Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 24 декабря 2009 года №35-рп/2009

По делу по конституционному представлению Кабинета Министров Украины относительно официального толкования положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)"

Дело №1-38/2009

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей:

Стрижака Андрея Андреевича - председательствующего,

Баулина Юрия Васильевича,

Бринцева Василия Дмитриевича,

Вдовиченко Сергея Леонидовича,

Головина Анатолия Сергеевича,

Джуня Вячеслава Васильевича,

Дидковского Анатолия Александровича,

Домбровского Ивана Петровича,

Кампа Владимира Михайловича,

Колоса Михаила Ивановича - докладчика,

Лилака Дмитрия Дмитриевича,

Мачужак Ярославы Васильевны,

Никитина Юрия Ивановича,

Овчаренко Вячеслава Андреевича,

Стецюка Петра Богдановича,

Ткачука Павла Николаевича,

Шишкина Виктора Ивановича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению Кабинета Министров Украины относительно официального толкования положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 года N 137/98-ВР (Ведомости Верховной Рады Украины, 1998 г., N 34, ст. 227) в системной связи с положениями статьи 1 этого Закона, абзаца третьего пункта 2 части первой статьи 20 Закона Украины "О Кабинете Министров Украины", статей 1, 5, 16, 20, абзаца шестого статье 23 Закона Украины "Об организации работодателей", части третьей статьи 2, абзаца третьего части второй статьи 3 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях".

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление Кабинета Министров Украины.

Основанием для рассмотрения дела согласно части первой статьи 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическая необходимость в разъяснении положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

Заслушав судью-докладчика Колоса М.И. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - Кабинет Министров Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством дать официальное толкование положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 года N 137/98-ВР (далее - Закон) в системной связи с положениями статьи 1 Закона, абзаца третьего пункта 2 части первой статьи 20 Закона Украины "О Кабинете Министров Украины", статей 1, 5, 16, 20, абзаца шестого статьи 23 Закона Украины "Об организациях работодателей", части третьей статьи 2, абзаца третьего части второй статьи 3 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях" относительно понятий "стороны социально-трудовых отношений" и "стороны коллективного трудового спора (конфликта) на национальном уровне", а также полномочности Кабинета Министров Украины выступать стороной в:

- социально-трудовых отношениях;

- коллективном трудовом споре (конфликте) на национальном уровне, в том числе единолично;

- коллективном трудовом споре (конфликте) на национальном уровне по вопросам, которые не охвачены содержанием статьи 2 Закона.

Необходимость в официальном толковании указанных положений Закона Правительство Украины обосновало отсутствием их однозначного понимания сторонами во время решения коллективных трудовых споров (конфликтов) на национальном уровне.

2. Свои позиции относительно поставленных в конституционном представлении вопросов высказали Президент Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Министерство труда и социальной политики Украины, Национальная служба посредничества и примирения, комитеты Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и по вопросам социальной политики и труда, Всеукраинская ассоциация работодателей, Союз предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины, Федерация профессиональных союзов Украины, ученые Академии адвокатуры Украины, Академии труда и социальных отношений Федерации профессиональных союзов Украины, Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана, Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого.

3. Конституционный Суд Украины, рассматривая поднятые в конституционном представлении вопросы, исходит из следующего.

3.1. Согласно Конституции Украины каждый имеет право на труд, которое включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается; государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями (части первая, вторая статьи 43).

В Основном Законе Украины закреплены права каждого на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом, на отдых, право граждан на социальную защиту (часть четвертая статьи 43, часть первая статьи 45, часть первая статьи 46).

С целью защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов граждане имеют право на участие в профессиональных союзах, на забастовку, а также на другие не запрещенные законом средства защиты своих прав и свобод от нарушений и противоправных посягательств (часть третья статьи 36, часть первая статьи 44, часть пятая статьи 55 Конституции Украины).

3.2. Кабинет Министров Украины как высший орган в системе органов исполнительной власти полномочен принимать меры к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, проведение политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, разрабатывать и осуществлять общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины, осуществлять управление объектами государственной собственности в соответствии с законом, разрабатывать проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивать выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины (часть первая статьи 113, пункты 2, 3, 4, 5, 6 статьи 116 Конституции Украины).

