Утратил силу

Документ утратил силу с 21 апреля 2016 года в соответствии с пунктом 8 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года №327

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 28 августа 2009 года №1116

Об утверждении Государственной программы "Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009-2010 годы и на период до 2020 года"

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2012 г. №33, 22.09.2015 г. №789)

В целях обеспечения научного сопровождения развития атомной энергетики в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009-2010 годы и на период до 2020 года"* (далее - Государственная программа).

Национальной академии наук Беларуси довести Государственную программу до заинтересованных.

______________________________

*Не рассылается.

2. Определить:

государственными заказчиками Государственной программы Национальную академию наук Беларуси, Министерство энергетики, Министерство по чрезвычайным ситуациям;

заказчиком - координатором Государственной программы Национальную академию наук Беларуси;

головной организацией, выполняющей научное сопровождение работ по реализации Государственной программы, государственное научное учреждение "Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны".

Государственные заказчики в пределах своей компетенции:

координируют деятельность соответствующих исполнителей мероприятий Государственной программы;

осуществляют контроль за выполнением Государственной программы, целевым использованием средств, выделяемых на ее реализацию;

ежегодно до 10 февраля представляют заказчику-координатору отчет о ходе выполнения Государственной программы.

Заказчик-координатор:

координирует деятельность государственных заказчиков в ходе выполнения Государственной программы;

ежегодно на основе отчетов, представленных государственными заказчиками, подготавливает сводную информацию о ходе выполнения Государственной программы и до 25 февраля представляет ее в Совет Министров Республики Беларусь.

3. Установить, что финансирование Государственной программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете, а также за счет собственных средств организаций - исполнителей Государственной программы.

Министерству финансов при формировании проекта республиканского бюджета на 2010 и последующие финансовые годы предусматривать выделение в установленном порядке необходимых средств для выполнения мероприятий Государственной программы.

4. Возложить персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Государственной программы на Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси, Министра энергетики и Министра по чрезвычайным ситуациям.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы энергетического комплекса.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.2015 г. №789)

(см. предыдущую редакцию)

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2009 года №1116

Государственная программа "Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009-2010 годы и на период до 2020 года"

Глава 1. Общие положения

В решении проблемы повышения энергетической безопасности и энергообеспечения республики важную роль играет атомная энергетика, которая в настоящее время занимает заметное место в энергетическом балансе ряда стран (более 33 процентов в Европе). Она является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей энергетики России и играет системообразующую, стабилизирующую и природоохранную роль. Атомная энергетика позволяет не только сберегать ценные органические ресурсы, прежде всего нефть и газ, для их более высокоэффективного использования, уменьшать выбросы парниковых газов, но и является фактором повышения экономической эффективности топливно-энергетического комплекса, устойчивого развития экономики и общества, позволяет развивать нетрадиционные источники энергии, требующие резервирования мощностей.

В результате развала единого экономического комплекса, объединяющего все республики бывшего Советского Союза, Республика Беларусь оказалась в более сложном положении, поскольку имела мощную энергопотребляющую промышленность, энергоемкое сельское хозяйство, не подкрепленные соответствующей энергетической базой. В настоящее время доля импортируемых энергоресурсов составляет 85 процентов. Практически все топливо завозится из одной страны - России. В структуре топливноэнергетического баланса чрезмерно высока доля импортируемого из России природного газа - в электроэнергетике она составляет 93 процента. Более 60 процентов энергетического оборудования выработало технический ресурс. С учетом прогнозных показателей социально-экономического развития республики и роста спроса на электроэнергию к 2020 году потребуется ввести или модернизировать около 6 млн. киловатт установленных мощностей.

Потребности Республики Беларусь в электрической и тепловой энергии на период до 2020 года могут быть обеспечены за счет:

реконструкции имеющихся мощностей на органическом топливе и строительства новых современных энергоустановок;

расширения использования местных и возобновляемых энергоресурсов;

повышения энергоэффективности и использования имеющегося потенциала энергосбережения;

ввода альтернативных энергоисточников на ядерном топливе.

