Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 10 декабря 2015 года №888-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий органов местного самоуправления и оптимизации предоставления административных услуг

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., приложение к №51, ст. 1122):

1) статью 197 изложить в следующей редакции:

"Статья 197. Проживание без паспорта гражданина Украины или без регистрации места жительства

Проживание граждан, обязанных иметь паспорт гражданина Украины, без паспорта гражданина Украины или по недействительному паспорту гражданина Украины, а также проживание граждан без регистрации места жительства -

влекут предупреждение.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, -

влекут за собой наложение штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан";

2) статью 199 исключить;

3) пункт 2 части первой статьи 213 дополнить словами "и их должностными лицами, уполномоченными на то настоящим Кодексом";

4) в части второй статьи 217 слова и цифру "в пункте 5" заменить словами и цифрами "в пунктах 2, 5";

5) в статье 219:

часть первую дополнить цифрами "197, 198";

дополнить частью второй следующего содержания:

"От имени исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 197, 198 настоящего Кодекса (при наложении административного взыскания в виде предупреждения в центре предоставления административных услуг) имеют право администраторы центров предоставления административных услуг";

6) в части первой статьи 222-2 цифры "197-201" заменить цифрами "200, 201";

7) в части первой статьи 255:

пункт 2 дополнить цифрами "197, 198";

дополнить пунктом 2-5 следующего содержания:

"2-5) должностные лица, уполномоченные на то местными государственными администрациями (статьи 197, 198)";

8) часть первую статьи 258 после цифр "185-3" дополнить словами и цифрами "статьей 197 (при наложении административного взыскания в виде предупреждения), статьей 198 (при наложении административного взыскания в виде предупреждения)".

(Пункт 1 вступает в силу с 4 апреля 2016 года)

2. В статье 12 Земельного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2002 г., №3-4, ст. 27):

название после слов "городских советов" дополнить словами "и их исполнительных органов";

дополнить частью второй следующего содержания:

"К полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов относятся:

1) предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в соответствии с законом;

2) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом".

(Пункт 2 вступает в силу с 1 марта 2016 года)

3. В Законе Украины "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., №18, ст. 101 с последующими изменениями):

1) в статье 6:

в части первой:

в абзаце первом слова "в выдаче паспорта" заменить словами "в выезде за границу";

пункты 2, 6 и 8 исключить;

в пункте 5 слова "решением другого органа (должностного лица)" исключить;

часть вторую исключить;

часть третью изложить в следующей редакции:

"В случае возникновения ограничений, предусмотренных этой статьей, орган, который их ввёл, уведомляет о них в десятидневный срок с момента их введения:

1) гражданина Украины, относительно которого введены соответствующие ограничения;

2) органы Государственной пограничной службы Украины, которые осуществляют контроль за соблюдением таких ограничений";

2) в части второй статьи 8 слова и цифры "пунктами 1, 2 и 6-8" заменить словом и цифрой "пунктом 1".

4. В Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., №24, ст. 170 с последующими изменениями):

1) пункт "б" части первой статьи 33 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:

"13) предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в соответствии с законом";

(Подпункт 1 пункта 4 вступает в силу с 1 марта 2016 года)

2) дополнить статьей 37-1 следующего содержания:

"Статья 37-1. Полномочия в сфере регистрации места жительства физических лиц

1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся делегированные полномочия:

1) формирование и ведение реестра территориальной общины в соответствии с законом";

(Подпункт 2 пункта 4 вступает в силу с 4 апреля 2016 года)

3) пункт 2 части второй статьи 38 исключить.

5. В Законе Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №15, ст. 232 с последующими изменениями):

1) в статье 3:

абзацы пятый и седьмой изложить в следующей редакции:

"место жительства - жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает, а также специализированные социальные учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, военные части";

"орган регистрации - исполнительный орган сельского, поселкового или городского совета, сельский председатель (в случае если в соответствии с законом исполнительный орган сельского совета не создан), осуществляющий регистрацию, снятие с регистрации места жительства на территории соответствующей административно-территориальной единицы, на которую распространяются полномочия соответствующего сельского, поселкового или городского совета";

в абзаце восьмом слова "или места пребывания" исключить;

в абзаце девятом слова "и местонахождении лица", "справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица", "справка об обращении за защитой в Украине" исключить;

дополнить абзацами десятым - тринадцатым следующего содержания:

"документы, в которые вносятся сведения о месте пребывания, - справка об обращении за защитой в Украине, справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица;

регистрация - внесение информации в реестр территориальной общины, документов, в которые вносятся сведения о месте жительства/пребывания лица, с указанием адреса жилья/ места пребывания с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографический реестр в установленном Кабинетом Министров Украины порядке;

реестр территориальной общины - база данных, предназначенная для хранения, обработки, использования определенной этим Законом информации, которая создается, ведется и администрируется органом регистрации для учета лиц, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

снятия с регистрации - внесение информации о снятии с регистрации в реестр территориальной общины, документов, в которые вносятся сведения о месте жительства/ пребывания лица, с указанием адреса жилья/места пребывания с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографический реестр в установленном Кабинетом Министров Украины порядке";

2) статью 6 изложить в следующей редакции:

"Статья 6. Регистрация места жительства

Гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны в течение тридцати календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытия на новое место жительства зарегистрировать свое место жительства. Родители или другие законные представители обязаны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка в течение трех месяцев со дня государственной регистрации его рождения. Регистрация места жительства осуществляется в день предоставления лицом документов. Регистрация места проживания по заявлению лица может быть осуществлена органом регистрации с одновременным снятием с предыдущего места жительства.

