Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 2014 года №224-З

О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь

  Принят Палатой представителей 17 декабря 2014 года

Одобрен Советом Республики 19 декабря 2014 года

Статья 1. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №4, 2/920; №85, 2/977; 2004 г., №4, 2/1009; №174, 2/1068; №189, 2/1087; 2006 г., №6, 2/1177; 2007 г., №3, 2/1287; №15, 2/1302; 2008 г., №3, 2/1399; №289, 2/1551; 2010 г., №4, 2/1623, 2/1624; №253, 2/1726; 2011 г., №8, 2/1793; №140, 2/1877; 2012 г., №8, 2/1882, 2/1889; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1983; 02.01.2014, 2/2094) следующие изменения и дополнения:

1. Из пункта 5 статьи 2 слова "(специальных, антидемпинговых и компенсационных)" исключить.

2. В пункте 8 статьи 6:

слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь," исключить;

после слов "Таможенного союза" дополнить пункт словами ", Законом Республики Беларусь от 10 января 2014 года "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.01.2014, 2/2127)".

3. Статью 8 дополнить абзацем восемнадцатым следующего содержания:

"утилизационный сбор.".

4. В пункте 1 статьи 11 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

5. В пункте 1 статьи 13 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

6. В статье 20:

в абзаце третьем части второй слово "такого" заменить словами "его прямого и (или) косвенного";

дополнить статью частями третьей-шестой следующего содержания:

"Доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

Долей прямого участия одной организации в другой организации признается принадлежащая одной организации доля акций другой организации или принадлежащая одной организации доля в уставном фонде другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

Доля косвенного участия одной организации в другой организации определяется в следующем порядке:

устанавливается каждая последовательность участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

доля косвенного участия одной организации в другой организации через прямую последовательность организаций определяется в виде произведения долей прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации;

при наличии нескольких последовательностей косвенного участия суммируются доли косвенного участия одной организации в другой организации через последовательность иных организаций каждой последовательности.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.".

7. В статье 22:

подпункт 1.14 пункта 1 исключить;

пункт 1-1 дополнить третьим предложением следующего содержания: "Указанное свидетельствование (заверение) не требуется в отношении переводов документов, подтверждающих для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, физическое лицо является резидентом иностранного государства.";

дополнить статью пунктами 2-1 и 2-2 следующего содержания:

"2-1. Иностранные организации в отношении осуществляемой ими на территории Республики Беларусь деятельности, которая подлежит налогообложению в связи с наступлением обстоятельств, установленных подпунктом 1.1 и частью первой подпункта 1.2 пункта 1, пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 139 настоящего Кодекса, обязаны соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

2-2. Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и (или) по обязательным платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также задолженность по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения, за исключением задолженности, в отношении которой действуют предоставленные согласно законодательству отсрочка и (или) рассрочка ее погашения, обеспечивают зачисление выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от внереализационных доходов на свои счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации Республики Беларусь (далее - банк) в соответствии с правовым режимом этих счетов и осуществление платежей с них в порядке, предусмотренном законодательством.

Предусмотренный частью первой настоящего пункта порядок зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от внереализационных доходов применяется организациями и индивидуальными предпринимателями начиная со дня образования задолженности до полного ее погашения.";

из пункта 3 слова ", а также выполняет обязанности, предусмотренные таможенным законодательством" исключить;

в пункте 4-1:

второе предложение исключить;

дополнить пункт частью второй следующего содержания:

"Положения настоящего пункта не распространяются на доверительного управляющего, заключившего договор доверительного управления:

находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций;

денежными средствами;

ценными бумагами;

фондом банковского управления.".

8. В пункте 1 статьи 28 слова "законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Закон Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

9. В статье 29:

пункт 1 дополнить словами "Таможенного союза";

пункты 2 и 3 после слов "таможенным законодательством" и "базу Таможенного союза" дополнить соответственно словами "Таможенного союза" и ", и (или) Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

10. Статью 30-1 изложить в следующей редакции:

"Статья 30-1. Принципы определения цены на товары (работы, услуги) для целей налогообложения

1. Налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:

реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;

осуществления сделки (сделок) по внешнеторговой деятельности, в том числе сторонами которой (которых) являются взаимозависимые лица, если цена такой сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 1 миллиард белорусских рублей на дату:

реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату реализации;

приобретения товара (работы, услуги) и цена такой сделки (сделок) отклоняется более чем на 20 процентов от рыночной цены на товары (работы, услуги) на дату приобретения.

