База данных

Дата обновления БД:

19.09.2020

Добавлено/обновлено документов:

27 / 202

Всего документов в БД:

102991

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 21 октября 2014 года №28

Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских

На основании подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №756 "О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям", Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

Министр

В.А.Ващенко

Согласовано

Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь

7 октября 2014 года 

 

М.А.Щеткина

Согласовано

Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

26 сентября 2014 года

 

А.А.Сивак

Согласовано

Министром промышленности Республики Беларусь

30 сентября 2014 года 

 

Д.С.Катеринич

Согласовано

Министром энергетики Республики Беларусь

30 сентября 2014 года

 

В.Н.Потупчик

Утверждены Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 октября 2014 года №28

Правила по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №8, 2/138), техническими регламентами Таможенного союза (далее - ТР ТС).

2. Настоящие Правила обязательны для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами эскалаторов и конвейеров пассажирских, а также других организаций, выполняющих отдельные виды работ и услуг (проектирование, конструирование, изготовление, монтаж, наладку, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт, модернизацию, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, обучение персонала и ответственных специалистов), связанных с эскалаторами и конвейерами пассажирскими, на территории Республики Беларусь.

3. Настоящие Правила распространяются на:

эскалаторы;

конвейеры пассажирские.

4. Настоящие Правила не распространяются на эскалаторы и конвейеры пассажирские, установленные в шахтах горной промышленности.

5. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию (конструированию), изготовлению, монтажу, наладке, техническому обслуживанию, модернизации, реконструкции, ремонту, техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации эскалаторов и конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов, включая приборы и устройства безопасности, оборудование диспетчерского контроля.

Настоящие Правила разработаны с целью обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья пользователей, обслуживающего персонала и других лиц, находящихся в непосредственной близости от эскалаторов и конвейеров пассажирских.

6. Государственный надзор за эскалаторами и конвейерами пассажирскими, указанными в пункте 3 настоящих Правил, за исключением оборудования, указанного в пункте 4 настоящих Правил, осуществляет Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор).

7. Для целей настоящих Правил применяются следующие термины и их определения:

авария на эскалаторе, конвейере пассажирском - разрушение несущих металлоконструкций эскалатора, конвейера пассажирского и (или) его элементов, в том числе направляющих ступеней (пластин); тяговой цепи; главного вала; валов редуктора и ленты; ступеней (пластин), ленты; рабочего или аварийного тормоза;

балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского - совокупность щитов, карнизов и других элементов, которые отделяют пассажиров от механизмов и металлоконструкций с целью обеспечения их безопасности и служат для создания интерьера;

блокировочное устройство эскалатора, конвейера пассажирского - устройство, в состав которого входит электрическое устройство безопасности, отключающее электродвигатель (и) эскалатора, конвейера пассажирского или запрещающее его (их) включение при нарушении установленного режима работы механизма или узла, которое может привести к опасной ситуации;

борт поручня эскалатора, конвейера пассажирского - часть поручня, предназначенная для удержания поручня при его движении по рабочей ветви;

ввод в эксплуатацию эскалатора, конвейера пассажирского - событие, фиксирующее готовность эскалатора, конвейера пассажирского к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке;

вертикальная верхняя или нижняя база эскалатора - вертикальная плоскость, проходящая через линию пересечения наклонной базы с горизонтальной базой;

владелец эскалатора, конвейера пассажирского - организация, индивидуальный предприниматель, которые как собственники или на других правах владения используют эскалатор, конвейер пассажирский по назначению и обеспечивают его безопасную эксплуатацию;

внутренняя балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского - часть балюстрады, расположенная с обеих сторон несущего полотна между фартуком или плинтусом и карнизом;

вспомогательный привод эскалатора, конвейера пассажирского - привод, предназначенный для перемещения несущего полотна с ремонтной скоростью;

вспомогательный бегунок ступени или пластины эскалатора, конвейера пассажирского - опора качения ступени или пластины по направляющим, кинематически не связанная с тяговой цепью;

