База данных

Дата обновления БД:

18.10.2017

Добавлено/обновлено документов:

29 / 198

Всего документов в БД:

77877

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 2 июня 2011 года №1

О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам

(В редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №10, 30.03.2017 г. №3)

Обсудив практику взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам, в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что строгое соблюдение законодательства, регулирующего порядок уплаты государственной пошлины, а также взыскание судебных расходов, связанных с рассмотрением гражданских дел, и процессуальных издержек по уголовным делам позволяет частично возместить государству затраты на обеспечение судопроизводства и при обеспечении доступности судебной защиты предотвращает поступление в суды необоснованных требований и ходатайств, способствует соблюдению участниками гражданских правоотношений принципа добросовестности и разумности.

2. Судам следует учитывать, что отношения, связанные с уплатой государственной пошлины по гражданским и уголовным делам, регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами (например, Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 704 "О некоторых вопросах уплаты государственной пошлины").

Ставки государственной пошлины за рассмотрение исковых заявлений, заявлений и жалоб по гражданским делам, подаваемых в суды, кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу копий документов установлены в приложении 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и за выдачу копий судебных актов этой коллегии - в приложении 15 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины при обращении в суды определен ст. 252 Налогового кодекса Республики Беларусь, а при подаче заявлений и жалоб в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь - ст. 253 названного Кодекса.

Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, жалобы, в том числе кассационной и надзорной.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2017 г. №3)
(см. предыдущую редакцию)

3. При поступлении в суд заявления судье необходимо проверить, подлежит ли оно оплате государственной пошлиной, а также правильность ее исчисления и уплаты, если заявитель не освобожден от государственной пошлины в силу ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь или иных законодательных актов.

При предъявлении встречного иска, заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях.

4. С заявлений (жалоб), состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается соответственно за каждое требование в отдельности и исчисляется путем сложения пошлин. Это правило относится и к исковым заявлениям, содержащим одновременно как имущественные, так и неимущественные требования. Такие заявления оплачиваются государственной пошлиной как по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, так и по ставкам, установленным для заявлений неимущественного характера.

5. Судам надлежит иметь в виду, что в силу подпункта 1.25 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются органы прокуратуры, государственные органы, организации и физические лица, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных законодательством. Истцы и их представители, в том числе адвокаты, по заявленным в таких делах самостоятельным требованиям, а также при обжаловании решения, вынесенного по делу, уплачивают государственную пошлину на общих основаниях.

6. При увеличении размера исковых требований после возбуждения дела производится доплата государственной пошлины по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь) в соответствии с увеличением цены иска. Вместе с тем в случае невыполнения истцом требования о доплате государственной пошлины в ходе рассмотрения дела довзыскание государственной пошлины производится судом при вынесении решения по существу спора.

7. Если заявление не оплачено государственной пошлиной, а заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона или решения органа местного управления и самоуправления, судья выносит определение об оставлении заявления без движения. В определении должны быть указаны сумма государственной пошлины, срок уплаты и последствия неуплаты.

В случаях, когда при подаче заявления лицо просит о полном либо частичном освобождении его от уплаты государственной пошлины исходя из имущественного положения (п. 2 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь), данный вопрос подлежит разрешению с учетом требований ст.ст. 130-132 ГПК.

Определение об отказе в освобождении от уплаты государственной пошлины, так же как и определение об оставлении заявления без движения по мотиву ее неуплаты, может быть обжаловано в кассационном порядке, за исключением определений, вынесенных Верховным Судом Республики Беларусь (ч. 4 ст. 433 ГПК).

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2017 г. №3)
(см. предыдущую редакцию)

8. Разъяснить судам, что освобождение полностью или частично от уплаты судебных расходов в доход государства (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела) возможно в отношении физических лиц исходя из их имущественного положения. При этом освобождение от уплаты государственной пошлины допускается лишь по объектам обложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 130 ГПК).

При решении вопроса об освобождении от уплаты судебных расходов в доход государства следует принимать во внимание размер заработной платы и (или) доходов, возраст и состояние здоровья, количество иждивенцев, иные обстоятельства, объективно свидетельствующие о затруднительном материальном положении заявителя. Если приобщенных к заявлению об освобождении от судебных расходов документов о материальном положении заявителя недостаточно, судья по ходатайству заявителя истребует дополнительные.

