Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 22 сентября 2011 года №3795-VI

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отношений между кредиторами и потребителями финансовых услуг

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В статье 109 Жилищного кодекса Украины (Ведомости Верховного Совета УССР, 1983 г., приложение к №28, ст. 573):

1) второе предложение части второй изложить в такой редакции: "Постоянное жилое помещение, предоставляющееся лицу, которое выселяют, должно быть указано в решении суда";

2) второе предложение части третьей изложить в такой редакции: "После принятия кредитором решения об обращении взыскания на переданных в ипотеку жилой дом или жилое помещение путем внесудебного урегулирования на основании договора все жильцы обязаны по письменному требованию ипотекодержателя или новому владельцу добровольно освободить жилой дом или жилое помещение в течение одного месяца со дня получения этого требования, если сторонами не согласован больший срок".

2. В Уголовном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №25-26, ст. 131):

1) в части первой статьи 222 слова "гражданином-предпринимателем или гражданином - учредителем (участником) или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности" исключить;

2) название и абзац первый части первой статьи 388 изложить в такой редакции:

"Статья 388. Незаконные действия относительно имущества, на которое наложен арест, заставленного имущества или имущества, описанного или подлежащего конфискации

1. Растрата, отчуждение, укрывательство, подмена, повреждение, уничтожение имущества или иные незаконные действия с имуществом, на которое наложен арест, с заставленным имуществом или с описанным имуществом, или нарушение ограничения (отягощения) права пользоваться таким имуществом, осуществленное лицом, которому это имущество вверено, а также осуществление представителем банка или другого финансового учреждения банковских операций со средствами, на которые наложен арест".

3. В Гражданском кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., N№40-44, ст. 356):

1) статью 104 дополнить частью четвертой следующего содержания:

"4. Особенности прекращения банка как юридического лица устанавливаются законом";

2) в статье 107:

часть первую изложить в такой редакции:

"1. Кредитор может требовать от юридического лица, которое прекращается, выполнение обязательств которого не обеспечено, прекращения или досрочного выполнения обязательства, или обеспечения выполнения обязательства, кроме случаев, предусмотренных законом";

часть пятую заменить двумя частями следующего содержания:

"5. Юридическое лицо - правопреемник, образовавшийся в результате разделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам прекратившегося юридического лица, которые согласно распределительному балансу перешли к другому юридическому лицу - правопреемнику. Если юридических лиц - правопреемников, образовавшихся в результате разделения, больше двух, такую субсидиарную ответственность они несут солидарно.

6. Если правопреемниками юридического лица являются несколько юридических лиц и точно определить правопреемника относительно конкретных обязанностей прекратившегося юридического лица невозможно, юридические лица-правопреемники несут солидарную ответственность перед кредиторами прекратившегося юридического лица. Участники (учредители) прекращенного юридического лица, которые в соответствии с законом или учредительными документами отвечали по его обязательствам, отвечают по обязательствам правопреемников, возникщих до момента прекращения юридического лица, в таком же объеме, если больший объем ответственности участников (учредителей) по обязательствам правопреемников не установлен законом или их учредительными документами";

3) часть вторую статьи 109 заменить тремя частями такого содержания:

"2. После принятия решения о выделении участники юридического лица или орган, принявший решение о выделении, составляют и утверждают распределительный баланс.

Суд, принявший решение о выделении, в своем решении определяет участника юридического лица или высший орган юридического лица (владельца), который обязан составить и утвердить распределительный баланс.

3. Юридическое лицо, которое образовалось в результате выделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, из которого было осуществлено выделение, которые согласно распределительному балансу не перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения. Юридическое лицо, из которого было осуществлено выделение, несет субсидиарную ответственность по обязательствам, которые согласно распределительному балансу перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения. Если юридических лиц, которые образовались в результате выделения, два или больше субсидиарную ответственность они несут совместно с юридическим лицом, из которого был осуществлено выделение, солидарно.

