Действует

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО

в Министерстве юстиции Украины

22 марта 2010 г.

№237/17532

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

от 15 февраля 2010 года №70

Об утверждении Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий

В соответствии с Уставом железных дорог Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.98 N 457, с целью обеспечения безопасного функционирования собственного технологического железнодорожного транспорта, повышения безопасности движения и промышленной безопасности на промышленных предприятиях Украины ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий, которые прилагаются.

2. Департаменту металлургической и горнорудной промышленности (Абросимов М.И.), Управлению юридического обеспечения (Вернидубов С.И.) обеспечить предоставление настоящего приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа положить на заместителя Министра Грищенко С.Г.

 

Министр В.С.Новицкий

Утверждены Приказом Министерства промышленной политики Украины от 15 февраля 2010 года №70

Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий

I. Термины и их определения

В этих Правилах термины имеют такие значения:

блок-участок - часть межстанционного перегона при автоблокировании или полуавтоблокировании, ограниченная проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и входным светофором станции;

боковая колея - колея, двигаясь по которой, подвижной состав отклоняется стрелочным переводом;

бригада специального подвижного состава - работники, машинист и помощник машиниста или водитель и помощник водителя дрезины, назначенные для управления и обслуживания специального подвижного состава;

вагоны грузовые - вагоны, предназначенные для перевозки грузов (крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, специализированные вагоны для перевозки грузов: вагоны бункерного типа, рефрижераторные вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, цементовозы, агловозы, коксовозы, котуновозы, вагоны для перевозки удобрений, древесины и тому подобное);

грузополучатель - юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение (принятие) груза;

грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, выступающее от своего имени или от имени владельца груза, указанного в перевозочных документах;

ведение поезда с особой бдительностью - постоянное, повышенное внимание локомотивной бригады к условиям движения поезда;

вытяжная колея - тупиковая колея на горизонтальной площадке или с уклоном в сторону сортировальных колей, предназначенная для выполнения маневров осаждением, толчками (изолированными, серийными) или способом непрерывной сортировки вагонов;

окно - время, в течение которого останавливается движение поездов на перегоне, на отдельных колеях перегона или на станции для проведения ремонтно-строительных работ;

въездная (выездная) сигнализация - сигнализация, которая применяется для разрешения въезда и выезда подвижного состава в производственное помещение;

внутренние колеи - колеи, расположенные на территории предприятий: станционные, колеи перегонов, соединяющие между собой станции, посты; грузо-разгрузочные колеи; подъезды к рабочим горизонтам карьеров, отвалам; передвижные колеи в забоях и на отвалах; соединительные и другие колеи, назначение которых определяется выполняемыми на них операциями;

габарит приближения зданий - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, вовнутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключением могут быть только устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления и тому подобное);

габарит нагрузки - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, в котором, не выступая наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковывания и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямой горизонтальной колее;

габарит подвижного состава - предельный поперечный (перпендикулярный к оси колеи) контур, в котором, не выступая наружу, должен размещаться как нагруженный, так и пустой подвижной состав, установленный на прямой горизонтальной колее;

тормоз - устройство на подвижном складе, который создает искусственное сопротивление движения для регулирования скорости и остановки в нужном месте;

тормозной путь - расстояние, которое проходит поезд за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки (различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное));

тормозной башмак - приспособление, которое укладывается на головку рельса для остановки вагона (группы вагонов) при маневровой работе (толчками одиночными или серийными) и закрепления подвижного состава на колеях;

торможение экстренное - торможение, которое применяется для немедленной остановки поезда путем экстренной разрядки магистрали и реализации максимальной тормозной силы;

торможение полное служебное - торможение, достигаемое снижением зарядного давления в магистрали за один прием темпом служебной разрядки для получения в тормозных цилиндрах наибольшего давления, которое допускается грузовым режимом воздушных распределителей;

торможение служебное - торможение ступенями определенной величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в предварительно предусмотренном месте;

главные колеи - колеи перегонов, а также колеи станций, являющиеся непосредственным продолжением колей смежных перегонов;

вспомогательный пост - пост на перегоне, который не имеет колейного развития и предназначен только для обслуживания пункта примыкания (для поездов, которые направляются по всему перегону, не является раздельным пунктом);

экипировочный пункт - специально оборудованный сооружениями и устройствами пункт для выполнения операций, связанных с подготовкой локомотивов, специального самоходного подвижного состава к работе: поставка топливом, смазочными и обтирочными материалами, водой, песком и тому подобное, а также для выполнения технического обслуживания локомотивов, специального самоходного подвижного состава;

