База данных

Дата обновления БД:

31.07.2021

Добавлено/обновлено документов:

22 / 178

Всего документов в БД:

108989

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 3 марта 2011 года №35

Об утверждении Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы и Плана действий по реализации Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы

Парламент принимает настоящий ординарный закон.

Ст.1. - Утвердить:

а) Стратегию развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы, представленную в приложении 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона;

b) План действий по реализации Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы, представленный в приложении 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего закона. 

Ст.2. - Национальной комиссии по финансовому рынку:

а) обеспечить реализацию Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы и Плана действий по реализации Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы;

b) представлять Парламенту информацию о ходе реализации настоящей Стратегии в рамках ежегодного отчета о своей деятельности и о функционировании небанковского финансового рынка.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТА Мариан ЛУПУ

Приложение 1

Стратегия развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы

Стратегия развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы (далее - Стратегия) определяет направления развития небанковского финансового рынка в Республике Молдова на указанный период и основные меры по достижению намеченных целей. Стратегия разработана в целях реализации задач, определенных Национальной стратегией развития на 2008-2011,годы, Стратегией привлечения инвестиций и продвижения экспорта на 2006-2015 годы и Программой деятельности Правительства "Европейская интеграция: Свобода, Демократия, Благосостояние" на 2011-2014 годы.

Составляющими небанковского финансового рынка являются рынок ценных бумаг, рынок страхования, сектор микрофинансирования (включающий ссудо-сберегательные ассоциации и микрофинансовые организации), лизинговые компании, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных историй.

I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ

1.1. Развитие рынка ценных бумаг

1. Продвижение экономических реформ в Республике Молдова имело целью создание инфраструктуры, соответствующей принципам рыночной экономики, основным элементом которой является рынок ценных бумаг. В развитии рынка ценных бумаг можно выделить следующие этапы:

а) 1992-1994 годы - создание отраслевой законодательной базы (временной) и инфраструктуры рынка, соответствующей процессу массовой приватизации (приватизационные инвестиционные фонды и трастовые компании), а также создание государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг , Государственной комиссии по рынку ценных бумаг;

b) 1995-1996 годы - осуществление процесса массовой приватизации (обмен бонов народного достояния на акции приватизированных предприятий, завершение и регистрация второй эмиссии акций приватизационных инвестиционных фондов и реорганизация этих фондов в классические фонды), а также формирование инфраструктуры рынка ценных бумаг (создание института независимых регистраторов, номинальных владельцев, появление финансовых посредников - брокерских компаний, учреждение Фондовой биржи Молдовы и начало ее деятельности);

с) 1997-1999 годы - осуществление процесса распределения приватизированного имущества [укрепление частной собственности и выявление реальных владельцев (мажоритарных)]; создание отраслевой законодательной и нормативной базы; учреждение Национального депозитария ценных бумаг, интегрированного в торговую систему Фондовой биржи Молдовы; создание Национальной комиссии по ценным бумагам как независимого публичного органа по регулированию рынка ценных бумаг и надзору за ним;

d) 2000-2009 годы - продолжение одновременно с осуществлением процесса распределения и укрепления собственности активного осуществления процесса перераспределения собственности; совершенствования законодательной и нормативной базы; изменения инфраструктуры рынка ценных бумаг, включая ликвидацию инвестиционных фондов (исключение такого вида деятельности как инвестиционные фонды), не оправдавших ожидания акционеров по выплате дивидендов и ожидания реального сектора экономики по привлечению инвестиций.

2. Количественное развитие первичного рынка (сегмент рынка, где происходят эмиссия ценных бумаг и распределение их среди первых обладателей) началось с процесса массовой приватизации государственных предприятий, сопровождаемого реорганизацией предприятий в акционерные общества в 1995-1999 годах. Анализ развития первичного рынка показывает, что в последние 10 лет не наблюдается тенденция роста объема эмиссий (диаграмма 1).

Рисунок 1 к Закону от 03.03.2011 №35

В период с 1999 по 2009 год были зарегистрированы 1516 эмиссий ценных бумаг в объеме около 11,0 млрд. леев.