Для целей настоящей статьи под внешнеторговой деятельностью понимаются:

реализация (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров (выполнение работ, оказание услуг) иностранным юридическим и (или) физическим лицам;

приобретение (в том числе на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров) товаров (работ, услуг) у иностранных юридических и (или) физических лиц.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, когда в сделках между сторонами применяются цены, отличные от цен, которые имели бы место в сделках, соответствующих рыночным условиям, прибыль, которая могла бы быть получена лицами, являющимися сторонами сделки, но вследствие указанного отличия не была получена, учитывается при налогообложении этих лиц.

Для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, если иное не предусмотрено настоящей статьей, принимается цена на товар (работу, услугу), указанная сторонами сделки.

Если цена на товар (работу, услугу), примененная плательщиком для определения налоговой базы по налогу на прибыль, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) более чем на 20 процентов, в целях определения необходимости корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговый орган производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), которой он располагает и которая соответствует требованиям настоящей статьи. При отсутствии такой информации налоговым органом при определении налоговой базы по налогу на прибыль используются методы, установленные настоящей статьей. Если после сопоставления цен, примененных плательщиком по сделкам, с рыночными ценами, определенными с использованием методов, установленных настоящей статьей, будут выявлены отклонения в сторону увеличения налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной налоговым органом, по сравнению с налоговой базой по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете), в результате чего в бюджет был недоплачен налог на прибыль, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы по налогу на прибыль и перерасчете налога на прибыль таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Корректировка, указанная в части третьей настоящего пункта, означает изменение налоговой базы по налогу на прибыль с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров (выполнение (приобретение) работ, оказание (приобретение) услуг). Результаты корректировки налоговой базы по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль за проверяемый налоговый период, подлежащая доплате плательщиком в результате такой корректировки, должны быть отражены налоговым органом соответственно в акте проверки и решении по акту проверки.

Для целей корректировки налоговой базы по налогу на прибыль рыночная цена на товар (работу, услугу) определяется с учетом надбавок (скидок), применяемых при заключении сделок. При этом учитываются в том числе скидки, вызванные:

сезонными колебаниями спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), а также при их продвижении на новые рынки.

Рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (приобрести (выполнить) работу, приобрести (оказать) услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории в пределах Республики Беларусь или за ее пределами.

При определении рыночных цен на товар (работу, услугу) учитывается информация о заключенных на момент реализации (приобретения) этого товара (выполнения (приобретения) работы, оказания (приобретения) услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых экономических условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (работ, услуг), их качественные характеристики, сроки исполнения обязательств, условия платежей, условия поставки, обычно применяемые в сделках этого вида, а также иные условия, которые могут оказывать влияние на цены, в том числе курс иностранной валюты, примененный в сделке, по отношению к белорусскому рублю или другой иностранной валюте и его изменения, функции, выполняемые сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, необходимость уплаты комиссионного (агентского) вознаграждения за выполнение торгово-посреднических функций, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки.

При этом условия сделок на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) признаются экономически сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ, услуг), либо может быть учтено с помощью поправок, о размерах которых или порядке определения которых стало известно налоговым органам из официальных источников (размеры таможенных пошлин, изменение официального курса белорусского рубля, установленного Национальным банком Республики Беларусь, изменение индекса цен, транспортных тарифов, платы за получение разрешений и другое).

Определение налоговой базы производится путем применения:

метода сопоставимых рыночных цен;

метода цены последующей реализации;

затратного метода;

метода сопоставимой рентабельности.

Методом сопоставимых рыночных цен предусматривается сопоставление цены, применяемой в анализируемой сделке, с ценами на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) в сопоставимых экономических условиях, находящимися в пределах диапазона рыночных цен.

Диапазон рыночных цен - две и более рыночные цены, определенные на основе имеющейся информации о ценах в период, за который проводится исследование, или информации на ближайшую дату до совершения анализируемой сделки.

При определении диапазона рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке.

Если цена, примененная в анализируемой сделке:

находится в пределах диапазона рыночных цен, для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене;

по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), меньше минимального значения диапазона рыночных цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению диапазона рыночных цен;

по приобретению товаров (работ, услуг), превышает максимальное значение диапазона рыночных цен, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению диапазона рыночных цен.

В случае, если налоговые органы не располагают информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) (метод сопоставимых рыночных цен является основным методом определения рыночной цены) в связи с отсутствием на рынке товаров (работ, услуг) сделок с идентичным (однородным) товаром (работой, услугой) или из-за невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников, для определения рыночной цены последовательно применяются:

метод цены последующей реализации;

затратный метод;

метод сопоставимой рентабельности.

