Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 7 сентября 2016 года №1492-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения исполнения уголовных наказаний и реализации прав осужденных

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В Уголовном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №25-26, ст. 131):

1) часть вторую статьи 64 дополнить словами "а также в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 68 настоящего Кодекса";

2) статью 68 после части третьей дополнить новой частью следующего содержания:

"4. Пожизненное лишение свободы за совершение приготовления к преступлению и совершение покушения на преступление не применяется, кроме случаев совершения преступлений против основ национальной безопасности Украины, предусмотренных в статьях 109 - 114-1, против мира, безопасности человечества и международного правопорядка, предусмотренных в статьях 437 - 439, части первой статьи 442 и статье 443 настоящего Кодекса".

В связи с этим часть четвертую считать частью пятой;

3) статью 76 изложить в следующей редакции:

"Статья 76. ОБЯЗАННОСТИ, ВОЗЛАГАЕМЫЕ СУДОМ НА ЛИЦО, ОСВОБОЖДЕННОЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИСПЫТАНИЕМ

1. В случае освобождения от отбывания наказания с испытанием суд возлагает на осужденного следующие обязанности:

1) периодически являться для регистрации в уполномоченный орган по вопросам пробации;

2) уведомлять уполномоченный орган по вопросам пробации об изменении места жительства, работы или учебы.

2. На лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, суд может дополнительно возложить следующие обязанности:

1) попросить публично или в иной форме извинения у потерпевшего;

2) не выезжать за пределы Украины без согласования с уполномоченным органом по вопросам пробации;

3) трудоустроиться или по направлению уполномоченного органа по вопросам пробации обратиться в органы государственной службы занятости для регистрации в качестве безработного и трудоустроиться, если ему будет предложена соответствующая должность (работа);

4) выполнять мероприятия, предусмотренные пробационной программой;

5) пройти курс лечения от расстройств психики и поведения вследствие употребления психоактивных веществ или заболевания, представляющего опасность для здоровья других лиц;

6) соблюдать установленные судом требования о совершении определенных действий, ограничения общения, передвижения и проведения досуга.

На лицо, освобожденное от отбывания наказания с испытанием, суд возлагает обязанности, предусмотренные частью второй настоящей статьи, необходимые и достаточные для его исправления с учетом степени тяжести совершенного преступления, личности виновного и обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

3. Надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания с испытанием, осуществляется уполномоченным органом по вопросам пробации по месту жительства, работы или учебы осужденного, а в отношении осужденных военнослужащих командирами воинских частей";

4) в статье 79:

в части второй слова "суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные в статье 76 настоящего Кодекса" заменить словами "суд возлагает на осужденного обязанности в соответствии со статьей 76 настоящего Кодекса";

часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Надзор за осужденными осуществляется уполномоченным органом по вопросам пробации";

5) часть третью статьи 83 изложить в следующей редакции:

"3. Надзор за освобожденными от отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, осуществляется уполномоченным органом по вопросам пробации по месту жительства";

6) в статье 389:

абзац первый части первой изложить в следующей редакции:

"1. Уклонение осужденного от уплаты штрафа или от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью";

абзац первый части второй изложить в следующей редакции:

"2. Уклонение осужденного от отбывания наказания в виде общественных или исправительных работ";

7) в статье 390:

в абзаце первом части первой слова "осужденным к ограничению свободы" заменить словами "отбывает наказание в виде ограничения свободы";

в абзаце первом части второй слова "осужденного к ограничению свободы, который" заменить словами "отбывает наказание в виде ограничения свободы и который";

в абзаце первом части третьей слова "осужденного к лишению свободы, который" заменить словами "отбывает наказание в виде лишения свободы и который".

2. В Уголовно-исполнительном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №3-4, ст. 21):

1) часть третью статьи 6 после слов "и отбывания наказания (режим)" дополнить словом "пробация";

2) в статье 8:

в части первой:

второе предложение абзаца четвертого заменить тремя предложениями следующего содержания: "Соответствующие обращения (корреспонденция) подаются в администрацию учреждения исполнения наказаний. О получении администрацией обращения (корреспонденции) осужденному выдается талон-подтверждение. В течение трех суток (а в случаях, установленных законодательством, в течение суток) с момента выдачи талона-подтверждения указанное обращение (корреспонденция) направляется адресату";

абзац девятый изложить в следующей редакции:

"На оплачиваемый труд, организованный в соответствии с требованиями законодательства о труде, в том числе относительно продолжительности, условий и оплаты труда. При этом продолжительность рабочего дня не может составлять более восьми часов и продолжительность рабочего времени - более 40 часов в неделю";

дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:

"На получение копий документов из их личных дел и других, связанных с реализацией их прав, документы в порядке, установленном Министерством юстиции Украины";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5. Запрещается принудительное прерывание сна осужденных в ночное время, кроме совершения осужденными побега, массовых беспорядков, пожара, аварии, стихийного бедствия, непосредственной угрозы жизни осужденных";

дополнить частью седьмой следующего содержания:

"7. Осужденные, к которым судом применены пробации, пользуются правами, определенными этим Кодексом и Законом Украины "О пробации";

3) в статье 9:

абзацы третий и пятый части первой после слова "наказаний" дополнить словами "уполномоченного органа по вопросам пробации";

дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Обязанности осужденных, к которым судом применены пробации, определяются этим Кодексом и Законом Украины "О пробации";

4) в статье 11:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Органами исполнения наказаний являются: центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, его территориальные органы управления, уполномоченные органы по вопросам пробации";

часть восьмую изложить в следующей редакции:

"8. Территориальные органы управления, уполномоченные органы по вопросам пробации, арестные дома, исправительные центры, исправительные и воспитательные колонии, следственные изоляторы организуются и ликвидируются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, а военные части, гауптвахты и дисциплинарный батальон - Министерством обороны Украины";

5) статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. ПОЛНОМОЧИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПО ВОПРОСАМ ПРОБАЦИИ

1. Уполномоченный орган по вопросам пробации в пределах своих полномочий обеспечивает:

осуществление надзора за осужденными, освобожденными от отбывания наказания с испытанием, освобожденными от отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими детей до трех лет;

исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных и исправительных работ;

реализацию пробационных программ в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием;

