Недействующая редакция. Принята: 22.03.2022 / Вступила в силу: 01.01.2022

Недействующая редакция, не действует с 22 марта 2023 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 22 марта 2022 года №150

О мерах по реализации требований части 5 статьи 1, статей 80, 85, 138, 139 и 140 Налогового кодекса Кыргызской Республики

В целях реализации требований части 5 статьи 1, статей 80, 85, 138, 139 и 140 Налогового кодекса Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 13, 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить:

1) Порядок взыскания налоговой задолженности согласно приложению 1;

2) Порядок списания безнадежного долга по налоговому обязательству согласно приложению 2;

3) Порядок определения рыночной цены в связи с потерей товарами качества или иных потребительских свойств согласно приложению 3;

4) Методику определения налогового обязательства налогоплательщика на основе косвенных методов согласно приложению 4.

2. Признать утратившими силу:

1) абзацы второй, шестой и седьмой пункта 1 постановления Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации требований норм Налогового кодекса Кыргызской Республики" от 30 декабря 2008 года №736;

2) постановление Правительства Кыргызской Республики "О внесении дополнений и изменения в постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 декабря 2008 года №736 "О мерах по реализации требований норм Налогового кодекса Кыргызской Республики" от 29 декабря 2009 года №818;

3) постановление Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении положений и Порядка по администрированию налогов" от 7 апреля 2011 года №144" от 27 октября 2015 года №749;

4) пункт 7 постановления Правительства Кыргызской Республики "О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам стабилизации социально-экономической ситуации в связи с обстоятельствами непреодолимой силы" от 8 мая 2020 года №241;

5) постановление Правительства Кыргызской Республики "О мерах по дополнительной поддержке субъектов предпринимательства путем предоставления отсрочки или рассрочки по суммам задолженности по страховым взносам и налоговой задолженности, образовавшейся в результате обстоятельств непреодолимой силы, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19" от 12 июня 2020 года №332;

6) пункт 2 постановления Правительства Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые решения и признании утратившим силу решения Правительства Кыргызской Республики по вопросам налогообложения" от 6 ноября 2020 года №540.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2022 года.

Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики

А.Жапаров

Приложение 1

к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 марта 2022 года №150

Порядок взыскания налоговой задолженности

1. Общие положения

1. Настоящий Порядок регулирует порядок исполнения налогового обязательства и взыскания налоговой задолженности.

2. Настоящий Порядок применяется в том числе в отношении задолженности по страховым взносам по государственному социальному страхованию (далее - страховой взнос) и неналоговым доходам (далее - неналоговый доход), администрирование которых осуществляют органы налоговой службы, если иное не предусмотрено настоящим Порядком.

2. Исполнение налогового обязательства

3. Налоговое обязательство является денежным обязательством и исполняется в национальной валюте Кыргызской Республики - сомах, за исключением налогового обязательства иностранной организации, не имеющей признаков постоянного учреждения в Кыргызской Республике, которое может исполняться в иностранной валюте.

При исчислении налогового обязательства допускается округление суммы налогового обязательства до единиц сомов.

4. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно или иным третьим лицом путем внесения в безналичной форме в счет уплаты всей причитающейся суммы налога сразу или по частям, а также досрочно и независимо от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

5. Исполнение налогового обязательства и погашение налоговой задолженности, при реорганизации организации; ликвидируемой платежеспособной организации или индивидуального предпринимателя; умершего или объявленного умершим физического лица; безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица осуществляется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Кыргызской Республики (далее - Налоговый кодекс).

6. Исполнение налогового обязательства и погашение налоговой задолженности неплатежеспособной организации или индивидуального предпринимателя, признанных или объявленных банкротом, производится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о банкротстве с учетом особенностей, установленных Налоговым кодексом.

Администратор, назначенный в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)", информирует налоговый орган о начале процесса банкротства и направляет копию решения суда о признании должника банкротом и назначении процедуры процесса банкротства.

7. Налоговый орган включает в Перечень налогоплательщиков, имеющих признаки недобросовестности, налогоплательщика, признанного или объявленного банкротом, должностного лица его органов управления, одного или нескольких его участников, подпадающих под определение взаимозависимого субъекта.

3. Порядок погашения налоговой задолженности

8. Погашение налоговой задолженности в отношении каждого налога производится в порядке, предусмотренном статьей 71 Налогового кодекса.

9. Погашение задолженности по страховым взносам осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики о государственном социальном страховании.

4. Порядок применения льготного режима исполнения налогового обязательства

10. Налогоплательщик вправе использовать льготный режим исполнения налогового обязательства в случаях, предусмотренных статьей 72 Налогового кодекса.

11. Для принятия решения о применении или об отказе в применении льготного режима исполнения налогового обязательства налоговым органом создается комиссия по применению льготного режима исполнения налогового обязательства (далее - комиссия), состоящая из сотрудников налогового органа. Состав и регламент работы комиссии утверждается приказом налогового органа. Количество членов комиссии должно составлять нечетное число, но не менее 5 человек. Комиссию возглавляет руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

12. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.

