Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2015 года №343-З

О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения

  Принят Палатой представителей 18 декабря 2015 года

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2015 года

Статья 1. Внести в часть четвертую пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., №7-9, ст. 101; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №132, 2/1330; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.01.2014, 2/2094; 03.11.2015, 2/2311) следующие изменения и дополнение:

в абзаце двадцать первом слово "музыкальное" заменить словом "музыкально-развлекательное";

абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:

"деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;";

абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:

"деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность;";

после абзаца двадцать восьмого дополнить часть абзацем следующего содержания:

"деятельность по письменному и устному переводу;";

абзацы двадцать девятый - тридцать первый считать соответственно абзацами тридцатым - тридцать вторым;

абзац тридцать первый изложить в следующей редакции:

"ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;".

Статья 2. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №4, 2/920; №85, 2/977; 2004 г., №4, 2/1009; №123, 2/1058; №189, 2/1087; 2006 г., №6, 2/1177; 2007 г., №3, 2/1287; №15, 2/1302; 2008 г., №3, 2/1399; №289, 2/1551; 2010 г., №4, 2/1623, 2/1624; №253, 2/1726; 2011 г., №8, 2/1793; №140, 2/1877; 2012 г., №8, 2/1882, 2/1889; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1983; 02.01.2014, 2/2094; 03.01.2015, 2/2222) следующие изменения и дополнения:

1. По тексту Кодекса слова "государство - член Таможенного союза" заменить словами "государство - член Евразийского экономического союза" в соответствующих падеже и числе.

2. В пункте 5 статьи 2 слова "международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного" и "таможенным законодательством Таможенного" заменить соответственно словами "актам, составляющим право Евразийского экономического" и "актами, составляющими право Евразийского экономического".

3. В пункте 4 статьи 5 слова "Республики Беларусь, формирующих договорно-правовую базу Таможенного" заменить словами "в рамках Евразийского экономического".

4. Статью 8 дополнить абзацем девятнадцатым следующего содержания:

"сбор на финансирование государственных расходов.".

5. Пункт 1 статьи 11 после слова "Кодекс" дополнить словами "и (или) актами Президента Республики Беларусь".

6. В статье 12:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом принятием нормативного правового акта (решения) Минского городского Совета депутатов, местных Советов депутатов базового территориального уровня.";

в пункте 2:

в части первой слова "Областные, Минский городской Советы депутатов" заменить словами "Минский городской Совет депутатов, местные";

в части второй слова "местные Советы депутатов" заменить словами "Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня";

в пункте 4 слова "местными Советами депутатов" заменить словами "Минским городским Советом депутатов, местными Советами депутатов базового территориального уровня".

7. В части второй статьи 20:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;";

дополнить часть абзацем восьмым следующего содержания:

"между организациями, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов - одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в абзаце шестом настоящей части.".

8. В статье 22:

абзац третий подпункта 1.4 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовую индивидуальную бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь, за исключением религиозных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Плательщики, указанные в части второй пункта 4 статьи 63 настоящего Кодекса, представляют такую отчетность по установленным форматам в виде электронного документа. Форматы отчетности в виде электронного документа устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;";

часть первую пункта 22 после слова "свои" дополнить словами "текущие (расчетные) банковские".

9. В статье 23:

в пункте 1 слова "представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь, представительство и орган межгосударственного образования в Республике Беларусь" заменить словами "иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительство иностранной организации, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь";

подпункт 3.2 пункта 3 после слова "(пошлин)" дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом,".

10. Из пунктов 2 и 3 статьи 29 слова ", в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза," исключить.

11. Статью 30-1 изложить в следующей редакции:

"Статья 30-1. Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения

1. Налоговые органы вправе контролировать соответствие налоговой базы, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) на основании примененных им цен, налоговой базе, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, по:

1.1. сделкам по:

реализации или приобретению:

недвижимого имущества (его части), а также сделкам, в результате которых происходит передача дольщику объекта долевого строительства, владельцу жилищных облигаций - жилого и (или) нежилого помещения, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на идентичное (однородное) недвижимое имущество (его части) соответственно на дату отражения выручки от реализации или отражения затрат на приобретение в собственность, дату передачи застройщиком дольщику объекта долевого строительства, дату передачи владельцу жилищных облигаций жилого и (или) нежилого помещения;

