База данных

Дата обновления БД:

22.09.2018

Добавлено/обновлено документов:

27 / 153

Всего документов в БД:

85980

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 27 декабря 2002 года №412-IIQ

О безопасности гидротехнических сооружений

(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 30.09.2014 г. №1034-IVQD, 18.12.2015 г. №46-VQD)

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением безопасности гидротехнических сооружений во время их проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, восстановления, консервации и ликвидации, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников сооружений и эксплуатационников.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1.0. Использованные в настоящем Законе понятия выражают следующие значения:

1.0.1. гидротехническое сооружение — водохранилища, плотины, магистральные водопроводы, гидроэлектростанции, водоспускные, водовыпускные, водоприемные, водоотстойные, водоотводные сооружения, водонасосные станции, туннели, каналы, коллекторы, связующие уровень, берегозащитные, берегоукрепительные, регулирующие русло, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения, расположенные в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря (озера) морские сооружения (эстакады, приэстакадные площадки, стационарные морские платформы, инженерно-технические сооружения, взаимодействующие с водной средой и предусмотренные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов, судопропускные шлюзы), а также другие специальные инженерно-технические сооружения, предназначенные для использования подземных и наземных водных ресурсов и предотвращения вредных воздействий воды;

1.0.2. безопасность гидротехнического сооружения — свойства гидротехнических сооружений, обеспечивающие защиту жизни, здоровья людей, имущественных интересов государства, окружающей среды и хозяйственных объектов от бедствий и опасных происшествий, которые могут возникнуть в результате аварии и повреждения гидротехнического сооружения;

1.0.3. оценка безопасности гидротехнического сооружения определение соответствия технического состояния гидротехнического сооружения и уровня квалификации эксплуатационного состава нормам и правилам, установленным настоящим Законом и другими соответствующими нормативно-правовыми актами;

1.0.4. критерии безопасности гидротехнического сооружения высший предел показателей качества и количества устойчивости и технического состояния гидротехнического сооружения, а также условий эксплуатации, соответствующих допустимому пределу риска возникновения аварии на сооружении;

1.0.5. обеспечение безопасности гидротехнического сооружения разработка и осуществление комплексных мер по предотвращению возникновения аварии на гидротехническом сооружении;

1.0.6. декларация безопасности гидротехнического сооружения документ, обосновывающий безопасность гидротехнического сооружения и отражающий в себе меры обеспечения безопасности;

1.0.7. собственник гидротехнического сооружения юридическое или физическое лицо, пользующееся правом владеть, распоряжаться гидротехническим сооружением и давать разрешение на его использование;

1.0.8. эксплуатационник гидротехнического сооружения юридическое лицо, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, или физическое лицо, эксплуатирующее гидротехническое сооружение в целях осуществления хозяйственной или предпринимательской деятельности;

1.0.9. чрезвычайная ситуация, которая влечет за собой причинение ущерба жизни, здоровью, имуществу людей, окружающей среде и хозяйственным объектам, а также материальные потери на определенной территории в результате произошедших на гидротехническом сооружении аварии и повреждения.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Азербайджанской Республики от 30.09.2014 г. №1034-IVQD, 18.12.2015 г. №46-VQD)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений

2.1. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Закона, Водного кодекса Азербайджанской Республики, законов Азербайджанской Республики "О мелиорации и ирригации", "О водоснабжении и сточных водах", "Об энергетике", "Об электрических и тепловых станциях", "Об использовании энергетических ресурсов", "О технической безопасности" и других нормативно-правовых актов.

2.2. В случае, если установленные в межгосударственных договорах, участником которых является Азербайджанская Республика, правила, связанные с безопасностью гидротехнических сооружений, будут отличаться от правил, предусмотренных настоящим Законом, применяются правила международных договоров.

2.3. Международное сотрудничество в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики и нормами международного права на основании заключенных между Азербайджанской Республикой и другими государствами и международными организациями договоров, соглашений и договоренностей.

Статья 3. Классификация гидротехнических сооружений по их безопасности

3.1. Гидротехнические сооружения, в зависимости от целевого назначения, степени безопасности, режима охраны и особенностей использования, на территории Азербайджанской Республики классифицируются, подразделяясь на гидротехнические сооружения государственного и местного значения.

