Утратил силу

Документ утратил силу с 16 мая 2017 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года №67

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 3 октября 2011 года №219

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40

На основании пункта 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 2, 8/11871; 2010 г., № 110, 8/22142; № 287, 8/22970; 2011 г., № 22, 8/23332), изменения и дополнения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр В.Г.Голованов

Утверждена Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 года №40

(в редакции постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 03.10.2011 №219)

Инструкция по исполнительному производству

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция разработана на основании Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 107, 5/9385; 2008 г., № 54, 5/26856), иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области исполнительного производства, и определяет условия и порядок исполнения исполнительных документов.

Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых законодательством возложено на судебных исполнителей, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства.

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ

2. Исполнительные действия на территории Республики Беларусь совершаются судебными исполнителями, состоящими при соответствующих судах.

3. Судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование (для старшего судебного исполнителя районного (городского) суда - высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе не менее одного года в должности судебного исполнителя, для старшего судебного исполнителя областного, Минского городского судов - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного (городского) суда не менее двух лет), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством.

В районных (городских) судах, где имеется два и более судебных исполнителя, в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель.

Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь.

В судах, где имеется двенадцать судебных исполнителей и более, работа судебных исполнителей организуется по зональному принципу. Судебные исполнители суда делятся на группы по четыре-пять человек, работу каждой группы организует старший судебный исполнитель.

Нагрузка старшего судебного исполнителя районного (городского) суда, курирующего работу группы, не должна превышать 70 процентов от нагрузки судебных исполнителей, входящих в состав группы.

Персональную ответственность за подбор кадров судебных исполнителей несут начальники главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее - главное управление юстиции) и председатели соответствующих судов.

В судах с численностью судебных исполнителей от шести единиц и свыше вводится специализация по исполнению исполнительных производств. Судебный исполнитель, исполняющий сводное исполнительное производство, объединенное в соответствии с пунктом 15 настоящей Инструкции, назначается председателем суда.

Выход (выезд) по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек.

Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, описания которых утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в соответствии с законодательством.

4. Организацию деятельности судебных исполнителей районных (городских), областных, Минского городского судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции и председатели областных, Минского городского судов.

Министерство юстиции в соответствии с возложенными на него задачами:

реализует государственную политику в сфере юстиции;

осуществляет контроль за работой судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач;

организует проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовки судебных исполнителей;

устанавливает штатную численность, определяет нормативы материальнотехнического обеспечения судебных исполнителей, рассматривает в пределах компетенции жалобы на их действия;

разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования деятельности судебных исполнителей.

Главные управления юстиции, областные, Минский городской суды:

организуют работу и контролируют деятельность судебных исполнителей;

обеспечивают контроль за своевременным и полным исполнением исполнительных документов;

осуществляют подбор кандидатов на должности судебных исполнителей и ведут их резерв;

организуют профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных исполнителей, проводят их аттестацию и переаттестацию;

в пределах компетенции рассматривают обращения граждан и юридических лиц по вопросам исполнения судами исполнительных документов, принимают меры по совершенствованию этой работы;

анализируют статистические данные по ведению исполнительных производств;

обобщают практику исполнения исполнительных документов;

разрабатывают и вносят предложения в Министерство юстиции по совершенствованию деятельности судебных исполнителей.

В судах общее руководство деятельностью судебных исполнителей возлагается на председателей судов.

В соответствии с Положением о председателе районного (городского), межгарнизонного военного суда Республики Беларусь и Положением о председателе областного, Минского городского, Белорусского военного суда Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2005 г. № 32 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 109, 8/12845), председатели судов:

организуют работу судей по контролю за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов;

проводят ежеквартальные проверки работы каждого судебного исполнителя с составлением актов проверки и обсуждением итогов на оперативных совещаниях суда;

не реже одного раза в месяц проверяют состояние книги учета депозитных сумм путем подсчета и сверки поступивших и выданных сумм с выпиской из депозитного счета банка;

обеспечивают оперативное и реальное исполнение судебными исполнителями исполнительных документов.

С учетом соотношения категорий исполнительных производств, количества и квалификации судебных исполнителей председатели судов соответствующим приказом утверждают специализацию по исполнению исполнительных документов.

Контроль по выполнению возложенных на судебных исполнителей задач осуществляется судьями и старшими судебными исполнителями.

В актах проверки указываются имеющиеся недостатки в работе судебных исполнителей, причины их допущения и меры, направленные на их устранение.

