Дата обновления БД:
07.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
85 / 267
Всего документов в БД:
133423
Зарегистрировано
Министерством юстиции
Республики Молдова
21 августа 2018 года №1353
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 9 августа 2018 года №201
Об утверждении Регламента о требованиях в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в деятельности обменных валютных касс и гостиниц
На основании части (1) ст.11, п. с) части (1) ст.27 и п. b) ст. 51 Закона о Национальном банке Молдовы №548-XIII от 21 июля 1995 (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2015, №297-300, ст.544), части (3) и части (14) ст. 13, п. а) части (2) ст.15 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 (Официальный монитор Республики Молдова, 2018, №58-66, ст.133), Исполнительный комитет Национального банка Молдовы ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Регламент о требованиях в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в деятельности обменных валютных касс и гостиниц, согласно Приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу в день опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.
Председатель Исполнительного комитета Национального банка Молдовы
Серджиу Чокля
Приложение
к Постановлению Исполнительного комитета Национального банка Молдовы от 9 августа 2018 года №201
Регламент о требованиях в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в деятельности обменных валютных касс и гостиниц
Глава I Общие положения
1. Регламент о требованиях в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в деятельности обменных валютных касс и гостиниц (далее - Регламент) устанавливает правила по: разработке внутренней программы, применению требований предосторожности в отношении клиентов, в том числе мер повышенной предосторожности; хранению данных; отчетности о подозрительных действиях и транзакциях; выполнению элементов по системе внутреннего контроля, а также других требований в целях минимизации рисков, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма.
2. Субъектами настоящего Регламента являются обменные валютные кассы и гостиницы, которые согласно лицензиям Национального банка Молдовы, осуществляют наличные обменные валютные операции с физическими лицами.
3. При осуществлении обменных валютных операций посредством валютообменного аппарата, обменные валютные кассы и гостиницы обеспечивают соблюдение требований, предусмотренных Законом о валютном регулировании №62-XVI от 21 марта 2008 г. и настоящим Регламентом.
4. В настоящем Регламенте используются понятия и выражения, определенные Законом о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г., Законом о валютном регулировании №62-XVI от 21 марта 2008 г. и другими нормативными актами, изданными Национальным банком Молдовы и Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, связанные с областью предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Глава II Требования к внутренней программе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма
5. Обменная валютная касса и гостиница разрабатывают и внедряют собственную программу для предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (далее - Программа ПБОДФТ).
6. Программа ПБОДФТ представляет собой политики, процедуры и другие правила и практики, включая правила по знанию клиента, которые предупреждают использование обменных валютных касс и гостиниц в целях отмывания денег или финансирования терроризма, намеренно или нет, организованными преступными группировками или их соучастниками.
7. При разработке Программы ПБОДФТ обменные валютные кассы и гостиницы будут руководствоваться положениями Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г., настоящего Регламента и другими нормативными актами, изданными Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег для внедрения указанного закона. Обменные валютные кассы и гостиницы осуществят адаптацию требования Программы ПБОДФТ к специфике своей деятельности.
8. Программа ПБОДФТ, разработанная обменной валютной кассой и гостиницей, должна предусматривать, но не ограничиваться следующим:
1) обязательства руководителя высшего звена, ответственного за обеспечение соответствия политик и процедур законным требованиям по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма согласно пункта 42 настоящего Регламента;
2) политики и процедуры по мерам предосторожности относительно клиентов;
3) политики и процедуры по повышенным мерам предосторожности для клиентов и операций с повышенной степенью риска, в том числе для политически уязвимых лиц;
4) процедуры разработки и обновления списка лиц, групп и субъектов, вовлеченных в террористические деятельности;
5) процедуры по ведению учета и хранению информации;
6) процедуры по идентификации и представления отчета о подозрительной деятельности и сделках руководителю высшего звена и Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег;
7) установление соответствующих процедур для отбора персонала и требований при приеме на работу сотрудников для обеспечения его профессионализма;
8) осуществление независимого аудита по тестированию соответствия обменной валютной кассы и гостиницы политикам, процедурам, внутренние проверки в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
9. Обменная валютная касса и гостиница пересматривают (обновляют), всякий раз, когда это необходимо, программу ПБОДФТ, но не менее одного раза в год, учитывая положения законодательства.
10. Обменная валютная касса и гостиница хранят один экземпляр разработанной Программы ПБОДФТ в помещении обменной валютной кассы (ее филиале) и/или обменного валютного пункта гостиницы.