4. Если после выделения невозможно точно установить обязанности лица по отдельному обязательству, которое существовало у юридического лица до выделения, юридическое лицо, из которого осуществлено выделение, и юридические лица, которые были созданы в результате выделения, несут солидарную ответственность перед кредитором по такому обязательству";

4) часть третью статьи 110 изложить в такой редакции:

"3. Если стоимость имущества юридического лица является недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо осуществляет все необходимые действия, установленные законом о возобновлении платежеспособности или признании банкротом";

5) статью 627 дополнить частью второй следующего содержания:

"2. В договорах при участии физического лица - потребителя учитываются требования законодательства о защите прав потребителей";

6) статью 1054 дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Особенности регулирования отношений по договору о предоставлении потребительского кредита установлены законом";

7) текст статьи 1056-1 изложить в такой редакции:

"1. Процентная ставка по кредиту может быть фиксированной или изменяемой. Тип процентной ставки определяется кредитным договором.

2. Размер процентов, тип процентной ставки (фиксированная или изменяемая) и порядок их уплаты по кредитному договору определяются в договоре в зависимости от кредитного риска, предоставленного обеспечения, спроса и предложений, сложившихся на кредитном рынке, срока пользования кредитом, размера учетной ставки и других факторов.

3. Фиксированная процентная ставка является неизменной в течение всего срока кредитного договора. Установленный договором размер фиксированной процентной ставки не может быть увеличен банком в одностороннем порядке. Условие договора относительно права банка изменять размер фиксированной процентной ставки в одностороннем порядке является ничтожным.

4. В случае применения изменяемой процентной ставки кредитор самостоятельно, с определенной в кредитном договоре периодичностью, имеет право увеличивать и обязан уменьшать процентную ставку в соответствии с условиями и в порядке, установленными кредитным договором. Кредитодатель обязан в письменном виде сообщить заемщику, поручителю и другим обязанным по договору лицам об изменении процентной ставки не позднее чем за 15 календарных дней до даты, с которой будет применяться новая ставка. В кредитном договоре устанавливается порядок расчета изменяемой процентной ставки с применением согласованного сторонами индекса. Порядок расчета изменяемой процентной ставки должен позволять точно определить размер процентной ставки по кредиту на любой момент времени в течение срока действия кредитного договора. Кредитор не имеет права изменять установленный кредитным договором порядок расчета изменяемой процентной ставки без согласия заемщика.

5. Индекс, который используется в формуле определения изменяемой процентной ставки, должен отвечать таким требованиям:

1) текущее значение индекса должно периодически, но не реже одного раза в месяц, публиковаться в средствах массовой информации или обнародоваться через другие общедоступные регулярные источники информации. Кредитный договор должен содержать ссылку на источник информации о соответствующем индексе;

2) индекс должен основываться на объективных индикаторах финансовой сферы, позволяющих определить рыночную стоимость кредитных ресурсов;

3) значение индекса должно устанавливаться независимым учреждением с признанной деловой репутацией на рынке финансовых услуг.

6. В случае применения изменяемой процентной ставки в кредитном договоре должен определяться максимальный размер увеличения процентной ставки";

8) часть первую статьи 1277 изложить в следующей редакции:

"1. В случае отсутствия наследников по завещанию и по закону, отстранение их от права на наследование, неприятия ими наследства, а также отказа от его принятия орган местного самоуправления по месту открытия наследства обязан подать в суд заявление о признании наследства выморочным".