В случае если лицо не может самостоятельно обратиться в орган регистрации, регистрация может быть осуществлена по обращению его законного представителя или представителя на основании доверенности, удостоверенной в установленном законом порядке (далее - представитель).

Для регистрации лицо или его представитель подает в орган регистрации (в том числе через центр предоставления административных услуг):

письменное заявление;

документ, в который вносятся сведения о месте жительства. Если ребенок не достиг 16-летнего возраста, подается свидетельство о рождении;

квитанцию об уплате административного сбора;

документы, подтверждающие право на проживание в жилье, пребывание или взятие на учет в специализированном социальном учреждении, заведении социального обслуживания и социальной защиты, прохождение службы в воинской части, адрес которых указывается при регистрации;

военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, которые подлежат постановке на воинский учет или находятся на воинском учете).

В случае подачи заявления представителем лица дополнительно представляются:

документ, удостоверяющий личность представителя;

документ, подтверждающий полномочия лица как представителя, кроме случаев, когда законными представителями являются родители (усыновители).

Регистрация места жительства по заявлению законного представителя осуществляется с согласия других законных представителей.

По желанию родителей или одного из них документы, предусмотренные настоящей статьей для регистрации места проживания ребенка, могут быть представлены органам государственной регистрации актов гражданского состояния во время проведения государственной регистрации рождения ребенка. Органы государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, направляют указанные документы органам регистрации для регистрации места проживания новорожденного ребенка.

Регистрация места проживания новорожденного ребенка может осуществляться также на основании направленных органами социальной защиты населения данных, указанных законным представителем, с которым постоянно проживает ребенок, в заявлении о назначении пособия при рождении ребенка.

Запрещается требовать для регистрации места проживания предоставления лицом иных, чем предусмотрены этой статьей, документов.

Лицо может поручить в установленном законодательством порядке подать заявление о регистрации места проживания соответствующему должностному лицу исполнителей услуг по управлению (содержанию) многоквартирного дома (общежития), объединения совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительного кооператива, управляющего многоквартирного дома по месту его проживания.

Регистрация места проживания осуществляется только по одному адресу. В случае если лицо проживает в двух и более местах, оно осуществляет регистрацию места жительства по одному из этих адресов по своему выбору. По адресу зарегистрированного места жительства с лицом ведется официальная переписка и вручение официальной корреспонденции.

В случае если новое место жительства находится в другой административно-территориальной единице, орган регистрации после регистрации такого места жительства уведомляет о снятии лица с регистрации в соответствующий орган регистрации по прежнему месту жительства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В случае внесения во время регистрации ошибочных сведений о лице орган регистрации обязан на основании представленных лицом или его представителем достоверных сведений в день обращения внести необходимые изменения в документы, в которые вносятся сведения о месте жительства/пребывания, реестра соответствующей территориальной общины с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографический реестр в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

В случае принятия решения об изменении нумерации домов, переименовании улиц (проспектов, бульваров, площадей, переулков, кварталов и т.п.), населенных пунктов, административно-территориальных единиц, изменения в административно-территориальном устройстве на основании соответствующих актов вносятся изменения в реестр территориальной общины, с сохранением предыдущих данных, с последующим внесением этой информации в Единый государственный демографический реестр в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

В случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, указанные сведения по желанию лица вносятся в документы, в которые вносятся сведения о месте жительства/пребывания. Такие сведения вносятся бесплатно.

Орган регистрации в случае выявления в реестре территориальных общин ложных сведений о личности уведомляет ее об этом в тридцатидневный срок со дня выявления таких сведений, а также обращается к лицу с просьбой предоставить достоверные сведения для внесения изменений в соответствующий реестр и/или документов, в которые вносятся сведения о месте жительства/пребывания. Орган регистрации передает соответствующую информацию в установленном Кабинетом Министров Украины порядке для внесения изменений в Единый государственный демографический реестр.

Предоставление органами регистрации и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере регистрации физических лиц, сведений о месте жительства и других персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законами Украины, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека или с согласия самого лица.

Лица, которые не проживают по адресу, зарегистрированному как место их проживания, более одного месяца и которые имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на срочную военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе в любом качестве, обязаны письменно уведомить орган регистрации о своем местонахождении.

Регистрация и продление регистрации временного пребывания иностранцев, лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства";

3) дополнить статьей 6-1 следующего содержания:

"Статья 6-1. Особенности регистрации места проживания бездомных

Бездомные и другие лица, которые не имеют постоянного места жительства, регистрируются по адресу специализированной социального учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, созданных органами местного самоуправления.

