Недействующая редакция. Принята: 02.09.2022 / Вступила в силу: 07.09.2022

Недействующая редакция, не действует с 10 января 2023 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 28 декабря 2020 года №169

Об утверждении Положения об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного надзора на рынках небанковских финансовых услуг

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 16.06.2021 г. №52, 02.09.2022 г. №198)

Согласно пункту 8-1 части первой статьи 7, статьям 55-1, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 20, 21, 28, 29 Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг", статьям 35 -37 Закона Украины "О страховании", статье 26 Закона Украины "О кредитных союзах", статье 5 Закона Украины "О потребительском кредитовании", с целью урегулирования порядка осуществления Национальным банком Украины надзора за деятельностью на рынках небанковских финансовых услуг в форме безвыездного надзора Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного надзора на рынках небанковских финансовых услуг, которое прилагается.

2. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

К.Шевченко

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 28 декабря 2020 года №169

Положение об осуществлении Национальным банком Украины безвыездного надзора на рынках небанковских финансовых услуг

I. Общие положения

1. Это Положение разработано согласно Законам Украины "О Национальном банке Украины", "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (далее - Закон о финансовых услугах), "О страховании", "О кредитных союзах", "О потребительском кредитовании" с учетом положений Директивы 2013/36/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 июня 2013 года о доступе к деятельности кредитных организаций и пруденциальном надзоре по отношению к кредитным учреждениям и инвестиционным фирмам, которая вносит изменения в директиву 2002/87/ЕС и прекращает действие Директивы 2006/48/ЕС и 2006/49/ЕС, а также Директивы 2009/138/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 ноября 2009 года о начале и ведении деятельности в сфере страхования и перестрахования (Платежеспособность II), с целью установления Национальным банком Украины (далее - Национальный банк) в порядке осуществления надзора на рынках небанковских финансовых услуг в форме безвыездного надзора и с учетом принципов, определенных в статье 3-1 и части первой статьи 29 Закона о финансовых услугах.

Это Положение не применяется к осуществлению безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности. Осуществление безвыездного надзора за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности регулируется нормативно-правовым актом Национального банка по вопросам осуществления надзора за соблюдением объектами надзора законодательства Украины о защите прав потребителей финансовых услуг и ограниченных платежных услуг, требований к взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 02.09.2022 №198)
(см. предыдущую редакцию)

2. Термины в этом Положении употребляются в таком значении:

1) безвыездной надзор - форма осуществления Национальным банком надзора за соблюдением объектами безвыездного надзора требований законов Украины и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг (далее - нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг), без посещения их по месту нахождения;

2) адрес объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы (далее - адрес) - адрес электронной почты объекта безвыездного надзора, указанный в Государственном реестре финансовых учреждений, других реестрах лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги, который ведет Национальный банк, или адрес электронной почты ответственного лица небанковской финансовой группы, указанный в документах, предоставленных таким лицом Национальному банку в соответствии с требованиями законодательства Украины по вопросам надзора на консолидированной основе;

3) объекты безвыездного надзора - участники рынка небанковских финансовых услуг [небанковские финансовые учреждения, юридические лица, которые не являются финансовыми учреждениями, но имеют право предоставлять отдельные финансовые услуги (далее - лицо, которое не является финансовым учреждением), лица, которые предоставляют посреднические услуги на рынках финансовых услуг, физические лица-предприниматели, которые предоставляют финансовые услуги, зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины постоянные представительства в форме филиалов иностранных страховых компаний, которые также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности] и небанковские финансовые группы, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк;

4) уполномоченное должностное лицо Национального банка - Председатель Национального банка, его первый заместитель и заместители Председателя Национального банка, руководитель структурного подразделения Национального банка, к функциям которого относится осуществление надзора за деятельностью участников рынков небанковских финансовых услуг, его заместитель, руководитель подразделения в составе указанного структурного подразделения Национального банка, его заместитель или лица, исполняющие их обязанности.