4. В Законе Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., №42-43, ст. 378; 2002 г., №33, ст. 235; 2003 г., №28, ст. 210; 2004 г., №6, ст. 38; 2006 г., №1, ст. 18, №8, ст. 88):

1) в статье 1:

определение термина "субъект банкротства" дополнить словами "а также физические лица - предприниматели по денежным обязательствам, возникшим непосредственно у физического лица на основаниях, не связанных с осуществлением таким лицом предпринимательской деятельности";

второе предложение определения термина "кредитор" изложить в такой редакции: "Конкурсные кредиторы - кредиторы по требованиям к должнику, возникшим до возбуждения производства по делу о банкротстве";

второе предложение определения термина "денежное обязательство" дополнить словами "обязательства должника - физического лица - предпринимателя, возникшие непосредственно у физического лица на основаниях, не связанных с осуществлением таким должником предпринимательской деятельности";

определение термина "мораторий на удовлетворение требований кредиторов" после слова "должником" дополнить словами "относительно которого возбуждено дело о банкротстве";

2) часть пятую статьи 3-1 после абзаца четвертого дополнить новым абзацем такого содержания:

"извещать комитет кредиторов и кредиторов, требования которых обеспечены залогом, о времени, месте и условиях продажи залогового имущества, отдельным заказным письмом с уведомлением о вручении".

В связи с этим абзац пятый считать соответственно абзацем шестым;

3) часть пятую статьи 7 дополнить абзацем шестым такого содержания:

"Должник за невыполнение требований этой части несет ответственность по закону";

4) в статье 11:

в части первой:

дополнить абзацем третьим такого содержания:

"Судья после вынесения решения о возбуждении производства по делу о банкротстве не позднее чем на второй день со дня ее вынесения передает текст постановления для официального обнародования на официальном веб-сайте судебной власти Украины";

часть пятую изложить в такой редакции:

"5. С целью выявления всех кредиторов и лиц, изъявивших желание принять участие в санации должника, судья в подготовительном заседании выносит решение и официально обнародует его. Официальное обнародование текста постановления должно содержать полное наименование должника, его почтовый адрес, банковские реквизиты, наименование и адрес хозяйственного суда, номер дела, сведения о распорядителе имущества";

часть пятнадцатую изложить в такой редакции:

"15. После официального обнародования постановления о возбуждении дела о банкротстве на официальном веб-сайте судебной власти Украины все кредиторы независимо от наступления срока выполнения обязательств имеют право подавать заявления с денежными требованиями к должнику согласно статье 14 данного Закона";

5) в статью 14 включить часть четвертую следующего содержания:

"4. В случае признания кредитора конкурсным он имеет право получить от распорядителя имущества информацию относительно требований других кредиторов, признанных должником и/или распорядителем имущества.

Заявления с требованиями конкурсных кредиторов, относительно которых есть возражение должника, или других кредиторов рассматриваются хозяйственным судом до вынесения решения об утверждении реестра требований.

По результатам рассмотрения указанных заявлений хозяйственный суд постановлением признает или отклоняет (полностью или частично) требования таких кредиторов. Постановление может быть обжаловано в установленном порядке";

6) часть седьмую статьи 47 изложить в такой редакции:

"7. В случае признания гражданина-предпринимателя банкротом в состав ликвидационной массы не включается имущество гражданина-предпринимателя, на которое согласно действующему законодательству Украины не может быть обращено взыскание, и имущество, находящеся в залоге по основаниям, не связанным с осуществлением таким лицом предпринимательской деятельности";

7) в статье 48:

абзац первый части первой дополнить словами "и имущества, находящегося в залоге по основаниям, не связанным с осуществлением таким лицом предпринимательской деятельности";

в части пятой:

абзац третий дополнить словами "кроме обязательств, не связанных с осуществлением таким лицом предпринимательской деятельности";

абзац четвертый дополнить словами "и по требованиям, не связанным с осуществлением таким лицом предпринимательской деятельности";

8) абзац второй части второй статьи 49 после слов "взыскания алиментов" дополнить словами "требования относительно взыскания на имущество, находящееся в залоге по основаниям, не связанным с осуществлением гражданином-предпринимателем предпринимательской деятельности";

9) в статье 51:

первое предложение части второй дополнить словами "осуществляет официальное обнародование постановления о признании должника, который ликвидируется, банкротом";

в части третьей слова "публикации объявления" заменить словами "официального обнародования постановления".