13. На основании протокола комиссии выносится решение налогового органа о применении льготного режима исполнения налогового обязательства или об отказе в применении льготного режима исполнения налогового обязательства, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

14. В случае принятия решения о применении льготного режима исполнения налогового обязательства должностное лицо налогового органа, на которое возложено ведение учета начисленных и уплаченных налогов, на основании решения налогового органа списывает оставшиеся 50 процентов пени и налоговой санкции с лицевого счета налогоплательщика.

15. Решение налогового органа вручается налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 97 Налогового кодекса.

16. Применение льготного режима исполнения налогового обязательства в отношении обязательства по страховым взносам и неналоговым доходам не допускается.

5. Прекращение налогового обязательства

17. Налоговое обязательство прекращается, а налоговая задолженность считается погашенной в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса.

18. Прекращение обязательства и погашение задолженности по страховым взносам осуществляется только в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 79 Налогового кодекса.

6. Извещение об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком

19. Извещением органа налоговой службы об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, признается письменное требование налогового органа об исполнении непогашенной суммы налоговой задолженности, начисленной на основании:

1) налоговой отчетности налогоплательщика;

2) решения органа налоговой службы, с которым налогоплательщик ознакомился, которое не оспорил и срок оспаривания которого истек;

3) решения органа налоговой службы, в отношении которого имеется решение суда, вступившее в законную силу.

20. Извещение об обеспечении исполнения налоговой задолженности вручается налогоплательщику, имеющему непогашенную налоговую задолженность, в следующие сроки:

1) по истечении 30 (тридцати) календарных дней со дня вручения решения по результатам налогового контроля, в случае если налогоплательщик не обратился в уполномоченный налоговый орган с жалобой на решение налогового органа;

2) по истечении 3 (трех) месяцев после вручения решения по жалобе налогоплательщика, если налогоплательщик не подал административный иск в суд;

3) по истечении 30 (тридцати) календарных дней со дня вынесения решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска налогоплательщика, если налогоплательщик не обжаловал его в апелляционной инстанции;

4) со дня вынесения решения суда второй инстанции об отказе в удовлетворении иска налогоплательщика;

5) со дня, следующего за днем сроков уплаты налогов, установленных Налоговым кодексом, образованных на основании представленной налоговой отчетности налогоплательщика.

21. Извещение об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, составляется в двух экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику или его представителю в порядке, установленном статьей 97 Налогового кодекса.

22. Налогоплательщик в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня, следующего за днем получения извещения, обязан исполнить налоговую задолженность путем внесения в безналичной форме в счет уплаты всей причитающейся суммы налоговой задолженности.

23. Неисполнение налогоплательщиком налоговой задолженности в указанный срок является основанием для взыскания сумм налоговой задолженности:

1) за счет денежных средств с банковских счетов налогоплательщика и/или третьего лица путем выставления налогового платежного требования (далее - НПТ);

2) за счет наличных денежных средств налогоплательщика и/или третьего лица путем установления налогового поста;

3) путем обращения в суд об ограничении выезда за пределы Кыргызской Республики физических лиц, руководителей организаций, имеющих задолженность;

4) путем обращения в суд с иском о принудительном взыскании суммы налоговой задолженности, в том числе за счет имущества налогоплательщика.

7. Взыскание налоговой задолженности путем выставления налогового платежного требования на банковские счета или за счет наличных денежных средств налогоплательщика и/или третьего лица

24. Взыскание налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, производится в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса.

25. Взыскание налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, за счет денежных средств с банковских счетов налогоплательщика и/или третьего лица осуществляется путем выставления в банк НПТ, которое составляется в двух экземплярах и должно быть подписано руководителем или заместителем руководителя налогового органа и заверено гербовой печатью налогового органа.

26. Налоговый орган направляет НПТ в банк для исполнения с приложением копии извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, с отметкой о вручении налогоплательщику.

В случае выставления НПТ на счета третьих лиц к НПТ прилагаются копии извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, и акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и третьим лицом.

27. Банк возвращает первый экземпляр НПТ с отметкой о принятии, второй экземпляр остается у банка для списания денежных средств со счетов налогоплательщика и/или третьего лица, включая валютный, в счет уплаты его задолженности.

28. Банк обязан исполнять в бесспорном и первоочередном порядке НПТ, выставляемые налоговым органом для погашения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком.

Неисполнение банком НПТ, выставленного в порядке, установленном налоговым законодательством Кыргызской Республики, влечет привлечение к ответственности банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о правонарушениях.

29. Налоговый орган контролирует исполнение банком полной уплаты налоговой задолженности по сумме НПТ налогоплательщика и/или третьего лица.

30. Налоговый орган, выставивший НПТ, при возникновении одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 79 Налогового кодекса Кыргызской Республики, письменно уведомляет соответствующий банк о необходимости снятия выставленного НПТ.

31. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика и/или его третьих лиц в банке взыскание за счет наличных денежных средств налогоплательщика и/или третьего лица осуществляется по акту о взыскании наличных денежных средств путем установления налогового поста в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

32. Взыскание налоговой задолженности со счетов или за счет наличных денежных средств третьих лиц производится при наличии документально подтвержденной задолженности третьего лица перед налогоплательщиком на основании акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и третьим лицом в бесспорном порядке.

