База данных

Дата обновления БД:

24.10.2020

Добавлено/обновлено документов:

13 / 122

Всего документов в БД:

103647

Действует

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции Украины

2 апреля 2009 г.

№293/16309

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ

от 19 марта 2009 года №295

Об утверждении Правил информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации Украины

В соответствии со статьей 7 Воздушного кодекса Украины и в целях приведения системы управления безопасностью полетов в соответствие с Международными стандартами и Рекомендованной практикой Международной организации гражданской авиации (Приложения 6, 8, 11, 13, 14 к Конвенции о международной гражданской авиации) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации Украины (прилагаются).

2. Государственной авиационной администрации (Овчинников О.В.):

2.1. Обеспечить представление настоящего приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

2.2. Довести Правила до сведения субъектов хозяйствования, зарегистрированных на территории Украины, которые осуществляют эксплуатацию и техническое обслуживание гражданских воздушных судов, использование воздушного пространства и обслуживание воздушного движения, аэродромов, аэропортов и подготовку авиационных специалистов в установленном порядке.

3. Признать утратившим силу приказ Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации от 14.11.2005 N 850 "Об утверждении Порядка сбора и практического использования информации бортовых систем регистрации на предприятиях гражданской авиации Украины", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29.11.2005 за N 1433/11713.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра - председателя Государственной авиационной администрации Давидова О.М.

 

Министр И.Винский

Утверждены Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 19 марта 2009 года №295

Правила информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации Украины

I. Общие положения

1.1. Эти Правила разработаны в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Украины с целью приведения национальных авиационных правил гражданской авиации в соответствие с требованиями Международных стандартов и Рекомендованной практики Международной организации гражданской авиации (далее - ИKAO) и их гармонизации с Общими авиационными требованиями (далее - JAR) Объединенных авиационных администраций (далее - JAA), которые регулируют деятельность в сфере информационного обеспечения Государственной целевой программы безопасности полетов и систем управления безопасностью полетов (далее - СУБП) воздушных судов (далее - ВС) эксплуатантов и поставщиков обслуживания (предприятия, учреждения и организации по техническому обслуживанию (далее - ТО), эксплуатации аэродромов, обслуживанию воздушного движения, подготовке персонала, разработке и изготовлению авиационной техники).

1.2. Эти Правила определяют задачи, права и обязанности субъектов управления в части создания и использования информационно-аналитической базы о событиях, которые представляют угрозу или могут представлять угрозу для безопасности полетов, и устанавливают требования относительно предоставления обязательного донесения о событиях по безопасности и порядку реализации программ информационного обеспечения СУБП по результатам контроля функционирования субъектов авиационно-транспортной системы (далееАТС).

1.3. Результаты анализа данных о событиях по безопасности используются должностными лицами Госавиаадминистрации, эксплуатантами и поставщиками обслуживания во время управления безопасностью полетов, организации выполнения полетов, технического обслуживания и ремонта ВС, организации воздушного движения и аэродромного обеспечения с целью усовершенствования безопасности эксплуатации ВС и повышения профессионального мастерства специалистов авиационно-транспортной системы.

1.4. Эти Правила являются обязательными для всех субъектов правовых отношений, на которых распространяется действие Воздушного кодекса Украины, регулирующего отношения в области гражданской авиации и использования воздушного пространства Украины, в частности на организации всех форм собственности и граждан, которые осуществляют эксплуатацию и ремонт воздушных судов, выполнение и обеспечение полетов, разработки, производство и сертификацию воздушных судов, подготовку авиационного персонала, а также на подразделения и органы по расследованию и предупреждению авиационных событий и инцидентов.

1.5. Эти Правила используются во время сертификации воздушных судов, их эксплуатации, а также во время расследования авиационных событий, инцидентов и событий по безопасности, которые произошли с гражданскими воздушными судами Украины.

1.6. В этих Правилах используются следующие сокращения:

АНС - служба аэронавигации.

АП - авиационное происшествие.

АПД - анализ полетных данных.

АС - аварийная ситуация.

АСУП (AFCS) - система автоматизированного управления полетом.

АТ - авиационная техника.

АТС - авиационно-транспортная система.

БП - безопасность полетов.

БР - бортовой регистратор.

БСПС - бортовая система предупреждения столкновений.

ПАНХ - применение авиации в народном хозяйстве.

ИТС/П - инженерно-технический состав/персонал.

РВП - руководство по выполнению полетов.

РЛЭ - руководство с летной эксплуатации.

КВС - командир воздушного судна.

КС - катастрофическая ситуация.

ЛС - летная служба.

МПД - мониторинг полетных данных.

ОВД - обслуживание воздушного движения.

ОрВД - организация воздушного движения.

ПРАПИУ - правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Украине.

ПИ - полетная информация.

ППИ - подразделение (предприятие) полетной информации.

ВС - воздушное судно.

СС - сложная ситуация.