высота транспортирования пассажиров - расстояние по вертикали между уровнями верхней и нижней входных площадок;

высота ступени эскалатора - расстояние между верхними поверхностями настилов двух смежных ступеней на наклонном участке лестничного полотна;

выключатель безопасности эскалатора, конвейера пассажирского - электромеханическое устройство, предназначенное для выключения цепи питания или управления;

глубина ступени или пластины - расстояние между передним и задним торцами настила ступени или пластины;

главный привод эскалатора, конвейера пассажирского - привод, предназначенный для перемещения несущего полотна с номинальной скоростью;

горизонтальная верхняя или нижняя база эскалатора, конвейера пассажирского - плоскость, проходящая по горизонтальной поверхности входных площадок верхнего или нижнего сооружения;

горизонтальный участок лестничного полотна эскалатора - участок лестничного полотна перед входными площадками, предназначенный для обеспечения безопасного входа и выхода пассажиров;

гребень настила ступени эскалатора - съемный элемент настила ступени, расположенный над подступенком;

гребенка входной площадки эскалатора, конвейера пассажирского - зубчатая секция входной площадки, зубья которой входят во впадины настила ступеней, пластин или ленты;

дефлектор эскалатора, конвейера пассажирского - устройство, снижающее риск защемления предметов между ступенями, несущим полотном эскалатора, конвейера пассажирского и фартуком;

дополнительный и/или аварийный тормоз эскалатора, конвейера пассажирского - устройство, предназначенное для остановки несущего полотна при превышении им номинальной скорости или самопроизвольном изменении направления движения, а также при несрабатывании рабочего тормоза и (или) превышении максимального допустимого тормозного пути рабочего тормоза;

карниз балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского - элемент балюстрады, к которому крепятся направляющие поручня и щиты балюстрады;

конвейер пассажирский - техническое устройство с механическим приводом для перемещения пассажиров, в котором несущая поверхность пластин или лента остается параллельной направлению ее движения;

крайняя балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского - часть балюстрады, расположенная между карнизом крайнего эскалатора и строительными сооружениями;

лестничное полотно эскалатора - грузонесущий элемент эскалатора, состоящий из ступеней, объединенных тяговыми цепями;

максимальная эксплуатационная нагрузка эскалатора, конвейера пассажирского - наибольшая нагрузка от пассажиров на 1 м длины несущего полотна или поручня;

машинное оборудование эскалатора, конвейера пассажирского - механизмы эскалатора или конвейера пассажирского и связанное с ними оборудование;

машинное помещение или пространство эскалатора, конвейера пассажирского - помещение снаружи или пространство внутри несущей конструкции эскалатора, конвейера пассажирского, в котором машинное оборудование размещается полностью или частично;

модернизация эскалатора, конвейера пассажирского - мероприятия по повышению безопасности и технического уровня находящегося в эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского до уровня, установленного обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА);

монтажный чертеж эскалатора, конвейера пассажирского - чертеж, согласно которому устанавливается и монтируется оборудование эскалатора, конвейера пассажирского;

назначенный срок службы эскалатора, конвейера пассажирского - календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация эскалатора, конвейера пассажирского должна быть прекращена независимо от его технического состояния;

наклонная база эскалатора - плоскость, проходящая по передним кромкам гребней настилов ступеней в наклонной части эскалатора;

настил ступени или пластины эскалатора, конвейера пассажирского - рабочая рифленая поверхность ступени или пластины, во впадины которой входят зубья гребенки входной площадки;

наружная балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского - часть балюстрады, расположенная в местах входа и выхода пассажиров, примыкающая к полу вестибюля и к крайней балюстраде в случае выполнения последней свободностоящей;

несущее полотно эскалатора, конвейера пассажирского - лестничное полотно эскалатора, пластинчатое полотно или лента конвейера пассажирского, предназначенные для перемещения пассажиров;

несчастный случай на эскалаторе, конвейере пассажирском - внезапное, непредвиденное событие, в результате которого человек получил травму или иное повреждение здоровья;

