База данных

Дата обновления БД:

26.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

41 / 151

Всего документов в БД:

104272

Утратил силу

Документ утратил силу с 21 июня 2017 года в соответствии со статьей 6 Закона Кыргызской Республики от 16 декабря 2016 года №207

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 февраля 2004 года №14

О консервации, ликвидации и банкротстве банков

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 10.03.2005 г. №47, 21.08.2006 г. №176, 28.12.2006 г. №220, 24.07.2009 г. №247, 30.07.2013 г. №178)

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 11 ноября 2003 года

Собранием народных представителей

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не рассмотрен

Одобрен в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Конституции Кыргызской Республики в редакции законов Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики" от 16 февраля 1996 года №1, "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики" от 21 октября 1998 года №134, "О внесении изменений в статью 5 Конституции Кыргызской Республики" от 24 декабря 2001 года №112

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон устанавливает основания применения к банкам процедур консервации (санации, реабилитации), добровольной и принудительной ликвидации (в том числе, процесса банкротства), регулирует порядок и условия их применения, а также иные отношения, возникающие в результате неспособности или отказа банка удовлетворить требования кредиторов или нарушения требований законодательства или в результате решения акционеров банка о прекращении его деятельности.

2. Действие настоящего Закона распространяется на любой банк, включая финансово-кредитные учреждения, осуществляющие операции с депозитами, действующие на территории Кыргызской Республики и подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Действие настоящего Закона распространяется на любой банк, в том числе филиал иностранного банка, филиал финансово-кредитного учреждения, у которого имеются лицензии на прием депозитов, и предусматривает принудительное прекращение деятельности этих учреждений в Кыргызской Республике на тех же основаниях, которые предусмотрены для банков, созданных в Кыргызской Республике, в соответствии с настоящим Законом.

Для целей настоящего Закона филиалы иностранных банков рассматриваются в качестве юридических лиц.

4. Нормы регулирования процесса банкротства должников, содержащиеся в других законах и других нормативных правовых актах Кыргызской Республики, применяются к банкам в части, не противоречащей настоящему Закону. В случае противоречия других законов требованиям настоящего Закона по вопросам ликвидации, консервации и банкротства банков и финансово-кредитных учреждений - действует настоящий Закон.

5. Если международным договором Кыргызской Республики, ратифицированным в установленном порядке, определены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора Кыргызской Республики.

6. При отсутствии международных договоров Кыргызской Республики решения судов иностранных государств по делам о ликвидации и банкротстве банков признаются на территории Кыргызской Республики, если они не противоречат законодательству Кыргызской Республики.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

администратор - консерватор, ликвидатор, специальный администратор;

административные расходы - необходимые затраты, связанные с проведением консервации, принудительной ликвидации и банкротства;

банк - банк или иное финансово-кредитное учреждение, подлежащие лицензированию Национальным банком Кыргызской Республики и осуществляющие банковские операции с депозитами согласно банковскому законодательству Кыргызской Республики;

банк, имеющий системную важность (системный банк) - это банк, банкротство которого может привести к сбою или краху банковской и платежной систем, посредством оттока депозитов, банкротства юридических лиц (участников платежной системы) и ухудшения макроэкономических показателей.

Отнесение банков к системным определяется совместными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики;

банкротство - признанная судом или объявленная собранием кредиторов с согласия должника юридического лица его неплатежеспособность, т.е. неспособность в полном объеме в установленные законом или договором сроки удовлетворить обоснованные требования своих кредиторов по денежным обязательствам, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, вследствие превышения взятых на себя обязательств над его ликвидными активами;

вкладчик - лицо (физическое или юридическое), которое внесло депозит в банк;

депозит - сумма денег, получаемая одним лицом от другого лица на условиях возвратности (независимо от того, полная или частичная возвратность или возвратность большей суммы);

добровольная ликвидация (самоликвидация) - ликвидация банка по решению его учредителей (участников) либо органа банка, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создавался банк, достижением цели, ради которой он создан, или признанием судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

должник - банк, признанный в установленном порядке банкротом;

капитал - чистая стоимость или собственные средства банка, представляющие собой разницу между его активами и обязательствами в соответствии со статьями бухгалтерского баланса, которые отражают установленные принципы бухгалтерского учета;

