Действует

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 30 декабря 2014 года №188

Об утверждении Методических указаний об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и дополнений Общего плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом министра финансов №119 от 6.08.2013 г.

(В редакции Приказа Министерства финансов Республики Молдова от 15.10.2019 г. №135)

На основании части (2) ст.11 Закона о бухгалтерском учете №113-XVI от 27 апреля 2007 г ода (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2014 г., №27-34, ст.61) и с целью улучшения нормативных положений , связанных с бухгалтерским учетом в некоммерческих организациях в соответствии с положениями Национальных стандартов бухгалтерского учета, а также с целью приведения в соответствие с нуждами некоммерческих организаций Общего плана счетов бухгалтерского учета ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методические указания об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях согласно приложению №1.

2. Утвердить дополнения к Общему плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом министра финансов №119 от 6.08.2013 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2013 г., №233-237, ст.1534), согласно приложению №2.

3. С даты вступления в силу настоящего приказа признать утратившим силу Приказ министра финансов №158 от 6 декабря 2010 г . "Об утверждении Методических указаний об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях" (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №254-256, ст.981).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр финансов

Анатол Арапу

Приложение №1

к Приказу Министерства финансов Республики Молдова от 30 декабря 2014 года №188

Методические указания об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях/представительствах субъекта-нерезидента

Введение

1. Настоящие методические указания разработаны исходя из необходимости регламентирования специфики бухгалтерского учета в некоммерческих организациях/представительствах субъекта-нерезидента.

Цель

2. Цель методических указаний заключается в описании особенностей бухгалтерского учета и финансовых отчетов в некоммерческих организациях/представительствах субъекта-нерезидента.

Сфера действия

3. Настоящие методические указания распространяются на:

1) некоммерческие организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Молдова, а также на филиалы, представительства и другие структурные подразделения, находящиеся как на территории Республики Молдова, так и за ее пределами;

2) представительства субъектов-нерезидентов, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Молдова.

4. Настоящие методические указания не распространяются на:

1) учреждения с финансовой автономией;

2) публичные учреждения.

3) постоянные представительства и филиалы субъектов-нерезидентов.

Определения

5. В настоящих методических указаниях используемые понятия означают:

передаваемые активы – долгосрочные или оборотные активы, полученные или находящиеся во временном пользовании у некоммерческой организации с целью последующей передачи получателям в процессе целевых мероприятий;

уставная деятельность некоммерческой организации – любой вид деятельности, не запрещенный законом, в том числе экономическая деятельность, которая относится к реализации уставных целей и включает;

основная деятельность представительств субъектов-нерезидентов – вид деятельности подготовительного, вспомогательного или иного характера установленный в положении, утвержденном субъектом-нерезидентом, который зарегистрировал представительство в Республике Молдова:

1) деятельность по представлению и продвижению целей организации;

2) целевые мероприятия;

3) действия общественной пользы и по сбору фондов;

4) экономическая деятельность, исходящая из уставных целей;

5) другие виды деятельности, не запрещенные законодательством;

метод начислений – основа учета, в соответствии с которой элементы бухгалтерского учета признаются по мере их возникновения, независимо от момента получения/выплаты денежных средств или компенсации в другой форме;

расходы некоммерческой организации – расходы, понесенные в процессе реализации уставной деятельности, в том числе целевых мероприятий и экономической деятельности;

расходы представительства субъекта-нерезидента – расходы понесенные в процессе реализации основной деятельности, установленной в положении утвержденном субъектом-нерезидентом, который зарегистрировал представительство в Республике Молдова;

вклады учредителей и членов некоммерческой организации – вступительные и членские взносы, другие вклады, дарения учредителей и членов организации;

фонды некоммерческой организации – совокупность собственных источников финансирования некоммерческой организации, относящихся к долгосрочным активам (нематериальным активам и долгосрочным материальным активам и т.д.), полученным безвозмездно или полученным/приобретенным за счет целевых средств, нецелевых средств, а также за счет результатов от экономической деятельности;

целевые средства некоммерческой организации – активы и услуги, полученные или подлежащие получению в виде грантов, дарений, ассигнований, финансовой или технической помощи, вкладов учредителей и членов, других финансирований и поступлений, собственных средств и фондов, использование которых обусловлено реализацией целевых мероприятий (приобретение/создание определенных активов, финансирование конкретных программ/проектов и т.д.);

целевые средства представительства субъекта-нерезидента – активы и финансовая помощь, полученные или подлежащие получению от субъекта-нерезидента, который зарегистрировал представительство в Республике Молдова, использование которых обусловлено реализацией основной деятельности, установленной в положении;

целевое мероприятие – действие (приобретение/создание определенных активов, финансирование конкретных программ/проектов и т.д.) некоммерческой организации, осуществленное за счет целевых средств;

нецелевые средства – активы и услуги, полученные или подлежащие получению, использование которых не обусловлено реализацией целевых мероприятий;

некоммерческая организация – юридическое лицо, преследующее иную цель, нежели извлечение дохода, и которое зарегистрировано в порядке, предусмотренном законом;

