Недействующая редакция. Принята: 30.12.2014 / Вступила в силу: 01.01.2015

Недействующая редакция, не действует с 1 января 2020 года

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 30 декабря 2014 года №188

Об утверждении Методических указаний об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и дополнений Общего плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом министра финансов №119 от 6.08.2013 г.

На основании части (2) ст.11 Закона о бухгалтерском учете №113-XVI от 27 апреля 2007 г ода (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2014 г., №27-34, ст.61) и с целью улучшения нормативных положений , связанных с бухгалтерским учетом в некоммерческих организациях в соответствии с положениями Национальных стандартов бухгалтерского учета, а также с целью приведения в соответствие с нуждами некоммерческих организаций Общего плана счетов бухгалтерского учета ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методические указания об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях согласно приложению №1.

2. Утвердить дополнения к Общему плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом министра финансов №119 от 6.08.2013 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2013 г., №233-237, ст.1534), согласно приложению №2.

3. С даты вступления в силу настоящего приказа признать утратившим силу Приказ министра финансов №158 от 6 декабря 2010 г . "Об утверждении Методических указаний об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях" (Официальный монитор Республики Молдова, 2010 г., №254-256, ст.981).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.

Министр финансов

Анатол Арапу

Приложение №1

к Приказу Министерства финансов Республики Молдова от 30 декабря 2014 года №188

Методические указания об особенностях бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Введение

1. Настоящие методические указания разработаны исходя из необходимости регламентирования специфики бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.

Цель

2. Цель методических указаний заключается в описании особенностей бухгалтерского учета и финансовых отчетов в некоммерческих организациях.

Сфера действия

3. Настоящие методические указания распространяются на все некоммерческие организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Молдова, а также на филиалы, представительства и другие структурные подразделения, находящиеся как на территории Республики Молдова, так и за ее пределами.

4. Настоящие методические указания не распространяются на:

1) учреждения с финансовой автономией;

2) публичные учреждения.

Определения

5. В настоящих методических указаниях используемые понятия означают:

передаваемые активы – долгосрочные или оборотные активы, полученные или находящиеся во временном пользовании у некоммерческой организации с целью последующей передачи получателям в процессе целевых мероприятий;

уставная деятельность некоммерческой организации – любой вид деятельности, не запрещенный законом, в том числе экономическая деятельность, которая относится к реализации уставных целей и включает:

1) деятельность по представлению и продвижению целей организации;

2) целевые мероприятия;

3) действия общественной пользы и по сбору фондов;

4) экономическая деятельность, исходящая из уставных целей;

5) другие виды деятельности, не запрещенные законодательством;

метод начислений – основа учета, в соответствии с которой элементы бухгалтерского учета признаются по мере их возникновения, независимо от момента получения/выплаты денежных средств или компенсации в другой форме;

расходы некоммерческой организации – расходы, понесенные в процессе реализации уставной деятельности, в том числе целевых мероприятий и экономической деятельности;

вклады учредителей и членов некоммерческой организации – вступительные и членские взносы, другие вклады, дарения учредителей и членов организации;

фонды некоммерческой организации – совокупность собственных источников финансирования некоммерческой организации, относящихся к долгосрочным активам (нематериальным активам и долгосрочным материальным активам и т.д.), полученным безвозмездно или полученным/приобретенным за счет целевых средств, нецелевых средств, а также за счет результатов от экономической деятельности;

целевые средства – активы и услуги, полученные или подлежащие получению в виде грантов, дарений, ассигнований, финансовой или технической помощи, вкладов учредителей и членов, других финансирований и поступлений, собственных средств и фондов, использование которых обусловлено реализацией целевых мероприятий (приобретение/создание определенных активов, финансирование конкретных программ/проектов и т.д.);

целевое мероприятие – действие (приобретение/создание определенных активов, финансирование конкретных программ/проектов и т.д.) некоммерческой организации, осуществленное за счет целевых средств;

нецелевые средства – активы и услуги, полученные или подлежащие получению, использование которых не обусловлено реализацией целевых мероприятий;

некоммерческая организация – юридическое лицо, преследующее иную цель, нежели извлечение дохода, и которое зарегистрировано в порядке, предусмотренном законом;

программа/проект – совокупность действий, согласованных с ресурсами и сроками реализации, направленных на реализацию некоторых целевых мероприятий, соответствующих уставным целям и требованиям финансирующих лиц, учредителей и членов некоммерческой организации;

отчеты некоммерческой организации – финансовые, статистические, налоговые и другие виды отчетов, характеризующие деятельность некоммерческой организации;

пользователи отчетов некоммерческой организации – учредители, члены и руководящие органы некоммерческой организации, финансирующие лица, доноры, спонсоры, органы публичной власти, финансовые учреждения, поставщики и другие кредиторы, получатели предоставляемых услуг, общественность и другие заинтересованные лица;

доходы некоммерческой организации – доходы, полученные в результате использования целевых средств, нецелевых средств и вкладов учредителей и членов, а также от экономической деятельности.