При этом дата подписания акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и третьим лицом не должна превышать 6 (шести) месяцев на момент выставления НПТ или взыскания наличных денежных средств.

8. Ограничение выезда за пределы Кыргызской Республики налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность

33. В случае неуплаты или неполной уплаты суммы налоговой задолженности в размере, превышающем 1000 расчетных показателей, налоговый орган имеет право обратиться в суд с заявлением об ограничении выезда физического лица или руководителя этой организации в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса.

34. Заявление налогового органа направляется в суд с приложением копии извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, с отметкой о вручении налогоплательщику.

35. Заявление налогового органа должно содержать данные физического лица или руководителя организации, в отношении которого применяется ограничение на выезд физического лица или руководителя организации до полного исполнения налоговой задолженности, указанного в извещении об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком.

36. Акт суда об ограничении выезда в течение трех дней со дня получения акта суда направляется органом налоговой службы в уполномоченный государственный орган в сфере охраны государственной границы.

37. Налогоплательщик при уплате налоговой задолженности в обязательном порядке предоставляет в налоговый орган платежный документ об уплате налога. При прекращении налогового обязательства в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса налоговый орган обращается в суд с заявлением об отмене ограничения выезда. При этом налоговый орган должен уведомить уполномоченный государственный орган в сфере охраны государственной границы об обращении в суд с заявлением о снятии ограничения на выезд.

38. В случае если руководитель организации, в отношении которого вынесен судебный акт об ограничении выезда, прекращает свою деятельность в данной организации, то орган налоговой службы обращается в суд с заявлением об отмене ограничения в отношении этого лица с одновременным наложением ограничения в отношении нового руководителя этой организации.

9. Принудительное взыскание налоговой задолженности

39. Налоговый орган в соответствии со статьей 86 Налогового кодекса имеет право обратиться в суд с иском о принудительном взыскании налоговой задолженности, в том числе об ограничении в распоряжении имуществом и/или о взыскании налоговой задолженности за счет имущества данного налогоплательщика.

40. Обращение в суд производится в соответствии с порядком, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Кыргызской Республики.

41. Заявление о принудительном взыскании налоговой задолженности направляется в суд в соответствии с порядком, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Кыргызской Республики, с приложением копии извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком.

42. При подаче заявления о принудительном взыскании налоговой задолженности за счет имущества к заявлению прилагаются:

1) в отношении недвижимого имущества и/или транспортных средств - информация органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию транспортных средств, о наличии в собственности налогоплательщика недвижимого имущества и/или транспортных средств в виде бумажного или электронного документа;

2) в отношении другого имущества - акт описи движимого имущества, составленный в соответствии с настоящим Порядком.

43. Заявление налогового органа о принудительном взыскании налоговой задолженности может предусматривать взыскание налоговой задолженности с третьего лица, в том числе за счет средств дебитора, работодателя, банка либо другой организации.

44. Принудительное взыскание налоговой задолженности с третьих лиц осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 86 Налогового кодекса.

45. Взыскание налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика и/или третьего лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

46. Исполнение решения суда о принудительном взыскании налоговой задолженности, в том числе за счет имущества налогоплательщика и/или третьего лица, осуществляется судебным исполнителем в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики "О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве".

10. Порядок оформления описи имущества

47. В случае неуплаты или неполной уплаты суммы налоговой задолженности, неисполненной в течение 15 (пятнадцати) календарных дней, следующих за датой вручения извещения об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком, для передачи в суд об ограничении в распоряжении имуществом и/или о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика в пределах суммы, указанной в извещении об обеспечении исполнения задолженности, на основании приказа налогового органа производится опись имущества налогоплательщика или третьего лица.

48. Должностному лицу налогового органа налогоплательщик и/или третье лицо предоставляет информацию об имуществе и основных средствах.

49. Должностное лицо налогового органа производит опись ликвидного имущества налогоплательщика и/или третьего лица с указанием наименования, отличительных признаков, единицы измерения, предварительной оценки имущества, количества, суммы.

50. Акт описи имущества составляется в двух экземплярах в присутствии понятых (не менее 2 человек) и подписывается должностным лицом налогового органа, понятыми, налогоплательщиком и/или третьим лицом. В случае отказа налогоплательщика и/или третьего лица от подписи производится соответствующая запись. Первый экземпляр акта описи имущества остается в налоговом органе, второй - вручается налогоплательщику.

51. Должностное лицо налогового органа, производящее опись, информирует налогоплательщика о дальнейшем использовании имущества, перечисленного в акте описи имущества по форме, утвержденной уполномоченным налоговым органом. Условия пользования должны быть четко прописаны в акте описи имущества. Описанное имущество с предварительной оценкой оставляется на ответственное хранение организации или должнику.

