База данных

Дата обновления БД:

20.10.2017

Добавлено/обновлено документов:

15 / 203

Всего документов в БД:

77939

Действует

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 30 апреля 2009 года №149

О военном положении

(В редакции Конституционных Законов Кыргызской Республики от 15.07.2011 г. №108, 14.07.2015 г. №163, 18.03.2017 г. №45)

Настоящий конституционный Закон определяет порядок объявления введения, отмены и поддержания военного положения; полномочия государственных органов военного времени; регулирует правовые отношения государства и граждан Кыргызской Республики, иностранцев и лиц без гражданства, а также организаций независимо от организационно-правовых форм в период действия военного положения.

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Военное положение - особый правовой режим, вводимый на всей территории республики или в отдельных ее местностях с целью создания условий для отражения агрессии против Кыргызской Республики в случае агрессии (вооруженного нападения) или непосредственной угрозы агрессии против Кыргызской Республики.

Агрессия - противоправное, прямое или косвенное применение вооруженной силы другим государством против Кыргызской Республики или иным образом, несовместимое с Уставом ООН.

Объявление состояния войны - указ Президента Кыргызской Республики, адресованный населению Кыргызской Республики и освещаемый в средствах массовой информации, о прекращении с государством (государствами) мирных отношений и переходе в отношении с ним к состоянию войны в случае вооруженного нападения с его стороны на Кыргызскую Республику.

Состояние войны - отношения между Кыргызской Республикой и государством (государствами), к которым она переходит с момента объявления войны или фактического начала военных действий и которые продолжаются до окончания военных действий или заключения между ними мирного договора.

Непосредственная угроза агрессии - совокупность признаков, указанных в части третьей статьи 2 настоящего конституционного Закона, определяющих реальную возможность развязывания агрессии против Кыргызской Республики.

Военные действия - организованное применение сил и средств для выполнения поставленных задач; ведутся соединениями и частями Вооруженных Сил Кыргызской Республики и другими воинскими формированиями в форме боевых действий в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, приказами и директивами Главнокомандующего Вооруженными Силами Кыргызской Республики, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, вступившими в силу в установленном законом порядке, в данной области.

Военное время - период нахождения Кыргызской Республики в состоянии войны с другим государством (государствами). Оно начинается с момента объявления войны или фактического начала военных действий и заканчивается объявлением о прекращении войны, но не ранее фактического окончания военных действий.

Военное командование - органы военного управления, на которые возложено выполнение стратегических, оперативных задач и административно-хозяйственных функций в военное время.

Территориальная оборона - защита объектов и коммуникаций на территории Кыргызской Республики от действий противника, диверсионных и террористических актов и других видов угроз, а также установление и поддержание военного положения.

Силы и средства территориальной обороны - резервные формирования, соединения, части, учреждения Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других воинских формирований и правоохранительных органов Кыргызской Республики, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предназначенные для защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Кыргызской Республики от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также для введения и поддержания режима военного положения.

Комендантский час - мера, вводимая при военном положении, с указанием сроков и времени его действия с целью обеспечения охраны общественного порядка и безопасности, пресечения разведывательной, диверсионной и другой противоправной деятельности, запрещающая населению без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, находиться вне жилищ и перемещаться между населенными пунктами в установленное время суток.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом Кыргызской Республики от 14.07.2015 г. №163)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основания для введения военного положения

Основанием для введения военного положения на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях является агрессия против Кыргызской Республики или непосредственная угроза агрессии.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Кыргызской Республики признается:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Кыргызской Республики, любая военная оккупация территории Кыргызской Республики, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия (захват) территории Кыргызской Республики или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Кыргызской Республики или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Кыргызской Республики;

3) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Кыргызской Республики независимо от места их дислокации;

4) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Кыргызской Республики;

5) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Кыргызской Республики, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Непосредственной угрозой агрессии против Кыргызской Республики могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Кыргызской Республики, включая объявление войны Кыргызской Республике.