Если лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то и в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований с него государственная пошлина взысканию не подлежит.

9. Обратить внимание судов, что освобождение лиц от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений, заявлений и жалоб в суд не влечет их освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных и надзорных жалоб (п. 11 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь). Учитывая самостоятельный статус кассационных и надзорных жалоб, льгота при их подаче может быть предусмотрена законодательным актом либо предоставлена уполномоченным органом (лицом) по заявлению лиц, имеющих право на их подачу.

10. Отказ суда (судьи) в предоставлении льготы по государственной пошлине на стадии принятия заявления к производству суда либо при подаче кассационной жалобы на судебное постановление не препятствует решению этого вопроса органом местного управления и самоуправления, как и решение органа местного управления и самоуправления об отказе в предоставлении льготы по государственной пошлине не препятствует суду (судье) при наличии установленных законом оснований освободить гражданина полностью или частично от уплаты государственной пошлины в доход государства.

Предоставленные физическому лицу в соответствии с пунктами 1-3 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождения от государственной пошлины по одному и тому же основанию и объекту обложения государственной пошлиной не суммируются, а применяется наибольшее освобождение из предоставленных.

11. При возложении на ответчиков солидарной ответственности, в том числе по гражданскому иску в уголовном процессе, суд солидарно взыскивает с них и государственную пошлину. Это правило распространяется и на издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела, кроме расходов, понесенных в связи с процессуальными действиями, произведенными по требованию процессуального соучастника и только в его интересах, которые другими процессуальными соучастниками не возмещаются (ст. 136 ГПК).

В случае подачи жалобы в кассационном или надзорном порядке одним из солидарных ответчиков о несогласии с решением суда в полном объеме государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска в размере, установленном п. 10 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

12. Требование о разделе совместно нажитого имущества супругов подлежит оплате государственной пошлиной в соответствии с ценой иска независимо от того, заявлено ли оно отдельно или в иске о расторжении брака. При соединении этих требований в одном заявлении или объединении в одном деле государственная пошлина взимается за каждое требование отдельно.

При удовлетворении иска о расторжении брака расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд, взыскиваются в его пользу с ответчика, если семья распалась по вине последнего. Если в распаде семьи виновны оба супруга, эти расходы распределяются между ними.

13. Цена иска по всем делам о взыскании алиментов независимо от их назначения (на содержание детей, родителей, супругов и др.) определяется совокупной суммой алиментов, а если срок, за который взысканы алименты, превышает двенадцать месяцев, - от суммы алиментов за двенадцать месяцев (ст. 252 Налогового кодекса Республики Беларусь, п. 3 ч. 1 ст. 120 ГПК).

Сумма алиментов определяется из среднемесячного заработка (дохода) ответчика по последнему месту работы.

В тех случаях, когда ответчик не работает, неизвестно его место жительства, сумму выплат для исчисления государственной пошлины следует определять применительно к правилам ч. 6 ст. 110 КоБС.

Если при установлении места жительства ответчика будет выяснено, что его среднемесячный заработок (доход) выше среднего заработка, из которого исчислена государственная пошлина, вопрос о довзыскании государственной пошлины решается путем изменения решения в кассационном либо надзорном порядке.

14. Исковые заявления о праве собственности на имущество, о признании недействительными договоров отчуждения имущества, о признании права на долю в имуществе, о выделении доли из общего имущества подлежат оплате государственной пошлиной исходя из стоимости отыскиваемого имущества либо его доли по каждому заявленному требованию.

Однако если несколько таких требований в отношении одного и того же имущества в соответствии со ст. 250 ГПК соединены (объединены) в одном заявлении лицом (лицами), обращающимся в суд, или объединены для их совместного рассмотрения в одном производстве судом (судьей), и если требования истцов общие, размер государственной пошлины должен определяться от общей стоимости отыскиваемого имущества, а не от его стоимости по каждому требованию (например, исковое заявление о признании договора дарения дома недействительным и о признании права собственности на половину этого же дома подлежит оплате государственной пошлиной от стоимости всего дома, а не от стоимости всего дома и его половины).

15. Иски об установлении факта ничтожности сделки и применении последствий ее недействительности, как и требования о недействительности оспоримой сделки, относятся к искам имущественного характера. Поэтому государственная пошлина по таким требованиям взыскивается в соответствии с подпунктом 1.1 п. 1 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (5 % от стоимости имущества, в отношении которого совершена сделка).

