База данных

Дата обновления БД:

24.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

29 / 435

Всего документов в БД:

104214

Действует

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 11 сентября 2009 года

Об Обзоре торговой политики Республики Беларусь

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Обзор торговой политики Республики Беларусь (прилагается).

2. Направить представленный Обзор в правительства государств -участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.

3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок поместить указанный Обзор на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

Сопредседатель

Экономического совета

Содружества Независимых Государств Э.Узакбаев

Обзор торговой политики Республики Беларусь составлен в соответствии с Порядком проведения обзоров торговой политики государств - участников СНГ, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств  от 15 марта 2002 года.

Обзор вносится Исполнительным комитетом СНГ на основе национального доклада, представленного Министерством торговли Республики Беларусь (письмо заместителя Министра торговли Республики Беларусь О.А.Якубовича № 11-07/1102 от 14.05.09).

Целью обзоров торговой политики является достижение государствами -участниками СНГ транспарентности торговой политики, содействие соблюдению правил, норм и обязательств, зафиксированных в международных договорах и ’ документах по вопросам формирования и эффективного функционирования зоны свободной торговли, а также регулярное проведение объективной оценки основных показателей торговой политики и практики государств - участников СНГ, их влияния на развитие взаимной торговли.

1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ

Институциональные рамки выступают одним из факторов, формирующим внутреннюю площадку для сотрудничества с зарубежными странами, адаптированность которой к мировым условиям во многом определяет эффективность торгово-экономических отношений.

Понятия институциональных преобразований и развития рыночной инфраструктуры определены в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 года №1475 "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы", и Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь (протокол от 6 мая 2004 года № 11/15) и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 22 июня 2004 года № 25).

Стратегической целью институциональных преобразований в Республике Беларусь является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации национальной экономики, обеспечения национальной безопасности.

1.2. ЦЕЛИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

На сегодняшний день торговая политика Республики Беларусь с другими странами строится с учетом потребностей интегрирования экономики государства в мировую торговую систему, вступления в ВТО, приоритетного развития экспортного сектора. Внешнеторговые мероприятия направлены на выполнение следующих задач: - либерализация внешней торговли;

-неукоснительное выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам;

- обеспечение экономической безопасности государства;

-защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

-равноправие всех участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

-исключение неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность субъектов хозяйствования;

-приоритет экономических мер в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, что предполагает применение в основном таможенного тарифа, а не иных мер регулирования внешней торговли.

В целях выполнения поставленных задач правительством Республики Беларусь принимаются меры на системной основе.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1081 от 30 сентября 2005 года утверждена Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 годы (далее - Программа). Изложенные в Программе мероприятия направлены на обеспечение повышения конкурентоспособности экспортных товаров и услуг Республики Беларусь, роста объемов экспорта, повышения его эффективности.

В ходе реализации Программы предусматривается:

-увеличить объемы экспорта товаров и услуг Республики Беларусь в размерах, заложенных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы;

-повысить эффективность экспорта за счет увеличения качества и технического уровня экспортируемой продукции;

-увеличить в экспорте долю продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой продукции, услуг;

- расширить географическую структуру экспорта, освоить новые рынки в странах вне СНГ;

- усовершенствовать механизмы взаимосвязи экспорта и импорта в целях оптимизации внешнеторгового сальдо;

- создать систему научного и информационного сопровождения экспорта;

В системе институциональных преобразований реформирование отношений собственности имеет ключевой характер. Главной целью реформирования отношений собственности является формирование многоукладной социально ориентированной экономики рыночного типа, создание устойчивых предпосылок для экономического роста и повышения эффективности работы народного хозяйства посредством развития частной инициативы и предпринимательства, стимулирования инвестиционных процессов.

На ближайший период (до 2010 года) основными задачами являются дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, отработка механизмов различных форм преобразований, эффективное использование владельческого надзора, совершенствование оценки и учета государственного имущества; всемерное стимулирование инвестиционной активности. Дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры до 2015 года будут способствовать: -совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (трастовые, страховые компании);

-развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

- формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (фонды венчурного (рискового) капитала, факторинговые и страховые компании);

-развитие фьючерсного и опционного рынков как новой ступени совершенствования биржевого движения;

- создание биржевого рынка реального товара как базы для стабильного функционирования фьючерсного рынка.