Статья 3. Порядок объявления состояния войны, военного положения и введения военного положения

Состояние войны и военное положение на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях объявляется указом Президента Кыргызской Республики, который подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, а также официальному опубликованию.

Президент Кыргызской Республики незамедлительно вносит указ об объявлении состояния войны и военного положения на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш).

В указе Президента Кыргызской Республики об объявлении состояния войны и военного положения определяются:

- обстоятельства, послужившие основанием для объявления состояния войны и военного положения;

- границы территории, на которой объявляется военное положение;

- государственные органы, органы местного самоуправления, силы и средства, привлекаемые для обеспечения военного положения;

- перечень вводимых мер, предусмотренных в статье 5 настоящего конституционного Закона, и временных ограничений прав и свобод граждан при этом, не затрагивая сущность конституционных прав, ограничений деятельности организаций независимо от организационно-правовых форм.

Вопрос об утверждении указа Президента Кыргызской Республики об объявлении состояния войны и военного положения должен быть рассмотрен Жогорку Кенешем в течение 24 часов, а в период между сессиями Жогорку Кенеша - в течение 72 часов.

Закон об утверждении или отмене указа Президента Кыргызской Республики об объявлении состояния войны и военного положения принимается большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Неутвержденный Жогорку Кенешем указ Президента Кыргызской Республики об объявлении состояния войны и военного положения прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Кыргызской Республики или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось об объявлении состояния войны и военного положения.

Военное положение на всей территории Кыргызской Республики и в отдельных ее местностях вводится Жогорку Кенешем.

Вопрос о введении военного положения рассматривается Жогорку Кенешем немедленно после утверждения указа Президента Кыргызской Республики об объявлении состояния войны и военного положения.

Закон о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

С введением военного положения указом Президента Кыргызской Республики:

- создаются комитеты обороны областей, городов и районов Кыргызской Республики;

- перераспределяются функции и полномочия государственных органов, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Кыргызской Республики.

Упразднение комитетов обороны областей, городов и районов осуществляется Президентом Кыргызской Республики.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом КР от 15.07.2011 г. №108)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Период военного положения

Период военного положения начинается с момента введения военного положения и заканчивается с момента отмены (прекращения) военного положения.

В местностях, в которых введено военное положение, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики расширяются полномочия военного командования, к ним переходят функции государственных органов в области обороны и обеспечения общественного порядка.

Государственные органы, Вооруженные Силы Кыргызской Республики и другие воинские формирования Кыргызской Республики в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим конституционным Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, в период действия военного положения отражают агрессию, обеспечивают общественный порядок, выполняют мероприятия по гражданской защите и территориальной обороне, а также выполняют другие задачи в области обороны.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом Кыргызской Республики от 14.07.2015 г. №163)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 2 Порядок обеспечения военного положения

Статья 5. Меры по обеспечению военного положения

Введение военного положения влечет за собой применение следующих мер:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, организаций здравоохранения, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3) обеспечение перевода на работу в условиях военного времени государственных органов, органов местного самоуправления Кыргызской Республики, юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также осуществление мероприятий по организации территориальной обороны, подготовке населения к действиям в условиях военного времени;

4) ограничение или приостановление деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Кыргызской Республики, а также ограничение проведения демонстраций, собраний, митингов, шествий, забастовок;

5) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

6) осуществление эвакуации населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений для временного или постоянного проживания;

7) ограничение гражданам выбора места пребывания либо места жительства;

8) установление специального режима работы юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, образовательных учреждений, а также зрелищных заведений;

9) запрещение увольнения по собственному желанию работников оборонных предприятий, а при необходимости - и других юридических лиц независимо от организационно-правовых форм;

10) установление обязательных для исполнения требований к юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм по производству и поставкам оборонной продукции;

11) изъятие или временное привлечение для нужд обороны средств транспорта, сооружений, зданий, машин, механизмов, радиопередающих устройств, множительной, электронно-вычислительной техники, звукозаписывающей аппаратуры, технических средств связи и автоматизированных систем управления, огнестрельного и другого оружия, боеприпасов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных материалов, а также оборудования и материальных средств организаций независимо от организационно-правовых форм, кроме организаций, имеющих мобилизационные планы на расчетный год, с последующей компенсацией в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

