Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

8 января 2016 года №47

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 30 декабря 2015 года №791

О Программе реформы водного сектора Республики Таджикистан на 2016 - 2025 годы

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Таджикистан "О государственных перспективах, концепциях, стратегиях и программах социального и экономического развития Республики Таджикистан" и в целях определения и содействия в реализации государственной политики Республики Таджикистан в области рационального использования водных ресурсов Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Программу реформы водного сектора Республики Таджикистан на 2016 - 2025 годы (прилагается).

2. Министерству энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан, Министерству финансов Республики Таджикистан, Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан, Агентству мелиорации и ирригации при Правительстве Республики Таджикистан, соответствующим министерствам и ведомствам в установленном порядке в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете и привлечения иностранных инвестиций принять необходимые меры для реализации настоящей Программы.

3. Определить Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан координатором реализации Программы реформы водного сектора Республики Таджикистан на 2016 - 2025 годы и поручить ему взять под контроль ход выполнения настоящей Программы и каждое полугодие представлять в Правительство Республики Таджикистан информацию о ходе её выполнения.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2015 года №791

Программа реформы водного сектора Таджикистана на период 2016 - 2025 годы

Введение

Реформа водного сектора началась с принятием Указа Президента Республики Таджикистан от 15 марта 2006 года, №1713 "Стратегия реформирования систем государственного управления" и предусматривает несколько этапов. Программа реформирования сельского хозяйства Республики Таджикистан на 2012 - 2020 годы" принятая Правительством Республики Таджикистан 1 августа 2012 года предусматривает основные положения реформирования водного сектора, включая переход на Интегрированное управление водными ресурсами (далее - ИУВР) в речных бассейнах. Реформа водного сектора признана как неотделимая часть реформы сельского хозяйства.

Указ Президента Республики Таджикистан от 19 ноября 2013 года №12 "О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Республики Таджикистан" является правовой основой начала реформирования водного сектора. В соответствии с этим Указом Министерство мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан было ликвидировано, политические функции в водном секторе были возложены на Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан, а обязанности по ирригации и мелиорации на вновь созданное Агентство мелиорации и ирригации при Правительстве Республики Таджикистан.

Целью реформы водного сектора является создание основ децентрализации системы управления и возложения части функций по эксплуатации в процессе разделения ответственности между министерствами и ведомствами и частично негосударственными организациями. Предлагаемая реформа основывается на общих регулирующих принципах ИУВР и в них уделяется особое значение вопросам социальных, экономических интересов и окружающей среды посредством устойчивого взвешенного управления и развития водных ресурсов.

Программа реформы водного сектора Республики Таджикистан на 2016 - 2025 годы (далее - Программа), отражает вопросы реформы водного сектора во всех подсекторах, связанных с использованием воды. В последующих разделах водная сфера указывается как "сектор", а различные виды специального использования воды, например орошение или гидроэнергетика как "подсектор". В Программе сначала приводятся основные проблемы водного сектора Республики Таджикистан, а затем предлагаются пути их решения посредством реформы.

I. Водные ресурсы

1. Республика Таджикистан горная страна, где горы занимают 93% его территории. Среднегодовые осадки в Таджикистане составляют порядка 760 мм, изменяются от 100 мм в некоторых отдельных регионах юга страны до 2400 мм на пике Федченко.

2. Ледники. Общая площадь ледников составляет 11,146 тыс. км2 или 8% территории страны. Водные ресурсы, содержащиеся в ледниках составляют порядка 845 км3.

3. Реки. В Таджикистане имеется 947 рек, постоянных и сезонных водотоков (саи), возобновляемый водный сток которых в среднем составляет 64 км3 в год, в том числе 1,1 км3/в год в бассейне реки Сырдарьи и 62,9 км3/в год в бассейне реки Амударьи. Порядка 55% среднегодовых водных ресурсов бассейна Аральского моря формируются в Таджикистане.

4. С гидрографической точки зрения в Таджикистане имеются бассейны рек Амударьи, Сырдарьи, Пянджа, Вахша, Зеравшана, Кафирнигана и подбассейны Каратаг, Ширкента, Кызылсу-Яхсу, Исфары, Ходжабакиргана, Аксу и саев Ашт - Самгар.

5. Озёра и водохранилища. В Таджикистане имеется 1300 природных озёр с акваторией 705 км2. Общий объём водных ресурсов в этих озёрах составляет 46,3 км3, из которых 20 км3 являются пресными. Общее количество водохранилищ в Таджикистане составляет 11 единиц с общим полезным объёмом порядка 7,5 км3.

6. Подземные воды. Возобновляемые подземные водные ресурсы в Таджикистане составляют 18,7 км3/в год, из которых используется 2,8 км3/в год.