5. Часть третью статьи 61 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №5-6, ст. 30; 2011 г., №36, ст. 362) после слов "банком договоров" дополнить словами "в том числе об отступлении права требования к клиенту".

6. В Законе Украины "Об ипотеке" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №38, ст. 313; 2006 г., №13, ст. 110; 2011 г., №19-20, ст. 142):

1) третье предложение части первой статьи 35 изложить в такой редакции: "Если на протяжении установленного срока требование ипотекодержателя остается без удовлетворения, ипотекодержатель вправе принять решение об обращении взыскания на предмет ипотеки путем внесудебного урегулирования на основании договора";

2) часть вторую статьи 39 изложить в такой редакции:

"Одновременно с решением об обращении взыскания на предмет ипотеки суд по заявлению ипотекодержателя выносит решение о выселении жильцов при наличии оснований, предусмотренных законом, если предметом ипотеки является жилой дом или жилое помещение";

3) часть вторую статьи 40 после слов "переданы в ипотеку жилой дом или жилое помещение" дополнить словами "путем внесудебного урегулирования на основании договора";

4) в статье 49:

часть вторую дополнить предложениями такого содержания: "Если ипотекодержатель не воспользовался правом, предусмотренным частью первой этой статьи, по итогам вторых публичных торгов назначается проведение в том же порядке третьих публичных торгов. Начальная цена продажи предмета ипотеки на третьих публичных торгах может быть уменьшена не более чем на 50 процентов начальной стоимости имущества";

в части третьей слово "вторых" заменить словом "третьих".

7. В Законе Украины "Об обеспечении требований кредиторов и регистрации отягощений" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №11, ст. 140):

1) часть первую статьи 24 после слов "решения суда" дополнить словами "исполнительной надписи нотариуса";

2) часть первую статьи 26 дополнить пунктом 5 такого содержания:

"5) реализация заложенного имущества на основании исполнительной надписи нотариуса".

8. В статье 11 Закона Украины "О защите прав потребителей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2006 г., №7, ст. 84):

часть первую дополнить абзацем третьим такого содержания:

"Предоставление (получение) потребительских кредитов в иностранной валюте на территории Украины запрещается";

подпункт "д" пункта 2 части второй изложить в такой редакции:

"д) ориентировочную совокупную стоимость кредита (в процентном значении и денежном выражении) с учетом процентной ставки по кредиту и стоимости всех услуг (регистратора, нотариуса, страховщика, оценщика и тому подобное), связанных с получением кредита и заключением договора о предоставлении потребительского кредита";

в части четвертой:

абзац второй после слова "проценты" дополнить словом "комиссии";

после абзаца второго дополнить новым абзацем такого содержания:

"Кредитодателю запрещается устанавливать в договоре о предоставлении потребительского кредита какие-либо сборы, проценты, комиссии, платежи и тому подобное за действия, которые не являются услугой в определении настоящего Закона. Условие договора о предоставлении потребительского кредита, предусматривающее осуществление каких-либо платежей за действия, которые не являются услугой в определении настоящего Закона, является ничтожным".

В связи с этим абзацы третий-десятый считать соответственно абзацами четвертымодиннадцатым;

абзац шестой изложить в такой редакции:

"2) детальная роспись совокупной стоимости кредита для потребителя (в процентном значении и денежном выражении) с учетом процентной ставки по кредиту и стоимости всех услуг (регистратора, нотариуса, страховщика, оценщика и тому подобное), связанных с получением, обслуживанием, погашением кредита и заключением договора о предоставлении потребительского кредита";

абзац десятый заменить двумя абзацами такого содержания:

"6) условия досрочного расторжения договора;

7) другие условия, определенные законодательством".