СУБП - система управления безопасностью полетов.

ТК - технологический комплекс.

ТО - техническое обслуживание.

ТС - техническая служба.

УУП - усложнение условий полета.

УНРАП - управление независимого расследования авиационных происшествий Госавиаадминистрации.

АРЕ - эксплуатационное инспектирование перрона.

АРI - инженерное инспектирование перрона.

BSE - эксплуатационное инспектирование базовых объектов.

BSI - инженерное инспектирование базовых объектов.

CVR - бортовой регистратор звуковой информации.

DME - дальномерное оборудование.

FDR - бортовой регистратор параметрической информации.

GPWS - система предупреждения о приближении к земле.

ILS - система посадки по приборам.

MLS - микроволновая система посадки.

MOPS - минимальные технические требования к эксплуатационным характеристикам.

MSAW - предупреждение о минимальной безопасной абсолютной высоте.

NAV - навигация.

RTE - инспектирование на маршруте.

RTC - инспектирование грузовой кабины ВС.

RTP - инспектирование пассажирского салона ВС.

SDCPS - система сбора и обработки данных о БП.

STCA - краткосрочное предупреждение о конфликте.

VOR - радиотехническая система ближней навигации.

UTC - всемирное скоординированное время.

1.7. В этих Правилах термины употребляются в следующих значениях:

Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием ВС, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт с намерением осуществить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту, покинули ВС, и во время которого какое-либо лицо получает телесные повреждения со смертельным исходом или серьезные телесные повреждения, либо ВС получило повреждение или разрушение конструкции.

Авиационные происшествия делятся на катастрофы и аварии.

Катастрофа - АП с человеческими жертвами, которое привело к гибели или исчезновению без вести кого-либо из пассажиров, членов экипажа или третьих лиц, а также в случае получения ими телесных повреждений со смертельным исходом во время:

а) нахождения на данном ВС;

б) непосредственного столкновения с какой-либо частью ВС, включая части, отделившиеся от данного ВС;

в) непосредственного действия струи газов реактивного двигателя;

г) исчезновения без вести ВС; ВС считается исчезнувшим без вести, если был прекращен официальный розыск и не было установлено местонахождение элементов его конструкции. Решение о прекращении поиска ВС, пропавшего без вести, принимает полномочный орган государства по расследованию АП, на территории которого случилось АП;

?) к катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации с ВС.

Авария - АП без человеческих жертв, которое привело к повреждению или разрушению ВС либо серьезному телесному повреждению пассажиров или членов экипажа и третьих лиц, в случае которого:

а) нарушается прочность конструкции планера ВС из-за разрушения силовых элементов;

б) ухудшаются технические или летные характеристики ВС и необходим ремонт для их восстановления либо исключено восстановить его летную пригодность. К авариям не относятся: для самолетов - случаи отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или когда повреждены только воздушные винты, оконечности крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства, обтекатели, или когда в обшивке есть небольшие вмятины или пробоины; для вертолетов - разрушение или повреждение элементов несущих и рулевых винтов, вентиляторной установки, редуктора, обшивки, разрушение либо разъединение трансмиссии, если они не привели к повреждению или разрушению силовых элементов фюзеляжа или балок;

в) ВС оказывается в таком месте, где доступ к нему и его эвакуация с места происшествия невозможны;

г) какое-либо лицо получает серьезные телесные повреждения.

Авиационная техника - воздушные суда и их компоненты.

Авиационно-транспортная система - совокупность элементов (субъектов) системы, которые действуют и взаимодействуют для удовлетворения потребностей общества в авиационных работах и перевозках. Субъектами АТС являются ВС с их экипажами, авиакомпании, аэродромы и аэропорты, организации по ТО ВС, ОВД, Госавиаадминистрация, органы по расследованию авиационных происшествий, инцидентов и надзору за БП, сертифицированные Госавиаадминистрацией авиационные учебные заведения и т.п.

Аккредитация - процедура, во время которой документально удостоверяется компетентность юридического лица или соответствующего органа по оцениванию соответствия выполнять определенные виды работ.

Анализ полетных данных - процесс анализа зарегистрированных полетных данных с целью повышения уровня БП.

Безопасность полетов - состояние АТС, при котором риск причинения вреда человеку либо нанесения убытков имуществу уменьшен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне путем непрерывного выявления источников опасности и контроля факторов риска.

Существуют такие уровни БП:

приемлемый - который принимается как таковой обществом и мировым сообществом;

заданный - минимальный уровень БП, который устанавливается нормативно Госавиаадминистрацией с учетом достигнутого уровня БП парка ВС АТС Украины;

наблюдаемый - измеренное значение уровня БП, который реализовался.

Бортовой регистратор, бортовая система регистрации - оборудование ВС, которое предназначено для записи параметрической и/или речевой информации с целью использования во время расследования АП и инцидентов, а также во время осуществления программы мониторинга полетных данных о БП.

