Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Не вступил в действие

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 6 апреля 2017 года №59

О внесении изменений и дополнений в Закон об электронной торговле №284/2004

Парламент принимает настоящий органический закон.

Ст.I. – В Закон об электронной торговле №284/2004 (Официальный монитор Республики Молдова, 2004 г., №138–146, ст.741), с последующими изменениями и дополнениями, внести следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить закон преамбулой следующего содержания:

"Настоящий закон перелагает Директиву Европейского Парламента и Совета 2000/31/ЕC от 8 июня 2000 года о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной торговли, на внутреннем рынке (Директива об электронной торговле), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 178 от 17 июля 2000 года.".

2. Статью 1 изложить в следующей редакции:

"Статья 1. Цель и задачи закона

(1) Целью настоящего закона является обеспечение благоприятной нормативной основы для предоставления услуг информационного общества.

(2) Настоящий закон устанавливает принципы регулирования электронной торговли, условия предоставления услуг информационного общества, ответственность поставщиков услуг и посредников, а также принцип поддержки сотрудничества между Республикой Молдова и другими странами в процессе предоставления услуг информационного общества.".

3. В статье 2:

часть (1) признать утратившей силу;

в части (2):

во вводной части слова "на все виды коммерческой деятельности," заменить словами "на услуги информационного общества,";

пункт а) изложить в следующей редакции:

"а) виды профессиональной деятельности в сфере правосудия в той мере, в какой они предполагают осуществление прерогатив публичной власти;";

пункт с) изложить в следующей редакции:

"с) азартные игры с денежными ставками, за исключением рекламных конкурсов и розыгрышей, которые проводятся с целью стимулирования продаж товаров или услуг, плата за участие в которых, если и взимается, служит только для приобретения продвигаемых товаров или услуг;";

пункты d)–f) признать утратившими силу;

пункт g) изложить в следующей редакции:

"g) договорные отношения между работником и его работодателем;";

дополнить часть пунктами h) и i) следующего содержания:

"h) продажа личного имущества физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей;

i) правительственные электронные услуги.";

дополнить статью частью (2-1) следующего содержания:

"(2-1) Доставка товаров как таковая или предоставление услуг без использования Интернета (офлайн-услуги), а также использование электронной почты или других равнозначных средств индивидуального общения между физическими лицами, действующими в целях, выходящих за рамки их коммерческой или профессиональной деятельности, в том числе использование этих средств для заключения договоров между указанными лицами, не подпадают под действие настоящего закона.";

часть (3) изложить в следующей редакции:

"(3) Настоящий закон дополняется положениями Закона о защите персональных данных №133/2011, Закона о платежных услугах и электронных деньгах №114/2012, Закона об электронной подписи и электронном документе №91/2014, Закона о защите прав потребителей №105/2003 и Закона о правах потребителей при заключении договоров №8/2016.";

дополнить статью частями (4) и (5) следующего содержания:

"(4) Настоящий закон не затрагивает предусмотренный иными законодательными актами уровень защиты, в частности в области общественного здоровья и интересов потребителей.

(5) Настоящий закон не затрагивает мер, принятых на национальном уровне в целях продвижения культурного и языкового разнообразия и обеспечения защиты плюрализма мнений.".

4. Статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Применение настоящего закона при предоставлении услуг информационного общества

(1) Настоящий закон применяется к поставщикам услуг, зарегистрированным и/или учрежденным в Республике Молдова, и к предоставляемым ими услугам. Положения настоящего закона, касающиеся защиты прав потребителей, в частности предусмотренные статьями 10 и 11, частями (3)–(6) статьи 16 и статьей 18, применяются соответствующим образом к поставщикам услуг, деятельность которых направлена на Республику Молдова или несколько стран, включая Республику Молдова.