Организация бухгалтерского учета

6. Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и составляет финансовые отчеты в соответствии с основополагающими принципами и правилами, установленными Законом о бухгалтерском учете, национальными стандартами бухгалтерского учета, общим планом счетов бухгалтерского учета, настоящими методическими указаниями и другими нормативными актами.

7. Некоммерческая организация применяет систему учета путем двойной записи с представлением финансовых отчетов согласно формам из приложений к настоящим методическим указаниям.

8. Ответственность за ведение бухгалтерского учета и финансовую отчетность несет руководитель (исполнительный орган) некоммерческой организации.

9. Некоммерческая организация обязана:

1) учитывать элементы бухгалтерского учета согласно методу начисления;

2) разрабатывать и применять собственные учетные политики;

3) разрабатывать рабочий план счетов;

4) осуществлять все этапы бухгалтерского цикла, которые включают:

a) составление первичных и сводных документов;

b) оценку и признание элементов бухгалтерского учета;

c) отражение информации на счетах бухгалтерского учета;

d) составление бухгалтерских регистров;

e) инвентаризацию элементов бухгалтерского учета;

f) составление оборотного баланса или главной книги и финансовых отчетов.

10. Учетные политики некоммерческой организации должны содержать как минимум следующие элементы:

1) виды уставной деятельности;

2) состав источников финансирования;

3) порядок составления и использования первичных и сводных документов и бухгалтерских регистров;

4) способы учета:

a) целевых и нецелевых средств;

b) вкладов учредителей и членов;

c) нематериальных активов и долгосрочных материальных активов, других долгосрочных активов, оборотных активов, приобретенных/созданных из различных источников финансирования, в том числе от экономической деятельности;

d) активов, полученных во временное пользование;

e) передаваемых активов;

f) доходов и расходов;

g) фондов;

5) способы, разработанные самостоятельно, в том числе порядок учета:

a) источников финансирования, предназначенных для покрытия административных расходов, расходов по содержанию некоммерческой организации, расходов по программе/проекту и других расходов;

b) источников самофинансирования, используемых для реализации целевых мероприятий;

c) заработной платы, налогов и сборов, начисленных из различных источников финансирования и др.;

6) другие методологические и организационные аспекты бухгалтерского учета.

К учетным политикам прилагаются:

1) формы первичных документов и бухгалтерских регистров, разработанные некоммерческой организацией самостоятельно;

2) перечень должностных лиц, ответственных за составление и подписание первичных документов и бухгалтерских регистров;

3) рабочий план счетов;

4) другая необходимая информация, которая влияет на порядок бухгалтерского учета экономических фактов (например, специфические условия доноров или положений нормативных актов, регулирующих область деятельности некоммерческой организации по использованию целевых средств, нормы расхода топлива, нормы эксплуатационного пробега автошин и др.).

11. Учетные политики утверждаются на каждый отчетный период приказом (распоряжением) руководителя исполнительного органа некоммерческой организации, изданным на основании решения ее руководящего органа. Вновь созданная некоммерческая организация утверждает свои учетные политики до представления финансовых отчетов за первый отчетный период, но не позднее 90 дней со дня регистрации.

12. Рабочий план счетов включает синтетические счета и субсчета, необходимые для учета элементов бухгалтерского учета и определения показателей финансовых отчетов.

13. Некоммерческая организация обязана проводить общую инвентаризацию активов и обязательств не реже одного раза в год в течение своей деятельности, а также в случае реорганизации или прекращения деятельности и в случаях, предусмотренных Положением о порядке проведения инвентаризации, утвержденным Министерством финансов.

14. Некоммерческая организация обязана сохранять на бумажном носителе или в электронной форме бухгалтерские документы, которые включают: первичные документы, бухгалтерские регистры, финансовые отчеты и другие документы, относящиеся к организации и ведению бухгалтерского учета.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.