жилищных облигаций в процессе их обращения (за исключением операций эмитентов с облигациями собственной эмиссии), совершенным после государственной регистрации создания объекта строительства, когда цена сделки отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на жилые и (или) нежилые помещения, идентичные (однородные) помещениям, в отношении которых реализованные (приобретенные) жилищные облигации удостоверяют внесение денежных средств, на дату признания дохода (затрат) от операций с ценными бумагами;

1.2. сделкам (если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов):

совершенным по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или лицом, место нахождения (место жительства) которого находится в государстве (на территории), включенном в перечень оффшорных зон, который определяется Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора (далее - резидент оффшорной зоны);

совершенным по внешнеторговой деятельности с взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), не являющегося (не являющихся) по отношению к ним взаимозависимым лицом через совокупность сделок. Указанная в настоящем абзаце совокупность сделок приравнивается к сделке с взаимозависимым лицом, не принимая во внимание наличие третьего лица (лиц), при участии (посредничестве) которого (которых) совершается такая совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо (лица), не признаваемое взаимозависимым (не признаваемые взаимозависимыми) и принимающее (принимающие) участие в указанной совокупности сделок:

не выполняет в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не использует никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

совершенным с взаимозависимым лицом - налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), как это указано в абзацах третьем-пятом настоящего подпункта), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.

Сумма цены сделок определяется путем суммирования соответственно значения цены каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения выручки, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, или значения цены каждой сделки по приобретению товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения затрат (внереализационных расходов);

1.3. сделкам иным, чем указанные в подпунктах 1.1 и 1.2 настоящего пункта, если в течение налогового периода сумма цены сделок по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) по внешнеторговой деятельности организации, реализовавшей (приобретшей) стратегические товары по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь, а также организации, включенной в перечень крупных плательщиков, с одним лицом превышает 10 миллиардов белорусских рублей (без учета косвенных налогов).

Сумма цены сделок определяется путем суммирования значения цены каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), определяемой на дату отражения выручки, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, и значения цены каждой сделки по приобретению, определяемой на дату отражения затрат (внереализационных расходов) (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), которое (которые) выполняет (выполняют) функции, указанные в абзацах четвертом-пятом подпункта 1.2 настоящего пункта) (далее - крупные сделки).

2. Независимо от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным подпунктами 1.1-1.3 пункта 1 настоящей статьи, ее положения не распространяются на:

сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), если цена (стоимость) сделки определена в международном договоре Республики Беларусь;

банковские операции по перечню, определенному Банковским кодексом Республики Беларусь;

операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

3. Для целей настоящей статьи:

под товаром (работой, услугой) понимается товар, иное имущество, имущественные права, работа, услуга;

под реализацией товара (работы, услуги) понимается реализация товара, иного имущества, в том числе имущественных прав (выполнение работы, оказание услуги), предоставление в пользование имущества;

под приобретением товара (работы, услуги) понимается приобретение товара, иного имущества, в том числе имущественных прав, работы, услуги, получение в пользование имущества;

под сделкой по реализации товаров (работ, услуг) понимается сделка, совершенная по ценам ниже рыночных более чем на 20 процентов на дату отражения выручки от реализации (дохода);

под сделкой по приобретению товаров (работ, услуг) понимается сделка, совершенная по ценам выше рыночных более чем на 20 процентов на дату отражения затрат (расходов) на их приобретение;

под внешнеторговой деятельностью понимается:

сделка по реализации товаров (работ, услуг) (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров), совершенная с иностранным юридическим и (или) физическим лицом;

сделка по приобретению товаров (работ, услуг) (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров), совершенная с иностранным юридическим и (или) физическим лицом.

Дата отражения выручки от реализации, дохода от операций с ценными бумагами, внереализационного дохода, иных видов доходов, дата отражения затрат, внереализационных расходов определяются с учетом правил, предусмотренных главой 14 настоящего Кодекса.

4. Если в сделках, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицом применяются цены и (или) устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия (далее для целей настоящей статьи - цены), отличные от тех, которые имели бы место в сделках, осуществляемых в сопоставимых экономических условиях, и признаваемые в соответствии с настоящей статьей рыночными, то налоговая база, которая могла быть определена, но вследствие указанного отличия не была определена, учитывается для целей налогообложения у этого лица.

Для целей исчисления налоговой базы, если иное не предусмотрено настоящей статьей, принимается цена на товар (работу, услугу), указанная сторонами сделки.