Если требование об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности не предъявлялось, а суд при рассмотрении дела в ходе оценки доказательств по своей инициативе установит факт ничтожности сделки и применит последствия ее недействительности, государственная пошлина не взыскивается в связи с отсутствием в законодательстве соответствующего объекта налогообложения.

16. Исковые заявления о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним подлежат оплате государственной пошлиной в размере трех базовых величин, как исковые заявления, не подлежащие оценке (подпункт 6.2 п. 6 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

17. Государственная пошлина по отдельно заявленным исковым требованиям о взыскании неустойки (штрафа, пени) подлежит уплате как по требованиям имущественного характера, за исключением случаев, когда законодательными актами предусмотрена льгота по государственной пошлине (например, если требование о взыскании неустойки вытекает из Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей").

18. Обратить внимание судов, что возврат государственной пошлины допускается при наличии оснований, указанных в ст. 259 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату с начислением на нее процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 259 Налогового кодекса Республики Беларусь, лишь в случаях, когда ее уплата произведена в результате неправильного применения органом либо лицом, взимающим государственную пошлину, норм законодательства либо допущенной им арифметической ошибки. В случаях излишней уплаты государственной пошлины либо неосновательной ее уплаты по инициативе плательщика это правило не применяется.

Излишне уплаченная государственная пошлина, в том числе и в случае уменьшения цены иска в процессе рассмотрения дела, может быть возвращена плательщику только по его заявлению на основании определения суда. Определение о возврате государственной пошлины либо об отказе в этом должно соответствовать требованиям ст. 320 ГПК, в частности, содержать ссылку на ст. 259 Налогового кодекса Республики Беларусь и быть мотивированным. На такое определение может быть подана частная жалоба или принесен частный протест (ст. 117 ГПК).

19. Разъяснить судам, что к судебным расходам по гражданскому делу, кроме государственной пошлины, относятся издержки, связанные с рассмотрением дела. К издержкам, помимо перечисленных в ст. 116 ГПК, следует относить и иные расходы, связанные с рассмотрением дела и признанные судом необходимыми (п. 8 ст. 116 ГПК). К необходимым расходам, в частности, относятся суммы, уплаченные за оценку имущества, изготовление документов по делу, оказание юридической помощи по составлению заявлений и жалоб, оформление доверенности на представительство в суде и на другие расходы, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств, а также с исполнением решения.

20. Невыполнение сторонами (стороной) требований ч. 1 ст. 126 ГПК о внесении вперед оплаты расходов по производству осмотра на месте, а также сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного сторонами (стороной) ходатайства о производстве осмотра на месте, вызове свидетеля, эксперта, специалиста, если это необходимо для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела. Затраченные для этих целей суммы взыскиваются со сторон с учетом требований ст.ст. 135, 142 ГПК.

В соответствии с п. 11 ст. 165 ГПК суд оставляет заявление без рассмотрения, если стороны (сторона), не освобожденные от уплаты судебных издержек, в случае необходимости назначения экспертизы отказываются от уплаты издержек по ее проведению.

21. По общему правилу судебные расходы по гражданскому делу несет сторона, оказавшаяся неправой в споре. Порядок распределения судебных расходов между сторонами и возмещения их государству регулируется ст.ст. 135, 142 ГПК. Поэтому в процессе судебного разбирательства суд обязан исследовать обстоятельства, связанные с судебными расходами. В случае необходимости суду надлежит также проверить наличие оснований, при которых на одну из сторон возлагается обязанность по уплате другой стороне компенсации за фактическую потерю рабочего времени, и в мотивировочной части решения указать не только о праве на взыскание, но и конкретную сумму (суммы), подлежащую взысканию со стороны (сторон) по делу, и указать эту сумму (суммы) в резолютивной части решения.

Взыскание судебных расходов с недобросовестной стороны или третьих лиц производится по правилам ст. 139 ГПК независимо от результатов рассмотрения дела.

22. Обратить внимание судов, что распределение судебных расходов между сторонами при отказе от иска и мировом соглашении производится по правилам ст. 137 ГПК.

Согласно ч. 1 ст. 137 ГПК при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчик не возмещает. Однако отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию по требованию истца понесенных им судебных расходов.

Отказ истца от иска не в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком не исключает взыскания с истца судебных расходов, понесенных ответчиком, в частности, если это вызвано недобросовестными или заведомо неправильными действиями истца.