В настоящее время механизм интеграции компаний Республики Беларусь в систему международного разделения труда происходит на уровне низко- и среднетехнологичных товаров и услуг. Совместный выход с государствами -участниками СНГ на рынки третьих стран осуществляется преимущественно в виде продукции топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии и нефтехимии, военно-промышленного комплекса и транспортных услуг. В условиях глобализации мировой экономики важное значение имеет укрупнение отечественного бизнеса, создание мощных крупных национальных и совместных предприятий, транснациональных корпораций и альянсов, имеющих большие финансовые ресурсы, выпускающих и диверсифицирующих выпуск конкурентоспособных на внешних рынках товаров и услуг.

-обеспечить эффективное функционирование системы государственной поддержки экспортеров, совместимой с правилами ВТО, касающимися справедливой конкуренции. Реализация Программы позволит: - обеспечить приоритетное развитие сферы услуг;

-увеличить долю инновационного экспорта в структуре экспорта товаров;

- сохранить стратегический приоритет в развитии экспорта с Россией; -увеличить экспорт за счет расширения поставок товаров и услуг на рынки стран дальнего зарубежья;

-добиться положительного эффекта в области улучшения доступа к экспортным рынкам товаров и услуг после вступления Республики Беларусь в ВТО;

- обеспечить страховую защиту организаций-экспортеров;

-создать комплексную систему стимулирования экспорта путем формирования эффективного механизма кредитования экспортных операций;

- обеспечить дальнейшее развитие товаропроводящей сети организаций-экспортеров;

- внедрить в производство международные стандарты;

- перейти к использованию биржевых торгов при реализации на экспорт отечественных товаров.

Основой выполнения поставленных задач являются определение стратегии и приоритетов развития внешнеэкономических отношений, проведение институциональных изменений по обеспечению признания Республики Беларусь мировым сообществом страной с рыночной экономикой, обновление и модернизация основных фондов, рост инвестиций в основной капитал через механизм реализации инвестиционных экспортно-ориентированных проектов, совершенствование технологий, снижение материало- и энергоемкости.

Практическое выполнение Программы обеспечивается разработкой и реализацией годовых планов соответствующих мероприятий.

1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Основными нормативными правовыми актами по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Республики Беларусь, в том числе по вопросу транзита, являются:

1. Декрет Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2003 года №14 "Об установлении тарифных преференций";

2. Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2005 года №211 "Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров";

3. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 года №262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь";

4. Указ Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 года №545 "Об утверждении Положения о свободных складах";

5. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 года №66 "Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон";

6. Указа Президента Республики Беларусь от 31 июля 2006 года №474 "О порядке определения таможенной стоимости товаров";

7. Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года №129 "О некоторых мерах по развитию международных перевозок";

8. Указ Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 года №320 "О реализации принципа свободы транзита";

9. Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №502 "О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь";

10. Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №503 "О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования";

11. Указ Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года №589 "Об особенностях функционирования магазинов беспошлинной торговли";

12. Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 года №699 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин";

13. Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года №40 "О статусе "Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности";

14. Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 года №178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций";

15. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 года;

16. Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года №2151-ХП "О Таможенном тарифе".

17. Закон Республики Беларусь от 6 января 1998 года №130-3 "Об экспортном контроле";

18. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года №213-3 "О свободных экономических зонах";

19. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №125-3 "О ратификации Решения Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров".

20. Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 года №226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле";

21. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года №347-3 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";

22. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 года №1355 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области таможенного дела";

22. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2006 года №788 "Об утверждении Положения о порядке осуществления таможенного сопровождения";

23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2007 года №829 "О Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь";

24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2007 года №841 "Об утверждении Положения о порядке принятия таможенным органом решения о классификации отдельных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь";

25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2007 года №1306 "О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров";

26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2007 года №1553 "Об утверждении перечня административных процедур, совершаемых таможенными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

27. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 года №419 "Об утверждении положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы";

28. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 года №1397 "О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь".