Если цена на товар (работу, услугу), примененная плательщиком для определения налоговой базы, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) более чем на 20 процентов, в целях определения необходимости корректировки налоговой базы налоговый орган производит сопоставление цены и условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых сделках, которой он располагает и которая соответствует требованиям настоящей статьи. При отсутствии такой информации налоговым органом при определении налоговой базы используются методы, установленные настоящей статьей. Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных настоящей статьей, будут выявлены отклонения налоговой базы, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы и перерасчете налога таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Корректировка, указанная в части третьей настоящего пункта, означает изменение налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров (выполнение (приобретение) работ, оказание (приобретение) услуг). Результаты корректировки налоговой базы и сумма налога за проверяемый отчетный период, подлежащая доплате плательщиком в результате такой корректировки, должны быть отражены налоговым органом соответственно в акте проверки и решении по акту проверки.

Для целей корректировки налоговой базы рыночная цена на товар (работу, услугу) определяется с учетом надбавок (скидок), применяемых при заключении сделок. При этом учитываются в том числе скидки, вызванные:

сезонными колебаниями спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), а также при их продвижении на новые рынки.

Рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (приобрести (выполнить) работу, приобрести (оказать) услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории в пределах Республики Беларусь или за ее пределами.

В случае применения цен на товары (работы, услуги), не соответствующих рыночным ценам, плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами проверки, за исключением камеральной проверки, произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль.

Определение налоговой базы производится путем применения:

метода сопоставимых рыночных цен;

метода цены последующей реализации;

затратного метода;

метода сопоставимой рентабельности;

метода распределения прибыли.

Методом сопоставимых рыночных цен предусматривается сопоставление цены, применяемой в анализируемой сделке, с ценами на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых экономических условиях, находящимися в пределах диапазона рыночных цен.

Диапазон рыночных цен - две и более рыночные цены, определенные на основе имеющейся информации о ценах в период, за который проводится исследование, или информации на ближайшую дату до совершения анализируемой сделки.

При определении диапазона рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке.

Если цена, примененная в анализируемой сделке:

находится в пределах диапазона рыночных цен, не отклоняется соответственно ниже (выше) рыночной цены более чем на 20 процентов, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене;

по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), меньше минимального значения диапазона рыночных цен более чем на 20 процентов, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению диапазона рыночных цен;

по приобретению товаров (работ, услуг), превышает максимальное значение диапазона рыночных цен более чем на 20 процентов, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению диапазона рыночных цен.

В случае, если налоговые органы не располагают информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) (метод сопоставимых рыночных цен является основным методом определения рыночной цены) в связи с отсутствием на рынке товаров (работ, услуг) сделок с идентичным (однородным) товаром (работой, услугой) или из-за невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников, для определения рыночной цены последовательно применяются:

метод цены последующей реализации;

затратный метод;

метод сопоставимой рентабельности.

При этом каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.

Рыночная цена на товары, реализуемые плательщиком при использовании метода цены последующей реализации, определяется как разность цены, по которой товары перепроданы покупателем, и затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товар был приобретен указанным покупателем у плательщика) и продвижении товаров на рынок, а также обычной прибыли покупателя товара при его дальнейшей перепродаже. Если прибыль организации или доход физического лица, осуществляющих перепродажу товара, реализованного им ранее плательщиком, меньше минимального значения прибыли, определенной на основании имеющейся у налоговых органов информации по сопоставимой сделке (сделкам), для целей налогообложения принимается цена, определяемая исходя из прибыли, которая соответствует минимальному значению прибыли, определенной на основании информации, используемой налоговыми органами при сопоставлении цен по сделке (сделкам).

При использовании затратного метода рыночная цена на товары (работы, услуги), реализуемые (выполняемые, оказываемые) плательщиком, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). При этом учитываются обычные для подобной деятельности затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги), транспортировку, страхование, хранение и иные подобные затраты. Если прибыль (рентабельность) реализуемого плательщиком товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) меньше минимального значения прибыли (рентабельности), определенной на основании имеющейся у налоговых органов информации по сопоставимой сделке (сделкам), то для целей налогообложения принимается цена, определяемая исходя из фактических затрат на производство (приобретение) и реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги) в анализируемой сделке и прибыли (рентабельности), которая соответствует минимальному значению прибыли (рентабельности), определенной на основании информации, используемой налоговыми органами при сопоставлении цен по сделке (сделкам).