При переводе судебного исполнителя на новую должность либо его увольнении председатели судов организуют изучение деятельности этого судебного исполнителя, в том числе по соблюдению им требований главы 24 настоящей Инструкции, с составлением справки.

5. К компетенции судебного исполнителя относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению исполнительного документа, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательством и настоящей Инструкцией.

6. При осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов судебные исполнители являются представителями власти.

Законные требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь.

Неисполнение или воспрепятствование исполнению законных требований судебного исполнителя, оскорбление его чести и достоинства, насилие в отношении судебного исполнителя, посягательство на его жизнь, здоровье и имущество либо угроза совершения такого насилия или посягательства, а также иные действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Работники органов внутренних дел в пределах предоставленных им законодательством полномочий оказывают содействие судебным исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или их жизни и здоровью угрожает опасность.

В случае уклонения должника без уважительных причин от явки в суд судебный исполнитель в трехдневный срок вправе внести представление судье о вынесении определения о приводе должника в соответствии со статьей 169 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь либо составить протокол об административном правонарушении по статье 24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При невыполнении требований судебного исполнителя, а также неисполнении исполнительного документа, судебного постановления или иного акта судебный исполнитель обязан составить протокол об административном правонарушении по статьям 24.9, 24.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

7. Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении исполнительного документа и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе решается судьей. Определение об отказе в отводе может быть обжаловано или опротестовано.

Подача жалобы или протеста не приостанавливает производства исполнительных действий. Все документы, связанные с вопросом об отводе судебного исполнителя, приобщаются к соответствующему исполнительному производству.

8. В случае отвода судебного исполнителя исполнительный документ на основании определения суда передается другому судебному исполнителю того же суда, а в случае отвода всех судебных исполнителей этого суда - направляется в другой суд через главное управление юстиции для исполнения с приложением копий всех документов, находящихся в исполнительном производстве.

9. Судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей по исполнению исполнительных документов имеет право:

рассматривать вопросы о возбуждении и окончании исполнительного производства, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю и об отложении исполнительных действий;

вызывать в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

истребовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении, с составлением запроса по форме согласно приложению 1;

требовать от руководителей и иных должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших при исполнении вопросов;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые должником, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей, если иное не предусмотрено законодательством. При необходимости с участием понятых проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника. Вскрытие помещения во исполнение судебного постановления о вселении (выселении) осуществляется в присутствии должника или его совершеннолетних членов семьи, а в случае их отсутствия - при участии понятых, работников органов внутренних дел с производством описи всего имущества, находящегося в помещении;

в необходимых случаях опечатывать помещения, хранилища и имущество должника;

использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого имущества с отнесением расходов по хранению на должника;

использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по транспортировке на должника;

требовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц выполнения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;

в случае неясности или неточности исполнительного документа обращаться с заявлением о даче разъяснений по исполнению исполнительного документа по форме согласно приложению 2 в суд либо орган, выдавший его, о разъяснении его исполнения;

обращаться к судье с представлением для вынесения определения и направления его в компетентные органы о приостановлении перемещения груза или о временном ограничении должникам права на выезд за пределы Республики Беларусь до погашения ими задолженности по исполнительным документам;

составлять в соответствии с частью второй статьи 3.30 Процессуальноисполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях в отношении лиц, не выполняющих требования судебного исполнителя либо не исполняющих исполнительные документы, судебное постановление или иной акт;

на основании определения суда принимать предусмотренные законодательством меры по обеспечению иска;

налагать арест на имущество должника и производить его опись;

производить оценку имущества, приглашая в необходимых случаях для этих целей эксперта (специалиста), а оценку жилых домов (квартир), иных строений, зданий, сооружений, объектов торгового и специального назначения и предприятий как единого имущественного комплекса - с обязательным участием эксперта (специалиста);

реализовывать на торгах, аукционах, через комиссионные магазины, а равно иным способом, предусмотренным законодательством, имущество должника;

обращать взыскание на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц;

при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов;

по поручению судьи проверять факты непринятия государственными органами и должностными лицами мер к реализации судебного постановления;

осуществлять иные предусмотренные законодательством меры по исполнению исполнительных документов.

Вызов судебным исполнителем в суд граждан и должностных лиц юридических лиц производится судебной повесткой по форме согласно приложению 3, которая направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении.

В необходимых случаях участники исполнительного производства могут быть вызваны телефонограммой или телеграммой, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.