С 1993 года в республике проводятся работы по изучению целесообразности и возможности развития атомной энергетики. К выполнению этих работ привлекались проектные и научные коллективы 17 академических и отраслевых институтов, ряд республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Рассмотрение различных вариантов развития энергосистемы на период до 2020 года показало, что ядерную энергетику в республике развивать экономически целесообразно. По себестоимости произведенной электроэнергии оптимальным вариантом является ввод в энергосистему атомной электростанции (далее - АЭС) мощностью примерно 2 млн. киловатт. При этом к 2020 году доля АЭС в производстве электроэнергии составит около 27 процентов, себестоимость электроэнергии по сравнению с газовым вариантом снизится примерно на 30 процентов и составит 8,1 цента США за киловатт-час (11,9 цента США за киловатт-час для газового варианта), затраты на закупку топлива уменьшатся примерно на 2,77 млрд. долларов США в год (в ценах 2008 года на ядерное топливо и природный газ).

Ввод одного энергоблока мощностью 1 млн. киловатт позволит заместить 2,325 млрд. куб. метров природного газа в год. Вывод на полную мощность всей АЭС позволит замещать 4,65 млрд. куб. метров природного газа в год.

В настоящее время в других государствах разработаны проекты АЭС нового поколения повышенной безопасности, надежности и экономичности, оборудованные системами активной безопасности, а также независимыми от энергоисточников системами пассивной безопасности, практически исключающими аварии с расплавлением активной зоны и выбросом радиоактивности в окружающую среду. Наиболее отработанными, имеющими большой опыт эксплуатации, зарекомендовавшими себя надежными, безопасными и эффективными энергоисточниками, составляющими основу мировой атомной энергетики, являются АЭС с водо-водяными реакторами.

Учитывая сложившуюся нормативную правовую базу, одинаковое технологическое развитие, высокий уровень безопасности и надежности, а также экономичность российских проектов АЭС, более перспективными для возможного размещения на территории Республики Беларусь являются проекты АЭС нового поколения повышенной безопасности с водо-водяными реакторами, разработанные проектными организациями России.

Выбранные энергоблоки обладают высоким уровнем надежности и безопасности - вероятность тяжелой аварии составляет 10-9 и 10-10 на один реактор в год. Кроме того, данные энергоблоки имеют высокие маневренные характеристики и позволяют осуществлять суточное регулирование мощности в диапазоне 30-100 процентов.

Основополагающим моментом в обеспечении безопасного использования атомной энергии является создание нормативной правовой базы в области использования ядерной энергии, определяющей основные требования, условия и ограничения как при выборе места размещения ядерного объекта, так и при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации ядерного объекта.

Государственному научному учреждению "Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны" Национальной академии наук Беларуси (далее - Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны) было поручено осуществить совместно с заинтересованными организациями работы по созданию нормативной правовой базы использования атомной энергетики, изучению возможностей размещения на территории республики АЭС и хранилищ радиоактивных отходов, выбору проекта АЭС, отработке аспектов международных отношений, связанных с созданием атомной энергетики, формированию общественного мнения в поддержку использования атомной энергии в мирных целях.

Деятельность по развитию в республике атомной энергетики получила новый импульс после принятия Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433.

Важнейшим шагом по развитию в Беларуси атомной энергетики стал Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 565 "О некоторых мерах по строительству атомной электростанции" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 274, 1/9085), в соответствии с которым была создана дирекция строительства атомной электростанции, определен генеральный проектировщик, назначена организация, выполняющая научное сопровождение работ по строительству АЭС, создан Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.

На сегодняшний день Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны является единственным в стране научным учреждением, имеющим опыт научного сопровождения и проектирования ядерных реакторов, критических сборок и других ядерных и радиационных установок. В этом учреждении работают специалисты необходимой квалификации, осуществляющие научно-исследовательские работы в области использования атомной энергии, имеется ряд ядерных и радиационных установок. Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны поддерживает тесные связи с российскими ядерными центрами и проектными организациями, научными центрами государств - участников Содружества Независимых Государств и других государств, Международным агентством по атомной энергии.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28 августа 2009 года №1116
"Об утверждении Государственной программы "Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009-2010 годы и на период до 2020 года"

О документе

Номер документа:1116
Дата принятия: 28/08/2009
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:28/08/2009
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:21/04/2016

Документ утратил силу с 21 апреля 2016 года в соответствии с пунктом 8 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 года №327

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 8 сентября 2009 года, №212, 5/30385.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия - с 28 августа 2009 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 22/09/2015  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28... № 789 от 22/09/2015
Вступила в силу с: 25/09/2015


Редакция от 11/01/2012, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О научно-технической поддержке Министерства по чрезвычайным ситуациям и внесении изменений... № 33 от 11/01/2012
Вступила в силу с: 24/01/2012