железнодорожно-строительные машины - одни из видов специального подвижного состава, имеющие один или несколько рабочих органов, которые выполняют работы по строительству, по всем видам ремонта, содержания и технического обслуживания сооружений и устройств железнодорожного транспорта;

земляное полотно - подготовленная из местного грунта основа железной дороги, которая обеспечивает заданное положение трассы в плане и профиле;

съемные подвижные единицы - съемные дрезины, колейные вагончики, ремонтные вышки на электрифицированных участках, колееизмерительные, дефектоскопические и другие тележки и подвижные единицы, которые могут быть сняты с колеи вручную работниками, которые их обслуживают;

руководитель маневров - работник, который непосредственно руководит действиями всех лиц, участвующих в маневрах, без указания которого машинист локомотива, проводящий маневры, не имеет права приводить локомотив в движение;

руководитель работ - ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатированных железнодорожных колеях, сооружениях и устройствах;

клиентура - предприятия и организации (контрагенты железных дорог общей сети), которые пользуются услугами железнодорожного транспорта предприятия-владельца железнодорожного хозяйства и административно не входят в его состав;

колейная блокировка - совокупность устройств и аппаратов, которые обеспечивают условия безопасного прохождения поездов по перегону или на блок-участках;

колейный знак - постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных колей;

колеи передвижные - железнодорожные колеи, которые периодически передвигаются или перезаключаются в связи с требованиями технологии производства;

колеи специальные - колеи передвижения специального технологического подвижного состава с расплавленным металлом, горячими слитками, огненножидким шлаком, со сливом ядовитых химикатов и тому подобное (по перечню предприятия в зависимости от технологии производства);

контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, которые обеспечивают передачу электрической энергии от тяговых подстанций до токоприемников электродвижущего состава;

контрагент - клиент, имеющий в своем управлении составы и (или) собственные колеи, примыкающие к железнодорожной колее другого предприятия;

полезная длина колеи - часть полной длины колеи, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не препятствуя движению по соседним колеям;

локомотивы - электровозы, тяговые агрегаты, тепловозы, паровозы;

локомотивная бригада - работники, предназначены для управления и обслуживания поездных и маневровых локомотивов, а также тяговых агрегатов.

Управление и обслуживание локомотива может осуществляться одним машинистом;

малодействующие участки - участки с размерами движения поездов не больше 8 пар в сутки;

маневры (маневровая работа) - передвижение подвижного состава в пределах станции (колейного развития предприятия), связанные с расформированием и формированием поездов и маневровых составов, а также с выполнением операций по транспортному обслуживанию технологических процессов производства (клиентов, контрагентов);

маневровый диспетчер - сменный руководитель маневровой работы на станции или в районе, а где нет дежурного по станции - распорядитель по принятию и отправлению поездов;

маневровый порядок движения (между раздельными пунктами)движение поездов между раздельными пунктами, границы которых совпадают;

маневровый район - часть станции (колейного развития предприятия), включающая станционные колеи, сортировальную горку и вытяжную (сортировальную) колею, которая обслуживается одним маневровым локомотивом;

маневровый состав - один или группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, проводящим маневры. В процессе маневровой работы число вагонов в маневровом составе может меняться;

межпостовой перегон - перегон, ограниченный колейными постами или колейным постом и станцией;

межстанционный перегон - перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами;

местная инструкция - инструкция, которая разрабатывается для развития отдельных положений настоящих Правил, инструкций по движению поездов и сигнализации на железнодорожном транспорте промышленных предприятий с учетом местных условий эксплуатации железнодорожного транспорта.

Местная инструкция утверждается начальником железнодорожного цеха или руководителем предприятия, если она регламентирует взаимодействие железнодорожного транспорта и производственных объектов, отправителей груза, грузополучателей, контрагентов;

начальник железнодорожного цеха (начальник управления железнодорожного транспорта) - руководитель железнодорожного транспорта предприятия;

начальник станции - руководитель станции (на предприятиях, где нет станций, его обязанности исполняет работник, который назначается начальником железнодорожного цеха или руководителем предприятия);

негабаритное место - место, где не соблюдены требования габарита приближения зданий;

нейтральная вставка - сообщение смежных участков контактной сети, при котором во всех случаях при прохождении электродвижущего состава обеспечивается электрическая изоляция участков, которые соединяются;

особые колейные знаки - границы железнодорожной полосы отведения, указатель номера стрелки, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны;

охранная стрелка - стрелка, установленная для приготовления маршрута принятия или отправления поезда в положение, исключающее возможность выход подвижного состава на подготовленный маршрут;

перегон - часть железнодорожной линии, ограниченная смежными раздельными пунктами;

переезд - место перекрещивания железных дорог на одном уровне с автомобильными дорогами (трамвайными колеями), оборудованное необходимыми устройствами;