Подача заявления о регистрации, снятия с регистрации места проживания таких лиц в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, возлагается на специализированное социальное учреждение, заведение социального обслуживания и социальной защиты, где проживают указанные лица";

4) в статье 7:

абзац второй части первой изложить в следующей редакции:

"заявления лица или его представителя, подается в орган регистрации";

часть вторую дополнить словами и цифрой "с учетом требований, определенных частью одиннадцатой статьи 6 настоящего Закона";

в абзаце втором части четвертой слова "или свидетельство о принадлежности к гражданству Украины" исключить;

часть пятую изложить в следующей редакции:

"В случае подачи заявления представителем лица дополнительно представляются:

документ, удостоверяющий личность представителя;

документ, подтверждающий полномочия лица как представителя (законного представителя)";

дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Лицо может поручить в установленном законодательством порядке подать заявление о снятии с регистрации места проживания соответствующему должностному лицу исполнителей услуг по управлению (содержанию) многоквартирного дома (общежития), объединения совладельцев многоквартирного дома, жилищно-строительного кооператива, управляющего многоквартирного дома по месту его жительства";

5) дополнить статьей 9-1 следующего содержания:

"Статья 9-1. Основания для отказа в регистрации или снятии с регистрации места проживания

Орган регистрации отказывает в регистрации или снятии с регистрации места проживания, если:

лицо не подало предусмотренные настоящим Законом документы или информацию;

в представленных лицом документах содержатся недостоверные сведения или представленные им документы являются недействительными;

для регистрации или снятия с регистрации обратилось лицо, не достигшее 14-летнего возраста.

Решение об отказе принимается в день обращения лица. Заявление о регистрации или снятия с регистрации места проживания возвращается лицу с указанием в нем причин отказа";

6) статьи 10 и 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Правила регистрации места жительства

Правила осуществления регистрации места проживания, формы необходимых для этого документов, порядок передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 11. Полномочия органов регистрации и государственных органов в сфере регистрации физических лиц

Орган регистрации осуществляет:

формирование и ведение Реестра территориальных общин;

регистрацию и снятие с регистрации места жительства/пребывания лиц в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

передачу информации и/или внесение в установленном законом порядке сведений о регистрации и снятии с регистрации места жительства/пребывания в Единый государственный демографический реестр.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере регистрации физических лиц, осуществляет:

обобщение практики применения нормативно-правовых актов по вопросам регистрации места проживания, выявление проблемных вопросов в сфере регистрации места жительства и разработку путей их решения;

разработку проектов законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере регистрации места жительства;

установление в пределах своих полномочий требований к программному обеспечению реестров территориальных общин и стандарты обмена данными между такими реестрами.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере регистрации физических лиц:

контролирует соблюдение органами регистрации законодательства по вопросам регистрации места жительства;

оказывает методологическую и техническую помощь в обеспечении взаимодействия между реестрами территориальных общин;

вносит предложения по обеспечению формирования государственной политики в сфере регистрации физических лиц и участвует в разработке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере регистрации физических лиц.

Учет граждан Украины, проживающих за пределами Украины, ведется заграничными дипломатическими учреждениями Украины в установленном Кабинетом Министров Украины порядке";

7) дополнить статьями 11-1-11-3 следующего содержания:

"Статья 11-1. Административный сбор

За регистрацию, снятие с регистрации места проживания оплачивается административный сбор:

в случае обращения лица в течение установленного настоящим Законом срока - в размере 0,0085 размера минимальной заработной платы;

в случае обращения лица с нарушением установленного настоящим Законом срока - в размере 0,0255 размера минимальной заработной платы.

В случае регистрации места жительства одновременно со снятием с предыдущего места жительства административный сбор взимается только за одну административную услугу и зачисляется в местный бюджет по новому месту жительства.

Статья 11-2. Реестр территориальной общины

Орган регистрации для нужд регистрации места жительства в соответствии с настоящим Законом формирует и ведет реестр территориальной общины. Орган регистрации является распорядителем соответствующего реестра территориальной общины.

Органы регистрации осуществляют обмен сведениями между реестрами разных территориальных общин для регистрации и снятия с регистрации места жительства в случае выбытия из одной административно-территориальной единицы и прибытия в другую административно-территориальную единицу в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Требования к сбору, хранению, обработке, использованию и защите информации в реестрах территориальных общин определяются законом.

В реестр территориальной общины вносятся:

данные о личности:

фамилия, собственное имя (все имена), отчество;

дата и место рождения;

место жительства;

сведения о гражданстве;

уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (если такая информация внесена в паспорт гражданина Украины);

дата регистрации места жительства;

фамилия, имя и отчество представителя, если он действует от имени лица, и сведения о документе, удостоверяющем полномочия представителя;

информация о предыдущем месте жительства;

дата снятия с регистрации места проживания (после выбытия лица);

наименование органа регистрации, фамилия, имя, отчество и должность лица, которое вносило записи в реестр.