проведение социально-воспитательной работы с осужденными, к которым применены пробации;

осуществление мероприятий по подготовке лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, до освобождения;

направление осужденных к ограничению свободы для отбывания наказания в исправительные центры в порядке, определенном статьей 57 настоящего Кодекса;

осуществление других определенных законодательством мероприятий, направленных на исправление осужденных и предупреждение совершения ими повторных уголовных правонарушений";

6) в части первой статьи 30 слова "на уголовно-исполнительную инспекцию, а проведение индивидуально-профилактической работы по месту жительства осужденного - на органы Национальной полиции" заменить словами "на уполномоченные органы по вопросам пробации";

7) статью 31 изложить в следующей редакции:

"Статья 31. ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА ПО ВОПРОСАМ ПРОБАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1. Уполномоченный орган по вопросам пробации:

ведет учет осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

разъясняет осужденным порядок и условия отбывания наказания;

осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий отбывания наказания осужденными лицами;

осуществляет контроль за соблюдением требований судебного решения собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом по месту работы осужденного, а также органом, имеющим право аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенным осужденному;

принимает меры по прекращению нарушений требований судебных решений;

принимает первоочередные меры по выявлению осужденных, местонахождение которых неизвестно;

обращается в соответствующие правоохранительные органы по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно.

2. В случае невыполнения собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом судебного решения в отношении лица, лишенного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уполномоченный орган по вопросам пробации уведомляет о возможных последствиях невыполнения судебного решения, а в случае его дальнейшего невыполнения направляет материалы в орган Национальной полиции для соответствующего реагирования";

8) в статье 32:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Не позднее трех дней после получения копии судебного решения освободить осужденного от должности, которую он занимает, или от того вида профессиональной деятельности, права на который он лишен, внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или каким видом профессиональной деятельности он лишен права заниматься, и уведомить уполномоченный орган по вопросам пробации о выполнении судебного решения";

в абзаце третьем слова "уголовно-исполнительной инспекции предоставлять ей" заменить словами "уполномоченного органа по вопросам пробации предоставлять ему";

9) в статье 33 слова "приговора суда", "требований приговора суда" заменить словами "судебного решения", а слова "уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации";

10) в статье 34:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Осужденный к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязан:

выполнять судебное решение;

предоставлять по требованию уполномоченного органа по вопросам пробации документы, связанные с выполнением данного наказания;

уведомлять уполномоченный орган по вопросам пробации о месте работы и жительства или их изменении;

являться по вызову в уполномоченный орган по вопросам пробации.

Уважительными причинами неявки осужденного по вызову уполномоченного органа по вопросам пробации в назначенный срок является несвоевременное получение вызова, болезнь и другие обстоятельства, которые фактически лишают его возможности своевременно прибыть по вызову и документально подтверждены";

в части второй слова "разрешения уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "согласования с уполномоченным органом по вопросам пробации";

11) статью 35 изложить в следующей редакции:

"Статья 35. ПОСЛЕДСТВИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1. В отношении лица, которое уклоняется от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уполномоченный орган по вопросам пробации направляет материалы в органы Национальной полиции для соответствующего реагирования.

2. Уклонением от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является невыполнение осужденным обязанностей, предусмотренных статьей 34 настоящего Кодекса";

12) в статье 36:

в части третьей слова "уголовно-исполнительной инспекции, а проведение индивидуально-профилактической работы по месту жительства осужденного - на органы Национальной полиции" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации";

в части четвертой слова "Приговор" заменить словами "Судебное решение", а слово "приговором" - словами "судебным решением";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5. Уполномоченный орган по вопросам пробации:

ведет учет осужденных к наказанию в виде общественных работ;

разъясняет осужденным порядок и условия отбывания наказания;

согласовывает с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают наказание в виде общественных работ;

осуществляет контроль за соблюдением осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ;

осуществляет контроль за соблюдением судебного решения собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом по месту работы осужденного;

принимает меры по прекращению нарушений судебных решений;

ведет суммарный учет отработанного осужденным времени;

принимает первоочередные меры по выявлению осужденных, местонахождение которых неизвестно;

обращается в соответствующие правоохранительные органы по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно";

13) в статье 37:

части первую и третью изложить в следующей редакции:

"1. Осужденные к наказанию в виде общественных работ обязаны:

соблюдать установленные в соответствии с законом порядок и условия отбывания наказания;

добросовестно относиться к труду;

работать на определенных для них объектах и отрабатывать установленный судом срок общественных работ;

уведомлять уполномоченный орган по вопросам пробации об изменении места жительства;

являться по вызову в уполномоченный орган по вопросам пробации.

Уважительными причинами неявки осужденного по вызову уполномоченного органа по вопросам пробации в назначенный срок является несвоевременное получение вызова, болезнь и другие обстоятельства, которые фактически лишают его возможности своевременно прибыть по вызову и документально подтверждены";

"3. В отношении лица, которое после принятия судебного решения признано инвалидом первой или второй группы или достигло пенсионного возраста, а также женщины, которая стала беременной, уполномоченный орган по вопросам пробации направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания";

в части четвертой слова "разрешения уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "согласования с уполномоченным органом по вопросам пробации";

14) в статье 39:

в части первой слова "уголовно-исполнительная инспекция" во всех падежах заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации" в соответствующем падеже;

в части второй слова "уголовно-исполнительная инспекция направляет материалы прокурору" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации направляет материалы правоохранительным органам для соответствующего реагирования";

15) в статье 40:

в части первой слова "уголовно-исполнительной инспекцией" заменить словами "уполномоченным органом по вопросам пробации";

в части второй слова "уголовно-исполнительная инспекция направляет материалы прокурору" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации направляет материалы правоохранительным органам для соответствующего реагирования";

в абзаце втором части третьей слова "невыполнение установленных обязанностей" заменить словами "систематическое невыполнение установленных обязанностей";

16) в статье 41:

в части третьей слова "уголовно-исполнительной инспекции, а проведение индивидуально-профилактической работы по месту жительства осужденного - на органы Национальной полиции" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации";

части четвертую - шестую изложить в следующей редакции:

"4. Судебное решение выполняется не позднее десятидневного срока со дня вступления в законную силу или обращения его к исполнению.