Глава III Меры предосторожности в отношении клиентов
11. Обменная валютная касса и гостиница применяют меры по идентификации клиента, осуществляющего обменные валютные операции у окошка обменной валютной кассы, пункта валютного обмена гостиницы, а также выгодоприобретающего собственника:
1) в случае осуществления валютной обменной операции с наличностью в размере, превышающем 200000 леев (согласно официальному курсу молдавского лея по отношению к иностранным валютам, действительному на день осуществления валютной обменной операции);
2) при наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма;
3) при наличии сомнений в достоверности, достаточности и точности полученных ранее идентификационных данных.
12. При идентификации физического лица в случаях, предусмотренных пунктом 11, обменная валютная касса и гостиница получает:
2) дата и место рождения;
3) гражданство и данные документа, удостоверяющего личность (IDNP, серия и номер, дата выдачи, код органа, выдавшего документ (если существует) или другие показатели документа, удостоверяющего личность, содержащего фотографию владельца);
4) домашний адрес и/или адрес проживания;
5) занятие, занимаемая публичная должность и/или название/фамилия работодателя;
6) информация об источнике денежных средств;
7) другие данные и сведения, в случае необходимости.
13. Обменная валютная касса и гостиница идентифицируют выгодоприобретающего собственника клиента и применяют резонные меры, основанные на рисках, по проверке его личности, таким образом, чтобы была уверенность, что знают, кто является выгодоприобретающим собственником. Для идентификации выгодоприобретающего собственника обменная валютная касса и гостиница применяют меры, описанные в пункте 12.
14. Обменная валютная касса и гостиница определяют, если лицо, осуществляющее валютную обменную операции, действует от своего имени, а в случае, когда операция осуществляется уполномоченным лицом, обменная валютная касса и гостиница запрашивают доверенность, заверенную в установленном законодательством порядке. Обменная валютная касса и гостиница применяют меры по идентификации лица в соответствии с положениями пункта 12 настоящего Регламента.
15. При идентификации клиента обменная валютная касса и гостиница проверяют представленную информацию, касающуюся как клиента, так и выгодоприобретающего собственника, до осуществления валютной обменной операции.
16. В целях проверки представленной информации, при идентификации клиента и выгодоприобретающего собственника обменная валютная касса и гостиница требуют представление документа, удостоверяющего личность клиента. Таким образом, обменная валютная касса и гостиница осуществляют:
1) проверку соответствия фотографии из удостоверяющего личность документа с личностью физического лица, которое предъявило этот документ;
2) проверку соответствия информации, представленной согласно положениям пункта 12.
17. Документы, представленные в целях идентификации клиента и выгодоприобретающего собственника, а также в целях проверки их личности, представляются в оригинале и должны быть действительными на день их представления.
18. Обменная валютная касса и гостиница не осуществляют валютную обменную операцию, если не могут обеспечить соблюдение требований пунктов 12-16. Обменная валютная касса и гостиница информируют Службу по предупреждению и борьбе с отмыванием денег о данных обстоятельствах, в соответствии с положениями законодательства.
19. Обменная валютная касса и гостиница составят, заполнят и обновят сведения о идентифицированных физических лицах в специальном регистре, разработанном в соответствии с приложением №1 к настоящему Регламенту.
20. Регистр идентифицированных физических лиц, составленный в соответствии с пунктом 19, подписывается руководителем высшего звена, ответственного за обеспечение соответствия политик и процедур с законными требованиями по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, и хранится в помещении обменной валютной кассы и гостиницы. Руководитель высшего звена, кассир, а также и надзорные органы будут иметь доступ к регистру идентифицированных лиц.
21. Обменная валютная касса и гостиница могут располагать и использовать и другие документы/регистры, в соответствии с пунктом 42 Регламента о деятельности учреждений по валютному обмену, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета Национального банка Молдовы №335 от 1 декабря 2016 г., которые обеспечивают доступность информации об идентификации и проверке клиента - физического лица, осуществляющего обменные валютные операции.
22. Достоверность информации, представленной в Регистре идентифицированных физических лиц, составленном согласно пункту 19, подтверждается подписью кассира/лица, осуществляющего обменную валютную операцию, размещенную в соответствующем поле Регистра.
23. Обменная валютная касса и гостиница осуществляют постоянный мониторинг операций, осуществляемых клиентами, для определения тех операций, которые осуществляются в значительных суммах и необычным способом, которые могут порождать риски по отмыванию денег и финансированию терроризма.
Глава IV Меры повышенной предосторожности в отношении клиентов
24. Обменная валютная касса и гостиница применяют меры повышенной предосторожности, устанавливая их объем в зависимости от риска, определяемого типом клиента и/или объема осуществленной обменной валютной операции, учитывая национальную оценку рисков в области и положения Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г.
25. Обменная валютная касса и гостиница при применении требований пункта 24 получают сведения о цели операции, источнике денежных средств, а также другие данные, учитывая положения части (2) ст. 8 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г.