номинальная скорость эскалатора, конвейера пассажирского - скорость движения ступеней, пластин или ленты при работе без нагрузки в установившемся режиме;

обслуживающий персонал - работающие, привлекаемые владельцем эскалатора, конвейера пассажирского или специализированной организацией в установленном законодательством порядке для выполнения работ (услуг) по эксплуатации, обслуживанию и ремонту;

остаточный ресурс эскалатора, конвейера пассажирского - суммарная наработка эскалатора, конвейера пассажирского от момента контроля его технического состояния до предполагаемого перехода в предельное состояние;

основной бегунок ступени или пластины эскалатора, конвейера пассажирского - опора качения ступени или пластины по направляющим, кинематически связанная с тяговой цепью;

отказоустойчивая цепь эскалатора, конвейера пассажирского - электрическая и (или) электронная система, связанная с обеспечением безопасности, которая работает заданным образом в случае отказа оборудования;

перепад ступеней лестничного полотна эскалатора, конвейера пассажирского - разность уровней настилов двух смежных ступеней на горизонтальном участке;

пластинчатое полотно конвейера пассажирского - грузонесущий элемент пластинчатого конвейера пассажирского, состоящий из пластин, объединенных тяговыми цепями;

плита входной площадки эскалатора, конвейера пассажирского - несущая плита входной площадки, к которой крепятся гребенки;

плинтус балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского - элемент балюстрады, расположенный над фартуком, к которому крепятся щиты балюстрады;

пластина эскалатора, конвейера пассажирского - часть пластинчатого полотна конвейера пассажирского, предназначенная для размещения пассажиров;

подступенок ступени эскалатора - деталь передней (лобовой) части ступени с рифленой поверхностью, во впадины которой входят зубья настила смежной ступени;

повреждение I степени эскалатора, конвейера пассажирского - деформация несущих металлоконструкций эскалатора, конвейера пассажирского и его элементов, в том числе направляющих ступеней, пластин и ленты; тяговой цепи; главного вала; валов редуктора; ступеней (пластин), ленты; рабочего или аварийного тормоза, повлекшая необходимость прекращения эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского и непланового вывода его в ремонт на срок свыше одного часа;

повреждения II степени эскалатора, конвейера пассажирского - внезапная остановка работы эскалатора, конвейера пассажирского по причине срабатывания устройств и приборов безопасности повлекшая необходимость вывода его в ремонт на срок до одного часа, за исключением срабатывания самовозвратных блокировочных устройств и (или) воздействия на устройство "стоп";

поручневое устройство эскалатора, конвейера пассажирского - совокупность блоков, направляющих, привода и поддерживающих роликов, обеспечивающих движение поручня по трассе;

поручень эскалатора, конвейера пассажирского - непрерывная лента, перемещающаяся по трассе поручневого устройства, предназначенная для опоры рук пассажиров;

пользователь - лицо, которое пользуется эскалатором, конвейером пассажирским, в том числе пассажир;

предельное состояние эскалатора, конвейера пассажирского - техническое состояние эскалатора, конвейера пассажирского, их узлов и механизмов, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;

провозная способность эскалатора, конвейера пассажирского - наибольшее число пассажиров, которое может быть перемещено эскалатором или конвейером пассажирским в единицу времени;

программируемая электронная система, связанная с безопасностью эскалатора, конвейера пассажирского (далее - ПЭССБЭ) - система управления, защиты или мониторинга, основанная на использовании одного или нескольких программируемых электронных устройств, включая все элементы системы, такие как источники питания, датчики и другие устройства ввода, магистрали данных и другие каналы связи, приводные устройства и другие устройства вывода, используемые в устройствах безопасности;

рабочий тормоз эскалатора, конвейера пассажирского - устройство, предназначенное для остановки несущего полотна при отключении электродвигателя;

реконструкция эскалатора, конвейера пассажирского - совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств эскалатора, конвейера пассажирского, их частей и (или) элементов, повлекших за собой изменение технических характеристик, указанных в паспорте (формуляре) и выполненных после ввода эскалатора, конвейера пассажирского, в эксплуатацию;

