Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ ВЕРХОВНОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 июля 2014 года

По делу о проверке конституционности абзаца 3 части 2 статьи 84 Трудового кодекса Кыргызской Республики в связи с обращением Саатова Таалайбека Джапаровича в интересах гражданина Джансеитова Кубанычбека Асановича

Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в составе:

председательствующего - судьи Касымалиева М.Ш., судей Айдарбековой Ч.А., Бобукеевой М.Р., Макешова Дж.М., Мамырова Э.Т., Нарынбековой А.О., Осконбаева Э.Ж., Осмоновой Ч.О., Сооронкуловой К.С.,

при секретаре Илиязовой Н.А.,

с участием: обращающейся стороны - Джансеитова К.А., представителей Джансеитова К. А. по доверенности Саатова Т.Дж. и Кекиликова Ж.; стороны-ответчика - Болджуровой С.С., представителя Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по доверенности; иных лиц - Андашевой Н.Д., представителя Государственной кадровой службы Кыргызской Республики по доверенности; Брейво В.Г., представителя Федерации профсоюзов Кыргызстана по доверенности,

руководствуясь частями 1 и 6 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики (далее - Конституция), статьями 1, 4, 18, 19, 24, 37 и 42 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", рассмотрела в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца 3 части 2 статьи 84 Трудового кодекса Кыргызской Республики.

Поводом к рассмотрению данного дела явилось ходатайство Саатова Т.Дж. в интересах гражданина Джансеитова К.А.

Основанием к рассмотрению данного дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции нормативное положение абзаца 3 части 2 статьи 84 Трудового кодекса Кыргызской Республики.

Заслушав выступление судьи-докладчика Айдарбековой Ч.А., проводившей подготовку дела к судебному заседанию, и исследовав представленные материалы, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики

установила:

В Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики (далее - Конституционная палата) 3 февраля 2014 года поступило ходатайство Саатова Т.Дж. в интересах гражданина Джансеитова К.А. о признании абзаца 3 части 2 статьи 84 Трудового кодекса Кыргызской Республики (далее - Трудовой кодекс) противоречащим требованиям абзаца 2 части 2 и части 3 статьи 16, части 1 статьи 20, статьи 35 Конституции.

Согласно представленным материалам Джансеитов К.А. работал заместителем директора Государственного центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Приказом Министерства юстиции Кыргызской Республики от 5 октября 2012 года №199 он был уволен в соответствии с абзацем шестым пункта "д" статьи 31 Закона Кыргызской Республики "О государственной службе".

Джансеитов К.А. обжаловал указанный выше приказ Министерства юстиции Кыргызской Республики в Ленинский районный суд города Бишкек. По мнению истца, Министерство юстиции Кыргызской Республики нарушило процедуру увольнения Джансеитова К.А. тем, что не получило предварительного согласия профсоюзной организации на его увольнение, членом которой он являлся. Решением Ленинского районного суда города Бишкек от 21 января 2013 года в удовлетворении исковых требований Джансеитова К.А. было отказано. Указанное решение было обжаловано в судебную коллегию Бишкекского городского суда, которая своим определением от 11 июля 2013 года оставила решение первой инстанции без изменения. Надзорная жалоба Джансеитова К.А на определение судебной коллегии Бишкекского городского суда была оставлена без удовлетворения постановлением Верховного суда Кыргызской Республики от 25 ноября 2013 года.

Из представленного ходатайства следует, что оспариваемые нормы Трудового кодекса, предусматривающие порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя с предварительного согласия профсоюзной организации либо иного представительного органа работников, подвергают дискриминации работников, в зависимости от занимаемого ими должностного положения. Так, указанными нормами не допускается увольнение рядовых работников без письменного согласия соответствующей профсоюзной организации, членом которой они являются, тогда как руководители организации лишены такой гарантии, также будучи членами профсоюзной организации.

