Недействующая редакция. Принята: 21.01.2022 / Вступила в силу: 11.03.2022

Недействующая редакция, не действует с 15 мая 2022 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 14 июня 2018 года №105

О содействии занятости населения и страховании по безработице

(В редакции Законов Республики Молдова от 29.11.2018 г. №280, 16.07.2020 г. №137, 19.11.2020 г. №190 (вступил в силу 01.01.2021 г.), 21.01.2022 г. №4)

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель закона

Целью настоящего закона является предотвращение и сокращение безработицы и ее социальных последствий, снижение рисков безработицы и обеспечение высокого уровня занятости населения и адаптации рабочей силы к требованиям рынка труда.

Статья 2. Предмет и сфера регулирования

(1) Положения настоящего закона регулируют политику содействия занятости населения и политику в области трудовой миграции, рынок труда, институциональную систему занятости населения, меры по трудоустройству, а также правовые отношения, которые устанавливаются при внедрении мер по трудоустройству.

(1-1) Настоящий закон регулирует условия посредничества при трудоустройстве и трудоустройства граждан Республики Молдова за рубежом, а также обеспечивает защиту граждан Республики Молдова, находящихся в поиске работы за рубежом или осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

(2) Положения настоящего закона применяются к гражданам Республики Молдова, физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в Республике Молдова или за ее пределами, а также к категориям иностранцев, предусмотренным в пунктах a), d)-g) части (1) статьи 2 Закона об интеграции иностранцев в Республике Молдова №274/2011.

(3) Настоящий закон не применяется к трудящимся-иммигрантам, за предусмотренным частью (3) статьи 45 исключением.

(4) При применении положений настоящего закона запрещается любая дискриминация по признаку расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, убеждений, пола, возраста, ограниченных возможностей, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения, социального происхождения или любого другого признака.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.07.2020 №137)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

рынок труда - экономическое пространство, в котором встречаются, сопоставляются и свободно реализуются спрос на рабочую силу обладателей капитала, выступающих в качестве покупателей, и предложение рабочей силы владельцами таковой, выступающими в качестве оферентов;

спрос на рабочую силу - фактическая потребность в наемном труде, которая формируется в определенный момент в условиях рыночной экономики и выражается в количестве свободных рабочих мест, предлагаемых работодателями в течение определенного периода времени на определенный уровень заработной платы;

предложение о работе - работа, которую могут выполнить члены общества на условиях оплаты труда, выражающаяся доступным в определенный период числом трудоспособных людей или трудоспособного населения, из которого вычитается число тех, кто не хочет заниматься какой-либо деятельностью ввиду наличия других средств к существованию или других занятий;

лицо, находящееся в поиске работы, - лицо, которое предпринимает конкретные действия по самостоятельному поиску работы или посредством обращения в Национальное агентство занятости населения либо к другому поставщику услуг по трудоустройству;

меры по трудоустройству населения - меры по сокращению дисбаланса между спросом и предложением работы, включая меры по содействию занятости населения и пассивные меры занятости населения (страхование на случай безработицы);

меры по содействию занятости населения - меры, направленные на расширение возможностей трудоустройства лиц, находящихся в поиске работы, а также на стимулирование работодателей к трудоустройству безработных и созданию новых рабочих мест, включающие услуги и активные меры по трудоустройству населения;

страхование по безработице - пассивная мера занятости населения, предназначенная для страхования на случай безработицы застрахованного в государственной системе социального страхования трудоспособного лица, которое по предусмотренным законом причинам не может выполнять работу в соответствии со своей подготовкой, и реализуется посредством предоставления ему на определенный период пособия по безработице;

подходящее рабочее место - место работы, включая занятое на определенный период место работы, которое отвечает в совокупности следующим условиям:

a) соответствует профессиональной подготовке или профессиональному опыту лица;

b) подходит лицу по состоянию здоровья;

c) находится в населенном пункте проживания лица или на доступном расстоянии за пределами такового. Критерии определения доступного расстояния и расстояние, которое считается доступным, устанавливаются Правительством;

адаптация рабочего места - совокупность мер, принимаемых работодателем для содействия осуществлению права на труд и увеличению производительности труда на рабочем месте лица с ограниченными возможностями с учетом индивидуальных потребностей соответствующего лица посредством оснащения вспомогательными оборудованием, устройствами и технологиями, найма вспомогательного персонала и адаптации пространства;

помощь в трудоустройстве - услуга, оказываемая бесплатно лицам, указанным в пункте c) части (3) статьи 23, частными поставщиками услуг помощи в трудоустройстве в целях обеспечения доступа к работе, получения и сохранения оплачиваемого рабочего места на рынке труда;