ремонтная скорость эскалатора, конвейера пассажирского - скорость движения ступеней, пластин или ленты при выполнении технического обслуживания или ремонта;

ручной привод эскалатора, конвейера пассажирского - привод, предназначенный для перемещения несущего полотна вручную;

специализированная организация - организация осуществляющая деятельность по проектированию (конструированию), изготовлению, монтажу (наладке), эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту эскалаторов, конвейеров пассажирских, а также их диагностирование;

средняя балюстрада эскалатора, конвейера пассажирского - часть балюстрады, расположенная между карнизами двух смежных эскалаторов, конвейеров пассажирских;

ступень эскалатора - часть лестничного полотна эскалатора, конвейера пассажирского, предназначенная для размещения пассажиров;

техническое диагностирование эскалатора, конвейера пассажирского - обследование металлоконструкций, узлов и механизмов эскалатора, конвейера пассажирского, с применением неразрушающих методов контроля, контроль функционирования узлов и алгоритма работы эскалатора, конвейера пассажирского, обследование эскалатора, конвейера пассажирского, на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, настоящим Правилам и другим нормативным правовым актам, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, определение технического состояния эскалатора, конвейера пассажирского, испытания эскалатора, конвейера пассажирского, проводимые с целью определения остаточного ресурса оборудования;

техническое обслуживание эскалатора, конвейера пассажирского - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности эскалатора, конвейера пассажирского, при его эксплуатации;

техническое освидетельствование эскалатора, конвейера пассажирского - оценка системы эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского, проверка его технического состояния и установки на соответствие требованиям НПА, обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, эксплуатационной документации, включая разборку и осмотр компонентов, если это необходимо, проведение испытаний и контрольных пусков с целью принятия решения о пригодности эскалатора, конвейера пассажирского, к дальнейшей эксплуатации или необходимости немедленного устранения дефектов;

техническое состояние - совокупность подверженных изменению свойств эскалатора, конвейера пассажирского в определенный момент времени, характеризуемая степенью соответствия фактических значений, показателей и (или) качественных признаков, установленных в эксплуатационных и (или) нормативных документах;

требования безопасности - требования настоящих Правил, технических регламентов и национальных стандартов, устанавливаемые в целях минимизации рисков при проектировании, изготовлении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте эскалатора, конвейера пассажирского;

трасса лестничного или пластинчатого полотна эскалатора, конвейера пассажирского - совокупность направляющих, контрнаправляющих основных и вспомогательных бегунков ступеней или пластин, обеспечивающих перемещение лестничного или пластинчатого полотна по заданной траектории;

угол наклона - максимальный угол относительно горизонтали, под которым движутся ступени, пластины или лента;

уровень полноты безопасности (далее - SIL) - дискретный уровень, определяющий требования к полноте безопасности для функций безопасности ПЭССБЭ;

условия эксплуатации - совокупность факторов, действующих на эскалатор, конвейер пассажирский при его эксплуатации;

устройство безопасности - техническое устройство для обеспечения безопасной перевозки людей, обслуживающего персонала и эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского;

устье поручня - устройство, расположенное в месте входа поручня в балюстраду при переходе с рабочей на нерабочую ветвь;

фартук балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского - нижняя вертикальная часть балюстрады, расположенная вдоль трассы несущего полотна на уровне ступеней, пластин или ленты, предназначенная для регулирования зазора между ступенью и балюстрадой;

цепь безопасности эскалатора, конвейера пассажирского - часть электрической системы безопасности, состоящая из электрических устройств безопасности;

ширина несущего полотна эскалатора, конвейера пассажирского - расстояние по внешним боковым торцам настила ступени, пластины или ленты;

штапик балюстрады эскалатора, конвейера пассажирского - элемент балюстрады, закрывающий зазор между смежными щитами балюстрады;

эксплуатационный документ - конструкторский документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации изделия и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение назначенного срока службы;