Другие термины, которые используются в этом Положении, употребляются в значениях, приведенных в законодательстве Украины.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 16.06.2021 №52)
(см. предыдущую редакцию)

3. Национальный банк осуществляет безвыездной надзор в соответствии с требованиями Закона Украины "О Национальном банке Украины", Закона о финансовых услугах, настоящего Положения, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг, с целью:

1) надзора (контроля) за соблюдением объектами безвыездного надзора условий осуществления деятельности по предоставлению финансовых услуг и обязательных критериев и нормативов достаточности капитала и платежеспособности, ликвидности, прибыльности, качества активов и рисковости операций, правил предоставления финансовых услуг и других показателей и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами;

2) контроля за достоверностью информации, предоставляемой объектами безвыездного надзора;

3) выявления признаков осуществления небанковскими финансовыми учреждениями и лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков и других кредиторов таких объектов (далее - рисковая деятельность);

4) своевременного выявления Национальным банком признаков, свидетельствующих об ухудшении финансового состояния страховщика/кредитного союза, и своевременного уведомления страховщика/кредитного союза о таких признаках для принятия им/ими мер по улучшению своего финансового состояния;

5) анализа состояния, тенденций и перспектив развития рынка небанковских финансовых услуг с учетом перспектив деятельности и потенциальных рисков его участников;

6) своевременного и эффективного реагирования на установленные нарушения требований нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг, рисковую деятельность, недостатки и негативные тенденции (отрицательная динамика в отношении активов, операций, деятельности, которая может свидетельствовать об ухудшении финансового состояния и/или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам о предоставлении финансовых услуг) в деятельности объектов безвыездного надзора;

7) контроля и мониторинга исполнения объектами безвыездного надзора примененных Национальным банком мер воздействия.

II. Осуществление безвыездного надзора

4. Национальный банк осуществляет безвыездной надзор путем:

1) мониторинга деятельности объектов безвыездного надзора на основании анализа отчетности, документов (их копий), операций, опросников, письменных объяснений, информации, полученной от объектов безвыездного надзора, от подразделений Национального банка, государственных органов, а также иной информации и документов, полученных Национальным банком во время выполнения им своих функций, включая информацию/документы из официальных источников;

2) регулярного оценивания Национальным банком общего финансового состояния небанковского финансового учреждения, результатов его деятельности и качества корпоративного управления, системы внутреннего аудита (контроля) и управления рисками, соблюдения обязательных нормативов и других показателей и требований, ограничивающих риски по операциям с финансовыми активами.

5. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора руководствуется принципами, определенными в статье 3-1 - и части первой статьи 29 Закона о финансовых услугах.

6. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора с целью выявления положительных тенденций (положительная динамика в отношении активов, операций, деятельности, которая может свидетельствовать об улучшении финансового состояния и/или надлежащее исполнение обязательств по договорам о предоставлении финансовых услуг) и негативных тенденций (отрицательная динамика в отношении активов, операций, деятельности, которая может свидетельствовать об ухудшении финансового состояния и/или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам о предоставлении финансовых услуг) в деятельности объектов безвыездного надзора, признаков рисковой деятельности, а также для определения степени риска от осуществления деятельности объектами безвыездного надзора оценивает сделки, операции, обстоятельства и события с точки зрения их экономического, правового и фактического содержания, учитывает обстоятельства и условия конкретной ситуации на основании комплексного и всестороннего анализа:

1) информации и документов/копий документов, представленных в Национальный банк в пределах предусмотренной настоящим Положением процедуры взаимодействия и обмена информацией, а также полученных от государственных органов и других официальных источников;

2) информации и документов/копий документов, имеющихся у Национального банка, включая информацию и документы/копии документов, полученные Национальным банком во время выполнения им своих полномочий и функций.