52. В случае незаконного воспрепятствования допуску сотрудника органа налоговой службы на территорию или в административные, производственные, складские и иные помещения и отказа от предоставления соответствующих документов субъектом или ответственным лицом субъекта, на них возлагается ответственность, предусмотренная законодательством Кыргызской Республики о правонарушениях, при этом сотрудником органа налоговой службы оформляется протокол воспрепятствования по форме, установленной уполномоченным налоговым органом.

11. Порядок предоставления отсрочки и/или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности

53. Изменение срока уплаты суммы налоговой задолженности осуществляется в форме отсрочки и/или рассрочки в соответствии с главой 8 Налогового кодекса.

54. Налогоплательщик подает заявление с указанием оснований и приложением требуемых документов о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности в налоговый орган по месту текущего налогового учета или учетной регистрации.

55. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности должны быть приложены следующие документы:

1) банковская гарантия;

2) документ, подтверждающий причинение налогоплательщику ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы (в случае непреодолимой силы);

3) документ, подтверждающий задержку налогоплательщику финансирования или оплаты из бюджета за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги этим налогоплательщиком;

4) информация об имеющихся счетах в учреждениях банка;

5) акт сверки взаимных расчетов между налогоплательщиком и налоговым органом;

6) проект графика погашения налоговой задолженности по договору отсрочки/рассрочки в двух экземплярах по форме, утвержденной уполномоченным налоговым органом.

56. Физические лица к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности прилагают следующие документы:

1) банковская гарантия;

2) информация об имеющихся счетах в учреждениях банка;

3) акт сверки взаимных расчетов между налогоплательщиком и налоговым органом;

4) проект графика погашения налоговой задолженности по договору отсрочки/рассрочки в двух экземплярах по форме, утвержденной уполномоченным налоговым органом.

57. В случае принятия решения Кабинетом Министров Кыргызской Республики о предоставлении отсрочки и/или рассрочки по сумме налоговой задолженности, образовавшейся в результате обстоятельств непреодолимой силы, без предоставления банковской гарантии в соответствии со статьей 34 Налогового кодекса, к заявлению налогоплательщика прилагаются следующие документы:

1) проект графика погашения налоговой задолженности по договору отсрочки или рассрочки по форме, утвержденной уполномоченным налоговым органом;

2) информация об имеющихся счетах в учреждениях банка;

3) акт сверки взаимных расчетов между налогоплательщиком и налоговым органом.

58. Для принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, или об отказе в их предоставлении налоговым органом создается комиссия по предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности, состоящая из сотрудников налогового органа. Состав и регламент работы комиссии утверждается приказом налогового органа. Количество членов комиссии должно составлять нечетное число, но не менее 5 человек. Комиссию возглавляет руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

59. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.

На основании протокола комиссии выносится решение налогового органа о предоставлении отсрочки и/или рассрочки или об отказе по уплате суммы налоговой задолженности.

Решение налогового органа о предоставлении отсрочки и/или рассрочки или об отказе в предоставлении отсрочки и/или рассрочки подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

60. Решение о предоставлении отсрочки, рассрочки или об отказе в их предоставлении принимается налоговым органом в течение 10 (десяти) календарных дней, следующих за днем получения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки, рассрочки. В случае несоответствия документов требованиям настоящего Порядка налоговый орган направляет налогоплательщику мотивированный отказ.

61. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в ее предоставлении направляется налоговым органом налогоплательщику по месту текущего налогового учета или учетной регистрации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия такого решения.

62. Решение о предоставлении отсрочки и/или рассрочки вступает в силу со дня, установленного в этом решении. При этом начисленные пеня и налоговые санкции за период рассмотрения заявления налогоплательщика включается в сумму налоговой задолженности.

63. При соответствии требования настоящего Порядка и вынесении решения о предоставлении отсрочки и/или рассрочки заключается договор отсрочки и/или рассрочки (далее - договор) с приложением графика погашения налоговой задолженности, который является неотъемлемой частью договора. Договор составляется по форме, утвержденной уполномоченным налоговым органом в двух экземплярах. Один экземпляр договора остается в налоговом органе, второй вручается налогоплательщику.

64. Договор подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа и налогоплательщиком, заверяется гербовой печатью налогового органа и печатью налогоплательщика (при ее наличии).

65. Налогоплательщик обязан своевременно уплачивать налоги по налоговым обязательствам в соответствии с графиком договора отсрочки или рассрочки.

66. Налоговый орган ежемесячно контролирует уплату отсроченной и рассроченной суммы налога, исполнение графика погашения налоговой задолженности по договору.

67. Прекращение действия отсрочки или рассрочки производится в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса.

68. В случае нарушения налогоплательщиком условий предоставления отсрочки или рассрочки и неустранения нарушения в течение 10 (десяти) календарных дней налоговый орган принимает решение об отмене отсрочки или рассрочки и направляет налогоплательщику не позднее трех рабочих дней с момента вынесения.

В случае неустранения нарушения и неуплаты суммы налоговой задолженности в течение 30 (тридцати) календарных дней, следующих за днем получения решения об устранении нарушения условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности, налоговый орган направляет письменное требование банку (гаранту) о погашении налоговой задолженности в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса.