эксплуатация эскалатора, конвейера пассажирского - стадия жизненного цикла эскалатора, конвейера пассажирского, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество и включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт;

эксплуатация в режиме ожидания эскалатора, конвейера пассажирского - режим, при котором эскалатор, конвейер пассажирский останавливается или замедляет движение при отсутствии пассажиров и автоматически запускается или ускоряется до номинальной скорости при подходе пассажира;

электрическая система безопасности эскалатора, конвейера пассажирского - часть электрической системы управления, обеспечивающая безопасность и представляющая собой совокупность цепей безопасности и устройств контроля;

электрические устройства безопасности эскалатора, конвейера пассажирского - часть цепи безопасности, состоящая из выключателей безопасности и (или) отказоустойчивых цепей;

эскалатор - техническое устройство с наклонным движущимся лестничным полотном, с механическим приводом для перемещения пассажиров с одного уровня на другой, у которого несущая поверхность ступеней остается горизонтальной.

В настоящих Правилах использованы обозначения согласно таблице 1 приложения 1.

8. Отступления от требований настоящих Правил могут быть допущены только в исключительных случаях по письменному согласованию с Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор) в соответствии с пунктом 20.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. №156 "Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. №193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №35, 5/35330) (далее - единый перечень административных процедур).

9. Эскалаторы, конвейеры пассажирские, в том числе их строительная часть, спроектированные и изготовленные до введения в действие настоящих Правил, должны в полной мере отвечать обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также эксплуатационной документации изготовителя.

10. Применение эскалаторов, конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов, оборудования диспетчерского контроля допускается при условии их соответствия техническим регламентам Таможенного союза, настоящим Правилам, НПА, обязательным для соблюдения требованиям ТНПА.

Эскалаторы, конвейеры пассажирские и их устройства безопасности должны отвечать требованиям безопасности, установленным изготовителем, в течение всего назначенного срока службы при условии использования их по назначению.

Перед выпуском в обращение на территории Республики Беларусь эскалаторов, конвейеров пассажирских, подлежащих государственному надзору в области промышленной безопасности, а также их узлов и механизмов, оборудования диспетчерского контроля они должны в установленном порядке пройти подтверждение соответствия или иметь разрешительные документы, если обязательное наличие таких документов предусмотрено законодательством.

11. Организации, занимающиеся проектированием (конструированием), изготовлением (реконструкцией, модернизацией), монтажом, наладкой, ремонтом, техническим освидетельствованием, техническим диагностированием и эксплуатацией эскалаторов, конвейеров пассажирских, должны обеспечить выполнение требований безопасности, установленных НПА, обязательными для соблюдения требованиями ТНПА.

В организациях, осуществляющих проектирование (конструирование) и изготовление (реконструкцию, модернизацию), а также монтаж (наладку), техническое обслуживание и ремонт эскалаторов, конвейеров пассажирских и их компонентов, должна быть создана и применяться система управления качеством (нормоконтроль, входной, пооперационный, приемочный контроль и иное), обеспечивающая соблюдение требований НПА, обязательных для соблюдения требований ТНПА.

В этих организациях также должна быть разработана и внедрена система управления охраной труда, обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

12. В специализированной организации каждому работнику должна быть определена конкретная сфера деятельности и пределы его полномочий.

Специализированная организация должна:

располагать необходимым персоналом, а также руководителями и специалистами, имеющими полномочия, необходимые для выполнения своих обязанностей, в том числе для выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ, и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;

определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;

установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.

Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.

Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.

Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации, освидетельствованию специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь:

необходимую численность персонала;

технологический регламент, разработанный в соответствии с требованием изготовителя и (или) проектной документации;

комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по проведению монтажных (наладочных) и ремонтных работ, а также контролю технического состояния эскалаторов, конвейеров пассажирских до и после выполнения работ.