7. Национальным банком по результатам безвыездного надзора может быть установлено:

1) отсутствие/наличие нарушений объектом безвыездного надзора нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг;

2) отсутствие/наличие признаков осуществления небанковским финансовым учреждением или лицом, которое не является финансовым учреждением, рисковой деятельности;

3) значения количественных и качественных показателей, которые используются Национальным банком для оценки критериев, по которым Национальный банк оценивает степень риска от осуществления деятельности участниками рынка небанковских финансовых услуг, их общественная значимость, на основании которых определяется периодичность проведения плановых инспекционных проверок участников рынков небанковских финансовых услуг, регулирование и надзор за которыми осуществляет Национальный банк;

4) отсутствие/наличие негативных тенденций (негативной динамики в отношении активов, операций, деятельности, которая может свидетельствовать об ухудшении финансового состояния и/или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам о предоставлении финансовых услуг) в деятельности объекта безвыездного надзора;

5) улучшение/ухудшение финансового состояния объекта безвыездного надзора;

6) наличие определенных законодательством Украины оснований для проведения Национальным банком внеплановой инспекционной проверки;

7) факт выполнения/невыполнения объектом безвыездного надзора решений Национального банка о применении к нему мер воздействия.

III. Взаимодействие и обмен информацией при осуществлении безвыездного надзора

8. Национальный банк согласно части первой статьи 57 Закона Украины "О Национальном банке Украины" и части шестой статьи 29 Закона о финансовых услугах для осуществления безвыездного надзора в пределах своих полномочий в сфере государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг получает от объектов безвыездного надзора информацию/пояснения/документы/копии документов путем отправки объекту безвыездного надзора письменного требования в виде:

1) документа в электронной форме, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) уполномоченного должностного лица Национального банка, - на электронный адрес;

2) документа в бумажной форме (в случае, предусмотренном в пункте 12 раздела III настоящего Положения), подписанного уполномоченным должностным лицом Национального банка, - на почтовый адрес объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 16.06.2021 №52)
(см. предыдущую редакцию)

9. В письменном требовании:

1) указываются основания, обусловившие необходимость его направления, а также перечень информации/документов/копий документов, которые необходимо предоставить Национальному банку, и/или вопросы, на которые Национальный банк требует предоставить объяснения;

2) устанавливается срок предоставления объектом безвыездного надзора ответа на такое требование.

Национальный банк устанавливает срок предоставления объектом безвыездного надзора ответа на письменное требование с учетом характера проблем, обстоятельств и условий конкретной ситуации, объемов и сроков предоставления информации и документов, но на меньший, чем три рабочих дня со дня его направления.

10. Объекты безвыездного надзора обязаны в установленные Национальным банком сроки предоставлять в Национальный банк в случаях, порядке, форме и формате, которые определены этим Положением, полную и достоверную информацию/пояснения/документы/копии документов о качестве (размером шрифта, который дает возможность прочесть все указанные в них сведения).

11. Объект безвыездного надзора обязан:

1) направлять информацию/пояснения/документы/копии документов в Национальный банк средствами системы электронной почты Национального банка (при условии подключения к системе электронной почты Национального банка) или по электронной почте Национального банка с использованием КЭП;

2) предоставлять Национальному банку информацию/пояснения/документы/ копии документов в бумажной форме, если об этом прямо указано в письменном требовании Национального банка.

Объект безвыездного надзора предоставляет Национальному банку информацию/пояснения/документы/копии документов в бумажной форме с одновременным обязательным представлением электронных копий этих документов в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 13 раздела III настоящего Положения.

12. Письменное требование Национального банка, направленное объекту безвыездного надзора, является надлежащим образом отправленным при условии получения на электронную почту/электронный почтовый ящик Национального банка подтверждения доставки этого письменного требования на электронный адрес. Национальный банк в случае неполучения такого подтверждения в течение трех рабочих дней со дня направления требования объекту безвыездного надзора на его электронный адрес направляет объекту безвыездного надзора письменное требование в виде документа в бумажной форме заказным письмом с уведомлением о вручении на почтовый адрес объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы.