12) разрешение юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм переводить, при необходимости, работников без их согласия на работу, не обусловленную трудовым договором;

13) введение комендантского часа с предоставлением комендантской службе права останавливать и досматривать транспортные средства, при необходимости осуществлять личный досмотр и осмотр вещей граждан, осуществлять задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан для установления личности или передачи органам дознания или следствия не должен превышать двух суток в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

14) установление контроля за работой предприятий связи, транспорта, печати, телевидения, вычислительных центров и автоматизированных систем управления, а также средств массовой информации и радиосвязи общего пользования. Запрещение работы радиолюбительских приемо-передающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры на почтовые отправления, корреспонденцию, сообщения, передаваемые при помощи телекоммуникационных систем, телефонные переговоры граждан, направленных в государство, с которым Кыргызская Республика находится в состоянии войны, или в союзные с ним государства;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан государств, с которыми Кыргызская Республика находится в состоянии войны, или союзных с ними государств;

17) запрещение (ограничение) перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Кыргызской Республики (или отдельным ее районам), а также посещения ими юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих производство и поставку оборонной продукции;

18) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Кыргызской Республики;

19) введение в государственных органах, органах местного самоуправления, органах военного управления, юридических лицах независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность в оборонной сфере, дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

20) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, спиртных напитков, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества.

Меры, предусмотренные частью первой настоящей статьи, применяются только на территории, на которой введено военное положение.

В период действия военного положения нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других воинских формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, режим трудовой деятельности, и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом Кыргызской Республики от 14.07.2015 г. №163)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Обеспечение военного положения

По решению Президента Кыргызской Республики совместно с Вооруженными Силами Кыргызской Республики и другими воинскими формированиями в целях обеспечения военного положения привлекаются органы государственной власти Кыргызской Республики в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим конституционным Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики для выполнения следующих задач:

1) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда из нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2) участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

4) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, разведывательной, террористической и диверсионной деятельности;

5) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

6) участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима военного положения.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Конституционным Законом Кыргызской Республики от 14.07.2015 г. №163)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Применение оружия, боевой техники, специальных средств, а также физической силы при обеспечении военного положения

При исполнении служебных обязанностей военнослужащие и сотрудники органов государственной власти, в целях обеспечения военного положения, имеют право применять и использовать боевую технику, оружие, специальные средства, а также физическую силу в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 8. Введение комендантского часа

В условиях военного положения в целях обеспечения общественного порядка и безопасности, пресечения разведывательной, диверсионной и другой противоправной деятельности указом Президента Кыргызской Республики:

- вводится комендантский час;

- назначаются коменданты городов (районов) и уточняются границы городов (районов);

- указываются время действия комендантского часа и временные ограничения прав граждан, а также деятельности юридических лиц;

- определяются полномочия военного командования (коменданта);

- определяются другие вопросы, касающиеся обеспечения общественного порядка и безопасности.

Комендант города (района) своим решением определяет:

- силы и средства, привлекаемые к поддержанию комендантского часа и порядок их взаимодействия;

- порядок несения службы;

- места содержания временно задержанных;

- другие вопросы, касающиеся организации комендантского часа.

Во время комендантского часа гражданам, в том числе сотрудникам иностранных дипломатических представительств, запрещается находиться на улицах или в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, а также находиться вне своего жилища без таких документов.

Лица, допустившие нарушение порядка, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, задерживаются военными патрулями до окончания комендантского часа, а не имеющие при себе документов - до установления личности, но не более чем на двое суток; задержанные могут быть подвергнуты личному досмотру, досмотру вещей и транспортных средств, у них изымаются оружие, боеприпасы, взрывчатые, химические или ядовитые вещества, а также другие запрещенные предметы.