26. Обменная валютная касса и гостиница учитывают следующие факторы, которые генерируют повышенный риск в контексте обменных валютных операций:
1) клиент является резидентом страны и/или юрисдикции, которая, в соответствии с достоверными источниками (взаимные оценки, подробные отчеты об оценке или опубликованные отчеты о мониторинге), не располагает эффективными системами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма;
2) клиент является резидентом страны и/или юрисдикции, которая, в соответствии с достоверными источниками, представляет высокий уровень коррупции и преступности;
3) клиент является резидентом страны и/или юрисдикции, в отношении которой профильными международными организациями введены санкции, эмбарго или другие аналогичные меры, в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Республикой Молдова;
4) клиент является резидентом страны и/или юрисдикции, которая предоставляет финансирование или поддержку террористической деятельности или на территории которых действуют установленные террористические организации;
5) клиент является политически уязвимым лицом;
6) клиент повторно требует валютного обмена сумм, находящихся близко к порогу обязанности по отчетности и/или идентификации, в короткий период времени;
7) клиент часто покупает или продает в значительных пропорциях иностранную валюту в обмен на национальную денежную единицу или иную иностранную валюту;
8) клиент обменивает в большом количестве банкноты небольшого достоинства на банкноты большего достоинства;
9) прочие идентифицированные факторы риска.
27. Обменная валютная касса и гостиница ведут учет списков стран, указанных в подп. 1)-4) пункта 26, учитывая нормативные акты, изданные Национальным банком Молдовы и Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег для выполнения положений Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г.
28. Обменная валютная касса и гостиница при осуществлении обменных валютных операций с политически уязвимыми лицами, членами их семьи и связанными с ними лицами обеспечивают применение по меньшей мере следующих мер:
1) проверяет, в соответствии с специальными списками, если клиент или его выгодоприобретающий собственник является или нет политически уязвимым лицом;
2) запрашивает информацию о членах семьи или лицах, ассоциированных политически уязвимому лицу, согласно пункту 12, пп. 1)-3);
3) запрашивает дополнительную информацию об источнике денежных средств, вовлеченных в обменные валютные операции (к примеру: сертификаты, касающиеся заработной платы, договоры аренды или продажи активов, или другие документы). Обменная валютная касса и гостиница должны зарегистрировать полученную информацию для того чтобы сделать ее доступной компетентным органам.
29. Обменная валютная касса и гостиница не осуществляют наличные обменные валютные операции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также с дорожными чеками в валюте с физическими лицами, вовлеченными в террористическую деятельность и распространении оружия массового поражения. Об отказе осуществления обменной валютной операции обменная валютная касса и гостиница информируют Службу по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, в соответствии с частью (3) ст. 5 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г.
30. В целях применения пункта 29, обменная валютная касса и гостиница постоянно отслеживают и используют информацию и данные, предоставленные Службой информации и безопасности и другими органами согласно положениям Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г.
Глава V Информирование о деятельности и о сделках
31. Обменная валютная касса и гостиница обязаны информировать Службу по предупреждению и борьбе с отмыванием денег:
1) о сомнительном имуществе, деятельности или сделках подозрительных в смысле отмывания денег, связанных с ними преступлений и финансирования терроризма, находящихся на этапе подготовки, покушения, совершения или уже совершенных - незамедлительно, в срок не более 24 часов после выявления вызывающего подозрения акта или обстоятельства;
2) об операциях клиентов, осуществленных с наличностью посредством одной операции на сумму не менее 100 тысяч леев (или эквивалентную сумму) либо посредством нескольких операций наличными, которые могут быть взаимосвязанными - в течение 10 календарных дней. Данные о деятельности или сделках, осуществленных с наличностью, вносятся в специальный формуляр, который направляется Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег в течение десяти календарных дней, с первого дня отчетного месяца и по последний день календарного месяца.
32. Обменная валютная касса и гостиница располагают:
1) четкими процедурами, исходя из положений Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г., доведенными до сведения всего персонала, которые предусматривают информирование персоналом о всем подозрительном имуществе, деятельности или сделках, подозрительных в смысле отмывания денег, связанных с ними преступлений и финансирования терроризма;
2) процедурой обнаружения подозрительных сделок или деятельности согласно критериям и показателям, установленными Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег;
3) процедурой информирования руководителя высшего звена о проблемах, связанных с предупреждением и борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма.
33. Специальные формуляры, адресованные Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, должны составляться с учетом положений частей (5) - (8), ст. 11 Закона о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г.
34. Обменная валютная касса и гостиница заполнят, поддержат и обновят информацию об операциях, адресованных Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег в специальном регистре, разработанным в соответствии с приложением №2 к настоящему Регламенту.