консерватор - квалифицированный специалист, назначаемый Национальным банком Кыргызской Республики и проводящий консервацию банка и иные процедуры в соответствии с настоящим Законом;

консервация - процедура, согласно которой Национальный банк Кыргызской Республики назначает консерватора с целью установления контроля над банком, обеспечения сохранности его активов, бухгалтерских книг и записей, и иной документации;

кредитор - любое лицо, в том числе вкладчик, который имеет право требовать от банка выполнения обязательств любого вида, включая кыргызских и иностранных юридических и физических лиц, а также Кыргызскую Республику в лице уполномоченных органов. Национальный банк Кыргызской Республики также считается кредитором банка, если банк является должником Национального банка Кыргызской Республики, включая случаи, когда банк не уплачивает штрафы, наложенные Национальным банком Кыргызской Республики согласно законодательству Кыргызской Республики;

ликвидатор - ликвидационная комиссия (при добровольной ликвидации) или уполномоченное в соответствии с настоящим Законом лицо, имеющее лицензию государственного органа по делам о банкротстве на осуществление деятельности в качестве ликвидатора банков и назначаемое судом по представлению Национального банка Кыргызской Республики, отвечающее за принудительную ликвидацию банка;

лицо, связанное с банком - лицо, являющееся инсайдером или аффилированным лицом в соответствии с определениями, приведенными в Законе Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и нормативных актах Национального банка Кыргызской Республики, и имеющее связь с банком в виде прав собственности, деловых или семейных отношений, включая руководителей и участников, в том числе, если оно:

- является участником или руководителем банка;

- является участником компании, которая представляет собой участника банка;

- является участником дочерней компании банка;

- является компанией, принадлежащей другой компании, которая является участником банка;

- участвует в компании, которая участвует в другой компании, являющейся участником банка; или

- является близким родственником (дед, бабка, отец, мать, брат, сестра, супруг(а), дети, внуки) любого из участников или руководителей, упомянутых выше;

Национальный банк - Национальный банк Кыргызской Республики;

неплатежеспособность - состояние, когда банк при наступлении сроков платежа не удовлетворяет, отказывается или не способен удовлетворить правомерные требования кредитора по оплате долгов и выполнению других обязательств, либо показатель адекватности его капитала ниже требуемого уровня, либо когда обязательства банка превышают его активы по расчетам органа банковского надзора;

принудительная ликвидация - процедура, включающая:

- процедуру принудительной ликвидации банка не по основаниям банкротства, у которого лицензия отозвана по одному или нескольким основаниям, содержащимся в законах Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". Возбуждается решением суда с назначением ликвидатора;

- процедуру принудительной ликвидации неплатежеспособного банка (процесс банкротства), у которого лицензия отозвана по причине банкротства. Возбуждается решением суда с назначением специального администратора;

процедуры, применяемые к проблемным банкам - процедуры консервации, санации, реабилитации, добровольной и принудительной ликвидации по основаниям банкротства и по иным основаниям;

процесс банкротства - процесс, возбуждаемый по решению суда в отношении банка, признанного банкротом и проводимый специальным администратором;

проблемный банк - для целей настоящего Закона банки, испытывающие финансовые затруднения или нарушающие банковское законодательство Кыргызской Республики;

реабилитация - процедура, применяемая в процессе банкротства в целях восстановления платежеспособности банка. Реабилитация проводится в судебном или внесудебном порядке;

реструктуризация - метод процедуры специального администрирования, который предусматривает создание одного нового или нескольких новых юридических лиц на базе активов банка для последующей продажи в интересах кредиторов и ликвидацию банка;

руководитель - лицо, назначенное в установленном порядке для управления банком (член наблюдательного, исполнительного или ревизионного органа, включая руководителей и их заместителей и лиц, временно исполняющих обязанности по руководству);

санация - процедура, проводимая консерватором в целях финансового оздоровления банка, по решению суда в случае наличия у учредителей и/или иных инвесторов денежных средств, достаточных для осуществления мер финансового и организационного характера (включая рекапитализацию банка), обеспечивающих восстановление финансового состояния банка и выполнение им нормативных требований Национального банка;

