Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

от 28 декабря 2007 года №1324/2007

О Концепции ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг

1. Одобрить Концепцию ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг (прилагается).

2. Кабинету Министров Украины обеспечить реализацию положений настоящей Концепции.

 

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

Одобрено Указом Президента Украины от 28 декабря 2007 года №1324/2007

Концепция ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг

Качество жизни населения в значительной мере зависит от надежности, качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению. Обеспечение реализации интересов общества требует совершенствования ценовой политики в сфере жилищно-коммунальных услуг по гарантированию защиты прав потребителей этих услуг и созданию условий для сбалансированного развития субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг.

1. Современное состояние системы ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг

На сегодня вопросы ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг определены Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины "О ценах и ценообразовании", "О природных монополиях", "О жилищно-коммунальных услугах", "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О местном самоуправлении в Украине", "О местных государственных администрациях" и иными нормативно-правовыми актами.

Политика ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг на сегодня не только не обеспечивает покрытия экономически обоснованных расходов субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, а и разрешает включать в составную цены/тарифа неэффективные расходы и не стимулирует предприятия, предоставляющие такие услуги, к снижению расходов. Ограниченное привлечение к процессам формирования цен/тарифов представителей общественности и отсутствие надлежащего контроля со стороны общества за использованием средств, полученных за предоставление жилищно-коммунальных услуг, создает предпосылки для злоупотреблений в этой сфере и повышает социальную напряженность. Указанное является препятствием для привлечения инвестиций в развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры, тормозит использование современных форм управления предприятиями, учреждениями, организациями жилищно-коммунального хозяйства, замедляет введение механизма энергосбережения.

Несовершенство регулирования деятельности субъектов хозяйствования, вырабатывающих (реализующих) товары на рынке, находящемся в состоянии природной монополии, в сфере жилищно-коммунальных услуг в части формирования цен/тарифов вызвано следующими факторами:

отсутствием четкого законодательного разграничения компетенции центральных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

соединением органами местного самоуправления функций управления предприятиями, учреждениями, организациями жилищно-коммунального хозяйства и функций регулирования их деятельности в части установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что приводит к конфликту интересов всех участников этих отношений; отсутствием единых нормативно урегулированных принципов формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

отсутствием комплексной нормативно-правовой базы для введения эффективной системы государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, вырабатывающих (реализующих) товары на рынке, находящемся в состоянии природной монополии, и деятельности субъектов хозяйствования, действующих на смежных рынках, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Нельзя считать оптимальной распространенную в Украине систему тарифного регулирования методом "расходы плюс", поскольку в цене/тарифе учитывается полный объем расходов, фактически понесенных субъектом хозяйствования, среди которых есть и неэффективные, обусловленные нерациональным хозяйствованием. Этому содействуют положения Закона Украины "О природных монополиях", по которому при регулировании цен/тарифов субъектов природных монополий учитываются расходы, которые согласно законам о налогообложении относятся к валовым расходам производства и оборота.

Основанием для злоупотреблений монопольным положением в сфере жилищно-коммунальных услуг является и распространенность практики перекрестного субсидирования одного вида хозяйственной деятельности за счет другого и одной категории потребителей за счет другой.

Вместе с тем экономически обоснованная цена/тариф на жилищно-коммунальные услуги должна покрывать лишь экономически обоснованные расходы на их производство, что, в свою очередь, требует совершенствования методологических основ формирования цен/тарифов, повышения их стимулирующей роли.

Неурегулированными остаются вопросы отчетности об использованных средствах, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и обнародование такой информации.

Ввиду возможных негативных социальных последствий приведения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню и в условиях неподготовленности финансовой системы к организации надлежащей поддержки малообеспеченных слоев населения совершенствование государственного регулирования в сфере формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно осуществляться поэтапно.

2. Цель Концепции

Целью настоящей Концепции должно стать определение приоритетных направлений и задач по совершенствованию ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг, обеспечение защиты прав потребителей на получение ими товаров и услуг надлежащего качества в достаточном объеме и по экономически обоснованным ценам, создание условий для сбалансированного развития предприятий жилищно-коммунального хозяйства и системного правового решения существующих в этой сфере проблем.

3. Основные направления и механизмы развития государственного

регулирования цен/тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг

Государственное регулирование цен/тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться путем определения:

субъектов регулирования, их полномочий и принципов деятельности;

единых принципов формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей таких услуг;

механизмов защиты прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества в достаточном объеме и по экономически обоснованным ценам, а также механизмов социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

основ стимулирования энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере;

порядка возмещения субъектам хозяйствования убытков, причиненных в результате принятия решений, связанных с утверждением цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, действием или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в сфере ценообразования.