35. Регистр об операциях, адресованный Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег, составленный согласно пункту 34, подписывается руководителем высшего звена, ответственного за обеспечение соответствия политик и процедур законным требованиям по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, и хранится в помещении кассы валютного обмена и гостиницы. Руководитель высшего звена, кассир, а также и надзорные органы будут иметь доступ к Регистру об операциях, адресованных Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег.
Глава VI Хранение данных
36. Обменная валютная касса и гостиница хранят все документы и информацию о клиентах и выгодоприобретающих собственниках, полученные и составленные в рамках мер предосторожности в отношении клиентов, в том числе специальные формуляры и деловую переписку с компетентными органами в течение 5 лет со дня осуществления обменной валютной операции, и до 5 лет - в электронном виде, только для целей предусмотренных Законом о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма №308 от 22 декабря 2017 г., а по истечении срока хранения уничтожаются.
37. Правила и процедуры, касающиеся учета и хранения информации об операциях с идентифицированными клиентами, должны содержать, по меньшей мере, следующее:
1) предмет учета;
2) содержание учета (записей);
3) время осуществления записей;
4) сроки хранения информации и документов.
38. Обменная валютная касса и гостиница обеспечат, в случае запроса, доступ Национальному банку Молдовы и Службе по предупреждению и борьбе с отмыванием денег к документам и информации об идентификации и проверке клиентов, выгодоприобретающего собственника, а также и к другим данным/информациям. По требованию компетентных органов срок владения и хранения информации, связанной с клиентами и их операциями, может быть продлен на период, указанный в запросе, но не более 5 лет.
39. В целях выполнения обязательств в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, обменная валютная касса и гостиница обеспечат доступ кассирам/лицам, которые согласно должностным обязанностям имеют право доступа к данным по идентификации клиентов и другой соответствующей информации. Сотрудники обменного пункта валюты и гостиницы обязаны хранить конфиденциальность информации, полученной в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
Глава VII Требования по системе внутреннего контроля
40. Обменная валютная касса и гостиница должны иметь систему внутреннего контроля, которая обеспечит непрерывное соответствие с нормативными актами и Программой ПБОДФТ, то что поможет минимизировать связанные с этим риски.
41. Основными элементами системы внутреннего контроля являются:
1) назначение руководителя высшего звена, ответственного за обеспечение соответствия внутренних политик и процедур требованиям законодательства в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, постоянного выполнения Программы ПБОДФТ;
2) определение программы непрерывного обучения персонала в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;
3) меры, которые будут применяться к персоналу, которые не выполняют требования законодательства в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и Программы ПБОДФТ.
42. Руководитель высшего звена должен иметь как минимум следующие полномочия:
1) предоставление консультаций и организация обучения работников обменной валютной кассы и гостиницы в рамках выполнения требований в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;
2) принятия решения о передаче специальных формуляров в адрес Службы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и другим уполномоченным органам;
3) сотрудничество со Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и другими уполномоченными органами;
4) осуществление контроля за соблюдением работниками обменной валютной кассы и гостиницы положений законодательства и Программы ПБОДФТ.
43. Программа непрерывного обучения персонала в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма должна включать все аспекты, касающиеся процесса предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (идентификация и проверка клиентов, мониторинг операций, идентификация клиентов с повышенной степенью риска и информирование подозрительных операций). Периодичность и конкретное содержание занятий должны быть адаптированы к потребностям обменной валютной кассы и гостиницы. Занятия должны проводиться одновременно с изменением законодательства или Программы по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, но не реже одного раза в год.
Руководитель высшего звена должен вести учет проведенных занятий, осуществляя записи о дате и характере занятия, именах и фамилиях работников, которые прошли обучение.
44. Обменная валютная касса и гостиница должны обеспечить, чтобы их работники и руководитель высшего звена владели соответствующими знаниями, качествами и навыками для эффективного выполнения обязательств по соответствию требованиям по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
45. Программа по осуществлению аудита касательно соответствия деятельности обменной валютной кассы и гостиницы требованиям законодательства в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и Программы ПБОДФТ, должна предусматривать как минимум, кто осуществляет соответствующий аудит, периодичность осуществления аудита принимая во внимание риск отмывания денег и финансирования терроризма, задачи аудита и порядок информирования руководителя высшего звена о полученных результатах.
46. Аудит может быть осуществлен как персоналом обменной валютной кассы и гостиницы, ответственным за внутренний аудит, так и внешним независимым аудитором.
Глава VIII Санкции
47. В случае выявления нарушений положений настоящего Регламента, обязательств, предусмотренных законодательством по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, Национальный банк Молдовы может применить санкции в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 1
к Регламенту о требованиях в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в деятельности обменных валютных касс и гостиниц
См. Приложение 1
Приложение 2
к Регламенту о требованиях в области предупреждения и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в деятельности обменных валютных касс и гостиниц
См. Приложение 2
Недействующая редакция, не действует с 4 февраля 2019 года