Методом сопоставимой рентабельности, используемым в случае отсутствия или недостаточности информации, необходимой для использования предыдущих методов, предусматривается сопоставление значений показателей рентабельности по анализируемой сделке плательщика с рыночным диапазоном значений показателей рентабельности, сложившихся при осуществлении сопоставимых сделок или сопоставимой деятельности лица.

Для определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности используются показатели рентабельности, определяемые по результатам не менее двух сопоставимых сделок (деятельности не менее двух лиц) в аналогичном отчетном периоде.

При подборе лиц, на основании показателей рентабельности которых составляется рыночный диапазон значений показателей рентабельности, учитывается соответствие отраслевой специфики и (или) деятельности, осуществляемой ими в сопоставимых экономических условиях относительно анализируемой сделки. При этом в расчет принимаются показатели рентабельности лица, не являющегося взаимозависимым лицом с анализируемым плательщиком, осуществляющего сопоставимые сделки (деятельность) по отношению к анализируемой сделке, с положительной величиной чистых активов, не имеющего убытков по результатам отчетного периода, показатели рентабельности по которому принимаются для составления рыночного диапазона значений показателей рентабельности.

Финансовые показатели анализируемого плательщика, а также лица (лиц), используемые для целей определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определяются на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Выбор показателей рентабельности для целей метода сопоставимой рентабельности производится в зависимости от вида сделки и с учетом особенностей деятельности анализируемого плательщика, используемых им активов, полноты и сопоставимости финансовых показателей, используемых для расчета значений показателей рентабельности у анализируемого плательщика и лица (лиц), показатели которых приняты для расчета рыночного диапазона значений показателей рентабельности, а также экономической обоснованности таких показателей рентабельности. К показателям рентабельности для целей метода сопоставимой рентабельности в том числе относятся:

валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (без учета косвенных налогов);

валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг);

рентабельность реализации, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (без учета косвенных налогов);

рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к сумме себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг), управленческих расходов и расходов на реализацию;

рентабельность управленческих расходов и расходов на реализацию, определяемая как отношение валовой прибыли к управленческим расходам и расходам на реализацию;

рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к остаточной стоимости активов (долгосрочных и краткосрочных), используемых в анализируемой сделке. При отсутствии необходимой информации об остаточной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими рисками и уровнем вознаграждения.

Если значения показателей рентабельности плательщика по анализируемой сделке:

находятся в пределах рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенных в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не отклоняются соответственно ниже (выше) рыночного диапазона более чем на 20 процентов, цена, примененная плательщиком в анализируемой сделке, для целей налогообложения признается рыночной ценой;

ниже минимального значения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном настоящей статьей более чем на 20 процентов, для целей налогообложения учитывается такое минимальное значение, на основании которого осуществляется корректировка прибыли плательщика по анализируемой сделке в целях налогообложения.

Метод распределения прибыли может использоваться в случае невозможности использования предыдущих методов.

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами анализируемой сделки (сделок), полученной ими совокупной прибыли с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок на основании положений настоящей статьи.

Метод распределения прибыли может использоваться, но не исключительно, в случаях:

наличия взаимосвязи между проверяемыми сделками и другими сделками, которые осуществляются сторонами анализируемой сделки и связанными с ними лицами;

применения сторонами проверяемых сделок имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые существенно влияют на уровень рентабельности.

Если организации, прибыль которых подлежит распределению с учетом указанного метода, ведут бухгалтерский учет на основе различных правил ведения бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли их бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть приведена к единым правилам ведения бухгалтерского учета.

Распределение прибыли (убытка) между сторонами взаимосвязанных последовательных сделок, в которую входит прибыль от анализируемой сделки, в соответствии с методом распределения прибыли производится на основании оценки вклада каждой из сторон в совокупную прибыль с учетом выполненных каждой из сторон таких сделок функций, и (или) использованных ими активов и понесенных затрат, вложенных инвестиций, и (или) принятых экономических рисков.

Совокупной прибылью (убытком) признается сумма значений прибыли (убытка), рассчитанной с соблюдением единых правил ведения бухгалтерского учета по реализации товара (работы, услуги), каждой из сторон совокупности взаимосвязанных сделок за проверяемый отчетный (налоговый) период.