подъездная колея - железнодорожная колея необщего пользования (наружная железнодорожная колея), предназначенная для перевозок грузов предприятия, которая соединяет станцию примыкания общей сети с промышленной станцией, а при ее отсутствии - с грузо-разгрузочной колеей или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних железнодорожных колей;

подталкивающий локомотив - локомотив в хвосте поезда, предназначенный для помощи ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона;

воздушный промежуток (изолировочные сообщение) - соединение смежных частей контактной сети с электрической изоляцией (токораспределение), которое выполняется так, что при прохождении токоприемника электродвижущего состава смежные участки электрически соединяются;

поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющими установленные сигналы, а также локомотивы без вагонов и специальный самоходный подвижной состав, которые отправляются на перегон;

поезд грузовой длинносоставный - грузовой поезд, длина которого (в физических или условных вагонах) превышает максимальную норму, установленную графиком движения на участке прохождения этого поезда;

поезд грузовой тяжеловесный - грузовой поезд, вес которого превышает весовую норму, установленную для этого перегона;

поезд восстановительный - поезд, предназначенный для ликвидации последствий схождений с рельсов и столкновений подвижного состава;

поезд хозяйственный - поезд, сформированный из: действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, который используется как локомотив; вагонов, выделенных для специальных и технических потребностей железнодорожного транспорта; специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта промышленных предприятий;

поезд передаточный - поезд, который обращается между станциями предприятия и обслуживается парком специально выделенных локомотивов;

поездной диспетчер - сменный руководитель движения поездов на перегонах, обеспечивающий перевозку в соответствии с установленными графиками, и другие работники, исполняющие его обязанности;

поездной порядок движения - принятие и отправление поездов по одному из установленных средств сигнализации и связи;

поездные сигналы - сигналы, которые применяются для определения поездов, локомотивов и других подвижных единиц;

пост - раздельный пункт, который имеет колейное развитие для обслуживания пунктов нагрузки-выгрузки или выполнения маневровой работы, приписывается к одной из станций (в некоторых случаях такие посты устраиваются и организовываются для регулирования движения поездов в местах пересечения железнодорожных колей; пост без колейного развития может обустраиваться при наличии примыкания на перегоне);

устройство громкоговорящего оповещения (двухсторонняя парковая связь) - устройство для передачи указаний по движению поездов, выполнения маневровой работы, осмотра вагонов и выполнения других операций машинистам локомотивов, специального самоходного подвижного состава, дежурным стрелочных постов, рабочим колейной службы, контактной сети, службы сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ) и связи, составителям и другим работникам станции;

устройства автоматической регистрации переговоров (ПАРП)устройства, позволяющие делать автоматическую запись на электронные носители служебных переговоров дежурных по станциям (диспетчеров) с машинистами локомотивов, специального самоходного подвижного состава и другими работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой, а также руководителями работ и тому подобное;

устройства дистанционного управления - устройства, позволяющие осуществлять управление стрелками, въездной (выездной) сигнализацией, воротами зданий, переездной сигнализацией и другими объектами из кабины локомотива или специального самоходного подвижного состава (другого пункта управления) при помощи радиосигналов или других носителей информации;

устройства для восстановления сыпучести грузов - тепляки (гаражи размораживания), буровые и вибрационные распушивательные установки, инфракрасные излучатели и тому подобное;

пункт технического обслуживания - специально выделенное место, оснащенное соответствующим технологическим оборудованием, на котором выполняется комплекс операций (или отдельные операции) по поддержанию работоспособности подвижного состава;

район железнодорожный - несколько станций или маневровых районов, объединенных по технологическим принципам обслуживания производства;

раздельный пункт - пункт, разделяющий железнодорожную линию на бега или блок-участки (станции, посты, разъезды, обгонные пункты, проходные светофоры и тому подобное);

подвижной состав - локомотивы, специальный подвижной состав, вагоны;

светофор - аппарат для подачи сигнальных показаний цветными огнями и их соединениями;

сигнал - условный видимый или звуковой знак, при помощи которого направляется определенный приказ;

сигнализация, централизация и блокировка (далее - СЦБ) - комплекс технических средств, при помощи которых обеспечивается необходимая пропускная способность на участках железнодорожных колей, безопасное движение поездов, передаточных, маневровых составов и выполняется автоматический контроль за состоянием участков железнодорожных колей, дистанционное управление объектами железнодорожной автоматики на станциях и перегонах;

сигнальный знак - условный видимый знак, при помощи которого направляется приказ или указание определенной категории работников (граничные столбики, знаки, помечающие границы станции, подачи свистка, отключение и включение тока и тому подобное);

специализированный поезд - поезд постоянного состава, который курсирует между определенными пунктами нагрузки и выгрузки. К специализированным поездам относятся так называемые "вертушка";