7. Возвратные сбросные воды. Рельеф Таджикистана в основном состоит из гор, предгорий и холмов с большими уклонами и это способствует формированию и сбросу в реки больших объёмов возвратных вод. Объём возвратных вод составляет порядка 3.5, 4.0 км3/в год из которых 3,0 км3 составляют дренажные возвратные воды с орошаемых земель, 0,50 км3 бытовые и промышленные стоки.

II. Состояние водного сектора

1. Использование водных ресурсов в различных отраслях

8. Основными водопользователями в Таджикистане являются питьевое водоснабжение и санитария, гидроэнергетика, орошаемое земледелие, промышленность, рыбное хозяйство, рекреация и окружающая среда. Таджикистан фактически использует всего 17-20% формирующихся на его территории водных ресурсов. В среднем за период проведенных наблюдений (1985 - 2014 гг.) годовой объём используемых различными отраслями экономики страны водных ресурсов составил от 8,0 до 14,5 км3/год.

9. Питьевое водоснабжение и санитария. Питьевое водоснабжение и санитария являются важнейшим подсектором водного сектора и его развитие считается первостепенным приоритетом Правительства Республики Таджикистан. Объём воды используемый этим подсектором составляет порядка 400 млн.м3/в год. Из этого количества 103-105 млн.м3 используется непосредственно населением. Нужды питьевого водопотребления и санитарии составляют менее 5,0% от общего объёма водопотребления всей страны.

10. Гидроэнергетика. Гидроэнергетика является одной из важных сфер водного сектора Таджикистана, составляющая основу энергетического потенциала страны. Из 5414 МВт имеющихся энергетических мощностей страны 4996 МВт или 93% приходятся на гидроэнергетику. В годовом производстве электроэнергии доля гидроэнергетики составляет 98-99%. Важной особенностью гидроэнергетики является то, что она, используя потенциальную энергию воды, не осуществляет её безвозвратное потребление. Это не оказывает воздействия на природное качество воды. Ежегодно вода в объёме 30-35 км3 проходя через гидроэлектростанции страны вырабатывает в целом 16-17 млрд. кВт. часов электроэнергии.

11. Сельскохозяйственное орошение. Сектор орошаемого земледелия в обеспечении продовольственной безопасности страны имеет важное значение. Около 80% сельскохозяйственной продукции обеспечивается за счёт орошаемых земель. Общий объём воды забираемой из всех источников для орошения в среднем составляет 8,0-10,0 км3/в год. Более 90% общего объёма водозабора из природных источников используется для нужд орошаемого земледелия.

12. Промышленность. Промышленное производство в начальные годы независимости страны заметно снизилось, но в последние годы стало быстро восстанавливаться. В 1990 году в промышленности было использовано 607 млн.м3 воды, в данное время общее водопотребление достигло 240-300 млн. м3, что равно 2-3% общего водопотребления в стране. Значительная часть воды для промышленности забирается из подземных вод.

13. Рыбное хозяйство, также считается важным подсектором водопотребления. Рыбохозяйственные пруды построены на широких берегах рек или вблизи от их пойм, что уменьшает безвозвратные потери воды. В среднем объём воды, используемый рыбо-хозяйственными прудами, составляет 90-100 млн. м3/в годили 0,8-1,5% от общего объёма водопотребления в стране.

14. Рекреация на водах. Территория страны обладает большим рекреационным потенциалом. В республике выявлено 162 природных ландшафтных водных памятников, зарегистрировано более 200 минеральных источников, 18 грязевых и солёных озёр. Объём используемой воды в рекреационных зонах республики не определён, но известно, что используемая при этом вода, после очистки частично возвращается в источники.

15. Окружающая среда. Использование воды для поддержания окружающей среды играет огромную роль. Несмотря на то, что в настоящее время в республике нет конкретных данных по объёмам использования воды для окружающей среды, известно, что для её устойчивости и развития используются достаточные объёмы воды. В целях охраны окружающей среды в Таджикистане леса, озёра и болотные угодья являются водопользователями.

2. Правовые и институциональные основы управления водными ресурсами

16. Основой водного законодательства Таджикистана являются Конституция Республики Таджикистан, Водный кодекс другие законы и нормативные правовые акты Республики Таджикистан, соглашения, конвенции и другие международные, региональные и межгосударственные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.

17. В процессе управления водными ресурсами Таджикистана участвуют Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Правительство Республики Таджикистан, Координационный Совет при Правительстве Республики Таджикистан по водно-энергетическим вопросам, министерства, ведомства, местные исполнительные органы государственной власти и общественные объединения.

18. Министерства, комитеты, агентства и другие учреждения, связанные с управлением водными ресурсами, имеют исполнительские полномочия по реализации водной политики в интересах национальной экономики и водопользователей.