(2) Деятельность поставщика услуг, представленная на его веб-странице или веб-странице посредника, считается направленной на Республику Молдова, если еще до предполагаемого заключения договора с потребителем, проживающим на территории Республики Молдова, соответствующие веб-страницы и глобальная деятельность поставщика достаточно ясно свидетельствуют о его намерении вступить в индивидуальном порядке в торговые отношения с потребителями, проживающими в Республике Молдова или на территории нескольких стран, включая Республику Молдова.

(3) Сочетание по меньшей мере двух из следующих элементов, перечень которых не является исчерпывающим, может являться признаком того, что деятельность поставщика услуг направлена на страну проживания потребителя:

а) международный характер деятельности;

b) указание нескольких маршрутов с отправной точкой из других стран до местонахождения поставщика услуг;

c) использование языка или валюты, обычно применяемых в стране местонахождения потребителя, при условии, что они отличаются от языка или валюты, обычно используемых в стране местонахождения поставщика услуг, и возможность забронировать или подтвердить бронь именно на этом языке;

d) оплата соответствующих услуг службы интернет-ссылок с целью облегчения доступа лиц, находящихся в стране проживания потребителя, к веб-странице или к услугам поставщика услуг или посредника;

e) использование имени домена высшего уровня, отличного от названия страны местонахождения поставщика услуг.

(4) Признаки, являющиеся недостаточными для определения, что деятельность поставщика услуг направлена на страну проживания потребителя:

а) доступность веб-страницы и/или услуг поставщика либо его посредника в стране, на территории которой проживает получатель;

b) указание адреса электронной почты и другой контактной информации;

c) указание языка или валюты, которые обычно используются в стране местонахождения поставщика услуг.".

5. В статье 4:

понятие "агент электронной торговли" исключить;

понятие "коммерческое сообщение" изложить в следующей редакции:

"коммерческое сообщение – сообщение любой формы, предназначенное для прямого или косвенного продвижения товаров, услуг или имиджа предприятия, организации или лица, осуществляющих торговую, промышленную или ремесленную деятельность либо практикующих одну из регулируемых профессий. Не являются коммерческими сообщениями:

а) информация, предоставляющая прямой доступ к деятельности предприятия, организации или лица, в частности имя домена или адрес электронной почты;

b) сообщения, связанные с товарами, услугами или имиджем предприятия, организации или лица, составленные независимым образом, особенно в случае, если они предоставляются бесплатно;";

после понятия "потребитель" дополнить статью следующими понятиями:

"получатель услуг – любое физическое или юридическое лицо, использующее в коммерческих, профессиональных, личных или иных целях услуги информационного общества, в частности для поиска информации или предоставления доступа к ней;

поставщик услуг – физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и предоставляющее в распоряжение определенного или неопределенного круга лиц услуги информационного общества;

поставщик услуг, учрежденный в определенной стране, – поставщик услуг, имеющий постоянное местонахождение на территории определенной страны, который осуществляет свою фактическую экономическую деятельность посредством данного местонахождения в течение неопределенного срока. Место размещения и использования технических и технологических средств, необходимых для предоставления услуги, а также место доступа веб-страницы, посредством которой предоставляется услуга, не являются определяющими для установления местонахождения поставщика услуг. В случае если у поставщика услуг имеется несколько местонахождений, в расчет принимается местонахождение, откуда была предоставлена соответствующая услуга, а в случае, если возникают затруднения по определению конкретного места предоставления услуги, в расчет принимается местонахождение центра деятельности по предоставлению именно этой услуги;";

понятие "электронные средства" исключить;

дополнить статью следующими понятиями:

"электронная почта – любое текстовое, голосовое, звуковое или графическое сообщение, отправленное посредством сети электронных коммуникаций общего пользования, которое может быть сохранено в сети или оконечном оборудовании получателя услуг до его открытия получателем;