Рост объема эмиссии в 2004 и 2007 годах объясняется осуществлением эмиссий банковскими учреждениями и предприятиями энергетического сектора, что не характерно для определения тенденций развития первичного рынка ценных бумаг.

Сокращение объема эмиссии ценных бумаг вызвано многими факторами, среди которых - завершение выполнения инвестиционных планов инвесторами, прибретшими долю государства в процессе приватизации, концентрация контрольных пакетов акций в руках отдельных лиц или аффилированной группы лиц, что ведет к снижению привлекательности инвестиций как на первичном, так и на вторичном рынке.

3. Неравномерное развитие наблюдается и на вторичном рынке ценных бумаг (сегмент рынка, на котором происходят сделки с ценными бумагами). В течение 1999-2009 годов были осуществлены сделки с ценными бумагами в объеме 11,0 млрд. леев. Тенденция роста объема сделок наметилась только в 2006-2008 годах, достигнув максимального уровня в 2008 году - 2193,5 млн. леев, что обусловлено также ростом объема сделок купли-продажи с пакетами акций публичной собственности (диаграмма 2).

Рисунок 2 к Закону от 03.03.2011 №35

Объем биржевых сделок за 1999-2009 годы составил 4,9 млрд. леев, или 44% всего объема сделок. Таким образом, внебиржевой сектор превалирует над биржевым рынком, за исключением 2003 и 2007 годов, когда доля биржевых сделок составила соответственно 58% и 66%.

4. Экономический кризис отрицательно повлиял и на рынок ценных бумаг: в 2009 году объем эмиссии ценных бумаг сократился по сравнению с предыдущим годом на 21%, а объем сделок - в 3,5 раза. Вместе с тем зарегистрированные ранее большие объемы эмиссий или сделок с ценными бумагами в большинстве случаев являются результатом изменения законодательства о размерах уставного капитала, а также интереса иностранных инвесторов к банковскому сектору. Очевидно, что постоянный рост рынка ценных бумаг невозможен.

5. По мнению экспертов Международного валютного фонда и Всемирного банка, рынок ценных бумаг в Республике Молдова отражает приватизационные процессы, носит фрагментарный характер и отличается ограниченным уровнем активности на первичном рынке, а также незначительными объемами сделок на вторичном рынке.

Структура рынка ценных бумаг сформировалась под воздействием массовой приватизации государственного имущества, в результате которой было зарегистрировано большое число миноритарных акционеров и ограниченное число акционеров, владеющих контрольными пакетами акций в акционерных обществах. Акции и владельцы акций появились как следствие распределения имущественных долей из государственной собственности, а не в результате инвестирования собственных доходов на рынке капитала. Практически рынок ценных бумаг не располагает крупными операторами, такими как институциональные инвесторы и эффективные управляющие инвестициями. Спектр финансовых инструментов, используемых в осуществлении сделок на рынке ценных бумаг, ограничен и включает фактически только простые и привилегированные акции.

6. В настоящее время рынок ценных бумаг располагает инфраструктурой, в которую входят Фондовая биржа Молдовы (ФБМ), Национальный депозитарий ценных бумаг (НДЦБ), 10 независимых регистраторов, 21 брокер/дилер, 2 компании по доверительному управлению инвестициями и 4 компании по оценке ценных бумаг. Инфраструктура отечественного рынка в общих чертах соответствует структурным моделям, существующим на других рынках ценных бумаг: регулируемый рынок представлен ФБМ, клиринг и расчеты по биржевым сделкам обеспечиваются НДЦБ, учет владельцев ценных бумаг ведется независимыми регистраторами. ФБМ является единственной фондовой биржей в Молдове, она состоит из 21 члена, 10 из которых являются независимыми брокерскими компаниями, а остальные 11 , коммерческими банками.

В листинг ФБМ включены менее 20 акционерных обществ, но около тысячи обществ зарегистрированы на бирже для осуществления сделок. На ФБМ действует электронная система осуществления сделок с ценными бумагами, используемая в настоящее время только для сделок с ценными бумагами, выпущенными в форме акций. Эту систему необходимо использовать и для осуществления сделок с другими финансовыми инструментами (государственные ценные бумаги, облигации, производные ценные бумаги и др.).