программа/проект – совокупность действий, согласованных с ресурсами и сроками реализации, направленных на реализацию некоторых целевых мероприятий, соответствующих уставным целям и требованиям финансирующих лиц, учредителей и членов некоммерческой организации;

отчеты некоммерческой организации/представительства субъекта-нерезидента – финансовые, статистические, налоговые и другие виды отчетов, характеризующие их деятельность;

пользователи отчетов некоммерческой организации – учредители, члены и руководящие органы некоммерческой организации, финансирующие лица, доноры, спонсоры, органы публичной власти, финансовые учреждения, поставщики и другие кредиторы, получатели предоставляемых услуг, общественность и другие заинтересованные лица;

доходы некоммерческой организации – доходы, полученные в результате использования целевых средств, нецелевых средств и вкладов учредителей и членов, а также от экономической деятельности;

доходы представительства субъекта-нерезидента – доходы полученные в результате использования целевых средств, а также от деятельности, предусмотренной пунктом 20 статьи 5 Налогового кодекса №1163-XIII от 24 апреля 1997 года.

Организация бухгалтерского учета

6. Некоммерческая организация/представительство субъекта-нерезидента ведет бухгалтерский учет и составляет финансовые отчеты в соответствии с основополагающими принципами и правилами, установленными Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности №287/2017, национальными стандартами бухгалтерского учета, общим планом счетов бухгалтерского учета, настоящими методическими указаниями и другими нормативными актами.

7. Некоммерческая организация/представительство субъекта-нерезидента применяет систему учета путем двойной записи с представлением финансовых отчетов согласно формам из приложений к настоящим методическим указаниям.

8. Ответственность за ведение бухгалтерского учета и финансовую отчетность некоммерческой организации несет руководитель (исполнительный орган), а в представительстве субъекта-нерезидента - администратор.

9. Некоммерческая организация/представительство субъекта-нерезидента обязана:

1) учитывать элементы бухгалтерского учета согласно методу начисления;

2) разрабатывать и применять собственные учетные политики;

3) разрабатывать рабочий план счетов;

4) осуществлять все этапы бухгалтерского цикла, которые включают:

a) составление первичных и сводных документов;

b) оценку и признание элементов бухгалтерского учета;

c) отражение информации на счетах бухгалтерского учета;

d) составление бухгалтерских регистров;

e) инвентаризацию элементов бухгалтерского учета;

f) составление оборотного баланса или главной книги и финансовых отчетов.

10. Учетные политики некоммерческой организации/представительства субъекта-нерезидента должны содержать как минимум следующие элементы:

1) виды уставной деятельности некоммерческой организации/ деятельность, предусмотренная в положении представительства субъекта-нерезидента;

2) состав источников финансирования;

3) порядок составления и использования первичных и сводных документов и бухгалтерских регистров;

4) способы учета:

a) целевых и нецелевых средств, по обстоятельствам;

b) вкладов учредителей и членов;

c) нематериальных активов и долгосрочных материальных активов, других долгосрочных активов, оборотных активов, приобретенных/созданных из различных источников финансирования, в том числе от экономической деятельности, по обстоятельствам;

d) активов, полученных во временное пользование;

e) передаваемых активов;

f) доходов и расходов;

g) фондов;

5) способы, разработанные самостоятельно, в том числе порядок учета:

a) источников финансирования, предназначенных для покрытия административных расходов, расходов по содержанию некоммерческой организации/представительства субъекта-нерезидента, расходов по программе/проекту и других расходов;

b) источников самофинансирования, используемых для реализации целевых мероприятий;

c) заработной платы, налогов и сборов, начисленных из различных источников финансирования и др.;

6) другие методологические и организационные аспекты бухгалтерского учета.

К учетным политикам прилагаются:

1) формы первичных документов и бухгалтерских регистров, разработанные некоммерческой организацией/представительством субъекта-нерезидента самостоятельно;

2) перечень должностных лиц, ответственных за составление и подписание первичных документов и бухгалтерских регистров;

3) рабочий план счетов;

4) другая необходимая информация, которая влияет на порядок бухгалтерского учета экономических фактов (например, специфические условия доноров или положений нормативных актов, регулирующих область деятельности некоммерческой организации/представительством субъекта-нерезидента по использованию целевых средств, нормы расхода топлива, нормы эксплуатационного пробега автошин и др.).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ Министерства финансов Республики Молдова от 30 декабря 2014 года №188
"Об утверждении Методических указаний об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и дополнений Общего плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом министра финансов №119 от 6.08.2013 г."

О документе

Номер документа:188
Дата принятия: 30/12/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №11-21, 23 января 2015 года, Ст.55.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2015 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15/10/2019  документом  Приказ Министерства финансов Республики Молдова Об утверждении изменений к Приказу министра финансов №1882014 № 135 от 15/10/2019
Вступила в силу с: 01/01/2020


Первоначальная редакция от 30/12/2014

Приложения к документу

Приложение 4 к Приказу от 30.12.2014 г. №188 (в ред. №135-19)