Мировое соглашение сторон может считаться достигнутым при условии урегулирования вопроса о распределении судебных расходов посредством их взаимного погашения либо на иных условиях. О необходимости достичь соглашения о распределении судебных расходов суд должен разъяснить сторонам мирового соглашения.

23. Вопрос о возмещении судебных расходов государству разрешается применительно к ст. 142 ГПК. При отказе истца от иска возмещение государству судебных расходов возлагается на истца, а в случаях отказа от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком - на ответчика.

24. При распределении между сторонами расходов, связанных с производством по гражданскому делу экспертизы или осмотра на месте, судам следует учитывать особенности спорного правоотношения и цели проведения этих процессуальных действий. Если производство экспертизы и осмотра на месте осуществлялось в интересах обеих сторон (например, при разделе дома, определении порядка пользования земельным участком между собственниками), то расходы возлагаются на обе стороны. В случаях отказа в иске такие расходы возлагаются на сторону, оказывающуюся неправой в споре (например, по иску об устранении препятствий в пользовании земельным участком).

25. Порядок возмещения расходов по оплате помощи представителя стороны, в том числе представителя - адвоката, регулируется ст. 124 ГПК. В расходы по оплате помощи представителя включаются все расходы по его участию в деле, в том числе расходы по составлению процессуальных документов.

26. В силу ст. 326 ГПК дополнительное решение в отношении судебных расходов может быть вынесено лишь в том случае, если вопрос о государственной пошлине или издержках, связанных с рассмотрением дела, судом при постановлении решения не был разрешен. Вынесением дополнительного решения суд не вправе изменить решение в части судебных расходов.

27. Сторона по делу, которая не согласна с решением суда в части взыскания судебных расходов, вправе обжаловать это решение в вышестоящий суд в установленном порядке. Жалобы на решения по вопросу судебных расходов не подлежат оплате государственной пошлиной.

28. Обратить внимание судов, что при взыскании судебных (процессуальных) издержек, связанных с выплатой сумм, причитающихся свидетелям, экспертам, специалистам по гражданским делам (ст. 127 ГПК), потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым по уголовным делам (ст. 162 УПК), следует руководствоваться Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1775.

Фактические расходы на проезд, связанные с явкой в суд потерпевших, гражданских истцов и их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, превышающие размеры, установленные Положением, в необходимых случаях могут быть оплачены с разрешения органа или суда, вызвавшего данных лиц, и взысканы в качестве процессуальных издержек (п. 5 Положения).

(В пункт 28 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2011 г. №10)

(см. предыдущую редакцию)

29. Необходимым условием для отнесения расходов, понесенных при производстве по уголовному делу, к процессуальным издержкам являются их выплата в случаях, предусмотренных пп. 1-6 ч. 1 ст. 162 УПК, либо реальное израсходование на цели, указанные в пп. 7, 8, 9, 91 ч. 1 ст. 162 УПК, органом, ведущим уголовный процесс, из бюджетных средств, специально выделяемых соответствующему органу уголовного преследования и суду именно на эти цели.

Поэтому судам надлежит проверять достоверность представленных органом уголовного преследования сведений об отнесении соответствующих сумм к процессуальным издержкам, правильность расчетов их размера.

30. Судам надлежит иметь в виду, что выплата расходов, указанных в пунктах 1-5 ч. 1 ст. 162 УПК и понесенных при производстве по уголовному делу, не может связываться с моментом окончания производства по уголовному делу и производится по постановлению (определению) суда потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым либо государственной организации, в которой работали эксперт, специалист или переводчик, выполнявшие свои обязанности в порядке служебного задания, непосредственно после выполнения указанными лицами своих обязанностей в уголовном процессе.

31. К иным расходам, понесенным при производстве по уголовному делу (п. 10 ч. 1 ст. 162 УПК), следует относить не перечисленные в пунктах 1-91 ч. 1 ст. 162 УПК суммы, если необходимость их выплаты непосредственно была связана с собиранием, исследованием и проверкой доказательств (например, суммы, выплачиваемые за повреждение либо приведение в негодность имущества в результате проведения экспертизы), а также другие расходы, связанные с производством по уголовному делу (например, с сохранностью имущества, на которое наложен арест (ст. 132 УПК), мерами попечения о детях, иждивенцах и по обеспечению сохранности имущества, жилища подозреваемого, обвиняемого (ст. 197 УПК).