Операции по расчетам денежных средств, относящихся к сделкам с ценными бумагами, осуществляются через единственный расчетный банк. Необходимо также решить проблему интеграции НДЦБ в Автоматизированную систему межбанковских расчетов. Кроме того, НДЦБ должен принять на себя функции ведения реестра владельцев ценных бумаг.

7. Таким образом, недостаточный уровень развития рынка ценных бумаг определяется следующими факторами: отсутствием публичных эмиссий и ликвидных финансовых инструментов, отсутствием институциональных инвесторов, недостаточным применением передовых информационных технологий, низкой степенью доверия к инвестированию в финансовые инструменты и в развитие корпоративных отношений.

1.2. Развитие рынка страхования

8. Развитие частного сектора в области страхования началось после принятия Закона о страховании № 1508-XII от 15 июня 1993,года, который установил порядок деятельности на рынке страхования на основе частной собственности.

Сектор страхования характеризуется высокими темпами роста. Страховщики расширили сеть продаж на местах через официальные представительства, роль которых состоит в информировании потенциальных клиентов о значении и необходимости страхования.

9. Тенденции развития рынка страхования в Республике Молдова определяются рядом показателей, характеризующих качество услуг, оказываемых местными страховыми организациями, а также финансовыми возможностями этих организаций по выполнению принятых на себя обязательств. В секторе страхования в настоящее время действуют 24 лицензированных страховых общества и 45 брокеров. Чистые активы страховых обществ составляют более 800 млн. леев.

За 1999-2009 годы объем начисленных страховых премий увеличился в 7,3 раза, а выплаченных страховых возмещений , в 6,5 раза (диаграмма 3).

Рисунок 3 к Закону от 03.03.2011 №35

10. Несмотря на высокие темпы роста объема страховых премий, рынок страхования развит слабо по сравнению с имеющимся потенциалом и с уровнем развития в соседних странах. Уровень проникновения страхования (объем страховых премий по отношению к валовому внутреннему продукту) в национальную экономику характеризуется пока скромными показателями, достигнув в 2009 году 1,36%, что намного ниже уровня этого показателя в европейских странах (около 8%). Основными факторами, приведшими к такой ситуации, являются низкий уровень доходов на душу населения, недооценка роли страхования, отсутствие доверия общества к данному сектору, отсутствие пруденциального регулирования, неполное обеспечение соблюдения требований законодательства. Большинство страховых обществ характеризуются недостаточным уровнем капитализации и управляются лицами, не имеющими необходимой профессиональной подготовки в области страхования.

За исключением обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, остальные сегменты страхования развиты слабо. Практически отсутствуют страхование домашнего имущества и добровольное страхование гражданской ответственности, не застрахованы большинство предприятий и организаций реального сектора экономики, а также бюджетной сферы.

11. Одной из проблем развития сектора является низкий уровень страхования жизни, доля которого составляет только 6% от общего объема страховых премий, тогда как в европейских странах она составляет более 50% и, таким образом, страхование жизни является инструментом финансовой защиты и надежным способом накопления средств для населения, а также важным источником капитала на небанковском финансовом рынке.

12. На сектор страхования повлиял экономический кризис: после девятилетнего непрерывного роста в 2009 году в этом секторе было зарегистрировано снижение объема начисленных премий на 2,5% по сравнению с предыдущим годом.

13. Принятие Закона о страховании №407-XVI от 21 декабря 2006,года, которым установлена регуляторная основа надзора, соответствующая директивам Европейского Союза, явилось существенной поддержкой в развитии рынка страхования, превращении его в один из основных элементов финансового сектора. Для реализации положений указанного закона необходимо разработать и утвердить соответствующие подзаконные нормативные акты.

В рамках регуляторной реформы, имевшей целью приведение области страхования в соответствие с международными стандартами, в 2006 году норматив минимального уставного капитала был увеличен до 15,млн. леев для страховщиков, которые будут регистрироваться после вступления в силу данного требования, а для действующих страховщиков был установлен период постепенного увеличения уставного капитала в течение 5 лет.

Требование об увеличении уровня уставного капитала будет способствовать обеспечению финансовой стабильности страховщиков, особенно на начальном этапе их деятельности.

14. Обязательным элементом развитого рынка страхования является деятельность страховых посредников, роль которых состоит в улучшении качества страховых услуг и обеспечении их доступности для потребителей. До вступления в силу Закона о страховании №407-XVI от 21 декабря 2006 года деятельность страховых брокеров и страховых агентов не подлежала лицензированию и надзору. В результате внесения изменений в законодательство было введено лицензирование деятельности страховых брокеров и установлены определенные требования к деятельности страховых брокеров и страховых агентов.

15. Большинство страховых организаций не располагают необходимой статистической базой и не применяют информационные системы для оценки рисков и начисления страховых премий, однако нынешнее развитие рынка страхования возможно только в условиях применения передовых информационных технологий для осуществления необходимых в процессе страхования оценок и поддержания соответствующей статистической базы.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами №414-XVI от 22 декабря 2006 года регламентирует создание централизованной базы данных о страховании автогражданской ответственности, что является обязательным требованием для продвижения этого класса страхования на европейском пространстве. Создание единой базы данных является важной задачей развития системы страхования, оно даст возможность обеспечить эффективный надзор за соблюдением действующего законодательства (наличие страхового полиса, внедрение системы бонус-малус, исключение фальшивых полисов и др.) и позволит облегчить доступ заинтересованного лица к информации о существовании полиса обязательного страхования определенного автотранспортного средства.

1.3. Развитие сектора микрофинансирования

16. Рынок небанковских финансово-кредитных учреждений (ссудо-сберегательные ассоциации и микрофинансовые организации) развивается в Республике Молдова динамично. Появление и развитие этих учреждений продиктовано необходимостью финансирования в особенности сельского сектора. Основной задачей небанковских финансово-кредитных учреждений является облегчение доступа сельских жителей к базовым финансовым услугам, таким как осуществление вкладов и предоставление займов, поддержка легальной деятельности членов ассоциаций с целью улучшения их экономических и социальных условий.

Банки и другие финансовые учреждения не имеют филиалов и представительств в большинстве населенных пунктов сельской местности, а это означает, что услуги по кредитованию недоступны для всех категорий населения. Преимущество ссудосберегательных ассоциаций по сравнению с другими финансовыми учреждениями заключается в приближении услуг к пользователю и более низкой цене услуг, оказываемых своим членам.

17. В системе ссудо-сберегательных ассоциаций в настоящее время действуют 395 ассоциаций, а количество их членов превышает 120 тысяч, что в 42 раза больше, чем в 1998 году. Портфель ссуд, выданных членам ассоциаций, составил на конец 2009 года 322,9 млн.леев (диаграмма 4).

Рисунок 4 к Закону от 03.03.2011 №35

Динамичное развитие системы ссудо-сберегательных ассоциаций в 2004-2008 годах выразилось и в значительных темпах роста количества получателей ссуд и вкладчиков, но влияние финансового кризиса привело к падению в 2009 году количества получателей ссуд ниже уровня 2004 года (диаграмма 5).

Рисунок 5 к Закону от 03.03.2011 №35

Общий объем активов в 2009 году составил 366,2 млн. леев, что в 3,раза больше, чем в 2003 году (диаграмма 6).

Рисунок 6 к Закону от 03.03.2011 №35

18. Существующая сеть ссудо-сберегательных ассоциаций не в полной мере удовлетворяет потребности членов ассоциаций в финансовых ресурсах, зависящих в значительной степени от внешних источников, что не позволяет получать достаточные доходы для устойчивого развития, которое позволит создать привлекательный и надежный имидж ассоциаций. Практически все вклады являются краткосрочными. Также около 70% предоставленных членам ассоциаций ссуд являются краткосрочными (до одного года). В 2009 году доля эффективных активов уменьшилась по сравнению с неэффективными активами, опустившись на 1,5 процентных пункта ниже минимального уровня, рекомендованного Всемирным советом кредитных союзов (WOCCU).

Негативное влияние на деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций оказал экономический кризис: в 2009,году объем выданных ссуд сократился по сравнению с предыдущим годом на 36%.

19. Устойчивое развитие ассоциаций обусловливает необходимость решения ряда проблем, среди которых можно отметить следующие: большая зависимость от внешних источников финансирования; недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала ассоциаций; риск невозврата кредитов, обусловленный тем, что все они сконцентрированы в специфическом секторе, зависимом от климатических условий, а также тем, что около 90% кредитов не имеют гарантий.

20. Микрофинансовые организации в Республике Молдова находятся в стадии развития и имеют большой потенциал роста. Они появились как альтернативный источник финансирования, поскольку коммерческие банки предоставляли займы не всем категориям населения, как, к примеру, сельскому населению, а также в связи с тем, что процедура предоставления кредитов слишком сложна. Микрофинансовые организации ориентировали свою деятельность на расширение доступа индивидуальных предпринимателей, а также малых и средних предприятий к финансовым источникам.

Юридический статус, особенности создания и деятельности микрофинансовых организаций, условия по защите законных прав и интересов кредиторов, доноров, клиентов, а также учредителей, участников и акционеров микрофинансовых организаций установлены Законом о микрофинансовых организациях №280-XV от 22 июля 2004 года. Микрофинансовые организации действуют на основе принципов обеспечения финансовой стабильности в сфере микрофинансирования, обеспечения прозрачности в деятельности по микрофинансированию и соблюдения лояльной конкуренции.

21. В настоящее время в Республике Молдова осуществляют деятельность 35 микрофинансовых организаций. Портфель выданных ими займов составлял в конце 2009 года около 1,4,млрд.леев, или в 3,1 раза больше, чем в 2005 году (диаграмма 7).

Рисунок 7 к Закону от 03.03.2011 №35

Совокупный объем активов микрофинансовых организаций составил в 2009 году 1933,8 млн.леев, а чистая прибыль - 77,1 млн.леев, что в 3,4 раза больше, чем в 2006 году.

22. Укрепление сектора микрофинансирования будет содействовать финансовой поддержке административно-территориальных единиц, сокращению бедности и стимулированию частной инициативы в Республике Молдова через развитие торговли, сельскохозяйственной деятельности, социального сектора, ремесленничества, местного транспорта и других социально-экономических отраслей в сельской местности.

1.4. Развитие системы регулирования небанковского финансового рынка и надзора за ним

23. В соответствии с фундаментальными переменами, происходящими в экономике Республики Молдова, значительные изменения в институциональном и регуляторном плане претерпел в 2007,году небанковский финансовый рынок вследствие учреждения Национальной комиссии по финансовому рынку (далее - Национальная комиссия) на основании Закона №129-XVI от 7 июня 2007 года о внесении изменений и дополнений в Закон о Национальной комиссии по ценным бумагам №192-XIV от 12 ноября 1998,года. Национальная комиссия является правопреемником Национальной комиссии по ценным бумагам, Государственной инспекции по надзору за страхованием и негосударственными пенсионными фондами и Службы государственного надзора за деятельностью ссудосберегательных ассоциаций граждан при Министерстве финансов.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Стратегия развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ 1.1. Развитие рынка ценных бумаг 1.2. Развитие рынка страхования 1.3. Развитие сектора микрофинансирования 1.4. Развитие системы регулирования небанковского финансового рынка и надзора за ним II. ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ III. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СТРАТЕГИИ 3.1. Укрепление системы регулирования и надзора в небанковском финансовом секторе 3.2. Институциональное развитие небанковского финансового рынка 3.3. Ускорение процесса развития рынка ценных бумаг 3.4. Укрепление рынка страхования 3.5. Обеспечение устойчивого развития сектора микрофинансирования 3.6. Обеспечение защиты прав и интересов участников небанковского финансового рынка IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРЕССА V. РЕАЛИЗАЦИЯ И МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИИ Приложение 2

Закон Республики Молдова от 3 марта 2011 года №35
"Об утверждении Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы и Плана действий по реализации Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2011-2014 годы"

О документе

Номер документа:35
Дата принятия: 03/03/2011
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29/04/2011
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Monitorul Oficial  29.04.2011 Nr. 70-73 статья № : 182

Приложения к документу

Приложение 2 к Закону от 03.03.2011 №35