3.2. Эксплуатируемые совместно с другим государством гидроэлектростанции каскадного типа, крупные водохранилища, водяные насосные, плотины, туннели, магистральные каналы, коллекторы, защитные сооружения водохранилищ и побережья рек, а также расположенные в принадлежащем Азербайджанской Республики секторе Каспийского моря (озера) морские сооружения относятся к особо охраняемым гидротехническим сооружениям государственного значения.

3.3. Список, режим охраны гидротехнических сооружений государственного и местного значения, их классификация по безопасности устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 4. Право собственности и эксплуатации на гидротехнические сооружения

4.1. Гидротехнические сооружения могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.

4.2. Право эксплуатации гидротехнических сооружений приобретается в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 5. Государственный реестр гидротехнических сооружений

5.1. Государственный реестр гидротехнических сооружений является совокупностью данных, отражающих целевое назначение, технические характеристики, степень безопасности и классификацию по безопасности сооружения, и ведется с целью организации их систематизированной регистрации, эффективного использования и охраны.

5.2. Правила составления и ведения государственного реестра гидротехнических сооружений устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

5.3. После утверждения декларация безопасности гидротехнических сооружений включается в государственный реестр.

Раздел II. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Статья 6. Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений

6.1. Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании следующих требований:

6.1.1. определения риска аварии на сооружениях;

6.1.2. составления и соблюдения декларации безопасности сооружений;

6.1.3. непрерывности эксплуатации сооружений;

6.1.4. подготовки, осуществления мер по обеспечению безопасности сооружений, в том числе определения критериев их безопасности, оснащения необходимыми средствами для контроля за техническим состоянием, обеспечения требуемых категорий технической квалификации эксплуатационного состава;

6.1.5. принятия опережающих комплексных мер с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций на сооружениях;

6.1.6. финансирования мер по обеспечению безопасности сооружений;

6.1.7. установления ответственности за действия (или бездействие), повлекшие за собой снижение степени безопасности сооружений ниже установленного уровня.

6.2. На территориях, где размещаются гидротехнические сооружения, в зависимости от их классификации по безопасности применяется соответствующий режим охраны, а вокруг них создаются зоны охраны. Размеры, границы зон охраны и правила их использования устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

6.3. Ведение взрывных работ (за исключением внутрискважинных взрывных работ на скважинах, расположенных на морских сооружениях) и эксплуатация подземных природных ресурсов, а также размещение и деятельность объектов, могущих оказать физическое, химическое и биологическое воздействие на сооружения и окружающую среду, в пределах зон охраны особо охраняемых гидротехнических сооружений государственного значения запрещается.

6.4. Особенности обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, осуществляющих деятельность в составе государственных предприятий системы энергетики и водного транспорта, в том числе морских сооружений, расположенных в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря (озера), устанавливаются положением, утвержденным соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 7. Задачи государства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений

7.0. К задачам государства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений относятся:

7.0.1. подготовка и осуществление государственных программ по обеспечению безопасности сооружений;

7.0.2. определение научно-технической политики и осуществление международного сотрудничества в области безопасности сооружений;

7.0.3. определение классификации сооружений по безопасности и режим их охраны;

7.0.4. установление правил составления и ведения государственного реестра сооружений;

Статья 8. Обязанности собственника и эксплуатационника сооружения в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений

8.1. К обязанностям собственника и эксплуатационника сооружения в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений относятся:

8.1.1. обеспечение соблюдения норм и правил безопасности при строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, выводе с эксплуатации и консервации сооружения;

8.1.2. организация эксплуатации сооружения в соответствии с действующим законодательством, обеспечение повышения уровня квалификации эксплуатационного состава;

8.1.3. осуществление постоянного контроля за техническим состоянием сооружения, непрерывное проведение мониторинга, анализ их результатов, прогнозирование и оценка на основании полученных данных безопасности сооружений, вредное воздействие природных и техногенных явлений;

