельного жилья в городах и поселках, а также предоставления земель во временное пользование акционерным обществам, фермерским хозяйствам, иным юридическим лицам и граждан Туркменистана для сельскохозяйственного производства создаются специальные земельные фонды.
Вопросы создания специальных земельных фондов рассматриваются группами по земельным вопросам этрапов (городов), велаятов (город Ашхабад) и государственным агентством по управлению земельными ресурсами.
2. Специальные земельные фонды создаются из земель государственного запаса, земель крестьянских объединений, других сельскохозяйственных предприятий, городов и поселков, а также из неиспользуемых земель других землепользователей.
3. Специальные земельные фонды утверждаются Кабинетом Министров Туркменистана.
(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 01.12.2018)
(см. предыдущую редакцию)
Глава III. Государственное регулирование в сфере земельных отношений
Статья 9. Государственное регулирование в сфере земельных отношений
Государственное регулирование в сфере земельных отношений осуществляется Кабинетом Министров Туркменистана, государственным органом по управлению земельными ресурсами, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 03.06.2017 г.)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Туркменистана в сфере земельных отношений
Кабинет Министров Туркменистана:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере земельных отношений;
- утверждает государственные целевые программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
- координирует деятельность государственных органов и служб, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель;
- формирует государственную систему регулирования и стимулирования деятельности по рациональному использованию и охране земель;
- осуществляет управление земельным фондом Туркменистана;
- по представлению Государственной комиссии по земельным вопросам принимает решения о предоставлении земель в собственность, пользование и аренду;
- производит изъятие земель для государственных и общественных нужд из всех категорий земель, независимо от размера земельного участка;
- утверждает формы документов, удостоверяющих право собственности на землю, право пользования землей и право аренды земель;
- устанавливает ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земель;
- устанавливает порядок проведения государственного землеустройства, земельного кадастра и осуществления мониторинга земель;
- утверждает порядок взимания платежей за землю и предоставления льгот по этим платежам;
- устанавливает нормативы и порядок возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
- определяет порядок осуществления государственного контроля за рациональным использованием и охраной земель;
- утверждает порядок и условия предоставления и изъятия земельных участков;
- утверждает ежегодный отчет о наличии, распределении и использовании земельного фонда Туркменистана;
- утверждает специальные земельные фонды;
- рассматривает и решает земельные споры;
- решает иные вопросы, связанные с земельными отношениями.
Статья 11. Полномочия государственного органа по управлению земельными ресурсами
1. Государственный орган по управлению земельными ресурсами и его органы на местах:
- реализует государственную политику, проводимую в сфере земельных отношений;
- осуществляет государственный контроль за рациональным и эффективным использованием и охраной земельных ресурсов;
- ведет государственный земельный кадастр и проводит мониторинг земель;
- создает и ведет единый компьютеризированный банк данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
- проводит работы по государственному землеустройству, а также топографо-геодезические, почвенные, геоботанические, картографические и другие обследовательские и изыскательские работы;
- принимает заявления от граждан Туркменистана и ходатайства от юридических лиц Туркменистана о предоставлении земель в пользование и аренду, готовит материалы по ним на рассмотрение комиссии по земельным вопросам этрапа (города), велаята и г. Ашхабада;
- оформляет материалы о предоставлении земель физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям;
– осуществляет выдачу документов, удостоверяющих право собственности на землю, право землепользования и право аренды земель, в соответствии с законодательством Туркменистана;
– вносит в земельно-кадастровую книгу соответствующие данные о государственной регистрации прав на землю, смене собственников земельных участков, землепользователей, арендаторов земель;
- проводит экспертизу программ, схем и проектов в части рационального использования и охраны земель;
- организует сбор и анализ данных о землях, предоставленных физическим лицам, юридическим лицам Туркменистана и иностранных государств, а также иностранным государствам и международным организациям;
- разрабатывает предложения по прогнозированию и перспективному использованию земель, пригодных под орошаемое земледелие, а также пастбищ для отгонного животноводства;
- проводит работы по выявлению неиспользуемых земель и земель, используемых с нарушением земельного законодательства Туркменистана;
- осуществляет организационные, технические и иные мероприятия, направленные на рациональное и эффективное использование земельных ресурсов;
- выдает разрешение на использование земельных участков для проведения изыскательских работ;
- принимает нормативные правовые акты по земельным вопросам, обязательные для исполнения собственниками земель, землепользователями и арендаторами земель;
- вносит в Кабинет Министров Туркменистана предложения о плате за землю, совершенствовании земельного законодательства Туркменистана, приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов министерств, ведомств, а также решений хякимов велаятов и города Ашхабада, этрапов и городов, генгеша, и приказов арчинов, противоречащих земельному законодательству Туркменистана;
- осуществляет контроль за соблюдением земельного законодательства Туркменистана при строительстве и реконструкции объектов промышленного и иного назначения, проведении геологоразведочных, изыскательских и других работ;
- представляет на рассмотрение Государственной комиссии по земельным вопросам материалы с заключением о предоставлении земель в собственность, пользование и аренду;
- составляет ежегодный отчет о наличии, распределении и использовании земельного фонда Туркменистана;
- рассматривает и решает земельные споры;
- решает иные вопросы в сфере земельных отношений, отнесенные настоящим Кодексом к его полномочиям.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 18 октября 2019 года