Требования безопасности полетов - требования, установленные законодательными актами, правилами, установками, инструкциями, нормативно-технической документацией, выполнение которых обеспечивает способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Воспроизведение параметрической информации, которая регистрируется, - процесс установления физических значений параметров путем обработки записей бортовых регистраторов (сигналограмм) на заданных промежутках времени.

Отклонение в работе ТК "ВС - экипаж - среда" - происшествие, связанное с эксплуатацией ВС, если фактические значения определяющих параметров отличаются от их номинальных значений, которые приведены в нормативно-технической документации.

Отклонение в работе ТК "ВС - экипаж - среда", являющееся опасным (опасное отклонение), - отклонение, которое связано с эксплуатацией ВС и характеризуется ухудшением качества функционирования комплекса и угрожает или может угрожать ВС или лицам, находящимся в ВС.

Отклонения в действиях экипажа во время эксплуатации ВСдействия, которые не соответствуют требованиям и рекомендациям нормативных документов. Отклонения являются следствием ошибки пилота или невыполнения (нарушения) им установленных правил эксплуатации ВС.

Отклонение в процедурной деятельности - нарушение регламента или технологии выполнения полетного задания, правил навигации и связи, ошибочные, несвоевременные, несоответствующие действия относительно управления ВС и его функциональными системами.

Отклонение в сенсорно-моторной деятельности - неправильное, несвоевременное восприятие, невосприятие информации о пространственном положении и ориентации ВС, о параметрах его движения, работе функциональных систем, состоянии среды, несвоевременное выявление опасных ситуаций.

Отклонение во время принятия решений - несвоевременное, неправильное оценивание обстоятельств, возможностей ВС, бортовых и наземных систем, уровня значимости особых ситуаций, возникших во время полета, психофизиологических возможностей и особенностей стереотипов действий членов экипажа ВС в сложившихся условиях полета.

Достоверность контроля - мера соответствия результатов контроля действительному состоянию объекта контроля.

Предельные ограничения - ограничения режимов полета, нарушение которых является недопустимым при любых полетных обстоятельствах.

Диагностическая модель - формализованное описание свойств объекта контроля, который используется во время решения задач контроля.

Диагностический признак - определенный параметр или совокупность параметров, которые используются для оценивания качества функционирования объекта контроля.

Эксплуатант - лицо, организация или предприятие, которое эксплуатирует ВС или предлагает свои услуги в этой отрасли и имеет соответствующий сертификат, выданный Госавиаадминистрацией.

Эксплуатационное ограничение - условия, режимы и значения параметров умышленный выход за пределы которых является недопустимым во время эксплуатации ВС.

Экспресс-анализ - обработка информации бортовых регистраторов с использованием алгоритмов допускового логического контроля.

Инцидент - какое-либо происшествие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием ВС, которое влияет или могло повлиять на безопасность эксплуатации.

Командир ВС - пилот, назначенный эксплуатантом или владельцем ВС выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.

Контроль - предварительно спланированная система профессионально обоснованных действий проверяющих органов исполнительной власти, направленных на определение состояния объекта контроля относительно его соответствия установленным требованиям, нормам и стандартам, технологии работы, с целью обеспечения качества продукции или предоставления услуг при полном обеспечении безопасности людей и окружающей среды.

Максимальная масса - максимальная сертифицированная взлетная масса ВС.

Мониторинг полетных данных - сбор, обработка, обобщение и анализ полетных данных, которые осуществляются регулярно что предусматривает установление приемлемого уровня БП для парка ВС, определение фактических и потенциальных рисков и превентивных корректирующих действий для поддержания приемлемого уровня БП.

Носитель информации - физическое тело, которое используется во время записи для сохранения в нем или на его поверхности сигналов информации.

Описатель - совокупность сведений, которые дополняют записи БР и являются необходимыми для воспроизведения и обработки ПИ в соответствии с заданием.

Особая ситуация - ситуация, которая возникает во время полета из-за влияния опасных факторов или их совокупности, приводящих к снижению БП. К особым ситуациям относят: усложнение условий полета, сложную, аварийную и катастрофическую ситуации:

усложнение условий полета характеризуется незначительным снижением уровня безопасности полета и требует действий членов экипажа, не выходящих за пределы их возможностей. Усложнения условий полета могут включать, например, незначительное снижение уровня безопасности или функциональной способности, незначительное увеличение нагрузки на экипаж, такое как изменение обычного плана полета или определенные неудобства для пассажиров;

сложная ситуация характеризуется снижением функциональных возможностей ВС или способности экипажа справляться с неблагоприятными рабочими условиями до такого уровня, который может привести например, к значительному снижению уровня безопасности или функциональной способности, значительному увеличению нагрузки на экипаж или к условиям, уменьшающим эффективность работы экипажа, или дискомфорту пассажиров, включая повреждение ВС;

аварийная ситуация характеризуется снижением функциональных возможностей ВС или способности экипажа справляться с неблагоприятными рабочими условиями до уровня, который вызывает:

а) значительное снижение уровня безопасности или функциональной способности;

б) физические страдания или настолько значительную перегрузку, что может сделать невозможным точное и полное выполнение экипажем своих задач;

в) серьезные критические повреждения относительно небольшого количества пассажиров;

катастрофическая ситуация характеризуется условиями, которые исключают возможность длительного безопасного полета и посадки.