5. Уполномоченный орган по вопросам пробации:

ведет учет осужденных к наказанию в виде исправительных работ;

разъясняет осужденным порядок и условия отбывания наказания;

осуществляет контроль за соблюдением осужденными порядка и условий отбывания наказания;

осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий отбывания наказания собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом по месту работы осужденного;

принимает меры по прекращению нарушений судебных решений;

направляет осужденных в органы государственной службы занятости для регистрации в качестве безработных, если на время исполнения приговора они не работают или уволены с работы в соответствии с законодательством о труде;

согласовывает изменение места работы осужденных в течение срока отбывания ими наказания в виде исправительных работ;

применяет меры поощрения;

принимает первоочередные меры по выявлению осужденных, местонахождение которых неизвестно;

обращается в соответствующие правоохранительные органы по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно.

6. Осужденные к наказанию в виде исправительных работ обязаны:

соблюдать установленные в соответствии с законом порядок и условия отбывания наказания;

добросовестно относиться к труду;

трудоустроиться или по направлению уполномоченного органа по вопросам пробации обратиться для постановки на учет в органы государственной службы занятости для регистрации в качестве безработных, если на время исполнения приговора они не работают или уволены с работы в соответствии с законодательством о труде и трудоустроиться, если им будет предложена соответствующая должность (работа);

уведомлять уполномоченный орган по вопросам пробации об изменении места жительства;

согласовывать с уполномоченным органом по вопросам пробации смену места работы;

являться по вызову в уполномоченный орган по вопросам пробации.

Уважительными причинами неявки осужденного по вызову уполномоченного органа по вопросам пробации в назначенный срок является несвоевременное получение вызова, болезнь и другие обстоятельства, которые фактически лишают его возможности своевременно прибыть по вызову и документально подтверждены";

17) в статье 42:

в первом предложении части первой слова "уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "уполномоченного органа по вопросам пробации";

в части четвертой слова "разрешения уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "согласования с уполномоченным органом по вопросам пробации";

части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

"5. В отношении лица, которое после принятия судебного решения стало нетрудоспособным, уполномоченный орган по вопросам пробации вносит представление в суд о замене исправительных работ штрафом в порядке, определенном трудовым и уголовным процессуальным законодательством.

6. В отношении женщины, которая стала беременной, уполномоченный орган по вопросам пробации вносит представление в суд о ее досрочном освобождении от отбывания наказания";

18) в статье 44:

в части первой:

в абзаце втором слова "приговором суда" заменить словами "судебным решением";

в абзацах четвертом и пятом слова "уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "уполномоченного органа по вопросам пробации";

в части второй слова "уголовно-исполнительная инспекция направляет материалы прокурору" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации обращается в правоохранительные органы для соответствующего реагирования";

19) в статье 45:

в части первой слова "Уголовно-исполнительная инспекция" заменить словами "Уполномоченный орган по вопросам пробации";

в части второй слова "приговора суда", "приговора" и "приговор" заменить словами "судебное решение" в соответствующем падеже;

20) в статье 46:

в части второй:

в абзаце первом слова "Уголовно-исполнительная инспекция" заменить словами "Уполномоченный орган по вопросам пробации";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Представление в суд материалов об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания";

часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Представление об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания направляет в суд уполномоченным органом по вопросам пробации с учетом характеристики осужденного, подготовленной собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом по месту работы осужденного";

часть четвертую после слов "исправительных работ" дополнить словами "уполномоченным органом по вопросам пробации";

в части пятой слова "уголовно-исполнительная инспекция направляет прокурору материалы" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации обращается в правоохранительные органы для соответствующего реагирования";

в абзаце втором части шестой слово "невыполнение" заменить словами "систематическое невыполнение";

21) в статье 51:

часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Осужденные к аресту имеют право:

обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные объединения и к должностным лицам. Корреспонденция, которую осужденные адресуют Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, Европейский суд по правам человека, суд, а также другим соответствующим органам международных организаций, членом или участником которых является Украина, уполномоченным лицам таких международных организаций, прокурору, защитнику в уголовном производстве, который осуществляет свои полномочия в соответствии со статьей 45 Уголовного процессуального кодекса Украины, просмотру не подлежит и направляется по адресу в течение суток с момента его подачи. Корреспонденция, которую осужденные получают от указанных органов и лиц, просмотру не подлежит;

тратить деньги из своих личных счетов без ограничения их объема для приобретения продуктов питания, одежды, обуви, литературы, письменных принадлежностей и предметов первой необходимости;

получать денежные переводы;

получать и отправлять письма и телеграммы без ограничения их количества;

получать один раз в месяц краткосрочное свидание, а несовершеннолетние осужденные - краткосрочные свидания без ограничения их количества. Свидания предоставляются с родственниками или другими лицами в присутствии представителя колонии";

часть четвертую исключить;

22) в части второй статьи 52 слова "как правило" исключить;

23) в статье 57:

в части первой:

во втором предложении слова "Уголовно-исполнительная инспекция" заменить словами "Уполномоченный орган по вопросам пробации";

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Уполномоченный орган по вопросам пробации направляет осужденному вызов, по которому он обязан явиться для вручения предписания и ознакомления с порядком и условиями отбывания наказания";

в части третьей слова "уголовно-исполнительной инспекцией" заменить словами "уполномоченным органом по вопросам пробации";

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

"4. В случае невыезда осужденного к месту отбывания наказания без уважительных причин или уклонения осужденного от получения предписания суд по представлению уполномоченного органа по вопросам пробации направляет осужденного к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы.

Уважительными причинами невыезда осужденного после получения предписания к месту отбывания наказания в назначенный срок является болезнь и другие обстоятельства, которые фактически лишают его возможности своевременно прибыть по вызову и документально подтверждены.

Надлежащим подтверждением получения осужденным предписания является его подпись о получении предписания.

Уклонением осужденного от получения предписания являются его умышленные действия, которые исключают вручение предписания персоналом уполномоченного органа по вопросам пробации и подтверждаются документально.