3.1. Субъекты государственного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг

Государственное регулирование в сфере жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться Кабинетом Министров Украины, органом государственного регулирования в сфере коммунальных услуг, другими органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в установленном порядке должны относиться:

обеспечение проведения ценовой политики в соответствии с законом;

определение методологии (порядка) формирования цен/тарифов на определенные виды жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых субъектами хозяйствования, не занимающими монопольного положения на соответствующих рынках;

определение приоритетных инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунальных услуг общегосударственного значения, финансирование которых будет осуществляться за счет средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и/или государственного бюджета;

обеспечение социальной поддержки незащищенных слоев населения;

подготовка проектов нормативно-правовых актов, которые будут предусматривать стимулирующие меры по развитию сферы жилищно-коммунальных услуг;

совершенствование порядка возмещения субъектам хозяйствования убытков, причиненных в результате принятия решений, связанных с утверждением цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, действием или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц в сфере ценообразования.

К полномочиям органа государственного регулирования в сфере коммунальных услуг в установленном порядке должны относиться:

подготовка предложений о формировании ценовой политики в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также амортизационной политики по вопросам, касающимся ценообразования на услуги предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в соответствующей сфере, в частности в части контроля за определением стоимости основных фондов и установления норм амортизации;

разработка методологии (порядка) формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые субъектами, занимающими монопольное положение на соответствующих рынках;

регулирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые субъектами, занимающими монопольное положение на соответствующих рынках, в объемах, превышающих установленный предел.

К полномочиям органов местного самоуправления в установленном порядке должны относиться:

регулирование цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые предоставляются субъектами, не занимающими монопольное положение на соответствующих рынках;

регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые субъектами, занимающими монопольное положение на соответствующих рынках, если объемы производства не превышают предел, установленный соответствующим органом государственного регулирования;

определение приоритетных инвестиционных проектов местного значения, финансирование которых будет осуществляться за счет средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и/или соответствующего местного бюджета.

На переходный период (до создания органов государственного регулирования в соответствующей сфере) определенные функции государственного регулирования должны осуществлять органы государственного управления в соответствующих сферах и органы местного самоуправления, которые устанавливают цены/тарифы на централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотвод, централизованное отопление. В случае утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размере, ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство, возмещение убытков, понесенных в этом случае субъектами хозяйствования, предоставляющими такие услуги, должно осуществляться за счет соответствующего бюджета.

3.2. Принципы формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно осуществляться на следующих принципах:

сбалансированности интересов всех участников общественных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;

открытости процедур формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и использования средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

контролируемости цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги со стороны местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления путем обязательного привлечения для проверки эффективности расходования средств независимых аудиторских компаний и обнародования полученных ими заключений и рекомендаций;

обязательности введения отдельной отчетности о деятельности по производству, передаче и снабжению электро- и тепловой энергии, транспортировке газа, водоснабжению и водоотводу;

избежания перекрестного субсидирования одного вида деятельности за счет другого, одной категории потребителей за счет другой;

нормирования расходов предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, путем оптимизации расходов таких субъектов;

обязательности покрытия экономически обоснованных расходов субъектов хозяйствования, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;

приоритетности инвестиционных проектов, финансирование которых будет осуществляться за счет инвестиционной составляющей цены/тарифа и/или средств, выделенных их соответствующего бюджета;

стимулирования энергосбережения путем определения форм государственной поддержки мер по энергосбережению;

экономического поощрения предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, к повышению показателей качества предоставления услуг;

введения системы компенсаций, которые выплачиваются потребителям предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг, в случае нарушения такими субъектами установленных требований к качеству предоставления услуг;

установления максимального уровня рентабельности;

обязательности учета в цене/тарифе инвестиционной составляющей для реализации утвержденных в установленном порядке приоритетных инвестиционных проектов и применения льгот по уплате жилищно-коммунальных услуг одновременно с определением источников их покрытия;

законодательного определения механизмов оперативного коррегирования цен/тарифов на коммунальные услуги в случае изменения их составляющих.

3.3. Принципы защиты прав потребителей, получающих жилищно-коммунальные услуги

Защита прав потребителей на получение ими жилищно-коммунальных услуг в необходимых объемах, надлежащего качества и по экономически обоснованным ценам является первоочередной задачей социального государства.

Защита прав потребителей должна базироваться на следующих принципах:

надежности поступления жилищно-коммунальных услуг высокого качества, что обеспечивается ценами/тарифами, покрывающими экономически обоснованные расходы субъектов хозяйствования, предоставляющих эти услуги;

соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг их наличию, количеству и качеству;

ответственности субъектов хозяйствования за предоставление жилищно-коммунальных услуг не в полном объеме или ненадлежащего качества;

поэтапного перехода к модели формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги на рыночных основах;

введения системы адресной помощи малообеспеченным слоям населения за счет средств государственного бюджета с определением критериев и порядка предоставления такой помощи.

3.4. Общие основы стимулирования энергосбережения в сфере жилищно-коммунальных услуг

Отсутствие последовательной государственной политики в сфере энергосбережения и стимулирующих мер по введению энергосберегающих программ приводит к ситуации, при которой Украина, оставаясь энергозависимым государством, имеет энергоемкость экономики, которая в 4 - 5 раз превышает соответствующие показатели развитых государств мира.

