Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ, ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА СУДЕЙ УКРАИНЫ

от 3 апреля 2009 года №7

О состоянии осуществления судопроизводства административными судами

Рассмотрев и обсудив материалы изучения состояния организации и осуществления судопроизводства в административных судах (Высшем административном суде Украины, Львовском апелляционном административном суде, Львовском и Ивано-Франковском окружных административных судах) за 2007 год - первое полугодие 2008 года, Президиум Верховного Суда Украины и президиум Совета судей Украины УСТАНОВИЛИ:

Характерными для всех административных судов, в которых изучалось состояние осуществления судопроизводства, являются неединичные случаи нарушения ими правил подсудности и выход за границы компетенции административных судов относительно решения административных дел (статьи 1, 17, 18 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАСС Украины). Выявлены многочисленные случаи рассмотрения этими судами по сути дел, которые не относятся к юрисдикции административных судов, в частности относительно земельных споров, споров относительно права собственности на другие объекты недвижимого имущества, приватизации государственного имущества.

Типичными для этих судов являются нарушения сроков передачи и порядка очередности передачи исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб судьям-докладчикам, сроков открытия производства по делу, сроков рассмотрения административных дел (часть третья статьи 107, части первая и вторая статьи 189, части первая и вторая статьи 214 КАСС Украины). Причем массовыми в административных судах являются случаи нарушения сроков открытия производство по делу. Срок рассмотрения многих дел значительно превышает два месяца, а в Высшем административном суде Украины в ряде случаев составляет свыше двух лет.

В деятельности указанных судов имеют место многочисленные случаи допущения существенных ошибок в применении норм материального и процессуального права, неправильного и неодинакового применения законодательства, неучет судебной практики Верховного Суда Украины при решении большинства категорий дел.

В вышеназванных административных судах довольно часто допускаются нарушения определенной законом процедуры рассмотрения дел, порядка составления и оформления процессуальных документов. Учетно-статистическая работа в этих судах ведется на неудовлетворительном уровне.

Во время анализа организации и осуществления судопроизводства указанными административными судами рабочая группа учитывала как объективные, так и субъективные причины, которые влияют на работу этих судов. В частности, были учтены такие объективные факторы, как начальный этап становления административных судов, незавершенность формирования их системы, несовершенство законодательства, недостаточное материальное и финансовое обеспечение их деятельности, а также одноразовая передача Высшему административному суду Украины большого количества административных дел.

Вместе с тем изучение состояния организации и осуществления судопроизводства Высшим административным судом Украины засвидетельствовало неподобающий уровень организации его деятельности, в результате чего этот суд не в полной мере обеспечивает осуществление правосудия.

Высшим административным судом Украины также допускаются многочисленные нарушения норм КАСС Украины относительно порядка предоставления и принятия в рассмотрение кассационных жалоб, чем нарушаются права лиц, которые участвуют в делах, на кассационное обжалование. В связи с этим Верховным Судом Украины отменены соответствующие судебные решения.

Кроме того нарушаются сроки открытия кассационных производств, установленные статьей 214 КАСС Украины, не принимается меры, направленные на уменьшение количества остатков нерассмотренных кассационных жалоб и дел.

Так в первом полугодии 2008 года количество кассационных производств, открытых с нарушением сроков, предусмотренных КАСС Украины, составляет 3,6 тыс., или 48,6% от открытых кассационных производств.

В 2007 году остались нерассмотренными 22,2 тыс. (47,4%) кассационных жалоб и дел, которые находились на рассмотрении в Высшем административном суде Украины, в первом полугодии 2008 года - 21,3 тыс. жалоб и дел (70,0%).

Если в 2007 году на рассмотрение судьям было передано 28,2 тыс. (60,3%) кассационных жалоб, которые находились на рассмотрении в Высшем административном суде Украины, то в первом полугодии 2008 года - 12,1 тыс. жалоб (40%). При этом в первом полугодии 2008 года рассмотрено 9,1 тыс. кассационных жалоб, что на 20,3% меньше, чем в соответствующем периоде 2007 года.

Во многих учетно-статистических карточках указывается не дата поступления жалобы в Высший административный суд Украины, а дата передачи ее судье, что приводит к существенному занижению сроков рассмотрения дел.

Имеют место нарушения при передаче кассационных жалоб судьям. Выявлены случаи, когда решение о передаче дела судье-докладчику принималось в течение длительного времени после дня поступления кассационной жалобы в суд. Вопросы об открытии кассационного производства, отказ в открытии кассационного производства, оставления кассационной жалобы без движения не решались в течение длительного времени, в отдельных случаях этот срок составлял свыше одного года от дня поступления дела в суд.

В подавляющем большинстве дел имеют место нарушения судьями-докладчиками срока подготовки дел к кассационному рассмотрению и постановления определений об окончании подготовки и назначения дел к кассационному рассмотрению (часть первая статьи 215, статья 220-1 КАСС Украины). В отдельных случаях это осуществлялось в срок до одного года и больше.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Президиума Верховного Суда Украины, президиума Совета судей Украины от 3 апреля 2009 года №7
"О состоянии осуществления судопроизводства административными судами"

О документе

Номер документа:7
Дата принятия: 03/04/2009
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Вестник Верховного Суда Украины от апреля 2009 года, №4, стр.15 

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 17 это Постановление опубликовать в журнале "Вестник Верховного Суду Украины" и других средствах массовой информации.