5. В случае неприбытия осужденного к ограничению свободы к месту отбывания наказания и в случае, если его местонахождение неизвестно, уполномоченный орган по вопросам пробации направляет органам Национальной полиции представление об объявлении его в розыск и представления в суд для решения вопроса направлении осужденного к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы. После задержания осужденный направляется к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы";

дополнить частью шестой следующего содержания:

"6. Допускается перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой для размещения осужденного по месту жительства его близких родственников при наличии уважительных причин, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре.

Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, по представлению администрации исправительного центра, согласованному с начальником соответствующего территориального органа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, и наблюдательной комиссией";

24) в статье 59:

часть третью после абзаца пятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"В случае необходимости оформления документов для назначения и выплаты пенсии".

В связи с этим абзац шестой считать абзацем седьмым;

часть четвертую дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"Выполнять в случае привлечения работу по самообслуживанию и благоустройству исправительного центра";

абзац второй части пятой изложить в следующей редакции:

"Приобретать, использовать, хранить при себе и на территории, где они проживают, а также доставлять на эту территорию предметы, изделия и вещества, перечень которых определен Министерством юстиции Украины. В случае обнаружения таких предметов, изделий и веществ у осужденного они подлежат изъятию и хранению до его освобождения, а изъятые из оборота - уничтожаются. Если у осужденного обнаружены предметы, изделия и вещества, приобретение и использование которых осуществляются по особым разрешениям и исчерпывающий перечень которых определен законодательством, а также предметы, изделия и вещества, изготовление, приобретение, хранение, сбыт и распространение которых запрещается законодательством, они передаются администрацией исправительного центра в органы Национальной полиции для принятия решения в соответствии с законодательством. Об изъятии предметов, изделий и веществ должностным лицом исправительного центра составляется протокол";

25) в статье 60:

в части первой слово "труда" заменить словами "общественно полезного оплачиваемого труда по срочному трудовому договору";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"5. Осужденные могут привлекаться без оплаты труда только к работам по благоустройству исправительных центров и прилегающих к ним территорий, а также улучшению жилищно-бытовых условий осужденных или к вспомогательным работам по обеспечению исправительных центров продовольствием.

К этим работам осужденные привлекаются в порядке очередности в нерабочее время и не более чем на 2 часа в день";

26) дополнить статьей 60-1 следующего содержания:

"Статья 60-1. ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ОГРАНИЧЕНИЮ СВОБОДЫ

1. Осужденные к ограничению свободы, привлеченные к общественно полезному оплачиваемому труду по срочному трудовому договору, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.

2. Осужденные имеют право на общих основаниях на назначение и получение пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении.

3. Пенсии осужденным при наличии соответствующего права назначаются территориальными органами Пенсионного фонда Украины по месту отбывания наказания.

4. Выплата лицам, осужденным к ограничению свободы, назначенных пенсий осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины на счет учреждения по месту отбывания наказания.

По пенсиям осужденных к ограничению свободы возмещаются расходы на их содержание в учреждениях исполнения наказаний в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

При этом не менее пятидесяти процентов пенсии засчитывается учреждением по месту отбывания наказания на лицевой счет осужденного";

27) в первом предложении части первой статьи 64 слова "и вещевое имущество" заменить словами "одежда, обувь, белье и предметы первой необходимости";

28) в части первой статьи 89 слово "неосторожные" исключить;

29) в статье 92:

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5 Отдельно содержатся осужденные, которые раньше работали в суде, органах прокуратуры, юстиции, правоохранительных органах, и, по собственному желанию, лица, осуществлявшие адвокатскую деятельность";

в абзаце втором части шестой слово "двадцати" заменить словом "десяти";

30) в статье 100:

второе предложение части второй изложить в следующей редакции: "В случае если такое постановление предусматривает увеличение объема установленных ограничений и более строгие условия содержания, оно согласовывается с наблюдательной комиссией";

второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: "В случае если такое представление предусматривает перевод осужденного в учреждение исполнения наказаний с высоким уровнем безопасности, оно согласовывается с наблюдательной комиссией";

31) в первом предложении части шестой статьи 102 слова "запрещенные вещи и документы" заменить словами "документы, а также предметы, изделия и вещества, хранение и использование которых осужденным запрещено";

32) в статье 108:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Осужденные имеют право приобретать по безналичному расчету продукты питания, одежду, обувь, белье и предметы первой необходимости на деньги, заработанные в колониях, полученные по переводам, за счет пенсии и иного дохода, без ограничения их объема";

части вторую - шестую исключить;

в части седьмой слова "и количество" исключить, а после слова "питания" дополнить словами "одежды, обуви, белья";

33) в статье 110:

название дополнить словами "пользования сетью Интернет";

часть пятую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Телефонные разговоры проводятся в течение дня в свободное от работы время и вне времени, предусмотренного для приема пищи и непрерывного сна, а при необходимости и по согласованию с администрацией - в любое время";

часть седьмую изложить в следующей редакции:

"7. Осужденным предоставляется право пользоваться сетью Интернет под контролем администрации.

Осужденные могут создавать электронную почту и пользоваться ею под контролем администрации учреждения исполнения наказаний. Администрация учреждения исполнения наказаний знакомится с содержанием входящих и исходящих сообщений в случае, если это необходимо, учитывая индивидуальные риски отдельных осужденных.

При использовании глобальной сети Интернет осужденным запрещается:

вносить любую информацию, в том числе направлять письма, комментарии, знаки и т.д., и регистрироваться на веб-сайтах, кроме случаев создания и использования электронным почтовым ящиком в порядке, определенном этой статьей, а также в случае необходимости осуществления регистрации для пользования разрешенными сайтами;

формировать любые базы данных и накопительные диски, в том числе виртуальные;

посещать веб-сайты социальных сетей, сайты, пропагандирующие жестокость, насилие, эротического или порнографического содержания, просматривать сайты, которые могут негативно повлиять на психическое состояние осужденного.

Перечень сайтов, к которым разрешается доступ, формируется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, и по заявлению осужденных может быть дополнен администрацией учреждения исполнения наказаний сайтами, содержание которых не противоречит требованиям настоящей статьи.

Пользование глобальной сетью Интернет производится в течение дня в свободное от работы время и вне времени, предусмотренного для приема пищи и непрерывного сна.

Пользование глобальной сетью Интернет оплачивается из личных средств осужденных или средств других лиц путем их внесения на электронный кошелек.