Ожидаемые условия эксплуатации - условия, которые включают значения рассчитанных параметров, эксплуатационных ограничений, а также режимов полета, рекомендованных и установленных для ВС данного типа.

Происшествие, которое представляет или может представлять угрозу для безопасности полетов (происшествие по безопасности), - нарушение эксплуатации, неисправность, ошибка либо иное нестандартное обстоятельство, которые повлияли или могли повлиять на безопасность полетов и которые не являются следствием авиационного происшествия либо серьезного инцидента, как определено Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Украине.

Полетная информация, полетные данные - параметрическая и речевая информация, которая воспроизводится с записей БР, а также информация из обязательных донесений и добровольных сообщений экипажей ВС.

Ошибка пилота - неумышленное отклонение в действиях пилота от требований нормативных документов относительно эксплуатации ВС.

"Портрет полета" - упорядоченная совокупность значений параметров, которые характеризуют функционирование ТК "ВС - экипажсреда" в характерных точках полета.

Нарушение - умышленное отклонение в действиях пилота от требований нормативных документов относительно эксплуатации ВС.

Программа по безопасности полетов - единый комплекс правил и видов деятельности, направленный на повышение БП.

Рекомендованные режимы полета - режимы, охватывающие значения, которые определены эксплуатационными ограничениями, установленными РЛЭ ВС для выполнения полетов.

Репрезентативное множество - множество наблюдаемых происшествий, оценка вероятных характеристик которого практически не меняется при увеличении количества наблюдений.

Риск - оцененный потенциал неблагоприятных последствий из-за воздействия факторов опасности.

Среда - совокупность факторов влияния состояния воздушного пространства, атмосферных явлений, качества услуг АНС, ОВД, а также аэродромного обеспечения полетов на функционирование ТК "ВС - экипажсреда".

Серьезный инцидент - инцидент, обстоятельства которого свидетельствуют о том, что чуть не произошло АП.

Для серьезных инцидентов характерны следующие признаки:

выход ВС за пределы ожидаемых условий эксплуатации;

возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров;

значительное повышение рабочей нагрузки на экипаж;

потеря трудоспособности экипажа во время полета;

значительные ухудшения летных и технических характеристик и осложнения в управлении ВС.

Сертификация - процедура установления соответствия субъектов и объектов гражданской авиации выдвигаемым к ним требованиям.

Система - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов.

Система управления безопасностью полетов - системный подход относительно управления БП, включая необходимую организационную структуру, иерархию ответственности, руководящие принципы и процедуры.

Системы сбора и обработки данных о БП (SDCPS)информационно-аналитические системы различных иерархических уровней (межгосударственные, национальные, корпоративные), которые включают:

а) записи, касающиеся расследования АП и инцидентов, предусмотренные разделом 5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Украине (с изменениями), утвержденных приказом Госавиаслужбы от 13.12.2005 N 943, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 29.12.2005 за N 1588/11868 (далее - ПРАПИУ), и главой 5 Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации;

б) системы обязательного донесения об инцидентах, предусмотренные разделом 7 ПРАПИУ и главой 8 приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации;

в) системы добровольных сообщений об инцидентах, предусмотренные разделом 8 ПРАПИУ и главой 8 Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации;

г) записи бортовых автоматизированных систем регистрации полетных данных, донесения, добровольные сообщения экипажей ВС и других авиационных специалистов, в том числе системы сбора данных, предусмотренные главой 3 части 1 Приложения 6 и Дополнением Е Приложения 13 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Субъект управления безопасностью полетов (субъект управления)персонал, структурные подразделения, специально созданные органы, которые влияют на систему управления безопасностью полетов с целью обеспечения ее функционирования.

Фактор - существенное обстоятельство, влияющее на возникновение опасной ситуации (риска).

Циклограмма параметров - перечень параметров, которые регистрируются на ВС, с указанием адресов (номеров каналов) регистрации, структуры кадра информации, а также номеров битов, используемых для записи параметров.

1.8. Целью этих Правил является повышение уровня БП путем введения системы обязательного донесения и обеспечения процесса предоставления информации по безопасности надлежащим образом в соответствующие органы, систематизации, внесения в базу данных, защиты (использование только с целью этих Правил) и распространения среди пользователей в составе СУБП.

Единой целью информационного обеспечения СУБП является предупреждение АП и инцидентов. Данные, полученные в ходе информационного обеспечения СУБП, не могут быть использованы для установления чьей-либо вины или ответственности.