8.1.4. обеспечение постоянного содержания в рабочем состоянии местной системы оповещения, предупреждающей о возникновении чрезвычайной ситуации на сооружении;

8.1.5. создание системы контроля за техническим состоянием сооружения, постоянное усовершенствование ее и обеспечение содержания в рабочем состоянии;

8.1.6. в случаях появления вероятности возникновения аварии на сооружении уведомление соответствующих органов исполнительной власти, муниципалитетов и населения, внесение предложений и принятие мер по устранению возможной аварии;

8.1.7. своевременная разработка и осуществление необходимых мер по регулярному анализу причин, оказывающих негативное воздействие на безопасность сооружения, обеспечению содержания его в технически исправном и безопасном состоянии, а также предотвращению возникновения аварии на сооружении;

8.1.8. установление с соответствующими органами исполнительной власти и муниципалитетами взаимных связей по вопросам предотвращения аварии на сооружении, при реальности угрозы аварии и разрушения сооружения оказание содействия выводу находящегося на данной территории населения и организаций из зоны затопления;

8.1.9. своевременное устранение нарушений норм и правил безопасности, выявленных органами государственного контроля;

8.1.10. создание соответствующих финансовых и материальных ресурсов для безопасной эксплуатации сооружения, предотвращения фактов аварии и устранения последствий аварии.

8.2. Собственник и эксплуатационник гидротехнического сооружения в пределах своих полномочий ответственны за его безопасность.

Статья 9. Декларация безопасности гидротехнических сооружений

9.1. На этапах проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления и консервации собственник или эксплуатационник сооружения должны составлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

9.2. Декларация безопасности гидротехнических сооружений является основным документом, отражающим в себе данные, отвечающие критериям безопасности сооружения.

9.3. Правила и форма составления декларации безопасности гидротехнических сооружений устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

9.4. Собственник или эксплуатационник гидротехнического сооружения представляет декларацию безопасности сооружения на утверждение соответствующих органов исполнительной власти. Утверждение декларации безопасности гидротехнических сооружений служит основанием для включения сооружения в государственный реестр, утверждения проекта, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, снятия с эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта, восстановления и консервации сооружения, а также изменения его назначения и ликвидации.

9.5. Собственник и эксплуатационник гидротехнического сооружения в установленном законодательством порядке несут ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации безопасности.

9.6. Декларация безопасности гидротехнических сооружений хранится у собственника или эксплуатационника сооружения.

Статья 10. Экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений

10.1. Экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, включая проектный этап, осуществляется на платной основе в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

10.2. Для проведения экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.

10.3. На основании результата экспертизы соответствующие органы исполнительной власти выносят решение об утверждении декларации безопасности сооружений.

Статья 11. Техническое расследование фактов аварии, произошедших на гидротехническом сооружении

11.1. Факт аварии, произошедшей на гидротехническом сооружении, расследуется с технической стороны специальной комиссией, организованной соответствующим органом исполнительной власти.

11.2. Комиссия составляет специальный акт о результатах технического расследования фактов аварии. В акте указываются причины аварии и всесторонняя оценка связанной с ней угрозы, объем причиненного в результате аварии ущерба, факты нарушения правил и требований безопасности, а также принятые и предстоящие меры по локализации и устранению факта аварии.

11.3. Собственники и эксплуатационники гидротехнических сооружений должны представить комиссии, организованной в связи с техническим расследованием фактов аварии, необходимые сведения и документы.

Раздел III. Государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений

Статья 12. Цель государственного контроля за безопасностью гидротехнических сооружений

12.1. Цель государственного контроля за безопасностью гидротехнических сооружений заключается в обеспечении соблюдения критериев, норм их безопасности, а также установленных в этой области других нормативов, экологических, технологических, сейсмологических, метрологических, санитарно-гигиенических стандартов, правил и требований.