Включение в процессуальные издержки расходов на содержание и материальнотехническое оснащение и обеспечение органов, ведущих уголовный процесс, законодательными актами не предусмотрено.

32. Разъяснить судам, что вознаграждение, выплачиваемое эксперту за выполнение своих обязанностей в уголовном процессе (п. 4 ч. 1 ст. 162 УПК), а также выплата сумм на покрытие расходов по его явке к месту проведения процессуальных действий и обратно, в суд, по найму жилого помещения и суточных (п. 1 ч. 1 ст. 162 УПК) относится к процессуальным издержкам лишь в том случае, если эти обязанности выполнялись вне служебного задания государственного экспертного учреждения, с которым эксперт состоит в трудовых отношениях.

При выполнении экспертом своих обязанностей в порядке служебного задания организации, не являющейся государственным экспертным учреждением, расходы, связанные с явкой к месту проведения процессуальных действий и обратно, а также иные расходы на выполнение его функций авансируются организацией, в которой он работает, а затем возмещаются ей органом, ведущим уголовный процесс (п. 5 ч. 1 ст. 162 УПК).

33. Судам надлежит иметь в виду, что за лицами, вызываемыми в орган уголовного преследования и в суд в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого, в силу ст. 101 Трудового кодекса Республики Беларусь по месту работы сохраняется средний заработок за все время вызова. Вместе с тем по требованию нанимателя, выплатившего такие суммы, они возмещаются ему из бюджетных средств и включаются в процессуальные издержки (ч. 2 ст. 162 УПК).

Если указанные лица не имеют постоянного заработка, основного места работы либо не являются рабочими или служащими, выплачиваемые им суммы в соответствии с Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1775, включаются в процессуальные издержки.

34. Обратить внимание судов на неукоснительное соблюдение порядка распределения и взыскания процессуальных издержек, определенного ст. 163 УПК.

Взысканию с обвиняемого подлежат лишь те процессуальные издержки, которые связаны с обвинением, по которому он признан виновным (ч. 5 ст. 163 УПК). Поэтому при оправдании обвиняемого по одному из вмененных ему в вину преступлений либо исключении одного или нескольких эпизодов обвинения процессуальные издержки, непосредственно связанные с собиранием и исследованием доказательств по этому обвинению или его эпизодам, принимаются на счет государства.

Если по делу признаны виновными несколько лиц, процессуальные издержки взыскиваются с каждого из них в долевом порядке. При распределении процессуальных издержек в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 163 УПК следует учитывать объем обвинения, который нашел свое подтверждение в судебном разбирательстве (количество преступлений, эпизодов), характер вины, степень участия в совершении преступления, а также имущественное положение каждого из обвиняемых.

35. В описательно-мотивировочной части приговора судам необходимо указывать об отнесении соответствующих расходов, понесенных при производстве по уголовному делу, к процессуальным издержкам, привести их расчет, а также обосновать порядок распределения процессуальных издержек между обвиняемыми либо отнесение их на счет государства.

Решение о взыскании процессуальных издержек либо об их принятии на счет государства указывается в резолютивной части приговора (ст. 364 УПК).

36. В случаях, когда вопрос о процессуальных издержках не был разрешен при постановлении приговора, он подлежит разрешению судом, постановившим приговор (ч. 1 ст. 402 УПК).

37. При рассмотрении гражданских и уголовных дел в кассационном и надзорном порядке вышестоящие суды должны принимать предусмотренные законом меры к исправлению ошибок, допущенных при взыскании судом первой инстанции судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам.

38. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 15 сентября 1994 г. № 8 "О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам" (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2001 г., 26 сентября 2002 г., 22 декабря 2005 г., 28 сентября 2006 г.) (Судовы веснiк, 1994 г., № 4).

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь

В.О.Сукало

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Республики Беларусь

И.Н.Минец

 

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 года №1
"О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам"

О документе

Номер документа:1
Дата принятия: 02/06/2011
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:02/06/2011
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 21 июня 2011 года, №69, 6/1036

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/03/2017  документом  Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в постановления Пленума Верховного Суда Республики... № 3 от 30/03/2017
Вступила в силу с: 30/03/2017


Редакция от 22/12/2011, принята документом Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 22/12/2011
Вступила в силу с: 22/12/2011


Первоначальная редакция от 02/06/2011