специальный несамоходный подвижной составжелезнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта, включенные в хозяйственный поезд;

специальный подвижной состав - несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу;

специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, грузоподъемные краны, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме;

спуск руководящий - наиболее крутой спуск (с учетом сопротивляемости пути кривых) длиной не меньше тормозного пути;

спуск затяжной - спуск такой крутизны и длины:

Крутизна Длина

от 0,008 до 0,010 8 км и больше

больше 0,011 до 0,014 6 км и больше

больше 0,015 до 0,017 5 км и больше

больше 0,018 до 0,020 4 км и больше

больше 0,021 до 0,030 2 км и больше

больше 0,031 1 км;

станционная сборочная бригада - сборочная бригада, которая не закреплена за определенным локомотивом и обслуживает все локомотивы, пребывающие в районе ее работы;

станционные колеи - колеи в пределах станций: главные, приемно-отправные, сортировальные, грузо-разгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйства), соединительные (соединяющие отдельные парки станции, которые ведут к производственным цехам, отдельным технологическим объектам, складам, пунктам очистки вагонов, ремонта подвижного состава и выполнения других операций), а также другие колеи, назначение которых определяется операциями, которые проводятся на них;

станция - раздельный пункт с колейным развитием, позволяющим проводить операции по принятию, отправлению, скрещению и обгону поездов, обслуживанию производственных цехов и участков, а также маневровую работу по формированию и расформированию поездов и технические операции с поездами.

В настоящих Правилах, когда речь идет о раздельных пунктах, которые имеют колейное развитие или обслуживаются дежурными работниками (станция, пост), применены общие термины "станция" или "дежурный по станции", за исключением мест, где по характеру требований необходимо указать точно, о каких именно раздельных пунктах речь идет.

На предприятиях, где железнодорожный транспорт по условиям работы не имеет станций, требования к станционному хозяйству и станции распространяются на весь железнодорожный транспорт предприятия;

станция примыкания - станция, расположенная на магистральной линии общей сети, к которой примыкают подъездные колеи промышленных предприятий;

стрелка - часть стрелочного переводу, которая состоит из рамных рельсов, остряков и переводного механизма;

стрелка нецентрализованная - стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно около стрелки;

стрелка централизованная - стрелка, остряки которой переводятся специальными устройствами, которые управляются из одного центрального пункта;

стрелочный перевод - устройство, которое служит для перевода подвижного состава с одной колеи на другую и состоит из стрелок, крестовин и соединительных колей между ними. Крестовины могут быть с неподвижным или подвижным сердечником;

стрелочный пост - один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления, который обслуживается одним дежурным стрелочного поста; схема формирования - порядок размещения вагонов в поездах в соответствии с их назначением;

технологическая сигнализация - сигнализация, которая применяется для разрешения подачи вагонов к устройствам восстановления сыпучести грузов, на вагоноперебрасыватель, приемные бункера, бункерные эстакады (под нагрузку и выгрузку сыпучих грузов), весовые и дозировочные устройства, устройства очистки вагонов от остатков груза и тому подобное, а также управления процессом подачи вагонов и точной их установки в необходимом месте;

технологический специальный подвижной состав - чугуновозы, шлаковозы, тележки для перевозки выливниц, тележки для перевозки совков с шихтой к конверторам и тому подобное;

тупик улавлювающий - тупиковая колея, предназначенная для остановки поезда, который потерял управление, или части поезда во время движения на затяжном спуске;

тупик предохранительный - тупиковая колея, предназначенная для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты прохождения поезда (маневровых составов);

уклон - элемент продольного профиля железнодорожной колеи, который имеет наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, который двигается от низшей точки к высшей, называется подъемом, а назадспуском;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий I. Термины и их определения II. Общие положения III. Основные обязанности работников IV. Сооружения и устройства. Габарит V. Сооружения и устройства колейного, локомотивного, вагонного и станционного хозяйства VI. Сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники VII. Сооружения и устройства электроснабжения железнодорожного транспорта VIII. Осмотр сооружений и устройств, их ремонт IX. Подвижной состав и специальный подвижной состав X. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава XI. Технологический специальный подвижной состав XII. Организация движения поездов и маневровой работы. Раздельные пункты XIII. Организация технической работы станции XIV. Движение поездов

Приказ Министерства промышленной политики Украины от 15 февраля 2010 года №70
"Об утверждении Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта промышленных предприятий"

О документе

Номер документа:70
Дата принятия: 15/02/2010
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 237/17532 от 22/04/2010
Начало действия документа:09/04/2010
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 09.04.2010 - 2010 р., № 23, стор. 36, стаття 940