Приложение 2

к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 марта 2022 года №150

Порядок списания безнадежного долга по налоговому обязательству

1. Настоящий Порядок регулирует порядок списания безнадежных долгов по налоговому обязательству.

2. Настоящий Порядок применяется также в отношении задолженности:

- по неналоговым доходам, администрирование которых осуществляют органы налоговой службы (далее - неналоговый доход);

- по страховым взносам по государственному социальному страхованию (далее - страховой взнос) - в случае принятия отдельного закона о списании задолженности.

3. Налоговая задолженность налогоплательщика признается безнадежным долгом в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса.

4. Для принятия решения о списании безнадежного долга налогоплательщика налоговым органом создается комиссия о списании налоговой задолженности налогоплательщика (далее - комиссия), состоящая из сотрудников налогового органа. Состав и регламент работы комиссии утверждается приказом налогового органа. Количество членов комиссии должно составлять нечетное число, но не менее 5 человек. Комиссию возглавляет руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

5. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии.

На основании протокола комиссии выносится решение налогового органа о списании безнадежного долга по налоговому обязательству.

Решение налогового органа о списании безнадежного долга подписывается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

6. Решение о списании безнадежного долга по налоговому обязательству налогоплательщика принимается комиссией в случаях:

1) истечения срока исковой давности по налоговому обязательству, установленному Налоговым кодексом;

2) смерти физического лица - в случае отсутствия правопреемника или наследника;

3) признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным - в случае отсутствия или недостаточности его имущества;

4) списания задолженности субъектов принятием отдельного закона;

5) ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых завершены процедуры банкротства.

7. Налоговый орган представляет комиссии копии следующих документов:

1) при истечении срока исковой давности по налоговому обязательству:

- лицевой счет налогоплательщика за 6 лет со дня, следующего:

за последним днем уплаты налога, установленного Налоговым кодексом, в отношении налогового обязательства;

за днем вручения налогоплательщику решения об отмене отсрочки или рассрочки, в случае неуплаты отсроченной или рассроченной суммы налоговой задолженности (в случае предоставления отсрочки и/или рассрочки);

за днем вручения налогоплательщику решения по результатам выездной или камеральной проверки (в случае образования налоговой задолженности по результатам налоговой проверки);

- сведения об отсутствии оснований для прерывания срока исковой давности. При прерывании срока исковой давности предоставляется лицевой счет налогоплательщика за 6 лет со дня возобновления срока исковой давности;

2) при смерти физического лица - в случае отсутствия правопреемника или наследника:

- лицевой счет налогоплательщика;

- свидетельство о смерти, выданное органом по регистрации актов гражданского состояния, или решение суда;

- информацию о наличии или отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика;

- информацию о наличии или отсутствии зарегистрированного имущества налогоплательщика;

- извещение о наличии налоговой задолженности умершего физического лица, направленное нотариусу или наследнику по месту открытия наследства (при наличии);

3) при признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным - в случае отсутствия или недостаточности его имущества:

- судебное решение о признании физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным;

- лицевой счет налогоплательщика;

- информацию о наличии или отсутствии денежных средств на банковском счете налогоплательщика;

- информацию о наличии или отсутствии зарегистрированного имущества налогоплательщика;

- решение о наличии неисполненного налогового обязательства физического лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным, направленное опекуну, попечителю или управляющему, осуществляющему доверительное управление имуществом, а также органу по поддержке семьи и детей (при наличии).

8. Списание налоговой задолженности субъектов отдельным принятым законом осуществляется согласно условиям, установленным данным законом.

9. Для списания налоговой задолженности налогоплательщика, в отношении которого завершены процедуры банкротства, если требования налогового органа не удовлетворены из-за недостаточности имущества должника согласно подпункту "а" пункта 6 статьи 85 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)", комиссии предоставляются следующие документы:

1) решение суда о ликвидации юридического лица или прекращении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя (в судебном или внесудебном порядке);

2) заключительный отчет и баланс юридического лица;

3) приказ уполномоченного государственного органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, о регистрации прекращения деятельности юридического лица.

10. Форма решения о списании безнадежного долга устанавливается уполномоченным налоговым органом.

11. В налоговом органе создается база данных налогоплательщиков, у которых налоговая задолженность признана и списана как безнадежный долг.

12. При наличии оснований для списания безнадежного долга по налоговому обязательству, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговый орган обязан принять меры в соответствии с настоящим Порядком в случае соблюдения всех процессуальных мер, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Приложение 3

к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 марта 2022 года №150

Порядок определения рыночной цены в связи с потерей товарами качества или иных потребительских свойств

1. Настоящий Порядок определяет порядок формирования рыночной цены в целях налогообложения при реализации товарно-материальных запасов с учетом скидки, вызванной потерей товарами качества или иных потребительских свойств.

Примечание: Согласно статье 175 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее - Налоговый кодекс) Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для исчисления налоговых обязательств в соответствии с настоящим Кодексом, отражаемую в налоговой политике налогоплательщика. При этом, согласно статье 176 Налогового кодекса Кыргызской Республики налогоплательщик определяет доходы и расходы в целях налогообложения методом начисления или кассовым методом.