специальный администратор - специализированная организация, учрежденная Правительством Кыргызской Республики или иное уполномоченное настоящим Законом лицо, имеющее соответствующую лицензию государственного органа по делам о банкротстве на осуществление деятельности в качестве ликвидатора банков и ответственное за проведение процесса банкротства банка;

суд - любой судебный орган, входящий в систему судов Кыргызской Республики;

обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством Кыргызской Республики;

участник - физическое или юридическое лицо (включая Кыргызскую Республику в лице уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в отношении государственных предприятий и юридических лиц, имеющих государственную долю, и его правопреемника), имеющее участие в банке (долю, акции или обусловленное соглашением право давать банку обязательные к исполнению распоряжения). Национальный банк не считается участником, хотя и обладает законодательным правом отдавать распоряжения банкам; не считаются участниками лица, в отношении которых банк имеет долговое обязательство, в силу чего они вправе отдавать банку распоряжение о выплате долга, однако не имеют права отдавать банку никакие иные распоряжения.

комитет кредиторов - уполномоченный орган собрания кредиторов, осуществляющий свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 10.03.2005 г. №47, от 21.08.2006 г. №176, 24.07.2009 г. №247)

Статья 3. Недействительность решений

Решения, принятые собранием кредиторов, комитетом кредиторов, консерватором, ликвидатором, специальным администратором, а также должником или участниками банка, считаются недействительными, если они противоречат требованиям законодательства Кыргызской Республики или ущемляют права кредиторов.

Факт недействительности принятого решения устанавливается судом.

Статья 4. Обжалование решений Национального банка в суде

1. Обжалование решений Национального банка в суде может осуществлять Правление банка; в случае отсутствия такового, обжалование осуществляет Совет директоров банка. Обжалование решений Национального банка не приостанавливает проведение самих процедур. Жалоба должна быть подана в суд в установленном порядке не позднее 10 дней со дня принятия обжалуемого решения Национального банка.

2. Если суд отменит решение Национального банка, то ни консерватор, ни ликвидатор или специальный администратор банка (включая их сотрудников) не несут ответственности ни перед одним руководителем, участником или кредитором банка, а также ни перед какими-либо иными лицами, если только судом не будет установлено, что их действия носили неправомерный характер.

Статья 5. Нормативные правовые акты Национального банка

Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты на основании и в соответствии с настоящим Законом и не противоречащие ему и иному законодательству Кыргызской Республики. Национальный банк также вправе издавать для консерваторов инструкции и руководства по осуществлению процедуры консервации в пределах норм, установленных настоящим Законом.

Статья 6. Проблемный банк

1. Банк считается проблемным (испытывающим финансовые трудности) с момента наступления любых событий, перечисленных в статье 7 настоящего Закона, независимо от того, наступают ли эти события до или после начала процедур, предусмотренных настоящим Законом, либо если Национальный банк объявит ему и общественности об этом в письменном виде после инспектирования банка.

2. С момента придания Национальным банком банку статуса проблемного банка, ему запрещается свободное распоряжение активами или увеличение пассивов без согласия Национального банка.

3. Статус проблемного банка прекращается с момента объявления банку об этом Национальным банком, за исключением случаев, когда ему было неизвестно о существовании обстоятельств, указывающих на финансовые трудности банка.

Статья 7. Информирование Национального банка о проблемах, испытываемых банком

Руководители или участники банка обязаны немедленно информировать Национальный банк, если им становится известно о любом из следующих фактов:

1) невыполнение банком требований кредитора или вкладчика о выплате его депозита, в том числе, до наступления срока платежа;

2) отсутствие у банка средств для полного удовлетворения своих обязательств перед любым кредитором (вкладчиком), если бы эти кредиторы потребовали платежа в любой момент после наступления его срока;

3) недостаточный уровень капитала или ликвидности относительно требований, предусмотренных законами Кыргызской Республики и нормативными актами Национального банка;

4) нарушения других экономических нормативов, нормативных актов или требований Национального банка, обязательных для банков;

5) любое решение руководителей, Совета директоров или акционеров банка о ликвидации банка;

6) неплатежеспособность банка или угроза таковой;

7) факты недобросовестных действий, злоупотреблений или мошенничества руководителей, Совета директоров или акционеров банка, которые могут повлечь за собой финансовые трудности для банка;

8) иные действия, события или факты, которые влекут или могут повлечь финансовые трудности для банка.