услуга информационного общества – любая услуга с целью получения вознаграждения, предоставляемая на расстоянии при помощи электронных средств и по индивидуальному запросу получателя услуги, включая продажу товаров в режиме онлайн. Услуги информационного общества не ограничиваются исключительно услугами, в результате которых заключаются онлайновые договоры, но в той мере, в какой они представляют собой экономическую деятельность, включают и услуги, предоставление которых не оплачивается получателем услуг, например, рассылка информации в режиме онлайн или коммерческих сообщений либо услуги, предоставляющие инструменты поиска, доступа и восстановления данных. Услугами информационного общества являются и услуги, состоящие в передаче информации посредством сети электронных коммуникаций, в обеспечении доступа к сети электронных коммуникаций или размещении информации, предоставляемой получателем услуги. Услуги, которые передаются в режиме "точка–точка", такие как предоставление видеоуслуг по запросу или рассылка

коммерческих сообщений по электронной почте, также являются услугами информационного общества.

В понимании настоящего закона не являются услугами информационного общества следующие виды деятельности:

a) услуги, оказанные в присутствии поставщика и получателя, даже если при этом предполагается использование электронного оборудования;

b) услуги, имеющие материальное выражение, даже если они оказываются посредством электронных средств;

c) услуги, предоставленные без использования сети Интернет (офлайн-услуги), такие как распространение программ на устройствах для хранения данных;

d) услуги, которые не предоставляются посредством систем электронной обработки и хранения данных, а именно:

– услуги голосовой телефонии, факс/телекс;

– услуги, предоставленные посредством голосовой телефонии или факса;

– прямые продажи по телефону/факсу;

e) услуги, оказанные путем передачи данных без индивидуального запроса с целью их одновременного получения неограниченным количеством индивидуальных получателей (передача в режиме "точка–многоточка"), такие как:

– услуги трансляции или ретрансляции аудиовизуальных программных комплексов;

– телетекст;

услуга, предоставленная на расстоянии, – услуга, оказываемая без одновременного присутствия сторон;

услуга, предоставленная по индивидуальному запросу получателя услуг, – услуга, оказанная путем передачи данных по индивидуальному запросу;

услуга, предоставленная с помощью электронных средств, – услуга, изначально отправленная и полученная по назначению при помощи электронного оборудования, используемого для обработки (включая цифровое архивирование) и хранения данных, в полном объеме переданная, перемещенная и полученная посредством кабельной связи, радиосвязи, волоконно-оптических средств связи или других электромагнитных средств.".

6. В статье 5:

в части (1) слова "агентов электронной торговли" заменить словами "поставщиков услуг и получателей услуг";

часть (2) изложить в следующей редакции:

"(2) Физические и юридические лица имеют равные права на предоставление услуг информационного общества. Не допускается предоставление каких-либо преимуществ или ограничение прав и интересов поставщиков услуг и получателей услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.";

в части (3) слова "участвующих в электронной торговле," заменить словами "предоставляющих услуги информационного общества,";

часть (4) изложить в следующей редакции:

"(4) Деятельность поставщиков услуг и посредников, учрежденных в других странах, которые предоставляют услуги получателям в Республике Молдова, осуществляется в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и законодательством страны местонахождения соответствующих поставщиков услуг и посредников.";

часть (5) признать утратившей силу;

дополнить статью частями (6)–(8) следующего содержания:

"(6) Предоставление услуг информационного общества поставщиком услуг, учрежденным в другой стране, не может быть ограничено на территории Республики Молдова при условии соблюдения им положений национального законодательства.

(7) Положения части (6) не применяются:

a) к авторским и смежным правам, а также к правам промышленной собственности;

b) к эмиссии электронных денег;

c) к рекламе организаций коллективного инвестирования в ценные бумаги;

d) к страховой деятельности;

e) к свободному выбору сторонами права, применимому к их договору;

f) к договорным обязательствам, вытекающим из договоров, заключенных потребителями;

g) к формальному признанию договоров, которые создают или передают права на недвижимое имущество, в случае, если соответствующие договоры подпадают под формальные обязательные положения законодательства государства, на территории которого находится недвижимое имущество;

h) к авторизации не запрошенных по электронной почте коммерческих сообщений.