1.9. Организацию сбора, оценивания, обработки, хранения и распространения информации о происшествиях по безопасности и рекомендаций по предупреждению АП обеспечивает УНРАП.

1.10. Эксплуатанты ВС и поставщики обслуживания контролируют показатели безопасности с целью выявления опасных для выполнения полетов факторов. Основными источниками информации относительно выявления таких факторов являются:

записи бортовых параметрических и речевых регистраторов;

обязательное донесение должностных лиц субъектов АТС;

добровольные сообщения авиационного персонала;

материалы наземных средств объективного контроля.

Контроль по показателям безопасности и выявления опасных факторов не исключает, а дополняет обязательства субъектов АТС относительно соблюдения нормативных требований, установленных национальными авиационными правилами.

1.11. К должностным лицам и персоналу, который обязан обязательно предоставлять информацию о происшествиях по безопасности, относятся:

руководитель эксплуатанта и командир (члены экипажа) любого гражданского воздушного судна, внесенного в государственный реестр гражданских воздушных судов;

соответствующий персонал сертифицированного Госавиаадминистрацией субъекта, который осуществляет деятельность по проектированию, разработке, изготовлению, ремонту или модификации газотурбинных и турбореактивных гражданских воздушных судов или какого-либо оборудования либо его частей;

соответствующий персонал сертифицированного Госавиаадминистрацией субъекта, который подписывает формуляры и другую документацию, связанную с техническим обслуживанием газотурбинных и турбореактивных гражданских воздушных судов или какого-либо оборудования либо его частей;

диспетчеры обслуживания воздушного движения и полетно-информационного обслуживания;

руководители (менеджеры) гражданских аэропортов (аэродромов);

соответствующий персонал сертифицированного Госавиаадминистрацией субъекта, который осуществляет деятельность по изготовлению, ремонту, модификации, техническому обслуживанию, тестированию, контролю технических средств аэронавигации и ОВД;

соответствующий персонал сертифицированного Госавиаадминистрацией субъекта, который осуществляет деятельность по наземному обслуживанию ВС, включая заправку, обслуживание на перроне, загрузку, предупреждение обледенения и буксировку ВС.

Перечень должностных лиц, которые обязаны предоставлять информацию о происшествиях по безопасности полетов, определяет руководитель (владелец). Должностные инструкции указанных должностных лиц должны содержать требования относительно предоставления ими обязательного донесения.

1.12. Записи бортовых регистраторов используют эксплуатанты ВС и утвержденные организации по ТО, предметом деятельности которых являются самолеты, оборудованные параметрическими регистраторами типов I, IA, II и IIA, и вертолеты, оборудованные регистраторами типов IV, IVA и V.

1.13. Обязательному донесению экипажами ВС, должностными лицами и специалистами организаций по ТО ВС, ОВД и аэродромов подлежит информация о недостатках:

а) во время выполнения полетов;

б) относительно состояния АТ во время выполнения полетов;

в) во время аэронавигационного обеспечения полетов, в частности ОВД;

г) во время аэродромного обслуживания ВС в ходе подготовки и выполнения полетов;

?) во время ТО ВС.

1.14. Все субъекты АТС обеспечивают защиту информации из систем сбора и обработки данных бортовых регистраторов и сообщений авиационного персонала от ненадлежащего их использования согласно этим Правилам.

1.15. Информация об авиационных происшествиях и инцидентах, которые произошли с гражданскими воздушными судами, предоставляется согласно требованиям ПРАПИУ.

Информация о происшествиях по безопасности предоставляется в УНРАП должностными лицами и персоналом авиационных предприятий, организаций, учреждений, заведений, их филиалов и структурных подразделений в форматах, которые определены соответствующими нормативно-правовыми актами по вопросам безопасности полетов, и подписывается отправителем с указанием контактного адреса и номера телефона отправителя.

С целью ускорения передачи персоналом авиационных предприятий информации по безопасности она может составляться и предоставляться в произвольной форме.

1.16. Информация о происшествиях по безопасности вносится в информационно-аналитическую базу УНРАП и хранится вместе с информацией об авиационных происшествиях и серьезных инцидентах.

1.17. Независимо от классификации происшествия и вида информации по безопасности имена, адреса и другая личная информация участников происшествия не вноситься в информационно-аналитическую базу данных.

1.18. Перечень необходимых для безопасной эксплуатации ВС условий, требующих обязательного соблюдения нормативных требований и надзора приведен в приложении 1.

1.19. Сведения о несоответствии авиакомпании нормативным требованиям представляются в форме, приведенной в приложении 2.

1.20. Перечень происшествий во время эксплуатации ВС, которые подлежат отчетности, приведен в приложении 3. Этот перечень не является исчерпывающим. О любых других происшествиях, которые считаются такими, при которых безопасность эксплуатации могла ухудшиться, должно быть также сообщено.