Раздел 2. Консервация

Статья 8. Основания для назначения консерватора

1. Цель консервации заключается в установлении контроля над банком для обеспечения сохранности активов, бухгалтерских книг и записей банка.

2. Национальный банк вправе ввести консервацию и назначить в банк консерватора:

1) если капитал банка в течение предшествующих 6 месяцев составляет более 50, но менее 100 процентов от уровня капитала в соответствии с банковским законодательством и нормативными актами Национального банка;

2) если банк не выполняет законные распоряжения, требования или предписания Национального банка, принятые на основании законов Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике";

3) если имеются основания к отзыву банковской лицензии в соответствии с законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике".

3. Национальный банк обязан ввести консервацию и назначить в банк консерватора при наличии любого из следующих оснований:

1) капитал банка составляет менее 50 процентов капитала в соответствии с нормативными актами Национального банка;

2) банк прекратил оплачивать свои обязательства после наступления сроков платежа, и по этим платежам не существует судебных споров;

3) при получении извещения суда о принятии им заявления о возбуждении процесса банкротства или процедуры ликвидации в отношении банка;

4) необходимо завершение добровольной ликвидации банка консерватором в соответствии с настоящим Законом;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Раздел 1. Общие положения Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе Статья 3. Недействительность решений Статья 4. Обжалование решений Национального банка в суде Статья 5. Нормативные правовые акты Национального банка Статья 6. Проблемный банк Статья 7. Информирование Национального банка о проблемах, испытываемых банком Раздел 2. Консервация Статья 8. Основания для назначения консерватора Статья 9. Назначение консерватора Статья 10. Последствия назначения консерватора, его права и обязанности Статья 11. Принятие управления банком Статья 12. Порядок обжалования решения о консервации Статья 13. Отчет консерватора Статья 14. Действия при консервации Статья 14-1. Реструктуризация банка Статья 15. Основания и порядок реабилитации банков, имеющих системную важность Статья 16. Прекращение полномочий консерватора Раздел 3. Ликвидация Глава 1. Общие положения о ликвидации Статья 17. Основание ликвидации банка Статья 18. Процедура ликвидации Статья 19. Ликвидация филиалов банков-нерезидентов Статья 19-1. Процедура реабилитации и специального администрирования банка-должника Статья 19-2. Возбуждение процедуры реабилитации банка-должника Статья 19-3. Условия проведения процедуры реабилитации банка-должника Статья 19-4. Решения собрания кредиторов Статья 19-5. Утверждение плана реабилитации банка-должника судом Статья 19-6. Отказ в утверждении плана реабилитации банка-должника Статья 19-7. План реабилитации банка-должника Статья 19-8. Восстановление лицензии на проведение банковских операций по решению суда Статья 19-9. Восстановление лицензии на проведение банковских операций во внесудебном порядке Статья 19-10. Реорганизация банка Глава 2. Добровольная ликвидация (самоликвидация) Статья 20. Порядок проведения добровольной ликвидации (самоликвидации) Глава 3. Принудительная ликвидация Статья 21. Процедура принудительной ликвидации Статья 22. Принудительная ликвидация банка не по основаниям банкротства Статья 23. Начало принудительной ликвидации банка не по основаниям банкротства Статья 24. Основания возбуждения процесса банкротства Статья 25. Ходатайство о возбуждении процесса банкротства Статья 26. Назначение консерватора при возбуждении кредиторами процесса банкротства Статья 27. Последствия начала процесса банкротства и назначения специального администратора Статья 28. Информирование государственного органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц и орган по делам о банкротстве Статья 29. Срок проведения процесса банкротства Статья 30. Возобновление процесса банкротства Статья 31. Специальный администратор Статья 32. Права специального администратора Статья 33. Права специального администратора в отношении участия (акций) банка в другом юридическом лице Статья 34. Права специального администратора в отношении активов банка, находящихся в распоряжении третьих лиц на основании договора Статья 35. Обязанности специального администратора Статья 36. Продажа активов Статья 37. Окончательность расчетов в платежных системах и системах расчетов по ценным бумагам Статья 38. Передача акций, активов и обязательств банка