При этом каждый последующий метод используется, если рыночная цена на товар (работу, услугу) не может быть определена путем применения предыдущего метода.

Рыночная цена на товары, реализуемые плательщиком при использовании метода цены последующей реализации, определяется как разность цены, по которой товары перепроданы покупателем, и затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товар был приобретен указанным покупателем у плательщика) и продвижении товаров на рынок, а также обычной прибыли покупателя товара при его дальнейшей перепродаже. Если прибыль организации или доход физического лица, осуществляющих перепродажу товара, реализованного им ранее плательщиком, меньше минимального значения прибыли, определенной на основании имеющейся у налоговых органов информации по сопоставимой сделке (сделкам), то для целей налогообложения принимается цена, определяемая исходя из прибыли, которая соответствует минимальному значению прибыли, определенной на основании информации, используемой налоговыми органами при сопоставлении цен по сделке (сделкам).

При использовании затратного метода рыночная цена на товары (работы, услуги), реализуемые (выполняемые, оказываемые) плательщиком, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). При этом учитываются обычные для подобной деятельности затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги), транспортировку, страхование, хранение и иные подобные затраты. Если прибыль (рентабельность) реализуемого плательщиком товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) меньше минимального значения прибыли (рентабельности), определенной на основании имеющейся у налоговых органов информации по сопоставимой сделке (сделкам), то для целей налогообложения принимается цена, определяемая исходя из фактических затрат на производство (приобретение) и реализацию товара (выполнение работы, оказание услуги) в анализируемой сделке и прибыли (рентабельности), которая соответствует минимальному значению прибыли (рентабельности), определенной на основании информации, используемой налоговыми органами при сопоставлении цен по сделке (сделкам).

Сопоставление осуществляется с одной или несколькими сделками по товарам (работам, услугам). Если сопоставляемые цены, прибыль (рентабельность) использованы в сделках, относящихся к разным периодам, производится корректировка на индексы цен, определяемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. При наличии информации только об одной сделке с сопоставимыми экономическими условиями, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным и максимальным значением диапазона рыночных цен только в случае, когда экономические условия данной сделки полностью сопоставимы с экономическими условиями анализируемой сделки (либо с помощью соответствующих корректировок обеспечена полная сопоставимость таких условий), а также при условии, что сделка совершена не с взаимозависимым лицом и продавец (поставщик) товаров (работ, услуг) в сделке с сопоставимыми экономическими условиями не занимает доминирующее положение на рынке этих идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг).

Методом сопоставимой рентабельности, используемым в случае отсутствия или недостаточности информации, необходимой для использования предыдущих методов, предусматривается сопоставление значений показателей рентабельности по анализируемой сделке плательщика с рыночным диапазоном значений показателей рентабельности, сложившихся при осуществлении сопоставимых сделок или сопоставимой деятельности лица.

Для определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности используются показатели рентабельности, определяемые по результатам не менее двух сопоставимых сделок (деятельности не менее двух лиц) в аналогичном налоговом периоде.

При подборе лиц, на основании показателей рентабельности которых составляется рыночный диапазон значений показателей рентабельности, учитывается соответствие отраслевой специфики и (или) деятельности, осуществляемой ими в сопоставимых экономических условиях относительно анализируемой сделки. При этом в расчет принимаются показатели рентабельности лица, не являющегося взаимозависимым лицом с анализируемым плательщиком, осуществляющего сопоставимые сделки (деятельность) по отношению к анализируемой сделке, с положительной величиной чистых активов, не имеющего убытков по результатам налогового периода, показатели рентабельности по которому принимаются для составления рыночного диапазона значений показателей рентабельности.

При отсутствии информации о двух и более сопоставимых сделках двух лиц, не являющихся взаимозависимыми, либо при отсутствии информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих сопоставимую деятельность в отношении к анализируемой сделке, в целях определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности может использоваться информация о совершенных анализируемым плательщиком сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.

При отсутствии информации о сопоставимых сделках или сопоставимой деятельности лица (лиц) в проверяемом налоговом периоде и наличии ее за иные налоговые периоды в целях определения значений показателей рентабельности принимаются финансовые показатели по сопоставимым сделкам или сопоставимой деятельности лица (лиц), совершенным в сопоставимых экономических условиях, за иные налоговые периоды с их корректировкой на индексы цен, определяемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, или на изменение официального курса белорусского рубля, устанавливаемого Национальным банком Республики Беларусь (если невозможно произвести корректировку с помощью индекса цен).