19. Несмотря на значительные изменения в структуре Правительства Республики Таджикистан и создание новых органов, распределение обязанностей и полномочий в сфере управления водой между различными структурами все еще осуществляется на основе Положения о разграничении полномочий специально уполномоченных государственных органов по регулированию использования и охране вод, утвержденного постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 февраля 2002 года, №39.

20. Государственными органами по управлению водными ресурсами в Республике Таджикистан являются:

- Министерство энергетики и водных ресурсов;

- Министерство сельского хозяйства;

- Министерство здравоохранения и социальной защиты населения;

- Комитет по охране окружающей среды;

- Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне;

- Главное управление геологии;

- Служба государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору;

- Агентство мелиорации и ирригации;

- Государственное унитарное предприятие "Хочагии манзилию коммунали";

- Открытая акционерная холдинговая компания "Барки Точик".

21. В сотрудничестве с государственными институтами в области управления водными ресурсами свою деятельность осуществляют общественные объединения. Ассоциации водопользователей (далее - АВП) и Федерации АВП в Таджикистане являются специализированными общественными объединениями, имеющими право содержать и управлять внутрихозяйственные оросительные и коллекторно-дренажные системы.

III. Проблемы водного сектора

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Программа реформы водного сектора Таджикистана на период 2016 - 2025 годы I. Водные ресурсы II. Состояние водного сектора 1. Использование водных ресурсов в различных отраслях 2. Правовые и институциональные основы управления водными ресурсами III. Проблемы водного сектора 1. Общая информация 1.1. Переходный период в экономике 1.2. Рост населения 1.3. Изменчивость и изменение климата 1.4. Водные природные и техногенные бедствия 1.5. Окружающая среда 2. Проблемы в отраслях водопользователях 2.1. Питьевое водоснабжение и санитария 2.2. Орошение и дренаж 2.3. Гидроэнергетика и энергоснабжение 2.4. Водоснабжение промышленности 3. Экономические и финансовые аспекты 4. Совершенствование правовой базы 5. Совершенствование институциональных механизмов IV. Реформа водного сектора 1. Цели и задачи 2. Руководящие принципы 2.1. Интегрированное управление водными ресурсами 2.2. Бассейновое управление 2.3. Разделение функций политики и управления от производственных и хозяйственных задач 2.4. Дополнительные руководящие бассейновые принципы V. ИУВР и переход на бассейновое управление 1. Речные бассейны 2. Основные задачи бассейновых организаций VI. Институциональное развитие реформы водного сектора 1. Институциональня реформа в водном секторе 2. Институциональная реформа водного сектора 2.1. Cтруктуры иувр на республиканском уровне 2.1.1. Политические, регулирующие и законодательные структуры 2.1.1.1. Национальный водный совет 2.1.1.2. Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан 2.1.1.3. Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан (далее - КООС ПРТ) 2.1.1.4. Главное управление геологии при Правительстве Республики Таджикистан (далее - ГУГ ПРТ) 2.1.1.5. Служба государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Правительстве Республики Таджикистан 2.1.2. Исполнительные структуры, оганизации водного сектора, предоставляющие услуги 2.1.2.1. Агентство мелиорации и ирригации при Правительстве Республики Таджикистан(далее - АМИ ПРТ) 2.1.2.2. ГУП "Хочагии манзилию коммунали" (далее - ГУП "ХМК") 2.1.2.3. ОАХК "Барки Точик" 2.1.2.4. Другие организации, предоставляющие услуги 2.2. Cтруктуры иувр на уровне бассейнов и под басссейнов 2.2.1. Бассейновые организации РЕК (далее - БОР) 2.2.2. Бассейновые советы РЕК (далее - БСР) 2.2.3. Ассоциации водопользователей и Федерации АВП VII. Совершенствование законодательства в рамках реформы водного сектора 1. Изменения и дополнения в действующее законодательство 2. Разработка новых законов и нормативных правовых актов VIII. Средства поддержки внедрения реформы в водном секторе 1. Общая информация 2. Укрепление потенциала организаций ответственных за управление водными ресурсамии водопользователей 3. База данных и информационная система ИУВР 4. Международное сотрудничество в водном секторе 5. Участие пользователей и гражданского сообщества в использовании и охране водных ресурсов 6. Участие партнёров по развитию и доноров в реализации программы реформ IX. Финансирование реформы водного сектора Приложение

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 декабря 2015 года №791
"О Программе реформы водного сектора Республики Таджикистан на 2016 - 2025 годы"

О документе

Номер документа:791
Дата принятия: 30/12/2015
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 47 от 08/01/2016
Начало действия документа:30/12/2015
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений