Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ

от 29 сентября 2016 года №12

Об обобщении практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния

Заслушав доклад заместителя Председателя, секретаря Пленума Высшего административного суда Украины Смоковича М.И. об обобщении практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния, пленум Высшего административного суда Украины постановляет:

1. Доклад заместителя Председателя, секретаря пленума Высшего административного суда Украины Смоковича М.И. принять к сведению.

2. Рекомендовать судьям административных судов Обобщение практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния (прилагается) учитывать при принятии решений по делам соответствующей категории.

Председательствующий

А.Н.Нечитайло

Секретарь Пленума

М.И.Смокович

Справка о результатах изучения и обобщения практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния

Во исполнение плана работы Высшего административного суда Украины на первое полугодие 2016 года на Высшем административном суде Украины осуществлено изучение практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Целью такого изучения является необходимость обобщения судебной практики по рассмотрению указанной категории административных споров, выявления проблемных вопросов в решении дел, которые возникают в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния, и содействие выработке единого подхода к решению таких дел и повышению качества их рассмотрения.

Объектом изучения были решения административных судов, принятые в 2015 году по делам по административным искам по поводу отказа органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести исправления в актовую запись гражданского состояния.

Официальная статистическая отчетность административных судов не позволяет отследить в полном объеме количественные показатели рассмотрения административных дел этой категории. В связи с этим приведены количественные показатели, полученные путем обработки информации, предоставленной Винницким, Днепропетровским, Донецким, Житомирским, Киевским, Львовским, Одесским и Харьковским апелляционными административными судами.

По имеющейся информации, в течение 2015 года в производстве апелляционных административных судов находилось 109 дел, судов первой инстанции - более 247 дел.

Учитывая статистические данные по рассмотрению дел этой категории стоит отметить, что такие споры составляют незначительный процент общего количества исковых заявлений и дел, находившихся в производстве административных судов.

Как показал анализ решений судов первой и апелляционной инстанций, Высшего административного суда Украины, принятых с применением положений Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 №2747-IV, Закона Украины от 01.07.2010 №2398-VI "О государственной регистрации актов гражданского состояния" (с изменениями), Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 12.01.2011 №96/5 (с изменениями), информации, предоставленной апелляционными административными судами по результатам изучения судебной практики по этому вопросу, в правоприменительной деятельности судов есть ряд проблем.

Введение

Конституция Украины устанавливает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Поэтому права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (статья 3 Конституции Украины).

Субъективные права и свободы человека не исчерпываются теми, которые прямо закреплены Конституцией Украины. Большое значение для общественной жизни лица имеют личные неимущественные права, закрепленные Гражданским кодексом Украины, в частности права, обеспечивающие естественное существование и социальное бытие физического лица (главы 21, 22 Гражданского кодекса Украины 1, далее - ГК Украины). В силу взаимосвязанности различных сфер правоотношений и взаимодействия отраслей права, регулирующих эти сферы, личные неимущественные права имеют не только частноправовое, но и публично-правовое значение. В частности, публично-правовыми являются отношения, в которые вступает личность с государственными органами и другими субъектами властных полномочий в процессах, когда государство осуществляет свою конституционную функцию утверждения и обеспечения прав и свобод человека.

__________

1 Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 №435-IV (с изменениями) [Электронный ресурс] // Официальный портал Верховной Рады Украины. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435 15.

Среди событий и действий, которые являются юридическими фактами, особое значение для человека (физического лица) имеют акты гражданского состояния - события и действия, которые неразрывно связаны с физическим лицом и начинают, изменяют, дополняют или прекращают его возможность быть субъектом гражданских прав и обязанностей (часть первая статьи 49 ГК Украины). Учитывая то, что личные неимущественные права имеют не только гражданский, но и публично-правовой характер, можно утверждать, что акты гражданского состояния имеют важное значение для всей общественной жизни человека как в частной, так и публичной сфере.

Важной составляющей деятельности государства по обеспечению прав и свобод человека является государственная регистрация актов гражданского состояния. Государственная регистрация - это публично-правовое удостоверение актов гражданского состояния2, которое обеспечивает общее (как в частных, так и в публичноправовых отношениях) признание правосубъектности лица. Таким образом, в процессе регистрации актов гражданского состояния человек (физическое лицо) вступает в публично-правовые отношения с государством в лице государственного органа, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния.

__________

2 Научно-практический комментарий к гражданскому законодательству Украины: [В 4 т.] / А. Г. Ярема, В. Я. Карабань, В. В. Кривенко, В. Г. Ротань. - Т. 1. - М.: А. С. К., 2004. - С. 269.

Часть третья статьи 49 ГК Украины устанавливает, что актами гражданского состояния, которые подлежат государственной регистрации, является рождение физического лица и его происхождение, гражданство, брак, расторжение брака, изменение имени, смерть. В соответствии с частью четвертой этой статьи государственная регистрация актов гражданского состояния производится в соответствии с законом. Таким законом является Закон Украины от 02.07.2010 №2398-VI "О государственной регистрации актов гражданского состояния"3 (далее - Закон). Этот Закон определяет правовые и организационные основы государственной регистрации актов гражданского состояния, регламентирует порядок проведения государственной регистрации актов гражданского состояния, закрепляя основания, сроки, место государственной регистрации, ведения Государственного реестра актов гражданского состояния граждан. В частности, статья 22 Закона регулирует основания и порядок внесения изменений в актовые записи гражданского состояния. Более подробно эти вопросы регулируются Правилами внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования, утвержденными приказом Министерства юстиции Украины от 12.01.2011 №96/54.

__________

- 3 Закон Украины "О государственной регистрации актов гражданского состояния" от 02.07.2010 г. №2398VI (с изменениями) [Электронный ресурс] // Официальный портал Верховной Рады Украины. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2398-17.

- 4 Приказ Министерства юстиции Украины от 12.01.2011 №96/5 "Об утверждении Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования" (с изменениями) [Электронный ресурс] // Официальный портал Верховной Рады Украины. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0055-11.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДА УКРАИНЫ Справка о результатах изучения и обобщения практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния 1. Общая характеристика законодательного регулирования правоотношений, связанных с внесением изменений в актовые записи гражданского состояния 2. Проблема отнесения дел, связанных со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния, к юрисдикции административных судов 3. Другие проблемные вопросы рассмотрения споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния 3.1. Вопрос предметной подсудности дел, связанных со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния 3.2. Территориальная подсудность дел, связанных со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния 3.3. Проблема надлежащего истца по делам, связанным со спорами, возникающими в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния 3.4. Проблемные вопросы, связанные с установлением (изменением) национальности лица актовыми записями гражданского состояния 4. Выводы

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины от 29 сентября 2016 года №12
"Об обобщении практики разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния"

О документе

Номер документа:12
Дата принятия: 29/09/2016
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет сведений