Для распределения совокупной прибыли (убытка) всех сторон сделки (сделок) учитываются следующие показатели:

размер затрат (расходов), понесенных лицом, являющимся стороной анализируемой сделки, на создание нематериальных активов, использование которых оказывает влияние на величину фактически полученной прибыли (убытка) по анализируемой сделке;

численность и квалификация персонала (затраченное персоналом время, величина расходов на оплату труда), оказывающие влияние на величину фактически полученной прибыли (убытка) от продаж по анализируемой сделке;

стоимость активов, находящихся в пользовании, распоряжении лица, являющегося стороной анализируемой сделки, использование которых влияет на величину фактически полученной прибыли (убытка) от продаж по анализируемой сделке;

другие показатели, отражающие взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами, принимаемыми экономическими рисками и величиной фактически полученной прибыли (убытка) от продаж по анализируемой сделке.

5. Если цена на товар (работу, услугу) регулируется законодательством Республики Беларусь или иностранных государств, для целей налогообложения принимается цена на товар (работу, услугу), указанная сторонами сделки, если она соответствует требованиям указанного законодательства.

Если цена на товар (работу, услугу) в сделках применяется в соответствии с предписаниями антимонопольных органов, для целей налогообложения эта цена признается рыночной.

Если сделка была совершена на бирже и цена указанной сделки сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или применимого права иностранного государства о биржевой торговле, а также, если цена сделки определена в ходе аукциона, проведенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или по результатам применимого права иностранного государства, для целей налогообложения эта цена признается рыночной.

Если плательщик совершает сделку, в отношении которой законодательством предусмотрено регулирование цены посредством установления цены (или согласования формулы цены) уполномоченным органом государственного управления, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений по рентабельности или прибыли, для целей налогообложения цена такой сделки признается рыночной. Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе с международными договорами Республики Беларусь, или законодательством иностранных государств.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранных государств при совершении сделки проведение оценки стоимости товара (работы, услуги) является обязательным, для целей налогообложения цена, определенная оценщиком согласно законодательству об оценочной деятельности, признается рыночной.

6. При сопоставлении цен по сделкам плательщика для установления правильности определения налоговой базы налоговыми органами в последовательности, приведенной ниже, используются:

информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, состоявшихся в Республике Беларусь;

информация о ценах исходя из статистики внешней торговли Республики Беларусь, опубликованной или полученной по запросу налоговым органом от таможенных органов, органов государственной статистики;

информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, состоявшихся в иностранных государствах;

информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

информация о ценах на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) от компетентных органов иностранных государств, полученная на основании запросов налоговых органов Республики Беларусь или иных государственных органов (организаций) Республики Беларусь;

информация о сделках, совершенных плательщиком;

данные информационно-ценовых агентств.

При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в части первой настоящего пункта, налоговым органом используются:

сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранных государств об оценочной деятельности;

сведения о рыночной стоимости идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), полученные налоговыми органами от уполномоченных государственных органов (организаций) Республики Беларусь, при их отсутствии - от органов (организаций) иностранных государств, осуществляющих ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию;

калькуляция стоимости (себестоимости) товара (работы, услуги);

сведения из бухгалтерской и государственной статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных информационных системах, а также размещенные на официальных сайтах белорусских и иностранных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет;

иная информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов.

7. При определении рыночных цен на товар (работу, услугу) учитывается информация о заключенных на момент реализации (приобретения) этого товара (выполнения (приобретения) работы, оказания (приобретения) услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых экономических условиях (далее для целей настоящей статьи - сопоставимые сделки).

Сопоставимая сделка признается совершенной в сопоставимых с анализируемой сделкой экономических условиях, если она совершена в схожих коммерческих и (или) финансовых условиях.

Если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок отличаются от коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки, такие сделки могут быть признаны сопоставимыми с анализируемой сделкой, если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставимыми сделками не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок (на размеры таможенных пошлин, изменение официального курса белорусского рубля, установленного Национальным банком Республики Беларусь, изменение индекса цен, транспортных тарифов, платы за получение разрешений и другое) к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

Сопоставление осуществляется с несколькими сопоставимыми сделками по товарам (работам, услугам). При отсутствии информации о двух и более сопоставимых сделках двух лиц, не являющихся взаимозависимыми, либо информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих реализацию идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), по отношению к анализируемой сделке может использоваться информация о совершенных проверяемым плательщиком сделке и (или) сделках с лицом и (или) лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми. При наличии информации только об одной сопоставимой сделке, предметом которой является реализация (приобретение) идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), цена указанной сделки может быть признана рыночной, когда коммерческие и (или) финансовые условия данной сделки полностью сопоставимы с условиями анализируемой сделки (либо с помощью соответствующих корректировок обеспечена полная сопоставимость таких условий), а также при условии, что сделка совершена не с взаимозависимым лицом и продавец (поставщик) товаров (работ, услуг) в сопоставимой сделке не занимает доминирующее положение на рынке этих идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