Статья 39. Учреждение нового банка Статья 40. Продажа активов и долгов другому банку Статья 41. Отчет о состоянии имущества Статья 42. Регистрация требований кредиторов Статья 43. Прием требований кредиторов Статья 44. Прекращение действия текущих контрактов Статья 45. Урегулирование споров путем переговоров Статья 46. Требования, обеспеченные залогом Статья 47. Счета кредиторов Статья 48. Общие правила соблюдения очередности при выплате долгов Статья 49. Имущество, не включенное в ликвидационную массу Статья 50. Административные расходы Статья 51. Очередность выплат Статья 52. План ликвидации Статья 53. Реабилитация банков-банкротов с участием государства Статья 54. Недопустимость компромисса с кредиторами Статья 55. Общее собрание и комитет кредиторов Статья 56. График распределения требований кредиторов Статья 57. Банкротство международных банков Статья 58. Отчет специального администратора Статья 59. Завершение процесса банкротства Раздел 4. Разбирательство в суде дел о принудительной ликвидации банка Статья 60. Рассмотрение дел судом Статья 61. Подсудность дел Статья 62. Право на обращение в суд Статья 63. Лица, участвующие в деле Статья 64. Лица, участвующие в судебном процессе Статья 65. Основание возбуждения производства по делу о принудительной ликвидации Статья 66. Заявление должника о возбуждении процесса принудительной ликвидации Статья 67. Документы, прилагаемые к заявлению Статья 68. Заявление кредитора о возбуждении процесса принудительной ликвидации Статья 69. Объединение требований кредиторов Статья 70. Документы, прилагаемые к заявлению кредитора Статья 71. Принятие заявления Статья 72. Отказ в принятии заявления о признании банка банкротом Статья 73. Возвращение заявления о признании банка банкротом Статья 74. Меры по обеспечению требований кредиторов Статья 75. Отзыв банка на заявление Статья 76. Срок рассмотрения дела Статья 77. Вопросы, разрешаемые судом при принятии решения Статья 78. Основания для признания банка банкротом Статья 79. Определение суда Статья 80. Решение суда Статья 81. Решение суда о признании банка банкротом и начале процесса банкротства Статья 82. Решение суда об отказе в признании банка банкротом Статья 83. Определение суда о завершении процесса банкротства банка Статья 84. Отложение рассмотрения дела Статья 85. Основания оставления заявления без рассмотрения Статья 86. Основания прекращения производства по делу Статья 87. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения ликвидатору и специальному администратору Статья 88. Рассмотрение заявлений и жалоб Статья 89. Производство в порядке надзора Раздел 5. Сделки, противоправные действия и ответственность Статья 90. Недействительность сделок банка Статья 91. Сделки с лицом, связанным с банком, вызвавшие финансовые трудности Статья 92. Сделки, предоставляющие преимущества тому или иному кредитору Статья 93. Запрет противоправных действий в процессе банкротства Статья 94. Ложное и преднамеренное банкротство банка Статья 95. Противоправное распоряжение активами или увеличение обязательств Статья 96. Нарушение должностных обязанностей или экономических нормативов, установленных для банков Статья 97. Неправомерная передача активов Статья 98. Ответственность за неправомерные действия согласно настоящему разделу Раздел 6. Прочие принципы ответственности по долгам банка Статья 99. Ограниченная ответственность участников банка Статья 100. Ответственность участников банка Статья 101. Ответственность гаранта Раздел 7. Заключительные положения Статья 102. Введение в действие настоящего Закона

Закон Кыргызской Республики от 15 февраля 2004 года №14
"О консервации, ликвидации и банкротстве банков"

О документе

Номер документа:14
Дата принятия: 15/02/2004
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:24/02/2004
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с:21/06/2017

Документ утратил силу с 21 июня 2017 года в соответствии со статьей 6 Закона Кыргызской Республики от 16 декабря 2016 года №207

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 24 февраля 2004 года №15-16;

Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №5, 2004 года;

"Нормативные акты Кыргызской Республики" март 2004 года №5  

Примечание к документу

В соответствии со статей 102 настоящий Закон вводится в действие  с момента официального опубликования - с 24 февраля 2004 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/07/2013  документом  Закон Кыргызской Республики О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики № 178 от 30/07/2013
Вступила в силу с: 01/08/2013


Редакция от 24/07/2009