Статья 11-3. Доступ в реестры территориальных общин

Доступ к информации, содержащейся в реестрах территориальных общин, осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона, законов Украины "Об информации" и "О защите персональных данных".

Служебным и должностным лицам распорядителей реестров и других органов государственной власти, обрабатывающих персональные данные, внесенные в реестры, запрещается разглашать персональные данные, которые стали им известны в связи с выполнением служебных обязанностей.

Каждый имеет право на доступ к своим персональным данным, внесенным в реестры, а также другие права в отношении своих персональных данных, предусмотренные Законом Украины "О защите персональных данных".

Доступ к реестрам осуществляется исключительно авторизованно, с сохранением информации о служебном или должностном лице, которое осуществляло запрос, и времени такого запроса.

Органу регистрации запрещено передавать данные из реестра территориальной общины третьим лицам на цели, не предусмотренные настоящим Законом.

Обмен информацией между органами регистрации и другими органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется с письменного согласия лица с целью предоставления ему административных услуг.

Передача персональных данных, внесенных в реестры территориальных общин, органам государственной власти, органам местного самоуправления без письменного согласия лица может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом.

Данные реестров территориальных общин могут использоваться со статистической или научной целью, при условии их обезличивания".

(Пункт 5 вступает в силу с 4 апреля 2016 года)

6. В Законе Украины "О Государственном реестре избирателей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №5, ст. 34; 2013 г., №48, ст. 682; 2014 г., №5, ст. 62, №20-21, ст. 731, №26, ст. 892):

1) часть первую статьи 6 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (если такая информация внесена в паспорт гражданина Украины)";

2) части первую и вторую статьи 8 изложить в следующей редакции:

"1. Избирательный адрес избирателя определяется согласно настоящей статье и является основанием для отнесения избирателя к соответствующему избирательному участку.

2. Избирательным адресом избирателя является адрес, по которому зарегистрировано его место жительства в соответствии с Законом Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине";

3) статью 17 дополнить частью седьмой следующего содержания:

"7. Основанием для издания приказа о внесении записи в базу данных Реестра, внесение изменений в персональные данные избирателя, включенного в реестр, также могут быть сведения, переданные распорядителю Реестра согласно статье 22 настоящего Закона";

4) в статье 22:

второе предложение части первой изложить в следующей редакции: "Обновление базы данных Реестра осуществляется на основании сведений, указанных в частях третьей - двенадцатой и шестнадцатой настоящей статьи";

часть вторую дополнить словами "или распорядителю Реестра по этой статье";

в части третьей:

в абзаце первом слова "регистрации физических лиц" заменить словом "гражданства";

пункты 1, 4 и 5 исключить;

после части одиннадцатой дополнить новой частью следующего содержания:

"12. Уполномоченное должностное лицо органа регистрации представляет сведения относительно:

1) граждан Украины, зарегистрированных по месту жительства в соответствующей административно-территориальной единице, которым в течение следующего месяца исполнится 18 лет;

2) избирателей, которые в течение предыдущего месяца зарегистрировали свое место жительства в соответствующей административно-территориальной единице;

3) избирателей, которые в предыдущем месяце сняты с регистрации по месту жительства в соответствующей административно-территориальной единице".

В связи с этим части двенадцатую - двадцать вторую считать соответственно частями тринадцатой - двадцать третьей;

в части тринадцатой:

в первом предложении слово "одиннадцатой" заменить словом "двенадцатой";

во втором предложении слова "десятой и одиннадцатой" заменить словами "десятой - двенадцатой", а слово "жилья" исключить;

в части четырнадцатой, двадцать первой, двадцать второй и двадцать третьей слово "одиннадцатой" заменить словом "двенадцатой";

в части семнадцатой:

в абзаце первом слова "частями третьей - одиннадцатой" заменить словами "частями третьей - двенадцатой";

в пункте 1 слова и цифры "частью второй статьи 17" заменить словом и цифрами "статьей 17";

в пункте 2 слова и цифры "частью третьей статьи 17" заменить словом и цифрами "статьей 17";

в части восемнадцатой слова "зарегистрированным местом жительства и адресу жилья избирателя" заменить словами "адресу, по которому зарегистрировано его место жительства";

в части девятнадцатой слово "пятнадцатой" заменить словом "шестнадцатой";

после части двадцать второй дополнить новой частью следующего содержания:

"23. Сведения, предусмотренные настоящей статьей, могут подаваться распорядителю Реестра в электронном виде из государственных информационных систем, содержащих соответствующую информацию, в том числе из Единого государственного демографического реестра в порядке, установленном распорядителем Реестра и органом, который обеспечивает функционирование соответствующей информационной системы. В таком случае эти сведения органам ведения Реестра не подаются. Распорядитель Реестра средствами автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы Реестра передает полученные сведения соответствующим органам ведения Реестра".