(8) В отступление от положений части (6) уполномоченные органы публичной власти могут принимать меры, необходимые для поддержания общественного порядка, предотвращения, расследования и раскрытия преступлений, осуществления уголовного преследования, защиты несовершеннолетних, для борьбы с призывами в любой форме к розни по признаку расы, пола, религии или национальности, с унижением человеческого достоинства, для защиты здоровья населения, национальной обороны и безопасности, для защиты потребителей и инвесторов. Перечисленные меры применяются в соответствии с положениями, установленными действующими законодательными и иными нормативными актами, против любых услуг информационного общества, которые угрожают или представляют серьезный риск нанесения вреда достижению вышеперечисленных целей, а также должны быть соразмерны этим целям.".

7. В части (1) статьи 6 пункты a) и b) изложить в следующей редакции:

"a) в форме электронного договора в соответствии с положениями Закона об электронной подписи и электронном документе №91/2014;

b) в других формах с использованием электронных средств.".

8. В статье 7:

пункты a) и b) части (1) изложить в следующей редакции:

"a) поставщиков услуг;

b) получателей услуг.";

в части (2) слово "электронными" заменить словом "заключенными".

9. Статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Процедура инициирования деятельности поставщиков услуг

(1) Право на осуществление деятельности в качестве поставщика услуг не обуславливается получением специальных разрешений или выполнением каких-либо подобных требований.

(2) Положения части (1) не затрагивают условий получения разрешения или лицензии, не касающихся специальным и исключительным образом услуг информационного общества или регулируемых Законом об электронных коммуникациях №241/2007.

(3) Право на осуществление электронной торговли возникает с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в Государственной регистрационной палате в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №220/2007.

(4) В случае если для продажи товаров, выполнения работ, предоставления услуг необходима лицензия, электронная торговля может осуществляться с момента получения лицензии для данного вида деятельности в соответствии с положениями Закона о регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования №451/2001.

(5) Использование или освоение объектов интеллектуальной собственности поставщики услуг должны осуществлять в соответствии с законодательством в области интеллектуальной собственности.".

10. Дополнить закон статьей 9-1 следующего содержания:

"Статья 9-1. Защита персональных данных

(1) При обработке персональных данных поставщики услуг обязаны соблюдать режим конфиденциальности данных, принимать организационные и технические меры, необходимые для защиты персональных данных от незаконного или случайного доступа к ним, удаления, изменения, блокирования, копирования, незаконного или неавторизованного распространения, а также от других незаконных действий.

(2) Поставщики услуг должны сообщать о сроках и условиях обработки персональных данных и предоставлять следующую информацию о:

a) регистрационном номере в качестве оператора персональных данных;

b) категориях информации, собираемой от потребителя, цели сбора и способе обработки персональных данных;

c) правах потребителя в качестве субъекта персональных данных, в частности праве на вмешательство и возражение, а также порядке осуществления этих прав;

d) случаях, когда персональные данные могут быть раскрыты третьим сторонам;

e) контактном пункте для запросов потребителей, касающихся их персональных данных;

f) механизмах и способе мониторинга деятельности потребителей в режиме онлайн (cookie) в целях маркетинга, процедуре получения согласия в подобных случаях;

g) праве на отказ от сбора персональных данных поставщиком услуг;

h) способе отзыва согласия.

Поставщик услуг может предоставить также общую информацию об организационных и технических мерах, принимаемых для защиты персональных данных потребителей.

(3) В случае необходимости обработка персональных данных в целях предотвращения, расследования и выявления незаконных действий, связанных с услугами информационного общества, осуществляется без согласия лица, к которому данные относятся.

(4) Если потребитель считает, что имело место нарушение его прав на защиту персональных данных, он может обратиться с жалобой в национальный орган по защите персональных данных, который без ущемления полномочий других органов публичной власти должен осуществить контроль законности операций по обработке персональных данных и проинформировать потребителя согласно положениям статьи 27 Закона о защите персональных данных №133/2011.".

11. Статью 10 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Получатели услуг

Получатели услуг несут в соответствии с законом ответственность за содержание информации, по их запросу переданной и хранящейся посредством сетей электронных коммуникаций поставщиками услуг.".