2. Согласно части 2 Международного стандарта финансовой отчетности "Запасы" величина частичного списания до возможной чистой стоимости реализации и все потери запасов должны признаваться в бухгалтерском учете в качестве расхода в период проведения списания или возникновения потерь.

3. Списание запасов ниже себестоимости до возможной цены реализации производится в том случае, если запасы окажутся поврежденными или морально устаревшими, при этом их продажная цена снизится. В случае если возникнет ситуация, при которой стоимость запасов будет невозмещаемой, такие запасы могут быть переоценены до чистой стоимости реализации. Нижний предел определения чистой стоимости реализации стандартом не установлен, он может быть равен нулю.

4. Для подтверждения порчи товара, его переоценки до возможной стоимости реализации в связи со снижением его потребительских свойств или невозможности использования по своему назначению субъектам предпринимательства следует обратиться в независимую экспертную структуру Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики. Составленный документ по итогам проведенной независимой экспертизы представляется в налоговую службу Кыргызской Республики.

5. Независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг) могут производить экспертные структуры Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики, органы по сертификации, аккредитированные в установленном порядке, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) с проведением, при необходимости испытаний в испытательных лабораториях на техническую компетентность и независимость соответствующим органом.

6. В случае признания товаров испорченными и не подлежащими переработке производится физическое уничтожение товара в соответствии с Положением о порядке уничтожения (переработки) продукции (товаров), признанной непригодной к реализации, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 9 июля 1997 года №407.

7. В случае если приобретенные материальные ресурсы, предназначенные для производственных целей, были списаны в связи с порчей в результате неблагоприятных форс-мажорных условий (пожар, наводнение т.п.), то при наличии соответствующих документов, подтверждающих такой факт, заверенных уполномоченным государственным органом, осуществляющим единую государственную политику в области Гражданской защиты, пожарной, радиационной безопасности, безопасности людей на водных объектах и гидрометеорологии, такая потеря материальных ресурсов является расходами предприятия.

Примечание: Законом Кыргызской Республики "Об обращении лекарственных средств" определена Государственная система контроля и надзора за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств. В соответствии с правилами обращения с непригодными к реализации и применению лекарственными средствами недоброкачественные, фальсифицированные, с истекшим сроком годности и пришедшие в негодность лекарственные средства подлежат обязательному возврату поставщику или уничтожению. Уничтожение лекарственных средств, непригодных к применению, производится в соответствии с Техническим регламентом "О безопасности лекарственных средств для медицинского применения", утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 6 апреля 2011 года №137.

8. В целях активизации работ по сокращению товарных запасов на складах хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики, улучшения их финансового состояния, ускорения оборачиваемости и пополнения оборотными средствами хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности разрешается реализовывать остатки залежалой продукции и товаров по ценам ниже себестоимости.

Приложение 4

к Постановлению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 22 марта 2022 года №150

Методика определения налогового обязательства налогоплательщика на основе косвенных методов

1. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет порядок исчисления налогового обязательства налогоплательщика при нарушении порядка ведения налогового учета на основе косвенных методов.

2. Исчисление налогового обязательства на основе косвенных методов производится налоговыми органами в соответствии со статьями 137-140 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее - Налоговый кодекс).

3. Методика определяет совокупность взаимосвязанных способов и приемов определения органами налоговой службы сумм налоговых обязательств, возникших при осуществлении экономической деятельности налогоплательщика, косвенными методами.

2. Применение рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

4. Для целей налогообложения учитывается цена товаров, работ или услуг, фактически применяемая сторонами сделки. В случае, если не доказано обратное, предполагается, что цена соответствует уровню рыночных цен.

5. Органы налоговой службы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

1) при сделках между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отсутствии подтверждающих документов о реализации товаров, работ или услуг;

5) при сделках с субъектами, обладающими признаками бездействующего лица;

6) при сделках с субъектами предпринимательства, применяющими специальный налоговый режим;

7) при сделках с товарами, в отношении которых установлен минимальный уровень контрольных цен в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса Кыргызской Республики.

В случае если у органов налоговой службы имеются факты, свидетельствующие о том, что налогоплательщиком при определении налогового обязательства использовались подложные документы, на основании которых им было занижено налоговое обязательство, органы налоговой службы вправе вынести обоснованное решение о доначислении налога, пени и налоговых санкций.

6. В случаях, когда цены на товары, работы или услуги, примененные сторонами сделки, отличаются от рыночной цены более чем на 20 (двадцать) процентов, орган налоговой службы вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога, пени и налоговых санкций, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены, исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

7. Рыночная цена сделки используется, если налогоплательщик не докажет, что сделка фактически совершена по ценам, указанным в документах, и отклонение от рыночной цены экономически обоснованно.