Глава 3 Полномочия государственных органов, дополнительно создаваемых государственных органов военного времени и военного командования по обеспечению военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения

Статья 9. Полномочия Президента Кыргызской Республики в области обеспечения военного положения

Президент Кыргызской Республики, как Главнокомандующий Вооруженными Силами Кыргызской Республики, с введением военного положения руководит обороной Кыргызской Республики и в период военного положения:

1) издает указ:

- об объявлении состояния войны и военного положения;

- о введении комендантского часа;

2) объявляет общую или частичную мобилизацию;

3) издает приказ, директиву на ведение военных действий;

4) формирует комитеты обороны областей, районов и городов;

5) осуществляет общее руководство организацией обеспечения военного положения;

6) назначает комендантов городов;

7) контролирует применение мер по обеспечению военного положения;

8) принимает решение о приостановлении деятельности политических партий, других общественных организаций, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Кыргызской Республики;

9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;

10) принимает решение о прекращении деятельности в Кыргызской Республике иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Кыргызской Республики;

11) устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

12) исполняет иные полномочия в сфере обеспечения военного положения в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Кыргызской Республики от 15.07.2011 г. №108, 14.07.2015 г. №163)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Полномочия Жогорку Кенеша в области обеспечения военного положения

Жогорку Кенеш:

1) решает вопросы войны и мира; вводит военное положение, объявляет состояние войны, утверждает или отменяет указы Президента Кыргызской Республики по этому вопросу;

2) принимает закон о чрезвычайном государственном бюджете на период действия военного положения;

3) ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики;

4) исполняет иные полномочия в сфере обеспечения военного положения в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики.

Статья 11. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области обеспечения военного положения

Правительство Кыргызской Республики:

1) руководит в пределах своей компетенции деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению военного положения;

2) обеспечивает выполнение мер, направленных на удовлетворение нужд Вооруженных Сил Кыргызской Республики, других воинских формирований, государственных органов и граждан;

3) представляет в Жогорку Кенеш чрезвычайный государственный бюджет и обеспечивает его исполнение;

4) организует производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для обеспечения обороны;

5) организует работу органов здравоохранения;

6) организует работу по обеспечению потребностей государства в период действия военного положения материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами;

7) устанавливает временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, режим трудовой деятельности и устанавливает особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования;

8) представляет в Жогорку Кенеш для денонсации международные договоры с государством (группой государств), совершившим (совершивших) агрессию;

9) устанавливает запреты или ограничения на въезд граждан на территорию (выезд с территории) Кыргызской Республики;

10) определяет порядок организации территориальной обороны и гражданской защиты;

11) исполняет иные полномочия в сфере обеспечения военного положения, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции Президента Кыргызской Республики и Жогорку Кенеша.

Премьер-министр Кыргызской Республики, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Кыргызской Республики, представляет Президенту Кыргызской Республики предложения о структуре государственных органов (за исключением ведающих вопросами обороны, национальной безопасности) на период действия военного положения.

(В статью 11 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Кыргызской Республики от 15.07.2011 г. №108, 14.07.2015 г. №163)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 12. Полномочия Совета безопасности и дополнительно создаваемых государственных органов военного времени

Совет безопасности Кыргызской Республики является высшим органом руководства Вооруженными Силами Кыргызской Республики, который возглавляет Главнокомандующий Вооруженными Силами Кыргызской Республики - Президент Кыргызской Республики.

Рабочим органом Совета безопасности Кыргызской Республики является Генеральный штаб Вооруженных Сил Кыргызской Республики.

Решения Совета безопасности, оформленные в виде приказов и директив Главнокомандующего Вооруженными Силами Кыргызской Республики, обязательны для исполнения Вооруженными Силами Кыргызской Республики.

По решению Совета безопасности на территории, где введено военное положение, осуществляется контроль за телефонными переговорами, вводится военная цензура на почтовые отправления, корреспонденцию, сообщения, передаваемые при помощи телекоммуникационных систем, а также создаются органы цензуры и определяется их правовой статус.