Финансовые показатели анализируемого плательщика, а также лица (лиц), используемые для целей определения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определяются на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Выбор показателей рентабельности для целей метода сопоставимой рентабельности производится в зависимости от вида сделки и с учетом особенностей деятельности анализируемого плательщика, используемых им активов, полноты и сопоставимости финансовых показателей, используемых для расчета значений показателей рентабельности у анализируемого плательщика и лица (лиц), показатели которых приняты для расчета рыночного диапазона значений показателей рентабельности, а также экономической обоснованности таких показателей рентабельности. К показателям рентабельности для целей метода сопоставимой рентабельности в том числе относятся:

валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (без учета акцизов и налога на добавленную стоимость);

валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг);

рентабельность реализации, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) (без учета акцизов и налога на добавленную стоимость);

рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к сумме себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг), управленческих расходов и расходов на реализацию;

рентабельность управленческих расходов и расходов на реализацию, определяемая как отношение валовой прибыли к управленческим расходам и расходам на реализацию;

рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг) к остаточной стоимости активов (долгосрочных и краткосрочных), используемых в анализируемой сделке. При отсутствии необходимой информации об остаточной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;

иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими рисками и уровнем вознаграждения.

Если значения показателей рентабельности плательщика по анализируемой сделке:

находятся в пределах рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенных в порядке, предусмотренном настоящей статьей, цена, примененная плательщиком в анализируемой сделке, для целей налогообложения признается рыночной ценой;

ниже минимального значения рыночного диапазона значений показателей рентабельности, определенного в порядке, предусмотренном настоящей статьей, для целей налогообложения учитывается такое минимальное значение (без учета двадцатипроцентного отклонения), на основании которого осуществляется корректировка прибыли плательщика по анализируемой сделке в целях налогообложения.

В случае применения цен на товары (работы, услуги), не соответствующих рыночным ценам, плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами выездной проверки произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль.

Налоговыми органами принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда наличие отношений между этими лицами не повлияло на результаты таких сделок.

В качестве сделки с сопоставимыми экономическими условиями возможно использование сделки, совершенной плательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным плательщиком, при условии, что такая сделка совершена в сопоставимых экономических условиях.

Указанная корректировка производится, если в результате ее происходит увеличение суммы налога на прибыль.

3. Если цена на товар (работу, услугу) регулируется законодательством Республики Беларусь или иностранных государств, для целей налогообложения принимается цена на товар (работу, услугу), указанная сторонами сделки, если она соответствует требованиям указанного законодательства.

Если цена на товар (работу, услугу) в сделках применяется в соответствии с предписаниями антимонопольных органов, эта цена для целей налогообложения признается рыночной.

Если сделка была совершена на бирже и цена указанной сделки сложилась по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или применимого права иностранного государства о биржевой торговле, а также если цена сделки определена в ходе аукциона, проведенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или по результатам применимого права иностранного государства, эта цена признается рыночной ценой на товар для целей налогообложения.

Если плательщик совершает сделку, в отношении которой законодательством предусмотрено регулирование цены посредством установления цены (или согласования формулы цены) уполномоченным органом государственного управления, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений по рентабельности или прибыли, цена такой сделки признается рыночной ценой для целей налогообложения. Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе с международными договорами Республики Беларусь, или законодательством иностранных государств.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранных государств при совершении сделки проведение оценки стоимости товара (работы, услуги) является обязательным, цена на товар (работу, услугу), определенная оценщиком согласно законодательству об оценочной деятельности, признается рыночной для целей налогообложения.

4. При сопоставлении цен по сделкам плательщика для установления правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль налоговыми органами в последовательности, приведенной ниже, используются:

информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, состоявшихся в Республике Беларусь;

информация о ценах исходя из статистики внешней торговли Республики Беларусь, опубликованной или полученной по запросу налоговым органом от таможенных органов, органов государственной статистики;

информация о ценах, сложившихся по итогам биржевых торгов на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары, состоявшихся в иностранных государствах;

информация о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственного управления Республики Беларусь, официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

информация о ценах на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) от компетентных органов иностранных государств, полученная на основании запросов налоговых органов Республики Беларусь или иных государственных органов (организаций) Республики Беларусь;

информация о сделках, совершенных плательщиком;

данные информационно-ценовых агентств.

