База данных

Дата обновления БД:

23.08.2019

Добавлено/обновлено документов:

57 / 337

Всего документов в БД:

93977

Действует

Документ вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления - с 11 октября 2013 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ПО КОНКУРЕНЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 30 августа 2013 года №17

Об утверждении Положения об экономических концентрациях

На основании части (4) статьи 22, части (7) статьи 23, пункта c) части (1) статьи 41, пункта e) части (6) статьи 46 и пункта а) статьи 94 Закона о конкуренции №183 от 11 июля 2012 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2012 г., №193-197, ст. 667) Пленум Совета по конкуренции ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об экономических концентрациях (прилагается).

2. Настоящее Положение вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова.

Председатель Пленума Совета по конкуренции

Виорика Кэрарее

Утверждено Постановлением Пленума Совета по конкуренции Республики Молдова от 30 августа 2013 года №17

Положение об экономических концентрациях

Цель контроля экономических концентраций Советом по конкуренции состоит в том, чтобы предотвратить появление значительных препятствий для эффективной конкуренции на рынке или на значительной его части, особенно вследствие создания или усиления доминирующего положения.

Настоящее Положение является обязательным для Совета по конкуренции, предприятий, зарегистрированных в Республике Молдова или зарегистрированных в других государствах, физических лиц, а также для центральных и местных органов и учреждений публичного управления и применяется в целях последовательного и прозрачного применения Закона о конкуренции №183 от 11 июля 2012 года.

Настоящее Положение воплощает частично Регламент Совета Европы (СЕ) №139/2004 от 20 января 2004 года о контроле над экономическими концентрациями предприятий, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 24 от 29 января 2004 года; Регламент Комиссии (СЕ) №802/2004 от 21 апреля 2004 года, имплементирующий Регламент Совета Европы (СЕ) №139/2004 от 20 января 2004 года о контроле над экономическими концентрациями предприятий, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 133 от 30 апреля 2004 года, а также частично воплощает Сообщение Комиссии об упрощенной процедуре анализа некоторых экономических концентраций на основании Регламента Совета Европы (СЕ) №139/2004 от 20 января 2004 года, опубликованное в Официальном журнале Европейского Союза С 56 от 5 марта 2005 года, и консолидированное юрисдикционное Сообщение Комиссии на основании Регламента Совета Европы (СЕ) №139/2004 от 20 января 2004 года, опубликованное в Официальном журнале Европейского Союза С 95 от 16 апреля 2005 года.

I. Общие положения

Часть 1. Сфера применения

1. Настоящее Положение применяется к контролю над экономическими концентрациями, осуществляемому в соответствии с Законом о конкуренции №183 от 11 июля 2012 года (далее - Закон).

2. Настоящее Положение применяется к операциям по экономической концентрации, когда общий оборот, достигнутый вовлеченными предприятиями за предыдущий год, превышает 25 000 000 леев и существуют по крайней мере два предприятия, вовлеченные в операции, общий оборот которых на территории Республики Молдова за предшествующий операции год достиг более 10 000 000 леев у каждого в отдельности.

3. Применяется Положение и к ситуациям, когда вовлеченные предприятия принимают ограничения, напрямую связанные и необходимые для осуществления экономической концентрации.

4. Используемые в настоящем Положении понятия употребляются в значении:

рынок высшего уровня - рынок, находящийся на предшествующем этапе производственной цепочки или распределения;

рынок низшего уровня - рынок, находящийся на следующем этапе производственной цепочки или распределения;

транспортное средство - предприятие, созданное в целях приобретения целевого предприятия;

год - календарный год, если не указано иное.

Часть 2. Общие положения об экономических концентрациях

5. Понятие экономической концентрации включает операции, которые приводят к долгосрочному изменению контроля над предприятиями и вследствие этого - к изменению структуры рынка, в том числе операции, приводящие к созданию совместных обществ, которые в течение длительного периода времени осуществляют все функции независимого хозяйствующего субъекта.

6. Осуществление операции по экономической концентрации влечет изменение контроля на длительный период времени в результате:

1) слияния двух или более ранее независимых предприятий или частей ранее независимых предприятий; либо

2) приобретения одним или несколькими лицами, которые уже контролируют по крайней мере одно предприятие, или одним или несколькими предприятиями путем покупки ценных бумаг (долей) или активов или на основании договора либо иным образом прямого или косвенного контроля над одним или несколькими предприятиями либо их частями.

7. Создание совместного общества, которое выполняет в течение длительного периода времени все функции независимого хозяйствующего субъекта, является концентрацией согласно подпункту 2) пункта 6 настоящего Положения.

Часть 3. Слияние ранее независимых предприятий

8. Слияние согласно пункту а) части (2) статьи 20 Закона имеет место в случае, когда два или более независимых предприятия объединяются и прекращают существовать как отдельные юридические лица и в результате появляется новое предприятие (слияние).

9. Слияние имеет место и в случае, когда предприятие приобретается другим предприятием, при этом последнее сохраняет свой правовой статус, в то время как первое прекращает свое существование как юридическое лицо (поглощение).