В связи с этим часть двадцать третью считать частью двадцать четвёртой;

5) в статье 26:

часть четвертую дополнить словами "а также для создания реестров территориальных общин";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"6. Персональные данные Реестра в определенных законом случаях могут быть использованы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданства, для реализации возложенных на него полномочий";

6) первое предложение части первой статьи 28 изложить в следующей редакции:

"1. Предусмотренные статьей 22 настоящего Закона сведения подаются соответствующими органами, заведениями, учреждениями за десять дней до дня голосования";

7) в части четвертой статьи 33 слово "ведение" исключить.

(Пункт 6 вступает в силу с 4 апреля 2016 года)

7. В Законе Украины "О Государственном земельном кадастре" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012 г., №8, ст. 61 с последующими изменениями):

1) часть первую статьи 1 после абзаца шестого дополнить новым абзацем следующего содержания:

"заявление в электронной форме - заявление о получении сведений из Государственного земельного кадастра о земельном участке, которое формируется и подается через Единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированную с ним информационную систему центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений".

В связи с этим абзацы седьмой - двенадцатый считать соответственно абзацами восьмым - тринадцатым;

2) в статье 9:

часть первую дополнить абзацами вторым - седьмым следующего содержания:

"Предоставление сведений из Государственного земельного кадастра в определенных частью первой статьи 38 настоящего Закона случаях может осуществляться также администраторами центров предоставления административных услуг в порядке, установленном Законом Украины "Об административных услугах", или уполномоченными должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления, которые успешно прошли стажировку в сфере земельных отношений и соответствуют квалификационным требованиям, указанным в части третьей настоящей статьи.

Местная государственная администрация, сельский, поселковый, городской совет определяют возможность осуществления ими полномочий по предоставлению сведений из Государственного земельного кадастра с учетом возможности организационного и технического обеспечения их реализации.

Стажировка лица в сфере земельных отношений проводится бесплатно государственным кадастровым регистратором на срок не более одного месяца. По результатам успешной стажировки лицу государственным кадастровым регистратором выдается соответствующая справка.

Не требует прохождения стажировки лицо, которое перед назначением на должность администратора центра предоставления административных услуг или на должность в исполнительный орган местного самоуправления работало государственным кадастровым регистратором в течение последних двух лет.

Порядок проведения стажировки устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Право на получение сведений из Государственного земельного кадастра в определенных частью первой статьи 38 настоящего Закона случаях имеют нотариусы при совершении нотариальных действий, связанных с объектами недвижимости и/или при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и лица, которые в соответствии с законом осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их обременений при проведении такой регистрации";

3) статью 30 изложить в следующей редакции:

"Статья 30. Информационное взаимодействие органа, осуществляющего ведение Государственного земельного кадастра, и субъектов государственной регистрации прав

1. Для государственных кадастровых регистраторов информация из Государственного реестра прав на недвижимое имущество в связи с осуществлением ими полномочий, определенных этим Законом, предоставляется в электронной форме путем непосредственного доступа к этому реестру согласно Закону Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений".

2. Государственный регистратор прав на недвижимое имущество при проведении государственной регистрации прав на земельные участки имеет непосредственный доступ и пользуется сведениями из Государственного земельного кадастра в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины";

4) в статье 36:

пункт "ї" части первой дополнить словами "кроме сведений о регистрационном номере учетной карточки плательщика налогов, серию и номер паспорта гражданина Украины, место проживания, дату рождения физического лица, которые являются информацией с ограниченным доступом и не подлежат отражению в открытом доступе";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5. Поиск, просмотр, копирование и распечатка сведений из Государственного земельного кадастра, обнародованных на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, указанных в пунктах "а"-"є", "ї" части первой настоящей статьи, осуществляются бесплатно, а сведений, указанных в пунктах "ж"-"і" части первой настоящей статьи, - за плату, размеры которой устанавливаются настоящим Законом";

5) абзац второй части первой статьи 37 исключить;

6) в статье 38:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Сведения из Государственного земельного кадастра предоставляются государственными кадастровыми регистраторами в форме:

выдержек из Государственного земельного кадастра об объекте Государственного земельного кадастра;

справок, содержащих обобщенную информацию о земле (территории), по форме, установленной Порядком ведения Государственного земельного кадастра;

выкопировок с картографической основы Государственного земельного кадастра, кадастровой карты (плана);

копий документов, создаваемых при ведении Государственного земельного кадастра.

Сведения из Государственного земельного кадастра, которые внесены или перенесены в него из Государственного реестра земель после 1 января 2013 года, предоставляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в формах, указанных в абзацах втором - пятом части первой настоящей статьи, также администраторами центров предоставления административных услуг, уполномоченными должностными лицами исполнительных органов местного самоуправления.

Пользование сведениям из Государственного земельного кадастра также может осуществляться в форме предоставления доступа к нему в режиме чтения.

Доступ в Государственный земельный кадастр в режиме чтения предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам и подразделениям Службы безопасности Украины, осуществляющим контрразведывательную деятельность и борьбу с терроризмом, банкам и лицам, которые в установленном законом порядке включены в Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей, Государственный реестр оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков и Государственный реестр сертифицированных инженеров-геодезистов, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Сведения об ограничениях в использовании земельного участка предоставляются в форме выписки из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке может быть выдана любым Государственным кадастровым регистратором, администратором центра предоставления административных услуг, уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления".