12. В статье 11:

наименование статьи изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Информирование получателей услуг";

вводную часть части (1) изложить в следующей редакции:

"(1) Поставщик услуг обязан предоставлять получателям услуг и государственным контрольным органам свободный, прямой и постоянный доступ к достоверной информации о себе в электронной форме на румынском языке. По собственной инициативе данная информация может быть предоставлена дополнительно и на любом другом широко используемом языке. Эта информация должна включать следующие сведения:";

в пункте a) изменение касается только текста на государственном языке;

пункт b) изложить в следующей редакции:

"b) государственный идентификационный номер (IDNO);";

дополнить часть пунктами d-1) и d-2) следующего содержания:

"d-1) для регулируемых профессий – документы о получении профессионального образования, профессиональная организация или подобное учреждение, в котором зарегистрирован поставщик, указание профессиональных требований, применяемых к соответствующей профессии, и порядок получения доступа к ним;

d-2) код НДС;";

в пункте g1) слова "сведения о правах потребителей, а также" исключить;

дополнить часть пунктами g-2) и g-3) следующего содержания:

"g-2) срок оплаты;

g-3) срок действия предложения и цены;";

в пункте h) слова "агентов электронной торговли." заменить словами "поставщиков услуг и получателей услуг.";

в части (2) слова "от агента электронной торговли" и "об агенте электронной торговли," заменить соответственно словами "от поставщика услуг" и "о поставщике услуг,";

в части (3) слова "Агенты электронной торговли" заменить словами "Поставщики услуг".

13. В статье 12 части (2) и (4) изложить в следующей редакции:

"(2) Посредник в электронной торговле обязан обеспечивать целостность и конфиденциальность сообщений, переданных посредством сетей электронных коммуникаций общего пользования, управляемых посредником, и информации об услугах электронных коммуникаций, предоставляемых общественности посредником, за исключением случаев, предусмотренных законом.";

"(4) Посредник в электронной торговле не обязан контролировать или проверять достоверность передаваемых, получаемых и хранимых сообщений, информации и документов, а также их соответствие законодательству, если иное не предусмотрено договором, заключенным им с поставщиком или получателем услуг.".

14. Дополнить закон главой II-1 следующего содержания:

"Глава II-1. Ответственность поставщиков услуг

Статья 12-1. Общие принципы

(1) Нарушение поставщиками услуг положений настоящего закона влечет, по обстоятельствам, гражданскую, уголовную или правонарушительную ответственность согласно закону.

(2) Поставщики услуг несут ответственность за предоставленную по собственной инициативе или от своего имени информацию.

(3) Поставщики услуг освобождаются от обязанности отслеживать переданную или хранящуюся информацию при предоставлении услуг, предусмотренных статьями 12-2 – 12-4, а также от обязанности активного поиска фактов или обстоятельств, свидетельствующих о незаконном характере деятельности.

Статья 12-2. Посредничество при простой передаче

(1) В случае если услуга информационного общества состоит в передаче посредством сети электронных коммуникаций информации, предоставленной получателем услуг, или в обеспечении доступа к сети электронных коммуникаций, поставщик услуг не несет ответственности за переданную информацию при условии, что он:

a) не инициировал передачу;

b) не выбирал получателя передачи;

c) не выбирал или не вносил изменений в содержание информации, являющейся объектом передачи.

(2) Действия по передаче информации и обеспечению доступа к сетям электронных коммуникаций, предусмотренные частью (1), включают автоматическое промежуточное и переходное хранение переданной информации в течение времени, необходимого для хранения исключительно с целью ее передачи в сеть электронных коммуникаций, при условии, что длительность хранения не превышает разумных сроков передачи информации.

(3) Положения частей (1) и (2) не влияют на возможность судебной инстанции или уполномоченного органа публичной власти принять меры по предупреждению или пресечению нарушения в соответствии с положениями законодательства.