Если монтаж, ремонт, реконструкция или модернизация выполняются с применением сварки, то для выполнения работ по неразрушающему контролю металлоконструкций, специализированная организация должна иметь или привлекать на договорной основе аттестованную лабораторию:

комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы, а также оборудование для монтажных (демонтажных) работ, а также такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы и т.п.;

контрольно-измерительные приборы, позволяющие выполнять ремонтные и наладочные работы, а также оценивать работоспособность эскалатора, конвейера пассажирского в целом, а также составных компонентов;

комплекты рабочих чертежей и документации на проведение работ;

вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ.

13. Средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы), используемые в процессе испытания эскалаторов, конвейеров пассажирских, должны быть поверены в установленном порядке.

14. Конструкция эскалаторов, конвейеров пассажирских должна соответствовать условиям их эксплуатации (климатические факторы, степень опасности среды, режим работы, ветровые нагрузки и другое).

15. Изготовление, модернизация, реконструкция, монтаж, наладка, ремонт, техническое обслуживание, эксплуатация, техническое освидетельствование и техническое диагностирование эскалаторов, конвейеров пассажирских должны осуществляться в соответствии с требованиями конструкторской, технологической, эксплуатационной документации изготовителя и НПА, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА.

16. Комплектность и соответствие документации на эскалатор, конвейер пассажирский требованиям НПА, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, должен обеспечить поставщик и (или) изготовитель.

Число комплектов эксплуатационной документации при поставке нескольких эскалаторов, конвейеров пассажирских одной модели определяется по согласованию между поставщиком и заказчиком, при этом паспортом (формуляром) должен быть снабжен каждый эскалатор, конвейер пассажирский.

17. В случае утраты (приведения в негодность) паспорта (формуляра), руководства по эксплуатации и иных эксплуатационных документов на эскалатор, конвейер пассажирский, эксплуатируемые в Республике Беларусь, дубликаты указанных документов могут быть восстановлены на основании результатов технического диагностирования изготовителем оборудования или организацией, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по проектированию (конструированию) эскалаторов, конвейеров пассажирских.

18. В случае, если при монтаже, модернизации или реконструкции эскалаторов, конвейеров пассажирских возникла необходимость внесения изменений в их конструкторскую документацию, они могут быть внесены организацией, осуществляющей монтаж, модернизацию или реконструкцию эскалатора, конвейера пассажирского, после их согласования с изготовителем или организацией-разработчиком конструкторской документации. Документ о согласовании должен быть приложен к паспорту (формуляру) эскалатора, конвейера пассажирского.

Изменения должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации, внесшей изменения в конструкторскую документацию.

19. Организации или индивидуальные предприниматели, которые при монтаже или эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского выявили недостатки в его конструкции или изготовлении, а также несоответствия требованиям НПА, в том числе обязательным для соблюдения требованиям ТНПА, влияющие на обеспечение безопасной эксплуатации, направляют изготовителю (поставщику) рекламацию (претензию).

Копия рекламации направляется в Госпромнадзор.

20. Изготовитель и (или) поставщик, получив рекламацию (претензию), должны обеспечить устранение выявленных недостатков, а также устранение допущенных при изготовлении отступлений от требований НПА, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА, путем предоставления технической документации и необходимых материалов, деталей и узлов, подлежащих замене.

Изготовитель должен вести учет поступивших рекламаций (претензий) и других извещений о недостатках конструкции и изготовления эскалатора, конвейера пассажирского, содержащий следующие сведения:

предъявитель рекламации (претензии);

заводской номер эскалатора, конвейера пассажирского или составной части;

краткое содержание рекламации (претензии);

принятые меры.

В случае, если выявленные недостатки могут повлиять на безопасность лиц, указанных в части второй пункта 5 настоящих Правил, изготовитель эскалаторов, конвейеров пассажирских должен сообщить всем эксплуатирующим организациям о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также выслать эксплуатационную документацию и необходимые материалы, детали и узлы, подлежащие замене. Соответствующее уведомление должно быть направлено в Госпромнадзор.

Глава 2. Проектирование (конструирование)

21. Деятельность по проектированию (конструированию) эскалаторов, конвейеров пассажирских, оборудования диспетчерского контроля осуществляется организациями или иностранными юридическими лицами, имеющими соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности, полученное в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №212, 1/11914).