Комитеты обороны областей, городов и районов Кыргызской Республики наделяются правом применять на своей территории меры по обеспечению военного положения, предусмотренные статьей 5 настоящего конституционного Закона, за исключением пунктов 4, 13, 15, 16 и 17.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Кыргызской Республики от 15.07.2011 г. №108, 14.07.2015 г. №163, 18.03.2017 г. №45)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Полномочия военного командования

Военному командованию в целях обеспечения военного положения в местностях, где ведутся или развертываются военные действия, предоставляются полномочия по применению мер, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 7, 11 и 13 статьи 5 настоящего конституционного Закона. Кроме того, военное командование наделяется правами:

1) осуществлять эвакуацию юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также проводить отселение населения из зон возможных боевых действий;

2) переселять лиц, имеющих судимость за тяжкие преступления, и лиц, находящихся под следствием и административным надзором, на территории, где военные действия не ведутся;

3) устанавливать обязанность физических и юридических лиц по предоставлению жилых помещений для расквартирования воинских частей и учреждений в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) регламентировать работу организаций здравоохранения, предприятий транспорта общего пользования, торговли и общественного питания, бытового, складского и коммунального хозяйства независимо от организационно-правовых форм, устанавливать порядок и нормы отпуска населению и организациям продовольственных и промышленных товаров (нормированное снабжение);

5) устанавливать порядок использования защитных сооружений;

6) проводить карантинные и другие санитарно-противоэпидемические мероприятия;

7) издавать в пределах своих полномочий и опубликовывать для общего сведения постановления и приказы, обязательные для исполнения соответствующими комитетами обороны, органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами, а также осуществлять контроль за их исполнением;

8) устанавливать в отношении должностных лиц и граждан за неисполнение постановлений и приказов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 14. Расследование и судопроизводство в условиях военного положения

Расследование и судопроизводство по делам о преступлениях, совершенных в период военного положения, осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

В случае невозможности осуществления правосудия судьями, действующими на территории, на которой введено военное положение, по решению Верховного суда Кыргызской Республики временно может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Статья 15. Прокурорский надзор в условиях военного положения

В период военного положения прокурорский надзор за исполнением нормативных правовых актов государственными органами, органами местного самоуправления и государственными органами военного времени осуществляется органами прокуратуры Кыргызской Республики.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протестов и представлений. О результатах рассмотрения протестов и представлений органы дознания незамедлительно сообщают прокурору в письменной форме.

Глава 4 Обязанности граждан и организаций в период военного положения

Статья 16. Обязанности граждан в период военного положения

Граждане обязаны выполнять требования Конституции Кыргызской Республики, настоящего конституционного Закона, иных нормативных правовых актов по вопросам военного положения.

Граждане, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны:

1) выполнять установленные законодательством Кыргызской Республики требования государственных органов, обеспечивающих военное положение, их должностных лиц и оказывать им содействие;

2) являться по вызову в органы военного управления и государственные органы по месту жительства;

3) участвовать в работах оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных, разрушенных объектов экономики и военных объектов, систем жизнеобеспечения населения, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

4) предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

5) выполнять иные обязанности, возложенные на них государственными органами в соответствии с настоящим конституционным Законом.

Статья 17. Обязанности организаций в период военного положения

Организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны выполнять требования государственных органов, обеспечивающих военное положение, их должностных лиц и оказывать им содействие.

Организации в период военного положения обязаны:

1) предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

2) в первоочередном порядке выполнять задания (заказы) государства в целях обеспечения обороны и безопасности Кыргызской Республики на основании договоров;

3) выполнять иные обязанности, возложенные на них государственными органами в соответствии с настоящим конституционным Законом.

Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего конституционного Закона

За нарушение положений настоящего конституционного Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики по вопросам военного положения, а также за правонарушения, совершенные в период действия военного положения, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 5 Заключительные положения

Статья 19. Ограничения, допустимые в период военного положения

В период действия военного положения запрещается принятие Конституции Кыргызской Республики, новой редакции Конституции Кыргызской Республики либо внесение изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики, а также принятие и внесение изменений и дополнений в конституционные законы Кыргызской Республики, выдвижение обвинения против Президента Кыргызской Республики для отрешения его от должности, принятие Жогорку Кенешем решения о самороспуске.