При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в части первой настоящего пункта, налоговым органом используются:

сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранных государств об оценочной деятельности;

сведения о рыночной стоимости идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), полученные налоговыми органами от уполномоченных государственных органов (организаций) Республики Беларусь, при их отсутствии - от органов (организаций) иностранных государств, осуществляющих ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию;

калькуляция стоимости (себестоимости) товара (работы, услуги);

сведения из бухгалтерской и государственной статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных информационных системах, а также размещенные на официальных сайтах белорусских и иностранных организаций;

иная информация, имеющаяся в распоряжении налоговых органов.".

11. В статье 31:

в подпункте 2.3 пункта 2 слово "имущества" заменить словами "товаров (работ, услуг), имущественных прав";

пункт 3 дополнить подпунктом 3.5 следующего содержания:

"3.5. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если указанные товары (работы, услуги), имущественные права являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования (за исключением рекламных услуг, оказываемых рекламодателям), а также передача товаров (работ, услуг), имущественных прав в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры.".

12. Статью 32 дополнить частью второй следующего содержания:

"При реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена Таможенного союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве - члене Таможенного союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.".

13. В статье 33:

абзац девятый части третьей подпункта 1.4 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"оказания услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных настоящим подпунктом;";

в абзаце пятом пункта 3 слова "их результатов" заменить словами "результатов таких испытаний".

14. Пункт 2 статьи 35 исключить.

15. В статье 36:

пункты 1 и 2 после слов "Президента Республики Беларусь" дополнить словами ", Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь";

пункт 4 после слов "Президента Республики Беларусь" дополнить словами ", Закон Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

16. В статье 37:

часть третью пункта 1 дополнить словами "и государственной пошлины";

в пункте 2 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь";

в части первой пункта 3 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" и "плательщиков - физических лиц, привлеченных к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности" заменить соответственно словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" и "налогового обязательства, возникшего в связи с доходом, в отношении которого применена конфискация";

в пункте 4:

часть первую после слова "бюджет" дополнить словами "(кроме случаев взыскания суммы налога, сбора (пошлины) к моменту такого отзыва (возврата))";

в части второй слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

17. Из пункта 4 статьи 40 слова ", безвестно отсутствующего" исключить.

18. В статье 42:

название статьи изложить в следующей редакции:

"Статья 42. Налоговый и отчетный периоды";

пункт 1 дополнить частью третьей следующего содержания:

"Под отчетным периодом, если иное не установлено частью второй статьи 296-1 настоящего Кодекса, понимается период времени, по результатам которого плательщики (иные обязанные лица) обязаны представить в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) и (или) другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).";

в пункте 2 слово "периода" заменить словами ", отчетного периодов".

19. В статье 43:

в пункте 1 и части первой пункта 4 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь";

в пункте 5:

абзац четвертый части второй дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом";

дополнить пункт частью пятой следующего содержания:

"Льготы по налогам, сборам (пошлинам), контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пошлин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлены на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы.".

20. В пунктах 1 и 2 статьи 45 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

21. В статье 46:

название статьи дополнить словом ", пеней";

пункт 1 после слов "(пошлин)" и "(пошлины)" дополнить соответственно словами ", пеней" и ", пени";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Уплата налогов, сборов (пошлин), пеней производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях или в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Кодексом или иными законодательными актами, а также таможенным законодательством Таможенного союза.

Пересчет исчисленной в белорусских рублях суммы налога, сбора (пошлины), пени в иностранную валюту, в которой производится уплата, осуществляется по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на день уплаты.";

в пункте 3:

абзац первый, подпункты 3.1, 3.2, 3.5 и 3.7 после слова "(пошлины)" дополнить словом ", пени";

в подпункте 3.3:

после слова "(пошлины)" дополнить подпункт словом ", пени";

слова "или таможенным законодательством" заменить словами "законодательством или Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь";

в подпункте 3.6 слово "пеней" заменить словом "пени";

в пункте 4:

после слова "(пошлины)" дополнить пункт словом ", пени";

слова "или таможенным законодательством" заменить словами "законодательством, таможенным законодательством Таможенного союза или Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь";

в части второй пункта 6 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь";

пункт 7 после слова "(пошлин)" дополнить словом ", пеней".

22. Пункт 5 статьи 48 после слов "дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации" дополнить словами ", кроме случаев неисполнения по причинам, не зависящим от банка,".

23. Пункт 3 статьи 49 дополнить словами "Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании".