8. Рыночные цены могут быть применены в случаях:

1) когда одна из сторон отрицает участие в совершенной сделке;

2) когда налоговой службой установлено, что согласно представленным документам одной из сторон сделки являются:

- подставное лицо, не имеющее отношения к совершенной сделке;

- неустановленное лицо;

- субъект, обладающий признаками бездействующего лица;

3) когда сделка совершена без намерения создать соответствующие ей правовые последствия или когда поставки совершены с целью прикрытия другой сделки, трактуемые статьями 185 и 188 Гражданского кодекса Кыргызской Республики;

4) когда налоговой службой установлено, что у субъекта в наличии не имеется товаров, факт реализации которых подтвержден документально;

5) когда между сторонами сделки присутствует сговор, влияющий на необоснованное занижение налогового обязательства;

6) другие случаи экономически необоснованного отклонения от рыночной цены.

9. При определении рыночной цены учитываются обычные надбавки к цене или скидки, устанавливаемые при совершении сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. В частности, учитываются надбавки и скидки, вызванные:

1) сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, работы и услуги;

2) потерей товарами качества или иных потребительских свойств, в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики;

3) истечением или приближением истечения даты сроков годности или реализации товаров;

4) маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынке новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров, работ, услуг на новые рынки;

5) реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

10. При определении рыночных цен на товары, работы или услуги принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.

11. Взаимозависимыми лицами могут быть признаны субъекты, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими субъектов, а именно:

1) субъект непосредственно или косвенно участвует в организации или суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2) две организации, в которых участвует третий субъект, непосредственная и/или косвенная доля участия которого в каждой из них составляет более 5 процентов или контролируется таким субъектом;

3) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

4) субъекты, между которыми возникают отношения, регулируемые трудовым законодательством Кыргызской Республики;

5) близкие родственники;

6) учредитель управления и доверительный управляющий.

Суд может признать субъекты взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими субъектами могут повлиять на результаты сделок между ними.

12. При определении и признании рыночной цены на товары, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках базы данных государственных органов и органов местного самоуправления, информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками, а также другая соответствующая информация.

13. В качестве рыночной цены на товары, работы или услуги используются данные бюллетеня цен на товары, работы или услуги сложившихся на рынке, Национального статистического комитета Кыргызской Республики, издаваемого ежеквартально.

При реализации товаров, работ или услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным законодательством Кыргызской Республики, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

14. Рыночная цена на товары, работы или услуги определяется на основе информации о сделках, заключенных на момент реализации этих товаров, работ или услуг, с идентичными и/или однородными товарами, работами, услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество или объем поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемых в подобных сделках, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных, а при их отсутствии однородных товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями либо существенно не влияют на цену таких товаров, работ или услуг, либо могут быть учтены с помощью поправок.

15. Для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена на товары, работы или услуги, реализуемые продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы их покупателем при последующей их перепродаже, и обычных в таких случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

Например: субъектом приобретено товаров на общую сумму 10 тыс. сомов. Расходы субъекта, связанные с приобретением и дальнейшей реализацией данного товара (перевозка, хранение, погрузка-разгрузка и т.д.), составили 2 тыс. сомов. Прибыль, обычная для данной сферы деятельности, составляет 20 процентов. Таким образом, рыночная цена на данный товар может быть определена в сумме 14400 сомов (10000 + 2000 + 20%).

16. При невозможности использования метода цены последующей реализации используется метод на основе сложения стоимости, при котором рыночная цена на товары, работы или услуги, реализуемые продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство и/или приобретение и/или реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

Например: субъектом реализовано товаров на сумму 14400 сомов. Прибыль, обычная для данной сферы деятельности, составляет 20 процентов. Затраты, обычные в подобных случаях (транспортировка, хранение, погрузка-разгрузка и т.д.), составляют 2 тыс. сомов. Рыночная цена приобретения составляет 10 тыс. сомов (14400 - [14400 х 20 / 120] - 2000).

17. При рассмотрении дела об обжаловании налогоплательщиком решения органа налоговой службы об определении цены сделки в целях налогообложения судом могут быть учтены любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не перечисленные в настоящей методике.

3. Применение косвенных методов на основе оценки активов, обязательств, оборота, затрат, расходов и данных рейдового налогового контроля, снятия остатков товарно-материальных ценностей, налогового поста

18. При нарушении порядка учета операций за наличный расчет с населением, отсутствии первичных учетных документов, утрате или уничтожении учетной документации органы налоговой службы определяют налоговое обязательство на основе косвенных методов, таких как метод активов, обязательств, оборота, затрат, расходов и/или данных, полученных по результатам установленного налогового поста, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

19. Под косвенными методами определения сумм налогового обязательства налогоплательщика подразумевается определение сумм их налоговых обязательств по оценке расходов налогоплательщика, прироста его активов, количества лиц, находящихся с ним в отношениях найма, а также других элементов налоговых баз, принимающихся для расчета налогового обязательства.

20. Для определения элементов налоговых баз при применении косвенных методов органы налоговой службы могут использовать любую информацию, полученную от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, которая прямо или косвенно может влиять на определение налогового обязательства налогоплательщика.