Часть 4. Приобретение контроля

10. Контроль вытекает из прав, договоров или любых других инструментов, которые по отдельности или вместе взятые и с учетом соответствующих юридических и фактических обстоятельств предоставляют возможность оказывать решающее влияние на предприятие, в частности, путем:

1) права собственности или права пользования, полного или частичного, активами предприятия;

2) прав или договоров, позволяющих оказывать решающее влияние на структуру, голосование или решения органов управления предприятия.

11. В соответствии с Законом контроль приобретается лицами либо предприятиями, которые:

1) являются обладателями или пользователями прав, полученных в результате заключения соответствующих договоров, или

2) хотя и не являются обладателями или пользователями указанных прав, вправе осуществлять вытекающие из них права.

12. Осуществление контроля (прямо или косвенно) выражается во владении мажоритарной долей уставного капитала предприятия, что позволяет осуществлять права большинством голосов или владеть более чем 50 процентами прав голоса, либо обладать правом выбора, назначения или освобождения большинства членов исполнительного органа или совета предприятия, либо обладать правом на управление бизнесом, либо оказывать решающее влияние на деятельность предприятия на основании договора или другого правового инструмента, либо иметь право оказывать решающее влияние на деятельность предприятия, принимая решения в рамках других предприятий.

13. Элементами концепции приобретения контроля являются: субъект, объект и методы приобретения контроля.

14. Субъект контроля.

1) Контроль может быть приобретен независимым предприятием или несколькими предприятиями, действующими совместно.

2) Контроль также может быть приобретен лицом, если это лицо уже контролирует (самостоятельно или совместно) по крайней мере одно предприятие, или, как альтернатива, несколькими лицами (которые контролируют другое предприятие) и предприятиями. Приобретение контроля физическими лицами влечет изменения на длительный период времени в структуре вовлеченных предприятий только в случае, если данные лица осуществляют дальнейшую экономическую деятельность за свой счет или если контролируют по крайней мере одно предприятие.

3) Если лицо или предприятие использует другое лицо или другое предприятие для приобретения контроля и вправе осуществлять права, предоставленные контролем через это лицо или предприятие, это означает, что последнее формально является обладателем прав, но действует только как транспортное средство, а контроль в этой ситуации приобретается лицом или предприятием, которое на самом деле находится за операцией и вправе контролировать целевое предприятие.

4) Приобретение контроля посредством организаций коллективного инвестирования в ценные бумаги.

Организации коллективного инвестирования в ценные бумаги являются субъектами с юридическим или без юридического статуса, которые привлекают свободные денежные средства физических и/или юридических лиц путем выпуска и размещения акций или инвестиционных паев с целью их последующего инвестирования (инвестиционные компании и инвестиционные фонды). Организации коллективного инвестирования приобретают обычно акции и права голоса, которые обеспечивают контроль над портфельными обществами.

Контроль осуществляется обществом доверительного управления инвестициями, поскольку оно осуществляет права голоса, связанные с финансовыми инструментами, принадлежащими организации коллективного инвестирования, в интересах владельцев ценных бумаг. Следовательно, общество доверительного управления инвестициями обычно приобретает косвенный контроль согласно пункту b) части (2) статьи 20 Закона и имеет возможность осуществлять права, принадлежащие непосредственно организации коллективного инвестирования.

15. Объект контроля. Приобретение контроля осуществляется в отношении:

1) одного или нескольких предприятий;

2) частей предприятий, таких как:

a) один или несколько отдельных законных субъектов;

b)активы (материальные и нематериальные) или часть активов предприятий, если эти активы составляют все предприятие или его часть, а именно коммерческую деятельность, находящуюся на рынке, которой можно присвоить оборот.

16. Методы контроля.

Обычными методами приобретения контроля являются:

1) покупка ценных бумаг (долей) или активов;

2) контроль на основе договора.

Для обеспечения контроля договор должен привести к контролю над руководством и другими ресурсами предприятия, как и в случае покупки ценных бумаг (долей) или активов, и иметь очень длительный срок (как правило, без возможности досрочного прекращения для стороны, предоставившей договорные права);

3) контроль другими методами:

a) отношения экономической зависимости.

В исключительных случаях ситуация экономической зависимости может быть определена важными договорами на долгосрочные поставки или займами, предоставленными поставщиками или клиентами, в сочетании со структурными связями, которые оказывают решающее влияние на партнера. В этих условиях Совет по конкуренции проверяет, достаточны ли эти экономические связи в сочетании с другими связями для того, чтобы привести к изменению контроля на длительный период времени;

b) приобретение контроля имеет место, даже если это не является заявленным намерением сторон или если сторона, приобретающая контроль, остается пассивной, а приобретение контроля начинается действиями третьих сторон. Таким образом, существуют ситуации, когда изменение контроля является результатом наследования акционером (пайщиком) акций (долей) или когда выход акционера (пайщика) инициирует изменение контроля, особенно переход от совместного контроля к единоличному.

Часть 5. Совместные общества

17. Совместное общество должно соответствовать критерию полной функциональности, чтобы представлять собой экономическую концентрацию.