13. Объект безвыездного надзора предоставляет Национальному банку по его письменному требованию информацию/пояснения/документы/копии документов одним из следующих способов:

1) в электронной форме с наложением КЭП через веб-портал Национального банка, размещенный на вебсайте https://portal.bank.gov.ua. Технические требования по формированию файлов, наложению КЭП, загрузке файлов через веб-портал Национального банка размещаются на веб-портале Национального банка;

2) в электронной форме с наложением КЭП электронным сообщением на официальный электронный почтовый ящик Национального банка - nbu@bank. gov.ua;

3) в бумажной форме с одновременным обязательным представлением электронных копий этих документов без наложения КЭП на цифровых носителях информации [компакт-дисках (CD, DVD) или USB-флэш-накопителях]. Электронные копии документов создаются путем сканирования бумажных носителей документов с учетом следующих требований:

документ сканируется в файл формата pdf;

сканированная копия каждого документа сохраняется как отдельный файл;

файл должен иметь короткое название латинскими буквами, которое отражает содержание и реквизиты документа;

документы, содержащие более одной страницы, сканируются в один файл;

разрешение сканирования должно быть не ниже 300 dpi.

Страницы копий документов, письменных объяснений, которые передаются объектом безвыездного надзора Национальному банку в бумажной форме, должны быть пронумерованы, прошиты и на обратной стороне последнего листа копии на отдельном небольшом листе, который наклеивается на него поверх концов нитей, указывается надпись: "Пронумеровано и прошито ... стр." (указывается количество листов цифрами и словами), а также надпись "Согласно оригиналу", который заверяется подписью руководителя/лица, исполняющего обязанности руководителя объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы с указанием его/ее должности, инициалов и фамилии, даты заверения.

14. Документы, составленные на иностранном языке, для представления Национальному банку должны быть переведены на украинский язык (подлинность подписи переводчика удостоверяется нотариально). Документы, составленные на иностранном и украинском языках одновременно, не переводятся на украинский язык.

15. Национальный банк при осуществлении безвыездного надзора за небанковской финансовым группой направляет письменное требование, определенное в пункте 8 раздела III настоящего Положения, ответственному лицу небанковской финансовой группы. Письменное требование направляется такому лицу с соблюдением требований пункта 12 раздела III настоящего Положения.

Ответственное лицо небанковской финансовой группы обеспечивает предоставление Национальному банку информации/объяснений/документов/копий документов согласно пунктам 10, 11, 13, 14 раздела III этого Положения.

16. Национальный банк с целью обсуждения вопросов, возникающих в рамках осуществления безвыездного надзора, имеет право инициировать проведение рабочих встреч с владельцами существенного участия, руководителем/лицом, исполняющим обязанности руководителя объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы, путем направления им соответствующего приглашения.

Приглашенный имеет право принимать участие в рабочей встрече лично/совместно с уполномоченным представителем/переводчиком или дистанционно с помощью средств аудио-, визуальной связи. Конкретный способ участия приглашенного лица, а также вопросы/основания, которые являются предметом проведения рабочей встречи, место, время и способ ее проведения указываются Национальным банком в соответствующем приглашении.

Приглашение направляется не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения рабочей встречи на электронный адрес или в бумажной форме на почтовый адрес объекта безвыездного надзора.

Национальный банк имеет право осуществлять аудио- и видеозапись рабочей встречи в соответствии с законодательством Украины.

17. Национальный банк по результатам проведения безвыездного надзора:

1) в случае выявления признаков, свидетельствующих об ухудшении финансового состояния страховщика/кредитного союза, письменно предупреждает страховщика/кредитный союз о таких признаках для принятия им/ими мер по улучшению своего финансового состояния;

2) учитывает полученную в течение безвыездного надзора информацию во время оценки степени риска от осуществления деятельности объектом безвыездного надзора и/или уровня его общественной важности;

3) составляет акт о правонарушении в случае выявления нарушений нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг, совершенных объектом безвыездного надзора;

4) составляет справку о признаках осуществления рисковой деятельности в случае выявления признаков осуществления небанковским финансовым учреждением или лицом, которое не является финансовым учреждением, рисковой деятельности;

5) инициирует проведение внеплановой инспекционной проверки в случае наличия оснований, предусмотренных законодательством Украины;

6) обращается в правоохранительные органы в случае выявления признаков совершения преступления.