По мнению Саатова Т.Дж., оспариваемые нормы Трудового кодекса в скрытой форме вынуждают руководителей организации выйти из членов профсоюза и пользоваться ее услугами, что фактически лишает их конституционного права на свободу объединения, гарантированного статьей 35 Конституции.

Любое ограничение в трудовых правах и свободах либо предоставление каких-либо преимуществ при их реализации, в зависимости от служебного положения, является дискриминацией, что очевидно усматривается в оспариваемых нормах Трудового кодекса - считает заявитель. Конституция запрещает дискриминацию лица, в том числе в зависимости от занимаемого служебного положения, а также запрещает принятие законов, отменяющих и умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Согласно части 3 статьи 16 Конституции все равны перед законом и судом, однако из требований абзаца третьего части 2 статьи 84 Трудового кодекса вытекает, что руководители организаций, их заместители находятся в более ущемленном состоянии по отношению к рядовым работникам по защите их трудовых прав и свобод. Учитывая изложенные в ходатайстве обстоятельства, заявитель просит признать абзац третий части 2 статьи 84 Трудового кодекса противоречащим требованиям абзаца второго части 2, части 3 статьи 16, части 1 статьи 20, статьи 35 Конституции.

Определением коллегии судей Конституционной палаты от 4 марта 2014 года ходатайство Саатова Т.Дж. в интересах гражданина Джансеитова К.А. было принято к производству.

В судебном заседании гражданин Джансеитов К.А., его представители Саатов Т.Дж. и Кекиликов Ж. поддержали свое ходатайство и просили его удовлетворить.

Сторона-ответчик считает, что оспариваемые нормы Трудового кодекса не противоречат Конституции и просит оставить ходатайство обращающейся стороны без удовлетворения.

Конституционная палата, обсудив доводы сторон, исследовав материалы дела, выслушав разъяснения иных лиц, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 4 статьи 19 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики" Конституционная палата выносит акты по предмету, затронутому в обращении, лишь в отношении той части нормативного правового акта, конституционность которой подвергается сомнению.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционной палаты по данному делу является абзац третий части 2 статьи 84 Трудового кодекса следующего содержания:

"Согласия представительного органа работников на расторжение трудового договора не требуется в случаях:

- увольнения руководителя организации, его заместителей, руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должность органами государственной власти или управления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.".

Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 года №106 принят в соответствии с порядком, установленным законодательством, опубликован в Ведомостях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2006 года №4, внесен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики и является действующим.

2. В соответствии с Конституцией никто не может подвергаться дискриминации по признаку имущественного или иного положения; все равны перед законом и судом; в Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; каждый имеет право на свободу объединения (абзац второй части 2, часть 3 статьи 16, часть 1 статьи 20, статья 35).

Кыргызская Республика является социальным государством, гарантирующим в равной степени права и интересы работников и работодателей при реализации ими права на труд и права на экономическую свободу, свободное использование своих способностей для экономической деятельности, не запрещенной законом (части 2 и 3 статьи 42 Конституции).

Для достижения баланса интересов работников и работодателей государство создает условия для создания ими законных форм, способов по отстаиванию своих прав и интересов в области социально-экономических отношений. Такая обязанность государства вытекает из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 8) (Кыргызская Республика присоединилась постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 12 января 1994 года №1406-XII) (далее - Пакт), которые предусматривают, что "государства - участники Пакта обязуются обеспечить право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации.". При этом, согласно Пакту, который в соответствии со статьей 6 Конституции является составной частью правовой системы Кыргызской Республики, пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других лиц.

Профессиональные союзы (профсоюзы) - добровольные общественные объединения граждан на основе общности интересов по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, создаваемые для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов (статья 1 Закона Кыргызской Республики "О профессиональных союзах"). Основными функциями (направлениями деятельности) профсоюзов являются представление интересов работников перед работодателем, органами государственной власти и местного самоуправления и защита трудовых прав работников, их социально-экономических интересов.