18. Для соответствия критерию полной функциональности достаточно, чтобы совместное общество было автономным с операционной точки зрения.

19. Совместное общество обладает полной функциональностью, если работает на рынке, выполняя функции, которые обычно осуществляют предприятия, работающие на том же рынке. Для этого совместное общество должно иметь руководство, занимающееся повседневной деятельностью, и доступ к достаточному количеству ресурсов, в том числе финансовых, кадровых и активов (материальных и нематериальных), чтобы продемонстрировать устойчивую экономическую деятельность.

20. Совместное общество не считается обладающим полной функциональностью в случае, если оно получило определенную функцию от экономической деятельности материнского общества без доступа к рынку или без собственного присутствия на нем.

21. Другим фактором, который необходимо учитывать при определении характера полной функциональности совместного общества, является сильное присутствие материнских обществ на рынках высшего или низшего уровня, если это присутствие приводит к значительным продажам или покупкам между материнскими обществами и совместным обществом.

Если в начале деятельности совместное общество основывается почти исключительно на продажах материнским обществам или покупках у них, это не влияет на характер полной функциональности совместного общества. Этот срок в зависимости от конкретных условий рассматриваемого рынка не может быть более трех лет.

22. Совместное общество должно быть создано для работы на длительный период времени.

23. Совместное общество не считается устойчивым функционально, если оно было создано на короткий период времени, например для выполнения конкретного проекта.

Часть 6. Операции, не являющиеся экономической концентрацией

24. Статья 21 Закона устанавливает три ситуации, когда приобретение контроля не является операцией по экономической концентрации, а именно:

1)контроль приобретается и осуществляется ликвидатором или управляющим, назначенным судебным решением, либо иным лицом, уполномоченным публичным органом для осуществления процедуры ликвидации, несостоятельности или другой подобной процедуры;

2) банки и профессиональные участники небанковского финансового рынка, деятельность которых включает операции с ценными бумагами за свой счет или за счет третьих лиц, временно владеют ценными бумагами какого-либо предприятия, приобретенными в целях перепродажи, до тех пор, пока они не осуществляют право голоса, предоставляемого ценными бумагами, для определения конкурентного поведения данного предприятия или используют это право только в целях подготовки полного или частичного отчуждения данного предприятия или его активов либо в целях перепродажи данных ценных бумаг при условии, что отчуждение или перепродажа осуществляются в срок до 12 месяцев со дня их приобретения. Пленум Совета по конкуренции может по заявлению продлить указанный срок, если соответствующий банк или профессиональный участник небанковского финансового рынка может доказать, что осуществить перепродажу в разумных условиях в установленный срок не было возможности;

3) предприятия, в том числе группы предприятий, осуществляют операции по реструктуризации или реорганизации своей деятельности, в которых:

а) реструктуризация внутри предприятия, в том числе группы предприятий, происходит при увеличении пакетов акций (долей), которое не сопровождается изменением контроля, или при слиянии предприятий, находящихся в преимущественном владении.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ПО КОНКУРЕНЦИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Положение об экономических концентрациях I. Общие положения Часть 1. Сфера применения Часть 2. Общие положения об экономических концентрациях Часть 3. Слияние ранее независимых предприятий Часть 4. Приобретение контроля Часть 5. Совместные общества Часть 6. Операции, не являющиеся экономической концентрацией II. Параметры экономических концентраций Часть 1. Пороги Часть 2. Вовлеченные стороны Часть 3. Общий оборот Часть 4. Плата за рассмотрение уведомления об экономической концентрации III. Уведомление об экономической концентрации Часть 1. Лица, обязанные подать уведомление Часть 2. Предварительные консультации по вопросу подачи уведомления Часть 3. Подача уведомления Часть 4. Представляемые информация и документы Часть 5. Дата принятия уведомления Часть 6. Опубликование информации об уведомлении IV. Упрощенная процедура уведомления и анализа некоторых экономических концентраций Часть 1. Цель упрощенной процедуры Часть 2. Категории экономических концентраций, к которым может быть применена упрощенная процедура Часть 3. Гарантии и исключения Часть 4. Процессуальные положения V. Осуществление операций по экономической концентрации VI. Анализ экономических концентраций. Вынесение решений Часть 1. Оценка экономических концентраций Часть 2. Принятие решений о совместимости экономических концентраций с конкурентной средой Часть 3. Другие решения Часть 4. Запросы информации Часть 5. Процедурa расследования операций по экономической концентрации VII. Другие положения Часть 1. Информирование об экономической концентрации, не подпадающей под действие Закона Часть 2. Сроки Часть 3. Сообщения. Порядок исполнения решений Часть 4. Конфиденциальность VIII. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Постановление Совета по конкуренции Республики Молдова от 30 августа 2013 года №17
"Об утверждении Положения об экономических концентрациях"

О документе

Номер документа:17
Дата принятия: 30/08/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/10/2013
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №222-227, 11 октября 2013 года, статья №1501

Примечание к документу

Документ вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления - с 11 октября 2013 года