Идентификационные коды происшествий используют во время создания и эксплуатации компьютеризованных информационных систем о БП и в отчетах эксплуатантов, которые должны быть переданы в Госавиаадминистрацию. Использование идентификационных кодов в донесениях и сообщениях экипажей ВС и других категорий авиационных специалистов не является обязательным.

1.21. Госавиаадминистрация создает отраслевую SDCPS относительно неблагоприятных для БП происшествий и устанавливает порядок доступа эксплуатантов ВС, других субъектов АТС к базе данных отраслевой SDCPS.

1.22. Приемлемые уровни БП для парка ВС Украины, для эксплуатантов ВС и других субъектов АТС, деятельность которых связана с обеспечением БП (предприятий по ТО, ОВД, эксплуатации аэродромов) определяет Госавиаадминистрация.

1.23. СУБП каждого субъекта авиационной деятельности и заданный уровень безопасности согласовываются Госавиаадминистрацией.

1.24. Госавиаадминистрация создает благоприятные условия для введения системы добровольных и конфиденциальных сообщений об опасных для эксплуатации ВС факторах.

1.25. Происшествие по безопасности, как правило, расследует субъект АТС. УНРАП может принять решение относительно проведения собственными силами расследования любого происшествия, которое не классифицируется в соответствии с ПРАПИУ, как АП или инцидент.

1.26. Госавиаадминистрация контролирует обеспечение безопасности полетов согласно национальным и международным руководящим документам, которые устанавливают порядок и процедуры осуществления контроля, а именно:

эксплуатационное инспектирование, сертификацию и постоянный надзор за безусловным выполнением эксплуатантами ВС и поставщиками обслуживания нормативных требований, установленных авиационными правилами Украины;

независимое расследование авиационных происшествий и инцидентов в соответствии с ПРАПИУ;

расследования происшествий по безопасности, которые осуществляют эксплуатанты ВС, аэродромов, аэропортов и провайдеры по ОВД;

установление этими Правилами процедуры надзора за показателями безопасности субъектов АТС, которые являются или могут быть факторами опасности во время выполнения полетов.

1.27. Госавиаадминистрация осуществляет надзор за выполнением субъектами АТС установленных требований относительно создания корпоративных SDCPS и за предоставлением отчетов о неблагоприятных для эксплуатации ВС факторах и обеспечивает контроль за расследованием происшествий по безопасности, которые осуществляются субъектами АТС.

II. Требования к Программе мониторинга полетных данных

2.1. Каждый эксплуатант ВС принимает программу мониторинга полетных данных как составную часть его системы управления БП и создает условия для ее реализации. Программа МПД обеспечивает:

а) выявление фактических и потенциальных рисков для БП;

б) осуществление корректирующих действий с целью поддержания заданного уровня БП;

в) контроль эффективности процедур управления БП путем сравнения наблюдаемого и заданного уровней БП;

г) поддержание строгого порядка отчетности эксплуатанта ВС перед Госавиаадминистрацией о всех происшествиях, имевших место в процессе эксплуатации парка ВС эксплуатанта;

?) доступность информации о БП для эксплуатационного персонала, связанного с осуществлением авиационных перевозок, а также для специалистов, которые участвуют в проведении расследования АП и инцидентов;

д) информирование поставщиков услуг коммерческому воздушному транспорту (организаций по ТО, ОВД, эксплуатантов аэродромов) об особых ситуациях, которые имели место во время выполнения полетов и которые относятся к сфере их ответственности;

е) контроль за использованием информации о БП только с целью своевременного принятия надлежащих превентивных мер относительно предупреждения АП.

2.2. Эксплуатанты ВС в соответствии с программой МПД обеспечивают обработку не менее чем 90% записей БР ВС, оборудованных параметрическими регистраторами типов I, IA, II, IV, IVA, V, а также не менее чем 90% посадок на аэродромы постоянного или временного базирования ВС, оборудованных регистраторами типа IIA.

2.3. Работу эксплуатанта ВС по обеспечению функционирования и усовершенствования программы МПД, а также по использованию ее результатов с целью предупреждения АП возглавляет руководитель программы МПД (далее - Руководитель программы).

2.4. Руководитель программы является советником руководителя авиакомпании (авиапредприятия) по вопросам обеспечения безопасности полетов во время эксплуатации ВС. Руководитель программы определяет направления, контролирует и координирует функционирование программы информационного обеспечения СУБП эксплуатанта.

2.5. Руководитель программы подчиняется непосредственно руководителю авиакомпании.

2.6. Кандидатура Руководителя программы должна быть одобрена Госавиаадминистрацией.

2.7. Кандидат на должность Руководителя программы должен иметь высшее авиационное образование, опыт практической работы по эксплуатации ВС не меньше пяти лет и подготовку по утвержденной Госавиаадминистрацией программе и повышать свою квалификацию один раз в 4 года на курсах повышения квалификации по программе, утвержденной Госавиаадминистрацией.