Статья 12-3. Временное хранение информации

В случае если услуга информационного общества состоит в передаче посредством сети электронных коммуникаций информации, предоставленной получателем соответствующей услуги, поставщик услуг не несет ответственности за автоматическое промежуточное и временное хранение переданной информации, выполняемое исключительно с целью обеспечения непрерывной передачи информации другим получателям услуги по их запросу (формы хранения, именуемые caching), при условии, что поставщик услуг:

a) не вносит изменений в информацию;

b) выполняет условия доступа к информации;

c) соблюдает общепризнанные и применяемые в данной сфере нормы по обновлению информации;

d) не препятствует законному использованию общепризнанных и применяемых в данной сфере технологий в целях сбора данных по применению информации;

e) незамедлительно принимает меры с целью удаления хранимой им информации или блокирования доступа к ней после получения сведений о том, что информация из начального источника передачи была удалена из сети или доступ к ней заблокирован либо что судебная инстанция или уполномоченный орган публичной власти распорядились в соответствии с положениями законодательства об удалении соответствующей информации или о блокировании доступа к ней.

Статья 12-4. Постоянное хранение информации

(1) В случае если услуга информационного общества состоит в хранении информации, предоставленной получателем услуги, поставщик услуг не несет ответственности за хранимую информацию по запросу соответствующего получателя услуги (формы хранения, именуемые hosting) при условии, что поставщик услуг не располагает сведениями о том, что деятельность или хранящаяся информация незаконна, и в отношении исков о возмещении ущерба не осведомлен о фактах или обстоятельствах, свидетельствующих о незаконном характере соответствующей деятельности или информации.

(2) Поставщик услуг обязан незамедлительно принять меры по удалению информации или блокированию доступа к ней с момента обнаружения незаконного характера деятельности или хранящейся информации.

(3) Считается, что поставщик услуг осведомлен о незаконном характере деятельности или хранящейся информации либо о фактах или обстоятельствах, свидетельствующих о явной незаконности соответствующей деятельности или информации, в случае, если поставщик:

a) получает в письменной форме изданное в соответствии с положениями законодательства распоряжение судебной инстанции или уполномоченного органа публичной власти, в котором констатируется незаконный характер деятельности или специфической информации, хранящейся на серверах поставщика услуг или на подконтрольных ему серверах, с требованием удалить соответствующую веб-страницу или заблокировать доступ к ней;

b) получает письменное уведомление (в оригинале) от заинтересованного лица, в котором последнее сообщает под свою ответственность, что определенная деятельность или специфическая информация, хранящаяся на серверах поставщика или на подконтрольных ему серверах, является незаконной, с требованием удалить соответствующую веб-страницу или заблокировать доступ к ней.

(4) Уведомление, указанное в пункте b) части (3), считается действительным, если содержит следующие сведения:

a) дату уведомления;

b) фамилию, имя, место проживания, гражданство, дату и место рождения, место работы в случае, если уведомляющая сторона является физическим лицом; название, организационно-правовую форму, юридический адрес, фамилию и имя администратора (руководителя), если уведомляющая сторона является юридическим лицом;

c) фамилию, имя и место проживания получателя уведомления или – в случае юридического лица – название и юридический адрес;

d) описание оспариваемых фактов и точное местонахождение;

e) причины, по которым данная информация должна быть удалена или заблокирована, включая ее указание и доказательства, свидетельствующие о предполагаемых фактах;

f) копию письма, адресованного автору или издателю оспариваемой информации или деятельности, с требованием удалить или блокировать информацию либо доказательства невозможности установления контактов с автором.

