Действует

РЕШЕНИЕ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 19 ноября 2010 года

О состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств-участников СНГ

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Информацию о состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств - участников СНГ (прилагается). Отметить, что антимонопольными органами государств - участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике проделана значительная совместная работа, направленная на снижение тарифов на услуги связи в международном роуминге.

2. Рекомендовать антимонопольным органам государств - участников СНГ завершить процедуры расследований нарушений антимонопольного законодательства на рынке услуг связи в международном роуминге в I квартале 2011 года.

3. Уполномоченным органам государств - участников СНГ, осуществляющим государственное регулирование в области связи, рассмотреть вопрос о снижении тарифов на регулируемые услуги завершения вызова на сети операторов международной электросвязи, влияющие на услуги связи в международном роуминге, не позднее I квартала 2011 года.

4. Межгосударственному совету по антимонопольной политике продолжить организацию совместной работы антимонопольных органов на социально значимых рынках и рынках, влияющих на усиление экономического взаимодействия государств - участников СНГ.

 

От Азербайджанской Республики

От Российской Федерации

От Республики Армения

От Республики Таджикистан

От Республики Беларусь

От Туркменистана

От Республики Казахстан

От Республики Узбекистан

От Кыргызской Республики

От Украины

От Республики Молдова

 

Информация о состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств - участников СНГ

Введение

Телекоммуникационная отрасль играет одну из ключевых ролей в стабильном развитии экономики любого государства. Она обеспечивает гражданам возможность быстрого получения самой разнообразной информации, в том числе сведений о деятельности органов власти, расширяет связи в деловой среде, способствует притоку прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем на развитие самой телекоммуникационной отрасли существенное влияние оказывает правовая база, обеспечивающая необходимые условия для справедливой конкуренции, а также возможность внедрения передовых технологий.

По оценкам Международного союза электросвязи, объем мирового рынка телекоммуникационных услуг в 2007 году составил более 1700 млрд. долларов США, в 2010 году ожидается 2300 млрд. долларов США, при этом рынок телекоммуникаций сохраняет устойчивый рост 6-8% в год.

В последние годы технологическое развитие телекоммуникаций оказывает существенное влияние на замещение традиционных услуг новыми: в конце 2009 года число пользователей Интернета через сети мобильной связи превысило число пользователей по фиксированным сетям и составило 600 млн. человек, или 9,5% населения мира.

Как и в других высокотехнологичных отраслях, развитие конкуренции на рынке телекоммуникаций имеет "технологический" характер. Поэтому одним из основных факторов, определяющих успешное инновационное развитие отрасли связи, формирование благоприятных условий для пользования услугами телекоммуникаций, является состояние конкурентной среды на соответствующих рынках.

Анализ состояния конкуренции на рынке телекоммуникаций проведен по состоянию на 2009 год. В проведении анализа участвовали большинство государств - участников СНГ, представители Регионального содружества в области связи, представители бизнес-сообщества.

С начала 90-х годов XX века новые экономические условия способствовали росту банковской и коммерческой активности, прошла приватизация предприятий связи, что в определенной степени способствовало демонополизации рынка услуг связи.

При реформировании отрасли связи большое внимание уделялось обеспечению сохранения единого информационного пространства государств участников СНГ. В декабре 1991 года главами администраций связи государств - участников СНГ было принято решение о создании региональной организации, которая получила название "Региональное содружество в области связи" (РСС). Первой задачей РСС было оказание помощи администрациям связи новых независимых государств организовать децентрализованное управление сетями связи без снижения эффективности их работы.

Процесс реформирования отрасли привел к появлению на территории бывшего СССР более чем 11000 операторов связи. Наибольшее количество операторов предоставляют услуги в России - 6182. При этом в Азербайджане работают 30 операторов связи, в Туркменистане - 21, в Узбекистане 19.

Практически во всех государствах - участниках СНГ телекоммуникационная отрасль - одна из самых динамичных отраслей экономики. Так, в Кыргызстане темпы роста отрасли связи превышают темпы роста ВВП и ежегодно составляют 20-25%, в России вклад отрасли в ВВП приблизился к 5%, удельный вес отрасли связи Украины в ВВП страны составляет 7%.

За годы реформ на рынке появилось несколько десятков видов новых услуг связи: сотовая, пейджинговая, транкинговая связь, услуги передачи данных, документальная электросвязь, мультимедиа, кабельное телевидение, непосредственное вещание через спутник и др. Наиболее успешно развивается конкуренция именно на этих рынках, так как услуги общедоступной электрической связи, как правило, относятся к естественно монопольным сферам деятельности. Расширяется и спектр предоставляемых услуг.

Стремительно развивается рынок услуг сотовой связи. Количество операторов подвижной радиотелефонной связи в СНГ превысило 2100. Наибольшее количество операторов в Украине - 1701 и России - 357, наименьшее в Армении - 3, Туркменистане - 2.

Проникновение подвижной радиотелефонной связи в СНГ в среднем составляет 95,3%. Вместе с тем необходимо отметить существенные диспропорции в количестве абонентов в государствах - участниках СНГ. Если в России и Украине сотовая плотность существенно превышает 100%, в Туркменистане она менее 10%.

Протяженность междугородных и международных каналов связи в государствах - участниках СНГ более 43 млрд. канало-км.

Ежегодно жители государств - участников СНГ совершают более 4 млрд. исходящих международных телефонных разговоров. При этом более 75% телефонных разговоров совершается между государствамиучастниками СНГ.

По объему суммарного исходящего международного телефонного трафика СНГ уступает только США (в 16 раз), Германии (в 2,5 раза), Великобритании и Франции (незначительно).