эмиграция в целях трудоустройства - добровольное перемещение граждан Республики Молдова за пределы страны с целью осуществления временной трудовой деятельности;

трудящийся-эмигрант - гражданин Республики Молдова, постоянно или временно проживающий на ее территории, который трудоустроен, подлежит трудоустройству или был трудоустроен в целях осуществления оплачиваемой деятельности на территории страны назначения;

частное агентство занятости населения (далее - частное агентство) - частный поставщик услуг по трудоустройству, осуществляющий деятельность по набору и трудоустройству рабочей силы внутри страны и/или за рубежом путем оказания посреднических услуг по трудоустройству;

договор о посредничестве при трудоустройстве - заключенный между частным агентством и трудящимся-эмигрантом договор, по которому одна сторона (частное агентство) обязуется перед другой стороной (трудящийся-эмигрант) выступить, путем оказания посреднических услуг, в качестве посредника при установлении трудовых отношений;

нелицензированный посредник - физическое или юридическое лицо, которое осуществляет посредническую деятельность по трудоустройству наподобие частного агентства, не имея лицензии на такую деятельность;

зарубежный бенефициар - работодатель - физическое или юридическое лицо либо посредник из страны назначения, который намерен нанять или иным образом трудоустроить трудящегося-эмигранта на рынке рабочей силы соответствующей страны;

независимый работник - трудящийся-эмигрант, осуществляющий экономическую деятельность на территории страны назначения в качестве авторизованного, индивидуально и независимо, физического лица либо в качестве предпринимателя - владельца индивидуального предприятия или организации иной правовой формы в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством страны назначения;

сезонный трудящийся-эмигрант - трудящийся-эмигрант, осуществляющий трудовую деятельность на территории страны назначения в период выполнения сезонных работ, которые в силу климатических условий могут проводиться в определенный период года;

временный трудящийся-эмигрант - трудящийся-эмигрант, который трудоустроен в стране назначения на основе договора на определенный срок и на деятельности которого не сказываются сезонные аспекты труда;

NEET-молодежь - молодые люди в возрасте 15-29 лет, которые не входят в занятое население, не учатся/не обучаются в системе формального образования и не вовлечены ни в какие курсы или иные виды подготовки вне системы формального образования.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.01.2022 №4)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Рынок труда

(1) В Республике Молдова каждому человеку гарантируется право свободно выбирать профессию и место работы, а также право на страхование по безработице.

(2) Рынок труда в Республике Молдова является свободным и составляет основу для реализации права на труд и права на социальную защиту трудоспособных лиц.

(3) На национальном и территориальном уровнях мониторинг ситуации на рынке труда и развития рынка труда осуществляется с помощью системы статистических показателей, учитывающих:

а) население трудоспособного возраста;

b) рабочую силу;

c) занятое население;

d) лиц, находящихся в поиске работы;

e) безработных;

f) вакантные рабочие места;

g) пособие по безработице;

h) население, которое вышло из безработицы путем трудоустройства или которое покинуло рынок труда;

i) уровень безработицы.

(4) Система статистических показателей и методология их расчета устанавливаются Национальным бюро статистики совместно с Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты.

(5) Национальное агентство занятости населения ведет статистику на основе собственных показателей.

(6) Национальное агентство занятости населения создает информационную систему рынка рабочей силы, содержащую первичные документы и собственные базы данных, информацию участников рынка труда, и управляет этой системой.

Статья 5. Классификатор занятий Республики Молдова

(1) Классификатор занятий Республики Молдова (далее - Классификатор занятий) представляет собой систему идентификации, иерархии, кодификации занятий в экономике, разработанную Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты на основе Международной стандартной классификации занятий (BIM, ISCO-08) совместно с министерствами и другими центральными административными органами и заинтересованными учреждениями.

(2) Структура Классификатора занятий утверждается Правительством.

(3) Содержание Классификатора занятий и любое его обновление утверждаются приказом министра здравоохранения, труда и социальной защиты по просьбе заинтересованных лиц или на основании закона и публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова.

(4) Правила ведения Классификатора занятий и внесения в него изменений утверждаются министром здравоохранения, труда и социальной защиты.

(5) Использование Классификатора занятий является обязательным при заполнении официальных документов.