Порядок доступа нотариусов в Государственный земельный кадастр устанавливается Кабинетом Министров Украины";

часть третью дополнить абзацами седьмым - двадцать первым следующего содержания:

"За предоставление сведений взимается административный сбор:

а) за выписку из Государственного земельного кадастра относительно:

земельного участка - 0,05 размера минимальной заработной платы;

ограничения в использовании земель - 0,055 размера минимальной заработной платы;

земли в пределах административно-территориальных единиц - 0,06 размера минимальной заработной платы;

б) справку, содержащую обобщенную информацию о земле (территории), - 0,06 размера минимальной заработной платы;

в) выкопировки с картографической основы Государственного земельного кадастра, кадастровой карты (плана) - 0,03 размера минимальной заработной платы;

г) за копию документа, создается при ведении Государственного земельного кадастра - 0,03 размера минимальной заработной платы;

ґ) за поиск, просмотр, копирование и распечатку сведений из Государственного земельного кадастра относительно:

земельного угодья (за 1 дециметр квадратный плана масштаба 1:2000 - 1:5000 территории населенных пунктов и масштаба 1:5000 - 1:10000 за пределами населенных пунктов) - 0,065 размера минимальной заработной платы;

части земельного участка, на который распространяется действие земельного сервитута, договора субаренды земельного участка - 0,07 размера минимальной заработной платы;

координаты поворотных точек границ объектов кадастра (за один лист формата А4 (до 30 точек границ объектов) - 0,065 размера минимальной заработной платы;

бонитировки почв (за 1 дециметр квадратный плана масштаба 1:5000 - 1:10000 за пределами населенных пунктов) - 0,1 размера минимальной заработной платы;

д) за исправление технической ошибки в сведениях Государственного земельного кадастра не по вине органа, осуществляющего его ведение, - 0,13 размера минимальной заработной платы.

Административный сбор взимается в соответствующем размере от минимальной заработной платы в месячном размере, установленном законом на 1 января календарного года, в котором предоставляется соответствующая административная услуга";

в части седьмой:

абзац первый дополнить словами "или другому лицу, которое в соответствии с частью первой настоящей статьи предоставляет сведения из Государственного земельного кадастра";

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"Государственный кадастровый регистратор или другое лицо, которое в соответствии с частью первой настоящей статьи предоставляет сведения из Государственного земельного кадастра, в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления (в случае подачи заявления о предоставлении выписки из Государственного земельного кадастра о земельном участке - в день поступления заявления) предоставляет заявителю документ, предусмотренный частью первой настоящей статьи, или предоставляет мотивированный отказ в предоставлении такого документа";

после абзаца седьмого дополнить пятью новыми абзацами следующего содержания:

"Для получения сведений из Государственного земельного кадастра о земельном участке лица и органы, указанные в абзацах втором и третьем части пятой настоящей статьи, могут подать заявление в электронной форме через Единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированную с ним информационную систему центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений.

В случае подачи заявления в электронной форме оплата услуг по предоставлению сведений из Государственного земельного кадастра осуществляется с применением электронных платежных средств в соответствии с Законом Украины "О платежных системах и переводе средств в Украине".

Выдача сведений из Государственного земельного кадастра о земельном участке или мотивированного отказа в предоставлении таких сведений по желанию заявителя осуществляется Государственным кадастровым регистратором, администратором центра предоставления административных услуг, уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления или направлением указанными лицами по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

В случае подачи заявления в электронной форме с собственной электронной цифровой подписью (печатью) заявителя сведения из Государственного земельного кадастра о земельном участке или мотивированный отказ в предоставлении таких сведений по желанию заявителя выдаются также в форме электронного документа средствами телекоммуникационной связи.

Независимо от места, формы и способа предоставления сведений Государственного земельного кадастра дополнительные средства, кроме установленной в соответствии с законом платы за предоставление соответствующих административных услуг, не взимаются".

В связи с этим абзацы восьмой - двенадцатый считать соответственно абзацами тринадцатым - семнадцатым;

часть девятую после слов "кадастровым регистратором" дополнить словами "администратором центра предоставления административных услуг, уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления, нотариусом";

7) часть четвертую статьи 41 исключить.

(Пункт 7 вступает в силу с 1 марта 2016 года)

8. В Законе Украины "Об административных услугах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2013 г., №32, ст. 409; 2014 г., №14, ст. 255; 2015 г., №21, ст. 133):

1) в статье 3:

в части третьей слова "Требования настоящего Закона распространяются на предоставление субъектом предоставления административных услуг извлечений и выписок из реестров, свидетельств" заменить словами "К административным услугам также приравнивается предоставление органом исполнительной власти, другим государственным органом, органом власти Автономной Республики Крым, органом местного самоуправления, их должностными лицами извлечений и выписок из реестров";

в части четвертой слова "Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины" заменить словами "Если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке";

2) в статье 5:

пункт 1 части первой изложить в следующей редакции:

"1) наименование государственной услуги и основания для ее получения";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. Административные услуги определяются исключительно законом";

3) в статье 6:

в части первой слова "круглосуточной правительственной" исключить;

в пункте 3 части второй слова "в том числе в субботу - не менее шести часов" исключить;

4) статью 8 после части первой дополнить двумя новыми частями следующего содержания:

"2. Информационная карточка административной услуги, которая предоставляется территориальным органом центрального органа исполнительной власти, иного государственного органа, их должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законом оказывать административную услугу, утверждается на основании типовой информационной карточки, утвержденной соответствующим центральным органом исполнительной власти, другим государственным органом.