24. Пункт 3-1 статьи 52 дополнить частью второй следующего содержания:

"Положение части первой настоящего пункта прекращает применяться через десять календарных дней после направления плательщику (иному обязанному лицу) письменного разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства вышестоящим налоговым органом, отличного от разъяснения по тому же вопросу, данного первоначально нижестоящим налоговым органом.".

25. В абзаце втором части второй пункта 1 статьи 53 слова "Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" заменить словами "государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь".

26. В абзаце третьем части второй пункта 14 статьи 54 слова "торговой организацией" заменить словами "субъектом торговли".

27. В пункте 4 статьи 55 слова "законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь" заменить словами "Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь".

28. В статье 56:

в части второй пункта 2 слова "бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов" заменить словами "средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, открытых Министерству финансов Республики Беларусь, его территориальным органам и местным финансовым органам, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов";

в пункте 3:

часть первую после слова "счет" дополнить словом "денежных";

в части третьей:

после слова "счет" дополнить часть словом "денежных";

слова "и платежных требований" заменить словами ", платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований";

пункт 4 после слов "счет" и "уплате пеней" дополнить соответственно словами "денежных" и ", путем направления заявления налогового органа или таможенного органа об отзыве платежного требования, которое подлежит безусловному исполнению банком".

29. В статье 58:

в пункте 2:

в части третьей слова "бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов" заменить словами "средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, открытых Министерству финансов Республики Беларусь, его территориальным органам и местным финансовым органам, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов";

в части четвертой:

слова "и платежное требование" заменить словами ", платежное требование и заявление об отзыве (изменении) платежного требования";

дополнить часть словами ", за исключением заявления об отзыве (изменении) платежного требования";

в части пятой слова "и платежных требований" заменить словами ", платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"Формы справок о наличии дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) - организации устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (для применения налоговыми органами), а также Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (для применения таможенными органами).";

пункт 4 дополнить словами ", путем направления заявления налогового органа или таможенного органа об отзыве платежного требования, которое подлежит безусловному исполнению банком".

30. В статье 60:

часть третью пункта 2 изложить в следующей редакции:

"В случаях и порядке, установленных налоговым законодательством, зачет или возврат излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физических лиц производятся налоговым органом или налоговым агентом.";

пункт 11 дополнить словами "Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании".

31. Пункт 7 статьи 61 дополнить словами "Таможенного союза и законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании".

32. В статье 63:

части вторую и пятую пункта 2 после слова "преобразования," дополнить словом "выделения,";

второе предложение части второй пункта 4 изложить в следующей редакции: "Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.";

в пункте 7:

абзац двенадцатый исключить;

абзац тринадцатый считать абзацем двенадцатым;

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:

"сумма подоходного налога с физических лиц, удержанная из фактически выплаченных плательщикам доходов, но не перечисленная в бюджет по состоянию на 1 января отчетного года;";

дополнить пункт абзацами тринадцатым-пятнадцатым следующего содержания:

"сумма подоходного налога с физических лиц, исчисленная с доходов, фактически выплаченных в отчетном периоде;

сумма подоходного налога с физических лиц, перечисленная в бюджет в отчетном периоде;

сумма подоходного налога с физических лиц, удержанная из фактически выплаченных плательщикам доходов, но не перечисленная в бюджет по состоянию на последний день отчетного периода.";

пункт 9 изложить в следующей редакции:

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2014 года №224-З
"О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:224-З
Дата принятия: 30/12/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/01/2015
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 3 января 2015 года, 2/2222.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 8 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статья 1, за исключением абзаца третьего пункта 47, абзацев девятого и десятого пункта 91, абзацев пятого, тридцать четвертого - тридцать шестого и сорок шестого пункта 145, абзацев второго, шестого и седьмого пункта 147, абзаца девятого пункта 156, а также абзаца шестнадцатого пункта 157 этой статьи, статьи 2, 3, 5 и 6 - с 1 января 2015 года;

- абзац третий пункта 47, абзац девятый пункта 156 и абзац шестнадцатый пункта 157 статьи 1 - с 1 марта 2015 года;

- абзац девятый и десятый пункта 91 статьи 1 - с 19 апреля 2015 года;

- абзац пятый пункта 145 и абзацев второй, шестой и седьмой пункта 147 статьи 1 - с 1 января 2016 года;

- абзацы тридцать четвертый - тридцать шестой пункта 145 статьи 1 и абзац второй статьи 4 - с 1 апреля 2015 года;

- абзац сорок шестой пункта 145 статьи 1 и абзац третий статьи 4 - с 1 июля 2015 года;

- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона - с 4 января 2015 года.