12.2. Правила осуществления государственного контроля за безопасностью гидротехнических сооружений устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 13. Задачи органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений

13.1. Государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

13.2. К задачам органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений относятся:

13.2.1. подготовка, утверждение правил безопасности сооружений, определение их критериев;

13.2.2. ведение государственного реестра сооружений;

13.2.3. проведение, утверждение экспертизы декларации безопасности сооружений и включение их в государственный реестр;

13.2.4. участие в размещении сооружений, согласовании проектных поручений, проектов строительства и реконструкции, а также правил эксплуатации, контроле за качеством строительства и принятии в эксплуатацию завершенных объектов;

13.2.5. беспрепятственный осмотр сооружений, ознакомление с материалами об их безопасности и организация технического контроля;

13.2.6. проверка соответствия технического состояния сооружений их декларации безопасности;

13.2.7. согласование использования территорий, русел рек, других водоемов и смежных с ними территорий (за исключением земельных участков, где размещаются водоохранные зоны), где размещаются сооружения;

13.2.8. участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов, касающихся безопасности сооружений;

13.2.9. приостановление или ограничение хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, причиняющей ущерб безопасности гидротехнических сооружений в руслах рек, водоемах, смежных с ними участках и на море;

13.2.10. при отсутствии обеспечения безопасности сооружений приостановление работ по строительству, реконструкции, восстановлению и консервации, а также деятельности.

Статья 14. Организация контроля за безопасностью гидротехнических сооружений

14.1. Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется в целях оценки их безопасности в порядке технической проверки во время эксплуатации, а также строительства, реконструкции, капитального ремонта, восстановления и консервации сооружений с учетом требований Закона Азербайджанской Республики "О регулировании проводимых в сфере предпринимательства проверок и защите интересов предпринимателей".

14.2. Исключена в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 30.09.2014 г. №1034-IVQD

14.3. Соответствующие органы исполнительной власти принимают на основании результатов технической проверки решение и направляют его собственникам или эксплуатационникам гидротехнического сооружения.

14.4. Собственники или эксплуатационники обязаны выполнять решение соответствующих органов исполнительной власти о результатах технической проверки.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 30.09.2014 г. №1034-IVQD)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел IV. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и решение споров

Статья 15. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

15.1. На основании действующего законодательства ущерб, причиненный жизни, здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, за исключением чрезвычайных ситуаций, в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, возмещается пострадавшим за счет средств собственника или эксплуатационника сооружения.

15.2. Собственник или эксплуатационник гидротехнических сооружений обеспечивает их страхование в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Лица, виновные в нарушении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 17. Решение споров

Споры, связанные с обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, решаются в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики в судебном порядке.

 

Президент Азербайджанской Республики

Гейдар Алиев

Раздел I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений Статья 3. Классификация гидротехнических сооружений по их безопасности Статья 4. Право собственности и эксплуатации на гидротехнические сооружения Статья 5. Государственный реестр гидротехнических сооружений Раздел II. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Статья 6. Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Статья 7. Задачи государства по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Статья 8. Обязанности собственника и эксплуатационника сооружения в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Статья 9. Декларация безопасности гидротехнических сооружений Статья 10. Экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений Статья 11. Техническое расследование фактов аварии, произошедших на гидротехническом сооружении Раздел III. Государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений Статья 12. Цель государственного контроля за безопасностью гидротехнических сооружений Статья 13. Задачи органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений Статья 14. Организация контроля за безопасностью гидротехнических сооружений Раздел IV. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и решение споров Статья 15. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Статья 17. Решение споров

Закон Азербайджанской Республики от 27 декабря 2002 года №412-IIQ
"О безопасности гидротехнических сооружений"

О документе

Номер документа:412-IIQ
Дата принятия: 27/12/2002
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/03/2003
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Газете "Азербайджан" jn 1 марта 2003 года, №48

Редакции документа

Текущая редакция принята: 18/12/2015  документом  Закон Азербайджанской Республики О внесении изменения в Закон Азербайджанской Республики О безопасности гидротехнических сооружений № 46-VQD от 18/12/2015
Вступила в силу с: 31/01/2016


Редакция от 30/09/2014, принята документом Закон Азербайджанской Республики О внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики О безопасности гидротехнических сооружений № 1034-IVQD от 30/09/2014
Вступила в силу с: 09/11/2014


Первоначальная редакция от 27/12/2002