22. Проектирование (конструирование) эскалаторов и конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов, включая приборы и устройства безопасности, оборудования диспетчерского контроля, должно осуществляться с учетом требований ТР ТС и согласно приложению 1 к настоящим Правилам и других НПА, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА.

23. Проектная, конструкторская, технологическая и эксплуатационная документация эскалатора, конвейера пассажирского должна быть разработана в соответствии с правилами и стандартами единой системы конструкторской и технологической документации, и включать в себя необходимую информацию, требуемую для оценки безопасности эскалатора, конвейера пассажирского на всех стадиях жизненного цикла, и охватывать в полном объеме проектные требования к изготовлению и эксплуатации эскалатора, конвейера пассажирского, его частей и конструкций.

24. В проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации должны содержаться описание конструкции, условия эксплуатации и требования безопасности, а также принцип работы, чертежи, необходимые расчеты, требования к квалификации работников, допускаемых к выполнению работ, и иное с учетом требований НПА, ТНПА.

Глава 3. Изготовление

25. Эскалаторы, конвейеры пассажирские должны соответствовать требованиям безопасности, установленным согласно приложению 1 к настоящим Правилам, а также иметь разрешение или сертификат соответствия, выданные в установленном порядке.

Эскалаторы, конвейеры пассажирские, а также их узлы и составные части, на которые распространяется действие ТР ТС, должны пройти подтверждение соответствия и иметь документы установленного образца, подтверждающие их соответствие требованиям соответствующих технических регламентов.

Изготовление и (или) применение в Республике Беларусь компонентов эскалаторов и конвейеров пассажирских (технических устройств, аппаратов управления, оборудования диспетчерского контроля), используемых не при изготовлении эскалаторов, конвейеров пассажирских, должно осуществляться при наличии разрешения Госпромнадзора, выданного в соответствии с подпунктом 20.1.1 пункта 20.1 и пунктом 20.2 единого перечня административных процедур.

26. Специалисты сварочного производства и сварщики, обеспечивающие изготовление (реконструкцию, модернизацию) эскалаторов, конвейеров пассажирских должны быть обучены и аттестованы в соответствии с требованиями НПА, в том числе обязательными для соблюдения требованиями ТНПА. При изготовлении (модернизации, реконструкции) эскалаторов, конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов изготовитель должен обеспечить выполнение сварочных работ, сварных соединений и соблюдение требований к их качеству не ниже требований, установленных обязательными для соблюдения требованиями ТНПА.

27. Изготовитель эскалаторов, конвейеров пассажирских должен гарантировать соответствие эскалатора, конвейера пассажирского всем требованиям проектно-конструкторской документации, а качество конструкции и изготовления должно отвечать условиям эксплуатации.

Соответствие изготовленного эскалатора, конвейера пассажирского действующей на него технической документации оформляется свидетельством о приемке, которое становится неотъемлемой частью паспорта (формуляра). В паспорте (формуляре) эскалатора, конвейера пассажирского должны быть указаны сведения о сроке гарантийных обязательств.

28. Для проверки качества эскалаторов, конвейеров пассажирских, их узлов и механизмов изготовитель должен организовать проведение приемочных, приемо-сдаточных, квалификационных, периодических и иных предусмотренных НПА, в том числе обязательными для соблюдения требованиями ТНПА испытаний.

Испытания эскалаторов, конвейеров пассажирских должны проводиться по программам и методикам, составленным и утвержденным изготовителем и разработчиком проектно-конструкторской документации с учетом обязательных для соблюдения требований ТНПА.

Допускается проводить испытания эскалаторов, конвейеров пассажирских как на месте их изготовления, так и по месту их монтажа.

Программа и методика приемочных испытаний должны предусматривать:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 октября 2014 года №28
"Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности эскалаторов и конвейеров пассажирских"

О документе

Номер документа:28
Дата принятия: 21/10/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 5 ноября 2014 года, 8/29219.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.