(5) После получения уведомления, указанного в пункте b) части (3), поставщик услуг без необоснованного промедления отсылает уведомление получателю услуг, которому оказывает услуги по хранению соответствующей веб-страницы. Получатель услуг без необоснованного промедления сообщает в письменной форме поставщику услуг о своем согласии или несогласии с поступившим требованием. В случае получения поставщиком услуг несогласия получателя соответствующей услуги в течение 10 рабочих дней со дня отправки уведомления, указанного в пункте b) части (3), он освобождается от обязанности удалить соответствующую веб-страницу или заблокировать доступ к ней. По требованию заинтересованного лица судебная инстанция вправе обязать поставщика удалить соответствующую веб-страницу или заблокировать доступ к ней. В случае получения поставщиком услуг письменного согласия получателя соответствующей услуги или отсутствия ответа в течение 10 рабочих дней со дня отправки уведомления, указанного в пункте b) части (3), поставщик услуг обязан незамедлительно удалить соответствующую веб-страницу или заблокировать доступ к ней.

(6) Положения части (1) не применяются в случае, если получатель услуги действует под руководством или под контролем поставщика услуг.".

15. В статье 16:

часть (1) признать утратившей силу;

дополнить статью частями (4)–(6) следующего содержания:

"(4) За исключением случая, когда стороны, не являющиеся потребителями, договариваются на иных условиях, поставщик услуг обязан довести до получателя услуг перед размещением им заказа изложенную понятными словами четко и недвусмысленно следующую информацию:

a) технические этапы, которые следует пройти для заключения договора;

b) будет ли договор после заключения сохранен поставщиком и будет ли договор доступен;

c) предоставленные поставщиком услуг получателю услуг технические средства, позволяющие выявлять и исправлять ошибки, допущенные при введении данных, перед размещением заказа;

d) доступные языки для заключения договора;

e) соответствующие этические кодексы, которыми руководствуется поставщик услуг, а также информацию о возможностях ознакомления с этими кодексами с помощью электронных средств;

f) другие условия, предусмотренные действующим законодательством.

(5) Условия договора и общие положения должны предоставляться получателю услуг способом, позволяющим ему их хранить и воспроизводить.

(6) Положения части (4) не применяются к договорам, заключенным исключительно путем обмена сообщениями по электронной почте или посредством равнозначного индивидуального общения.".

16. Наименование главы IV изложить в следующей редакции:

"Глава IV. Правовой режим договора, заключенного с помощью электронных средств"

17. Статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Размещение заказа

(1) В случае если получатель услуг размещает заказ с помощью электронных средств, выполняются следующие условия:

а) поставщик услуг должен подтвердить без необоснованного промедления с помощью электронных средств получение информации о заказе, включая согласие получателя услуг или его отказ от заказа;

b) информация о заказе, а также подтверждение о его получении признаются принятыми после того, как стороны, которым она адресована, обменяются информацией утвердительного характера.

(2) Поставщик услуг предоставляет получателю услуг способы использования соответствующих эффективных и доступных электронных средств, позволяющих ему выявлять и исправлять ошибки, допущенные при введении данных, перед размещением заказа.

(3) Поставщик услуг может отступать от положений частей (1) и (2) только в случае особой договоренности с получателем услуг при условии, что ни одна из сторон не является потребителем.

(4) Положения пункта а) части (1) и части (2) не применяются к договорам, заключенным исключительно путем обмена сообщениями по электронной почте или посредством равнозначного индивидуального общения.".

18. В статье 19:

наименование и часть (1) изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Правовой режим договоров, заключенных с помощью электронных средств

(1) Договор, заключенный с помощью электронных средств, состоит из оферты и акцепта.";

дополнить статью частью (1-1) следующего содержания:

"(1-1) Договор не утрачивает юридической силы или действительности вследствие его заключения с помощью электронных средств.";

часть (2) изложить в следующей редакции:

"(2) Для действительности договоров, заключенных с помощью электронных средств, не требуется предварительного согласия сторон на использование электронных средств.";

в части (3) слова "Электронный договор" заменить словами "Договор, заключенный с помощью электронных средств,";

в части (4) слова "электронных договоров" заменить словами "договоров, заключенных с помощью электронных средств,";

в части (5) слова "Электронный договор" заменить словами "Договор, заключенный с помощью электронных средств,";

в части (6):

вводную часть изложить в следующей редакции:

"(6) Не могут быть заключены с помощью электронных средств:";

в пункте b) слова "государственных служащих;" заменить словами "представителей профессий, осуществляющих государственные полномочия, в целях воздействия на третьих лиц, а также договоры, требующие нотариального заверения;";

пункт c) изложить в следующей редакции:

"c) договоры о поручительстве или залоге движимого или недвижимого имущества (ипотека, залог), предоставленном лицами, действующими в целях, не связанных с их торговой или профессиональной деятельностью;".