Основными международными договорами Республики Беларусь в области таможенного дела, заключенными в рамках государств - участников СНГ, являются:

1. Соглашение о принципах таможенной политики;

2. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах;

3. Соглашение о создании зоны свободной торговли;

4. Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей;

5. Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ;

6. Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы тарифных преференций;

7. Соглашение о порядке транзита через территории государств -участников Содружества Независимых Государств;

8. Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли;

9. Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров;

10. Решение Совета глав правительств СНГ о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств;

11. Соглашение о взаимодействии таможенных служб государств -участников СНГ в области экспертной, исследовательской и научно-исследовательской деятельности по идентификации и диагностике товаров;

12. Протокол о сотрудничестве в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств;

13. Протокол об упрощении и унификации осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей;

14. Соглашение между таможенными службами государств - участников СНГ о соблюдении конфиденциальности информации в области технического оснащения таможенных органов;

15. Протокол об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников Содружества Независимых Государств.

В Республике Беларусь в целях защиты прав потребителей создана законодательная база, основу которой составляют:

1. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 года, вступил в силу с 16 января 2009 года).

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 января 2009 года № 26 "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей".

3. Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года.

Основными нормативными правовыми актами, определяющими меры по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами, а также порядок введения, применения, пересмотра и отмены таких мер, являются законы Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года № 347-3 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и № 346-3 "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами", Указ Президента Республики Беларусь от 3 мая 2005 года № 199 "О некоторых мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь".

Действующее в Республике Беларусь законодательство в области технического регулирования и стандартизации, оценки соответствия включает законы Республики Беларусь от 5 января 2004 года № 262-3 "О техническом нормировании и стандартизации" и № 269-3 "Об оценке соответствия, техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации", которые реализуют основные положения Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) ВТО.

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими общий порядок осуществления государственных закупок в Республике Беларусь, являются:

Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 года № 2588-ХП "О поставках товаров для государственных нужд";

Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 года №618 "О государственных закупках в Республике Беларусь";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 года № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок". При этом особенности закупок в строительстве определены: Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 года № 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь";

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 года № 235 "Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов". Охрана и защита авторских прав:

Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года № 2034-ХП "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции";

Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 года №2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания";

Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995 года № 3725-XII "О патентах на сорта растений";

Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 года №370-ХШ "Об авторском праве и смежных правах";

Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 214-3 "О правовой охране топологий интегральных микросхем";

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года № 127-3 "О географических указаниях";

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 160-3 "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2008 года № 118 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997 года № 452";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2008 года №210 "О ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения за создание произведений и материалов в сфере телевидения и радиовещания";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2008 года № 321 "О некоторых вопросах выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах". Нормативно-правовая база в области реэкспорта включает:

Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт от 15 апреля 1994 года;

Закон Республики Беларусь от 16 мая 2000 года № 388-3 "О ратификации Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт";

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2008 года № 1572 "О порядке реэкспорта товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 года № 1626".

Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Совета Министров Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год.

Кроме того, к основополагающим нормативным правовым актам в сфере денежно-кредитной политики Республики Беларусь относятся:

Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года № 441-3 с изменениями и дополнениями;

Указ Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 "О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере";

Указ Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 384 "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы";

Указ Президента Республики Беларусь от 15 января 2007 года №27 "Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы";

Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 года № 460 "Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год";

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 года № 37-3;

Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 года № 255-3 "О ценообразовании";

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 года № 226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле";

Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года № 450-3 "О республиканском бюджете на 2009 год";

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 24 августа 2007 года № 166 "Об утверждении правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь".