В связи с этим абзац одиннадцатый считать соответственно абзацем двенадцатым;

абзац двенадцатый изложить в такой редакции:

"Запрещается каким-либо способом усложнять прочтение потребителем текста детальной росписи совокупной стоимости потребительского кредита, указанной в договоре о предоставлении потребительского кредита или в приложении к такому договору, в том числе путем печатания его кеглем, меньше кегля шрифта основного текста, слияния цвета шрифта с цветом фона";

часть восьмую дополнить абзацами третьим-пятым такого содержания:

"Потребитель в случае досрочного возврата потребительского кредита платит проценты за пользование кредитом и стоимость всех услуг, связанных с обслуживанием и погашением кредита, за период фактического пользования кредитом.

Кредитодателю запрещается отказывать потребителю в принятии платежа в случае досрочного возврата потребительского кредита.

Кредитодателю запрещается устанавливать потребителю какую-либо дополнительную плату, связанную с досрочным возвратом потребительского кредита. Условие договора о предоставлении потребительского кредита, предусматривающее уплату потребителем какой-либо дополнительной платы в случае досрочного возврата потребительского кредита, является ничтожным";

в части десятой:

пункт 1 изложить в такой редакции:

"1) задержка уплаты части кредита и/или процентов по меньшей мере на один календарный месяц, а по потребительскому кредиту, обеспеченному ипотекой, и по потребительскому кредиту на приобретение жилья по меньшей мере - на три календарных месяца; или";

первое предложение абзаца шестого изложить в такой редакции:

"Если кредитодатель на основании условий договора о предоставлении потребительского кредита требует осуществления взносов, срок уплаты которых не наступил, или возврата потребительского кредита, такие взносы или возврат потребительского кредита могут быть осуществлены потребителем в течение тридцати календарных дней, а по потребительскому кредиту, обеспеченному ипотекой, и по потребительскому кредиту на приобретение жилья - шестидесяти календарных дней со дня получения сообщения о таком требовании от кредитодателя";

дополнить частями двенадцатой и тринадцатой такого содержания:

"12. Кредитодатель имеет право проводить по согласованию с потребителем реструктуризацию задолженности по договору о предоставлении потребительского кредита.

Реструктуризация, в частности, осуществляется путем:

1) предоставления заемщикам отсрочки уплаты суммы основного долга по договорам о предоставлении потребительского кредита на срок не более трех лет;

2) продления срока договора о предоставлении потребительского кредита с учетом ограничений, действующих в банках, и обстоятельств относительно финансового состояния заемщика;

3) изменения механизма начисления процентов таким образом, чтобы часть ежемесячных платежей по обслуживанию кредитов не превышала 35 процентов совокупного месячного дохода семьи;

4) разделения существующего кредитного обязательства в иностранной валюте по договору о предоставлении потребительского кредита на:

обязательство, обеспеченное ипотекой, в размере остатка кредита на момент реструктуризации, выраженного в гривнях по курсу, действовавшему на момент получения кредита;

обязательство, не обеспеченное ипотекой, в размере разницы остатка кредита в гривнях по курсу на момент реструктуризации и остатка кредита в гривнях по курсу, действовавшему на момент получения кредита, которое полностью выполняется в конце срока договора о предоставлении потребительского кредита.

Банк имеет право по реструктуризированным согласно этой части договорам освободить заемщиков от уплаты каких-либо штрафных санкций за несвоевременное выполнение условий кредитных договоров, которые возникли до даты такой реструктуризации.

В случае, если заемщик в полном объеме и своевременно выполнит реструктуризированные обязательства по кредитному договору в течение трех лет со дня реструктуризации долга, коммерческий банк имеет право на ежегодное уменьшение на 0,5 процента суммы основного непогашенного долга в течение следующих пяти лет с отнесением указанной суммы в состав расходов банка.

13. Кредитодатель обязан сообщить потребителю о передаче третьей стороне своих прав по договору о предоставлении потребительского кредита".

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на кредитные договоры, заключенные до вступлению его в силу.

3. Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Украины В.Янукович