Таким образом, для обеспечения качественной интеграции государств - участников СНГ в международное информационное сообщество, которое необходимо для реализации инновационного развития экономики государств, вопросам формирования и развития трансграничного информационного обмена должно уделяться достаточное внимание.

I. Государственное регулирование рынка телекоммуникаций в государствах - участниках СНГ

Мировой опыт правового регулирования телекоммуникаций свидетельствует, что практически во всех странах в той или иной степени сохраняются элементы воздействия государства на деятельность хозяйствующих субъектов. Правительственные органы определяют политику развития телекоммуникационной сферы, формируют нормативно-правовую базу в данной области, непосредственно курируют вопросы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и услуг, распределения и использования спектра частот, ресурсов нумерации, сопряжения сетей и межсетевого взаимодействия, контроля и регулирования затрат.

При этом главное внимание государственных регулирующих органов уделяется обеспечению доступности универсальных услуг, перечень которых регламентируется в зависимости от уровня развития телекоммуникаций и территориальной дифференциации, платежеспособности потребителей, общего экономического состояния государства и его политики в области информатизации.

Особая роль в системе государственного регулирования телекоммуникационной отрасли отводится механизмам ценообразования. В большинстве случаев при установлении тарифов используются методы, близкие к методам конкурентного ценообразования, стимулирующие сокращение операторами затрат на производство и содействующие на этой основе снижению тарифов.

В целом процессы управления и государственного регулирования основаны на либерализации национальных рынков связи, направлены на создание благоприятных условий для конкуренции в целях динамичного развития общедоступных сетей, расширения спектра предоставляемых услуг и улучшения их качества в интересах всех субъектов рыночных отношений.

1.1. Правовое регулирование в государствах - участниках СНГ

На территориях государств - участников СНГ действует система правового регулирования отношений в сфере телекоммуникаций, которая включает нормативные акты общего и специального характера. Эти нормативные правовые акты регулируют деятельность государственных органов, организаций и граждан в области связи, процессы формирования и развития рынка телекоммуникационных услуг, а также устанавливают полномочия государственных органов в отношении регулирования рынка телекоммуникационных услуг.

Формирование системы нормативных правовых актов в области связи государств - участников СНГ началось примерно одновременно, в основном в 1995 году на базе нормативных правовых актов СССР. В государствах участниках СНГ приняты основные законы, определяющие деятельность в области связи: "О связи" - Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан; "Об электронной связи" - Армения, Узбекистан, Украина; "Об электросвязи" - Молдова. Кроме основных законов также приняты или находятся в стадии разработки другие законы, поддерживающие и развивающие основной закон в области связи: "Об информатизации" - Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан; "О радиочастотном спектре" - Туркменистан, Узбекистан, Украина; "Об информации, информатизации и защите информации" - Азербайджан, Беларусь, Россия.

В 2010 году Правительством Республики Беларусь в рамках проводимой работы по либерализации экономики и стимулирования развития конкуренции в области электросвязи принят ряд законодательных актов, направленных на совершенствование использования национального сегмента сети Интернет и развитие сети передачи данных (Указы Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 года № 60 и от 30 сентября 2010 года № 515 соответственно).

Большинство указанных законов изменены или изданы в новой редакции после 1999 года, в период современной системы государственного регулирования экономики, и в этой связи (хотя бы декларативно) в них ставится цель развития конкуренции.

1.1.1. Лицензирование

Предоставление услуг связи возможно только на основании соответствующей лицензии. Нормы, посвященные лицензированию операторов связи и сертификации оборудования, используемого ими, определяют возможности развития конкуренции путем создания барьеров входа для потенциальных конкурентов. Чем более четкими и понятными являются правила лицензирования и сертификации, тем выше вероятность развития добросовестной конкуренции. Одновременно нормы, посвященные лицензированию и сертификации, определяют возможности для извлечения ренты и развития коррупции в отраслевой системе контроля и надзора. Возможности последнего зависят в немалой степени от того, какой орган - отраслевой или независимый - отвечает за лицензирование и сертификацию оборудования и в какой степени его деятельность регламентирована внешними по отношению к этому органу правилами.

Как правило, перечни лицензируемых видов деятельности в сфере связи определяются либо правительствами государств (например, в Российской Федерации), либо отраслевыми министерствами.

Лицензирующими органами являются отраслевые министерства или органы государственного надзора за связью.

Срок рассмотрения заявки на получение лицензии составляет, как правило, от 20 до 60 дней.

Вместе с тем имеются существенные различия как в перечнях лицензируемых видов деятельности, которые в разных государствах содержат от 3 до 20 видов деятельности, сроке действия лицензии (от 2 до 25 лет в зависимости от вида лицензии), так и в процедуре выдачи лицензий.

На территории Республики Армения лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области связи: оказание голосовых услуг, оказание услуг мобильной связи, оказание услуг по передаче данных и доступу в Интернет, а также общественная сеть электронных коммуникаций (данный вид лицензии также включает оказание услуг по всем видам оказания услуг в сфере телекоммуникаций, подлежащих лицензированию, кроме услуг вещания радио-телепередач).

В Республике Беларусь с 2010 года в соответствии с Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируются сроком на 5 лет (в отдельных случаях, установленных законодательством, - на 10 лет) 12 видов деятельности в области связи, в том числе: предоставление международного, местного телефонного соединения; эфирная трансляция телевизионных программ; услуги спутниковой фиксированной и подвижной электросвязи; услуги сотовой подвижной электросвязи и др.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 19 ноября 2010 года
"О состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств-участников СНГ"

О документе

Дата принятия: 19/11/2010
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Содружество Независимых Государств

Опубликование документа

нет данных