Глава II Разработка, согласование, реализация и контроль политики в области содействия занятости населения и в области трудовой миграции

(Наименование статьи изложено в новой редакции в соответствии с Законом Республики Молдова от 16.07.2020 №137)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Цель закона Статья 2. Предмет и сфера регулирования Статья 3. Основные понятия Статья 4. Рынок труда Статья 5. Классификатор занятий Республики Молдова Глава II Разработка, согласование, реализация и контроль политики в области содействия занятости населения и в области трудовой миграции Статья 6. Политика в области содействия занятости населения Статья 7. Институциональная система содействия занятости населения Статья 8. Полномочия Правительства Республики Молдова Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты Статья 10. Национальное агентство занятости населения Статья 11. Полномочия органов местного публичного управления Статья 12. Социальное партнерство на рынке труда Статья 13. Правомочия социальных предприятий и интеграционных социальных предприятий, некоммерческих организаций Статья 14. Участие работодателей в реализации политик в области содействия занятости населения Глава III Мониторинг рынка труда Статья 15. Мониторинг рынка труда Статья 16. Ведение учета лиц, находящихся в поиске работы, безработных, вакантных рабочих мест Статья 17. Анализ и прогноз рынка труда Статья 18. Оценка воздействия мер по трудоустройству Статья 19. Использование результатов мониторинга рынка труда Глава IV Статус безработного Статья 20. Статус безработного Статья 21. Снятие безработного с учета Глава V Меры по трудоустройству Статья 22. Меры по трудоустройству Статья 23. Пользователи мер по трудоустройству Часть 1. Услуги по трудоустройству Статья 24. Услуги по трудоустройству Статья 25. Информирование о рынке труда Статья 26. Профессиональная ориентация Статья 27. Посредничество при трудоустройстве Статья 27-1. Получение лицензии на деятельность по трудоустройству граждан внутри страны Статья 28. Услуги, предшествующие высвобождению Статья 29. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями Статья 29-1. Помощь в трудоустройстве Статья 29-2. Выявление NEET-молодежи Часть 2. Активные меры по трудоустройству Статья 30. Активные меры по трудоустройству Статья 31. Профессиональная подготовка Статья 32. Курсы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и специализации Статья 33. Обучение на рабочем месте в рамках предприятия Статья 34. Профессиональная стажировка Статья 35. Сертификация знаний и компетенций, приобретенных в контексте неформального и информального образования Статья 36. Субсидирование рабочих мест Статья 37. Поддержка создания и адаптации рабочего места Статья 38. Субсидии для создания или адаптации рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями Статья 39. Консультирование, помощь и поддержка в инициировании собственного дела Статья 40. Поддержка проектов местных инициатив Статья 41. Стимулирование мобильности рабочей силы Часть 3. Программы содействия занятости населения Статья 42. Программы содействия занятости населения Часть 4. Страхование на случай безработицы Статья 43. Установление пособия по безработице Статья 44. Сроки и условия установления пособия по безработице Статья 45. Размер пособия по безработице Статья 46. Продолжительность выплаты пособия по безработице Статья 47. Социальное страхование на случай безработицы Статья 48. Приостановление выплаты пособия по безработице Статья 49. Прекращение выплаты пособия по безработице Статья 50. Восстановление и повторное предоставление пособия по безработице Глава VI Финансирование мер по трудоустройству Статья 51. Финансирование мер по трудоустройству Статья 52. Возмещение необоснованно выплаченных сумм Глава VII Посредничество при трудоустройстве и трудоустройство граждан Республики Молдова за рубежом Статья 53. Трудовая эмиграция граждан Республики Молдова Статья 54. Способы трудоустройства граждан Республики Молдова за рубежом Статья 55. Трудоустройство за рубежом независимых работников Статья 56. Заключение международных договоров в области трудовой миграции Статья 57. Деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова за рубежом Статья 58. Получение лицензии на деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова за рубежом Статья 59. Приостановление действия лицензии на деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова за рубежом Статья 60. Отзыв лицензии на деятельность по трудоустройству граждан Республики Молдова за рубежом Статья 61. Посредничество при трудоустройстве, осуществляемое частными агентствами Статья 62. Гарантии информирования трудящегося эмигранта о его правах и обязанностях Статья 63. Вмешательство частного агентства в урегулирование трудовых споров и конфликтов, возникающих между зарубежным бенефициаром и трудящимся эмигрантом Статья 63-1. Лицензионные реестры и списки частных агентств Статья 63-2. Учет трудящихся-эмигрантов Статья 63-3. Контроль деятельности частных агентств и нелицензированных посредников Статья 63-4. Полномочия дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Молдова в области трудовой миграции Статья 63-5. Ответственность частных агентств и нелицензированных посредников Глава VIII Заключительные и переходные положения Статья 64. Заключительные положения Статья 65. Переходные положения Приложение 1 Приложение 2