При отсутствии информации о сопоставимых сделках или деятельности лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) реализацию идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), в проверяемом отчетном периоде и наличии ее за иные отчетные периоды в целях определения значений показателей рентабельности принимаются финансовые показатели по сопоставимым сделкам или деятельности лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) реализацию идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), за иные отчетные периоды с их корректировкой на индексы цен, определяемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, или на изменение официального курса белорусского рубля, устанавливаемого Национальным банком Республики Беларусь.

При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления при необходимости корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок:

качественные характеристики товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки, количество товаров (объем работ, услуг), условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), условия платежа;

функции, выполняемые сторонами сделки, принимаемые ими риски.

К функциям, выполняемым сторонами сделки, которые учитываются при определении сопоставимости сделок, в частности, но не исключительно, относятся:

осуществление дизайна товаров и их технологической разработки;

производство товаров (выполнение работ, оказание услуг);

сборка товаров или их компонентов;

монтаж и (или) установка оборудования;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

осуществление оптовой или розничной торговли товарами;

гарантийное обслуживание;

хранение товаров;

транспортировка товаров;

страхование;

осуществление финансирования;

осуществление контроля качества;

осуществление стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объема продаж, ассортимента товаров (предлагаемых работ, услуг), их потребительских свойств, а также осуществление оперативного управления;

организация сбыта и (или) производства товаров с привлечением других лиц, располагающих соответствующими мощностями.

При определении сопоставимости сделок учитываются принимаемые каждой из сторон сделки при осуществлении своей деятельности и оказывающие влияние на условия сделки:

производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

риск изменения рыночных цен на приобретаемые материалы и выпускаемую продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, риск изменения прочих рыночных условий;

риск обесценения запасов, потерь товарами качества и иных потребительских свойств, утери имущественных прав;

риски изменения курса иностранной валюты по отношению к белорусскому рублю или другой валюте, процентных ставок, кредитные риски;

риск невостребованности товара (большие складские запасы);

условия договоров, заключенных между сторонами сделки, оказывающие влияние на цены товаров (работ, услуг);

характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающие влияние на цены товаров (работ, услуг).

При определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) учитываются следующие факторы:

географическое место расположения рынков и их величина;

наличие конкуренции на рынках и относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

наличие на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг);

предложение и спрос на рынке, а также покупательская способность потребителей;

уровень государственного вмешательства в рыночные процессы;

уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

Налоговыми органами принимаются во внимание сопоставимые сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на результаты таких сделок.

В качестве сделки с сопоставимыми экономическими условиями возможно использование сделки, совершенной плательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным плательщиком, при условии, что такая сделка совершена в сопоставимых экономических условиях.

8. Плательщик обязан уведомлять о совершенных им в налоговом периоде сделках путем представления в налоговый орган по месту постановки на учет:

8.1. информации об осуществлении указанных в подпунктах 1.1-1.3 пункта 1 настоящей статьи сделках (далее для целей настоящей статьи - информация о сделках).

Информация о сделках представляется в налоговый орган путем внесения плательщиком сведений о них в электронный счет-фактуру (сведения вносятся в счет-фактуру независимо от суммы цены сделок и отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен) и направления его с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

8.2. экономического обоснования примененной цены и (или) документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены по сделкам, в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (сведения представляются независимо от отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен).

Контроль соответствия цен, примененных плательщиком, рыночным ценам при определении налоговой базы осуществляется налоговым органом в отношении налога на прибыль посредством:

камеральных проверок;

проверок, за исключением камеральных проверок.

При возникновении у налогового органа в ходе камеральной проверки обоснованных сомнений относительно соответствия рыночным ценам примененных плательщиком цен в сделках, подлежащих контролю согласно подпунктам 1.1-1.3 пункта 1 настоящей статьи, плательщику направляется на бумажном носителе или в виде электронного документа уведомление с предложением внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) либо представить указанные в пункте 9 настоящей статьи:

экономическое обоснование примененной цены;

документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, - по совершенным крупным сделкам.