10. Судебный исполнитель выносит постановления о:

возбуждении исполнительного производства по формам согласно приложениям 4, 5;

отказе в возбуждении исполнительного производства по форме согласно приложению 6;

возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства по форме согласно приложению 7;

отложении исполнительных действий по форме согласно приложению 8;

возвращении исполнительного документа взыскателю по форме согласно приложению 9;

окончании исполнительного производства по форме согласно приложению 10.

Постановление подписывается судебным исполнителем и заверяется печатью судебного исполнителя установленного образца согласно приложению 11.

Постановления судебного исполнителя могут быть обжалованы взыскателем или должником либо опротестованы прокурором в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке и сроки, установленные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Контроль за использованием и хранением печатей судебных исполнителей осуществляется председателем суда.

Учет и хранение печатей судебных исполнителей ведется старшим судебным исполнителем, назначенным распоряжением председателя суда ответственным, в журнале учета печатей судебных исполнителей по форме согласно приложению 12. Печати хранятся в шкафах (сейфах).

11. Судебный исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законодательством, не допуская при этом ущемления прав и законных интересов физических и юридических лиц, принимать все меры к своевременному, правильному и полному совершению исполнительных действий, разъяснять сторонам их права и обязанности, а также своевременно информировать их о принимаемых мерах и результатах по совершению исполнительных действий, ставить вопрос перед судом о привлечении виновных к ответственности за нарушения требований законодательства.

12. Судебный исполнитель на основании определения суда не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства, принимает меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Обеспечение исполнения исполнительного документа допускается во всяком положении исполнительного производства, если непринятие мер обеспечения может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются:

наложение ареста на имущество должника, в том числе денежные средства должника в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа, находящиеся у него или у иных лиц;

изъятие имущества должника, находящегося у него или иных лиц;

запрещение должнику совершать определенные действия;

запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования имуществом;

опечатывание имущества должника;

изъятие правоустанавливающих документов, в том числе ценных бумаг;

запрещение другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;

иные меры, установленные законодательством.

В необходимых случаях может быть допущено несколько мер обеспечения совершения исполнительных действий.

Допускается замена одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой. Вопрос о замене одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой рассматривается судом по представлению судебного исполнителя или заявлению сторон, прокурора. Рассмотрение вопроса о замене одной меры обеспечения совершения исполнительных действий другой не приостанавливает применения ранее установленных мер обеспечения.

13. О выявленных в ходе исполнения исполнительного документа злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства судебный исполнитель немедленно (с представлением имеющихся документов) информирует председателя суда.

14. Исполнение по исполнительным документам осуществляется судебным исполнителем суда, в районе деятельности которого должник проживает или работает, или по месту нахождения его имущества (если должником является юридическое лицопо месту нахождения исполнительного органа этого лица или по месту нахождения его имущества).

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменилось место жительства (место пребывания) или места нахождения должника и имущества, на которое можно было бы обратить взыскание по прежнему месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника, не осталось, судебный исполнитель вносит представление судье для разрешения вопроса о направлении исполнительного документа в суд по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника, в котором указываются сведения о местонахождении должника или его имущества.

Вопрос о направлении исполнительного документа в другой суд разрешается судом в трехдневный срок с момента поступления представления судебного исполнителя.

Судебный исполнитель направляет исполнительный документ для исполнения в суд по новому месту жительства (пребывания) или месту нахождения должника с приложением копии данного определения не позднее следующего дня после вынесения судом определения. При направлении исполнительного документа в другой суд взыскатель извещается путем направления в его адрес копии сопроводительного письма.

При направлении исполнительного документа из одного суда в другой в пределах области, города Минска кроме копии определения суда к нему прилагаются копии ответов, поступивших в суд из регистрирующих органов, государственных нотариальных контор и от частных нотариусов и подтверждающих имущественное положение должника.

Копии ответов прилагаются при условии, если с момента их поступления до возникновения необходимости направления исполнительного документа в другой суд истекло не более четырех месяцев.

Запрещается направление исполнительного документа для исполнения в другой суд либо по месту работы должника при отсутствии достоверных (документально оформленных) сведений о местонахождении должника, имущества или о месте его работы.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 октября 2011 года №219
"О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. №40"

О документе

Номер документа:219
Дата принятия: 03/10/2011
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:27/10/2011
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:16/05/2017

Документ утратил силу с 16 мая 2017 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 года №67

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 26.10.2011 г., №119, 8/24236

Приложения к документу

Приложения 1-53 к Пост. МЮ от 03.10.2011 №219