Во время военного положения не допускается проведение референдумов, выборов.

Статья 20. Отмена военного положения

Военное положение, введенное на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях в соответствии с настоящим конституционным Законом, отменяется Жогорку Кенешем после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Кыргызской Республики или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

С момента отмены военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения военного положения, отменяются органами, их издавшими.

С момента отмены военного положения государственные органы, органы местного самоуправления и военного управления в порядке, установленном Президентом Кыргызской Республики, прекращают осуществление полномочий в области обеспечения военного положения.

Статья 21. Уведомление Организации Объединенных Наций о введении военного положения и его отмене

В случае введения военного положения на всей территории Кыргызской Республики или в отдельных ее местностях Президент Кыргызской Республики во исполнение международных обязательств Кыргызской Республики принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств-членов Организации Объединенных Наций) об отступлении Кыргызской Республики от своих обязательств по международным договорам в связи с введением военного положения и ограничением прав и свобод граждан.

Президент Кыргызской Республики принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств-членов Организации Объединенных Наций) о возобновлении Кыргызской Республикой своих обязательств по международным договорам в связи с отменой военного положения.

Статья 22. Вступление в силу настоящего конституционного Закона

Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики "О военном положении" от 30 сентября 1998 года №126.

Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим конституционным Законом.

Президент Кыргызской Республики

К.Бакиев

Глава 1 Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Основания для введения военного положения Статья 3. Порядок объявления состояния войны, военного положения и введения военного положения Статья 4. Период военного положения Глава 2 Порядок обеспечения военного положения Статья 5. Меры по обеспечению военного положения Статья 6. Обеспечение военного положения Статья 7. Применение оружия, боевой техники, специальных средств, а также физической силы при обеспечении военного положения Статья 8. Введение комендантского часа Глава 3 Полномочия государственных органов, дополнительно создаваемых государственных органов военного времени и военного командования по обеспечению военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения Статья 9. Полномочия Президента Кыргызской Республики в области обеспечения военного положения Статья 10. Полномочия Жогорку Кенеша в области обеспечения военного положения Статья 11. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области обеспечения военного положения Статья 12. Полномочия Совета безопасности и дополнительно создаваемых государственных органов военного времени Статья 13. Полномочия военного командования Статья 14. Расследование и судопроизводство в условиях военного положения Статья 15. Прокурорский надзор в условиях военного положения Глава 4 Обязанности граждан и организаций в период военного положения Статья 16. Обязанности граждан в период военного положения Статья 17. Обязанности организаций в период военного положения Статья 18. Ответственность за несоблюдение положений настоящего конституционного Закона Глава 5 Заключительные положения Статья 19. Ограничения, допустимые в период военного положения Статья 20. Отмена военного положения Статья 21. Уведомление Организации Объединенных Наций о введении военного положения и его отмене Статья 22. Вступление в силу настоящего конституционного Закона

Конституционный Закон Кыргызской Республики от 30 апреля 2009 года №149
"О военном положении"

О документе

Номер документа:149
Дата принятия: 30/04/2009
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:12/05/2009
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 12 мая 2009 года №34-35;

Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №4, 2009 года, Ст.371.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 22 настоящий Конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования - с 12 мая 2009 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 18/03/2017  документом  Конституционный Закон Кыргызской Республики О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики О военном положении № 45 от 18/03/2017
Вступила в силу с: 31/03/2017


Редакция от 14/07/2015, принята документом Конституционный Закон Кыргызской Республики О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики № 163 от 14/07/2015
Вступила в силу с: 21/07/2015


Редакция от 15/07/2011, принята документом Конституционный Закон Кыргызской Республики О внесении изменений и дополнения в конституционный Закон Кыргызской Республики О военном положении № 108 от 15/07/2011
Вступила в силу с: 26/07/2011


Редакция от 30/04/2009