2.8. Руководитель программы организовывает сбор, обработку и анализ полетных данных с целью выявления неблагоприятных для эксплуатации ВС ситуаций, информация о которых содержится в записях бортовых регистраторов, донесениях и добровольных сообщениях экипажей ВС и других категорий специалистов эксплуатанта, и обеспечивает информирование должностных лиц эксплуатанта, которые принимают решение относительно управления БП, об опасных ситуациях, относящихся к их компетенции, и о категориях риска, создаваемых такими ситуациями.

2.9. Руководитель программы МПД информирует о происшествиях и ситуациях, неблагоприятных для БП, руководителей соответствующих служб эксплуатанта ВС, к обязанностям которых относится выполнение активных действий по уменьшению риска, и предоставляет в УНРАП отчеты о результатах выполнения эксплуатантом программы мониторинга полетных данных.

2.10. Конечным продуктом программы МПД является информация, которая характеризует состояние БП, а также качество и эффективность функционирования системы управления БП путем уменьшения степени риска для эксплуатации ВС.

2.11. Программа МПД эксплуатанта содержит единый комплекс правил и видов деятельности эксплуатанта ВС, направленных на:

а) создание корпоративной системы контроля за работой бортовых регистраторов, которая предусматривает выявление опасных отклонений и особых ситуаций во время выполнения полетов ВС;

б) введение системы обязательных донесений экипажей ВС о всех особых ситуациях, имевших место во время выполнения полетов ВС;

в) создание благоприятных условий для предоставления авиационными специалистами добровольных сообщений об опасных факторах;

г) осуществление идентификации отклонений, которые привели или могут привести к возникновению особой ситуации, и оценки степени риска, создаваемого ими;

?) защиту информации от использования для целей, которые отличаются от целей обеспечения безопасной эксплуатации ВС;

д) обеспечение конфиденциальности информации и защиты ее источников от административного влияния;

е) обеспечение сохранности и использования данных относительно особых ситуаций;

є) введение порядка передачи данных об особых ситуациях в Госавиаадминистрацию с целью создания отраслевой SDCPS;

ж) обеспечение хранения и передачи оригиналов и копий записей бортовых регистраторов, которые содержат информацию об авиационных происшествиях.

2.12. Эксплуатант создает систему контроля за работой бортовых регистраторов. Система контроля за работой бортовых регистраторов предназначена для получения объективной информации о качестве функционирования в полете ТК "ВС - экипаж - среда".

2.13. Функционирование системы контроля за работой бортовых регистраторов обеспечивают летная, техническая службы и служба МПД эксплуатанта. Деятельность служб эксплуатанта относительно обеспечения функционирования этой системы контролирует и координирует руководитель программы МПД.

2.14. В рамках утвержденной СУБП эксплуатант устанавливает порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц, ответственных за организацию и качество функционирования системы контроля за работой бортовых регистраторов.

2.15. Летная служба обеспечивает выполнение экипажами ВС требований к эксплуатации бортовых регистраторов, которые перечислены в пунктах 5.22-5.27 этих Правил.

2.16. Каждый член экипажа обязан докладывать командиру ВС:

а) о любых ошибках, в частности во время выполнения обязательных процедур, отказах, сбоях или дефектах, которые, по его мнению, причиняют вред летной пригодности или безопасной эксплуатации ВС;

б) о любом происшествии, которое ставит под угрозу или может угрожать безопасной эксплуатации ВС.

Сообщения членов экипажа о неблагоприятных для БП случаях должны передаваться через бортовое переговорное устройство и фиксироваться CVR.

2.17. Летная служба обязана своевременно принимать меры относительно управления БП с целью парирования или уменьшения до толерантного уровня риска для эксплуатации ВС во всех случаях, относящихся к ее компетентности.

2.18. ТС эксплуатанта обеспечивает:

а) соответствие бортовых регистраторов, установленных на ВС эксплуатанта, требованиям, изложенным в пунктах 5.1-5.7 (для FDR) и 5.8-5.13 (для CVR) этих Правил;

б) эксплуатационную пригодность бортовых регистраторов путем выполнения работ по техническому обслуживанию в соответствии с правилами, изложенными в пунктах 5.14-5.21 этих Правил.

2.19. ТС эксплуатанта выполняет обязанности относительно замены носителей полетных данных (или относительно создания электронных копий записей бортовых регистраторов) и обеспечения транспортировки их до подразделения МПД эксплуатанта в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 5.27 -5.30 этих Правил, если это предусмотрено руководством по техническому обслуживанию АТ. Содержание бланка задания на снятие носителя ПИ FDR и CVR приведено в приложении 4.

2.20. ТС эксплуатанта в установленном порядке использует результаты обработки и анализа записей бортовых регистраторов о качестве функционирования оборудования и систем ВС.