3.3. В процессе реализации права на труд, безопасные и здоровые его условия, на заработную плату и социальную защиту могут возникать разногласия (коллективный трудовой спор (конфликт) между сторонами) социально-трудовых отношений относительно установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта, заключения или изменения коллективного договора, соглашения, выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений, невыполнения требований законодательства о труде (статья 2 Закона).

Согласно абзацу четвертому части первой статьи 3 Закона сторонами коллективного трудового спора (конфликта) на национальном уровне являются наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюза или их объединения, или другие уполномоченные наемными работниками органы и владельцы, объединения владельцев или уполномоченные ими органы (представители) на территории большинства административно-территориальных единиц Украины, предусмотренных частью второй статьи 133 Конституции Украины.

Требования наемных работников к владельцам предприятий, учреждений, организаций на национальном уровне формируются и утверждаются: в случаях, когда интересы наемных работников представляет профсоюз, объединение профсоюзов - решением выборного органа соответствующего профсоюза, объединения профсоюзов; в случаях, когда интересы наемных работников представляют другие уполномоченные ими организации (органы) - конференцией представителей предприятий, учреждений, организаций, избранных собранием (конференцией) работников предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в состоянии трудового спора (конфликта) (часть вторая статьи 4 Закона).

Коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента, когда уполномоченный представительский орган наемных работников, категории наемных работников, коллектива работников или профсоюза получил от владельца или уполномоченного им органа сообщение о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением владельца или уполномоченного им органа (представителя) или когда сроки рассмотрения требований, предусмотренные Законом, закончились, а ответ от владельца не поступил (часть первая статьи 6 Закона).

3.4. Анализ названных положений Конституции Украины, законов Украины "О Кабинете Министров Украины", "Об управлении объектами государственной собственности" дает основания считать, что Правительство Украины как орган государственной власти, который реализует социально-экономическую политику государства и осуществляет управление объектами государственной собственности, наделен полномочиями, которые дают ему возможность быть стороной коллективных трудовых споров (конфликтов) на национальном уровне и участвовать в решении на этом уровне вопросов, определенных законом.

4. Субъект права на конституционное представление просит дать официальное толкование положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона которые касается понятий "стороны социально-трудовых отношений", "стороны коллективного трудового спора (конфликта) на национальном уровне". Однако в конституционном представлении не приведено правового обоснования утверждений относительно практической необходимости в официальном толковании указанных понятий, что в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", параграфа 51 Регламента Конституционного Суда Украины является основанием для прекращения конституционного производства в этой части.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 150, 153 Конституции Украины, статьями 45, 51, 62, 65, 69, 95 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", параграфом 51 Регламента Конституционного Суда Украины, Конституционный Суд Украины решил:

1. В аспекте поднятых в конституционном представлении вопросов положения абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 года N 137/98-ВР необходимо понимать так, что Кабинет Министров Украины как высший орган в системе органов исполнительной власти и как субъект управления объектами государственной собственности в границах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, может быть стороной коллективного трудового спора (конфликта) на национальном уровне по вопросам, предусмотренным в статье 2 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

2. Прекратить конституционное производство по делу относительно официального толкования положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 года N 137/98-ВР относительно понятий "стороны социально-трудовых отношений", "стороны коллективного трудового спора (конфликта) на национальном уровне" на основании пункта 2 статьи 45 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", параграфа 51 Регламента Конституционного Суда Украинынесоответствие конституционного представления требованиям, предусмотренным Конституцией Украины, Законом Украины "О Конституционном Суде Украины".

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 24 декабря 2009 года №35-рп/2009
"По делу по конституционному представлению Кабинета Министров Украины относительно официального толкования положений статьи 2, абзаца четвертого части первой статьи 3 Закона Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)"

О документе

Номер документа:35-рп/2009
Дата принятия: 24/12/2009
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:24/12/2009
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Вісник Конституційного суду України - 2010 р., № 1, стор. 71

Офіційний вісник України вiд 11.01.2010 - 2009 р., № 101, стор. 257, стаття 3548, код акту 49018/2009