Соглашения, регламентирующие функционирование зоны свободной торговли и таможенную политику государств - участников СНГ: Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года; Соглашение об учреждении Межгосударственного банка от 22 января 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

Соглашение о создании Платежного союза государств - участников СНГ от 21 октября 1994 года;

Соглашение о единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ от 3 ноября 1995 года;

Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года;

Соглашение о порядке транзита через территории государств -участников Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года;

Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли от 20 июня 2000 года

1.4. СОГЛАШЕНИЯ

ДВУСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Одним из наиболее приоритетных направлений формирования международной договорно-правовой базы Республики Беларусь, позволяющих заложить прочную основу для развития эффективного экономического взаимодействия с государствами, является заключение рамочных двусторонних договоров о торгово-экономическом сотрудничестве и свободной торговле, разработка которых _ осуществляется непосредственно Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

На сегодняшний день Республикой Беларусь на двустороннем уровне заключено 60 договоров о торгово-экономическом сотрудничестве (из которых 4 не вступили в силу), 42 из них - предусматривают установление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

Одновременно в работе в настоящее время находится более 35 проектов торговых соглашений и соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. Кроме того, Республика Беларусь заключила 9 соглашений о свободной торговле с государствами - участниками СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан и Украина).

Определенная специфика присутствует в работе по заключению договоров экономического характера с государствами - членами ЕС. В настоящее время между Республикой Беларусь и государствами - членами ЕС заключено 15 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.

Вместе с тем анализ развития договорно-правовой базы Республики Беларусь с государствами - членами ЕС свидетельствует, что, несмотря на прагматичный подход ряда государств к укреплению правовой основы двустороннего сотрудничества, большинство стран ЕС ограничивает расширение международных договорных рамок сотрудничества и нормальное ведение переговоров.

Отдельные европейские страны, в частности, Болгария, Венгрия, Румыния инициировали в связи с их вступлением в ЕС внесение изменений либо выход из двусторонних соглашений с Республикой Беларусь о торгово-экономическом сотрудничестве в целях прекращения действия режима наибольшего благоприятствования (далее - РНБ) во взаимной торговле. Данные инициативы не нашли поддержки белорусской стороны.

Вместе с тем необходимо отметить, что Республика Беларусь является участницей Соглашения с ЕС о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18 декабря 1989 года, которое закрепляет применение во взаимной торговле РНБ. Принимая во внимание обязательства государств -членов ЕС по применению и соблюдению положений международных договоров, заключенных Европейским сообществом с третьими странами, РНБ автоматически применяется на двусторонней основе между Беларусью и указанными государствами.

Многостороннее сотрудничество

Республика Беларусь, являясь членом Комиссии ООН по праву международной торговли, вносит свой вклад в процесс разработки норм и стандартов в области права международной торговли. В частности, белорусские эксперты принимают активное участие в работе по подготовке соответствующих документов (рекомендаций, проектов международных договоров, модельных законов и др.) в сфере транспортного права, арбитража и обеспечительных интересов.

Развивая конструктивное взаимодействие с Всемирной организацией интеллектуальной собственности по дальнейшему расширению сотрудничества в сфере формирования и совершенствования национальной системы охраны интеллектуальной собственности, Беларусь стремится осваивать новые направления, а именно использование потенциала Всемирной организацией интеллектуальной собственности для реализации задач перехода белорусской экономики на инновационный путь развития. Конкретным шагом в данном направлении является подписание в январе 2007 года Совместной декларации о деятельности по укреплению системы интеллектуальной собственности и развитию инноваций в Республике Беларусь.

Для Беларуси СНГ было и остается опорой в осуществлении задач по сохранению экономического потенциала как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, по укреплению своих позиций в системе мирохозяйственных связей и международном разделении труда.

Несмотря на то, что перечень базовых документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли в рамках СНГ, на сегодняшний день согласован не всеми государствами - участниками Содружества, можно констатировать, что Республика Беларусь участвует во всех основных договорах по данной тематике.

Республика Беларусь активно участвует в ЕврАзЭС, в процессе формирования таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия), к которому в зависимости от степени своей готовности смогут присоединиться остальные члены Сообщества, и Единого экономического пространства. Особенностью таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является наличие национального исполнительно-регулирующего органа - Комиссии таможенного союза.

В рамках ЕврАзЭС нашей страной оформлено участие более чем в 50 договорах, в том числе во всех торгово-экономических договорах. В рамках таможенного союза (ЕврАзЭС) подписано 25 международных договоров, Беларусью выполняются внутригосударственные процедуры по 12 договорам, по остальным международных договорам соответствующие процедуры уже выполнены.