Налоговые органы для целей осуществления контроля в рамках настоящей статьи вправе запрашивать у участников сделок, государственных органов и третьих лиц информацию, необходимую для определения рыночной цены по сделкам.

9. Плательщики, осуществившие крупные сделки, определенные подпунктом 1.3 пункта 1 настоящей статьи, обязаны составлять и по уведомлению налогового органа, проводящего камеральную проверку (по требованию (предписанию) налогового органа, проводящего проверку, за исключением камеральной проверки, или запланировавшего в установленном порядке ее проведение), представлять в этот налоговый орган документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены, в разрезе каждого договора, дополнения к договору, спецификации (в зависимости от того, в каком из указанных документов определена цена сделки), составившему часть крупной сделки.

Плательщики, осуществившие сделки с недвижимым имуществом, определенные подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, с взаимозависимыми лицами и резидентами оффшорных зон, определенные подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей статьи, обязаны по уведомлению налогового органа, проводящего камеральную проверку (по требованию (предписанию) налогового органа, проводящего проверку, за исключением камеральной проверки, или запланировавшего в установленном порядке ее проведение), представлять экономическое обоснование примененной цены, подтверждающее, что примененная плательщиком цена соответствует рыночной цене, сложившейся соответственно на дату реализации и (или) приобретения товаров (работ, услуг), в том числе сведения (документы), предусмотренные абзацами девятым, двенадцатым и тринадцатым части четвертой настоящего пункта, по каждой сделке в разрезе договора, дополнения к договору, спецификации (в зависимости от того, в каком из указанных документов определена цена сделки) в сроки, указанные в части третьей настоящего пункта.

Документация и экономическое обоснование, указанные в частях первой и второй настоящего пункта, представляются:

при проведении камеральной проверки - в срок, указанный в уведомлении, который не может быть менее 10 рабочих дней со дня направления уведомления;

при проведении проверки, за исключением камеральной проверки, - в срок, установленный налоговыми органами в предписании (требовании), который не может быть менее 5 рабочих дней со дня вручения предписания (требования).

Под документацией, подтверждающей экономическую обоснованность примененной плательщиком цены, понимается совокупность документов или единый документ, составленные в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Беларусь) и содержащие следующие сведения:

описание предпринимательской деятельности плательщика в налоговом периоде, связанной со сделкой, подпадающей под действие подпункта 1.3 пункта 1 настоящей статьи, которое включает:

информацию о выполненных им в сделках функциях (производственная, посредническая, другие), использованных материальных или нематериальных активах (имело ли место при осуществлении сделки использование офисных помещений, и (или) производственных мощностей, и (или) нематериальных активов, и (или) складских помещений или сделка осуществлялась без использования указанных активов);

информацию об отрасли (тенденции развития, характерные особенности, конкуренция на рынке товаров (работ, услуг)), к которой относится деятельность плательщика при осуществлении сделки;

изложение экономических и иных факторов, которые влияют на установление цен на товары (работы, услуги) плательщика;

схематичную структуру холдинга (группы компаний), наименование и месторасположение управляющей компании, перечисление основных видов деятельности холдинга (группы компаний) - если плательщик входит в холдинг (группу компаний);

информацию о стратегии продаж и управления плательщика, которая может повлиять на цену сделки;

информацию о взаимозависимом лице или о резиденте оффшорных зон:

полное наименование организации, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, в том числе взаимозависимого, или резидента оффшорной зоны, заключивших с плательщиком сделку, указанную в пункте 1 настоящей статьи (далее в настоящем пункте - сторона сделки), указание страны их регистрации, гражданства или места жительства либо налогового резидентства;

данные о степени взаимозависимости со стороной сделки (доля прямого участия, доля косвенного участия, доля прямого и косвенного участия, наличие контроля в отношении или со стороны лица, являющегося стороной сделки, являются ли сторона сделки и плательщик учредителями одной организации, иные основания, определенные статьей 20 настоящего Кодекса);

описание вида деятельности взаимозависимого лица или резидента оффшорной зоны (указание отрасли, к которой относится его деятельность, его репутации на рынке - устойчивое мнение о достоинствах и недостатках компании в деловом мире, устойчивость ее финансового положения, доля рынка, доступность информации в открытых источниках), цель приобретения товара (работы, услуги), являющегося предметом сделки (конечное потребление, перепродажа, использование в производстве);