Для повышения энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уменьшения непроизводительных расходов энергоресурсов в этой сфере необходимо решить вопросы о:

введении на рынках жилищно-коммунальных услуг механизма, который будет содействовать бережному использованию энергетических ресурсов;

государственной поддержке введения энергосберегающих мер;

стимулировании массового применения средств учета потребления коммунальных услуг;

проведении широкой разъяснительной работы среди населения по вопросам энергосбережения.

3.5. Основные основы применения средств учета потребления жилищно-коммунальных услуг

В целях введения бережного использования энергетических и иных ресурсов государственная политика в сфере формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна базироваться на постепенном переходе к массовому применению средств учета потребления воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, а также введении современных систем обработки накопленной ими информации.

Реализация этой задачи должна предусматривать:

обязательность применения субъектами хозяйствования, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, средств учета потребления таких услуг, обеспечение финансирования деятельности по установлению средств учета, а также систем обработки накапливаемой ими информации за счет средств, полученных на предоставленные жилищно-коммунальные услуги, и/или финансовой поддержки государственного бюджета;

обеспечение за счет средств, полученных за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, ремонта, обслуживания и проверки средств учета потребления жилищно-коммунальных услуг во время их эксплуатации субъектами хозяйствования, предоставляющими такие услуги;

определение соответствующим органом государственного регулирования требований к средствам учета потребления жилищно-коммунальных услуг на основе выводов органов государственного метрологического надзора с учетом расчетной схемы учета, порядка расчетов и необходимости информационного обмена (через автоматизированную систему учета потребления) и дистанционной регистрации показаний.

4. Меры по реализации Концепции

Первоочередными задачами в сфере совершенствования системы регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги должны быть:

1) приведение норм Законов Украины "О жилищно-коммунальных услугах", "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике", "О питьевой воде и питьевом водоснабжении", "О местных государственных администрациях", "О местном самоуправлении в Украине", "О ценах и ценообразовании", "О природных монополиях" в соответствие между собой, в частности в части полномочий органов, осуществляющих регулирование цен/тарифов, а также определение процедур утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

2) внесение изменений в Законы Украины "О жилищно-коммунальных услугах" и "О природных монополиях" о применении альтернативных методов регулирования цен/тарифов и определении статей расходов, которые обязательно должны учитываться в ценах/тарифах;

3) поэтапная замена льгот и субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг адресными денежными выплатами населению;

4) совершенствование порядка формирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги в части:

определения критериев, по которым должна осуществляться оценка экономической обоснованности цен/тарифов на этапе их установления и применения, в том числе с учетом уровня социально-экономического развития соответствующего региона и технических возможностей субъектов хозяйствования;

обеспечения отдельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по каждому виду деятельности субъектов хозяйствования, подлежащих регулированию;

учета инвестиционной составляющей для реализации утвержденных в установленном порядке инвестиционных проектов;

введения нормирования расходов и потерь ресурсов, которые бы стимулировали оптимизацию расходов субъектов хозяйствования, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги;

5) разработка порядка корректировки цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в частности в случае изменения цен на энергоносители и размера минимальной заработной платы;

6) разработка порядка проведения пересчета платы за непредоставленные, предоставленные не в полном объеме жилищно-коммунальные услуги и услуги, качество которых не отвечает нормативным требованиям;

7) установление уровня рентабельности для субъектов хозяйствования, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, с учетом расходов на капитальные инвестиции;

8) разработка порядка возмещения разницы между утвержденными ценами/тарифами на жилищно-коммунальные услуги и экономически обоснованными расходами на их производство;

9) разработка порядка оплаты услуг по управлению зданием, сооружением или группой зданий;

10) введение механизма ввода в действие новых цен/тарифов на энергоносители, которые являются составной цены/тарифа на жилищно-коммунальные услуги, не ранее чем через 30 дней после их обнародования в средствах массовой информации;

11) разработка нормативно-правового акта о порядке организации открытых слушаний по вопросам изменения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги, доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости и структуре, нормах потребления, порядке предоставления услуг, обоснованности расходов и т.д.;

12) усиление ответственности потребителей за несвоевременную оплату полученных жилищно-коммунальных услуг;

13) определение основных начал применения средств учета и потребления жилищно-коммунальных услуг;

14) разработка механизмов учета при формировании цен/тарифов соответствия качества жилищно-коммунальных услуг нуждам потребителей;

15) введение автоматизированных систем контроля за предоставлением потребителям жилищно-коммунальных услуг.

 

Глава Секретариата

Президента Украины В.БАЛОГА

Указ Президента Украины от 28 декабря 2007 года №1324/2007
"О Концепции ценообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг"

О документе

Номер документа:1324/2007
Дата принятия: 28/12/2007
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/01/2008
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Урядовий кур'єр вiд 09.01.2008 - №3;

Офіційний вісник України вiд 18.01.2008 - 2008 р., № 1, стор. 182, стаття 8, код акту 41928/2008;

Офіційний вісник Президента України вiд 21.01.2008 - 2008 р., № 2, стор. 21, стаття 96