Учреждение общественных объединений подобных профсоюзу осуществляется благодаря праву на свободу объединения, которое предусмотрено Конституцией (статья 35) и закреплено в Уставе Международной организации труда (далее - МОТ). В основе данного права лежит добровольность волеизъявления граждан - создавать и быть членом объединения, что провозглашается нормами Конституции, международного права и национального законодательства (статья 2 Конвенции МОТ №87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию", часть 3 статьи 28 Трудового кодекса, статья 1 Закона Кыргызской Республики "О профессиональных союзах", статья 2 Закона Кыргызской Республики "Об объединениях работодателей", статья 2 Закона Кыргызской Республики "О некоммерческих организациях").

3. Конституция, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы дискриминации прав граждан, не запрещает законодателю при осуществлении регулирования в сфере труда и занятости - устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным категориям (по роду и условиям деятельности), в том числе вводить особые правила, касающиеся прекращения с ними трудовых правоотношений, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно значимым целям.

Правовое положение руководителя организации, его заместителей и иных руководящих работников (права, обязанности, ответственность) отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности в системе управления организацией. Следует отметить, что указанные субъекты организации представляют в трудовых отношениях сторону работодателя и совершают от его имени юридически значимые действия.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (независимо от формы собственности) или уполномоченными ими лицами (администрацией). Администрация является представителем работодателя, но в отношениях с работниками, их трудовым коллективом, на государственной и муниципальной службе она является и самостоятельным субъектом трудового права, имеющим определенные юридически закрепленные права и обязанности по управлению организацией. В администрацию входят все должностные лица, имеющие в своем подчинении работников (руководящие работники).

При определении руководителя организации, его заместителя и иных руководящих работников необходимо отталкиваться от их правомочий. Так, к их числу законодатель относит права: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, установленных законом; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; поощрять работников; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации; привлекать или инициировать привлечение работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном законом; принимать локальные нормативные акты и другие.

Руководители организаций, их заместители и иные руководящие работники, представляющие работодателя, не могут пользоваться защитой профессиональных союзов и иных представительных органов своих трудовых прав при увольнении по инициативе работодателя, так как их интересы не могут совпадать с интересами иных работников как двух разных сторон в трудовых отношениях.

Таким образом, законодатель вправе, исходя из объективно существующих особенностей характера и содержания труда руководителя организации, его заместителя и иных руководящих работников организации, выполняемой ими трудовой функции, предусматривать особые правила расторжения с ними трудового договора, что не может расцениваться как нарушение права, гарантированного статьей 16 Конституции равенства всех перед законом и судом.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 6, частями 8 и 9 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики, статьями 46, 47, 48, 51 и 52 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики", Конституционная палата

решила:

1. Признать положения абзаца третьего части 2 статьи 84 Трудового кодекса Кыргызской Республики не противоречащим абзацу второму части 2 и части 3 статьи 16 Конституции, части 1 статьи 20, статье 35 Конституции.

2. Решение окончательное и обжалованию не подлежит, вступает в силу с момента провозглашения.

3. Решение обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики.

4. Опубликовать настоящее решение в официальных изданиях органов государственной власти, на официальном сайте Конституционной палаты и в "Вестнике Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики". 

Председательствующий

М.Касымалиев

Судьи: 

Ч.Айдарбекова

М.Бобукеева

Дж.Макешов

Э.Мамыров

А.Нарынбекова

Э.Осконбаев

Ч.Осмонова

К.Сооронкулова 

 

Решение Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 4 июля 2014 года
"По делу о проверке конституционности абзаца 3 части 2 статьи 84 Трудового кодекса Кыргызской Республики в связи с обращением Саатова Таалайбека Джапаровича в интересах гражданина Джансеитова Кубанычбека Асановича"

О документе

Дата принятия: 04/07/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/07/2014
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный сайт Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики http://constpalata.kg/ru/ 9 июля 2014 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 резолютивной части настоящее Решение окончательное и обжалованию не подлежит, вступает в силу с момента провозглашения - с 9 июля 2014 года