18. Акт о правонарушении должен содержать:

1) дату составления и номер;

2) полное наименование и реквизиты юридического лица/филиала страховщика-нерезидента/участников небанковской финансовой группы или фамилию, имя, отчество физического лица, его регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (серия и номер паспорта для физического лица, которое из-за своих религиозных убеждений отказывается от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомило об этом соответствующий контролирующий орган и имеет отметку в паспорте), серию и номер паспорта;

3) описание выявленного нарушения (с указанием требований нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг, которые нарушены);

4) ссылку на документы/обстоятельства/информацию, подтверждающие факт совершения объектом безвыездного надзора нарушения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг;

5) фамилию, имя, отчество уполномоченного должностного лица Национального банка и его собственноручную подпись (для акта о правонарушении в бумажной форме) или КЭП (для акта о правонарушении в электронной форме).

19. Справка о признаках осуществления рисковой деятельности должна содержать:

1) дату составления и номер;

2) полное наименование и реквизиты юридического лица;

3) описание/заключения относительно признаков, наличие которых является основанием для заключения Национального банка о проведении небанковским финансовым учреждением или лицом, которое не является финансовым учреждением, рисковой деятельности;

4) ссылку на документы/обстоятельства/сведения, которые подтверждают признаки, наличие которых является основанием для заключения Национального банка о проведении небанковским финансовым учреждением или лицом, которое не является финансовым учреждением, рисковой деятельности;

5) фамилию, имя, отчество уполномоченного должностного лица Национального банка и его собственноручную подпись (для справки о признаках осуществления рисковой деятельности в бумажной форме) или КЭП (для справки о признаках осуществления рисковой деятельности в электронной форме).

20. К акту о правонарушении/справке о признаках осуществления рисковой деятельности приобщаются, при наличии, копии документов, которые подтверждают факт совершения объектом безвыездного надзора нарушения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению небанковских финансовых услуг/признаки, наличие которых является основанием для заключения Национального банка о проведении небанковским финансовым учреждением или лицом, которое не является финансовым учреждением, рисковой деятельности.

21. Акт о правонарушении/справка о признаках осуществления рисковой деятельности составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченным должностным лицом Национального банка.

Форма акта о правонарушении/справки о признаках осуществления рисковой деятельности определяется соответствующим распорядительным актом Национального банка.

22. Один экземпляр акта о правонарушении/справки о признаках осуществления рисковой деятельности не позднее трех рабочих дней со дня его составления направляется Национальным банком для ознакомления объекту безвыездного надзора/ответственному лицу небанковской финансовой группы средствами почтовой связи или по электронной почте в порядке, предусмотренном в пункте 12 раздела III настоящего Положения.

Национальный банк не направляет объекту безвыездного надзора/ответственному лицу небанковской финансовой группы вместе с экземпляром акта о правонарушении/справки о признаках осуществления рисковой деятельности копии документов, указанных в пункте 20 раздела III настоящего Положения, если они получены Национальным банком от объекта безвыездного надзора.

23. Объект безвыездного надзора/ответственное лицо небанковской финансовой группы имеет право в течение семи рабочих дней со дня получения акта о правонарушении/справки о признаках осуществления рисковой деятельности предоставить Национальному банку в электронной форме в порядке, предусмотренном в подпункте 1 пункта 11 раздела III настоящего Положения, или в бумажной форме возражения/пояснения относительно:

1) совершенных нарушений, указанных в акте о правонарушении;

2) признаков, наличие которых является основанием для заключения Национального банка о проведении небанковским финансовым учреждением или лицом, которое не является финансовым учреждением, рисковой деятельности, указанных в справке о признаках осуществления рисковой деятельности.

Указанные возражения/пояснения оформляются письменно, подписываются руководителем/лицом, исполняющим обязанности руководителя объекта безвыездного надзора/ответственного лица небанковской финансовой группы, и дополняются документами, подтверждающими эти возражения.

24. Национальный банк рассматривает возражения/пояснения, предоставленные объектом безвыездного надзора/ответственным лицом небанковской финансовой группы с соблюдением требований настоящего Положения, при принятии решения о применении/неприменении мер воздействия к объекту безвыездного надзора.