описание предмета сделки, которое включает наименование товара (работы, услуги) с указанием кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (кода Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Виды экономической деятельности", "Промышленная и сельскохозяйственная продукция"), качественные характеристики товара (совокупность свойств, характеристик, указанных в сертификате качества (соответствия) товара (работы, услуги), сведения о торговой марке, указание страны происхождения и производителя, сведения об условиях доставки (согласно Международным правилам толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС 2010)), фактическом осуществлении платежей (предоплата (в каком размере), последующая оплата (через какое количество дней), предоставление отсрочки, рассрочки и так далее);

информация (при наличии) о ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), рентабельности по сопоставимым сделкам, примененных плательщиком с невзаимозависимыми лицами, иными организациями, осуществившими сопоставимые сделки, с указанием источников информации и приложением документов, содержащих сведения о ценах (рентабельности) (выдержки из печатных изданий и иные документы). Если источником информации являются данные из глобальной компьютерной сети Интернет, указывается соответствующий сайт, на котором размещены такие данные, и (или) представляется графическое изображение экрана (скриншот) соответствующей интернет-страницы;

данные о подходах плательщика к определению цены (стоимости) сделки:

метод определения цены в случае использования плательщиком одного из методов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с обоснованием причин выбора использованного метода;

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную плательщиком при осуществлении сделки, в том числе расчет (калькуляция) цены;

произведенные плательщиком корректировки налоговой базы по налогу (в случае их осуществления) и суммы корректировок.

Помимо указанной информации плательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия осуществленных им сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, в том числе иных лиц, совершенных с лицами, которые не являются взаимозависимыми, а также другие документы, подтверждающие, что примененные плательщиком цены по сделкам соответствуют уровню рыночных цен.".

12. В части четвертой пункта 1 статьи 31 слова "передача товаров (работ," заменить словами "передача товаров (выполнение работ, оказание".

13. В части второй статьи 32 слова "таможенной территории Таможенного" заменить словами "таможенной территории Евразийского экономического".

14. В части пятой пункта 1 статьи 40 слово "Таможенного" заменить словами "Евразийского экономического".

15. В статье 41:

в части первой пункта 2 слова "таможенным законодательством Таможенного" заменить словами "международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, актами, составляющими право Евразийского экономического";

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года №343-З
"О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения"

О документе

Номер документа:343-З
Дата принятия: 30/12/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2016
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 1 января 2016 года, 2/2343.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 14 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статья 1, статья 2, за исключением абзацев второго-четвертого пункта 28, абзацев третьего-пятого пункта 40, абзацев второго-пятнадцатого и семнадцатого - двадцать восьмого пункта 49, пункта 50, абзацев девятого-четырнадцатого, семнадцатого-сорокового и пятьдесят второго - пятьдесят четвертого пункта 51, абзацев второго и третьего пункта 78, абзаца тридцать четвертого пункта 85, абзацев тринадцатого-пятнадцатого пункта 101, абзацев десятого и одиннадцатого пункта 105, абзаца одиннадцатого пункта 126, абзацев двадцать второго - двадцать четвертого и тридцать третьего пункта 131, абзацев двадцать шестого и двадцать седьмого пункта 138, абзацев третьего-пятого и двенадцатого-шестнадцатого пункта 152, абзацев семьдесят восьмого, восьмидесятого и восемьдесят первого пункта 172 этой статьи, статьи 3, 6-8, 11-13 и 15 - с 1 января 2016 года;

- абзац одиннадцатый пункта 126, абзац тридцать третий пункта 131, абзацы семьдесят восьмой, восьмидесятый и восемьдесят первый пункта 169 статьи 2 - с 1 марта 2016 года;

- абзацы второй-четвертый пункта 28, абзацы третий-пятый пункта 40, абзацы второй-пятнадцатый и семнадцатый - двадцать восьмой пункта 49, пункт 50, абзацы девятый-четырнадцатый, семнадцатый-сороковой и пятьдесят второй - пятьдесят четвертый пункта 51, абзацы второй и третий пункта 78, абзац тридцать четвертый пункта 85, абзацы тринадцатый-пятнадцатый пункта 101, абзацы десятый и одиннадцатый пункта 105, абзацы двадцать второй - двадцать четвертый пункта 131 и абзацы двадцать шестой и двадцать седьмой пункта 138 статьи 2, статьи 9 и 10 - с 1 июля 2016 года;

- абзацы третий-пятый и двенадцатый-шестнадцатый пункта 152 статьи 2 - с 1 января 2017 года;

- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - со 2 января 2016 года.