3. В случае делегирования центральным органом исполнительной власти, другим государственным органом в соответствии с законом полномочий по предоставлению административных услуг органам местного самоуправления информационная карточка административной услуги, которая предоставляется органом, которому делегированы такие полномочия, утверждается на основании типовой информационной карточки, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по делегированным полномочиям".

В связи с этим части вторую - четвертую считать соответственно частями четвертой - шестой;

5) в статье 9:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Административные услуги предоставляются субъектами предоставления административных услуг непосредственно или через центры предоставления административных услуг.

Административные услуги в электронной форме предоставляются через Единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления. Порядок и требования интеграции информационных систем государственных органов и органов местного самоуправления с Единым государственным порталом административных услуг утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предоставления административных услуг, совместно с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере развития электронного управления";

в части второй слова "или места пребывания" исключить;

в части четвертой:

в абзаце первом слова "или устной форме" заменить словами "устной или электронной форме";

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Письменное заявление может быть подано субъекту предоставления административной услуги лично субъектом обращения или его представителем (законным представителем), отправлено по почте, а в случае предоставления административных услуг в электронной форме - через Единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления";

часть восьмую изложить в следующей редакции:

"8. Субъект предоставления административной услуги получает соответствующие документы или информацию без участия субъекта обращения на основании представленных сведений в заявлении, в том числе путем доступа к информационным системам или баз данных других субъектов предоставления административных услуг, предприятий, учреждений или организаций, относящихся к сфере их управления, или через систему электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов";

часть девятую дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:

"4) обеспечить бесплатный удаленный доступ к собственным информационным системам и электронным базам данных (реестров), содержащих информацию, необходимую для предоставления административных услуг, администраторам центров предоставления административных услуг, субъектам предоставления таких административных услуг, в том числе через систему электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов;

5) принимать меры по внедрению предоставления административных услуг в электронной форме";

6) в статье 11:

в части седьмой слова "не предусмотрены законом о перечне административных услуг и плату (административный сбор) за их предоставление" исключить;

часть восьмую после слов "административных услуг" дополнить словами "и является их составной";

7) в статье 12:

части первую - третью изложить в следующей редакции:

"1. Центр предоставления административных услуг - это постоянно действующий рабочий орган или структурное подразделение местной государственной администрации или органа местного самоуправления, указанный в части второй настоящей статьи, в котором предоставляются административные услуги через администратора путем его взаимодействия с субъектами предоставления административных услуг.

2. Центры предоставления административных услуг образуются при:

1) Киевской городской государственной администрации;

2) Севастопольской городской государственной администрации;

3) районной государственной администрации;

4) районной в городе Киеве государственной администрации;

5) районной в городе Севастополе государственной администрации;

6) исполнительном органе городского совета города областного, республиканского Автономной Республики Крым значения.

Центры предоставления административных услуг могут образовываться при исполнительном органе городского города районного значения, поселкового, сельского совета в случае принятия соответствующим советом такого решения.

3. В городах и поселках, которые являются административными центрами Автономной Республики Крым, областей или районов, а также в городах Киеве и Севастополе центры предоставления административных услуг могут обеспечивать предоставление административных услуг областных, районных и соответствующих городских государственных администраций на основе их согласованных решений.

В случае образования центров предоставления административных услуг районными государственными администрациями такие центры могут обеспечивать предоставление административных услуг областных государственных администраций и органов местного самоуправления на основе их согласованных решений";

часть четвертую дополнить словами "и отдаленные места для работы администраторов такого центра";

часть девятую изложить в следующей редакции:

"9. По решению органа, образовавшего центр предоставления административных услуг, в таком центре также может осуществляться:

1) принятие отчетов, деклараций, жалоб;

2) предоставление консультаций;

3) принятие и выдача документов, не связанных с предоставлением административных услуг;

4) заключение договоров и соглашений представителями субъектов хозяйствования, занимающих монопольное положение на соответствующем рынке услуг, имеющих социальное значение для населения (водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и т.д.)";

часть десятую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Решение о создании центра, об утверждении положения о центре предоставления административных услуг, а также перечень административных услуг, предоставляемых через центр предоставления административных услуг, принятых на основании примерного положения о центре предоставления административных услуг и с учетом положений части седьмой настоящей статьи, не являются регуляторными актами в сфере хозяйственной деятельности и не подлежат государственной регистрации";

часть одиннадцатую изложить в следующей редакции:

"11. Время приема субъектов обращений является общим (единым) для всех административных услуг через центр предоставления административных услуг, и составляет:

1) в центрах предоставления административных услуг, образованных при исполнительных органах городских советов городов, являющихся административными центрами областей, Автономной Республики Крым, а также при Киевской, Севастопольской городских и районных в городах Киеве и Севастополе государственных администрациях - не менее шести дней в неделю и семи часов в день;

2) в других центрах предоставления административных услуг - не менее пяти дней в неделю и семи часов в день;

3) в территориальных подразделениях центра предоставления административных услуг в удаленных рабочих местах администраторов центра приема субъектов обращений определяется органом, который образовал центр предоставления административных услуг.