Осужденные во время пребывания в стационарных учреждениях здравоохранения, не отнесенных к ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, с разрешения администрации учреждения исполнения наказаний могут иметь при себе и пользоваться под контролем администрации портативными персональными компьютерами с доступом к глобальной сети Интернет";

дополнить частью восьмой следующего содержания:

"8. Порядок организации свиданий, телефонных разговоров, пользования сетью Интернет устанавливается Министерством юстиции Украины";

34) в части первой статьи 111:

в абзаце первом слова "исправительных колониях среднего уровня безопасности" заменить словами "участках социальной реабилитации исправительных колоний среднего уровня безопасности";

в абзаце четвертом слова "на территории соответствующего места лишения свободы" заменить словами "учреждением исполнения наказаний, при наличии соответствующего заключения врача такого учреждения";

35) часть четвертую статьи 115 изложить в следующей редакции:

"4. Инвалидам первой и второй групп, женщинам с беременностью свыше четырех месяцев, неработающим женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, неработающим мужчинам старше шестидесяти лет и женщинам старше пятидесяти пяти лет (если они не получают пенсии), а также лицам, освобожденным от работы по болезни, в том числе больным активной формой туберкулеза, коммунально-бытовые услуги предоставляются бесплатно. Осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, питание, одежда, обувь, белье и коммунально-бытовые услуги предоставляются бесплатно";

36) в статье 116:

в пятом предложении части пятой слова "соглашения о предоставлении медицинских услуг, заключенного между учреждением здравоохранения и родными или близкими, или защитником осужденного, его законным представителем" заменить словами "медицинского заключения";

дополнить частью шестой следующего содержания:

"6. Осужденным, находящимся на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, не отнесенных к ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, длительные свидания не предоставляются.

Порядок пребывания, условия содержания и охраны осужденных в учреждениях здравоохранения, не отнесенных к ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, определяются Министерством юстиции Украины";

37) в статье 118:

абзацы первый и третий части первой изложить в следующей редакции:

"1. Осужденные к лишению свободы имеют право работать и привлекаются к общественно полезному труду в местах и на работах, определяемых администрацией колонии, с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Осужденные привлекаются к оплачиваемому труду, как правило, на предприятиях, в мастерских колоний, а также на государственных или других форм собственности предприятиях по срочному трудовому договору, заключаемому между осужденным и исправительной колонией (следственным изолятором), при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции";

"Труд осужденных к лишению свободы регулируется законодательством о труде с особенностями, определенными этим Кодексом";

в части второй слова "Осужденным мужчинам старше шестидесяти лет, женщинам старше пятидесяти пяти лет" заменить словами "Осужденным, достигшим пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

в абзаце втором части пятой слова "как правило" исключить;

38) второе предложение части первой статьи 119 изложить в следующей редакции: "Место и вид работы, время начала и окончания работы (смены) определяются администрацией колонии";

39) часть вторую статьи 120 изложить в следующей редакции:

"2. В исправительных колониях на лицевой счет осужденных, привлекаемых к общественно полезному оплачиваемому труду, засчитывается независимо от всех удержаний не менее пятидесяти процентов начисленного им месячного заработка";

40) статьи 121 и 122 изложить в следующей редакции:

"Статья 121. УДЕРЖАНИЯ ИЗ ЗАРАБОТКА ИЛИ ИНОГО ДОХОДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

1. Лица, отбывающие наказание в исправительных колониях, возмещают расходы на их содержание, кроме стоимости питания, обуви, одежды, белья, спецпитания и спецодежды.

Порядок возмещения стоимости расходов на содержание осужденных в исправительных колониях устанавливается Кабинетом Министров Украины.

2. Возмещение осужденными расходов, установленных частью первой настоящей статьи, относится к собственным поступлениям исправительных колоний, осуществляется после вычета налога на доходы физических лиц и алиментов. Отчисления по исполнительным листам и другим исполнительным документам осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 122. ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к общественно полезному оплачиваемому труду по срочному трудовому договору, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию.

2. Осужденные имеют право на общих основаниях на назначение и получение пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении.

3. Пенсии осужденным при наличии соответствующего права назначаются территориальными органами Пенсионного фонда Украины по месту отбывания наказания. Лицо, которое во время отбывания наказания получило право на пенсию, предоставляет администрации исправительного заведения ходатайство об обеспечении необходимых условий для назначения ему пенсии по местонахождению этого исправительного учреждения, в том числе о вызове представителей Пенсионного фонда Украины с целью представления в установленном порядке необходимых документов непосредственно лицом, которое отбывает наказание, или представителем лица, отбывающего наказание, по нотариальной доверенности.

Администрация исправительного заведения не более чем в течение 30 дней со дня регистрации ходатайства обеспечивает встречу осужденного с представителем Пенсионного фонда Украины и всесторонне способствует надлежащему оформлению и представлению им соответствующих документов или обеспечивает условия для оформления и представления необходимых документов через представителя лица, отбывающего наказание.

4. Выплата лицам, осужденным к лишению свободы, назначенных пенсий осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины на счет учреждения по месту отбывания наказания.

По пенсиям осужденных к лишению свободы возмещаются расходы на их содержание в учреждениях исполнения наказаний в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

При этом не менее пятидесяти процентов пенсии засчитывается учреждением по месту отбывания наказания на лицевой счет осужденного";

41) абзац десятый части первой статьи 130 исключить;

42) в статье 138:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Осужденные в исправительных колониях минимального уровня безопасности с общими условиями содержания имеют право тратить на покупку продуктов питания, одежды, обуви, белья и предметов первой необходимости деньги, заработанные в исправительной колонии, полученные по переводам, за счет пенсии и иного дохода, без ограничения их объема.

Осужденным, находящимся в участке усиленного контроля, предоставляются одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание в три месяца.

Осужденным, находящимся в участке ресоциализации, предоставляются одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание в два месяца.

Осужденным, находящимся в участке социальной реабилитации, предоставляются краткосрочные свидания без ограничений и длительное свидание ежемесячно";

в части второй слова "и дополнительно тратить в месяц деньги в сумме пятидесяти процентов минимального размера заработной платы" исключить;

43) в статье 139:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. В исправительных колониях среднего уровня безопасности осужденные имеют право тратить в месяц для приобретения продуктов питания, одежды, обуви и предметов первой необходимости деньги, заработанные в исправительной колонии, полученные по переводам, за счет пенсии и иного дохода, без ограничения их объема.

Осужденным, находящимся в участке усиленного контроля, предоставляются одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание в три месяца.

Осужденным, находящимся в участке ресоциализации, предоставляются одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание в два месяца.

Осужденным, находящимся в участке социальной реабилитации, предоставляются краткосрочные свидания без ограничений и длительное свидание ежемесячно";

в части второй слова "и дополнительно тратить в месяц деньги в сумме сорока процентов минимального размера заработной платы" исключить;

44) в статье 140:

часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. В исправительных колониях максимального уровня безопасности осужденные имеют право тратить на покупку продуктов питания, одежды, обуви и предметов первой необходимости деньги, заработанные в исправительной колонии, полученные по переводам, за счет пенсии и иного дохода, без ограничения их объема.

Осужденным, находящимся в участке усиленного контроля, предоставляются одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание в три месяца.

Осужденным, находящимся в участке ресоциализации, предоставляются одно краткосрочное свидание в месяц и одно длительное свидание в два месяца.

Осужденным, находящимся в помещениях камерного типа, предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью 1 час";

в части третьей слова "и дополнительно тратить в месяц деньги в сумме тридцати процентов минимального размера заработной платы" исключить;

45) часть шестую статьи 141 изложить в следующей редакции:

"6. Дети, находящиеся в доме ребенка, с согласия родителей могут передаваться их родственникам и с согласия родителей и по решению органа опеки и попечительства другим лицам или по достижении трехлетнего возраста направляются в соответствующие детские учреждения.

Спорные вопросы между матерью и отцом относительно места проживания ребенка решаются органом опеки и попечительства";

46) в статье 143:

абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

"Тратить на покупку продуктов питания, одежды, обуви, белья и предметов первой необходимости деньги, заработанные в исправительной колонии, полученные по переводам, за счет пенсии и иного дохода, без ограничения их объема";

абзац второй части второй исключить;

47) в части второй статьи 150 слово "двадцати" заменить словом "десяти";

48) в статье 151:

в части пятой:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Тратить на покупку продуктов питания, одежды, обуви, белья и предметов первой необходимости деньги, заработанные в исправительной колонии, полученные по переводам, за счет пенсии и иного дохода, без ограничения их объема";

в абзаце третьем слова "на три" заменить словами "на два";

в части шестой слова "дополнительно тратить в месяц деньги в сумме двадцати процентов минимального размера заработной платы, а после отбытия пятнадцати лет срока наказания" исключить;

49) в части шестой статьи 153 слова "Уголовно-исполнительная инспекция" заменить словами "Уполномоченный орган по вопросам пробации";

50) в статье 154:

в части пятой слово "ходатайство" во всех падежах заменить словом "представление" в соответствующем падеже;

в части девятой и абзаце втором части десятой слова "уголовно-исполнительная инспекция" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации";

51) в статье 156:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Уполномоченный орган по вопросам пробации совместно с администрацией учреждения исполнения наказаний не позднее чем за три месяца до окончания срока наказания в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок организует осуществление мероприятий по содействию осужденным, которые готовятся к освобождению, в определении места жительства после освобождения, устройстве в специализированные учреждения для освобожденных, госпитализации в учреждения здравоохранения (при необходимости), трудоустройстве после освобождения трудоспособных лиц";

в первом предложении части третьей слова "мужчины старше шестидесяти лет и женщины - старше пятидесяти пяти лет" заменить словами "лица, достигшие пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. Меры социального патронажа лиц, освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, определяются Законом Украины "О социальной адаптации лиц, отбывающих или отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок", а порядок взаимодействия субъектов социального патронажа Министерством социальной политики Украины, Министерством внутренних дел Украины, Министерством здравоохранения Украины и Министерством юстиции Украины";

52) в статье 163:

в названии слово "контроль" заменить словом "надзор";

в части первой слово "Контроль" заменить словом "Надзор", а слова "уголовно-исполнительной инспекцией" - словами "уполномоченным органом по вопросам пробации";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. К социально-воспитательной работе с осужденными, освобожденными от отбывания наказания с испытанием, могут привлекаться работники органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественные объединения, религиозные и благотворительные организации";

53) в статье 164:

название и часть первую изложить в следующей редакции:

"Статья 164. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИСПЫТАНИЕМ

1. Уполномоченный орган по вопросам пробации:

ведет учет осужденных в течение испытательного срока;

разъясняет осужденным порядок выполнения обязанностей, возложенных на них судом;

осуществляет надзор за осужденными;

принимает меры по прекращению нарушений судебных решений;

организует первоочередные мероприятия по выявлению осужденных, местонахождение которых неизвестно;

обращается в соответствующие правоохранительные органы по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом и Законом Украины "О пробации";

в части третьей:

в абзаце первом:

в первом предложении слово "инспекцию" заменить словами "уполномоченный орган по вопросам пробации", а слова "уголовно-исполнительной инспекции" - словами "указанного органа";

второе предложение исключить;

абзац второй исключить;

дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. В случае если осужденный по независящим от него обстоятельствам не может выполнить обязанность (обязанности), возложенные на него судом, уполномоченный орган по вопросам пробации направляет в суд обоснованное представление об изменении таких обязанностей";

54) в части второй статьи 165 слова "уголовно-исполнительной инспекции" и "уголовно-исполнительной инспекции" заменить словами "уполномоченного органа по вопросам пробации" и "указанном органе", а слова "контроль за его поведением" - словом "надзор";

55) статью 166 изложить в следующей редакции:

"Статья 166. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ С ИСПЫТАНИЕМ

1. Если осужденный не выполняет обязанности, установленные настоящим Кодексом, Законом Украины "О пробации", а также возложенные на него судом, или систематически совершает правонарушения, которые влекут за собой административные взыскания и свидетельствуют о его нежелании встать на путь исправления, уполномоченный орган по вопросам пробации вносит в суд представление об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием и направлении осужденного для отбывания назначенного наказания.

2. Представление об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием и направлении осужденного для отбывания наказания вносится в суд после применения уполномоченным органом по вопросам пробации к осужденному письменного предупреждения об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием и направления для отбывания назначенного наказания.

3. В случае невыполнения осужденным, освобожденным от отбывания наказания с испытанием, обязанностей, определенных законом и возложенных на него судом, систематического совершения правонарушений, которые влекут за собой административные взыскания и свидетельствуют о его нежелании встать на путь исправления, уполномоченный орган по вопросам пробации применяет к нему письменное предупреждение об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием и направления для отбывания назначенного наказания.

Систематическим совершением правонарушений, которые влекут за собой административные взыскания и свидетельствуют о нежелании встать на путь исправления, является совершение осужденным в течение испытательного срока трех и более таких правонарушений.

4. Письменное предупреждение об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием и направлении осужденного для отбывания наказания применяется в случае невыполнения осужденным хотя бы одной из обязанностей, определенных законом и возложенных на него судом, при отсутствии объективных обстоятельств, которые фактически лишают осужденного возможности их выполнять и документально подтверждены.

5. В случае совершения осужденным административных правонарушений, влекущих за собой наложение административных взысканий, с осужденным проводится индивидуальная профилактическая беседа.

6. В случае отказа судом в удовлетворении представления об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием повторное направление в суд такого представления осуществляется после применения к осужденному повторного письменного предупреждения об отмене освобождения от отбывания наказания с испытанием и направления для отбывания наказания".

3. В Уголовном процессуальном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2013 г., №№9-13, ст. 88):

1) в части первой статьи 3:

пункт 25 после слова "специалист" дополнить словами "представитель персонала органа пробации";

пункт 26 после слов "в отношении которого осуществляется производство" дополнить словами "представитель персонала органа пробации";

2) в части первой статьи 41 и в части шестой статьи 246 слово "пенитенциарной" заменить словом "уголовно-исполнительной";

3) в статье 42:

часть четвертую дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:

"7) получать разъяснения о порядке подготовки и использования досудебного доклада, отказываться от участия в подготовке досудебного доклада;

8) участвовать в подготовке досудебного доклада, предоставлять представителю персонала органа пробации информацию, необходимую для подготовки такого доклада, знакомиться с текстом досудебного доклада, подавать свои замечания и уточнения";

часть седьмую дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) предоставлять достоверную информацию представителю персонала органа пробации, необходимую для подготовки досудебного доклада";

4) дополнить статьей 72-1 следующего содержания:

"Статья 72-1. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕРСОНАЛА ОРГАНА ПРОБАЦИИ

1. Представителем персонала органа пробации является должностное лицо такого органа, которое по решению суда составляет и подает в суд досудебный доклад.

2. Представитель персонала органа пробации с целью составления досудебного доклада имеет право:

1) получать информацию относительно обвиняемого от предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов и граждан;

2) вызвать обвиняемого в уполномоченный орган по вопросам пробации для получения устных или письменных объяснений;

3) посещать обвиняемого по месту его жительства или пребывания, работы или учебы;

4) посещать места предварительного заключения, если к обвиняемому применена мера пресечения в виде содержания под стражей;

5) заявлять ходатайства в суд об ознакомлении с материалами уголовного производства в отношении обстоятельств, предусмотренных пунктами 4 и 5 части первой статьи 91 настоящего Кодекса, а по уголовным производствах в отношении несовершеннолетнего обвиняемого - дополнительно статьями 485, 487 настоящего Кодекса в порядке, предусмотренном статьей 317 настоящего Кодекса;

6) присутствовать при проведении судебного заседания;

7) заявлять ходатайства об обеспечении безопасности в случаях, предусмотренных законом.

3. Представитель персонала органа пробации обязан:

1) составлять досудебный доклад и подавать его в суд в срок, определенный постановлением суда;

2) соблюдать права и свободы человека и гражданина;

3) безотлагательно уведомлять суд о наличии или возникновении объективных обстоятельств, которые делают невозможным подготовку или своевременное представление досудебного доклада;

4) предоставлять объяснения по поставленным судом вопросам относительно досудебного доклада во время судебного разбирательства;

5) не разглашать любые сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением обязанностей;

6) не допускать разглашения каким-либо способом конфиденциальной информации, которая ему была доверена или которая стала известна в связи с выполнением обязанностей;

7) заявить самоотвод при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом";

5) пункт 2 части первой статьи 75 и 77 после слова "специалист" дополнить словами "представитель персонала органа пробации";

6) часть первую статьи 78 после слова "специалист" дополнить словами "представитель персонала органа пробации";

7) в статье 79:

название после слова "специалиста" дополнить словами "представителя персонала органа пробации";

часть первую после слов "Специалист" и "специалиста" дополнить словами "представитель персонала органа пробации" и "представителя персонала органа пробации";

8) часть первую статьи 80 после слова "эксперт" дополнить словами "представитель персонала органа пробации";

9) название и часть вторую статьи 83 после слова "специалиста" дополнить словами "представителя персонала органа пробации";

10) в статье 314:

часть третью дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) поручить представителю персонала органа пробации составить досудебный доклад";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"5. В подготовительном судебном заседании суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, по собственной инициативе или по ходатайству обвиняемого, его защитника или законного представителя, или по ходатайству прокурора и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека решает вопрос по составлению досудебного доклада, о чем выносит постановление с указанием срока подготовки такого доклада";

11) дополнить статьей 314-1 следующего содержания:

"Статья 314-1. СОСТАВЛЕНИЕ ДОСУДЕБНОГО ДОКЛАДА

1. В целях обеспечения суда информацией, характеризующей обвиняемого, а также принятия судебного решения о мере наказания представитель уполномоченного органа по вопросам пробации составляет досудебный доклад по решению суда.

2. Досудебный доклад составляется в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, или тяжкого преступления, нижняя граница санкции которого не превышает пяти лет лишения свободы. Досудебный доклад в отношении несовершеннолетнего обвиняемого в возрасте от 14 до 18 лет составляется независимо от тяжести совершенного преступления, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Форма, содержание и порядок составления досудебного доклада об обвиняемом определяются законодательством.

4. Досудебный доклад не составляется:

1) в отношении лица, в отношении которого прокурором составлено ходатайство об освобождении от уголовной ответственности;

2) в отношении лица, которое уже отбывает наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы;

3) в отношении несовершеннолетнего, в отношении которого прокурором в порядке, предусмотренном статьей 497 настоящего Кодекса, составлено ходатайство о применении к нему принудительных мер воспитательного характера;

4) в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, при наличии основания для применения принудительных мер воспитательного характера в соответствии с пунктом 2 главы 38 раздела VI настоящего Кодекса;

5) в отношении лица, в отношении которого прокурором составлено ходатайство о применении принудительных мер медицинского характера;

6) в отношении лица, к которому применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, однако оно совершило новое преступление в течение неотбытой части наказания;

7) в случае, если во время подготовительного судебного заседания принято судебное решение об утверждении соглашения, предусмотренного настоящим Кодексом.

5. Досудебный доклад не может использоваться в уголовном производстве в качестве доказательства виновности обвиняемого в совершении преступления.

6. Досудебный доклад приобщается к материалам уголовного производства";

12) в статье 327:

название после слова "переводчика" дополнить словами "представителя уполномоченного органа по вопросам пробации";

дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Неприбытие в судебное заседание представителя уполномоченного органа по вопросам пробации, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует судебному разбирательству";

13) статью 338 дополнить частью пятой следующего содержания:

"5. В случае изменения степени тяжести преступления с тяжкого или особо тяжкого на преступление, предусмотренное частью второй статьи 314-1 настоящего Кодекса, суд по собственной инициативе или по ходатайству лиц, предусмотренных частью пятой статьи 314 настоящего Кодекса, выносит определение о составлении досудебного доклада с указанием срока его подготовки и откладывает судебное разбирательство";

14) в части первой статьи 368:

пункт 6 дополнить словами "обязанности следует возложить на лицо в случае его освобождения от отбывания наказания с испытанием";

дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания:

"Вынося приговор суд принимает к сведению досудебный доклад с информацией о социально-психологической характеристике обвиняемого";

15) в абзаце семнадцатом пункта 2 части четвертой статьи 374 слова "а также трудовой коллектив или лицо, на которые, по их согласия или по их просьбе" заменить словами "лицо, на которое с его согласия или по его просьбе";

16) часть первую статьи 537 дополнить пунктом 13-3 следующего содержания:

"13-3) об изменении обязанностей, возложенных на осужденного, освобожденного от отбывания наказания с испытанием";

17) пункт 3 части второй статьи 539 после цифры "9" дополнить цифрами "13-3".

4. В Законе Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №22, ст. 303 с последующими изменениями):

1) в абзаце девятом части первой статьи 5 и части четвертой статьи 7 слово "пенитенциарной" заменить словом "уголовно-исполнительной";

2) в частях второй и восьмой статьи 9 слова "центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний" во всех падежах заменить словами "центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации" в соответствующем падеже.

5. Статью 2 Закона Украины "Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., №11, ст. 51; 2013 г., №21, ст. 208; 2014 г., №12, ст. 183) дополнить пунктом "г-2" следующего содержания:

"г-2) персонал органа пробации".

6. В пункте "б" части первой статьи 34 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., №24, ст. 170 с последующими изменениями):

1) подпункт 14 дополнить словами "а также лиц, к которым применены пробации";

2) дополнить подпунктом 17 следующего содержания:

"17) определение видов бесплатных общественно полезных работ для лиц, которым назначено наказание в виде общественных работ".

7. Пункт 2 части четвертой статьи 6 Закона Украины "О психиатрической помощи" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2000 г., №19, ст. 143; 2013 г., №21, ст. 208) изложить в следующей редакции:

"2) проведение досудебного расследования, составление досудебного доклада в отношении обвиняемых или судебного рассмотрения по письменному запросу следователя, прокурора, суда и представителя уполномоченного органа по вопросам пробации".

8. В части третьей статьи 33 Закона Украины "Об охране детства" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №30, ст. 142) слово "и" исключить, а после слова "наказание" дополнить словами "и применения к ним пробации".

9. Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№49-51, ст. 376 с последующими изменениями) дополнить статьей 48-1 следующего содержания:

"Статья 48-1. ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ ЛИЦАМ, ОСУЖДЕННЫМ К ОГРАНИЧЕНИЮ СВОБОДЫ ИЛИ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК

1. Выплата лицам, осужденным к ограничению свободы или лишению свободы на определенный срок, назначенных пенсий осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Украины на счет учреждения по месту отбывания наказания.

2. С пенсий осужденных к ограничению свободы или лишению свободы на определенный срок возмещаются расходы на их содержание в учреждениях исполнения наказаний в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. При этом не менее 50 процентов пенсии засчитываются учреждением по месту отбывания наказания на лицевой счет осужденного".

10. Часть вторую статьи 12 Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №15, ст. 232; 2013 г., №30, ст. 343) после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, которым запрещено выезжать за пределы Украины без согласования с уполномоченным органом по вопросам пробации".

В связи с этим абзацы четвертый - девятый считать соответственно абзацами пятым десятым.

11. В статье 10 Закона Украины "О социальной работе с семьями, детьми и молодежью" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2009 г., №23, ст. 284):

часть первую дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"Медико-социальной, социально-образовательной, физической и психологической реабилитации детей, освобожденных от отбывания наказания с испытанием";

часть вторую дополнить словами "а также детям, освобожденным от отбывания наказания с испытанием".

12. Часть третью статьи 1 Закона Украины "О волонтерской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №42, ст. 435; 2015 г., №22, ст. 146) после абзаца девятого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Содействие уполномоченному органу по вопросам пробации в осуществлении надзора за осужденными и проведении с ними социально-воспитательной работы".

В связи с этим абзац десятый считать абзацем одиннадцатым.

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме положений по применению пробационных программ, которые вступают в силу с 1 января 2018 года.

2. До создания соответствующих условий для обеспечения права на длительные свидания осужденных к пожизненному лишению свободы, но не более одного года со дня вступления в силу настоящего Закона, указанные свидания предоставляются в пределах пропускной способности помещений для предоставления свиданий учреждений исполнения наказаний, но не более одного раз в три месяца.

Президент Украины

П.Порошенко