21. Метод определения налогового обязательства на основе анализа активов, обязательств, оборота, затрат, расходов и данных налогового поста базируется на взаимосвязи и взаимозависимости различных экономических показателей, характеризующих экономическую деятельность налогоплательщика.

22. Анализ активов, обязательств, оборота, затрат, расходов может производиться путем сопоставления следующих показателей:

1) состояние производственных мощностей;

2) количество использованного сырья, материалов, электрической и тепловой энергии, воды, тары и прочее;

3) численность работников и размер оплаты их труда;

4) другие затраты на производство и реализацию товаров, работ и услуг;

5) прирост или убыль активов налогоплательщика;

6) инвентаризация товаров (готовой продукции) на начало и конец отчетного периода;

7) движение денежных средств на счетах в учреждениях банков;

8) другие показатели, влияющие на определение налоговой базы.

23. Определение налогового обязательства косвенным методом может производиться на основании информации, полученной от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Кроме того, налоговой службой может быть использована информация, полученная от третьих лиц, которые непосредственно не имели финансовых отношений с проверяемым хозяйствующим субъектом, но при этом осуществляют деятельность, схожую по своим характеристикам с деятельностью налогоплательщика.

24. При этом показателями для исчисления налоговой базы могут служить:

1) доход, расход, цены;

2) вес, объем, количество;

3) спрос;

4) местность.

Например: в ходе проверки было установлено, что согласно учетным данным налогоплательщика в остатке имеются товаро-материальные ценности на сумму 100 тыс.сомов (по цене приобретения), при этом данный налогоплательщик не смог их предъявить для снятия остатков. Налоговая служба признает данный товар реализованным и путем получения необходимой информации от предприятий, учреждений, организаций и/или физических лиц устанавливает, что на рынке данный товар стоит 120 тыс.сомов, исходя из которых должна определяться налоговая база.

Налоговой службой получена информация о том, что налогоплательщик - резидент Кыргызской Республики, реализовал на территории другого государства товар, местом происхождения которого является другая страна. Результаты данной операции не отражены в налоговых отчетах или отражены не полностью. Налоговая служба должна произвести перерасчет согласно имеющейся информации.

25. Косвенный метод определения налогового обязательства может применяться на основании данных, полученных по результатам рейдового налогового контроля, снятия остатков ТМЦ, налогового поста. В случае, если данные рейдового налогового контроля, снятия остатков ТМЦ, налогового поста не соответствуют данным налогоплательщика, налоговая служба вправе внести соответствующие обоснованные изменения в отчетность налогоплательщика.

4. Проведение и оформление результатов проверки с использованием косвенных методов определения налогового обязательства

26. Определение налогового обязательства на основе косвенных методов может производиться налоговой службой при выездных и камеральных проверках. При этом для данных действий не требуется оформления специального предписания.

27. При проведении выездной проверки, в случае применения косвенных методов определения налогового обязательства, все материалы, использованные при этом, а также расчеты должны быть отражены в отчете о результатах выездной проверки, который оформляется в соответствии со статьей 105 Налогового кодекса.

По результатам выездной проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение в соответствии со статьей 106 Налогового кодекса, на основании которого налогоплательщику вручается уведомление в порядке, установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

28. При проведении камеральной проверки, по результатам определения налогового обязательства косвенным методом, составляется справка, которая должна содержать полную информацию о причинах и основаниях произведенных начислений, документах, использованных при этом. К справке должны быть приложены необходимые документы или их копии, расчеты и другие материалы, использованные при начислении.

В случае если в ходе проведения камеральной проверки с использованием косвенных методов определения налогового обязательства были установлены факты занижения суммы налога, налоговый орган письменно извещает налогоплательщика о выявленных нарушениях с требованием об их устранении в течение 15 (пятнадцати) календарных дней.

29. В случаях если налогоплательщик не согласен с решением налоговой службы, он вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Порядок взыскания налоговой задолженности 1. Общие положения 2. Исполнение налогового обязательства 3. Порядок погашения налоговой задолженности 4. Порядок применения льготного режима исполнения налогового обязательства 5. Прекращение налогового обязательства 6. Извещение об обеспечении исполнения налоговой задолженности, признанной налогоплательщиком 7. Взыскание налоговой задолженности путем выставления налогового платежного требования на банковские счета или за счет наличных денежных средств налогоплательщика и/или третьего лица 8. Ограничение выезда за пределы Кыргызской Республики налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность 9. Принудительное взыскание налоговой задолженности 10. Порядок оформления описи имущества 11. Порядок предоставления отсрочки и/или рассрочки по уплате суммы налоговой задолженности Порядок списания безнадежного долга по налоговому обязательству Порядок определения рыночной цены в связи с потерей товарами качества или иных потребительских свойств Методика определения налогового обязательства налогоплательщика на основе косвенных методов 1. Общие положения 2. Применение рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 3. Применение косвенных методов на основе оценки активов, обязательств, оборота, затрат, расходов и данных рейдового налогового контроля, снятия остатков товарно-материальных ценностей, налогового поста 4. Проведение и оформление результатов проверки с использованием косвенных методов определения налогового обязательства