При этом прием субъектов обращений в центре предоставления административных услуг осуществляется без перерыва на обед и не менее одного дня в неделю до двадцати часов.

По решению органа, принявшего решение о создании центра предоставления административных услуг, время приема субъектов обращений может быть увеличено";

8) часть четвертую статьи 13 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение взысканий";

9) в статье 15:

часть первую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Запрещается относить к сопутствующим услугам предоставление консультаций и информации, связанных с предоставлением административных услуг, продажу бланков заявлений и других документов, необходимых для обращения о предоставлении административных услуг, а также оказание помощи в их заполнении, формировании пакета документов";

Части вторую и третьею исключить;

10) статью 18 после части второй дополнить новой частью следующего содержания:

"3. Субъекты предоставления административных услуг и центры предоставления административных услуг освобождаются от платы за подключение (в том числе обслуживание и использование) в реестры, других информационных баз, используемых для предоставления административных услуг".

В связи с этим части третью - седьмую считать соответственно частями четвертой - восьмой;

11) в статье 20:

пункт 2 исключить;

абзацы второй - четвертый подпункта "д" подпункта 2 пункта 6 исключить;

в пункте 7 слова "со дня вступления в силу закона о перечне административных услуг и плату (административный сбор) за их предоставление, но" исключить.

9. Абзац третий части шестой статьи 7 Закона Украины "О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус" (Ведомости Верховной Рады Украины 2013 г., №51, ст. 716; 2014 г., №36, ст. 1190) дополнить словами "а также администраторов центров предоставления административных услуг".

10. В Декрете Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года №7-93 "О государственной пошлине" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., №13, ст. 113 с последующими изменениями):

1) пункт 7 статьи 2 исключить;

2) подпункт "м" пункта 6 статьи 3 исключить.

(Пункт 10 вступает в силу с 4 апреля 2016 года)

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, кроме:

пункта 2, подпункта 1 пункта 4, пункта 7 (кроме абзаца второго подпункта 4 настоящего пункта) раздела I данного Закона, которые вступают в силу с 1 марта 2016 года;

пункта 1, подпункта 2 пункта 4, пунктов 5, 6, 10 раздела I данного Закона, которые вступают в силу с 4 апреля 2016 года.

2. Для создания реестров территориальных общин по запросам органов регистрации органы ведения Государственного реестра избирателей единовременно передают на электронном носителе в течение 10 дней со дня поступления такого запроса сведения Государственного реестра избирателей о гражданах Украины - жителей соответствующих сел, поселков, городов, избирательные адреса которых включают данные, указанные в пунктах 1-9, 11 части седьмой статьи 8 Закона Украины "О Государственном реестре избирателей".

3. До 4 апреля 2016 года жилищно-эксплуатационные организации, другие предприятия, учреждения и организации, которые обеспечивали или обеспечивают ведение картотек по вопросам регистрации физических лиц, передают их соответствующим исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов.

До 4 апреля 2016 года центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере регистрации физических лиц, передает соответствующим исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов картотеки по вопросам регистрации физических лиц, имеющиеся в его территориальных органах.

Передача картотек по вопросам регистрации физических лиц осуществляется одновременно с передачей в коммунальную собственность оборудования для хранения и обработки указанных картотек, если оно находится в государственной собственности.

4. Орган регистрации места жительства определяет возможность осуществления им регистрации/снятия с регистрации места проживания с помощью средств Единого государственного демографического реестра с учетом организационного и технического обеспечения его реализации.

В случае принятия органом регистрации решения о совершении им регистрации/ снятия с регистрации места проживания в соответствии с настоящим пунктом такой орган регистрации осуществляет регистрацию/снятие с регистрации места проживания путем внесения информации в реестр территориальной общины, в документы, в которые вносятся сведения о месте жительства, с указанием адреса жилья, и в Единый государственный демографического реестра.

5. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

1) подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о возможности софинансирования из местных бюджетов расходов на обеспечение деятельности центров предоставления административных услуг, образованных Киевской, Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями;

2) подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона о пересмотре размера платы за предоставление административных услуг (административного сбора) с учетом его социального и экономического значения;

3) обеспечить принятие актов, необходимых для реализации настоящего Закона;

4) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

5) обеспечить приведение министерствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

П.Порошенко

(с) СоюзПравоИнформ