2.21. В пределах СУБП эксплуатанта на подразделение МПД возложено решение следующих задач:

а) воспроизведение полетных данных с записей CVR и FDR и формирование на их основе "портрета полета";

б) выявление опасных отклонений качества функционирования ТК "ВС - экипаж - среда" и идентификация соответствующих им особых ситуаций;

в) анализ отклонений и особых ситуаций с целью определения степени риска для БП;

г) создание базы сведений об отклонениях и особых ситуациях, которые используются в СУБП;

?) взаимодействие с летной и инженерно-авиационной службами эксплуатанта ВС относительно вопросов функционирования системы контроля за работой бортовых регистраторов и информационного обеспечения системы управления БП;

д) взаимодействие с Госавиаадминистрацией по вопросам создания отраслевой SDCPS;

е) сохранение и использование данных относительно особых ситуаций.

2.22. В состав подразделения МПД эксплуатанта должны входить:

а) группа оперативного обслуживания бортовых регистраторов, которая обеспечивает замену носителей и/или создание электронных копий записей бортовых регистраторов, а также коммуникацию носителей полетной информации;

б) группа компьютерной обработки записей бортовых регистраторов, которая обеспечивает воспроизведение определяющих параметров полета с записей FDR и речевых сообщений с записей CVR и использует с этой целью информационные технологии, включая программные средства, сертифицированные Госавиаадминистрацией;

в) экспертная группа, которая анализирует отклонения, выявляемые в результате компьютерной обработки записей бортовых регистраторов, учитывает неблагоприятные для БП латентные условия, идентифицирует особые ситуации и степень риска, который вносится ими;

г) хранитель информации о БП - лицо или группа лиц, которые осуществляют сопровождение базы корпоративной SDCPS, контролируют порядок доступа к ней авиационного персонала, принимающего участие в управлении БП, и осуществляют защиту сведений, содержащихся в базе, для предотвращения использования их с целью, которая отличается от цели повышения БП.

2.23. Инженерный и руководящий состав подразделения МПД должен иметь удостоверение об окончании квалификационных курсов. Срок действия удостоверения - не больше 4 лет.

2.24. Количественный состав подразделения МПД определяется эксплуатантом ВС и зависит от объема выполняемой им работы.

В авиакомпаниях, которые имеют ограниченный парк ВС, по согласованию с Госавиаадминистрацией разрешается:

а) возлагать функции группы оперативного обслуживания бортовых регистраторов на инженерно-авиационную службу эксплуатанта ВС;

б) совмещать должности руководителя программы МПД и хранителя информации о БП;

в) привлекать к работе по экспертной оценке опасных отклонений наиболее квалифицированных специалистов летной, инженерно-авиационной служб и инспекции по БП, которые имеют специальную подготовку;

г) передавать на контрактной основе функции по компьютерной обработке записей бортовых регистраторов предприятиям полетной информации любой формы собственности, сертифицированным Госавиаадминистрацией и лицензированным на выполнение соответствующих видов работ. При этом общая ответственность за качество функционирования систем контроля за работой бортовых регистраторов остается за эксплуатантом ВС.

2.25. Записи бортовых регистраторов используют для получения количественных оценок параметров, характеризующих функционирование ТК "ВС - экипаж - среда", и их отклонений от установленных нормативными документами значений, которые возникают вследствие:

а) ошибок и нарушений, которые допускаются операторами этого комплекса;

б) функциональных отказов оборудования и систем технологического комплекса.

2.26. Параметры, которые регистрируют во время полета современные FDR, используются в системе управления безопасностью во время анализа происшествий, приведенных в приложении 3.

2.27. Вместе с системой контроля за работой бортовых регистраторов используют систему донесения об особых ситуациях и происшествиях, в частности:

а) систему донесения об АП и инцидентах в соответствии с ПРАПИУ;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ УКРАИНЫ Правила информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации Украины I. Общие положения II. Требования к Программе мониторинга полетных данных III. Использование записей бортовых регистраторов с целью контроля качества функционирования ТК "ВС - экипаж - среда" IV. Организация обработки записей бортовых регистраторов во время расследования авиационных происшествий V. Требования к бортовым системам регистрации VI. Требования к наземным компьютеризованным системам и информационным технологиям обработки и анализа полетных данных VII. Подразделения и предприятия полетной информации VIII. Информационное обеспечение системы управления безопасностью полетов во время ТО ВС IX. Информационное обеспечение системы управления безопасностью полетов на аэродромах X. Информационное обеспечение СУБП во время ОрВД XI. Защита информации из систем сбора и обработки данных о БП Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33 Приложение 34

Приказ Министерства транспорта и связи Украины от 19 марта 2009 года №295
"Об утверждении Правил информационного обеспечения системы управления безопасностью полетов воздушных судов гражданской авиации Украины"

О документе

Номер документа:295
Дата принятия: 19/03/2009
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 293/16309 от 02/04/2009
Начало действия документа:13/04/2009
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2009, №31 от 05.05.2009, ст. 1060