Среди договоров в рамках таможенного союза особо следует отметить Договор о Комиссии таможенного союза и Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанные в г. Астане 6 октября 2007 года, которые закладывают основы данного интеграционного образования. В развитие указанных международных договров проводится интенсивная работа по подготовке новых соглашений. В ближайшие годы планируется заключить еще несколько десятков международных договоров, направленных на формирование таможенного союза.

Формирование таможенного союза проходит в условиях присоединения государств - членов ЕврАзЭС к ВТО. Предстоит кардинально решить задачи обеспечения свободного перемещения товаров, в том числе свободного транзита электроэнергии и углеводородов по территории государств сообщества.

Унификация уровней внутренних и транзитных тарифов на железнодорожном транспорте в рамках ЕврАзЭС даст мощный толчок развитию внутрирегиональной торговли, позволит активизировать интеграционное сотрудничество и деловые контакты между товаропроизводителями государств сообщества.

Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению.

Основными международными договорами Республики Беларусь в области таможенного дела, заключенными в рамках государств - участников СНГ, являются:

1. Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года;

2. Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года;

3. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года;

4. Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей от 15 апреля 1994 года;

5. Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ от 3 ноября 1995 года;

6. Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года;

7. Соглашение о порядке транзита через территории государств -участников Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года;

8. Решение Совета глав правительств СНГ о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года;

9. Протокол об упрощении и унификации осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей от 21 декабря 2000 года;

10. Соглашение между таможенными службами государств - участников СНГ о соблюдении конфиденциальности информации в области технического оснащения таможенных органов от 21 декабря 2000 года;

11. Протокол о сотрудничестве в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 12 сентября 2002 года;

12. Соглашение о взаимодействии таможенных служб государств -участников СНГ в области экспертной, исследовательской и научно-исследовательской деятельности по идентификации и диагностике товаров от 24 декабря 2003 года;

13. Протокола о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ от 3 июня 2005 года;

14. Решение Совета глав правительств СНГ о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2005 года.

2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА

Требования к регистрации, документации и таможенные процедуры

В соответствии со статьей 44 Таможенного кодекса Республики Беларусь все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь с соблюдением положений, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

Перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь (далее - запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров), установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера.

Запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров применяются и к товарам, перемещаемым транзитом, если иное не установлено законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и иными актами таможенного законодательства, за исключением случаев, когда в отношении таких товаров таможенное оформление не производится и (или) они освобождены от отдельных операций таможенного контроля в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международными договорами Республики Беларусь.

При производстве таможенного оформления определенные Таможенным кодексом Республики Беларусь лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Так, для помещения товаров под таможенные режимы документы и сведения представляются декларантом, которым может выступать резидент или нерезидент Республики Беларусь, либо по его поручению - таможенный агент (представитель), для помещения товаров под таможенный режим таможенного транзита - перевозчик или экспедитор, если экспедитор является резидентом Республики Беларусь, или лицом, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение других операций с товарами в месте доставки в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства и представление которых предусмотрено Таможенным кодексом Республики Беларусь.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

1. РЕЖИМ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАМКИ 1.2. ЦЕЛИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ 1.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1.4. СОГЛАШЕНИЯ 2. МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 2.1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА 2.2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА 3. СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 3.1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 3.2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА 3.3. УСЛУГИ 4. МЕРЫ ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И МЕЖБАНКОВСКИХ КРЕДИТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРАКТИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 5. КРАТКАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ И ТАБЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 5.1. ОСНОВНЫЕ ОТЧЕТНЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5.2. ОБЪЕМ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ, ИХ ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА И ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 5.3. ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 5.4 ПАРАМЕТРЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА, РЕЗЕРВОВ, ЗАДОЛЖННОСТИ, ОБМЕННЫЕ И ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ И ДРУГИЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Решение Экономического Совета Содружества Независимых Государств от 11 сентября 2009 года
"Об Обзоре торговой политики Республики Беларусь"

О документе

Дата принятия: 11/09/2009
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Содружество Независимых Государств

Опубликование документа

нет данных