19. Статьи 20, 21 и 22 признать утратившими силу.

20. Главу V изложить в следующей редакции:

"Глава V. Мониторинг и контроль услуг информационного общества

Статья 23. Обязанности поставщиков услуг

(1) Поставщики, оказывающие услуги доступа в Интернет или постоянного хранения информации, обязаны предоставлять в распоряжение общественности доступные и видимые инструменты (средства), позволяющие любому лицу доводить до сведения соответствующих поставщиков услуг информацию об осуществляемых видах деятельности, составляющих предусмотренные статьями 140, 175-1, 208-1, 279-2 и 346 Уголовного кодекса преступления, совершенные получателями услуг посредством этих услуг. Поставщики услуг после получения подобной информации обязаны незамедлительно информировать уполномоченные органы публичной власти о незаконной деятельности, осуществляемой получателями услуг посредством этих услуг.

(2) Поставщики услуг обязаны оперативно сообщать уполномоченным органам публичной власти по их запросу информацию, позволяющую идентифицировать получателей услуг, с которыми поставщики услуг заключили договоры о постоянном хранении информации. Информация может запрашиваться уполномоченными органами публичной власти в соответствии с их компетенциями только в случае, если у них есть доказательства, позволяющие сделать вывод, что услуги, предоставленные поставщиком, используются получателем услуг для осуществления незаконной деятельности, включая передачу незаконной информации.

(3) Уполномоченным органом публичной власти, которому поставщики услуг обязаны сообщать информацию, предусмотренную частью (1), является Министерство внутренних дел, а уполномоченными органами публичной власти, которым поставщики услуг обязаны сообщать информацию, предусмотренную частью (2), являются Министерство внутренних дел, Служба информации и безопасности и Генеральная прокуратура.

Статья 24. Компетентные органы

(1) Агентство по защите прав потребителей следит за соблюдением норм по защите прав потребителей в процессе продажи товаров и предоставления услуг с помощью электронных средств.

(2) Контроль законности обработки персональных данных в сфере электронной торговли осуществляется Национальным центром по защите персональных данных.

(3) Контроль в сфере электронной торговли осуществляется и другими органами в пределах и в соответствии с полномочиями, установленными законом. Процедура контроля выполняется согласно положениям Закона о государственном контроле предпринимательской деятельности №131/2012.

(4) Агентство по защите прав потребителей сотрудничает с уполномоченными органами других стран в целях осуществления эффективного надзора и контроля над деятельностью поставщиков услуг.

Статья 25. Этические кодексы

(1) Ассоциации патронатов или общественные объединения, осуществляющие деятельность в области защиты прав потребителей, несовершеннолетних или лиц с ограниченными возможностями, вправе разрабатывать в сотрудничестве с Министерством экономики и компетентными органами, перечисленными в статье 24, этические кодексы с целью соответствующего применения положений настоящего закона.

(2) Поставщики услуг должны информировать получателей услуг в соответствии со статьей 16 о разработанных надлежащих этических кодексах, которыми руководствуется поставщик услуг, а также о возможностях ознакомления с этими кодексами с помощью электронных средств.".

Ст.II. – (1) Настоящий закон вступает в силу по истечении девяти месяцев со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

(2) Правительству в девятимесячный срок со дня опубликования настоящего закона:

a) представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;

c) обеспечить повторное опубликование в Официальном мониторе Республики Молдова Закона об электронной торговле №284/2004, с последующими изменениями и дополнениями, в том числе внесенными настоящим законом, с перенумерацией составных элементов.

Председатель Парламента

Андриан Канду